Как государство влияет на социализацию граждан

Обновлено: 25.06.2024

Вместе с тем, одним из основных условий существования государства является легитимность его социальных формирований в глазах общества. Соответственно, отсюда следует и одна из основных потребностей государства - обеспечение легитимности посредством социализации членов общества. Для достижения этой цели государство решает следующие задачи:

- изъятие общественных ресурсов (налоги, ренты, акцизы и т.п.);

- выполнение социальных функций (оборона, социальное обеспечение, суд
и т.д.);

- формирование социальных институтов;

- воспроизводство и поддержание социальных отношений;

- признание на международном и на надгосударственном уровнях и др.

В зависимости от сферы деятельности государства можно говорить о разных видах социализации. Более наглядно некоторые из них представлены в виде таблицы:

Право

правоохранительная, судебная: пенитенциарная системы

Образование

Здравоохранение

медицинские и санитарно-гигиенические стандарты

система здравоохранения и медицинского обслуживания

Предоставление социальных гарантий

пенсионная система, система социальной защиты и обеспечения и т.п.

Идеология

культура, СМИ, псевдообщественные организации, движения и др.

Политика

Рассмотрим их более подробно.

1. Право – один из видов управления обществом со стороны государства. Государство устанавливает, регламентирует и обеспечивает выполнение социальных норм и правил общественной жизни в пределах определенной территории, а также использует легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Таким образом, право является одним из видов социализации, так как оно обеспечивает регламентацию общественной жизни и соблюдение членами общества социальных норм поведения.

Формой реализации права как вида социализации является законодательство, т.е. совокупность норм и правил, определяющих социальные рамки общественных отношений.

Исполнение правовых норм обеспечивается с использованием инфраструктуры социального принуждения. Инструментами социализации в сфере права выступают, к примеру:

- правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение членами общества норм социального права[4];

- судебные органы, обеспечивающие легитимность наказания за нарушение норм социального права со стороны членов общества;

- органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением норм социального права;

- пенитенциарные учреждения, обеспечивающие изоляцию асоциальных членов общества и их принудительную социализацию.

Таким образом, социальная функция права заключается в осуществлении социального принуждения в отношениях между государством и обществом.

2. Образование как вид социализации предполагает освоение социальных навыков и умений, обеспечивающих возможность участия членов общества в социальных отношениях и выполнение ими социальных ролей и функций.

Образование формализуется через образовательные стандарты, нормы и правила, которые унифицируют образовательный процесс и позволяют с максимальной эффективностью проводить социальную политику государства в сфере образования.

Инструментами образования выступают учебные заведения всех уровней (начиная с дошкольного и заканчивая вузовским и послевузовским образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой).

Таким образом, образование выполняет функции подготовки и включения членов общества в различные сферы социальных отношений, приобщения их к культуре социальных отношений. Не случайно образование является одним из показателей социального статуса членов общества и одним из факторов воспроизводства социальной структуры общества.

3. Здравоохранение. Государство заинтересовано в здоровом и работоспособном населении, увеличивающем его благосостояние и благосостояние доминирующей в обществе социальной элиты. Здравоохранение как вид социализации предполагает реализацию мер, направленных на воспроизводство здорового и работоспособного населения.

Здравоохранение формализуется через медицинские и санитарно-гигиенические стандарты, которые унифицируют процесс медицинского обслуживания населения и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Инструментами здравоохранения являются учреждения здравоохранения и медицинского обслуживания, выполняющие функцию социализации (например, шоферские комиссии, медицинские осмотры, выдача санитарных книжек и т.д.).

4. Предоставление социальных гарантий как вид социализации предполагает реализацию мер, обеспечивающих поддержание минимальных социальных стандартов жизни населения.

Этот вид социализации формализуется в виде неотъемлемых и гарантированных государством прав граждан, закрепленных в Конституции РФ и соответствующих подзаконных актах. Конкретизируется такая формализация через соответствующие социальные нормативы (например: прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальная заработная плата, пенсия и т.п.).

Инструментальную функцию в процессе реализации социальных гарантий выполняют органы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, защиты и обеспечения, ЖКХ и др.

5. Идеология как вид социализации представляет собой мировоззренческую позицию, насаждаемую государством (доминирующей социальной элитой) с целью обеспечения легитимности и устойчивости сложившихся социальных отношений и реализации собственных интересов.

В качестве специфического инструмента идеологического влияния можно выделить СМИ, просветительские общества, псевдообщественные движения и организации и т.п.

6. Политика[5] как вид социализации предназначена для:

- снятия социальной напряженности в обществе;

- легитимизации сложившейся социальной структуры государственного управления;

- легализации социально деструктивных групп с целью их включения в политический процесс и последующей социализацией.

Политика формализуется в виде избирательного законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и прочих нормативных актов. В качестве инструментария политической деятельности используются политические партии и движения, действующие в рамках соответствующего законодательства.

Таким образом, виды социализации представляют собой не просто перечень обособленных друг от друга способов и методов социального воздействия на население, а комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов такого системного явления, как социализация. Поэтому игнорирование любого из перечисленных выше элементов ведет к неизбежной деградации и саморазрушению государства как саморегулирующейся и самоподдерживающейся социальной системы.

[1] См. например: Современный словарь иностранных слов. – С. 570; Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 686; Новейший философский словарь / Сост. А.Л. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646 и др.

[2] Каспэ С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России // Полит. исследования. – 1999. – № 2. – С. 38.

[3] Грачев Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полит. исследования. – № 3. – 2000. – С. 151.

[4] Социальное право – комплекс норм права, регламентирующий социальные отношения.

[5] Под политикой здесь понимается завоевание, удержание, и использование государственной власти элитарными группами.

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

На развитие личности оказывают влияние многие условия и факторы, среди которых: семья, общество, группа сверстников и т. д. Страна как фактор социализации подрастающих поколений очень мало изучена. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в историю.

Содержание

Введение. 3
Понятие социализации: определение, этапы, механизмы. 4
Страна, как фактор социализации личности. 7
Особенности социализации в России. 12
Заключение. 15
Список литературы. 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

страна как фактор социализации личности.doc

Страна как фактор социализации личности

    1. Понятие социализации: определение, этапы, механизмы. ..4
    2. Страна, как фактор социализации личности. . 7
    3. Особенности социализации в России. . 12

    Список литературы. . . . 16

    Известно, что младенец вступает в большой мир как несовершенный организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Постепенно ребенок приобретает комплекс установок и ценностей, симпатии и антипатии, цели и намерения, шаблоны поведения и ответственность, а также неповторимо индивидуальное видение мира.

    Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В процессе развития происходит формирование индивида как личности и определенных его отношений с окружающим обществом. Сила воздействия внутренних и внешних условий, влияющих на развитие личности, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Потому вопросы социализации были и всегда остаются актуальными и изучаются многими науками: философией, психологией, социальной психологией, социальной педагогикой, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.

    На развитие личности оказывают влияние многие условия и факторы, среди которых: семья, общество, группа сверстников и т. д. Страна как фактор социализации подрастающих поколений очень мало изучена. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в историю.

    Цель контрольной работы — рассмотреть аспекты влияния страны на социализацию личности.

      1. Раскрыть понятие социализации.
      2. Рассмотреть основные институты социализации личности.
      3. Выявить влияние страны на социализацию личности.

      1. Понятие социализации: определение, этапы, механизмы

      Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [1].

      М.В. Демин, Н.П. Дубинин и А.Ф. Полис рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологического [8].

      А.Н. Тесленко рассматривает социализацию в триединстве ее проявлений:

      • адаптация к социальному миру;
      • принятие социального мира как данности;
      • способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

      Социализация охватывает процессы обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, детский сад, школа, общество, средства массовой информации и т. д. Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:

      • стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
      • игровая стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
      • стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

      На каждой стадии решаются свои задачи. А. В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.

      Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

      Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
      Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

      Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

      Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным [7].

      В современной науке социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

      Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, социального слоя, возраста и т.д. Например, Д.В. Альжев к средствам социализации относит следующие:

        1. способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;
        2. формируемые бытовые и гигиенические умения;
        3. окружающие человека плоды материальной культуры;
        4. элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;
        5. методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
        6. последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах [1].

        Социализация человека во взаимодействии с различными условиями и средствами происходит с помощью ряда определенных механизмов. Например, французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер — приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека [8].

        А.В. Мудрик, обобщая данные, к психологическим и социально- психологическим механизмам относит следующие:

        • импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;
        • экзистенциальныйнажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;
        • подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
        • идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;
        • рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [6].

        Таким образом, механизмы социализации универсальны. Их необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

        2. Страна, как фактор социализации личности

        Все факторы социализации условно можно объединить в две группы: макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей (космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство) и микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам, это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников).

        Страна — это объективные географические и природно-климатические условия, образующие некие рамки жизнедеятельности и социализации человека, которые позволяют и делают необходимым рассмотрение страны как макрофактора социализации [6].

        Страна обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т.е. быть колонией или подопечной территорией). На территории одной страны могут существовать несколько государств (например, разделенные Германия и Вьетнам, Китай и Корея).

        Немаловажно географическое положение страны, определяющее не только климат и ее природу, но и то, с какими странами она граничит и, следовательно, довольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т.е. благоприятность возможностей развития связей страны с другими частями планеты и многое другое [6].

        Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность.

        Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость. Так, два острова имеют практически одинаковую площадь - Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в 20 раз больше, чем Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с уровнем жизни кубинцев.

        Влияние географических условий распространяется и на предпочтение тех или иных видов труда. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие.

        Климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Климатические условия влияют на состояние здоровья людей, некоторые болезни.

        Имеет значение и то, располагает ли страна хорошими почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Это существенным образом обуславливает развитие экономики страны.

        1 Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления При Президенте Украины

        В статье рассматриваются вопросы формирования социокультурной среды как наиболее всеобъемлющего и универсального фактора, влияющего на процесс социализации молодого поколения, а также определяется место государства и государственной политики в системе микро- и макросреды. В ходе исследования делается вывод о том, что процессы социализации и индивидуализации неразрывно связаны с природными или естественными правами человека, поскольку позволяют молодому человеку во время удовлетворения своих потребностей не ущемлять права других индивидов. Делается вывод о том, что в зависимости от социально-культурной среды человеком формируется собственный набор ценностей и потребностей, поиск путей, удовлетворение которых и составляет цель его жизни. Выявлены факторы, непосредственно влияющие на социализацию молодежи: макросреда – общество со своими преобразованиями и постоянным пересмотром определенных норм, ценностей, поскольку каждый этап развития и жизни общества требует нового типа личности; микросоциальная среда – непосредственное окружение индивида, его нормы, требования, ожидания, установки; собственно личность – ее качества, через призму которых происходит процесс индивидуализации и одновременно процесс социализации, поскольку эти два процесса являются сторонами одного целого явления.


        1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

        2. Гордилов В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ориентаций молодежи / В.А. Гордилов // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции: материалы международной научной конференции, г. Москва, Институт молодежи, 24-26 ноября 1993 г. - М.: Социум, 1994. - С.79.

        3. Дебор Г. Общество спектакля. / Г. Дебор; [Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович]. - М.: Логос, 1999. - 224 с.

        4. Ермолин Е.А. Русская культура: Персоналистская парадигма образовательного процесса: монография / Е.А. Ермолин. - М.: Моск. гос. ун-т, 2005. - 212 с.

        Введение. Практически во все времена одним из активных участников социальных трансформаций была молодежь, которая в то же время наиболее остро по сравнению с остальными испытывает негативные последствия таких изменений. В частности, прежде всего это касается процессов формирования ценностей и жизненных принципов, профессиональной ориентации, духовного развития. С момента независимости в Украине был принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих основы молодёжной политики. Однако значительный разрыв между целями и возможностями реформирования общества ограничивает эффективность реализации всего массива мероприятий государственной политики, касающейся социализации молодежи. Не последняя роль в этом процессе отводится социокультурному становлению молодежи, освоению и разделению норм и ценностей, а также формированию целостной личности, отвечающей потребностям построения гражданского общества и правового государства. Это обуславливает необходимость теоретического осмысления проблем роли государства в формировании социокультурной среды как одного из важнейших факторов, оказывающих влияние на социализацию молодежи. При этом следует учитывать целостность этого явления, которое не должно исключать и индивидуализацию развития.

        Исследованию проблем в области социализации молодёжи и роли государства в этом процессе уделяли внимание учёные разных времён, школ, а также представители разных наук. Так, Н. Аитова, А. Артеменко, П. Бабочкин, И. Катерный, Ю. Окунев, Г. Осипова, С. Парамонова, С. Шелепова и др. рассматривают социализацию в неразрывном единстве с социокультурной средой, определяя ключевые её составляющие и прослеживая основные направления влияния. Е. Ермолин, И. Кондаков, М. Каган изучали роль культуры в становлении и формировании молодой личности. Социализация, её структура и составляющие стали предметом исследования с позиций государственного управления в работах В. Барабаш, В. Волович, М. Головатого, Ю. Криворученко, О. Кулик, Е. Лазоренко, В. Москаленко, Н. Метёлкиной, М. Пирен, Ю. Полищука, А. Тащенко, С. Толстоуховой, В. Шульги, Н. Черныш и др. В то же время существующие научные исследования не исчерпали возможностей дальнейшей разработки широкого круга вопросов, связанных с процессами социализации молодежи, концептуальными подходами к формированию и реализации государственной политики в указанной сфере.

        Цель исследования. Целью данной статьи является анализ взаимосвязи социокультурной среды и социализации личности на этапе усвоения ключевых знаний и ценностей, а также установление роли государства в формировании отдельных составляющих этой среды.

        Материал и методы исследования. Материалами исследования выбраны базовые теории, раскрывающие сущность процесса социализации молодого поколения, а также теоретические и методические наработки по проблематике роли и функций государства в вопросах воспитания подрастающего поколения. В качестве базовых методов исследования выбраны следующие: сравнительный анализ, абстрагирование, индукция.

        Стремление регулировать (контролировать) большую часть естественных прав человека является характерной чертой тоталитарного режима. В то же время в зависимости от степени вмешательства государства в сферу общественного ученые выделяют целый спектр режимов, от авторитарного до либерально-демократического. Степень осознания своих естественных прав и стремление к их реализации в условиях ограниченности ресурсов жизнедеятельности способствует формированию того или иного государственно-политического режима. Социально-культурная среда связана не только с государственно-политическим режимом, но и с другими институтами, с помощью которых происходит социализация молодежи и социальная адаптация к социальным ролям, рамок которых они должны придерживаться в своей жизнедеятельности. Однако в исследовании за основу возьмем две надсистемы: государство и общество. С точки зрения взаимодействия социально-культурной среды и государственно-политических режимов именно функция социализации имеет ключевое значение. Оксфордский словарь определяет социализацию как процесс формирования ассоциаций в обществе или адаптации личности к ним, в особенности процесс, при котором личность приобретает образ мысли и ценности, необходимые для обеспечения стабильности внутри социальной группы, членом которой является данная личность [9].

        Функция социализации - один из важнейших факторов социально-культурной среды. Она способствует подготовке и привлечению молодого человека во властные отношения, усвоению господствующих ценностей, норм, культурных ориентиров и образцов социально-культурного поведения, дает возможность безболезненно интегрироваться в тот или иной тип сложившегося государственно-политического режима. В свою очередь социализация не просто включает в общественную жизнь новые поколения и формирует почву для развития общества, но и в случае системного целенаправленного воздействия позволяет достигать того минимального консенсуса между государством и гражданами, который гарантирует стабильность существующего режима. Главная задача государства в сфере социализации молодежи - содействие достижению индивидуумом умения и навыков ориентации в государственно-политическом пространстве и реализации специализированных функций государственного управления и самоуправления. Соответственно социализация тесно связана с усвоением личностью социально-культурного опыта и опыта государственного строительства, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и коллективных ценностях, нормах статусного и ролевого поведения.

        Она является двуединым процессом: с одной стороны, социализация с позиций макро- и микроуровня предусматривает переход существующих требований надсистем (государства и общества) во внутреннюю структуру человека в форме определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, а с другой стороны, показывает, как личность избирательно осваивает эти традиции и убеждения, закрепляя их в тех или формах поведения и влияния на государственные и общественные процессы. Если один из институтов (государство или общество) не полной мерой использует возможности влияния на процессы социализации, может вырасти поколение с девиантными формами поведения. Социализация молодежи начинается тогда, когда личность способна самостоятельно определять разного рода социальные и культурные ценности, установки и нормы, а в общем смысле - способна к созданию новой индивидуальной культуры (субкультуры). Итак, социально-культурная среда - это неизолированное явление, ее можно рассматривать как подсистему таких надсистем, как государство и общество, которая находится в различных зависимостях с такими составляющими: экономической, правовой, административной, религиозной. Кроме того, социально-культурной среде присуща динамичность, она находится в тесном взаимодействии с существующим общественным строем и государственно управленческим режимом, помогая его устойчивости или раскачивая его. Господствующая в обществе социокультурная среда как институциализированная система доминирующих ценностей во многом обусловливает истоки, характер и особенности конкретного государственно-политического режима. Кроме этого, социально-культурная среда выступает важным источником легитимности режима, поскольку ни одно государство или общество не может игнорировать отношение к нему подвластного населения.

        Учитывая тот факт, что социализация личности как процесс формирования собственной ценностной системы происходит в период взросления (ориентировочно с 3 до 20 лет), а процесс смены общественной системы ценностей происходит в течение продолжительности жизни нескольких поколений, фактически одним из первоочередных заданий государства является разработка и внедрение долгосрочной стратегии формирования и продвижения ценностей социализации, основу которых составляют понятия социальной справедливости, солидарности, кооперации, партнерства.

        Выводы. Таким образом, уровень социализации молодежи зависит от степени государственного и общественного влияния на социально-культурную среду, а такое воздействие может иметь анархический, фрагментарный или системный характер. От социокультурной среды во многом зависит уровень развития способностей, поскольку они склонны проявляться лишь в социально значимой деятельности. Следовательно, адаптация молодежи к социокультурной среде дает возможность развить свои природные уникальные способности. На социализацию молодежи влияют такие факторы, как: макросреда - общество со своими преобразованиями и постоянным пересмотром определенных норм, ценностей, поскольку каждый этап развития и жизни общества требует нового типа личности; микросоциальная среда - непосредственное окружение индивида, его нормы, требования, ожидания, установки; собственно личность - ее качества, через призму которых происходит процесс индивидуализации и одновременно процесс социализации, поскольку эти два процесса являются сторонами одного целого явления.

        Такое воздействие может иметь противоречивый характер, поскольку каждый из факторов имеет разнонаправленную социальную активность. Роль государства и общества как раз и состоит в том, чтобы согласовать свои векторы влияния и достигнуть синергии.

        Рецензенты:

        Дзюндзюк В.Б., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой политологии и философии, Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

        Степанов В.Ю., доктор наук по государственному управлению, профессор, декан факультета менеджмента, Харьковская государственная академия культуры, г. Харьков.

        Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации,имеющие своими функциями воспитаниеопределенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

        Наиболее последовательно государство влияет на социализа­цию подрастающих поколений через создание специальной сис­темы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало че­ловека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совер­шенствует. Это осуществляется с помощью формулирования его задач и определения содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельно­сти различных воспитательных организаций, подготовки и пере­подготовки педагогических кадров и т.д.

        К середине XX в. в наиболее развитых странах государство ста­ло уделять все большее внимание относительно социально конт­ролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп рис­ка, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; а также условий для повышения культур­ного уровня всех слоев населения и т.д.

        Для эффективной реализации относительно социально конт­ролируемой социализации своих граждан государство вырабаты­вает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

        Государственная политика в сфере воспитания — определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста­точные благоприятные условия для развития и духовно-ценност­ной ориентации граждан в соответствии с позитивными интере­сами человека и запросами общества.

        Государственная система воспитания — совокупность органи­заций, деятельность которых направлена на реализацию воспита­тельных задач, поставленных государством. Она включает в себя три уровня — федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный.

        Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

        -учебно-воспитательные учреждения различного типа (детса­ды, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимна­зии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.);

        -учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;

        -организации, занимающиеся социально-культурными и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и груп­повой опекой детей, подростков, юношества, взрослых;

        -учреждения для детей, подростков, юношей и девушек с су­щественно ослабленным здоровьем;

        -учреждения для детей, подростков, юношей и девушек, взрос­лых с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/или дефектами;

        - организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

        Стечением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением и социально-экономи­ческих, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания.

        Вопросы и задания для самоконтроля

        1. Какие предположения о влиянии Космоса па человеческое сообще­ство высказывали отечественные ученые?

        2. В чем проявляется глобализация условий социализации?

        3. В чем проявляется глобальная дифференциация условий социализа­ции?

        4. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

        5. Назовите основные аспекты влияния на социализацию менталитета этноса.

        6. Что такое имплицитные теории личности и воспитания?

        7. Какие особенности свойственны тендерной, возрастной и социаль­ной структурам современного российского общества?

        8. Как влияет государство на относительно направляемую социализа­цию человека?

        9. Что представляют собой государственная политика в сфере воспи­тания и государственная система воспитания?

        Вопросы и задания для обсуждения

        1.Космос как мсгафактор социализации — это утопия или непознан­ная реальность?

        2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализа­ции человека?

        4. На конкретных примерах покажите глубинный характер влияния менталитета этноса на социализацию человека в различные возрастные периоды.

        5. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влия­ние на социализацию человека.

        6. На примере бытового межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.

        7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном россий­ском обществе в связи с его изменением (на примере своего города).

        8. Как отражаются современные реалии российского общества на меж­поколенных отношениях в регионе проживания студентов?

        9. Как влияет идеологический плюрализм на социализацию конкрет­ных номинальных групп в регионе проживания студентов?

        10. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций лич­ности и воспитания в регионе проживания студентов.

        11. Проанализируйте проблемы системы воспитания, возникшие в связи с изменениями в обществе и в государственной политике.


        Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


        Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


        Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

        Читайте также: