К какому проекту относится проект с распределением задач и обязанностей между учащимися

Обновлено: 04.07.2024

Проектная и исследовательская деятельность сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса, эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ученика, основой формирования ключевых компетенций учащихся. Через проектную и исследовательскую деятельность закладываются основы для развития самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, что в настоящее время очень важно. Прежде всего речь идет о способности к самостоятельности в принятии решений, к самообразованию, самореализации, самоконтролю, сотрудничеству.

Главная идея групповой формы работы – учиться вместе. Задача учителя заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения действовать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Разделить класс на группы можно по желанию, случайным образом,по определенному признаку: на основании результатов диагностики, по ожидаемому результату деятельности учащихся. Учащиеся работают в группах по пять- шесть человек. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо периодически менять.

Учитель может, например, контролировать работу учащихся, организовывать ее, в роли наставника.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы обучающихся.

Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное

затруднение, представлять обучающимся возможность активно использовать имеющихся у них знаний. Подобранные задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Каждой группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между всеми ее участниками.

Целесообразно использовать задания:

- которые потребуют выполнения достаточно большого объема работы;

- требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из учащихся индивидуально, но владеет группа в целом;

- на развитие творческого мышления учащихся, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных и нестандартных идей.

Оценивается работа всей группы в целом. Желательно, чтобы каждый член команды, в той или иной мере, мог рассказать о процессе своей деятельности в рамках реализации или исследования и общей работы группы. Работа должна быть организована так, чтобы дети прошли все этапы деятельности в группе.

Этапы работы в группе:

Первый Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение

Третий Выработка группового решения. Обоснование своего выбора

Следует отметить очень положительный эффект групповой работы – развитие навыка сотрудничества, осознание учащимися своих сильных и слабых учебных умений, адекватной самооценки и чувства личной ответственности за общий результат работы.

Таким образом, реализуя различные виды деятельности через групповую работу,можно добиться сразу нескольких целей:

- учащиеся с интересом повторяют изученный материал;

- школьники учатся работать с информацией (отбирать, преобразовывать, представлять);

- развивают интерес к учебной деятельности;

- пробуют себя в разных ролях, приобретают социальный опыт.

Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу. На таких уроках происходит единение учителя и его учеников.

Именно это и есть подлинное сотрудничество!

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов [и др. ]; под

редакцией А. Г. Асмолова-М. : Просвещение,2013. -151 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Воронцов, А. Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (начальные классы) / А. Б. Воронцов. -М. : МОДЭК, 2000. -303 с.

Давыдов. -М. : ИНТОР, 1996. -544 с.

4. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 кл. : метод. рекомендации / А. В. Леонтович. -2-е изд. -М. : ВАКО, 2016.-159 с.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Логотип

Вы здесь: Home ЭОР Сведения об ОУ Пед состав Худенко Т.С. Практические советы по организации проектной деятельности учащихся и созданию проектов

Практические советы по организации проектной деятельности

учащихся и созданию проектов

1. Немного теории

А что такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся, закамуфлированы. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся. Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Модель учебного проекта

Актуальность проблемы мотивация

Методы и способы

Выбор способов и методов, планирование

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация - портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Персональные или групповые проекты

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует.

Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

Классификации проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
- Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления
Развитие творческого мышления
Умения работать с информацией
Работать в коллективе
Владеть культурой коммуникации

2. Практическая часть

Этапы проекта

Памятка начинающему исследователю

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.


Перечень возможных выходов проектной деятельности

  • Атрибуты несуществующего государства
  • Бизнес-план
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета
  • Журнал
  • Законопроект
  • Праздник
  • Статья
  • Сценарий
  • Учебное пособие
  • Чертеж



Паспорт учебного проекта

План работы над проектом

Пояснения

1.Название проекта

Название проекту дает автор при его разработке

Фамилия, имя и отчество разработчика учебного проекта.

Название и номер образовательного учреждения.

Сколько раз проводился, с какой группой

Описание ситуации, содержащей проблему и условия, с рассмотрения которой начинается работа в проекте

В основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации.

Цель ( практическая и педагогическая) вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она представляет собой ожидаемый результат — способ решения проблемы.

Определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом.

Основная предметная область и/или дополнительные предметные области

явный / скрытый (для телекоммуникационных проектов)

краткосрочный / средней продолжительности / долгосрочный.

Проект должен иметь четкие временные рамки. Деление на краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный весьма условно. Укажите желательные сроки и тип продолжительности.

Такое материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведения собственно поисковой и исследовательской работы в проекте.

Учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа "Помощь" и обучающие программы для самостоятельной работы учащихся.

Средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио и видео).

Дополнительно привлекаемые специалисты (например, политик, или оператора для управления какими-либо приборами, или библиотекарь).

Описание проектного урока

Параметры

Описанию подлежит:

Тема урока

его содержательное поле, то есть показать связь с темой учебного плана и место в нем (урок обобщающего типа или предваряющего)

Тематический блок учебного плана, содержащий урок

Тип урока

Состав учащихся

Название проекта

Соотнесение проекта с уроком

отношение урока к выполняемому на нем проекта (проект внутри урока, или урок внутри проекта, или урок-проект) и форма организации проектной деятельности (урочная или урочно-внеурочная)

Форма организации осуществления проекта

Цели и задачи:
обучения
развития
воспитания

цели и задачи обучения, развития и воспитания, а также стартовые и ожидаемые уровни обученности по предмету (предметам) и в проектном обучении

проектные умения:
стартовые
формируемые
развиваемые

Мотивация проектной деятельности

за счет чего (формы, методы предварительной работы или погружение в проект, возрастное соответствие) осуществляется личностная мотивация включения учащихся в проектную работу

Обеспечение

какого вида и что именно необходимо иметь в качестве обеспечения проектной деятельности на данном уроке

Продукт проектной деятельности

продукт проектной деятельности и форма презентации результатов

Форма презентации результатов

Поощрение

каким образом будет отмечено участие каждого ученика в проекте, номинированы особые достижения

Оценивание

когда по ходу урока будет выделено время для самооценки и оценки работы учащихся учителем

Проектные умения на различных этапах

Этапы работы над проектом

Элементы проектной деятельности

Погружение в проект

  1. Рассмотрение ситуации и проблемы
  2. Сужение проблемы и формулировка цели
  • Проблематизация;
  • Целеполагание;

Организация работы над проектом

  1. Разбиение на группы, распределение ролей;
  2. Планирование
  • Планирование;
  • Рефлексия
  • Коммуникативность

Работа над проектом

  • умение слушать других;
  • умение высказать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;
  • умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере спокойным тоном;
  • умение идти на компромисс, выполнять общие решения;
  • умение работать в группе;
  • участвовать в распределении ролей, видов (участков) работ;
  • умение выполнять отведенную тебе лично группой роль; ответственно к ней относиться;
  • умение согласовывать действия, работать на общий результат, работа в кооперации;
  • готовность к взаимопомощи и поддержке; взаимозаменяемость.
  • Определение того что: умел и научился; узнал нового; научился делать; приобрел личный опыт; приобрел и проявил новые личные качества;
  • Определение степени своей активности, продуктивности в общей работе;
  • Самокритика: что не удалось, что не получилось, каких качеств не хватило, чтобы добиться успеха;


1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Основные этапы работы над проектом

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • организационно-установочный;
  • выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • работа над проектом;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • презентация проекта. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

1. Организационно-установочный. Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой деятельности, а особенно -подготовительный этап. На этом этапе следует учесть сложившуюся типологию проектов по следующим типологическим признакам:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.

Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась инициативы любого члена группы.

По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, таки собственной деятельности.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • Для чего создается данный проект?
  • Чем вызвана необходимость его создания?
  • Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  • Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • Найдет ли он своих потребителей

Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

    • поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;
    • анализ проблемы, с которой связан проект;
    • материально-техническое обеспечение выполнения проекта;
    • поиск источников финансирования.
      • Грозит ли нам глобальное потепление?
      • Каковы истинные причины наблюдаемого изменения климата?
      • Есть ли у человечества возможности как-то влиять на изменение климата на планете?
      • Насколько значительным может быть потепление?
      • Каковы возможные последствия глобального потепления для разных регионов планеты?
      • Поиск и изучение информации по влиянию электромагнитных полей на насекомых.
      • Изучение литературы по созданию искусственного муравейника.
      • Подбор источников электромагнитного излучения.
      • Разработка бизнес-плана проекта.
      • Поиск источников финансирования.
      • Создание искусственного муравейника.
      • Экспериментальное исследование влияния электромагнитных полей (разной частоты и/или интенсивности) на жизнедеятельность муравьев.
      • Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
      • Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?
      • Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

      Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

      • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
      • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
      • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
      • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
      • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
      • Краткая общая оценка тенденции изменения климата на планете.
      • Возможные причины наблюдаемого глобального потепления (парниковый эффект, активность солнца и др.).
      • Парниковые газы и парниковый эффект.
      • Великие оледенения в истории нашей планеты и их причины.
      • Климатологические прогнозы на будущее и их последствия для разных регионов планеты.
      1. Изготовление двух искусственных муравейников.
      2. Заселение искусственных муравейников.
      3. Установка на одном из искусственных муравейников источников электромагнитного излучения.
      4. Сравнительное наблюдение за жизнедеятельностью муравьев в муравейнике с электромагнитным полями в контрольном муравейнике.

      Следует детально обсудить процедуры отбора и заселения муравьев в искусственные муравейники, а также обеспечение их всем необходимым для нормальной жизнедеятельности; составить детальную схему-эскиз муравейника; обосновать частоты и интенсивности электромагнитных полей; определить длительность периода наблюдения за муравьями.

      5. Работа над проектом.
      На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лихабеда -начало", -гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Несмотря на то, что ваш воспитанник подчас выше вас ростом и выглядит почти как студент, он всего лишь школьник, который привык к опеке учителей, их конечной ответственности за все, что происходит в школе. Этого, к сожалению, порой никак не могут понять некоторые научные руководители наших лицеистов из числа преподавателей вузов, тщетно ожидая чрезмерного рвения со стороны своих воспитанников на начальной стадии работы над проектом и напрасно теряя драгоценное время. На долю научного руководителя при организации курсового проектирования в школе выпадает не только роль человека, способного грамотно сформулировать задачу, определить функции каждого, но еще и выступить в роли идейного вдохновителя и организатора будущих побед учащегося. Дело научного руководителя -помочь ученику приступить к практической реализации проекта. Зачастую для этого необходимо не только тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить учащихся дополнительной литературой и всем необходимым, но и договориться о консультации с другими преподавателями -научными консультантами проекта. Зато, как только вы выдали своим подопечным первую порцию отобранного материала и убедились, что она пошла в дело, можно считать, что началась практическая работа над проектом. Далее вам остается корректировать, критиковать или поощрять действия исполнителей проекта, обсуждать промежуточные результаты, помогать в затруднительных ситуациях.

      6. Подведение итогов, оформление результатов.

      На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация. Главная задача научного руководителя на этом этапе - организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

      Например, если проект заключается в разработке программного продукта, то производится его отладка и поиски так называемых "глюков" с последующим превращением их участниками проекта в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого необходимо самому протестировать созданный программный продукт вдоль и поперек, после чего отдать его для ознакомления своим коллегам, друзьям и знакомым, желательно (в целях чистоты эксперимента) не настолько увлеченных программированием, чтобы иметь на своих ПК инсталляцию и библиотеки тех программных продуктов, которые использовались при создании проекта. Оптимальный вариант -выбрать для инсталляции и запуска созданной программы компьютер, на котором имеется только стандартный вариант установки операционной системы. Если в Вашем проекте содержится контролирующая программа с ведением статистики, то необходимо обратить особое внимание на процесс сохранения и обновления учетных записей. Обучающемуся потребуется ваша помощь при написании пояснительной записки, при оформлении технической документации к проекту. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с предъявляемыми требованиями к данным видам работ, оценить содержание и внешний вид представляемого описания.

      7. Презентация проекта.
      Презентация проекта – это публичная защита проекта, которая может происходить в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании. Преподаватель должен заранее выяснить регламент выступления по проекту и доступные технические средства сопровождения выступления. В соответствии с этим презентация готовится или в электронном виде, или в виде обычного доклада с плакатами и фотографиями.
      По возможности желательно продемонстрировать апробацию результатов работы. Если в результате выполнения проекта изготовлено какое-либо устройство, то необходим показ этого устройства в действии или съемки устройства в действии.
      В презентации проекта необходимо в той или иной форме задействовать всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в дискуссии по проекту.
      В качестве конкретного примера приведем опыт организации метода проектов учителей начальных классов МОУ СОШ № 5 г. Мурманска.

      Цель: формирование ключевых компетенций учащихся

      Задачи:

      • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
      • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
      • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
      • Изучить теоретические основы новой технологии;
      • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
      • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
      • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
      • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

      Задачи проектной работы – этапы, которые нужно выполнить для достижения цели, поставленной при работе над проектной работой, включая как теоретическую, так и практическую часть.

      Задачи во введении проектной работы, что это такое

      Задачи во введении проектной работы

      Задачи в проектной работе должны вытекать из поставленной цели и дополнять её так как они отражают выбранные пути для решения поставленной цели.

      Особенности подготовки задач проектной (исследовательской) работы

      Рассмотрим особенности подготовки задач в проектной работе:

      После чего перечисляются задачи, каждая с новой строки.

      Особенности подготовки задач проектной работы во введении

      Особенности подготовки задач в проектной работе

      Примеры возможных глаголов, которыми можно начать характеристику задачи представлены ниже:

      • Выяснить
      • Доказать
      • Измерить
      • Изучить
      • Исследовать
      • Найти
      • Обобщить
      • Ознакомиться c
      • Описать
      • Определить
      • Познакомиться c
      • Показать
      • Получить
      • Предложить
      • Проанализировать
      • Провести анализ
      • Провести
      • Проработать
      • Проследить
      • Разработать
      • Рассчитать
      • Реализовать
      • Сделать
      • Собрать
      • Согласовать
      • Составить
      • Сопоставить
      • Сравнить
      • Узнать
      • Установить

      Характеристика задач в проекте

      Характеристика задач во введении проектной работы

      Также для подготовки задач можно использовать такие конструкции:

      1. Изучить литературу по теме .
      2. Выяснить значение терминов …
      3. Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
      4. Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
      5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
      6. Сделать выводы о …
      7. Познакомиться, понаблюдать…

      Как сформулировать задачи в проектной (исследовательской) работе

      Для того чтобы правильно сформулировать задачи проектной работы необходимо:

      1. Определится с тем, как можно достичь поставленной цели т.е. какие необходимо рассмотреть материалы в теоретической части и на какие пункты можно их разделить (желательно 2-4 параграфа), например:
        • изучить историю развития храмов Древнего Рима;
        • рассмотреть основные храмы Древнего Рима;
        • выявить особенности конструкции храмов Древнего Рима.

      Далее определиться с практической частью и также решить, из каких этапов она будет состоять, например:

      • подготовка и проведение анкетирования одноклассников;
      • анализ полученных результатов;
      • разработка рекомендаций (если предполагает тема).
      • подготовительную (подготовка анкетных листов, материалов для проведения опытов, сбор информации, поиск информации или материалов и т.д.)
      • сам процесс реализации (анкетирование, опыты, расчёт каких-либо данных, анализ статистических данных, изготовление модели, макета, прибора и т.д.).

      В части проектов по таким предметам, как литература, история практическая часть как отдельный раздел могут отсутствовать. Также в некоторых проектах по результатам проведённого исследования необходимо дать рекомендации.

      Так как в задачах указываются все этапы работы над проектом, пропустив какой-либо этап и забыв его указать, а соответственно и рассмотреть этот аспект в работе есть вероятность не достигнуть поставленной цели, что может повлечь переделку всей проектной работы.

      Ошибки при подготовке задач проектной (исследовательской) работы

      Решая какие задачи необходимо решить в ходе выполнения проектной работы для достижения поставленной цели можно допустить ряд ошибок:

      1. Задач в проектной работе не может быть меньше 2-х так как проектная работа не может состоять из 1 главы или параграфа.
      2. Количество задач не соответствует количеству этапов, которые были реализованы в ходе выполнения проектной работы (обычно количество задач соответствует количеству параграфов, в некоторых случаях может быть незначительно больше или меньше).
      3. Указаны лишние задачи:
        • написание проекта;
        • подготовка каких-либо конкретных разделов проекта (Введения, Заключения, Списка использованных источников);
        • оформление проектной работы;
        • подготовка продукта проектной деятельности;
        • подготовка презентации и речи на защиту;
        • защита проектной работы.
      4. Большое количество задачи, не следует делать их больше 10 (для начальной школы не более 6).
      5. Лишний текст – в задачах не описываются конкретные пункты, не используется текст по теме работы, не ставятся сноски.
      6. Копирование чужих задач – каждая работа индивидуальна, используя чужие материалы хорошего результата добиться не получится, кроме того, это плагиат.
      7. Неправильное расположение задач во введении – они должны находиться сразу после цели.

      Таким образом, от правильно поставленных задач зависит насколько полно будет выполнена проектная работа, будет ли достигнута цель, которая была поставлен, а также количество этапов, которые необходимо будет реализовать в проекте и сложность его выполнения.

      Читайте также: