Почему работодатель спрашивает о жилье

Обновлено: 28.06.2024

По данным Thomson Reuters, каждая пятая женщина в России сталкивалась с предвзятым отношением на работе. 31% случаев связан с дискриминацией по половому признаку, а 13% — ещё и по возрасту. Чаще всего — детородному. Порой для молодых девушек — хоть замужних, хоть не состоящих в браке — собеседование превращается в настоящую пытку. Настолько личные вопросы им задаёт работодатель.

Самое абсурдное, что в итоге в минусе остаются обе стороны. Несмотря на полученные ответы, у компании всё равно нет никаких гарантий, что семейный статус кандидатки не изменится в течение года, а вот репутация из-за такого допросов точно пострадает. Даже у женщин с очень сильной закалкой нарушение личных границ может обернуться вселенской — и вполне оправданной — обидой и чуть ли не душевной травмой.

Приводим список вопросов, которые лучше всего не задавать кандидаткам, если ваша компания не хочет прослыть бездушным монстром. И делимся реальными историями собеседований, которых точно не должно быть в современном мире. Надеемся, что эти кейсы и доводы ваших коллег помогут переубедить даже самых упёртых руководителей, которых до сих пор страшат замужества и декреты.

Какие вопросы считаются личными

Наверное, вам кажется, что вы и так знаете, как звучат неудобные вопросы о личной жизни. Но порой работодателей может занести так, как ни один эйчар и представить не мог. Например, как в этой истории, автор которой пожелал остаться анонимным:

Ситуация: рядовая вакансия без огромных денег и требований к опыту, но с одним ключевым условием — девушка должна быть незамужней. Почему? Заказчик решил, что так обезопасит себя от декретов. Сразу оговорюсь — переубедить было невозможно.

Чтобы вы не оказались в похожей ситуации, предлагаем на всякий случай пробежаться по самым распространённым (!) неудобным вопросам:

Вы замужем? Как давно?
У вас есть молодой человек? Почему не женаты?
Почему вы до сих пор не замужем?
Где работает ваш молодой человек/муж?
Как ваш мужчина отнесётся к тому, что придётся задерживаться на работе?
Планируете ли вы ребёнка?
Долго ещё планируете не планировать?
А что будете делать, если забеременеете?

Подобные вопросы звучат на многих собеседованиях. Чаще всего — на автомате, потому что такой скрипт передаётся из поколения в поколение. Или как в примере выше — на этом настаивает начальство.

Личный опыт

Мы попросили женщин анонимно рассказать о неприятном опыте на интервью. И таких историй оказалось очень много. Все они не уместились в одну статью, но на некоторые случаи точно стоит обратить внимание.

В итоге меня взяли, но мне до сих пор стыдно за амёбное поведение на том интервью. Самое мерзкое, что женщины просто не готовы к таким вопросам и поэтому впадают в ступор. Собеседование само по себе стрессовое, а тут ещё и душевного стриптиза хотят по полной программе.

Знаете, я была на месте работодателей и понимаю, почему они так об этом заботятся. Но ведь помимо мужа и детей есть уйма факторов, способствующих невыходу на работу. Пока работала в вышеупомянутом салоне, я настолько полюбила место, коллектив, условия и свой статус в компании, что даже с декретом тянула бы до последнего и вернулась обратно как можно скорее. Просто нужно создавать для сотрудников хорошие условия, чтобы они не искали вариант получше и не бежали при первой удобной возможности.

Что о слишком личных вопросах говорят эйчары

Несмотря на описанные выше примеры, ситуация постепенно меняется. Не все компании позволяют себе бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь кандидаток. Вот что об этой затее рассказали сами HR-специалисты:

Ольга Хайдарова, Заместитель директора по управлению персоналом Международного института дополнительного образования

Можно построить беседу таким образом, что женщина сама всё расскажет. Но зачем?

Во-первых, это незаконно. Вопросы личного характера не относятся к области профессиональной компетентности и не должны становиться решающим фактором.

Во-вторых, такие вопросы бессмысленны. Женщина искренне может не собираться рожать ближайшие лет пять, о чем и заявит на собеседовании. А через полгода встретит мужчину мечты и захочет тихого семейного счастья. Ещё может не получаться по состоянию здоровья — она с этим смирилась и, вероятно, даже честно рассказала вам об этом, но через месяц вдруг узнаёт, что беременна. Кроме того, в декрет всё чаще уходят мужчины.

Екатерина Днепровская, Regional HR Director в Alshaya Russia

Главное — не додумывайте за кандидата. То, что кажется вам препятствием к работе, может и не являться таковым вовсе. Поймите, что увлечение макраме может мешать карьере больше, чем пятеро детей. Поэтому не нужно спрашивать про планы на деторождение и лезть в интимную жизнь со всей большевистской простотой. Поговорите про мотивацию и всё встанет на свои места.

Как обстоят дела за границей

Изучая тему неудобных вопросов, мы решили обратиться и к зарубежному опыту. Судя по ответам, сценарии общения с кандидатами зависят и от менталитета.

Юля Захарченко (Канада)

В Канаде тема личной жизни табуирована. Могут спросить, о чём угодно, но только не об этом. Тем более на интервью. Не хочешь детей — окей, хочешь — тоже окей, без уточнений когда и почему. Более того, даже в кругу друзей здесь не приняты подобные разговоры. Кстати, в Северной Америке в этом плане вообще круто. Ты не можешь добавить фото и указать возраст в резюме, чтобы не было дискриминации. А то увидят зрелую девушку и не возьмут, потому что часики тикают.

Марина Мутовина (Испания)
Могу рассказать только про гостиничный бизнес. Самый первый вопрос на собеседовании — сможешь ли ты работать по выходным. Работодатель сразу предупреждает, что можно смело забыть о личной жизни и о семье. Вне зависимости от должности. Здесь напрямую спрашивают, замужем вы или нет, планируете ли в ближайшее время детей. Декрет всего пару месяцев. И папам дают отпуск по уходу на месяц.

Яна Хворостяная (Италия)
Тут такого вопроса просто не существует. В Италии нет этого безумия — срочно выйти замуж и родить детей. Менталитет такой — рожают поздно, учатся долго. К тому же, в декрет отпускают только на полгода.

Юля Бензель (Китай)
Иностранцев — меня, например — ничего такого не спрашивают. Главное — знание английского и китайского. А до детей, замужества или отсутствия парня никому нет дела. Что касается самих китайцев, то с ними, наоборот, всё строго. Есть целая анкета для личных вопросов. Тех, у кого уже есть семья, берут на более высокие должности.

А что о личных вопросах говорит законодательство

Во многих странах есть специальные органы, которые бдят за равноправием на работе, в том числе рассматривают жалобы на дискриминацию. В России этим никто целенаправленно не занимается, поэтому судебная защита не особо эффективна, а работодатели совсем не стесняются спрашивать что угодно.

Павел Абросимов, Ведущий юрисконсульт TalentTech
Каких-либо ограничений по личным вопросам у нас нет. Это очень тонкая грань: для одного вопрос личный, для другого — нет. Если брать во внимание 64-ю статью Трудового кодекса, то там немного не о том. Она даёт гарантии, что не должно быть дискриминации при трудоустройстве. Кандидат может попросить обосновать причину отказа и пойти с этим в суд.

Грамотный работодатель не должен спрашивать о личном. Это может свидетельствовать о дискриминации, но доказать этот факт невероятно сложно. По крайней мере в России.

Те же скрытые аудио- и видеозаписи не получится использовать в суде, потому что такие доказательства, скорее всего, признают недействительными. При использовании диктофона нужно предупредить HR-менеджера и всех присутствующих, что ведётся аудиозапись, назвать место, время, цель встречи, а также всех участников, которые должны подтвердить своё участие. Ни одна компания на такое не пойдёт, да и сам план соискателя в таком случае обречён на провал.

Поэтому и нам, и вам остаётся лишь чаще поднимать тему несправедливого обращения с кандидатами в СМИ и наглядно показывать, к чему приводит такая практика

Предыдущий материал про наиболее частые вопросы на собеседовании и правильные ответы на них пришелся по душе пользователям портала. Как мы и обещали, публикуем вторую часть материала, в которую вошли также вопросы наших любимых читателей.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, не расстраивайтесь — в ближайшее время мы опубликуем блиц-ответы на ваши вопросы и постараемся помочь каждому, кто попросил у нас совета. А пока предлагаем рассмотреть очередную порцию самых распространенных вопросов рекрутеров.

Ответ:

Нельзя: отвечать, что вы наткнулись на это объявление на сайте или в газете и вас устроила зарплата.

Помните: рекрутеры всегда отдают предпочтение лояльным кандидатам, которые знакомы с выпускаемой продукцией и работой компании в целом. Чем выше позиция, на которую претендует кандидат, тем большей информацией об организации он должен владеть. Даже если это двухдневный стартап, то вы должны очень хорошо ориентироваться в этой сфере и знать основные движения на рынке в этом направлении.

Ответ:

Нельзя: говорить о том, что причиной вашего ухода послужил конфликт с руководством или коллегами. Под запретом находятся и зарплатные вопросы: нельзя напрямую заявлять рекрутеру о том, что на предыдущем месте работы вас не устраивала заработная плата.

С осторожностью: говорить о несбывшихся карьерных ожиданиях (должностной рост) на старой работе и желании их реализовать на новом месте. Можно осторожно упомянуть, что при необходимости вы могли бы реализовать свои организаторские способности.

Помните: в большинстве случаев этот вопрос является проверкой на конфликтность кандидата. Очень часто даже опытные соискатели не выдерживают и начинают рассказывать истории про глупых коллег и начальника-хама. Не давайте волю своим эмоциям.

Ответ:

Нельзя: рассказывать о скандалах с коллегами или руководством, если именно они стали причиной ваших увольнений. Также не следует говорить, что вы бегали с места на место после того, как вам предлагали более высокую зарплату.

С осторожностью: рассказывайте о компаниях, в которых вы работали, даже если они занимались откровенным мошенничеством. Не стоит переходить черту, за которой заканчивается здравая аргументация и начинается поливание грязью пусть даже и недобросовестного работодателя.

Ответ:

Ответ:

С осторожностью: рассказывайте о своем увлечении новой профессией. Если вы и правда хотите посвятить свою жизнь новой для себя профессии, то перед первым собеседованием прочтите хотя бы пару настольных книг.

Помните: если вас пригласили на собеседование, значит, вас рассматривают как потенциального кандидата, и у вас есть шанс получить работу в новой для себя сфере. Ваша задача — не выглядеть неудачником, который скитается в поисках хоть какой-то работы. Вы должны предстать человеком, который сделал серьезный и, что самое главное, осознанный шаг в своей жизни.

Ответ:

С осторожностью: говорить о своем самообразовании можно лишь в том случае, если оно действительно имело место. Вы должны прочитать хотя бы пару книг по своему профилю или сходить на несколько семинаров известных спикеров.

Помните: работодатели очень скептически относятся к кандидатам с большими перерывами в работе. Заранее продумайте ответ на этот вопрос и постарайтесь выглядеть как можно более убедительно.

Ответ:

Честно расскажите о своем провале. Главное, чтобы в конце рассказа вы провели анализ ошибки: почему она произошла, кто виноват, как ее можно было избежать и, что особенно важно, какие шаги вы предприняли для того, чтобы устранить ее последствия.

С осторожностью: рассказывать о действительно серьезных ошибках, пусть даже вы их исправили и даже улучшили ситуацию. Рассказ об ошибках в работе компании может стоить ей репутации, а подобные разговоры могут быть восприняты как сплетни.

Помните: ошибки и неудачи случаются у всех, в том числе и у самих рекрутеров, поэтому многие относятся к ним с пониманием. Также не забывайте, что даже самые серьезные провалы зачастую со временем превращаются в локальные шутки. Поделитесь ими с рекрутером: небольшая доля юмора всегда оживит интервью и сделает его более комфортным для обоих участников.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Не работать и получать кучу денег — мечта практически любого человека. Но если ты не грудастая, смазливая блондинка, которая готова на всё ради своей мечты, все таки работать придется.

И чтобы не проклинать каждый день, за то, что ты тратишь свои лучшие годы на эту контору, нужно иметь решимость уйти туда, где тебя будут ценить. Проходишь пару интервью — и ты в лучшем месте. Что сложного? Мне искренне непонятно, почему многие спотыкаются на этом этапе, ведь всё не так трудно, как может показаться на первый взгляд.

Самое главное — показать, что ты можешь быть полезен компании, что ты ей принесешь пользу… и услышать, что ты не устраиваешься в такой же ад, из которого бежишь.

Итак, круги Данте:

  1. Резюме кандидата;
  2. Кандидат беседует с рекрутером;
  3. Техническое интервью (их количество от 1 до бесконечности);
  4. Оффер;
  5. Уход из компании.

Блок 1. Резюме

  • ФИО
  • дата рождения (опционально)
  • контактные данные
  • опыт работы в обратном хронологическом порядке (где я сейчас работаю, а до этого я работал, а еще раньше. )
  • Образование (вуз, факультет/ специализация, полученная степень, года обучения)
  • Ключевые навыки
    Иностранные языки
  • Хобби/Интересы (опционально)

Блок 2. Первая беседа с рекрутером

Рекрутер видел твое резюме, читал, изучал (ну в большинстве случаев).
Он просит рассказать о том, чем ты сейчас занимаешься не по тому, что он ничего не понял (хотя и такое бывает), а потому что ему нужно понять, как ты презентуешь себя, как ты будешь отвечать на вопросы на техническом интервью, насколько с тобой приятно общаться (ну и вероятнее всего работать).

Что он хочет услышать?

Но в любом случае ты должен иметь в голове две примерные суммы: минимальную, на которую ты нормально проживешь месяц, и комфортную, с которой ты еще раз в неделю будешь ходить в бар.

Если беседа проходит в формате переписки:

Блок 3. Техническое интервью (личное)

Обычно в ходе телефонной беседы все проходит более-менее прилично. Но личная встреча на всех действуют магически и кандидат раскрывается с неожиданных сторон.

Что не надо делать на интервью:

1. Не надо говорить, что на предыдущем месте работы ты первую неделю рыдал в туалете;

2. Не надо рассказывать про то, как ты залетел/ла, но беременность была внематочная, случился выкидыш и теперь ты снова карьеристка;

3. Не плачь! Нам тоже тяжело, но мы же держимся!

4. Пушкин писал матерные стихи, но ты не Пушкин, поэтому не матерись;

Эта рекомендация тебе скорее всего не поможет, но постарайся успокоиться. Ты общаешься с обычными людьми, а не с богами или идеалами. Интервьюеры тоже стрессуют, поэтому мы берем на интервью нож (нет), и ты возьми (точно нет).

На собеседование интервьюеры и рекрутеры больше тебя хотят, чтобы всё получилось, чтобы именно ты пришёл в компанию и закрыл вакансию, ибо рекрутинг это долго и тяжело.

Постарайся настроиться на эту волну и интервью пройдет совершенно в другом ключе

Нельзя на 100% подготовится к собеседованию, но готовится к нему нужно:

  • Обязательно освежи ключевые термины и темы по классической составляющей твоей профессии — Core языка программирования/теорию тестирования/теорию бизнес-анализа и т.д.
  • Процессную составляющую твоей работы — методология разработки ПО и какие аспекты этой методологии используются у тебя на проекте. Для разработки еще важно написание unit-тестов и код-ревью.
  • Вспомогательные скиллы, например, SQL, XML и проч.


Блок 4. Софт-скильные вопросы

К этим вопросам сложно подготовиться, особенно в стрессовой ситуации, но, пожалуйста, оставайся в сознании. Думай, прежде чем что-то сказать.

    Ты хороший программист/тестировщик/аналитик.

Не важно да или нет, важно — почему? Как ты пришел к выводу, что ты batman bad man?

    (I’m a Good person) Тебя не уволили, ты много получаешь, тебя хвалят на работе — не самые лучшие варианты.

Вопрос кажется просто small-talk, но он может показать твои приоритеты и мотивацию к смене работы. Так же совпадение корпоративных ценностей и твоих интересов.

Работа в ИТ в современных реалиях — это работа в команде (да ладно?). Первые вопросы — это вопросы в лоб, а последние — проективные. По идее, если задается вопрос в лоб, а следом проективный, то показания должны сходиться.

Блок 5. Оффер

Есть 2 основные модели поведения на оффере:

  1. Уходя уходи
  2. Торгуйся, чтобы выбить бабло по максимуму
  1. Уходя уходи. Позиция, что я принял решение уходить, т.к. меня что-то не устраивает и никакие судорожные пачки денег вдогонку меня не остановят, вызывает энтузиазм у рекрутеров. Дважды подумай, т.к. нынешний работодатель тебе не чужой и надо расставаться друзьями.
  2. Торгуйся. Главное оставаться оговоренных сроках. Ты получил оффер, попроси N дней, чтобы подумать. За это время сходи к руководителю и спроси, что они могут предложить. Если тебя перекупили — скажи смело оффернувшей компании, что текущий работодатель предложил интересный вариант и ты в серьезных сомнениях. Возможно, новая компания отсыпет еще денег. Если работодатель тянет кота за хвост, предупреди новую компанию об этом. Поверь, они тебя дождутся, если все сделать по-людски, а не в последний момент.

Блок 5. Уход из компании

Ты уходишь из компании, а вот разбитое сердечко менеджера больше уже никогда не будет целым. Уйди по-людски, тебе еще могут потребоваться рекомендации от твоего менеджера или HR. При этом не факт, что ты станешь любимчиком в новом коллективе, а в старом ты как никак уже прижился и можешь попросить совет, если, конечно, перед уходом не наложил кучу.

Каверзные вопросы на собеседовании

Хотите успешно пройти собеседование и получить желаемую работу? Если вы правильно подготовитесь к собеседованию, вакантная позиция будет вашей.

С какой целью работодатель задает каверзные вопросы на собеседовании?

Во время собеседования кроме традиционных вопросов работодатель может задать соискателю и парочку каверзных. Чаще всего он не преследует никакие злые цели. Используя такую тактику, интервьюер хочет вас сбить с толку, проследить за вашей реакцией и ходом мыслей.

Все это позволит ему получить более полную картину — точное представление о претенденте на должность.

Далее в статье представлены топ-10 сложных для соискателя вопросов, которые могут прозвучать на собеседовании.

1. Какие еще вакантные позиции и должности Вы рассматриваете?

Цель этого вопроса заключается в том, чтобы понять, какие виды деятельности вы для себя рассматриваете. Ваш ответ позволит узнать больше о вашем профессиональном опыте, об амбициях, планах и карьерных целях.

Кроме этого интервьюер сможет понять, какими профессиональными качествами и сильными сторонами вы обладаете. И затем сделает для себя вывод, подходите ли вы на данную должность или нет.

Совет. Не перечисляйте все вакантные позиции и названия компаний, куда вы отправили свое резюме.

Поэтому назовите работодателю 2-3 такие же или смежные вакансии и компании, куда вы отправили свое резюме, и этого будет вполне достаточно.

Пример ответа:

2. Расскажите о своих слабых сторонах.

Цель. Работодателю не столь важны ваши слабые стороны, как то, принимаете ли вы факт их существования, и собираетесь ли вы что-то менять, развиваться и работать над собой в дальнейшем.

Совет. Постарайтесь не углубляться в вопрос, просто назовите 1-2 свои слабые стороны, которые не повлияют на выполнение должностных обязанностей на данном месте работы. Аккуратно подведите разговор к своим сильным сторонам и подчеркните свое желание меняться и становиться лучше.

Пример ответа:

3. Если бы у Вас была возможность работать в любой компании, какую бы Вы выбрали?

Цель. Задавая этот вопрос, работодатель хочет понять, насколько вы заинтересованы в получении данного вакантного места работы.

Лучшее, что вы можете сделать, это подчеркнуть, что та компания, в которой вы сейчас проходите собеседование, является вашим приоритетом.

Пример ответа:

4. Почему Вы хотите работать в нашей компании?

Цель. Почему же этот вопрос так важен? Поставьте себя на место работодателя: вы бы хотели нанять работника, который ознакомился с миссией компании, поддерживает ее ценности и желает трудиться на благо компании, ее клиентов и потребителей?

Пример ответа:

5. Кем Вы видите себя через 5 лет?

Цель. Задавая этот вопрос, работодатель хочет удостовериться в том, что вы планируете задержаться в компании на достаточно длительный срок. Никто не хочет каждые полгода вкладывать средства и время на обучение нового сотрудника.

Кроме этого, интервьюер пытается понять, насколько вы целеустремленный человек и, конечно, убедиться в реальности ваших ожиданий.

Совет. Вам вовсе необязательно заверять работодателя в своем желании проработать на одном месте 10 или 20 лет. Главное, продемонстрируйте ему свою заинтересованность в том, чтобы развиваться и расти в выбранной области и дальше.

В своем ответе подчеркните понимание отраслевых тенденций, а также способность к развитию и проявлению гибкости.

Вы можете описать те навыки, которые бы хотели развить в будущем, и те достижения, которых хотели бы добиться.

Пример ответа:

6. Расскажите о конфликтной ситуации на работе.

Совет. Вы должны убедить работодателя в том, что к решению конфликтных ситуаций подходите профессионально.

Пример ответа:

7. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?

Цель. На самом деле данный вопрос позволяет интервьюеру многое о вас узнать, например:

  • вы ушли с прошлой работы сами или же вас уволили;
  • о причинах вашего увольнения;
  • сохранили ли вы хорошие отношения с предыдущим работодателем и коллегами.

Ваш ответ поможет работодателю понять, как вы поведете себя на рабочем месте, какой у вас характер, какие у вас ценности и профессиональные цели.

Совет. Вам необходимо дать честный ответ, который будет отражать ваши конкретные обстоятельства, но прозвучать он должен в положительном ключе. Сейчас не время рассказывать интервьюеру о том, какой у вас был ужасный начальник, и как вам не нравилась прошлая работа.

Пример ответа:

8. О чем Вы сожалеете?

Цель. Этот вопрос работодатель задает для того, чтобы узнать о ваших недостатках и неудачах, и, как вариант, понять, насколько вы самокритичны и честны.

Совет. Вы можете сказать, что ни о чем не жалеете. Или же быть более откровенным и рассказать работодателю о своем профессиональном промахе.

Если вы выбрали второй вариант, тогда расскажите о такой неудаче, которая напрямую не повлияет и не помешает вашей способности выполнять свою работу на новом рабочем месте.

Пример ответа:

9. Какое Ваше самое большое достижение?

Цель. Работодатель хочет узнать, какие из своих достижений вы считаете наиболее важными и ценными.

Совет. Говорите исключительно о своих профессиональных (ни в коем случае, не о личных) достижениях. И не скромничайте.

Пример ответа:

«В прошлом году наша команда получила награду за разработку инновационной технологии для оптимизации производственного процесса.

Моя задача заключалась в том, чтобы организовать мозговой штурм для нашей команды, и в результате отобрать самые лучшие идеи. Затем мы протестировали три проекта и реализовали тот, который выдавал максимальный результат.

10. Что Вам не нравилось на прежней работе?

Цель. Узнать, насколько высок ваш уровень удовлетворенности от работы, насколько вы требовательны и придирчивы.

Совет. Не говорите плохо о бывшем начальнике, коллективе, маленькой зарплате, коротком отпуске и т. д. Лучше сосредоточьтесь на том обстоятельстве, которое помешало вам добиться успеха.

Пример ответа:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: