К какому виду относится суждение дело каждого гражданина оберегать природу охранять ее богатство

Обновлено: 02.07.2024

8. Для каждого из простых суждений сформулируйте соответствующее ему контрарное или субконтрарное суждение:

Ни один пятиугольник не может быть правильным.

2. Все головоломки имеют решение.

3. Не всякий человек может ориентироваться в тайге.

4. Хотя бы одно из произведений И. Бунина – поэтическое.

9.*Преобразуйте следующие категорические суждения с внешним отрицанием в суждения без внешнего отрицания:

1. Неверно, что встречаются нелюбознательные дети.

2. Не все дети нелюбознательны.

3. Неверно, что ни один солдат не мечтает стать генералом.

4. Не было дня в этом месяце, когда бы ни шел дождь.

10. Установите количество и качество суждения и придайте ему, если необходимо, стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов, изобразите это с помощью кругов Эйлера.

1. Все адвокаты знают законы.

2. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

3. Лень никогда не приводит к добру.

4. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

5. Многие из состоятельных людей несчастны.

6. Иногда кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

7. Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о логике высказываний.

8. Песни бывают весёлыми и печальными.

10. В мире есть справедливость.

11. Квантовая механика – один из разделов физики.

12. Некоторые птицы не летают.

13. Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

14. Все законы логики представляет собой единое целое.

15. Преступления вредны для общества.

16. Благородный человек, по учению Конфуция, уважает стариков.

17. Студенты юридического факультета изучают науки о праве.

18. Некоторые производства и технологии в нашей стране необходимо модернизировать в соответствии с экологическими требованиями.

19. Все люди мечтают не коснуться несчастья .

20. Алмазы используют для создания лазера.

21. Ученые разрабатывают новые технологии для повышения иммунитета у детей.

22. Каждый прокурор - юрист.

23. Дельфины – млекопитающие.

24. Люди иногда опаздывают на работу.

25. Некоторые следователи не раскрывают дела.

11. Из каждой пары понятий, приведенных ниже, составьте суждение, учитывая в каждом случае распределенность терминов:

1. Композитор (субъект, распределен), музыкант (предикат, нераспределен).

2. Студент (субъект, нераспределен), мастер спорта (предикат, нераспределен).

3. Умеющий читать (субъект, нераспределен), умеющий писать (предикат, распределен).

4. Хлеб (субъект, распределен), то, что всему голова (предикат, распределен).

12.*Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания. (По логическому квадрату).

1. Некоторые океаны имеют пресную воду.

2. Все свидетели дают правдивые показания.

3. Ни один студент нашей группы не знает французского языка.

4. Некоторые прокуроры не имеют высшего образования.

5. Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

6. Все слоны живут в Африке.

7. Некоторые студенты нашей группы не изучают английского языка.

8. Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык.

9. Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

10. Все пошли за ним.

11. Никто не пошел за ним.

12. Все студенты нашей подгруппы хорошо разбираются в логике.

13. Все комплектующие компьютера работают безупречно.

14. Некоторые районы Кубани имеют высокий экологический рейтинг.

15. Все студенты нашей группы учатся хорошо.

16. На любой простой вопрос достаточно простого ответа.

17. Все преступники этой группы наказаны “по заслугам”.

18. Ни один район Кубани не поддержал эту партию.

19. Все рыбы мечут икру.

20. Некоторые районы поддержали на выборах эту партию.

21. Все бактерии вредны.

22. Ни одно растение – не хищник.

23. Ни один студент нашей группы не поет.

24. Все книги интересны.

25. Все больные плохо себя чувствуют.

13. Переведите на символический язык сложное суждение:

1. Если другие тебе и повредили, во время встречи приветствуй их с улыбкой. Они со стыда потеряют решимость или же попросят извинения. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости)._____________

3. Если вообще ставить цель преодолеть враждебность между людьми, то другого пути, чем путь любви не существует. (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика)_________________________

4. Если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, вместе с обузданием негативных мыслей и эмоций мы должны развивать и укреплять свои положительные качества. (Его Святейшество Далай-Лама).____________________________________________

5. Если мы не можем изменить обстоятельства, удручающие нас, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним. (Геше Джампа Тинлей)._________________________________________

6. Если разговариваешь с людьми вежливо и мягко, то даже в чужой стране будешь принят как на родной земле. (Зерцало мудрости).______________________________________________

7. Побеждающий людей – обладает силой. Побеждающий себя – становится сильным. (Лао Цзы. Дао-дэ цзин)._________________

8. Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, есть нашей жизни оправдание._________________________

9. Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости)._______________________________________

10. Если смотреть на людей радостными глазами, то даже ранее незнакомые люди станут относиться к тебе как близкие родственники. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).__________________

11. Не покупай кота в мешке, если тебе не нужен мешок._______

12. Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства. Кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.__________________

13. Король лакея своего назначит генералом, но он не может никого назначить честным малым. (Р.Бернс).___________________

14. Будешь спокоен, если собственные поводья обмотаны вокруг своей головы. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).______________

15. Если возгордишься мало-мальски научившись считать, станешь предметом насмешек мудрецов. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости.).______________________________________________

16. Если ты мудр, не старайся казаться мудрым всегда. Будет стыдно, коль не ответишь беспрепятственно на любой вопрос. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).__________________________

14. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих рассуждений:
а) (( р -> q ) л ( s -> ~q )) -> q

Суждение истинно при истинности составляющих его простых суждениях (1-я строка таблицы) и ложно во всех остальных случаях.

7. Преобразуйте модальные суждения, заменяя предлагаемые в упражнении операторы на другие

7.1. Никто не может быть принужден к вступлению в религиозную организацию.

7.3. Доказано, что закон есть основа демократии.

7.4. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

7.5. Принудительный труд запрещен (Конституция РФ).

8. Укажите, какая из приведенных схем верно выражает отношение терминов в данных суждениях:


8.1. Студенты Института права ВГУЭС изучают правовые науки.

8.2. Некоторая часть новых экспонатов была передана музею.

8.3. Всего лишь три человека данной группы не явились на семинар по логике.

8.4. Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности.

8.5. Хулиганство - умышленное действие, грубо нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу.

8.6. Для судебных экспертиз разработана специальная методика.

8.7. Ни один вопрос студента не остался без ответа.

8.8. Человек не живет два века.

8.9. Большинство подростков отличается активным поведением.

8.10. Не все государства - члены ООН.

8.11. Ч. Дарвин - создатель научной теории эволюции.

8.12. Некоторые преступления являются особо тяжкими.

8.13. Среди людей встречаются флегматики.

8.14. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

8.15. Люди - не ангелы.

9. Выделите все простые суждения в следующих текстах:

9.1. «Италия располагается на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее берега не так изрезаны заливами, как берега Греции. Крупных островов почти нет, кроме Сицилии на юге. Пахотных земель гораздо больше, чем в Элладе, поэтому население издавна занималось земледелием и скотоводством; мореплавание здесь было развито слабо.

В начале I тыс. до н.э. в Италию с севера пришел народ этрусков. В VIII в. до н.э. этруски уже умели обрабатывать железо и бронзу, управлять колесницами, строить города и плавать по морю. У них были цари и много жрецов. Происхождение этрусков пока точно не установлено, их язык не расшифрован; мы знаем отдельные слова и имена, которые дошли до нас через римлян.

Сквозь нагромождение сказочных образов проступает высокое гуманистическое и этическое содержание оперы.

10. Какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?

10.3. Днем я или пойду в библиотеку, или буду дома готовить уроки.

10.4. Если пойдет дождь, то экскурсия в музей не состоится.

10.5. Коль скоро приближается буря, то медузы приплывают к берегу моря.

10.6. В случае, когда наступает инфляция, имеет место снижение жизненного уровня трудящихся.

10.7. Посевная пройдет успешно, если и только если вовремя будут отремонтированы сельскохозяйственные машины.

10.9. Гремя раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит (Ф.И. Тютчев).

10.10. Для сохранения мира на Земле необходимо увеличить усилия всех государств в борьбе за мир.

11. Произведите логический анализ текстов: определите простые суждения; укажите вид сложных суждений; назовите предложения, которые не выражают суждения; определите типы (виды) вопросов.

11.1. «В Афинах все граждане были обязаны служить в армии. Но бедняки служили в легкой пехоте или на флоте, а богатые - в тяжелой пехоте или коннице (вооружение они покупали за свой счет).

11.2. «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!

Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!

И в воздух чепчики бросали.

11.3. Заработная плата - форма материального вознаграждения за труд, выраженная в деньгах. В рыночной экономике зависит от спроса на труд и его предложения. На величину заработной платы влияют результативность труда, его социальная значимость, условия труда (вредность, опасность, удаленность и т. п.), участие профсоюзов и пр.

11. 1. Ценная бумага может быть предъявительской, ордерной и именной.

11.2. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов.

11.2. Уголовное дело в суде первой инстанции рассматривается коллегиально или единолично.

11.3. Дело каждого гражданина - оберегать природу, охранять ее богатство.

11.4. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах (Всеобщая декларация прав человека).

11.5. Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был представлен.

11.6. Жизнь коротка, искусство вечно.

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. - Разделительное суждение, нестрогая, полная дизъюнкция.

Упражнение 12. В Конституции РФ, Уголовном, Гражданском и других кодексах найдите правообязывающие, правозапрещающие и правопредоставляющие нормы

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

А1. Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

1) охота 3) обработка металла

2) сбор грибов и ягод 4) садоводство

А2. Одной из причин современных экологических бедствий является:

1) рост числа животных на планете

2) посадка лесов вокруг городов

3) большое число любителей создания гербариев

4) нерациональное использование ресурсов

АЗ. Утверждение, что природа враждебна и равнодушна к людям, свойственна сторонникам:

1) сотрудничества с природой

2) господства над природой

3) уважения к природе

4) морального отношения к природе

А4. Главный смысл экологической морали:

1) не навредить окружающей среде

2) удовлетворить потребности человека

3) получить от жизни удовольствие

4) создать комфортный образ жизни

А5. Какое наказание предусматривает закон для предприятий, причинивших вред природе?

1) арест руководителя предприятия 2) закрытие предприятия

3) возмещение предприятием причиненного ущерба 4) открытие на деньги предприятия заповедника

А6. Верны ли суждения об отношениях человека с природой:

а) природа для человека является родным домом; б) человек — часть природы?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения об атмосфере: а) сокращение кислорода в атмосфере связано с вырубкой лесов; б) сокращение кислорода в атмосфере связано с большим количеством живых организмов на планете?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Верны ли суждения о природе: а) природа имеет способность самовосстановления; б) у природы есть восполняемые и невосполняемые ресурсы?

1) верно только а 2) верно только 6

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения о водных ресурсах: а) запасы чистой пресной воды в мире неисчерпаемы; б) самая чистая вода течет в кранах городских квартир?

1) верно только а 2)верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Способ уменьшить давление на природу:

а) рост численности населения;

б)строительство промышленных предприятий;

в) освоение новых территорий;

г ) создание безотходных технологий.

А12. Страны мира озабочены в первую очередь:

б) глобальным потеплением;

в)массовым туризмом в страны Азии;

А13. Зона экологического бедствия:

а) целинные земли на юге Сибири;

б) территория Чернобыльской АЭС;

г) лесотундра Крайнего Севера.

А14. Удачным мероприятием в области защиты природы можно
назвать:

а) борьбу с браконьерством ;

в) восстановление популяции зубров;

г) выведение новой породы домашних собак.

А15. Согласно Конституции Российской Федерации граждане
обязаны:

а) защищать и беречь природу;

б)содержать домашних животных;

в) выделять денежные средства на содержание заповедников;

г) создавать экологически чистые зоны.

В1. Заполните пропуск в предложении.

Мало не делать зла - нужно делать .

В2. Что из перечисленного является исчерпаемыми ресурсами?

ВЗ . Установите соответствие между загрязнениями биосферы и последствиями этого. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)образование гигантских мусорных свалок, отравляющих все

1) загрязнение воздуха

Б)выпадение кислотных дождей, образование смога над большими

3) отходы промышленности

В)сокращение сельскохозяйственных площадей, урожая

4) загрязнение воды

Г)закупка питьевой воды в других странах, продажа чистой воды

С1. Какое поведение свойственно безответственному человеку?

1) река, протекающая возле дома

2)лес за городом

3) птицы на дереве

4) автомобиль у подъезда

А2. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

4) приливы и отливы

АЗ. Живая оболочка Земли:

1) атмосфера 3) биосфера

2) смог 4) литосфера

А4. Стремление сохранить жизнь всему живому на Земле является примером:

1) экологической морали

2) государственных законов

3) потребительского отношения к природе

4) господства над природой

А5. Какой из примеров может считаться результатом неразумной деятельности человека?

1)извержение вулкана Везувий

2) взрыв Тунгусского метеорита

3) осушение Аральского моря

4) землетрясение в Мексике

А6. Верны ли суждения об умении предвидеть последствия своих поступков: а) предвидение последствий своих поступков помогает сохранить природу; б) предвидеть последствия своих поступков может человек, который любит природу?

1)верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения об охране природы: а) охрана природы — это одна из главнейших задач всего человечества; б) охранять природу значит полностью отказаться от использования природных ресурсов?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Верно ли, что: а) человечество спокойно относится к ухудшению экологической обстановки на нашей планете; б) защита природы требует объединения усилий всех стран?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Верно ли, что: а) на Земле бывают кислотные дожди; б) кроме Красной книги экологи написали и Черную книгу?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Причины загрязнения атмосферы:

а) извержение вулканов;

в) отравление ядохимикатами;

г) сжигание топлива.

А12. Наказания, которые устанавливает закон для тех, кто на-
носит вред природе:

б)исключение из партии;

в) выдворение за пределы страны;

г) лишение свободы на срок от 2,5 года до 8лет;

А13. Результатом освоения целины стало(а):

а) увеличение озоновой дыры в атмосфере;

в) радиационное заражение почвы;

А14. Конституция Российской Федерации предусматривает:

а) право каждого на получение достоверной информации;

б) право на проживание в заповедных зонах;

в) право на получение помощи международных организаций
в охране природы;

г) право на приобретение фильтров для воды.

А15. Способно улучшить экологическую обстановку:

а) строительство новых городов;

б ) создание заповедников;

в) строительство ГЭС;

г) освоение территорий Крайнего Севера.

В1 . Заполните пропуск в предложении .

Ответственное поведение помогает защищать и сохранять жизнь.

Укажите термин, относящийся к другому понятию.

тревога за окружающих

ВЗ. Установите соответствие между экологическими загрязнениями окружающей среды и их причинами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) загрязнение воздуха

А) необходимость использования воды в домах и на производстве в связи с ростом городов

2) сокращение запасов чистой воды

Б) создание свалок, вызванных ростом городов. Строительство дачных поселков

Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев . Учебное пособие.
-М.: Новая школа, 1996. Глава 9, 10.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. -М.: Юристъ, 2001. Глава 5.

Никифоров А.Л. Книга о логике. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996, Лекция 5, 6.

1. Отношения между суждениями.

Сложным называется суждение, содержащее логические связки и состоящее из нескольких простых суждений. В дальнейшем простые суждения мы будем рассматривать как элементы, из соединения которых возникают сложные структуры.

Простые суждения будем обозначать отдельными латинским буквами: а, b, с, d , . Каждая такая буква представляет некоторое простое суждение. Отвлекаясь от сложной внутренней структуры простого суждения, от его количества и качества, забыв о том, что в нем имеется субъект и предикат, мы удерживаем лишь одно свойство суждения — то, что оно может быть истинным или ложным . Все остальное нас здесь не интересует.

Таким образом, наши буквы а, b, с, d , . — это переменные, вместо которых могут подставляться истина или ложь . Приступая к рассмотрению сложных суждений, мы вынуждены вторгнуться в область символической логики и хотя бы немного познакомиться с ее формальным языком.

2. Логические связки

Остальные связки, которые мы будем рассматривать, называются бинарными , т. к. они соединяют два простых (или сложных) высказывания. Отрицание обычно обозначается знаком ““ или чертой над буквой, представляющей простое суждение, т. е. “ а ” или “ ”.

Пример: "Неверно, что Земля - шар". - Здесь простое суждение "Земля - шар", обозначим его буквой а , подвергается отрицанию: "неверно, что а" , или  а .

Пример: "В корзине у Нелли лежали подберезовики и маслята". - Это сложное суждение представляет собой конъюнкцию двух простых суждений: "В корзине у Нелли лежали подберезовики" и "В корзине у Нелли лежали маслята".

Упражнение № 4.1 . Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Пример: Амнистия может быть общей или частичной . Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) Амнистия может быть общей (р) и 2) Амнистия может быть частичной (q), соединенных логической связкой “или”. В символической записи а  в - строгая дизъюнкция.

Жарко, и идет дождь

Идет дождь, но нельзя сказать, что жарко

Дождь не идет, но не жарко

Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять

Это действие или похвально, или постыдно, или безразлично

Уголовное дело может быть возбуждено, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления

Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам

Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения

В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него

Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным
в состоянии аффекта

Упражнение № 4.2. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов .

1) Памятники культуры, истории и природы являются достоянием народа. Конъюнктивное суждение ( а  b  c ).

2) Если ты обучаешься без отрыва от производства, то для сдачи экзаменов предприятие должно предоставить тебе отпуск. Условное (импликативное) суждение ( a  b ).

3) Разбойное нападение может быть совершенно либо одним человеком, либо группой лиц. Дизъюнктивное суждение, строгая дизъюнкция ( a  b ).

Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма

Либо в стремя ногой, либо в пень головой

Лучше скажи мало, но хорошо

Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок (постоянная работа), или на определенный срок не более 3-х лет, или на время выполнения определенной работы

Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора

Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной

Укрывательство нацистских преступников несовместимо с принципами международного права, нормами морали и гуманизма

Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором

Упражнение № 4.3. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

Пример: Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим . Дизъюнктивное суждение: a  b (строгая дизъюнкция).

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей

У человека рождается либо мальчик, либо девочка

Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов

Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от право пользования, или истечение срока, на который он был предоставлен

В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая

Дело каждого гражданина — оберегать природу, охранять ее богатства

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Упражнение № 4.4. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

Пример: Если бы водитель тормозил ( a ) — на асфальте был бы смазанный след от протектора ( b ). Антецедент (основание) — a , консеквент (следствие) — b . a  b .

Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей

Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными

Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу

Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу

Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза

Если Н. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности

Упражнение № 4.5. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. В импликативных суждениях определите вид объективной зависимости.

Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование

Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта

Все, кто служит делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, либо не должны работать в этой области

В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке

Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе потребовать у них объяснения

Если обвиняемый совершил преступные деяния, нарушающие нормальное функционирование транспорта и дезорганизующие другие звенья хозяйства, причиняющие или могущие причинить ущерб хозяйственной мощи страны, то в этом случае он должен быть привлечен к уголовной ответственности

Если отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено

В случае незаконного действия субъекта, он должен быть привлечен к ответственности

Если выстрел был произведен с близкого расстояния, то вокруг раны имеются следы несгоревшего пороха

Поскольку потерпевший и его представитель вправе участвовать в судебном разбирательстве, они должны иметь право выступать в судебных прениях

Упражнение № 4.6. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

Пример: При нарушении служащими дисциплины ( a ) администрация предприятия обязана взять у него либо устные ( b ), либо письменные объяснения ( c ). В символической записи: a ( b  c ).

Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности

Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, санэпидем станция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников

Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменения условий труда определен трудовым законодательством

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. (Всеобщая декларация прав человека)

Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права

Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными

Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем

Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается

3. Таблицы истинности

Вопрос об истинности простых суждений лежит вне сферы логики - на него отвечают конкретные науки, повседневная практика или наблюдение. Однако для установления истинности или ложности сложных суждений опыт не помощник.

Отрицаний применяется к одному суждению. Это суждение может быть истинным или ложным.

Если исходное суждение истинно, то его отрицание мы договариваемся считать ложным; если же исходное суждение ложно, то его отрицание мы договариваемся считать истинным.

Таблицы истинности для остальных логических связок мы для удобства приводим все вместе:

Читайте также: