Как и кем осуществляется выбор формы воспитания ребенка оставшегося без родительского попечения

Обновлено: 02.07.2024

Опека – принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун, имеет все права родителей в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, несет ответственность за него до 18 лет.

Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 31—33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Опека над несовершеннолетним автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ребенком.

Процедура установления опеки

Устанавливается распоряжением администрации района и не требует судебной процедуры. Гражданин Российской Федерации, желающий принять под опеку (попечительство) ребенка, подает в орган опеки и попечительства заявление о назначении его опекуном (попечителем). К заявлению, в соответствии с нормами семейного законодательства, должны быть приложены определенные документы

В соответствии с правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 4. гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в организацию, оказывающую социальные услуги и осуществляющую указанные полномочия органов опеки и попечительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке , устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью).

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "з" пункта 4 настоящих Правил, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке.

Статус ребенка и его возраст

Как правило, под опеку и попечительство могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 0 до 18 лет.

Требования к опекунам

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие межу ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Не назначаются опекунами или попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка, (ст. 146 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Очень часто опекунами становятся родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Права и обязанности опекунов

Опекун принимает в семью ребенка на правах воспитуемого, беря на себя обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию. При этом ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка. Опекун (попечитель) имеет право (ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 37, ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации):

• самостоятельно определять способы воспитания, выбирать образовательное

учреждение и формы обучения подопечного;

• требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований,

в том числе от близких родственников ребенка;

• без предварительного согласия органов опеки и попечительства производить расходы на повседневные нужды и потребности подопечного за счет сумм, причитающихся ему в качестве дохода;

• при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного

положения, отсутствие взаимоотношения с подопечным и т.п.) просить об освобождении его от обязанности опекуна (попечителя).

Опекун (попечитель), а также их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

В случаях ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечение виновного гражданина к установленным законом ответственности (ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

Опекуны (попечители) обязаны (ст. 36, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации):

• исполнять свои обязанности безвозмездно;

• проживать совместно со своим подопечным, извещать органы опеки и попечительства об изменении места жительства;

• заботиться о содержании и воспитании своего подопечного, об обеспечении

его уходом и лечением, защищать его права и интересы;

• обеспечить получение подопечным основного общего образования;

• не причинять вред психическому и физическому здоровью и нравственному

• не допускать пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения с подопечным, его оскорбления и эксплуатации;

• не препятствовать общению подопечного с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка;

• расходовать доходы подопечного исключительно в его интересах;

Опекун (попечитель) обязан получить разрешение органов опеки и попечительства в следующих случаях:

• при расходовании средств подопечного;

• при совершении любых сделок по отчуждению имущества подопечного (обмен, дарение, сдача в наем, в безвозмездное пользование, в залог, раздел имущества, выдел из него долей или любое другое уменьшение имущества).

Опекунам (попечителям) производится ежемесячная выплата денежных средств на содержание одного ребенка в следующих размерах:

• до 6 лет — 1, 73 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 6 до 14 лет — 2,31 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 14 до 16 лет — 2,89 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 16 до 18 лет — 2,5 прожиточных минимума, установленных для трудоспособного населения в АО

Ежегодно до первого февраля последующего года опекунам и, в управление опеки и попечительства, предоставляется отчет об использовании денежных средств, согласно действующему законодательству.

• Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов (попечителей), а опекуны (попечители) не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и др. социальных выплат;

• Имущество может принадлежать опекунам (попечителям) на праве общей собственности по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом;

• Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия;

• Опекуны (попечители) не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Дальнейшее устройство ребенка

По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически трансформируется в попечительство, которое, в свою очередь, прекращается при достижении совершеннолетия или при вступлении в брак до 18 лет. При появлении кандидата, желающего его усыновить, ребенок, может быть оставлен, в этой семье, но уже в качестве усыновленного ребенка или по решению суда может быть передан в другую семью, также в качестве усыновленного ребенка.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). (Семейный кодекс Российской Федерации, Раздел IV, глава 11, статья 54; Раздел V I, глава 21, статьи с 151 по 155).

Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью:

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

• дети, родители которых неизвестны;

• дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

• дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

• дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или другие аналогичных учреждениях.

Права и обязанности приемных родителей:

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеют право и обязаны:

1. Воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным кодексом РФ.

2. Приёмные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

3. Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

4. Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Число детей, помещенных в приемную семью:

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Для назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка приемный родитель представляет в управление опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявление с приложением документов:

• копия документа, удостоверяющего личность получателя;

• копия свидетельства о рождении ребенка, либо копия паспорта (для детей старше 14 лет);

• копии документов, подтверждающих факт отсутствия родительского попечения над ребенком;

• копия документа о передаче ребенка на воспитание в семью получателя.

Приемным родителям производится ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка в следующих размерах:

• до 6 лет — 1, 73 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 6 до 14 лет — 2,31 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 14 до 16 лет — 2,89 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 16 до 18 лет — 2,5 прожиточных минимума, установленных для трудоспособного населения в автономном округе.

Приемных родителей получаю ежемесячно вознаграждение в следующих размерах:

• каждому из приемных родителей – из расчета 0,7 базовой единицы на каждого приемного ребенка,

• а также дополнительно 0,3 базовой единицы на воспитание каждого ребенка, недостигшего трехлетнего возраста,

• и 0,45 базовой единицы на воспитание каждого ребенка-инвалида, ребенка, состоящего на диспансерном учете, в связи с имеющимся хроническим заболеванием, и на период болезни каждого ребенка.

Вознаграждение приемным родителям выплачивается с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Единовременное пособие.

Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, производится в соответствии с федеральным законодательством.

Правовые последствия (между приемными родителями и детьми).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Документы необходимые для постановки на учет в качестве приемных родителей (родителя):

• заявление с просьбой о назначении его опекуном;

• справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

• выписка из домой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

• справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

• медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

• копия свидетельства о браке (если, гражданин выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

• письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

• справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

• документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном;

Ребёнок-сирота – ребёнок в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель.
Ребёнок, оставшийся без попечения родителей – ребёнок в возрасте до 18 лет, который остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с:
– лишением их родительских прав;
– ограничением их в родительских правах;
– признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
– объявлением их умершими;
– отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
– отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
– в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лицо в возрасте от 18 до 23 лет, у которого, когда оно находилось в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный и региональный банки данных. Первоначально эти данные в виде анкет и фотографий детей формируются и передаются в региональный банк данных органами опеки и попечительства. Московский региональный банк данных находится в ведении Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);
– учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
– учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Усыновление/удочерение – принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребёнок после усыновления получает все права родного – со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей – и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Опека и попечительство – форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.

Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребёнка на основании договора с органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Попечители – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей.


С ЧЕГО НАЧАТЬ

1. Граждане, желающие усыновить ребенка, оформить над ним опеку (попечительство), создать приёмную семью или стать патронатным воспитателем, обращаются в органы опеки и попечительства (муниципалитет) по месту жительства и заявляют о своих намерениях.
На первом приёме они получают разъяснения по вопросам, связанным с устройством ребёнка-сироты в свою семью на любую из перечисленных форм, и знакомятся с перечнем необходимых для этого документов, а именно:

– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо декларация о доходах (действительна в течение года);
– копия финансово-лицевого счёта и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (действительно в течение года);
– справка ОВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (действительно в течение года);
– для лиц, желающих усыновить ребенка, – медицинское заключение о состоянии здоровья следующих специалистов: терапевта, инфекциониста, дерматовенеролога, фтизиатра, невропатолога, онколога, психиатра, нарколога (действительно в течение 3 месяцев);
– копия свидетельства о браке (если лица, желающие усыновить ребёнка, состоят в браке).

Собрав все перечисленные документы, граждане подают в орган опеки и попечительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем, опекуном, приёмным родителем или патронатным воспитателем.

Для подготовки заключения орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, изъявивших желание принять ребёнка на воспитание в свою семью.

На основании перечисленных выше документов орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение.

В день первичного приема гражданин заполняет заявление и анкету установленного образца для постановки на учёт в качестве кандидата в усыновители или опекуны (попечители) и получает направление в родительскую школу для прохождения курса подготовки и получения консультаций по вопросам семейного воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

2. После получения заключения усыновитель может обращаться по своему выбору в любой государственный орган на территории РФ, занимающийся оформлением детей, например:

3. Если усыновителей интересует конкретный ребенок, следует обращаться в органы опеки и попечительства того района, где проживает (находится в государственном учреждении) ребёнок.


ДАЛЬНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА

Оператор ставит граждан на учёт и в течение 10 дней предоставляет информацию о детях согласно их пожеланиям. Если представленная информация о ребенке заинтересовала кандидата, ему выдается направление установленного законодательством образца на посещение ребенка, которое действительно в течение 10 дней. Если кандидат не заинтересовался предложениями оператора, то в каждые последующие 10 дней ему предоставляется новая информация.
В десятидневный срок после получения направления гражданин обязан письменно известить регионального оператора об итогах посещения учреждения (свое согласие или отказ от конкретного ребёнка).
В случае отказа региональным оператором продолжается работа по подбору ребёнка гражданину.
При положительном решении вопроса гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать регионального оператора об:

УСЫНОВЛЕНИИ

После подбора ребенка кандидат в усыновители обращается в суд с заявлением об усыновлении ребенка. Орган опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка готовит для суда заключение об обоснованности усыновления. Усыновитель может забрать ребёнка из учреждения после вступления решения суда в законную силу.

ОПЕКЕ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ)

После подбора ребенка кандидат в опекуны обращается в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки (попечительства), после чего руководитель муниципалитета издает соответствующее распоряжение. Опекун может забрать ребёнка из учреждения сразу же после подготовки распоряжения.

ОБРАЗОВАНИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

После подбора детей для создания приемной семьи кандидат в приёмные родители обращается в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей с заявлением о заключении договора о создании приемной семьи.

Если приёмные родители и дети (ребёнок) проживают на территории разных муниципалитетов, то возможно и заключение трёхстороннего договора между приёмными родителями и органами опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей и детей (ребёнка).

В заключение руководитель муниципалитета издает распоряжение о передаче детей (ребенка) в приемную семью.

Контактные телефоны:
ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА БОГОРОДСКОЕ
(495) 603-27-08, (495) 603-27-09, 05

Телефон сотрудников отдела семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,
Департамента образования города Москвы (Семеновская пл., д. 4): (495) 366-70-94
Прием корреспонденции (письма от организаций, обращения, заявления, жалобы от граждан) осуществляются через Общественную приемную:

График работы общественной приемной
понедельник с 8:30 до 12:00
вторник, среда, четверг с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 16:30
пятница с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 15:00

В связи с участившимися обращениями региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), а также граждан Департамент направляет разъяснения законодательства Российской Федерации в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Относительно выявления безнадзорных и беспризорных детей.

Понятия "беспризорного и безнадзорного ребенка" определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ):

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Понятие "ребенка, оставшегося без попечения родителей" определено Семейным кодексом Российской Федерации, а именно: защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Нормы, установленные Федеральным законом N 120-ФЗ, не подразумевают утрату родительского попечения беспризорным или безнадзорным ребенком. Так, согласно статье 5 Федерального закона N 120-ФЗ в отношении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу.

Порядок действий органов опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью действиями или бездействиями родителей или законных представителей установлен статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка (к примеру, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо под опеку (попечительство) и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Согласно пункту 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101 (далее - Порядок), регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе при наличии акта органа опеки и попечительства об отобрании ребенка.

Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.

В том случае, если родители (единственный родитель) ребенка не изменили своего отношения к содержанию, воспитанию и образованию ребенка после проведения индивидуальной профилактической работы, органы опеки и попечительства обращаются в суд с заявлением о лишении родительских прав либо о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания. При этом акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего не может являться единственным основанием для принятия судом решения о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания, т.к. суду должны быть предоставлены материалы обо всем периоде.

Пунктом 8 Порядка предусмотрена регистрация данных о ребенке, как оставшемся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при наличии решения суда о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителя(ей) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания.

2. Относительно детей, родители (единственный родитель) находятся на длительном лечении.

Пунктом 8 Порядка утвержден перечень документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребенком попечения его родителей (единственного родителя). Данный перечень не является закрытым в силу того, что статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации не предусмотрен закрытый перечень причин отсутствия родительского попечения.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации в случае болезни родителей защита прав и интересов детей возлагается на орган опеки и попечительства. Однако, законодательством Российской Федерации не установлен перечень заболеваний, при которых родители несовершеннолетнего не могут осуществлять свои права и нести обязанности.

В связи с этим орган опеки и попечительства не имеет возможности в административном порядке принять решение, при наличии какого именно заболевания родители (единственный родитель) не могут осуществлять свои права и обязанности. Данный вопрос должен решаться в судебном порядке.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если:

оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), допускается ограничение родительских прав (статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным (статья 29 Гражданского кодекса Российской Федерации);

в несудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ребенком не представляется возможным, то на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 264 и статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт отсутствия родительского попечения над ребенком устанавливается судом.

МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Перепланировка и переустройство

Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Государственные гарантии по социальной поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей

Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Право на медицинское обслуживание

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Право на труд

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" на бесплатную юридическую помощь в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Читайте также: