Почему работодатель спрашивает о жилье
Обновлено: 28.06.2024
По данным Thomson Reuters, каждая пятая женщина в России сталкивалась с предвзятым отношением на работе. 31% случаев связан с дискриминацией по половому признаку, а 13% — ещё и по возрасту. Чаще всего — детородному. Порой для молодых девушек — хоть замужних, хоть не состоящих в браке — собеседование превращается в настоящую пытку. Настолько личные вопросы им задаёт работодатель.
Самое абсурдное, что в итоге в минусе остаются обе стороны. Несмотря на полученные ответы, у компании всё равно нет никаких гарантий, что семейный статус кандидатки не изменится в течение года, а вот репутация из-за такого допросов точно пострадает. Даже у женщин с очень сильной закалкой нарушение личных границ может обернуться вселенской — и вполне оправданной — обидой и чуть ли не душевной травмой.
Приводим список вопросов, которые лучше всего не задавать кандидаткам, если ваша компания не хочет прослыть бездушным монстром. И делимся реальными историями собеседований, которых точно не должно быть в современном мире. Надеемся, что эти кейсы и доводы ваших коллег помогут переубедить даже самых упёртых руководителей, которых до сих пор страшат замужества и декреты.
Какие вопросы считаются личными
Наверное, вам кажется, что вы и так знаете, как звучат неудобные вопросы о личной жизни. Но порой работодателей может занести так, как ни один эйчар и представить не мог. Например, как в этой истории, автор которой пожелал остаться анонимным:
Ситуация: рядовая вакансия без огромных денег и требований к опыту, но с одним ключевым условием — девушка должна быть незамужней. Почему? Заказчик решил, что так обезопасит себя от декретов. Сразу оговорюсь — переубедить было невозможно.
Чтобы вы не оказались в похожей ситуации, предлагаем на всякий случай пробежаться по самым распространённым (!) неудобным вопросам:
Вы замужем? Как давно?
У вас есть молодой человек? Почему не женаты?
Почему вы до сих пор не замужем?
Где работает ваш молодой человек/муж?
Как ваш мужчина отнесётся к тому, что придётся задерживаться на работе?
Планируете ли вы ребёнка?
Долго ещё планируете не планировать?
А что будете делать, если забеременеете?
Подобные вопросы звучат на многих собеседованиях. Чаще всего — на автомате, потому что такой скрипт передаётся из поколения в поколение. Или как в примере выше — на этом настаивает начальство.
Личный опыт
Мы попросили женщин анонимно рассказать о неприятном опыте на интервью. И таких историй оказалось очень много. Все они не уместились в одну статью, но на некоторые случаи точно стоит обратить внимание.
В итоге меня взяли, но мне до сих пор стыдно за амёбное поведение на том интервью. Самое мерзкое, что женщины просто не готовы к таким вопросам и поэтому впадают в ступор. Собеседование само по себе стрессовое, а тут ещё и душевного стриптиза хотят по полной программе.
Знаете, я была на месте работодателей и понимаю, почему они так об этом заботятся. Но ведь помимо мужа и детей есть уйма факторов, способствующих невыходу на работу. Пока работала в вышеупомянутом салоне, я настолько полюбила место, коллектив, условия и свой статус в компании, что даже с декретом тянула бы до последнего и вернулась обратно как можно скорее. Просто нужно создавать для сотрудников хорошие условия, чтобы они не искали вариант получше и не бежали при первой удобной возможности.
Что о слишком личных вопросах говорят эйчары
Несмотря на описанные выше примеры, ситуация постепенно меняется. Не все компании позволяют себе бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь кандидаток. Вот что об этой затее рассказали сами HR-специалисты:
Ольга Хайдарова, Заместитель директора по управлению персоналом Международного института дополнительного образования
Можно построить беседу таким образом, что женщина сама всё расскажет. Но зачем?
Во-первых, это незаконно. Вопросы личного характера не относятся к области профессиональной компетентности и не должны становиться решающим фактором.
Во-вторых, такие вопросы бессмысленны. Женщина искренне может не собираться рожать ближайшие лет пять, о чем и заявит на собеседовании. А через полгода встретит мужчину мечты и захочет тихого семейного счастья. Ещё может не получаться по состоянию здоровья — она с этим смирилась и, вероятно, даже честно рассказала вам об этом, но через месяц вдруг узнаёт, что беременна. Кроме того, в декрет всё чаще уходят мужчины.
Екатерина Днепровская, Regional HR Director в Alshaya Russia
Главное — не додумывайте за кандидата. То, что кажется вам препятствием к работе, может и не являться таковым вовсе. Поймите, что увлечение макраме может мешать карьере больше, чем пятеро детей. Поэтому не нужно спрашивать про планы на деторождение и лезть в интимную жизнь со всей большевистской простотой. Поговорите про мотивацию и всё встанет на свои места.
Как обстоят дела за границей
Изучая тему неудобных вопросов, мы решили обратиться и к зарубежному опыту. Судя по ответам, сценарии общения с кандидатами зависят и от менталитета.
Юля Захарченко (Канада)
В Канаде тема личной жизни табуирована. Могут спросить, о чём угодно, но только не об этом. Тем более на интервью. Не хочешь детей — окей, хочешь — тоже окей, без уточнений когда и почему. Более того, даже в кругу друзей здесь не приняты подобные разговоры. Кстати, в Северной Америке в этом плане вообще круто. Ты не можешь добавить фото и указать возраст в резюме, чтобы не было дискриминации. А то увидят зрелую девушку и не возьмут, потому что часики тикают.
Марина Мутовина (Испания)
Могу рассказать только про гостиничный бизнес. Самый первый вопрос на собеседовании — сможешь ли ты работать по выходным. Работодатель сразу предупреждает, что можно смело забыть о личной жизни и о семье. Вне зависимости от должности. Здесь напрямую спрашивают, замужем вы или нет, планируете ли в ближайшее время детей. Декрет всего пару месяцев. И папам дают отпуск по уходу на месяц.
Яна Хворостяная (Италия)
Тут такого вопроса просто не существует. В Италии нет этого безумия — срочно выйти замуж и родить детей. Менталитет такой — рожают поздно, учатся долго. К тому же, в декрет отпускают только на полгода.
Юля Бензель (Китай)
Иностранцев — меня, например — ничего такого не спрашивают. Главное — знание английского и китайского. А до детей, замужества или отсутствия парня никому нет дела. Что касается самих китайцев, то с ними, наоборот, всё строго. Есть целая анкета для личных вопросов. Тех, у кого уже есть семья, берут на более высокие должности.
А что о личных вопросах говорит законодательство
Во многих странах есть специальные органы, которые бдят за равноправием на работе, в том числе рассматривают жалобы на дискриминацию. В России этим никто целенаправленно не занимается, поэтому судебная защита не особо эффективна, а работодатели совсем не стесняются спрашивать что угодно.
Павел Абросимов, Ведущий юрисконсульт TalentTech
Каких-либо ограничений по личным вопросам у нас нет. Это очень тонкая грань: для одного вопрос личный, для другого — нет. Если брать во внимание 64-ю статью Трудового кодекса, то там немного не о том. Она даёт гарантии, что не должно быть дискриминации при трудоустройстве. Кандидат может попросить обосновать причину отказа и пойти с этим в суд.
Грамотный работодатель не должен спрашивать о личном. Это может свидетельствовать о дискриминации, но доказать этот факт невероятно сложно. По крайней мере в России.
Те же скрытые аудио- и видеозаписи не получится использовать в суде, потому что такие доказательства, скорее всего, признают недействительными. При использовании диктофона нужно предупредить HR-менеджера и всех присутствующих, что ведётся аудиозапись, назвать место, время, цель встречи, а также всех участников, которые должны подтвердить своё участие. Ни одна компания на такое не пойдёт, да и сам план соискателя в таком случае обречён на провал.
Поэтому и нам, и вам остаётся лишь чаще поднимать тему несправедливого обращения с кандидатами в СМИ и наглядно показывать, к чему приводит такая практика
Предыдущий материал про наиболее частые вопросы на собеседовании и правильные ответы на них пришелся по душе пользователям портала. Как мы и обещали, публикуем вторую часть материала, в которую вошли также вопросы наших любимых читателей.
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, не расстраивайтесь — в ближайшее время мы опубликуем блиц-ответы на ваши вопросы и постараемся помочь каждому, кто попросил у нас совета. А пока предлагаем рассмотреть очередную порцию самых распространенных вопросов рекрутеров.
Ответ:
Нельзя: отвечать, что вы наткнулись на это объявление на сайте или в газете и вас устроила зарплата.
Помните: рекрутеры всегда отдают предпочтение лояльным кандидатам, которые знакомы с выпускаемой продукцией и работой компании в целом. Чем выше позиция, на которую претендует кандидат, тем большей информацией об организации он должен владеть. Даже если это двухдневный стартап, то вы должны очень хорошо ориентироваться в этой сфере и знать основные движения на рынке в этом направлении.
Ответ:
Нельзя: говорить о том, что причиной вашего ухода послужил конфликт с руководством или коллегами. Под запретом находятся и зарплатные вопросы: нельзя напрямую заявлять рекрутеру о том, что на предыдущем месте работы вас не устраивала заработная плата.
С осторожностью: говорить о несбывшихся карьерных ожиданиях (должностной рост) на старой работе и желании их реализовать на новом месте. Можно осторожно упомянуть, что при необходимости вы могли бы реализовать свои организаторские способности.
Помните: в большинстве случаев этот вопрос является проверкой на конфликтность кандидата. Очень часто даже опытные соискатели не выдерживают и начинают рассказывать истории про глупых коллег и начальника-хама. Не давайте волю своим эмоциям.
Ответ:
Нельзя: рассказывать о скандалах с коллегами или руководством, если именно они стали причиной ваших увольнений. Также не следует говорить, что вы бегали с места на место после того, как вам предлагали более высокую зарплату.
С осторожностью: рассказывайте о компаниях, в которых вы работали, даже если они занимались откровенным мошенничеством. Не стоит переходить черту, за которой заканчивается здравая аргументация и начинается поливание грязью пусть даже и недобросовестного работодателя.
Ответ:
Ответ:
С осторожностью: рассказывайте о своем увлечении новой профессией. Если вы и правда хотите посвятить свою жизнь новой для себя профессии, то перед первым собеседованием прочтите хотя бы пару настольных книг.
Помните: если вас пригласили на собеседование, значит, вас рассматривают как потенциального кандидата, и у вас есть шанс получить работу в новой для себя сфере. Ваша задача — не выглядеть неудачником, который скитается в поисках хоть какой-то работы. Вы должны предстать человеком, который сделал серьезный и, что самое главное, осознанный шаг в своей жизни.
Ответ:
С осторожностью: говорить о своем самообразовании можно лишь в том случае, если оно действительно имело место. Вы должны прочитать хотя бы пару книг по своему профилю или сходить на несколько семинаров известных спикеров.
Помните: работодатели очень скептически относятся к кандидатам с большими перерывами в работе. Заранее продумайте ответ на этот вопрос и постарайтесь выглядеть как можно более убедительно.
Ответ:
Честно расскажите о своем провале. Главное, чтобы в конце рассказа вы провели анализ ошибки: почему она произошла, кто виноват, как ее можно было избежать и, что особенно важно, какие шаги вы предприняли для того, чтобы устранить ее последствия.
С осторожностью: рассказывать о действительно серьезных ошибках, пусть даже вы их исправили и даже улучшили ситуацию. Рассказ об ошибках в работе компании может стоить ей репутации, а подобные разговоры могут быть восприняты как сплетни.
Помните: ошибки и неудачи случаются у всех, в том числе и у самих рекрутеров, поэтому многие относятся к ним с пониманием. Также не забывайте, что даже самые серьезные провалы зачастую со временем превращаются в локальные шутки. Поделитесь ими с рекрутером: небольшая доля юмора всегда оживит интервью и сделает его более комфортным для обоих участников.
АКЦИЯ ПРОДЛЕНА
Не работать и получать кучу денег — мечта практически любого человека. Но если ты не грудастая, смазливая блондинка, которая готова на всё ради своей мечты, все таки работать придется.
И чтобы не проклинать каждый день, за то, что ты тратишь свои лучшие годы на эту контору, нужно иметь решимость уйти туда, где тебя будут ценить. Проходишь пару интервью — и ты в лучшем месте. Что сложного? Мне искренне непонятно, почему многие спотыкаются на этом этапе, ведь всё не так трудно, как может показаться на первый взгляд.
Самое главное — показать, что ты можешь быть полезен компании, что ты ей принесешь пользу… и услышать, что ты не устраиваешься в такой же ад, из которого бежишь.
Итак, круги Данте:
- Резюме кандидата;
- Кандидат беседует с рекрутером;
- Техническое интервью (их количество от 1 до бесконечности);
- Оффер;
- Уход из компании.
Блок 1. Резюме
- ФИО
- дата рождения (опционально)
- контактные данные
- опыт работы в обратном хронологическом порядке (где я сейчас работаю, а до этого я работал, а еще раньше. )
- Образование (вуз, факультет/ специализация, полученная степень, года обучения)
- Ключевые навыки
Иностранные языки - Хобби/Интересы (опционально)
Блок 2. Первая беседа с рекрутером
Рекрутер видел твое резюме, читал, изучал (ну в большинстве случаев).
Он просит рассказать о том, чем ты сейчас занимаешься не по тому, что он ничего не понял (хотя и такое бывает), а потому что ему нужно понять, как ты презентуешь себя, как ты будешь отвечать на вопросы на техническом интервью, насколько с тобой приятно общаться (ну и вероятнее всего работать).
Что он хочет услышать?
Но в любом случае ты должен иметь в голове две примерные суммы: минимальную, на которую ты нормально проживешь месяц, и комфортную, с которой ты еще раз в неделю будешь ходить в бар.
Если беседа проходит в формате переписки:
Блок 3. Техническое интервью (личное)
Обычно в ходе телефонной беседы все проходит более-менее прилично. Но личная встреча на всех действуют магически и кандидат раскрывается с неожиданных сторон.
Что не надо делать на интервью:
1. Не надо говорить, что на предыдущем месте работы ты первую неделю рыдал в туалете;
2. Не надо рассказывать про то, как ты залетел/ла, но беременность была внематочная, случился выкидыш и теперь ты снова карьеристка;
3. Не плачь! Нам тоже тяжело, но мы же держимся!
4. Пушкин писал матерные стихи, но ты не Пушкин, поэтому не матерись;
Эта рекомендация тебе скорее всего не поможет, но постарайся успокоиться. Ты общаешься с обычными людьми, а не с богами или идеалами. Интервьюеры тоже стрессуют, поэтому мы берем на интервью нож (нет), и ты возьми (точно нет).
На собеседование интервьюеры и рекрутеры больше тебя хотят, чтобы всё получилось, чтобы именно ты пришёл в компанию и закрыл вакансию, ибо рекрутинг это долго и тяжело. |
Постарайся настроиться на эту волну и интервью пройдет совершенно в другом ключе
Нельзя на 100% подготовится к собеседованию, но готовится к нему нужно:
- Обязательно освежи ключевые термины и темы по классической составляющей твоей профессии — Core языка программирования/теорию тестирования/теорию бизнес-анализа и т.д.
- Процессную составляющую твоей работы — методология разработки ПО и какие аспекты этой методологии используются у тебя на проекте. Для разработки еще важно написание unit-тестов и код-ревью.
- Вспомогательные скиллы, например, SQL, XML и проч.
Блок 4. Софт-скильные вопросы
К этим вопросам сложно подготовиться, особенно в стрессовой ситуации, но, пожалуйста, оставайся в сознании. Думай, прежде чем что-то сказать.
-
Ты хороший программист/тестировщик/аналитик.
Не важно да или нет, важно — почему? Как ты пришел к выводу, что ты batman bad man?
-
(I’m a Good person) Тебя не уволили, ты много получаешь, тебя хвалят на работе — не самые лучшие варианты.
Вопрос кажется просто small-talk, но он может показать твои приоритеты и мотивацию к смене работы. Так же совпадение корпоративных ценностей и твоих интересов.
Работа в ИТ в современных реалиях — это работа в команде (да ладно?). Первые вопросы — это вопросы в лоб, а последние — проективные. По идее, если задается вопрос в лоб, а следом проективный, то показания должны сходиться.
Блок 5. Оффер
Есть 2 основные модели поведения на оффере:
- Уходя уходи
- Торгуйся, чтобы выбить бабло по максимуму
- Уходя уходи. Позиция, что я принял решение уходить, т.к. меня что-то не устраивает и никакие судорожные пачки денег вдогонку меня не остановят, вызывает энтузиазм у рекрутеров. Дважды подумай, т.к. нынешний работодатель тебе не чужой и надо расставаться друзьями.
- Торгуйся. Главное оставаться оговоренных сроках. Ты получил оффер, попроси N дней, чтобы подумать. За это время сходи к руководителю и спроси, что они могут предложить. Если тебя перекупили — скажи смело оффернувшей компании, что текущий работодатель предложил интересный вариант и ты в серьезных сомнениях. Возможно, новая компания отсыпет еще денег. Если работодатель тянет кота за хвост, предупреди новую компанию об этом. Поверь, они тебя дождутся, если все сделать по-людски, а не в последний момент.
Блок 5. Уход из компании
Ты уходишь из компании, а вот разбитое сердечко менеджера больше уже никогда не будет целым. Уйди по-людски, тебе еще могут потребоваться рекомендации от твоего менеджера или HR. При этом не факт, что ты станешь любимчиком в новом коллективе, а в старом ты как никак уже прижился и можешь попросить совет, если, конечно, перед уходом не наложил кучу.
Хотите успешно пройти собеседование и получить желаемую работу? Если вы правильно подготовитесь к собеседованию, вакантная позиция будет вашей.
С какой целью работодатель задает каверзные вопросы на собеседовании?
Во время собеседования кроме традиционных вопросов работодатель может задать соискателю и парочку каверзных. Чаще всего он не преследует никакие злые цели. Используя такую тактику, интервьюер хочет вас сбить с толку, проследить за вашей реакцией и ходом мыслей.
Все это позволит ему получить более полную картину — точное представление о претенденте на должность.
Далее в статье представлены топ-10 сложных для соискателя вопросов, которые могут прозвучать на собеседовании.
1. Какие еще вакантные позиции и должности Вы рассматриваете?
Цель этого вопроса заключается в том, чтобы понять, какие виды деятельности вы для себя рассматриваете. Ваш ответ позволит узнать больше о вашем профессиональном опыте, об амбициях, планах и карьерных целях.
Кроме этого интервьюер сможет понять, какими профессиональными качествами и сильными сторонами вы обладаете. И затем сделает для себя вывод, подходите ли вы на данную должность или нет.
Совет. Не перечисляйте все вакантные позиции и названия компаний, куда вы отправили свое резюме.
Поэтому назовите работодателю 2-3 такие же или смежные вакансии и компании, куда вы отправили свое резюме, и этого будет вполне достаточно.
Пример ответа:
2. Расскажите о своих слабых сторонах.
Цель. Работодателю не столь важны ваши слабые стороны, как то, принимаете ли вы факт их существования, и собираетесь ли вы что-то менять, развиваться и работать над собой в дальнейшем.
Совет. Постарайтесь не углубляться в вопрос, просто назовите 1-2 свои слабые стороны, которые не повлияют на выполнение должностных обязанностей на данном месте работы. Аккуратно подведите разговор к своим сильным сторонам и подчеркните свое желание меняться и становиться лучше.
Пример ответа:
3. Если бы у Вас была возможность работать в любой компании, какую бы Вы выбрали?
Цель. Задавая этот вопрос, работодатель хочет понять, насколько вы заинтересованы в получении данного вакантного места работы.
Лучшее, что вы можете сделать, это подчеркнуть, что та компания, в которой вы сейчас проходите собеседование, является вашим приоритетом.
Пример ответа:
4. Почему Вы хотите работать в нашей компании?
Цель. Почему же этот вопрос так важен? Поставьте себя на место работодателя: вы бы хотели нанять работника, который ознакомился с миссией компании, поддерживает ее ценности и желает трудиться на благо компании, ее клиентов и потребителей?
Пример ответа:
5. Кем Вы видите себя через 5 лет?
Цель. Задавая этот вопрос, работодатель хочет удостовериться в том, что вы планируете задержаться в компании на достаточно длительный срок. Никто не хочет каждые полгода вкладывать средства и время на обучение нового сотрудника.
Кроме этого, интервьюер пытается понять, насколько вы целеустремленный человек и, конечно, убедиться в реальности ваших ожиданий.
Совет. Вам вовсе необязательно заверять работодателя в своем желании проработать на одном месте 10 или 20 лет. Главное, продемонстрируйте ему свою заинтересованность в том, чтобы развиваться и расти в выбранной области и дальше.
В своем ответе подчеркните понимание отраслевых тенденций, а также способность к развитию и проявлению гибкости.
Вы можете описать те навыки, которые бы хотели развить в будущем, и те достижения, которых хотели бы добиться.
Пример ответа:
6. Расскажите о конфликтной ситуации на работе.
Совет. Вы должны убедить работодателя в том, что к решению конфликтных ситуаций подходите профессионально.
Пример ответа:
7. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?
Цель. На самом деле данный вопрос позволяет интервьюеру многое о вас узнать, например:
- вы ушли с прошлой работы сами или же вас уволили;
- о причинах вашего увольнения;
- сохранили ли вы хорошие отношения с предыдущим работодателем и коллегами.
Ваш ответ поможет работодателю понять, как вы поведете себя на рабочем месте, какой у вас характер, какие у вас ценности и профессиональные цели.
Совет. Вам необходимо дать честный ответ, который будет отражать ваши конкретные обстоятельства, но прозвучать он должен в положительном ключе. Сейчас не время рассказывать интервьюеру о том, какой у вас был ужасный начальник, и как вам не нравилась прошлая работа.
Пример ответа:
8. О чем Вы сожалеете?
Цель. Этот вопрос работодатель задает для того, чтобы узнать о ваших недостатках и неудачах, и, как вариант, понять, насколько вы самокритичны и честны.
Совет. Вы можете сказать, что ни о чем не жалеете. Или же быть более откровенным и рассказать работодателю о своем профессиональном промахе.
Если вы выбрали второй вариант, тогда расскажите о такой неудаче, которая напрямую не повлияет и не помешает вашей способности выполнять свою работу на новом рабочем месте.
Пример ответа:
9. Какое Ваше самое большое достижение?
Цель. Работодатель хочет узнать, какие из своих достижений вы считаете наиболее важными и ценными.
Совет. Говорите исключительно о своих профессиональных (ни в коем случае, не о личных) достижениях. И не скромничайте.
Пример ответа:
«В прошлом году наша команда получила награду за разработку инновационной технологии для оптимизации производственного процесса.
Моя задача заключалась в том, чтобы организовать мозговой штурм для нашей команды, и в результате отобрать самые лучшие идеи. Затем мы протестировали три проекта и реализовали тот, который выдавал максимальный результат.
10. Что Вам не нравилось на прежней работе?
Цель. Узнать, насколько высок ваш уровень удовлетворенности от работы, насколько вы требовательны и придирчивы.
Совет. Не говорите плохо о бывшем начальнике, коллективе, маленькой зарплате, коротком отпуске и т. д. Лучше сосредоточьтесь на том обстоятельстве, которое помешало вам добиться успеха.
Пример ответа:
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Читайте также: