К кому относились бывшие удельные князья потерявшие свои политические привилегии

Обновлено: 30.06.2024

Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.

Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшаяся русскими землями Золотой Орде в XIII—XV веках, включая и земли Южной Руси, вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского. Платилось, вероятно, за относительную автономию и свободный сбор налогов.

Государь всея Руси (первоначально господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей.

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Упоминания в литературе

В процессе образования единого централизованного государства изменялась политико-правовая система. Класс земельных собственников, феодалов распался на четыре группы: служилых князей , бояр, слуг вольных и детей боярских. Бывшие удельные князья становятся вассалами московского князя в качестве служилых князей, которые стали составлять феодальную аристократию. Они являлись наиболее крупными землевладельцами. Им принадлежали руководящие посты в государстве. Во время военных действий они снаряжали собственную дружину.

Связанные понятия (продолжение)

Ста́рицкое кня́жество — русское удельное княжество (1519—1567), одно из последних удельных княжеств на Руси.

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Су́здальское княжество — территориально-административное образование времён феодальной раздробленности средневековой Руси с центром в городе Суздаль.

Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.

Че́лядь (ед. челядин) — зависимое население в Древней Руси, Речи Посполитой и Российском государстве. Также челядью могли быть родственники или друзья хозяина, которые не имели дома и денег и жили за его счёт.

Русско-литовские войны — военные конфликты между Литвой и Русью, представленной в XIII—XV веках отдельными русскими княжествами, затем — централизованным Русским государством. Войны Литвы с Москвой, как в период феодальной раздробленности, так и после образования вокруг последней централизованного государства иногда также называют московско-литовскими. Со временем, они приобрели характер борьбы за собирание русских земель. Дальнейшие конфликты после образования Речи Посполитой в 1569 году рассматриваются.

Волосте́ль — представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах).

Ти́тульные полки́ — полки, на которые в походах делилось русское войско в XVI и, частично, в XVII веках.

Ряза́нское вели́кое кня́жество, Рязанское княжество — средневековое русское феодальное государство, существовавшее с XII по начало XVI века на Средней Оке.

Городовые полки — формирование (полки) от городов, часть вооружённой организации на Руси в XII—XVI веках (до военной реформы Ивана Грозного), представлявшая собой историческую разновидность ополчения. В своём развитии прошло несколько этапов.

Холопий приказ (холопий суд) явился раньше 1500 года; сидели в нём стольник и дьяк. Приказ этот ведал дворовых людей, кабальных, данных и записных — всякое освобождение их, переход от одного владельца к другому, поступление в холопство и услужение и т. п., а также все дела по преступлениям холопов, если они касались нарушения общегосударственных законов. В 1681 году холопий приказ был упразднён и заменён особым холопьим столом в судном приказе. Пытаясь привлечь на свою сторону другие слои населения.

Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.

Дворский — более древнее наименование дворецкого. Управляющий княжеским хозяйством, ведал также сбором налогов и исполнением судебных приговоров на Руси до начала XVI в.

Русские княжества (XII—XVI веков) — государственные образования исторической Руси в пределах современных государств Россия, Украина, Белоруссия и Польша, а также (на окраинных землях) современных Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Финляндии. Возглавлялись князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается.

Престолонаследие на Руси — порядок передачи власти в Киевской Руси и русских княжествах XII—XV веков.

Солохмир (Салахмир) — татарский мурза. В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.

Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря, пря, реть с побоищем, война) в военном деле Руси данный термин имел следующие значения.

Изясла́вское княжество — удельное княжество на Руси, позже Заславское княжество. Центр — город Изяславль, современный город Заславль в Минской области Белоруссии.

Дворецкий (в старину Дворецкой) - придворный чин, возглавлявший Дворецкий приказ (Большой Дворец), в котором дворецкий был главным судьёй. над судьями, которых он назначал. В ведении Дворецкого приказа находились все дворцовые волости с доходами от них, весь княжеский или царский двор со всеми постройками и придворными служителями. До отмены местничества, для управления и собирания доходов с государевых дворцовых волостей назначались дворецкие Новгородской, Тверской, Рязанской, Нижегородской губерний.

Войско Великого Княжества Литовского — организованная военная сила Великого Княжества Литовского, существовавшая в период с 1236 по 1251 год и с 1263 по 1569 год. После Люблинской унии 1569 года до ликвидации Княжества в 1795 году — самостоятельная часть войска Речи Посполитой.

Наме́стник — историческая должность (чин, звание) в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.

Опаков — старинная пограничная крепость на высоком правом берегу реки Угры. Находилась у нынешнего села Палатки в Юхновском районе Калужской области. На северо-западной окраине села находится городище, населённость которого прослеживается от эпохи раннего железного века до позднего Средневековья.

Московское государство — название, которым в XVI—XVII веках обозначалась территория Великого княжества Московского внутри Российского царства. Параллельно шёл процесс синонимизации этого названия с Россией в целом, продлившийся до переноса столицы в Санкт-Петербург и провозглашения Российской империи в начале XVIII века. В историографии XIX—XXI веков — одно из названий Русского централизованного государства конца XV — начала XVIII веков.

Моско́вско-новгоро́дская война (1477—1478) — последний военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, имевший место с 9 октября 1477 года по 15 января 1478 года и завершившийся падением Новгорода и присоединением его и контролируемых им территорий к Москве.

Минское княжество — удельное княжество с центром в городе Минск (Минеск), существовавшее с 1101 года до начала XIV века.

Смерд (мн. смерды) — категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

Ле́ствичное пра́во, а также Лествица, Лествичная система (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.

Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.

Забожничье — термин в новгородской летописи, по-видимому, название одного из видов княжеской дани в Новгородской земле.

Малоросси́йский прика́з или Прика́з Ма́лой Росси́и — центральное государственное учреждение. Создан в 1662 году в Москве для управления территориями Левобережной Украины (Глухов, Киев, Нежин, Немиров, Новгород-Северский, Переяслав, Погар, Почеп, Ромны, Стародуб, Чернигов, Чигирин).

Думные чины (думные люди, думцы) — в Русском государстве в конце XV—XVII веков должностные лица — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий.

Ясельничий (от ясли - ящик для корма скота) — придворный чин и должность в дворцовом хозяйстве и государственном управлении XV - XVII веков. В XV - XVII веках — помощник конюшего. По рангу считался выше стольника, а иногда наравне с думными дворянами.

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Ловчий — организатор охоты у великих князей и царей в средневековых Польше, Литве, их федеративном государстве, в Русском царстве. С XVIII века в России стал называться егермейстером (при Петре II).

Упоминания в литературе (продолжение)

Занимало территорию по среднему течению реки Клязьма от впадения в нее р. Нерехта до устья Мстеры. На севере граничило с Суздальско-Нижегородским, на юге – с Владимирским княжеством. Стародубское княжество окончательно сформировалось в 1238 г., когда на его престоле утвердился младший сын владимирского князя Всеволода Большое Гнездо – Иван. Так как небольшое Стародубское княжество оказалось между враждующими Московским и Суздальско-Нижегородским княжествами, его князьям приходилось принимать сторону сильного. Во 2-й пол. 14 в. они оказались в полной зависимости от великих князей московских и по мере дальнейшего дробления удела перешли на положение служилых князей . Род стародубских князей дал начало таким знаменитым фамилиям, как Ряполовские, Пожарские, Палецкие. К. К.

Служба бояр из вольной стала обязательной, невольной. Местничество лишало класс способности к дружному совместному действию. Поземельная перетасовка важнейших служилых князей , производившаяся при Иване III и его внуке посредством обмена старинных княжеских вотчин на новые, перемещала князей Одоевских, Воротынских, Мезецких с опасных окраин, откуда они могли завести сношения с заграничными недругами Москвы, куда-нибудь на Клязьму или Верхнюю Волгу, в чужую им среду, с которой у них не было никаких связей. Знатнейшие бояре правили областями, но так, что своим управлением приобретали себе только ненависть народа.

Социально-правовой статус этой значимой категории местного общества определялся тем, что служилые князья являлись не субъектами, а объектами договорных отношений между великими и удельными князьями. Однако, в отличие от бояр и слуг вольных, к ним неприменимо было право свободного отъезда от сюзеренов, в силу полноты судебных и финансовых прерогатив на свои земли и подвластное население. Для них были также характерны довольно строгие родственно-клановые ограничения на право распоряжения родовыми вотчинами (мнение В. Д. Назарова). По наблюдениям того же исследователя, признак корпоративности здесь особенно был ощутим в тех случаях, когда княжеские родовые вотчины исчерпывали базу феодального землевладения в данной местности.

С конца XV в. оформляется высший государственный орган централизованного управления – Боярская дума. В состав Боярской думы при московском князе входили как московские бояре, так и бывшие удельные и служилые князья . Дума решала важнейшие государственные вопросы и являлась законосовещательным органом при московском государе, с которым последний вынужден был считаться. Фактически, его власть была ограничена Боярской думой.

Позже служилыми князьями в Господине Великом Новгороде были Александр Васильевич Чарторыйский (1447–1455) и Михаил Олелькович Киевский (1471).

  1. Н. А. Благовещенский. Четвертное право. М. 1899.

1. Государственное крестьянство и его категории

Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных.


Собственно говоря, желание свободы, которое имели крепостные, и о котором не раз писал Николаю Павловичу граф Бенкендорф в 1820-1830 годы, было не желанием свободы вообще, и тем более не желанием свободы политической, о которой неграмотные крестьяне имели самое скромное представление, а именно стремлением перейти в категорию государственных крестьян.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству.


Особенно много черносошных крестьян было на Русском Севере и в Сибири. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии (ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область), называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь.

Карта Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний,
Подробный атлас Российской империи, Н. И. Зуев., 1860 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения.


К концу XVII — началу XVIII века положение церковных крестьян ничем не отличалось от положения частновладельческих помещичьих крепостных. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века.


Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.


Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности (строительство дорог, строительство пристаней и так далее). К концу XVIII века экономические крестьяне слились с государственными крестьянами.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать.


Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи,
Н. И. Зуев., 1860 г.

В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Кроме того, существовала десятинная государева пашня — 1/10 часть своей земли была государственной пашней, которую надо было обработать. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии (1719 года, то есть в царствование Петра I) им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.


Для того, чтобы защищать эти оборонные линии, необходимы были военные поселения. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались (Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту), и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.


Территориальный рост Российской империи. От Иоанна Грозного до Николая II,
изда
ние А.А. Ильина, 1898 г.

Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев (а их был именно миллион) владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.


Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. И уже в конце XVII века они имели фамилии, тогда как фамилии большинства крестьян появились только во второй половине XVIII века. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.


Поскольку детей рождалось много и однодворческие деревни переполнялись, то с согласия однодворцев, и только с их согласия, их переселяли на новые земли в Поволжье, Сибирь, где они сохраняли свой статус. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам.

Сами однодворцы не просто считали себя дворянами, но часто даже аристократами, но обедневшими и разорившимися. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.

Вы видите, однодворцы — это особое сословие, о котором, кстати, не так много известно, хотя сейчас уже появились специальные работы, посвящённые этим людям. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.

Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты (как правило, конечно, медные).



Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.

Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Относительная численность государственных крестьян на момент переписи 1724 года составляла 19% населения, а к переписи в 1858 году государственные крестьяне составляли уже 45% населения на территории, охваченной той самой первой ревизией 1724 года. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63% в 1724 году до 35% в 1858 году.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.


2. Самоуправление крестьян

Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении (в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян).

  1. Н. А. Благовещенский. Четвертное право. М. 1899.

1. Государственное крестьянство и его категории

Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных.


Собственно говоря, желание свободы, которое имели крепостные, и о котором не раз писал Николаю Павловичу граф Бенкендорф в 1820-1830 годы, было не желанием свободы вообще, и тем более не желанием свободы политической, о которой неграмотные крестьяне имели самое скромное представление, а именно стремлением перейти в категорию государственных крестьян.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству.


Особенно много черносошных крестьян было на Русском Севере и в Сибири. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии (ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область), называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь.

Карта Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний,
Подробный атлас Российской империи, Н. И. Зуев., 1860 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения.


К концу XVII — началу XVIII века положение церковных крестьян ничем не отличалось от положения частновладельческих помещичьих крепостных. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века.


Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.


Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности (строительство дорог, строительство пристаней и так далее). К концу XVIII века экономические крестьяне слились с государственными крестьянами.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать.


Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи,
Н. И. Зуев., 1860 г.

В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Кроме того, существовала десятинная государева пашня — 1/10 часть своей земли была государственной пашней, которую надо было обработать. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии (1719 года, то есть в царствование Петра I) им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.


Для того, чтобы защищать эти оборонные линии, необходимы были военные поселения. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались (Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту), и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.


Территориальный рост Российской империи. От Иоанна Грозного до Николая II,
изда
ние А.А. Ильина, 1898 г.

Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев (а их был именно миллион) владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.


Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. И уже в конце XVII века они имели фамилии, тогда как фамилии большинства крестьян появились только во второй половине XVIII века. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.


Поскольку детей рождалось много и однодворческие деревни переполнялись, то с согласия однодворцев, и только с их согласия, их переселяли на новые земли в Поволжье, Сибирь, где они сохраняли свой статус. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам.

Сами однодворцы не просто считали себя дворянами, но часто даже аристократами, но обедневшими и разорившимися. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.

Вы видите, однодворцы — это особое сословие, о котором, кстати, не так много известно, хотя сейчас уже появились специальные работы, посвящённые этим людям. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.

Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты (как правило, конечно, медные).



Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.

Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Относительная численность государственных крестьян на момент переписи 1724 года составляла 19% населения, а к переписи в 1858 году государственные крестьяне составляли уже 45% населения на территории, охваченной той самой первой ревизией 1724 года. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63% в 1724 году до 35% в 1858 году.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.


2. Самоуправление крестьян

Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении (в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян).

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Человек в российском государстве

Какие изменения в составе общества и в положении его слоёв произошли во второй половине XV в.?

В социальной структуре общества появился новый класс помещиков. Ими становились люди, находящиеся на службе у государя. Они занимали различные административные посты и были основой войска. На время службы служилым людям жаловалось поместье, с которого они могли кормиться. Земельные владения были небольшими и не особо богатыми. По требованию государя помещики должны были прибыть на службу вооруженными, на коне, и еще привести с собой определенное количество вооруженных людей. Таким образом государь создал особый слой служилых людей, которые полностью зависели от государя и должны были верно служить ему.

Также в этот период мы наблюдаем первые попытки ограничения свобод крестьян. Чтобы угодить интересам помещиков в максимально эффективном использовании земли, был введен единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому, а также установлена специальная пошлина, пожилое, которую должен был уплатить крестьянин.

Развивалось и городское население, так называемые посадские люди. В городах жили ремесленники, которые селились в черных слободах и организовывались в черные сотни. Они выбирали своих старост или сотников, которые распределяли подати и повинности, налагаемые на посадских людей. На особом счету находились купцы. У них тоже были свои объединения: гостей-сурожан и суконников. Первые торговали с Причерноморьем, вторые — со странами Запада. Они пользовались привилегиями: освобождались от уплаты пошлин и были подсудны только княжескому суду.

Со второй половины XV века за южными и юго-восточными окраинами государства стала формироваться казацкая вольница, состоящая из беглых крестьян, боевых холопов и авантюристов. Вынужденные защищаться от соседних государств и набегов крымских татар, они объединялись в военные общины. Власти старались использовать казаков для защиты границ государства и платили им жалование.

Какие повинности несли крестьяне на Руси?

Крестьянин обязан был отработать определенное время на поле землевладельца, используя при этом свои орудия труда. Также крестьяне должны были уплачивать натуральный или денежный оброк.

Почему при переходе от одного землевладельца к другому было установлено пожилое?

После ухода крестьянина от землевладельца помещик терял рабочую силу, а, следовательно, терял доход, пока не находил замену. Поэтому для поддержки интересов помещиков в Судебнике появилось положение о пожилом.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Как изменилось положение знатных людей в Московском государстве?

2. В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы?

Государство стало во многом зависеть от созданного им среднего класса – помещиков. Эти служивые люди в свою очередь зависели от государя, но поскольку выполняли важные функции в устройстве государства, занимали значимую нишу в обществе. Поэтому государь всячески старался учесть интересы помещиков. Одним из таких интересов было сохранение эффективности владения поместьем. Помещики должны были быть уверенными, что независимо от обстоятельств, они получат доход с поместья. При свободном переходе крестьян от одного землевладельца к другому помещик мог в один момент оказаться без крестьян, урожая и, соответственно, без дохода. Поэтому государство стало ограничивать свободу перемещения крестьян, введя единый период для перехода (после сбора урожая) и установив пошлину, которую крестьянин был обязан уплатить при переходе.

3. Расскажите об особенностях городской жизни на Руси XV в.

Горожане, в отличие от крестьян, в основном занимались ремеслом и торговлей. Сельское хозяйство в городах имело второстепенное значение, хотя в городе и окрестностях было множество небольших сельскохозяйственных угодий, огородов.

Особым сословием городского населения были купцы. Они нередко выступали кредиторами княжеской казны, а также вмешивались в политическую жизнь. У них тоже были свои объединения: гостей-сурожан и суконников. Первые вели торговлю с Причерноморьем, вторые – со странами Запада. Из-за своего богатства они пользовались особыми привилегиями: они освобождались от уплаты пошлин и подлежали только княжескому суду.

4. Каковы причины появления и особенности положения казачества?

Казаками стали называть вольных людей, которые стали собираться за линией укреплений на южных и юго-восточных окраинах Русского государства и Великого княжества Литовского. В любом государстве есть люди, которые недовольны установившимися порядками и ценящие личную свободу превыше всего. Именно такие люди, беглые крестьяне, выгнанные помещиками боевые холопы и просто авантюристы стали заселять ничейные земли Дикого поля и сформировали собственную субкультуру.

Земли, на которых осели казаки постоянно подвергались набегам крымских татар, а, поскольку казаки сами занимались грабежом, то и атакам войск соседних государств. Для отражения этих атак казаки стали объединяться в общины, своеобразные военные формирования с собственным административным аппаратом.

Государственные власти, видя формирование независимой субкультуры казачества, стали пытаться использовать казаков в собственных целях – платили им жалование за защиту границ государства. Тем самым они избегали больших набегов тех же самых казаков на свои территории и получали мобильные вооруженные формирования, способные противостоять набегам крымских татар.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Человек в российском государстве

1. Покажите на карте территорию Русского Поморья — земли по берегам Белого моря, Онежского озера, Северной Двины, Печеры, Камы и Вятки.

2. Найдите на карте территории, где селились казаки — русские земли в низовьях рек Днепр, Дон, Волга и Урал (Яик)

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Человек в российском государстве

1. Какими мерами, закреплёнными в Судебнике 1497 г., власти стремились удержать крестьян во владениях служилых людей?

Судебником устанавливался единый срок, в который крестьяне могли перейти к другому землевладельцу. Кроме того, Судебником назначалась пошлина-пожилое, которое должен был уплатить крестьянин землевладельцу.

2. Каков был порядок уплаты пожилого?

Различался размер пожилого от того, где находился двор (в полях или в лесах), а также от того, сколько времени прожил крестьянин на дворе.

3. Как вы думаете, почему был установлен именно такой порядок?

Предполагалось, что дворы, находящиеся в поле, имеют больший доход. Кроме того, в поле обычно больше работы, поэтому чтобы дворы не пустовали, устанавливалось повышенное пожилое.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью компьютера создайте схему, показывающую состав общества Русского государства в начале XVI в.

Высшее сословие:

Государь, его семейство, удельные князья – вершина общества.

Духовенство. Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник.

Боярство — высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.

Служилые люди:

Помещики — средний слой служилых людей в российском обществе. Владели поместьями, не могли передавать поместье по наследству.

Крестьяне:

Владельческие крестьяне. Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести повинности в пользу государства и своего хозяина.

Дворцовые крестьяне. Жили на землях, принадлежавших лично великому князю. Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.

Черносошные крестьяне. Жили на государственных землях. Не имели права покидать свои земли, несли повинности в пользу государства. В сравнении с положением владельческих крестьян их положение было более свободно.

Городское население:

Вольные люди:

Ясачные люди. Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной). Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.

2. Сравните состав общества Русского государства начала XVI в. с обществом стран Западной Европы того же периода.

В Западной Европе так же, как и на Руси выделялись правители, феодалы, горожане, крестьяне и духовенство. Крестьяне во многих странах Западной Европы уже были лично свободными, в то время как в Русском государстве их только начинали закрепощать. Многие города в Западной Европе были самостоятельны и играли свою роль в политике, на Руси после падения вольного Новгорода такого не происходило. Феодалы в Западной Европе передавали земли по наследству, а на Руси этим правом пользовались только вотчинники, помещики же владели землями лишь на время службы.

От имени помещика

Я не являюсь разорившимся, исхудавшим сыном боярским, но и от крупного землевладельца отличаюсь весьма заметно. Я простой помещик-однодворец, служивый государев человек. Поместье свое небольшое я получил за свою службу государю, ходил с ним в чине сотника в военных походах. А вот теперь кормлюсь с поместья. Конечно, я еще не лишком стар и вполне боеспособен, но время теперь не такое как раньше – спокойно стало в государстве русском. Поэтому и на службу не призывали уже давно. А нет службы, нет денег. Вот, говорят, держи поместье и живи с него. А значит мне, боевому сотнику, лихому рубаке, нужно браться за соху?

Земля у меня не особо прибыльная: пустоши, лес и немного земли под пашню. Двор, хлев с коровой и двумя поросями, курятник, ледник, житница, мыльня и яблоневый сад – вот и все мое поместье. Хоромы я не могу себе позволить.

Так и живем семьей. Жена да двое младших детей работают по дому, да следят за скотиной. Старший сын уже давно поступил на государеву службу и обзавелся своим поместьем. Все свое время мне приходится уделять хозяйственным заботам, если не хожу на службу. Но я не белоручка, умею работать, да и знаю немало. Сегодня после завтрака примусь за сооружение конюшни, а то мой боевой конь то без собственной крыши — непорядок. Крестьяне помогут. Если будет доход, еще пару коней прикуплю. Ну да ладно мечтать о будущем. Сегодня главное – начать возводить конюшню. Хорошо, что мы с крестьянами уже закончили сев, и есть время на работу во дворе. Завтра, например, крестьяне будут заняты на своих участках. На меня они обязаны работать только два дня в неделю, а их жены шесть дней в неделю, но только во время жатвы. Ладно, помолимся, и за работу.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Кто стоял на вершине общества в едином Русском государстве?

На вершине общества в Русском государстве стоял государь всея Руси и его семейство.

Кто относился к верхам общества?

К верхам общества относились удельные князья – ближайшие родственники великого князя.

Как изменились права удельных князей?

Права удельных князей были сильно ограничены.

Кто стал поступать на службу к московскому князю по мере укрепления Москвы?

На службу к московскому князю стали приезжать бояре и князья из многих русских и литовских княжеств, а также ордынская знать.

Из кого состояло окружение великого московского князя?

Окружение великого московского князя состояло из людей знатных княжеско-боярских фамилий, берущих свое начало от Рюрика или Гедимина.

Кто являлся высшим слоем русского общества в конце XV-XVI в.?

Высшим слоем русского общества в конце XV-XVI века оставалось боярство.

Как изменилось положение бояр?

Что составляло основу могущества и богатства бояр?

Основу могущества и богатства бояр составляли их земельные владения за пределами Москвы.

Какую роль они играли в жизни бояр?

Они служили боярам и получали в условное владение небольшие земельные участки, которые изымались по окончанию службы.

Почему создание единого государства потребовало увеличение численности войска?

Новому государству требовалось большое войско, чтобы оберегать земли от внешних врагов и принуждать к порядку многочисленные земли и города в составе страны.

Как можно было обеспечить его боеспособность?

Воинам на время службы предоставлялись земельные владения – поместья.

Как изменился состав московского войска?

Основу московского войска составляли помещики.

Почему великий князь повелел помещикам являться на службу вооруженными и приводить с собой определенное количество вооруженных людей?

Таким образом великий князь сокращал расходы на содержание большого войска, поскольку частично эта обязанность перекладывалась на плечи помещиков. Именно они должны были не только обеспечить вооружением и конем себя, но и вооружить еще и тех, кого он привел с собой.

Как образовался слой служилых людей?

Новый слой служилых людей образовался из класса помещиков. Они полностью зависели от государя, поскольку их поместье в любой момент могло быть отобрано, поэтому они должны были служить верой и правдой государю.

Какие факторы повлияли на подъем крестьянского хозяйства?

Прекращение усобиц и усиление защиты от набегов соседей Русского государства привело к подъему крестьянских хозяйств.

Какие повинности несли крестьяне на Руси?

Крестьянин обязан был отработать определенное время на земле помещика, а также уплачивать оброк в натуральном или денежном выражении.

Почему с созданием единого государства положение сельских тружеников улучшилось?

Стало безопаснее и жить, и работать. Потеряли силу запреты на переход земледельцев из одного княжества в другое, поскольку это теперь было одно государство.

Почему многие крестьяне поначалу не осознавали, что земля, на которой они вели свое хозяйство, перешла в разряд поместий?

Для них ничего не изменилось. Собственником земли, на которой они трудились, по-прежнему было государство.

Почему началось наступление на права крестьян?

Свобода перехода крестьян от одного владельца земли к другому ставило под угрозу эффективность использования земли помещиком. Ведь он в любой момент мог лишиться работников, и урожай мог просто пропасть.

На какую уступку помещикам пошел Иван III в Судебнике 1497 г.?

Иван III ограничил свободу перехода крестьян от одного землевладельца к другому, установив для такого перехода неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после этого дня. Так помещикам гарантировалось, что урожай будет убран полностью. При этом крестьянин должен был заплатить владельцу земли денежный сбор – пожилое.

Что такое пожилое?

Пожилое — пошлина в России конце XV- XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.

Какова его сумма?

Она составляла примерно один рубль с человека.

Какую роль сыграл указ о Юрьевом дне в жизни крестьян?

Введение Юрьева дня стало первым шагом к ограничению крестьянской свободы.

Как стали называться крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников?

Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, стали называться владельческими.

Как стали называться крестьяне, жившие на землях, принадлежавших великому князю московскому?

Крестьяне, проживавшие на землях великого князя, стали называться дворцовыми.

Как развивалась поместная система в первой половине XVI в.?

Поместная система охватила почти все уезды страны.

Кто такие черносошные крестьяне?

Черносошные крестьяне – свободные крестьяне, работавшие на государственных (черных) землях и на землях Русского Поморья и платившие налоги государству.

Где они проживали?

Они проживали в основном в Русском Поморье (землях по берегам Белого моря, Онежского озера, Северной Двины, Печоры, Камы и Вятки), а также на государственных (черных) землях.

Кто составлял большинство населения Руси?

Большинство населения Руси составляли крестьяне.

Кто такие посадские люди?

Посадскими людьми называли горожан.

Кто проживал в городах?

В городах проживали прежде всего купцы и ремесленники.

Сохранились ли в городах элементы самоуправления?

В городах сохранялись элементы самоуправления.

Какие объединения были у московских купцов?

У московских купцов были свои объединения: гости-сурожане и суконники. Первые вели торговлю с Причерноморьем, вторые – с западными странами.

Какими привилегиями они пользовались?

Эти купцы освобождались от уплаты пошлин и подлежали только княжескому суду.

Кто собирался в городское ополчение?

Кто такие казаки?

Казаками стали называть вольных людей, которые стали объединяться в общины за линией укреплений на южных и юго-восточных окраинах Русского государства и Великого княжества Литовского.

С чем связано их появление?

В любом государстве есть люди, которые недовольны установившимися порядками и ценящие личную свободу превыше всего. Именно такие люди, беглые крестьяне, выгнанные помещиками боевые холопы и просто авантюристы стали заселять ничейные земли Дикого поля, объединились в вооруженные формирования, общины, и сформировали собственную субкультуру.

Как и почему казаки стали объединяться в общины?

Земли, на которых осели казаки постоянно подвергались набегам крымских татар, а также атакам войск соседних государств. Для отражения этих атак казаки стали объединяться в общины.

Как власти использовали казаков?

Власти стали использовать казаков в собственных целях – платили им жалование за защиту границ государства.

Что являлось источником существования казаков?

Источником существования казаков были жалование от государства, а также воровская и военная добыча.

Читайте также: