Где находится рабочий лист

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Азарова Наталья Игоревна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск

«Если мы будем сегодня учить так,

как мы учили вчера,

(американский ученый и педагог)

Главная задача педагога: научить ребенка учиться самостоятельно, а родителям нужно научиться доверять нам и школе. Успех всего образовательного процесса зависит как от учителя, ребенка, так и от родителя, который является неотъемленной частью обучения.

Сегодня я хочу ответь на все выше поставленные вопросы. Да, я согласна, что высококвалифицированный учитель проведет хороший урок, даже если у него только есть доска и мел, но этот урок не будет современным. Сейчас необходимо подключать современные методы обучения. Если мы включаем компьютер, то мы понимаем, что нам нужно сделать урок более глубоким, насыщенным, интересным и самое главное качественным. Если ребенка посадить за компьютер или разрешить взять свои гаджеты на урок или использовать для домашней работы, то у него загораются глаза. Конечно для подготовки цифрового урока учителю необходимо больше времени. Однако нужно учитывать то, что современные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе и оборудования. На разных сайтах в сети Интернет можно найти много методик, практик для освоения той или иной темы и проверки уровня усвоения материала.

На своих уроках я применяю собственные разработки, а также частично использую лучшие практики коллег. Одной из таких разработок является рабочий лист ученика, по которому самостоятельно изучается тема. Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист, с заданиями, которые необходимо выполнить. Рабочий лист для ученика – это таблица из двух столбцов. Первый – это описание задания, второй – выполнение этого задания (пример рабочего листа для ученика можно посмотреть в приложении 1) В конце урока каждый ученик должен сделать вывод по изучаемой теме и кратко сформулировать правило.

Для этой работы я использую приложение Learninqapps. В нем очень много готовых заданий, которые помогут учителю в подготовке к уроку ( это можно увидеть в приложении 2) В моем классе дети уже активно работают в этом приложении.

Что такое современный урок? Его структура описана в нормативно-правовых документахв частности ФГОС.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Первичное усвоение новых знаний.
  4. Первичная проверка понимания
  5. Первичное закрепление.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Уроки, которые мной проводятся состоят из следующих этапов:

У учащихся повышается от таких уроков качество обучаемости и мотивация к учебе (это подтверждается данными, представленными в приложении 3).

Несмотря на то, что сам процесс разработки и подготовки рабочего листа весьма трудоёмкий, его использование имеет ряд преимуществ:

- в содержание рабочего листа можно включать задания на осмысление информации, данной в учебнике, а также задания более высокого уровня сложности, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях, находить информацию в дополнительных источниках;

- информация должна быть представлена в разных видах (схема, таблица, рисунок, текст, диаграмма и т.д.);

- педагог имеет возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом, видеть пробелы в изучении темы, вносить коррективы в образовательный процесс;

- использование рабочих листов на уроках и анализ их выполнения позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка;

- учитель становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики – учителями, исследователями и сотрудниками.

Таким образом, рабочий лист, являясь средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Кроме этого, выполнение предложенных заданий по работе с информацией формирует и развивает различные группы универсальных учебных действий, позволяет сделать учение личностно значимым.

После использования данной разработки учащиеся стали целеустремленными, ориентированными на результат, мотивированными. Это подтверждается тем, что они стали более активно и успешно участвовать в разных конкурсах и олимпиадах. Результаты участия предоставлены в приложении 4.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Когда все школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение в апреле по май 2020 года, а не все родители работали удаленно. Дети не знали, что у каждого ребенка есть электронная почта. Я через онлайн урок детям показала, как можно в своих телефонах узнать электронную почту. На дистанционном обучении учащиеся отправляли мне фото классных работ онлайн уроков. В нашем классе спокойно прошло дистанционное обучение, т.к. дети самостоятельно выходили на онлайн уроки, отправляли файлы на электронный адрес учителям.

Применение нынешних просветительных технологий дает возможность преподавателям достигать высочайшего свойства преподавания , возрастает количество обучающихся , получающих содействие во олимпиадах, экспериментальных планах также разных креативных состязаниях .
Подобным способом, использование новейших технологий во первоначальной школе содействует формированию около подростков познавательной деятельный , творчества, креативности, мастерства функционировать со данными , увеличению самомнения , но основное , увеличивается кинетика свойства преподавания .

В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.

Детям начальных классов нравятся задания с картинками, так

им понятнее и легче работать. Создавая рабочий лист с картинкой,

можно использовать следующие задания:

Любой рабочий лист кроме содержания задания содержит:

Предлагаю примеры рабочих листов, созданных мною в разное время:

на уроке литературного чтения в структуру рабочего листа может входить биография писателя или поэта.

t1578402977aa.jpg
t1578402977ab.jpg
t1578402977ac.jpg

Итак, задания по прочитанному произведению могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.

Рабочие листы по русскому языку можно использовать для контроля знаний и повышения познавательного интереса. С помощью разнообразных форм рабочего листа, интерес учащихся повышается.

t1578402977ad.jpg
t1578402977ae.jpg

t1578402977af.jpg
t1578402977ag.jpg

Комплект рабочих листов помогает систематизировать знания, полученные на уроках математики в начальной школе. Предложенные задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить пробелы в знаниях.

t1578402977ah.jpg
t1578402977ai.jpg

t1578402977aj.jpg
t1578402977ak.jpg

Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают интерес и внимательность учеников.

Достоинства авторских рабочих листов:

При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;

повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).

Большое количество бумаги и краски.

Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Рабочий лист по математике – 3 класс

Фамилия, имя ________________________________________

t1578402977al.jpg

Р аскрась целую фигуру – синим цветом;

Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.

5-балльная система оценки, существующая в школе, по своей сути является 3-х балльной.

Слайд 2. И мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но все еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен. Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем?

Этим вопросом педагоги нашей школы стали заниматься задолго до того времени, когда в школу пришел ФГОС. Сначала школа I-ой, а затем и II-ой ступени работала над поиском решения этого вопроса. Еще в рамках эксперимента по безотметочному обучению в основной школе мы рассматривали разные подходы к уроку, к формам и методам контроля, оценки и самооценки обучающихся на уроке. вот тогда совместными усилиями педагогов и учеников школы стали появляться листы оценки, самооценки, рабочие листы к отдельным урокам и темам.

Слайд 3. Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.

  • где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения. ).

Слайд 5. Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.

Слайд 6. Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Поскольку преподавание информатики предполагает немалое количество практических и творческих работ, то Рабочие листы дают возможность сделать их максимально индивидуальными.

Слайд 6 второй щелчок.

В ходе изучения графического редактора Paint в 5 классе Рабочий лист составляется на основе заполненного учащимися Листа умений работать в ГР Paint, тогда и Рабочий лист к уроку практической работы составляется индивидуально для каждого ученика, Слайд 6 третий щелчок . где может быть не только задание для практической работы, но и подробный обучающий алгоритм её выполнения и результат, особенно для тех, кто не опытный пользователь этой программы. Видя перед собой конечный результат, ученик может планировать темп работы индивидуально, а учитель – контролировать формирование практических навыков у каждого ученика.

Слайд 7. Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроке “Строение кольчатых червей на примере дождевого червя” каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей.

Слайд 8 На уроке “Центры происхождения культурных растений и домашних животных” вариант определяется успешностью выполнения теста по ранее изученной теме.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Слайд 9 Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Слайд 10 Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Слайд 11 Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например, на уроке “Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора” Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной.

Слайд 12 На уроке природоведения в 5 классе “Карлики и гиганты” по ходу чтения текста в рабочем листе предлагается не просто заполнить таблицу, а поработать в знаковой системе (технология РКТМЧП). Знакомство с текстом в этом случае становится осмысленным, происходит сложный процесс анализа уже имеющихся знаний, сравниваются знакомые факты с теоретической основой.

Слайд 13 На уроке “Становление систематики” в 9 классе ученики сами определяют цель урока, а в (Слайд 14) 7 классе “Диаграммы” самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и планируют изучение темы.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: (Слайд 14 второй клик мыши) восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Слайд 15 Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания (Рабочий лист к уроку “Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники”)

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Слайд 16 Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.

Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа ОЧЕНЬ трудоёмкий!

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы мы пришли к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), Слайд 18 можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.

Слайд 19 Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) - пример Средства организации учебной деятельности учащихся. Как правило, разрабатывается самим учителей (в отличие от ситуации, когда учитель использует готовые дидактические материалы) с использованием облачных сервисов и веб-инструментов, например, Googledocs, Zoho creator и других.

Содержание

Прототип

Прототипом ИРЛ являются рабочие листы (Worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе и широко использовавшиеся в обучении с использованием компьютера до массового появления сервисов веб 2.0. Функция совместного редактирования и хранения документов, которую привнесли облачные сервисы в развитие этого вида дидактических средств, обеспечивает важную добавочную ценность материалов, созданных в “ облаках”, - интерактивность. К достоинствам ИРЛ также можно отнести:

  • возможность копирования шаблона рабочего листа,
  • возможности совместной работы,
  • возможность публикации и встраивания готовых документов в html-страницы ученических э-портфолио.

Особенности интерактивных рабочих листов



  • Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.
  • Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге (зависит от содержания листа).
  • Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию.
  • Задания листа направлены на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.
  • Работа с листом подразумевает свободное использование любых источников информации - как бумажных, так и Интернет-источников.
  • Результаты работы разных учеников с одним и тем же шаблоном всегда различаются между собой (вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала), поэтому эти результаты редко оцениваются с точки зрения "правильности".

Типология интерактивных рабочих листов

Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:

  • использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур, (пример1[1], пример2 [2] );
  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы (пример [3]);
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами (пример1 [4], пример2 [5] примеры для несплошных текстов [6]);
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы, ( примеры [7])
  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета (пример [8]);



В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы. Таким образом ИРЛ может быть инструментом организующим самостоятельную работу. Это деятельность по конструированию новых знаний и овладению новыми способами универсальных учебных действий (УУД). Он подходит как для организации домашних заданий, так и для дистантного обучения.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д. Дополнительная степень свободы, которая обеспечивается возможностью публикации выполненных рабочих листов в папках общего доступа, - это взаимное оценивание работ самими учащимися. Последнее является непростой организационной задачей и подразумевает наличие определенного уровня культуры у сообщества, уже имеющего опыт работы в совместных документах.

Инструменты для создания

Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования.

  • Документы Google - Google Docs
  • Таблицы Google - Google spreadsheet
  • Рисунки Google - Google Drawings (технология создания рабочих листов в Googledrawings (видео)[9])

Примеры

Рабочий лист для работы с Googleartproject

Рабочий лист. Виртуальное путешествие по музеям Санкт-Петербурга. [12] После небольшого введения, где ученикам предлагается познакомиться с самой идеей проекта с помощью рекламного видео, следуют задания, направленные на развитие разных поисковых умений учеников:

  • многоходовой поиск
  • поиск по тексту (с заданными критериями)
  • поиск по картинке
  • поиск неявной информации (информации мелким шрифтом)

Некоторые из заданий на поиск могут быть выполнены лишь последовательно, поскольку условия выполнения последующего задания зависят от результатов предыдущего. В конце ученику предлагается создать на сайте личную коллекцию произведений искусства. Таким образом, навигацию по сайту и возможности поиска по нему ученик осваивает не с помощью объяснений учителя, а в результате самостоятельных действий. Работая с художественными коллекциями как с объектами поиска, ученик находится, скорее в ситуации игры, а не принуждения, на которое ученики с ограниченным кругозором часто негативно реагируют, когда учитель пытается “приобщить” их к искусству через лекции и демонстрации слайдов.

Развивая созданный для одного из уроков шаблон, можно создать на его основе другой - по новой теме и с использованием других сайтов. Конечно же, приведенный пример - это лишь несовершенный образец, отталкиваясь от которого можно разработать квесты полного цикла с включением туда этапов, на которых ученики обобщают полученные знания. В конце ИРЛ уместны были бы задания на самооценивание и рефлексию учеников по результатам самостоятельной работы.

Оформление

“Шапка” листа стандартная: она содержит небольшую инструкцию для учеников по копированию и публикации файла.



Коллекции

Коллекции интерактивных рабочих листов, как правило, являются продуктом совместного творчества и обмена учителей, участвующих в виртуальных мастерских или мастер-классах.

Читайте также: