Как должен быть оформлен оператор вывода чтобы информация выводилась на экран с новой строки

Обновлено: 13.06.2024

Операторы присваивания

Если в левой части оператора присваивания указана переменная типа Boolean, то в правой части оператора должно быть задано логическое выражение, задающее правило вычисления логического значения (true или false). Синтаксис:

Логическое выражение есть логическая формула, записанная на языке программирования. Логическое выражение состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (true или false). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Один логический операнд является простейшей формой логического выражения.

Примеры использования оператора присваивания:

с переменными целого типа: x := 200;

вещественного: y := Sin(Pi/3);

символьного: с := ‘6’;

булевского: test := false;

R – радиус окружности (тип – integer или real)

Pi – константа, равная значению p.

  1. Присвоить переменной Flag (тип — Boolean) значение true, если переменная X (тип — real) находится в интервале (0; 1), и false – в противном случае:
  1. Присвоить переменной Rect (тип — Boolean) значение true, если из отрезков длиной X, Y, Z (тип — real) можно построить треугольник, и false – в противном случае:

Операторы ввода-вывода

Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.

Вывод данных – обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.

Основными устройствами ввода-вывода у ПК являются клавиатура и экран монитора. Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.

Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране) существуют операторы ввода и вывода.

Существует две формы оператора ввода: Read и ReadLn. Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:

Read ( ),

где – это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.

Оператор обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введенные значения. При вводе нескольких значений с помощью одного оператора они разделяются символом . Для окончания ввода (завершения работы оператора Read) нажимается клавиша . Если же в программе есть несколько подряд идущих операторов Read, то данные вводятся потоком, т.е. без нажатия .

Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:

ReadLn ( )

Оператор ReadLn аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что при выполнении одного оператора ReadLn курсор на экране монитора переходит на новую строку.

Аналогично существует две формы оператора вывода. Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:

Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов. В результате выполнения данного оператора значения списка будут выведены на экран монитора.

Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write этот текст записывается в апострофах.

Второй вариант процедуры вывода на экран:

Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора курсор перемещается на одну позицию вниз.

В операторах вывода Write и WriteLn имеется возможность установить ширину поля вывода. Если X и I – целочисленные выражения, а Y — вещественное выражение, то вызов

Write ( X : I, Y : I ) — печатает значения X и Y каждое в крайние правые позиции полей шириной I;

Write ( Y : I : X) – вызовом в крайние правые позиции поля шириной I символов выводится десятичное представление значения Y в формате с фиксированной точкой, причем после десятичной точки выводится X цифр, представляющих дробную часть числа.

Составной оператор

Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка допускает использование только одного оператора, а смысл требует выполнения нескольких действий.

Условный оператор

Очень часто так же, как и в жизни, при решении задач некоторые действия выполняются в зависимости от истинности каких-либо условий. Например, мы берем с собой зонт, если идет дождь или на небе тучи. Или часто встречающиеся в математике определения функций:

если x>=0, то f(x)=2x.

Здесь значение функции f вычисляется в зависимости от величины x по разным формулам.

Для задания выбора того или иного действия в зависимости от условия в языке Pascal предназначен условный оператор, который имеет две формы: полную и сокращенную.

В качестве условия используется значение логического выражения, в качестве операторов – любой простой или составной оператор, в том числе и сам условный оператор.

Если значение логического выражения – true, то выполняется , если false, то выполняется .

И по ветке then, и по ветке else должен выполняться единственный оператор. Если по смыслу задачи необходимо выполнить несколько операторов, тогда следует использовать составной оператор.

Часть условного оператора, начинающаяся со слова else, может отсутствовать, такая форма оператора называется сокращенной и выглядит следующим образом:

Оператор в этом случае выполняется, если условие истинно, иначе программа переходит к следующему оператору.

Пример полной формы: рассмотрим определение функции f(x):

Если в нашем примере описать логическую переменную В, значение которой будет равно true, если x

Пример краткой формы:

При использовании вложенных условных операторов может возникнуть неоднозначность, например:

В данном случае необходимо помнить, что служебное слово else всегда ассоциируется с ближайшим по тексту программы словом if, которое еще не связано с else. А чтобы такая двусмысленность не возникала, лучше всего пользоваться составным оператором:

Теперь дадим строгое описание условного оператора в форме синтаксической диаграммы:

123

То, что мы раньше называли условием, есть логическое выражение, которое вычисляется в первую очередь. Если его значение равно true, то будет выполняться , если false, то для полной формы или сразу следующий оператор после условного для неполной формы.

Пример: По длинам трех сторон треугольника a, b, c вычислить его площадь.

Для решения задачи используется формула Герона: , где — полупериметр треугольника. Исходные данные должны удовлетворять основному соотношению для сторон треугольника: длина каждой стороны должна быть меньше длин двух других сторон.

Условный оператор Case (оператор варианта)

Более обобщенной формой условного оператора, учитывающей произвольное число альтернатив, является оператор варианта. Использование этого оператора позволяет задавать выполнение некоторых действий для нескольких различных значений одного выражения:

выполнится только в том случае, если значение выражения не совпадет ни с одним из . При использовании оператора Case необходимо помнить о том, что значение выражения и должны быть одного типа.

Присвоить строке S значение дня недели для заданного числа D при условии, что в месяце 31 день и 1-ое число – понедельник.

Для построения алгоритма воспользуемся операцией mod, позволяющий вычислить остаток от деления двух целых чисел, и с условием, что 1-ое число – понедельник. Тогда можно записать следующий оператор Case:

Чтобы завершить построение алгоритма решения поставленной задачи, необходимо ограничить область возможных значений переменной D (тип — integer):

Вывод на экран в паскале

Для выполнения различных задач в паскале нам понадобится выводить определенную информацию на экран.

Информация , которую мы будем выводить может быть абсолютно разной. Она может быть текстом , переменной и даже выражением вроде ( a + b ).

В языке программирования паскаль предусмотрен тот случай , когда нам нужно вывести на экран какую либо информацию , например результат работы программы или значение какой-либо переменной. Вывод в паскале можно осуществить за счет двух операторов вывода : write и writeln , прочитать о которых вы можете ниже.

Writeln

Первый оператор вывода - это writeln ( write - писать , ln - сокр. линия ). Благодаря нему и осуществляется вывод информации на экран. Давайте разберем это на примере :

Допустим , мы хотим вывести приветствие на экран в формате "Привет друг !" Код такой программы выглядит так :

program mypascal;
begin

Вывод чисел в кавычках и без них

Для вывода чисел на экран можно пользоваться кавычками , а можно и не пользоваться.

В обоих случаях на экран будет выведено число 17 , поэтому можно утверждать , что вывод чисел на экран не зависит от кавычек.

А теперь о том , почему нельзя выводить тест на экран без кавычек. Почему нельзя выводить текст на экран в паскале без кавычек ? Это сделано специально для того , чтобы программа могла различать текст от переменной.

Если вы имеете познания в языке паскаль , то наверняка понимаете что такое переменные , если нет , то вам сюда.

Если в операторе вывода writeln() в круглых скобках будет стоять слово hello без кавычек , то программа выведет на экран значение переменной hello ( если она существует ).

program mypascal;
var
name:string;
begin

name:= 'Марина';
writeln('Привет ',name,' !');

Как видно , для того , чтобы выводить переменную и текст в одном операторе , нужно ставить ",". Проще говоря , мы выводим текст "Привет" и к нему прикрепляем значение переменной Name ,а после ( также через запятую ) выводим знак восклицания в кавычках , ведь он тоже является текстом.

Пример вывода имени и фамилии :

program mypascal;
var
name,lname:string;
begin

name:= 'Марина';
lname:= 'Петрова';
writeln('Привет ',lname,name);

program mypascal;
var
name,lname:string;
begin

name:= 'Марина';
lname:= 'Петрова';
writeln('Привет ',lname,' ',name);

Write

Второй оператор вывода - write ( писать ). Он практически ничем не отличается от оператора вывода writeln , вернее ничем не отличается ( он также осуществляет вывод на экран ). Однако одно отличие все же есть , но совсем небольшое. Возможно вы уже поняли его ( исходя из название ).

Вывод на экран через writeln

Информация , которую оператор writeln() выводит на экран занимает всю строку.А значит после того , как оператор выведет последний элемент , программа переведется на следующую строку.

Два этих оператора выведут оба слова на разных строках:

Пример вывода


В отличии от write , который после завершения работы не переходит на следующую строку.

В данном случае результат будет такой :


И если после writeln('Как дела ?') мы бы выводили ещё какой-либо текст , то он появился бы на следующей строке.

Как очистить экран в паскале :

Некоторые программы могут быть настолько сложными , что выводимой информации будет очень много. Поэтому некоторый ненужный текст можно стереть. Для этого в паскале предусмотрен оператор clrscr.

Чтобы очистить экран в паскале используйте такой оператор clrscr; Однако злоупотреблять им не стоит. Так же следует помнить , что оператор clrscr работает только в модуле crt , который подключается так :

Правильные ответы на задания Урока 3.

1. Запись выражений на Паскале:
a ) ( X + Y )/3*7/( X - Y )
b ) (3+(1/2))+ C / SQR ( A + B )
c ) SQR ( X )/ Y + SQR ( Y )/ X

2. Найдите значения переменных, если это возможно. Учтите, что число 6.0 является вещественным, т.к. оно имеет дробную часть, хотя и равную нулю. Операции MOD и DIV можно выполнять только над целыми числами (Урок 2):

a) A:=21 DIV 5=4
B:= 20 MOD 5=0
C:= 14 DIV 6.0 (нельзя делить веществ)
D:= 14 MOD 0 (деление на 0)
E:= 5 MOD 13=5

B:= 36.0 MOD 6(нельзя делить веществ)

C:= 81 DIV 0 (деление на 0)

3. Найдите значения переменных, если это возможно:
a) A:=SQR(100)=10000 b) A:=sqrt(9)=3.0
B:=sqrt(100)=10.0 B:=SQR(9)=81
C:=SQR(-10)=100 C:=SQRT(-9) (выр.

4. Найдите значения переменных, если это возможно:
a) A:=ROUND(6.9)=7 b) A:=ROUND(15.39)=15
B:=ROUND(6.48)=6 B:=ROUND(15.8)=16
C:=TRUNC(9.5)=9 C:=TRUNC(-39)=-39
D:=FRAC(9.5)=0.5 D:=FRAC(39)=0.0
E:=INT(9.5)=9.0 E:=INT(39)=39.0
F:=TRUNC(-17)=-17 F:=TRUNC(5.6)=5
G:=FRAC(17)=0.0 G:=FRAC(-0.3)=-0.3
H:=INT(-17)=-17.0 H:=INT(1.25)=1.0

5. Запишите по правилам языка программирования следующие выражения:
a. sqrt(sqr(x1)+sqr(x2))
b. 1/(1+1/(2+1/(2+3/5)))
c. -b+sqrt(sqr(b)-4*a*c)/(2*a)
d. sqrt(1-sqr(sin(x)))
e. (-b+1/a)/(2/c)
f. (sqrt(x+1)+sqrt(x-1))/(2*sqrt(x))
g. m*g*cos(sqr(a))
h. 1/(1+(a+b)/2)
i. (a*b+b*c)/(a*b)

Оператроы ввода и вывода:

READ (список переменных) ;

READ LN (список переменных) ;

Ввод с последующим переводом курсора на новую строку

READLN ;

Приостановка выполнения программы до нажатия Enter с последующим переводом курсора на новую строку

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

Вывод с последующим переводом курсора на новую строку

WRITELN ;

Перевод курсора на новую строку


Оператор ввода


READ ( список переменных );

где список переменных - последовательность имен переменных, разделенных запятыми.

Например, READ (X,Y,Z) ;
READ (BETA) ;

Оператор READ останавливает работу программы и ждет, пока пользователь наберет на клавиатуре число и нажмет .
Введенное число помещается в оперативную память, в отведенную ячейку, имеющую имя указанное в операторе.
Если список ввода содержит несколько имен, то для каждого надо ввести свое значение. Вводимые числа разделяют пробелами или нажатием клавиши .
Заканчивается ввод всегда клавишей .
После работы этого оператора курсор располагается за последним введенным символом, но не переводится на новую строку.

Для перевода курсора на новую строку после ввода данных , используется оператор

READLN (список переменных) ;

( LN – сокращение LINE – строка).

READLN ;

- этот оператор – без переменных – никакие значения не принимает, а только переводит курсор в начало следующей строки и дожидается нажатия клавиши Enter . Служит для приостановки программы.


Оператор вывода

WRITE (список вывода);

Список вывода может содержать имена переменных, числовые и текстовые константы, выражения.
Элементы в списке разделяются запятыми.
Если указана переменная, то на экран выводится ее значение.
Константа выводится без изменения.
Значения выражений вначале вычисляются, а затем высвечиваются на экране.

Вывод происходит в том месте экрана, где находится курсор.

Если надо перевести курсор на новую строку после вывода, то применяется оператор

WRITELN (список вывода).

И еще одна форма оператора вывода:

WRITELN;

- этот оператор – без списка вывода – только переводит курсор на новую строку.

Форматированный вывод

Вслед за выводимым выражением после двоеточия можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение.
Например, оператор WRITE(10:3, 55:6) высветит на экране .10. 55 (точка означает пробел, пустую позицию экрана).

Если заданная ширина вывода окажется меньше выводимого значения, то ширина будет автоматически увеличена до нужного количества позиций.
Например, оператор WRITE(10:0, 55:1) высветит на экране 1055.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует выводить в дробной части числа. Количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.
Например, если Х=3.14159, а Y=2.71468, то оператор WRITE(X:6:2,Y:8:3) высветит на экране ..3.14. 2.715
И еще обратите внимание на округление при выводе Y .
Ширина поля учитывает и десятичную точку.

Чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строковые константы - текст, заключенный в апострофы (одинарные кавычки). Например,

WRITE('Ответ:', Х:4,'км/сек.');

Так при Х=3.5 этот оператор выведет:

Ответ: 3.5 км/сек.


Пример программы.

Пусть требуется найти сумму, произведение и разность двух чисел. Для каждого из чисел надо придумать имя переменной и указать ее тип. Затем ввести значения этих переменных и, используя возможности оператора вывода, напечатать результаты.

Запустив Borland Pascal , обязательно сделайте свой подкаталог текущим :
File - Change Dir , выделить каталог, ChDir , Ok .

Сохраните файл с программой под именем Vivod : File – Save или F 2 .

Program Vivod ;
Var a , b , < Вводимые числа – тип Вещественный >
x , y , z : real ; < Результаты – тип Вещественный >
Begin
Write ('введите два числа через пробел, затем нажмите Enter >');
Readln ( a , b );
X := a + b ;
Y := a * b ;
Z := a - b ;
Writeln (' a + b =', x );
Writeln (' a * b =', y ); < вывод неформатированный – в показат.форме >
Writeln (' a - b =', z :8:2); < вывод форматированный – в десятичной форме >
Readln
End .

Обратите внимание на текст в фигурных скобках. Это комментарий. Он никак не влияет на выполнение программы, служит только для пояснений.

Обратите внимание, в каком виде выводится значение вещественной переменной:
если указывается формат вывода (то есть ширина поля и ширина дробной части), то вывод осуществляется в десятичной форме,
если формат не указывается – в показательной форме.


Задания:

Напишите программу, которая запрашивает два числа, находит остаток от деления первого на второе и выводит результат.

Составьте программу нахождения периметра квадрата, если задана его площадь.

Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0 содержит разделы:

Данный раздел содержит:


Раздел процедур и функций.


Раздел основного блока программы.


Рассмотрим структуру программы на конкретном примере.

var Name: string;

Write (‘Введите ваше имя: ‘);

WriteLn (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);

Строка, содержащая оператор var, указывает на то, что здесь описаны переменные, которые используются в программе. В листинге объявлена одна переменная Name строкового типа (string). Эта переменная предназначена для хранения имени, введенного пользователем.

Затем в листинге используется служебный оператор begin, который указывает на начало тела программы.

В последующих пяти строках заключен смысл всей программы, выполняющей последовательность действий:

  1. Происходит очищение экрана от прежней информации (ClrScr;).
  2. Затем выводится просьба пользователя о вводе имени (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
  3. Ожидается введение информации пользователем в переменную Name (ReadLn (Name);).
  4. Выводится на монитор приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
  5. Программа ожидает действий от пользователя по нажатию клавишы Enter, чтобы завершить программу (ReadLn;).

В последней строчке программы содержится оператор end с точкой в конце, что свидетельствует об окончании программы.

В листинге можно использовать и комментарии. Они относятся к невыполняемой части программы, которая не компилируется в машинные коды. Комментарии составляет программист, чтобы пояснить работу программы, её элементы, операторы и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Комментарий можно оформить следующим образом:

Приведем несколько советов для начинающих программистов:

  1. Прежде чем приступить к написанию программы, четко определитесь с тем, что является исходными данными и какой результат нужно получить в ходе выполнения программы.
  2. Тип переменных необходимо выбирать, учитывая диапазон и требуемую точность представления данных.
  3. Давать имена переменным рекомендуется такие, чтобы они отражали их назначение.
  4. При использовании в программе ввода с клавиатуры вставляйте в код программы строку, содержащую приглашение, а выводимые результаты сопровождайте пояснением.
  5. До запуска программы рекомендуется подготовить тестовые примеры, которые будут содержать первоначальные данные и предполагаемые результаты. Проверить реакцию программы можно путем ввода некорректных исходных данных.
  6. При записи выражений необходимо обращать внимание на приоритет операций.

Операторы языка

Оператор – это простейшая структурная единица программы, которая предназначена для фиксирования алгоритмических действий, посредством которых будут преобразовываться данные, и для определения порядка выполнения этих действий.

  • простыми, т.е. не содержащими в себе других операторов;
  • составными, т.е. включающими в свой состав дополнительные операторы.

Оператор присваивания ( := )

С помощью него присваивается переменной новое значение. Формат:

Значение, которое присваивается, или выражение должны быть совместимы с типом переменной.

Операторы ввода данных

Данные операторы используются пользователем для ввода исходных данных в программу и имеют вид:

где: x,y,z. - имена переменных.

Приведенные операторы позволяют пользователю вводить значения с клавиатуры и присваивают их переменным x,y,z.

Оператор Readln (x,y,z. ) отличается от Read(x,y,z. ) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки.

Можно использовать оператор ввода без параметров: Readln, который ставится перед последним оператором end., чтобы остановить программу и показать пользователю её результат.

Операторы вывода данных

Для вывода данных на экран можно использовать следующие операторы:

  • Write (x,y,z. );
  • Writeln (x,y,z. );
  • Writeln.

Где: x,y,z. - имена переменных, вводимых с клавиатуры.

С помощью оператора Write(x,y,z. ) выводятся на экран значения переменных x,y,z. в одну строчку.

С помощью оператора Writeln (x,y,z. ) помимо вывода на экран значений x,y,z. переводится курсор в начало новой строки после вывода последнего значения.

С помощью оператор Writeln осуществляется пропуск строки, содержащей курсор, к началу новой строки.

В операторах вывода можно указывать на ширину поля, которое отводится для записи значения в явном виде:

m и k – это количество позиций, которые отводятся для записи целой части значения переменных y и x;

n и l – это количество позиций, которые отводятся для записи дробной части чисел y и x.

Читайте также: