Как ездить за рулем в темноте

Обновлено: 28.06.2024

Ночное вождение: 5 правил езды на авто в темное время суток

В ночной езде на транспорте существует некий парадокс: интенсивность движения ниже, чем днем, зато количество аварий намного больше по сравнению со светлым временем суток. Вождение с период с захода до восхода солнца имеет несколько особенностей, о которых не стоит забывать, поэтому АиФ.ua подготовил пять правил по правильной езде ночью.

Правило первое: высыпайтесь перед поездкой

Вождение в темное время суток должно сопровождаться отдыхом мозга. Специалисты рекомендуют для каждого часа езды устраивать десятиминутный перерыв. Лучше всего отдыхать на автозаправках. В последнее время здесь создают все условия, чтобы привлечь внимание клиентов, поэтому спокойный отдых будет обеспечен. На АЗС можно и расслабиться, и поесть, и выпить кофе. Кофе лучше заказывать натуральный. Его польза для водителя – в стимулирующем эффекте, снятии усталости и улучшении концентрации.

Если клонит в сон, не подвергайте испытаниям себя и поспите час-полтора. Организм хоть не до конца, но все же восстановит свои силы.

Правило второе: бдите за встречными авто

Чтобы не попадать в аварии из-за ослепления, возьмите за правило при первых признаках встречи с автомобилем переключать дальний свет на ближний. В ПДД указывается расстояние в 250 метров, но бывают и исключения.

Не смотрите на фары приближающегося авто, а устремите свой взгляд в сторону обочины, не теряя из виду дорогу. Перед разъездом осмотрите трассу: если на вашем пути находятся какие-либо препятствия, на глаз определите расстояние до них и уже на основе этого корректируйте свою скорость.

В случае если вас ослепили, согласно ПДД, не стоит маневрировать и менять полосу движения. Первым делом включаем аварийку и останавливаемся. Как только последствия ослепления пройдут, разрешается двигаться дальше.

Правило третье: не меняйте жизнь на скорость

Тише едешь – дальше будешь. При езде в темное время суток выбирайте оптимальную скорость движения. Такую, чтобы можно было среагировать, если на дорогу внезапно выбежит пешеход или на вашем пути окажется авто с неисправными фарами. Среагировать – имеется в виду не минимизировать столкновение или объехать, а остановиться без негативных последствий.

Рекомендуемая скорость ночью на ровных дорогах с включенным дальним светом – не более 80 км/ч (при условии, что нет снега, дождя, тумана и гололеда). С ближним светом фар лучше всего ездить на скорости не более 45 км/ч.

Правило четвертое: будьте солидарны с водителями

Страдают от ослепления не только водители встречных транспортных средств, но и попутных. Чтобы не стать виновником аварии, переключайте дальний свет фар на ближний, если приблизились к автомобилю на расстоянии не менее 250 м. Как только поравняетесь с транспортом, можете переключиться обратно.

В свою очередь, если вас обгоняют или опережают, не мешайте другому водителю совершать маневр. Примите вправо и переключите дальний свет фар на ближний. Не меняйте дальности света, пока между вашим авто и попутчиком расстояние не превысило 250 метров.

Правило пятое: останавливайтесь в разрешенных местах

Сколько раз мне приходилось слышать от друзей нелицеприятные слова в адрес водителей, оставивших на дороге свое авто. Без света, без опознавательных знаков, едва ли не посреди трассы, да еще и ночью. Разве это не преступление против участников дорожного движения?

В ПДД существует пункт, согласно которому ставить на стоянку свой транспорт необходимо на специальных площадках. Их очень много на автозаправках или в местах, граничащих с населенными пунктами. Также для отстоя можно использовать грунтовые дороги, но опять-таки не забывайте о мерах безопасности на дороге.

Если неудача настигла врасплох, постарайтесь отвести автомобиль за пределы проезжей части. Нет возможности решить проблему с отводом, включите аварийную световую сигнализацию и выставите знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь не ближе 20 метров (в населенных пунктах) или не ближе 40 метров (вне населенных пунктов) от своего авто.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Вождение ночью – настоящее испытание навыков водителя и технического оснащения автомобиля. Иногда лучше отказаться от такой поездки и перенести её на утро, но если возможности нет, то стоит соблюдать простые правила, которые сделают движение в тёмное время суток безопаснее.

Соблюдайте скоростной режим

Ещё с автошколы всем водителям твердят, что скоростной режим ночью должен быть ниже, чем днём. Это обусловлено ограниченной видимостью: чтобы успеть среагировать и затормозить, нужно сначала увидеть препятствие, а в темноте сделать гораздо сложнее. Auto3N советует – дистанцию до других автомобилей лучше увеличить, ночью труднее определить правильное расстояние до них и оценить габариты транспорта.

Правильно используйте фары

Чем лучше вы видите дорогу ночью, тем безопаснее ваше вождение. Но существуют нормы и правила, которые нельзя нарушать. Например, важно всегда выключать дальний свет при приближении встречного автомобиля. Настройка фар также играет роль в поездках в темноте. Выбирайте их, исходя из рекомендаций производителя, чтобы избежать проблем. И не забудьте правильно отрегулировать луч света, сделать это можно в любом автосервисе. Стёкла и фары нужно регулярно чистить, даже небольшой слой пыли способен значительно ухудшить обзор.

Следите за усталостью

Наши биологические часы всегда напоминают об усталости с наступлением темноты. Вождение в таких условиях тоже отнимает много сил, поэтому у людей снижается концентрация и скорость реакции. Бороться с усталостью помогут периодические остановки, небольшая физическая активность, кофе, крепкий чай, еда или перекус, например, сухарики или орешки.

Победите сонливость

Не смотрите на фары встречных автомобилей

Когда навстречу едет автомобиль с дальним светом, спастись от этого поможет простой способ: закройте один глаз, пока машина вас слепит. Эти несколько секунд не повлияют на безопасность, но улучшат видимость, хотя бы одному глазу не придётся снова привыкать к темноте. ПДД в случае ослепления рекомендуют включить аварийку, снизить скорость и затормозить.

Ещё один способ – перевести взгляд в нижний правый угол на разметку обочины. По ней можно сориентироваться в первое время, но если на пути будет препятствие, вы его не заметите. Кстати, можно моргнуть дальним светом такому водителю, вдруг он просто забыл выключить свет и исправит это.

Автор публикации

Auto3N

Электронный журнал Авто3н

В комментарии привожу крик души от Oleg Radul, опубликованный им ещё 20 мая 2015 на его страничке в фэйсбуке, возможно кто-то прочитает и задумается:

Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.

40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: “Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится.” Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл “профессиональным балаболом”: мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.

Глядя на их изуродованную машину (да, это она на фото), побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: “Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом.”

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость “Устал — отдохни”, которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2) Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: “Слыш, ты в порядке?”. Ответ всегда будет один и тот же: “В порядке.”. Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: “А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?”, или “Сколько нам еще осталось до …”, а лучше даже что-то более сложное, вроде: “Как ты думаешь, что лучше подарить на день рождения?”. И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: “Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь”.

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.



Каждый водитель знает, что дальняя дорога не прощает ошибок, особенно если они совершаются в тёмное время суток. Повышенную опасность от управления автомобилем ночью сопровождает множество других, не менее опасных факторов, о которых мы расскажем и постараемся уберечь каждого, кто отправляется в ночную дорогу, от роковых ошибок.

1. Опасные факторы ночного вождения

Сон за рулем смертельно опасен/ Фото: zr.ru

Если есть возможность добраться до точки назначения днём, лучше всего воспользоваться этим шансом и обезопасить себя и пассажиров от непредвиденных ситуаций, которые могут быть вызваны следующими факторами:

Ограниченная видимость. Если днём заметить приближающуюся опасность можно на расстоянии до километра – например, аварию или дорожные работы, то ночью это расстояние снижается до границ освещённости дороги фарами автомобиля.

Усталость водителя. Даже если хорошо отдохнуть днём, ближе к ночи выработанный с годами режим даст сигнал к отдыху, что неизбежно приведёт к снижению концентрации внимания и скорости реакции.

Грамотно светите фарами на ночной дороге/ Фото: howcarworks.ru

Ослепляющей эффект встречных автомобилей. Чаще всего это происходит на трассе, где отсутствует искусственное освещение дороги. Глаза водителя привыкают к темноте и даже ближний свет фар может привести к усталости глаз, а дальний и вовсе на несколько секунд лишает зрения.

Пешеходы. В ночное время люди на неосвещённых переходах превращаются в теней, и заметить их появление на дороге бывает крайне сложно, особенно если на них тёмная одежда.

Плохие погодные условия. Туман, дождь или снегопад в условиях ночной езды только усиливают своё негативное влияние на дорожную обстановку. Если днём при плохой погоде видимость составляет до 50 метров, то ночью она снижается до 0. В таких случаях поездку настоятельно рекомендуется приостановить, обозначив свой автомобиль стояночными огнями.

Ночная трасса всегда опаснее ночного города, что обусловлено отсутствием освещения, высокими скоростями и невозможностью заранее просчитать дорожную обстановку за счёт отсутствия достаточного количества времени на принятие правильного решения.

2. Полезные советы водителям перед поездками по ночному городу

Светофоры ночью переходят на особый режим работы/ Фото: vc-magazin.de

В городских условиях ночью движение облегчается высокой степенью освещённости улиц, но не стоит забывать и про элементарные правила безопасного движения по ночному городу.

В первую очередь, всегда соблюдайте скоростной режим. Ночь – коварное время суток, и любое неожиданное препятствие в виде пешехода или выезжающей из-за поворота машины не позволит произвести экстренную остановку с той же скоростью реакции, которая могла бы быть днём.

Обращайте повышенное внимание на знаки и сигналы светофора. Во многих местах в городе остановки в ночное время запрещены, поэтому если не хотите следующий день потратить на вызволение своего автомобиля со штрафстоянки, следите за знаками, действие которых определяется строгим временным промежутком.

3. Правила безопасного вождения на ночной трассе

Как спокойно и без опаски ездить ночью за рулем/ Фото: avto.goodfon.ru

Согласимся с тем, что вряд ли кто-нибудь на трассе соблаговолит остановиться ради помощи незнакомому человеку, поэтому неукоснительно следуйте простейшим правилам безопасной ночной поездки:

Любая поездка в тёмное время суток должна быть тщательно запланирована, особенно если дело касается дальней дороги. Собираясь покорять ночную трассу, убедитесь в том, что ваш автомобиль находится в абсолютно исправном состоянии, ведь, как мы выяснили, ждать помощи на пустынной дороге не придётся.

4. Прочие советы водителям перед ночной дорогой

Что еще нужно учесть перед ночной поездкой/ Фото: avtoindent.ru

Перед ночной поездкой обязательно хорошо выспитесь. За день до этого постарайтесь не выполнять силовых тренировок, дайте мышцам отдохнуть, ведь их восстановление заберёт львиную долю питательных веществ, которые могли бы быть направлены на мозговую активность водителя.

Не стоит пить кофе непосредственно перед поездкой. При увеличении умственных нагрузок действие кофейных напитков может спровоцировать обратный эффект. Нередки случаи, когда водители, употребившие кофе перед ночной дорогой, засыпали через несколько минут после начала вождения.

А вот энергетическим напиткам отдать предпочтение можно, но злоупотреблять ими не стоит. Разовый приём энергетика действительно убережёт от случайного засыпания, однако за это придётся заплатить долгим и крепким восстанавливающим сном.

Будьте внимательны за рулём, берегите себя и при малейшей возможности перенесите ночную поездку на утро – это снизит риск неприятных последствий как минимум вдвое.

Факторов, которые усложняют процесс вождения в темное время суток, существует великое множество. Но есть основные моменты, выделив которые, можно научиться прорываться на своем автомобиле сквозь непроглядные редуты слепой ночи.

вождение в темное время суток

Вы уже поняли, что для того, дабы вождение ночью было максимально безопасным, водитель должен в полной мере соответствовать тем повышенным требованиям, которые предъявляет к нему богиня ночи Никта. Но оставим в покое древнегреческих небожителей и займемся более насущными проблемами.

темная дорога

Ученые утверждают, что чаще всего дорожно-транспортные происшествия, связанные с плохой видимостью на дороге, случаются в период с 21:00 до 6:00. Неопытные водители склонны к авариям именно в этот промежуток. Так в чем же заключается опасность движения ночью?

человек на обочине в темное время суток

Масса автовладельцев уверена в том, что движение по ночной дороге не является чем-то сложным. Мало того, водители уверены, что ехать ночью легче, нежели днем, по той простой причине, что интенсивность трафика в ночное время довольно низкая, а отсутствие большого количества машин на дороге позволяет ехать спокойно и на достаточно высокой скорости. Казалось бы, рассуждения вполне логичны, но, увы, статистика не поддерживает эти доводы. Факты указывают на то, что в среднем 50% всех дорожно-транспортных происшествий происходит именно в темное время суток. И это невзирая на тот факт, что интенсивность движения в темное время суток в 10 раз ниже, чем днем. Так что вывод один – ночная езда с точки зрения работоспособности человека, находящегося за рулем, является очень опасной, потому как водитель не видит четко и далеко, а посему не способен предвидеть изменения ситуации на дороге.

освещенная дорога ночью

Какие же основные причины того, что ночь представляет собой довольно опасную пору для вождения?

освещенная трасса

1. Плохая видимость.
Даже если вы используете фары, в темноте очень сложно определять расстояние и скорость транспортного средства.

плохая видимость ночью за рулем


2. Ослепление.
Это явление связанно с теми особенностями, которые характерны для зрения человека. Наш глаз – это крайне чувствительный орган, который может прекрасно видеть как на залитой солнечным светом снежной вершине, где уровень освещения составляет 100 тыс. лк, так и в ночной степи, которая освещается исключительно звездами – уровень освещения не превышает 0,0001 лк. Но, несмотря на такие фантастические показатели, у нашего зрения есть огромный недостаток – оно невероятно медленно и лениво приспосабливается к изменению яркости освещения. Сужение или расширение зрачков занимает довольно много времени – десятки секунд. Если переход из темноты на свет или наоборот происходит резко, это даже может провоцировать временную слепоту, продолжительность которой составляет 10-30 секунд. Недооценивать фактор ослепления ни в коем случае нельзя: обобщенная статистика говорит о том, что порядка 12% ДТП в темное время суток случаются именно из-за ослепления.

ослепление дальним светом

3. Алкогольное опьянение.
Воздействие алкоголя на нервную систему водителя вообще смертельно опасно, а если совместить опьянение с непроглядностью ночи, то получаем то, что имеем – употребление алкоголя и вождение в ночное время продолжают лидировать в списке причин гибели молодых неопытных водителей.

4. Возраст.
Уже в 20 лет у человека начинает снижаться острота зрения. С возрастом роговица начинает пропускать все меньше света, и уже к 60 годам человеку нужно втрое больше света, чем в молодости.

приборы автомобиля ночью

5. Усталость.
Если человек устал, у него снижается концентрация и значительно увеличивается время реагирования. Самая большая потребность во сне возникает сразу после обеда, а также в промежутке между 3:00 и 7:00.

Выучите габариты своего автомобиля

Незнание габаритов собственного авто может быть чревато серьезными последствиями, если не для вас, то для вашей машины точно. Неопытный водитель, который еще не чувствует машину, в темное время суток может неправильно рассчитать движение. Нужно уметь представлять габариты по памяти, потому как в темноте иногда бывает сложно различить внешние контуры авто. Впрочем, тут дело еще в хорошем глазомере.

автомобиль ночью

Этот лживый красный свет

Особо внимательным необходимо быть в том случае, если появляется сигнал красного света, который может быть как сигналом светофора или железнодорожного переезда, так и сигналом ограждения участка дорожных работ или поврежденного участка трассы. Особенность красного света заключается в том, что человеку кажется, будто он дальше, чем есть на самом деле, потому необходимо быть максимально осторожным и рассчитывать расстояние с большим запасом.

красный свет стоп сигналов ночью

Нижеследующие советы от Газу.ру помогут вам нивелировать влияние темноты на качество вождения, а также остаться целым и невредимым.

  • скоростной режим ночью должен быть на порядок ниже, чем днем;
  • во время движения ночью иногда нужно бросать взгляд по сторонам и сверять направление движения по горизонту;
  • установите на заднее стекло подвижную шторку, которая защитит вас от ослепления светом позади идущего автомобиля;
  • иногда стоит выключать фары лишь на мгновение, что придаст контурам окружающих предметов большей рельефности;
  • не забывайте выключать дальний свет за несколько сот метров до автомобиля, который движется по встречке;
  • держите фары, благодаря которым вы и получаете всю информацию на ночной дороге, исправными и чистыми;
  • особое внимание уделяйте чистоте ветрового стекла – если оно будет грязным, то это не только затруднит видимость, но и будет рассеивать свет фар встречных машин.

Это далеко не все рекомендации, которые могут пригодиться вам на ночной дороге. И если до сих пор ночь была временем любви, воровства и убийства, то теперь она станет прекрасной порой наслаждения ездой на автомобиле и самым светлым временем суток.

Читайте также: