Что нового внесли греческие юристы в конституционное право

Обновлено: 25.06.2024

Государство в Южной Европе, на Балканском полуострове.
Территория - 132 тыс. кв. км. Столица - г. Афины.
Население - 10,7 млн. чел. (1998 г.), 95% - греки.
Официальный язык - греческий.
Религия - православие.
Греция - один из древнейших очагов европейской и мировой цивилизации. В XVII в. до н.э. началось формирование городов-государств на материковой части Греции, достигших расцвета в VI-IV вв. до н.э. Во II в. до н.э. страна стала одной из провинций Древнего Рима. В 395 г. территория Греции вошла в состав Византийской империи. В середине XV в. установлено турецкое иго. В 1830 г. Греция стала независимым королевством. В 1967 г. власть в стране захватили военные ("черные полковники"). В 1973 г. Греция провозглашена республикой. В 1974 г. произошло возвращение страны к демократическому правлению. С 1981 г. Греция - полноправный член ЕС.

Государственное устройство

Греция - унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц - областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.
Действует Конституция, вступившая в силу 11 июня 1975 г. По форме правления Греция - парламентская республика. Политический режим демократический.
Законодательная власть принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Палата собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. Вначале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать 2. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые Парламентом, должны быть ратифицированы Президентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.
Глава государства - Президент, который избирается Парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила Президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает Премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов Правительства. По заключению Совета республики консультативного органа, который образуется при Президенте в предусмотренных Конституцией случаях, Президент может сместить Правительство, если оно утратило доверие Парламента. В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает Парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия Президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых Парламентом, и возможность возвратить проект закона в Парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания нации. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо этого Президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать Парламент, если он после 3 голосований не может избрать Президента или когда Парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность Правительства.
В марте 1986 г. была принята серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, в том числе права смещать Премьер-министра. Распустить Парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано Парламенту.
Исполнительная власть осуществляется Правительством, которое состоит из Премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе "взять обратно свое доверие" Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.

Правовая система

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

После обретения независимости Греции непосредственно применялось гражданское право Византийской империи (до 1940 г.), что было закреплено соответствующими законодательными актами нового государства. На протяжении десятилетий нормы византийского права постоянно дополнялись законами, регулировавшими отдельные правовые институты в духе концепций буржуазного гражданского права других европейских государств, в особенности Германии, Австрии, Франции.
Многочисленные попытки издания самостоятельного Гражданского кодекса завершились лишь в 1940 г. Составители этого Кодекса (он вступил в силу в 1946 г.) стремились включать в него (там, где это представлялось возможным) и положения византийского гражданского права. Во многих отношениях, в частности с точки зрения юридической техники, Кодекс представляет значительный интерес. В нем последовательно проведены принципы свободы договоров, вины как общего основания ответственности и др. В относящихся к семейному праву положениях Кодекса проявилось влияние Греческой православной церкви как официальной религии (заключение брака лишь в церковной форме, запрет брака с нехристианами, ограничения в разводе, юридическое оформление института помолвки и др.). В Кодексе установлены принципы раздельности имущества супругов, главенства мужа в семейных отношениях и весьма сложная процедура оформления завещания в присутствии 2 нотариусов либо 1 нотариуса и 3 свидетелей. В 1970 г. Кодекс был дополнен Декретом-законом об усыновлении несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. После провозглашения Конституцией 1975 г. равенства полов в статьи, регулирующие взаимоотношения супругов, были внесены соответствующие изменения.
Торговые отношения в Греции регулирует французский Торговый кодекс 1806 г., перевод которого на новогреческий язык был промульгирован в 1835 г. В текст его внесены значительные коррективы, в том числе целые разделы заменены новыми законами (о банковском деле, страховании, морском праве, банкротстве и др.).
Самый новый из греческих кодексов - Гражданский процессуальный кодекс 1968 г., заменивший ГПК 1834 г. В его основу были положены европейские (континентальные) модели судопроизводства, прежде всего германская и австрийская. Кодекс построен на принципе активного участия сторон в подготовке и проведении судебного разбирательства и стимулирует достижение соглашений между тяжущимися путем арбитражного производства.
На базе Конституции 1975 г. было разработано трудовое законодательство, гарантирующее право трудящихся на объединение в профсоюзы и на забастовки. После прихода к власти правительства левых сил, победивших на выборах 1981 г., рабочему классу удалось добиться издания нового демократического Закона о профсоюзах (1982), которые с помощью системы коллективных договоров принимают участие в регулировании условий труда и вопросов социального обеспечения. В сфере трудовых взаимоотношений конкретные нормы международных конвенций могут иметь в Греции прямое действие.

Уголовное право и процесс

С 1834 по 1950 г. в Греции действовал Уголовный кодекс, составленный членом Регентского совета, немецким юристом Л. Маурером по образцу баварского Уголовного кодекса 1813 г. Ансельма Фейербаха. С 1911 г. началась подготовка проекта нового Уголовного кодекса; она проводилась неоднократно создававшимися комиссиями. Действующий УК, принятый в 1950 г., несмотря на заметное влияние доктрин германского и швейцарского уголовного права первых десятилетий XX в., представляет собой продукт самостоятельного творчества криминалистов Греции. В нем сочетается основанный на традиционной догматической разработке подход к решению многих проблем Общей части уголовного права с концепциями "опасного состояния" личности правонарушителя. Это выразилось в трактовке института вины, в использовании наряду с наказаниями мер безопасности и т.п. Одновременно с УК вступил в силу и новый Уголовно-процессуальный кодекс. Важное значение имеет Закон о борьбе с терроризмом и защите демократической конституции (1978).
До 1993 г. смертная казнь в Греции предусматривалась законодательством за особо тяжкие преступления, но фактически не применялась с 1972 г. В 1993 г. этот вид наказания отменен полностью.
Уголовный процесс в Греции основан на демократических принципах. Согласно Конституции (ст.6) никто не может быть подвергнут аресту либо тюремному заключению без обоснованного судебного ордера, который должен вручаться в момент ареста или задержания. Исключение составляет арест на месте преступления. Арестованный на месте преступления или по ордеру направляется к соответствующему судебному следователю не позднее 24 часов с момента ареста, а если он произведен вне той местности, где пребывает следователь, то в срок, строго необходимый для доставки арестованного. Судебный следователь обязан в 3-дневный срок с момента доставки либо освободить арестованного, либо издать ордер о заключении его в тюрьму. Уголовно-процессуальное законодательство гарантирует обвиняемому обычный набор процессуальных прав, включая право на адвоката за государственный счет при отсутствии средств.
Уголовные и политические преступления рассматриваются смешанными судами присяжных, создаваемыми из числа постоянных судей и присяжных заседателей, как это определено законом (ст.97 Конституции).

Судебная система. Органы контроля

В системе общих судов Греции высшим звеном является Ареопаг (верховный суд). В нем 55 судей. Он состоит из 6 палат - по гражданским (4) и уголовным (2) делам, каждая из которых заседает в составе 5 судей. Ареопаг выступает главным образом в качестве кассационной инстанции, рассматривая жалобы по вопросам права, а не факта, на постановления нижестоящих судов. В некоторых случаях вопросы выносятся на пленум Ареопага, в частности когда одна из палат отказывается следовать ранее принятому Ареопагом или его палатами решению (для принятия решения пленума достаточно участия 11 судей). Вынесенные ими приговоры могут быть обжалованы в апелляционные суды пяти больших городов (слушают 5 судей).
Около 60 окружных судов рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции. Они функционируют в составе единоличного судьи (с ограниченной компетенцией по сумме иска либо тяжести преступления) или 3 профессиональных судей. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в составе 3 судей и 5 заседателей, принимающих наряду с судьями участие в решении всех важных вопросов процесса, в том числе и в назначении наказания. Жалобы по такого рода делам рассматриваются в апелляционных судах также с участием заседателей. Система судов присяжных, выносивших в отдельных от судей коллегиях вердикты о виновности, существовала в Греции в период с 1834 по 1968 г., когда ее заменили функционирующие ныне совместные коллегии судей и заседателей. Вкомпетенцию окружных судов входит также разбирательство жалоб на постановления мировых судов.
Низшее звено судебной системы в Греции - мировые суды (их около 300), рассматривающие мелкие гражданские, в том числе земельные споры и дела о малозначительных преступлениях. В больших городах часть мировых судей специализируется на рассмотрении лишь уголовных дел.
Самостоятельная система административной юстиции возглавляется Государственным советом, который вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. Аналогичными функциями на местах обладают административные суды (во многих городах они называются налоговыми судами). Их решения могут быть обжалованы в Государственный совет. Имеется также Финансовый суд, выполняющий одновременно функции контроля за расходованием государственных средств.
Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть между Ареопагом, Государственным советом и Финансовым судом по поводу толкования какого-либо закона или признания его неконституционным, создается Особый верховный суд. В него могут входить наряду с судьями, представляющими три названных выше судебных органа, и университетские профессора.
Имеются также суды по делам несовершеннолетних (в Греции они входят в систему общих судов) и церковные суды, которым подсудны преступления священнослужителей Греческой православной церкви. Все судьи (за исключением церковных) назначаются Президентом пожизненно после консультаций с Судебным советом.
Расследование большинства уголовных дел проводится полицией (в крупных городах) либо жандармерией (в остальных городах и в сельской местности). Сложные уголовные дела передаются следственным судьям.
Обвинения в судах поддерживает генеральный прокурор при Ареопаге, прокуроры при апелляционных судах и окружные прокуроры. Генеральный прокурор дает заключения по гражданским делам; он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры могут вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого.
Функции защитника в уголовном процессе и представителя сторон в гражданском процессе выполняют только лица, окончившие юридический факультет университета и после двухлетней стажировки у опытного адвоката и сдачи экзаменов принятые в состав одной из коллегий адвокатов.

Государство в Южной Европе, на Балканском полуострове.
Территория - 132 тыс. кв. км. Столица - г. Афины.
Население - 10,7 млн. чел. (1998 г.), 95% - греки.
Официальный язык - греческий.
Религия - православие.
Греция - один из древнейших очагов европейской и мировой цивилизации. В XVII в. до н.э. началось формирование городов-государств на материковой части Греции, достигших расцвета в VI-IV вв. до н.э. Во II в. до н.э. страна стала одной из провинций Древнего Рима. В 395 г. территория Греции вошла в состав Византийской империи. В середине XV в. установлено турецкое иго. В 1830 г. Греция стала независимым королевством. В 1967 г. власть в стране захватили военные ("черные полковники"). В 1973 г. Греция провозглашена республикой. В 1974 г. произошло возвращение страны к демократическому правлению. С 1981 г. Греция - полноправный член ЕС.

Государственное устройство

Греция - унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц - областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.
Действует Конституция, вступившая в силу 11 июня 1975 г. По форме правления Греция - парламентская республика. Политический режим демократический.
Законодательная власть принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Палата собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. Вначале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать 2. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые Парламентом, должны быть ратифицированы Президентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.
Глава государства - Президент, который избирается Парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила Президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает Премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов Правительства. По заключению Совета республики консультативного органа, который образуется при Президенте в предусмотренных Конституцией случаях, Президент может сместить Правительство, если оно утратило доверие Парламента. В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает Парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия Президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых Парламентом, и возможность возвратить проект закона в Парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания нации. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо этого Президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать Парламент, если он после 3 голосований не может избрать Президента или когда Парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность Правительства.
В марте 1986 г. была принята серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, в том числе права смещать Премьер-министра. Распустить Парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано Парламенту.
Исполнительная власть осуществляется Правительством, которое состоит из Премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе "взять обратно свое доверие" Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.

Правовая система

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

После обретения независимости Греции непосредственно применялось гражданское право Византийской империи (до 1940 г.), что было закреплено соответствующими законодательными актами нового государства. На протяжении десятилетий нормы византийского права постоянно дополнялись законами, регулировавшими отдельные правовые институты в духе концепций буржуазного гражданского права других европейских государств, в особенности Германии, Австрии, Франции.
Многочисленные попытки издания самостоятельного Гражданского кодекса завершились лишь в 1940 г. Составители этого Кодекса (он вступил в силу в 1946 г.) стремились включать в него (там, где это представлялось возможным) и положения византийского гражданского права. Во многих отношениях, в частности с точки зрения юридической техники, Кодекс представляет значительный интерес. В нем последовательно проведены принципы свободы договоров, вины как общего основания ответственности и др. В относящихся к семейному праву положениях Кодекса проявилось влияние Греческой православной церкви как официальной религии (заключение брака лишь в церковной форме, запрет брака с нехристианами, ограничения в разводе, юридическое оформление института помолвки и др.). В Кодексе установлены принципы раздельности имущества супругов, главенства мужа в семейных отношениях и весьма сложная процедура оформления завещания в присутствии 2 нотариусов либо 1 нотариуса и 3 свидетелей. В 1970 г. Кодекс был дополнен Декретом-законом об усыновлении несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. После провозглашения Конституцией 1975 г. равенства полов в статьи, регулирующие взаимоотношения супругов, были внесены соответствующие изменения.
Торговые отношения в Греции регулирует французский Торговый кодекс 1806 г., перевод которого на новогреческий язык был промульгирован в 1835 г. В текст его внесены значительные коррективы, в том числе целые разделы заменены новыми законами (о банковском деле, страховании, морском праве, банкротстве и др.).
Самый новый из греческих кодексов - Гражданский процессуальный кодекс 1968 г., заменивший ГПК 1834 г. В его основу были положены европейские (континентальные) модели судопроизводства, прежде всего германская и австрийская. Кодекс построен на принципе активного участия сторон в подготовке и проведении судебного разбирательства и стимулирует достижение соглашений между тяжущимися путем арбитражного производства.
На базе Конституции 1975 г. было разработано трудовое законодательство, гарантирующее право трудящихся на объединение в профсоюзы и на забастовки. После прихода к власти правительства левых сил, победивших на выборах 1981 г., рабочему классу удалось добиться издания нового демократического Закона о профсоюзах (1982), которые с помощью системы коллективных договоров принимают участие в регулировании условий труда и вопросов социального обеспечения. В сфере трудовых взаимоотношений конкретные нормы международных конвенций могут иметь в Греции прямое действие.

Уголовное право и процесс

С 1834 по 1950 г. в Греции действовал Уголовный кодекс, составленный членом Регентского совета, немецким юристом Л. Маурером по образцу баварского Уголовного кодекса 1813 г. Ансельма Фейербаха. С 1911 г. началась подготовка проекта нового Уголовного кодекса; она проводилась неоднократно создававшимися комиссиями. Действующий УК, принятый в 1950 г., несмотря на заметное влияние доктрин германского и швейцарского уголовного права первых десятилетий XX в., представляет собой продукт самостоятельного творчества криминалистов Греции. В нем сочетается основанный на традиционной догматической разработке подход к решению многих проблем Общей части уголовного права с концепциями "опасного состояния" личности правонарушителя. Это выразилось в трактовке института вины, в использовании наряду с наказаниями мер безопасности и т.п. Одновременно с УК вступил в силу и новый Уголовно-процессуальный кодекс. Важное значение имеет Закон о борьбе с терроризмом и защите демократической конституции (1978).
До 1993 г. смертная казнь в Греции предусматривалась законодательством за особо тяжкие преступления, но фактически не применялась с 1972 г. В 1993 г. этот вид наказания отменен полностью.
Уголовный процесс в Греции основан на демократических принципах. Согласно Конституции (ст.6) никто не может быть подвергнут аресту либо тюремному заключению без обоснованного судебного ордера, который должен вручаться в момент ареста или задержания. Исключение составляет арест на месте преступления. Арестованный на месте преступления или по ордеру направляется к соответствующему судебному следователю не позднее 24 часов с момента ареста, а если он произведен вне той местности, где пребывает следователь, то в срок, строго необходимый для доставки арестованного. Судебный следователь обязан в 3-дневный срок с момента доставки либо освободить арестованного, либо издать ордер о заключении его в тюрьму. Уголовно-процессуальное законодательство гарантирует обвиняемому обычный набор процессуальных прав, включая право на адвоката за государственный счет при отсутствии средств.
Уголовные и политические преступления рассматриваются смешанными судами присяжных, создаваемыми из числа постоянных судей и присяжных заседателей, как это определено законом (ст.97 Конституции).

Судебная система. Органы контроля

В системе общих судов Греции высшим звеном является Ареопаг (верховный суд). В нем 55 судей. Он состоит из 6 палат - по гражданским (4) и уголовным (2) делам, каждая из которых заседает в составе 5 судей. Ареопаг выступает главным образом в качестве кассационной инстанции, рассматривая жалобы по вопросам права, а не факта, на постановления нижестоящих судов. В некоторых случаях вопросы выносятся на пленум Ареопага, в частности когда одна из палат отказывается следовать ранее принятому Ареопагом или его палатами решению (для принятия решения пленума достаточно участия 11 судей). Вынесенные ими приговоры могут быть обжалованы в апелляционные суды пяти больших городов (слушают 5 судей).
Около 60 окружных судов рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции. Они функционируют в составе единоличного судьи (с ограниченной компетенцией по сумме иска либо тяжести преступления) или 3 профессиональных судей. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в составе 3 судей и 5 заседателей, принимающих наряду с судьями участие в решении всех важных вопросов процесса, в том числе и в назначении наказания. Жалобы по такого рода делам рассматриваются в апелляционных судах также с участием заседателей. Система судов присяжных, выносивших в отдельных от судей коллегиях вердикты о виновности, существовала в Греции в период с 1834 по 1968 г., когда ее заменили функционирующие ныне совместные коллегии судей и заседателей. Вкомпетенцию окружных судов входит также разбирательство жалоб на постановления мировых судов.
Низшее звено судебной системы в Греции - мировые суды (их около 300), рассматривающие мелкие гражданские, в том числе земельные споры и дела о малозначительных преступлениях. В больших городах часть мировых судей специализируется на рассмотрении лишь уголовных дел.
Самостоятельная система административной юстиции возглавляется Государственным советом, который вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. Аналогичными функциями на местах обладают административные суды (во многих городах они называются налоговыми судами). Их решения могут быть обжалованы в Государственный совет. Имеется также Финансовый суд, выполняющий одновременно функции контроля за расходованием государственных средств.
Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть между Ареопагом, Государственным советом и Финансовым судом по поводу толкования какого-либо закона или признания его неконституционным, создается Особый верховный суд. В него могут входить наряду с судьями, представляющими три названных выше судебных органа, и университетские профессора.
Имеются также суды по делам несовершеннолетних (в Греции они входят в систему общих судов) и церковные суды, которым подсудны преступления священнослужителей Греческой православной церкви. Все судьи (за исключением церковных) назначаются Президентом пожизненно после консультаций с Судебным советом.
Расследование большинства уголовных дел проводится полицией (в крупных городах) либо жандармерией (в остальных городах и в сельской местности). Сложные уголовные дела передаются следственным судьям.
Обвинения в судах поддерживает генеральный прокурор при Ареопаге, прокуроры при апелляционных судах и окружные прокуроры. Генеральный прокурор дает заключения по гражданским делам; он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры могут вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого.
Функции защитника в уголовном процессе и представителя сторон в гражданском процессе выполняют только лица, окончившие юридический факультет университета и после двухлетней стажировки у опытного адвоката и сдачи экзаменов принятые в состав одной из коллегий адвокатов.

§ 2. наука о конституционном праве зарубежных стран

Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действующего конституционного права наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых. Это — знания. Хотя источниками научных знаний могут быть (и часто являются) нормативные акты и практика их применения, материально наука представлена не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие. Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже их ошибочные рассуждения могут быть полезны для научной дискуссии.

Исследование конституционного права зарубежных стран — это изучение определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соответствующими общечеловеческим ценностям.

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. .При своем возникновении она была тесно связана (да и сейчас связана) с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).

Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в дошедших до нас в незначительных отрывках папирусах древнего Египта, клинописях Вавилона, ведах Индии, а более детально — в сочинениях древнегреческих мыслителей (Платона, Аристотеля и др.) и писателей Древнего Рима (Цицерона, Гая и др.), хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было. В Средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).

В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У. Беджгота, А. Дайси в Великобритании, Ж.П. Эсмена во Франции, В. Лабанда в Германии, У. Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституционного права. В те времена и долго после этого это направление носило преимущественно критический и прогностический характер (критика буржуазного государства и права и предсказания о будущем обществе и государстве при грядущем социализме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституционным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные стороны как авторитарных порядков, так и существовавших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на развитие конституционного права и официальной науки это направление в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния (оно сказалось позже, в XX в.).

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — Ф. Ардан, Ж. Бюрдо, М. Дюверже, Б. Шантебу, Д. Лаврофф (занимавшийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П. Гонидек (работы о развивающихся странах), Ж. Конак; в Великобритании это У. Брэдли, Д. Макинтош, Д. Маршалл, П. Бромхед, А. Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран), Е.Д.С. Уэйд; в США Л. Трайб, Д. Эптер, Ш.Х. Нахмод, С. Хантингтон; в Канаде — Ф. Снайдер; в Италии — Дж. ди Верготти, Дж. Гротинелли; в Германии — К. Хессе, К. Штайн, К. фон Бойме, Ф. Иензее, П. Кирххоф, Т. Маунц, К. Штерн; в Испании — Э. Сан-чес и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые, нередко одновременно являвшиеся и конституционалистами, и политологами.

Представляют интерес также исследования, созданные в странах Латинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф. Тена Рамиреса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика, бразильца К. Мендеса.

Работы по конституционному праву изданы в ряде арабских стран. Среди них произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы, Мухсина Халила и Усмана Халила, а также Нимата ас-Сайда (Ирак).

Начиная с середины XX в. в связи с появлением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследования по конституционному праву этих стран. Особенно много работ было издано в Индии (труды А. Сена, Д. Басу, М. Кагзла, Р. Котхари и др.), в Нигерии опубликовано несколько монографий Б. Нвабуезе, в Уганде — работы Г. Каньейхамбы, в Кении — Г. Гичери, в Кот-д'Ивуаре — Л. Силлы и др.

На труды зарубежных ученых второй половины XX в. (особенно. после Второй мировой войны, когда была продемонстрирована роль СССР в разгроме фашизма, а социалистические идеи, хотя бы внешне, были восприняты в ряде новых государств, возникших в результате крушения колониализма) большое внимание оказал марксизм, в том числе в его ленинской, большевистской интерпретации. С одной стороны, это привело к внедрению в науку некоторых тоталитаристских концепций, с другой — к усилению внимания к социальным аспектам, к расширению и даже изменению объекта конституционного регулирования и предмета изучения. Первое следствие преодолено в большинстве стран после крушения тоталитарных режимов разного рода на рубеже 80—90-х гг. (отдельные подвижки в этом направлении есть даже в науке некоторых сохранившихся стран тоталитарного социализма, например в Китае). Второй результат остается достоянием науки.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новых конституций (в некоторых странах Восточной Европы многие ученые, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от этой работы). В новые конституции постсоциалистических государств, бывших стран социалистической ориентации и других тоталитарных государств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых авторитарных черт, прежних влияний.

Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным, вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого, она определяется содержанием публикаций, научных докладов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую, теологическую и марксистскую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х гг. XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.

О марксистской школе сказано выше при характеристике радикалистского направления.

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Читайте также: