К какому виду норм относятся правовые исторические

Обновлено: 17.06.2024

Важнейшее место в юридической теории и практике отводиться классификации правовых норм. По справедливому замечанию М.И. Байтина, как сам процесс, так и результаты классификации правовых норм позволяет: во-первых, четко определить место каждой нормы в правовой системе общества; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм, их роль и значение в механизме правового регулирования; в-третьих, более точно определить приделы, возможности и характер регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов 483 .

1. В зависимости от критериев (оснований) классификации выделяют отельные группы юридических норм. В качестве традиционной классификации норм права в отечественной юриспруденции считается их типология по отраслевой принадлежности. При этом деление юридических норм в Российской Федерации происходит по двум основанием: во-первых, по предмету правового регулирования, т.е. исходя из вида общественных отношений, которые урегулированы нормой права, а, во-вторых, по методу правового регулирования, т.е. способ правовой регламентации того или иного вида отношений. С этой точки зрения все нормы права группируют по отраслям и институтам права, облегчая тем самым их практическое применение.

Итак, по предмету правового регулирования выделяют юридические нормы конституционного (государственно-правового), административного, гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей. В свою очередь отраслевые нормы с точки зрения их предметной направленности делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права, которых большинство в российском законодательстве, закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность, устанавливая тем самым определенный правовой режим, в рамках которого действуют субъекты тех или иных правовых отношений.

По методу правового регулирования юридические нормы классифицируются на императивные, диспозитивные, стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные.

Императивные нормы (нормы властного характера) – это категорические нормы, предписывающие строго обязательное, не допускающее отступлений от установленного ими правила поведения. Императивные нормы составляют подавляющее большинство норм права, они действуют независимо от усмотрения, т.е. исключают сам выбор в действиях субъектов правовых отношений.

Таким образом, под стимулирующими (поощрительными) нормами следует понимать нормы, в которых формулируется правовое побуждение к одобряемому обществом и (или) государством полезному варианту поведения, предусматривающие установленные законом меры поощрения. В юридической структуре таких норм содержится позитивная (поощрительная) санкция.

2. По функциональной природе, т.е. по социальному значению и роли в системе правового регулирования нормы права подразделяются на учредительные (исходные), регулятивные (нормы-правила поведения), а также общие и специальные.

Учредительные (исходные) нормы права – устанавливающие основы правового регулирования общественных отношений, а также цели, задачи, принципы и приделы этого регулирования, закрепляют правовые категории и понятия, которыми оперирует юридическая практика. Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.

Целеустановочные нормы - это нормы, которые определяют цели стоящие перед обществом, государством в лице его органов и должностных лиц, различных институтов гражданского общества и граждан, а также цели и задачи отдельных отраслей права и правовых институтов. С этой точки зрения целеустановочные нормы могут быть общего характера, направляющие воздействие на развитие современного российского права в целом (например, ст. 1 Конституции РФ определяющую цель государственно-правового развития российского государства, гласящей, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления); и специального характера, устанавливающие цели для отдельных отраслей и институтов права (например, ст.2. Гражданского и Уголовного Кодексов РФ).

Регулятивные нормы (нормы правила поведения) – это нормы непосредственного, прямого регулирования общественных отношений, предоставляющие субъектам правовых отношений конкретные права и обязанности, а также выражают определенную реакцию государства по отношению к тем, кто нарушает предписанное этими нормами правило поведение.

3. По характеру предписываемых правил поведения юридические нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

4. По юридической силе нормы права в зависимости от органа, издавшего те или иные нормы права, подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, подзаконные нормы федеральных и региональных органов власти.

К федеральным законодательным нормам относятся, прежде всего, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы. Региональные законодательным нормы делятся на нормы, содержащиеся в конституциях и уставах субъектов РФ и законов этих субъектов РФ. Федеральные подзаконные нормы находят свое выражение в нормативных указах Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказах и инструкциях федеральных министерств, федеральных служб и агентств. К региональным подзаконным нормам относятся нормы издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом каждая группа (виды норм) после федеральных стоит ниже по юридической силе, должна соответствовать и не противоречить вышестоящим нормам.

5. По сфере действия нормы права подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия, локальные нормы.

Нормы общего действия – это нормы, имеющие общефедеральное значение, они не предусматривают специальных условий или каких-либо ограничений их действия. Это конституционные и другие нормы федеральных органов государственной власти РФ.

Нормы ограниченного действия – это также общие норм, однако, имеющие пределы своего действия, связанные с определенными пространственными, временными и ситуационными факторами.

Так, по действию во времени нормы права делятся на нормы без указания срока действия (данный вид относится к нормам общего действия), которые осуществляют свое действия с момента принятия и до момента их официальной отмены уполномоченным на то органом государственной власти, и нормы с указанием срока их действия (т.е. норма ограниченного действия). По действию правовых норм в пространстве выделяют нормы права, действующие на всей территории федерального государства (нормы общего действия) и нормы права, действующие на определенном территориальном образовании (нормы ограниченного действия). В зависимости от круга лиц нормы права подразделяются на нормы, действие которых распространяются на всех лиц (нормы общего действия) находящихся на территории государства и нормы права, действующие на определенный круг (категорию) лиц (нормы ограниченного действия), например, этот круг лиц может зависеть от территориального критерия, либо в зависимости от адресата нормы права (пенсионеры, студенты, рабочие и т.п.).

Локальные нормы права – это нормы, действующие в пределах отдельной государственной, предпринимательской, политической, культурной, общественной и иных организаций или их структурных подразделений. В подобных нормах фиксируются характер, цели, задачи и специфика деятельности конкретного коллектива организации.

6. По техническим приемам установления предписываемых правил поведения юридические нормы разделяют на определенные, бланкетные и отсылочные.

Определенные нормы представляют собой подавляющее большинство норм, в которых содержится само правило поведение.

7. По целевой направленности нормы права выделяют коллизионные, внутриорганизационные, восстановительные, компенсационные, компетенционные нормы.

Коллизионные нормы – это разновидность специализированных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между нормами права. Внутриорганизационные нормы – это нормы, целью которых является обеспечение единства и целостности системы права и направлены на повышение организованности и эффективности ее функционирования. Компенсационные нормы – это нормы права, имеющие общеобязательный характер предписания, регламентирующие восстановление нарушенного права, правового положения личности. Компетенционные нормы представляют собой общеобязательное предписание, регулирующее общественные отношения, связанные с установлением, закреплением и реализацией властных полномочий субъектов компетенции в пределах их ведения и в соответствии с возложенными на них задачами и функциями 490 .


Монография посвящена проблематике структуризации и систематики в праве. В ней рассматриваются вопросы о структурном строении правовых норм, их уровнево-правовосистемной и формовыражающей градации; выдвигаются гипотезы о различных срезах структурного строения права, значении и сочетании частного и публичного, материального и процессуального права; рассматривается соотношение данных о структуре права с разноаспектными показателями систематики позитивного правового материала; предлагаются новые подходы к группировке нормативной юридической ткани, классификации правовых актов. В книге исследуется структурный состав права, взаимосвязи между его системными показателями. Характеристика последних увязывается сданными нормативного правового материала. Книга предназначена для научных и практических работников юридической области, студентов, аспирантов, курсантов и адьюнатов юридических вузов и факультетов, а также для всех читателей, интересующихся вопросами права.

Оглавление

  • Введение
  • 1. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФОРМЫ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая структуризация и систематика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФОРМЫ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ

1.1. Норма права: форма, структура, разновидности

Нормам права посвящено большое число специально-юридических исследований; в том или ином срезе и (или) контексте данная проблематика затрагивается практически в каждом труде правовой направленности.

Представляется, что конкретизированная юридико-нормативная регламентация удобоварима для отображения поведенческих правил запрещающего и, возможно в ряде случаев, предписывающего толка, во всех же остальных ситуациях таковая должна носить четкий направляющий, но не детализированный характер.

Указанное выше позволяет усмотреть, что обращение к области правовой структуризации и систематики невозможно без рассмотрения вопроса о правовой норме (норме права). Более того, в интересующем нас контексте таковой представляется ключевым, так как нормативное правовое положение находится в основе и самого правового строения, и любого упорядочения юридической материи вообще. Это обусловлено тем, что без наличия правовых правил нормативного характера невозможно и существование их строевого, структурного или иного классификационного (систематизированного) ряда. Например, в вопросах структуры права значимость норм проявляется, в частности, в том, что именно они (и изначально, и в конечном итоге) должны обеспечивать единство юридической ткани различной видовой (в том числе и по уровню) принадлежности. Именно свойства элементарных, можно сказать первичных, правовых звеньев (т. е. норм) создают обобщенные характеристики, представления о тех или иных правовых областях (образованиях, ассоциациях). Например, сформулированные в Уставе Организации Объединенных Наций нормы, отражающие основные принципы международного права, проявляются во всех иных международных правовых документах, в наднациональной правовой регламентации в целом [5] .

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что именно проблематика правовой нормы (а не, например, статьи нормативного правового акта) имеет ключевое значение для вопросов систематики права. Это верно даже в том случае, если под строением (и (или) системой) права понимается упорядоченность и взаимосвязь предписаний, содержащихся только в писаном юридическом материале.

Весьма значим вопрос о правовых нормах и непосредственно для области законодательной (и подзаконной) юридической систематики. Причем здесь он неразрывно связан с такими специальными конструкциями, как отрасль и институт законодательства. В данном срезе представляется обоснованным и верным существующее в юриспруденции положение о том, что юридические конструкции способствуют логичности связок правовых норм, последовательности, взаимной увязанности и согласованности их изложения, а также недопущению и (или) преодолению реальных юридических пробелов, надлежащему техническому отображению юридико-поведенческих правил [7] .

В связи с этим сразу же отметим, что части структурного характера в явлении отсутствовать не могут, ибо они носят для такового константный, закономерный, сущностный, строеобразующий характер [10] . Констатация факультативности наличия уже сама по себе будет свидетельствовать в пользу того, что речь идет об элементе (ах) неструктурного ряда.

Данное утверждение представляется истинным и с сугубо гносеологических, и с онтологических, и с феноменологических позиций.

Все компоненты правовой нормы связаны друг с другом именно с необходимостью, т. е. являются не только обязательными, но и нерасторжимыми, структурными частями. Кроме того, именно сама норма права (а не ее отдельные части) взаимодействует с иными проявлениями правовой среды и способна к вхождению в состав более крупных, объемных структурных звеньев. Это также свидетельствует о ее совокупной целостности.

Но данная ситуация воспринимается нами не в качестве должного, а как возможный или действительный дефект (порок) правовой регламентации. Чаще же различные элементы нормы права просто-напросто (по надлежащим или ненадлежащим юридико-техническим причинам) изложены отсылочным (ссылочным) или бланкетным способом.

Далее, в отечественной юридической литературе принято указывать, что системность правовых норм должна отображаться при создании нормативных правовых актов [20] . Это, в числе иного, обусловлено и разницей в телеологическом действии интересующих нас разновидностей правил социального поведения.

В связи с этим наиболее точной представляется позиция, согласно которой любая правовая норма, а особенно та, что отображена посредством абстрактного способа формального изложения, включает в себя некий обобщающий компонент. Это предопределено именно свойством нормативности (модельности, неперсонифицированности) соответствующего поведенческого правила. Правовым ассоциациям (объединениям, областям), в свою очередь, свойственна определенная цельность профильных нормативных обобщений. Таковая может выражаться и посредством принципиальных, установочных или дефинитивных правовых норм, и в общности цели, функций, приемов и способов правовой регламентации, единстве профильных понятий и категорий.

Но обоснованная позиция в отношении вопроса о количестве обязательных структурных элементов правовой нормы может быть сформирована только при обращении к соответствующим поведенческим правилам разновидовой юридико-источниковой принадлежности, выраженным не только в нормативных правовых актах, но и, например, в правовых обычаях.

В писаном праве структура интересующей нас нормы выявляется путем анализа и синтеза, а также посредством иных приемов познания нормативного правового материала; т. е. она устанавливается по своему текстовому выражению. В неписаном праве текста у правовой нормы не существует, в связи с чем и возникают вопросы: о наличии у нее структуры, об элементах и возможностях гносеологии таковой.

Применительно к правовому обычаю мы можем говорить только о непосредственно-словесной форме отображения правовой нормы, ибо составляющее ее правило, приобретая письменный вид, либо не носит собственно-юридического характера (в том числе и по силе действия), либо перестает быть элементом обычного права.

Таким образом, оформленность у правового обычая имеется, но никакой четкостью она может и не сопровождаться. Причина заключается в том, что при изложении обычно-правовой нормы единственно значимым показателем выступает верное отражение содержания (а не простой текстуальной или устной речевой оформленности), так как слова (и последовательность их расстановки) в данном случае могут быть любыми, кроме тех, что искажают смысл.

Получается, что в преломлении к работе с собственно-текстуальным материалом распознавание структуры обычно-правовой нормы неосуществимо. Но поскольку правило поведения все же известно, то возможно сущностно-смысловое (для простоты скажем — ориентировочное) определение его элементного состава. При этом текстовое выражение выявленных компонентов должно восприниматься лишь в условном, установочном, ориентирующем, а не в буквальном количественно-терминологическом значении. По сути, речь идет о толковательном выявлении структурных компонентов обычно-правовой нормы.

Иными словами: конкретные составляющие обычно-правовой нормы меняются вместе с трансформацией социально-исторической обстановки, в то время как само правило поведения (в точном смысле данного термина) по сути своей остается одним и тем же. Таким образом, при динамике незакономерных компонентов обычноправовой нормативной системы ее элементы структурного характера, как и должно, остаются константными.

Дискуссируется в юридической науке и вопрос о наличии правовых норм в актах высших судебных инстанций (причисляемых различными правовыми системами к области писаного или, напротив, к пласту неписаного права), в том числе исходящих от органов конституционной юстиции. Здесь в первую очередь следует отметить, что наиболее обоснованной и адекватной в данной связи представляется выраженная еще А.Б. Венгеровым позиция о рассмотрении содержащихся в актах высших судебных инстанций правовых позиций в качестве прецедентов толкования [24] .

Но в целом все же представляется, что ответ на вопрос о наличии в документах верховных органов конституционной юстиции правовых норм, хотя и не в качестве должного, но по факту, носит ситуативный (ситуационный) характер. Далеко не каждое постановление Конституционного Суда Российской Федерации, например, содержит в себе правовые предписания, обладающие свойствами именно правовых (ой) норм (ы). Вместе с тем, если исходить из признаков поведенческих правил интересующего нас вида, то некоторые конституционно-юстициональные нормативные правовые положения под каждый их них подпадают [26] .

Примечательно, что функциональное и ситуативно-действенное деление правовых норм, весьма актуальное до сих пор, получило активное развитие в 70-е гг. XX в. именно в увязке с научным рассмотрением вопросов систематики права.

В связи с этим стоит отметить, что видовая принадлежность правовых норм подлежит весьма тщательному учету при разрешении юридических коллизий. Так, представляется, что правило о приоритете специальной нормы над частной имеет изъятие, представленное тем случаем, когда зафиксированный в нормативном правовом материале общий элемент отображает принцип(ы) права и (или) законодательства.

Можно выделить и иные деления правовых норм. Так, предлагая собственную вариацию классификации норм права, прежде всего отметим, что интересующие нас поведенческие правила не тождественны по своей сущности. Это необходимо учитывать в контексте вопросов правовой структуризации и систематики, особенно при трактовке системы отрасли права как упорядоченной совокупности нормативно-определенных правил поведения, а системы права в целом — как совокупности всех соответствующих отраслей.

Несмотря на то, что сказанное нами отражает не все относящиеся к вопросам о форме, структуре и разновидностях правовых норм доктринальные и практические вариации, представляется возможным утверждать, что юридические правила, для того чтобы действительно регламентировать социальное поведение (влиять на него), должны обладать условиями, содержательными наполнениями и указаниями на последствия своего действия. Иными словами — логическая структура нормы права не просто является идеальной мыслительной моделью, но и ориентирует к практическому качественному воздействию на общественные отношения юридической разновидности типовых социальных установлений. Как видится, признание полного, абсолютного отсутствия в правовой норме какого-либо из структурных элементов (компонентов, частей) не может носить достоверного характера. И не только потому, что это будет свидетельствовать о нелогичности нормы права (что уже само по себе противоречит методологии юриспруденции); не только потому, что способные к отсутствию компоненты явления не могут носить в отношении оного структурного (закономерного, стабильного, системообразующего, строевого) характера; но и потому, что существование именно каждого из трех звеньев (гипотезы, диспозиции, санкции) направлено на совокупное достижение цели юридического воздействия, на обеспечение его системного эффекта.

По вопросу же о классификации правовых норм должно констатировать, что генезис и структурный характер таковых свидетельствуют об обоснованности и актуальности выделения их первичных и вторичных видов, различающихся между собой в зависимости от константности присутствия в правовой сфере.

1.2. Правосистемные уровни юридических норм

И чем больше усложняются отношения, тем сильнее они нуждаются в правовом регулировании.

Официальные предписания, исходящие от носителей власти, призваны защищать население от хаоса и произвола со стороны недобросовестных лиц.

Книги

В этой статье вы узнаете, что такое норма права, какими признаками и структурными элементами она обладает.

Норма права — это.

Норма права – это одновременно частичка материального мира, порождение социума и результат разумной деятельности человека.

То есть, она обладает тремя аспектами:

  1. Биологическим. Существует в человеческом бытии и имеет внешнюю форму выражения.
  2. Социальным. Обоснована общественным авторитетом. Показывает, какое поведение людей считается должным с точки зрения социума.
  3. Интеллектуально-идеологическим. Создание правовой нормы – это сложный мыслительный процесс, который учитывает противоречия между разными социальными группами и повторяющиеся обстоятельства. Итогом выступает компромисс (это как?), который обеспечивает нормальную жизнь всем членам общества.

Проанализировав приведенные ниже признаки, можно будет сформулировать понятие. Мы же забежим чуть вперед.

Норма права — это одобренная государством и выраженная в официальных источниках мера свободы людей (это как?) и организаций в обществе.

5 признаков нормы права

Однако перечисленные черты присущи и другим социальным нормам: корпоративным, морали, религии, обычаям, ритуалам и традициям.

Чтобы глубже понять сущность юридического термина, нужно проанализировать отличительные признаки нормы права.

Признак 1. Общий характер

Положение адресовано не конкретному субъекту, а абстрактному (это какому?) кругу лиц.

Например, в ст. 18 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (это кто?) могут иметь имущество на праве собственности. Но сами люди (их Ф.И.О.), на которых распространяется дозволение, не перечислены.

Молоток

Признак 2. Общеобязательность

Норма права, в отличие от нормы морали (это как?) или обычая, обязательна к соблюдению.

Она обеспечена механизмом государственного принуждения. В случае отклонения от установленных предписаний, для субъекта (это кого?) могут наступить неблагоприятные последствия.

Признак 3. Формальная определённость

Внешне норма права в системе права (что это?) всегда выражается в официальном источнике.

Например, нормативный правовой акт (кодекс, закон, указ президента, постановление правительства) или прецедент (это как?). Для сравнения, нормы религии закреплены в Священных Писаниях, а морали – передаются из уст в уста.

Кодекс

Внутренняя определённость – это чёткое обозначение правомочий, обязанностей, ответственности. Понять точный смысл предписания позволяет толкование норм права.

Оно бывает двух типов:

Первое производится уполномоченными властными субъектами и порождает юридические последствия. Например, Верховный Суд обобщает судебную практику и даёт другим судам разъяснения.

Суд

Неофициальным толкованием занимаются учёные-правоведы, юристы (это кто?) и простые граждане. Они стремятся понять смысл предписаний, чтобы правильно применить их на практике и избежать правонарушений.

Признак 4. Системность

Означает как наличие структуры у самой нормы права, так и её взаимосвязь с другими нормами.

В зависимости от предмета регулирования общественных отношений предписания объединяются в отрасли, подотрасли, институты и субинституты.

Признак 5. Выражение воли государства

Правовые нормы или исходят непосредственно от государства (в лице правотворческих органов), или санкционируются им.

Последний случай обычно относится к правовым обычаям. То есть, к типичным жизненным обстоятельствам и тактикам поведения сторон.

Например, в ст. 132 Кодекса торгового мореплавания РФ указано, что сумму оплаты за простой судна можно определить из обычаев. А в судебной практике по бракоразводным спорам ребёнка, как правило, оставляют матери. Но это не правовая норма, поскольку обычай не санкционирован государством.

Структура правовой нормы

Фактически структурные элементы нормы права могут быть разбросаны по разным статьям и даже актам законодательства.

Нормативное предписание может содержать 1, 2 или все 3 структурных элемента.

Конституция

Например, положение Конституции РФ об осуществлении власти народом непосредственного или через госорганы состоит только из альтернативной диспозиции.

Виды норм права

Наиболее развёрнутый критерий классификации – по роли в обществе. Он показывает, для чего государство издаёт или санкционирует определённые правила.

Охватывает следующие виды норм:

Папки

Существуют и более простые критерии классификации. Они отражены в нижней таблице.

Классификация норм права

КритерийВиды
Правовая отрасльКонституционные, гражданские, административные, уголовные, трудовые и т.д.
Метод регулированияИмперативные, диспозитивные
Формулировка предписанийУправомочивающие, обязывающие, запрещающие
Круг лиц, на которых распространяются положенияОбщие, специальные
Субъект правотворчестваИсходящие от государства и от гражданского общества
Время действияПостоянные, временные
Территория действияОбщие, местные
Место в юридической иерархииМеждународных актов, законов, подзаконных актов
СтруктураИдеальные (гипотеза + диспозиция + санкция), реальные (1 или 2 элемента в структуре)

Выводы

Итак, нормы права – это официально признанные государством и социально обусловленные эталоны поведения и деятельности. Такие предписания выражаются в статьях законодательства, но необязательно совпадают с ними по структуре.

Правовые нормы призваны вносить ясность и справедливость (это как?) в общественные отношения, а также охранять каждого члена социума.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Прав у кого больше прав, на самом деле. Ну, а о каком прав может идти речь в государстве, если его первоосновой является частная собственность. Любому ясно, что всё право будет направлено на её защиту.

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.

2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).

3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.

4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).

5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

9.Что такое правовая система?

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Норма права – начальный элемент всей правовой системы. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения – они устанавливают границы возможного, дозволенного поведения субъектов права (людей и организаций).

Норма – (от лат. norma) – правило, образец, стандарт.

Правовые нормы – это установленные или санкционированные государством и охраняемые им общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений.

Виды правовых норм

Все правовые нормы по различным критериям можно разделить на определенные группы и виды:

По предмету правового регулирования нормы права делятся на:
- конституционно-правовые;
- гражданско-правовые;
- уголовно-правовые и т.д.
Данная классификация разделяет нормы в зависимости от отрасли права, к которой они относятся.

По юридической силе правовые нормы делятся на:
- законы;
- подзаконные акты.

По характеру содержащихся в тексте правил поведения правовые нормы можно разделить на:
- обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные действия);
- запрещающие (запрещают совершать определенные действия);
- управомочивающие (дают право на совершение определенных действий).

По действию во времени нормы делятся на:
- неопределенного длительного действия (в нормативном правовом акте не указан срок действия норм);
- временные (срок действия норм определен в нормативном правовом акте);
- чрезвычайные (издаются и действуют в период чрезвычайных ситуаций).

По кругу субъектов , на которых правовые нормы распространяют свое действие, они делятся на:
- общие (действуют в отношении неопределенного круга лиц);
- специальные (распространяются на определенный круг субъектов права);
- исключительные (распространяются на отдельных лиц).

По способу установления правил поведения нормы делятся на:
- императивные (не допускают никаких отступлений от установленного в них правила поведения, применяются независимо от желания людей);
- диспозитивные (предоставляют людям возможность выбирать, применять такую норму или нет).

По функциональному назначению нормы делятся на:
- материальные (регулируют содержание правоотношений);
- процессуальные (регулируют порядок деятельности определенных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
Например, когда два человека заключают договор, применяются материальные нормы. Они определяют содержание договора, форму его заключения, специальные требования к договору. А если какая-то из сторон договора не выполняет его условия, то вторая сторона может обратиться в суд. Здесь будут применяться процессуальные нормы – в какой суд обратиться, как подать исковое заявление, что должен сделать судья и т.д.

По реализуемым функциям нормы делятся на:
- регулятивные (регулируют отношения – устанавливают права и налагают обязанности);
- охранительные (защищают от нарушений – определяют меры воздействия на нарушителей права).

Структура правовой нормы

Структура правовой нормы – это ее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

В классическом виде норма включает в себя 3 элемента:

  1. гипотеза;
  2. диспозиция;
  3. санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при которых она применима. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова "Если".

Диспозиция – это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова "То".

Санкция – это часть правовой нормы, которая предусматривает наказание, которое может быть применено к нарушителю правовой нормы. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова "Иначе".


Если правовая норма содержит все три элемента, то структуру такой нормы можно назвать идеальной. В реальности обычно правовая норма содержит два, а иногда и вовсе один элемент. Это объясняется тем, что в законе, в котором содержится такая норма, может быть, например, дана одна общая гипотеза для большого числа норм.

Иными словами можно сказать:
Если лицо выполняет управленческие функции в коммерческой или иной организации
То оно не должно использовать свои полномочия . (делать то, что написано в запрещающей норме)
Иначе оно будет наказано (указан вид наказания)

Принудительные меры, подлежащие применению за нарушение нормы права, называются…

Читайте также: