К какой отрасли законодательства относятся нормы банкротного права в германии

Обновлено: 02.07.2024

Эффективное правовое регулирование банкротства (несостоятельности) имеет непосредственное влияние на экономическое развитие, поскольку, в частности, связано с расширением доступа компаний к кредитам на более выгодных условиях. Кредиторы более охотно предоставляют займы, имея защиту со стороны закона, которая повышает их шансы на своевременное и полное погашение обязательств. Кроме того, страны, реформирующие свое законодательство о несостоятельности в целях формирования механизмов спасения компаний-должников, могут снизить количество банкротств и тем самым поддерживать более высокий общий уровень предпринимательства в экономике и обеспечить сохранение рабочих мест. Вместе с этим, облегчая эффективный выход из бизнеса и ликвидацию нежизнеспособных компаний, система правового регулирования несостоятельности поддерживает эффективное перераспределение ресурсов в экономике.

Анализ мировой практики правового регулирования сферы несостоятельности позволяет судить о наличии двух основных путей развития законодательства о банкротстве. Первый путь был сконцентрирован на интересах кредиторов и предполагал ликвидацию должника (британская модель). Противоположное направление основано на сохранении и защите должника для восстановления его платежеспособности (американская модель). Однако в современном мире в национальном законодательстве многих стран наблюдается тенденция сохранения баланса интересов и сочетания указанных моделей.

В Европейском Союзе (ЕС) банкротстве, если использовать известную терминологию, самостоятельной отраслью права не признается. Нормативные акты, связанные с банкротством, отдельно не выделены. Вместе с тем нормы, направленные на регулирование отношений несостоятельности субъектов права, можно найти в некоторых определенных сферах правовой системы ЕС.

Банкротство в европейских странах считается важной частью корпоративного права. В случае прекращения деятельности несостоятельного юридического лица применяются специальные правила для равного распределения выручки от реализованного имущества такого лица.

Понятно, что компания может прекратить свою деятельность в случае невозможности вести бизнес на основе самоокупаемости. В случае недостаточности имущества для выполнения своих имущественных обязательств компании кредиторы или должник могут инициировать процедуру банкротства, которая направлена на восстановление прибыльности или на удовлетворение имущественных требований кредиторов путем ликвидации имущества по правилам, установленным в специальном законодательстве.

Прекращение деятельности несостоятельной предпринимательской организации по правилам законодательства о банкротстве имеет целью обеспечить надлежащую защиту имущественных интересов кредиторов, имеющих имущественные требования к должнику.

Необходимо также отметить, что обеспечение прав кредиторов по делам о трансграничных банкротства, когда кредиторы несостоятельной компании находятся на территории нескольких стран, является достаточно сложной процедурой.

Банкротство в праве ЕС связано также с законодательством о конкуренции и относится к сфере управления экономикой. Известно, что в этом межгосударственном образовании особое внимание уделяется юридическим средствам поддержки справедливой конкуренции. Указанное выше имеет прямую связь с правом банкротства, поскольку процедуры банкротства являются теми рыночными механизмами, которые стоят на страже честной конкуренции, помогают регулированию имущественных отношений между участниками экономических отношений без прямого вмешательства государства.

Сегодня в ЕС действует специальный нормативный акт, направленный на регулирование несостоятельности в трансграничном пространстве делах – Council Regulation (EC) No 1346/2000 / EC of 29 May 2000 on insolvency proceedings . Основной задачей разработчиков Регламента стало внедрение системы мер по решения проблем в трансграничных банкротствах путем обеспечения координации судебных производств в множественных судебных делах о банкротстве. При этом национальное законодательство стран ЕС существенно различается.

Французское законодательство, вроде законодательства других европейских стран, предусматривает меры по предупреждению открытия конкурсного производства, к тому же, больше всего из современных моделей законодательства о неплатежеспособности уделяет внимания именно средствам сохранения лица должника. С этой целью установлены: институт поверенного (с функциями медиатора), механизмы предупреждения неплатежеспособности и примирительные процедуры, реабилитационные процедуры для сохранения предприятия и судебного восстановления с целью продолжения его деятельности, сохранения рабочих мест и реструктуризации обязательств, в соответствии со ст. L620-1 и L631-1 Коммерческого кодекса Французской Республики No2000 – 912 от 18 сентября 2000.

Характеризуя в общем виде направленность французского законодательства о несостоятельности, следует отметить, что его основными целями являются: во-первых, сохранение действующих предприятий как бизнеса; во-вторых, сохранение рабочих мест; в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.

В случае неплатежеспособности к французским компаниям могут быть применены следующие меры:

2) восстановление платежеспособности должника в соответствии с четкого плана, в котором могут быть предусмотрены как продолжение хозяйственной деятельности лица должника, так и передача в аренду всего предприятия как единого имущественного комплекса или его части;

3) конкурсное производство.

По законодательству Французской Республики, применяются две процессуальных модели конкурсного производства в случае несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. Какая именно модель должна применяться в конкретном случае, зависит от размера предприятия, которое подлежит банкротству. В частности, упрощенная модель предусмотрена для предприятий с ежегодным оборотом средств в 20 млн. франков и штатом работников до 50 человек, а общая процедура – для всех компаний. Иными словами, в этом аспекте для малого бизнеса облегчаются правила процедуры несостоятельности.

Право обращаться в суд с ходатайством об открытии конкурсного производства во Франции имеют как должник, так и кредиторы. Открыв конкурсное производство, суд вправе провести одну из следующих процедур:

1) судебное урегулирование долгов, которое представляет собой примерочную процедуру для заключения мирового соглашения, направленного на предупреждение ликвидации имущества должника;

2) процедуру сохранения предприятия;

3) процедуру судебного восстановления предприятия;

4) ликвидации имущества путем проведения конкурсной реализации.

И все же предполагается, что ликвидация направлена по возможности на передачу третьему лицу всего предприятия, то есть законодатель готов любой ценой сохранить юридическое лицо должника.

В Бельгии отношения, связанные с неплатежеспособностью, регулируются двумя специальными законами, а именно: Законом о судебном конкордате от 17 июля 1997 года и Законом о банкротстве от 8 августа 1997 года. Указанные законы упорядочивают две основных процедуры, связанные с неплатежеспособностью: конкордат как особый вид санации и непосредственно банкротство. На практике можно ограничиться первой процедурой в случае удачного восстановления платежеспособности должника. В бельгийской правовой концепции конкордат – это судебное компромиссное соглашение о временном приостановлении исполнительного производства.

Вводится конкордат как юридическая процедура руководством предприятия-должника с подготовкой плана санации, который должен быть направлен на выведение такого предприятия из затруднительного финансового положения. План может предусматривать полный или частичный отказ кредиторов от своих требований. Для помощи должнику, в первую очередь, при разработке плана санации назначаются один или несколько администраторов, которые контролируют руководство компании при разработке такого плана реабилитации и отчитываются перед судом.

Законодательно закреплены также требования к администратору – быть независимым и беспристрастным, иметь квалификацию в вопросах бухгалтерского учета и корпоративного управления, а также соблюдать этический кодекс. Администратор не имеет особой лицензии, а назначается судом из числа бухгалтеров, аудиторов или юристов, которые обязаны соблюдать требования соответствующего кодекса профессиональной этики.

Затем происходит голосование кредиторов по поводу оценки плана санации. Суд может принять такой план только тогда, когда он будет утвержден большинством кредиторов, заявивших свои требования к должнику, принявших участие в голосовании и обладающих большинством стоимости требований.

После утверждения плана санации должник получает постоянное приостановление исполнительного производства на два года с возможностью продлить этот срок еще на год. Администратор следит за выполнением плана санации и периодически отчитывается об его исполнении.

Функциональная разница между администратором в конкордате и управляющим в банкротстве заключается в том, что за администратором закреплены контрольные функции за руководством компании при составлении плана реструктуризации, а сам администратор должником не руководит. Управляющий, наоборот, должен выполнять обязанности по реализации активов должника и управлять его имуществом во время процедуры банкротства.

Как особый правовой инструмент законодательство Нидерландов предусматривает мораторий – отсрочку выплаты долгов. Подать заявление на введение моратория вправе должник, имеющий временные финансовые трудности. Собрание кредиторов вправе голосовать по этому вопросу, но результаты такого голосования будут обязательными для суда, в случае если на собрании присутствовали кредиторы, которые представляют четверть объема необеспеченных требований, или если одна треть присутствующих на собрании кредиторов проголосовала против моратория. При этом кредиторы, которые имеют преимущества (обеспеченные кредиторы), в голосовании не участвуют.

Недостатком правовой системы Нидерландов, регулирующей конкурсный процесс, можно назвать отсутствие специальных правовых норм и досудебных мероприятий, ориентированных именно на предотвращение банкротства. Эта существенная характеристика приближает данную систему правового регулирования к немецкому законодательству о банкротстве, которое считают прокредиторским – предоставляющим приоритет интересам кредиторов.

Немецкое законодательство о несостоятельности стоит на защите прав кредиторов и не предусматривает особых правовых процедур банкротства по одному критерию. Текущими правовыми источниками законодательства о несостоятельности в Германии являются Кодекс несостоятельности и Вводный закон к нему ( EGInsO ).

Производство по делу о несостоятельности в отношении активов должника начинается только по заявлению. Законодательством закреплен срок в 21 день, в течение которого должник восстановить свою платежеспособность. Если предприятию не удалось улучшить свое финансовое и имущественное состояние в указанный срок, его уполномоченные лица обязаны подать заявление о банкротстве в суд, иначе по ним будет возбуждено уголовное производство. Правда, даже немецкое законодательство позволяет заключить мировое соглашение по договоренности с собранием кредиторов.

Таким образом, правовое регулирование банкротства (несостоятельности) в странах ЕС имеет свои национальные особенности, которые тяготеют либо к защите частных интересов субъектов хозяйствования, или к сохранению хозяйственного порядка благодаря обеспечению со стороны государства исполнения должниками их обязательств перед кредиторами даже в случае финансовых потерь.

Помимо отнесения законодательства европейских государств к продебиторской или прокредиторской группе, следует различать его по такому важному критерию, как установление особых механизмов в процедуре банкротства в зависимости от значения предприятия-должника для экономики государства. На основании данного критерия можно выделить государства, законодательство которых не устанавливает особых процедур восстановления платежеспособности и ликвидации предприятий различных сфер экономики и форм собственности, полностью соблюдая равные условия в регулировании неплатежеспособности (Великобритания, Германия и др.). Ко второй группе следует относить законодательство тех государств, которые предусматривают особые правовые инструменты и механизмы для обеспечения контроля и максимальной возможности сохранения деятельности компаний, играющих важную роль в развитии национальной экономики (Франция, Бельгия, Нидерланды и др.).

В нашей следующей статье Вы можете ознакомиться с ИСТОРИЕЙ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА .

Несостоятельность (банкротство) — это неспособность должника исполнять свои денежные и/или имущественные обязательства. Это факт может официально подтверждаться арбитражным судом, а для должников-граждан еще и МФЦ. Итогом процедуры может быть освобождение от долгов, введение реструктуризации задолженности, заключение мирового соглашения между кредиторами и должником.

В некоторых случаях банкроту могут полностью или частично отказать в списании долгов. Читайте подробнее введение в несостоятельность (банкротство), узнайте о нормативно-правовом регулировании этой процедуры.

Что такое несостоятельность (банкротство) простыми словами

Банкротство — это не списание долгов, а комплекс процедур, проводимых в отношении должника, его доходов и имущества, в также его обязательств. Освобождение от задолженности является только одним из возможных вариантов завершения банкротного дела.

Кроме списания долгов, дело может завершиться:

    от обязательств;
  • привлечением должника к ответственности; задолженностей;
  • утверждением мирового соглашения.

Целью банкротства является подтверждение несостоятельности должника. Этот термин означает неспособность платить по обязательствам. Несостоятельность подтверждается путем анализа имущественного и финансового положения банкрота, состава и размера его задолженностей.

Чтобы подать на банкротство, гражданин должен соответствовать ряду обязательных условий. Для обращения в арбитраж на судебное банкротство обязательным условием может быть сумма долгов от 500 000 рублей, либо один или несколько признаков неплатежеспособности при меньшей сумме долга.

В Многофункциональный центр можно подать заявление при сумме задолженностей строго от 50 000 до 500 000 рублей. Но при этом нужно подтвердить, что ФССП окончила производство по причине отсутствия имущества.

Нужна помощь для подачи документов
на банкротство в суд или в МФЦ? Закажите
звонок юриста

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Правовое обеспечение процедур банкротства заключается в принятии нормативных актов со стороны государства. Также отдельные моменты несостоятельности разъяснены судебной практикой. Применять и соблюдать нормативные акты и судебную практику обязаны все участники дела:

  • должник;
  • кредиторы с реестровыми требованиями или текущими обязательствами;
  • управляющий;
  • организаторы и участники торгов при реализации;
  • арбитражный суд;
  • должностные лица Многофункциональных центров.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) осуществляется по федеральному закону № 127-ФЗ

Также отдельные вопросы банкротства регулируются нормами АПК РФ, ГПК РФ, закона № 229-ФЗ, судебной практики. Государство регулирует процедуру банкротства путем принятия нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений. Также от имени государства принимают решения арбитражные суды и МФЦ.

Вести дела в банкротном деле можно лично или через представителя. Для подтверждения его полномочий оформляется нотариальная доверенность. При этом в АПК РФ, по которому ведется судебное дело о несостоятельности, указан перечень полномочий для представителей. Следовательно, на представителя тоже будут распространяться нормативные акты о регулировании банкротства.

Нормативное регулирование банкротства

Прежде всего, система регулирования несостоятельности включает нормативные акты федерального уровня. В них содержатся основы процедуры банкротства, термины и определения, правила отдельных этапов дела, порядок принятия решений. Региональные и муниципальные власти не могут принимать нормативные акты в сфере несостоятельности (банкротства).

Федеральный закон № 127-ФЗ

Основным источником права в сфере банкротства является федеральный закон № 127-ФЗ. Изначально в нем содержались только нормы о несостоятельности юридических лиц. Но с 2015 года процедура стала доступна и для физических лиц, в связи с чем в закон был внесен специальный раздел. В 2020 году закон был дополнен еще несколькими статьями, по которым идет регулирование внесудебного банкротства.

Со стороны должника-гражданина, в законе № 127-ФЗ содержатся следующие важные нормы:

  • условия и основания для обращения с заявлением в арбитраж, Многофункциональный центр;
  • требование к перечню и содержанию документов для суда или МФЦ;
  • описание всех этапов процедуры банкротства, от рассмотрения заявления и возбуждения дела до реализации активов и списания долгов;
  • перечень прав и обязанностей должника, которые возникают на период ведения дела;
  • перечень последствий в отношении должника, его доходов и имущества, которые наступают после возбуждения банкротства;
  • основания принятия решений об освобождении обязательств или об отказе в этом;
  • список последствий, которые наступают по итогам завершения дела.

Официальное решение о несостоятельности должника принимает арбитражный суд или МФЦ. Но до вынесения судебного решения все основные действия и мероприятий проводит управляющий. В частности, он оформляет и подает отчет по итогам всех этапов дела, расчета с кредиторами.

Практически каждый год в федеральный закон № 127-ФЗ вносят изменения и дополнения. Большинство из них только уточняют действующие нормы и правила, но не меняют основы процедуры. Последний блок поправок, существенно изменивший порядок прохождения банкротства, был принят в 2020 году. По этим поправкам идет регулирование внесудебного банкротства через МФЦ.

Правда, в мае 2021 года в Госдуму внесен блок поправок, которые способны существенно реформировать закон. Но пока они не приняты, хотя мы подробно разобрали их в этой заметке.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ)

Для ведения судебных дел применяется специальная нормативно-правовая база. Так как судебное банкротство идет через арбитраж, будет применяться АПК РФ (Арбитражный процессуальный кодекс РФ). В нем есть следующие положения и нормы:

  • правила подачи документов в суд (например, это важно для выбора судебного органа, для направления копии заявления кредиторам и т.д.);
  • права и обязанности всех участников процесса (например, это актуально для первого судебного заседания, где будет проверяться обоснованность заявления);
  • правила подачи и рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб (например, если должнику придется обжаловать незаконные действия управляющего);
  • правила вступления в силу судебных актов (например, от этого зависит переход к разным стадиям банкротства).

Правовое регулирование АПК РФ не распространяется на внесудебное банкротство. При прохождении процедуры через Многофункциональный центр будут применяться нормы закона № 127-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ)

По нормам ГПК РФ осуществляется регулирование гражданских дел в мировых и районных судах. Хотя эти судебные органы не принимают участие в банкротных делах, в ГПК РФ тоже есть несколько важных норм. Прежде всего, это статья 446 кодекса. В ней указан перечень имущества, которое нельзя реализовать в рамках исполнительного производства и банкротства.

Несостоятельность по ГПК РФ не подтверждается. Но статью 446 обязательно учитывают управляющие, ведущие судебное дело. Кредиторы могут проверять основания для освобождения имущества из-под реализации. Если управляющий необоснованно исключил какие-либо вещи, предметы и объекты из-под реализации, то кредиторы могут подать жалобу.

Также в ГПК РФ описан порядок вступления в силу судебных актов, правила выдачи исполнительных документов. Это будет важно для подготовки документов на банкротство со стороны должника и кредиторов. Например, некоторые требования можно заявить в реестр только при наличии судебного решения о взыскании.

Списывают ли при банкротстве задолженность
по алиментам? Спросите юриста

Закон № 229-ФЗ

Федеральный закон № 229-ФЗ — это основной нормативный акт для регулирования исполнительного производства. Некоторые нормы закона связаны и с банкротством. Для должника будут важны следующие положения 229-ФЗ:

  • правила окончания производство ввиду отсутствия имущества, так как это дает право обратиться на внесудебное банкротство в МФЦ;
  • мораторий на взыскание по исполнительному производству после возбуждения банкротного дела (мораторий не распространяется на некоторые виды долгов);
  • порядок окончания производств после списания долгов через банкротство.

Также в законе предусмотрена обязанность пристава передать материалы исполнительных производств управляющему, когда суд откроет банкротство. При этом сами приставы не будут участвовать в банкротном деле.

Судебная практика

Пленум Верховного суда РФ периодически принимает постановления и обзоры судебной практики. Этими актами разъясняются нормы законодательства, формируется единая практика рассмотрения дел для всех судов. В сфере несостоятельности граждан применяется Постановление Пленума ВС РФ № 45. Оно было принято сразу после появления в законе № 127-ФЗ норм о банкротстве физических лиц.

Будет важна и судебная практика по конкретным делам. Например, в 2021 году появились судебные акты, подтверждающие законность реализации единственного жилья должника в банкротстве. Хотя для этого нужно соблюсти достаточно много условий, у кредиторов появилась дополнительная мера защиты своих интересов.

Как государство регулирует процедуру банкротства

Государство напрямую участвует в регулировании процедуры банкротства. Ключевые решения от имени государства принимают арбитражные суды и МФЦ. Также федеральным законодательством определен статус управляющего, который будет вести дело. В нормативных актах федерального уровня прописан статус управляющих, их права и обязанности, порядок вступления в СРО.

Государственное регулирование отношений несостоятельности банкротства связано и с привлечением должника к административной или уголовной ответственности. Например, это допускается при преднамеренности банкротства, при неправомерных действиях с имуществом, при других нарушениях закона.

От имени государства уголовные и административные дела ведут правоохранительные органы, ФССП, другие ведомства и должностные лица. На основании решений этих органов и лиц арбитраж может отказать в списании долгов.

Новый закон о банкротстве

В ближайшее время нормативно-правовое регулирование банкротства может существенно измениться. С 2020 года рассматривается новый законопроект о несостоятельности. Большинство нововведений коснутся банкротства юридических лиц. Но и в отношении должников-граждан появятся новые нормы. Например, увеличится размер вознаграждения управляющему, порядок его выбора из состава СРО.

Также рассматриваются поправки в действующий закон. Они предусматривают увеличение максимального лимита долгов для обращения на банкротство в МФЦ. Сейчас максимальная сумма задолженностей не может превышать 500 000 рублей, а в случае принятия поправок составит до 1 млн. рублей. Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Наши юристы проконсультируют по любым вопросам, связанным с банкротством, разъяснят положения нормативных актов и судебной практики. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!


Исследование правовой природы института несостоятельности (банкротства) позволяет сделать вывод о том, что отношения в сфере несостоятельности (банкротства) являются следствием разбалансированности экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а весь современный институт банкротства представляет собой особый комплексный экономико-правовой институт, имеющий как частноправовые, так и публично-правовые аспекты

Детальный анализ природы и характера отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе финансовой несостоятельности, позволяет сделать вывод, что вся сфера несостоятельности (банкротства) представляет собой сложный экономико-правовой механизм по внешнему регулированию и управлению финансово-экономическими конфликтами между должниками и их денежными кредиторами, который находит свое отражение в комплексном правовом институте несостоятельности (банкротства), имеющем межотраслевой характер и специфическую правовую и экономическую природу. При этом следует учитывать, что обеспечение баланса интересов в рамках отношений несостоятельности осуществляется законодателем с помощью различных средств, в том числе путем публично-правового воздействия на процесс реализации прав и законных интересов участников, что предопределяет комплексный характер института несостоятельности (банкротства) и находит свое отражение в материалах судебной практики

Однако потребность в стабилизации национального рынка и современных финансово-экономических отношений ставит вопрос об уровне и критериях допустимости государственного вмешательства и объема регулирования сферой несостоятельности (банкротства).

Законодатель закрепляет особый механизм государственного регулирования отношений банкротства, который представляет собой систему юридических средств и методов воздействия права на соответствующие отношения. Действие указанного механизма реализуется посредством установления специального правового режима, вводимого уполномоченными государством органами для должника и кредиторов в связи с возникновением между ними денежных обязательств при условии, что они (должник и кредитор) самостоятельно не в состоянии позитивно урегулировать данные правоотношения.

Именно поэтому режим государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) следует рассматривать как укрупненный блок общего арсенала правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс публично-правовых средств, конечной целью которых должно являться восстановление платежеспособности должника и (или) пропорциональное удовлетворение требований его денежных кредиторов.

Правовой режим отношений, возникающих в процессе реализации механизма государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), представляет собой режим, образующий комбинацию разрешительного и общедозволительного порядка внешнего воздействия на должника и его кредиторов с доминированием метода субординации, при котором внешнее регулирование осуществляется на властно-управленческих началах, но допускаются отдельные элементы метода координации. Указанный тип правового режима формирует потребность в высоком уровне нормативности и вместе с тем допускает возможность учета вариативности юридических альтернатив .

При этом следует учитывать, что механизм государственного регулирования сферой несостоятельности (банкротства) является составной частью общего механизма правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) и представляет собой систему средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляются эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей. Механизм правового регулирования является сложной системой, состоящей из нескольких подсистем предупредительного, восстановительного и ликвидационного воздействия. Существенной особенностью элементов данного механизма является то, что наряду с собственно правовыми средствами его элементами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т.п.), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму.

Система государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) представляет собой процесс публично-правового воздействия на участников правоотношений, являющийся следствием финансовой несостоятельности должника. Базовым элементом указанной системы государственного регулирования являются субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства). Следует обратить внимание, что для целей исследования механизмов функционирования и правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) необходимо дать анализ внешним формам данного регулирования. Формой внешней реализации данных механизмов в исследуемой нами сфере является управление в широком смысле и публично-правовое управление — в узком. В широком смысле под управлением следует понимать систему действий, направленных на достижение цели. В соответствии с классическим определением управление — это способ обеспечения функционирования всей системы. К целям регулирующего воздействия субъекта управления на объект управления, кроме обеспечения функционирования системы, относят также упорядочение и сохранение структуры системы. В свою очередь, любые виды внешнего управления, как правило, имеют системную структуру и внешне реализуются через различные правовые формы.

Субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) состоят из лиц, наделенных полномочиями по внешнему государственному публично-правовому воздействию на участников отношений в сфере несостоятельности (банкротства). По объему и характеру указанных полномочий данные субъекты можно подразделить на следующие уровни.

Первый уровень — субъекты судебного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К данному уровню относятся арбитражные суды Российской Федерации как органы непосредственно публичного управления процедурами банкротства.

Арбитражные суды Российской Федерации в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) имеют приоритетные властно-публичные полномочия, позволяющие воздействовать на систему субординационных и координационных прав и обязанностей всех участников в сфере несостоятельности (банкротства). За арбитражными судами закреплены полномочия по наделению всех участников дела (процесса) по банкротству определенным объемом компетенции.

Второй уровень — субъекты публичного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К ним относятся: а) Правительство Российской Федерации как орган, определяющий государственную политику в сфере финансовой несостоятельности; б) Министерство экономического развития Российской Федерации как регулирующий орган по нормативной регламентации правового статуса и деятельности лиц, участвующих в делах о банкротстве; в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии как орган по контролю (надзору) установленного порядка проведения процедур банкротства и контрольно-надзорного органа за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; г) Федеральная налоговая служба Российской Федерации как орган, уполномоченный представлять в процедурах банкротства публичные интересы; д) Центральный банк (Банк России) Российской Федерации как контрольный орган в отношениях банкротства финансовых организаций.

Практически для всех субъектов, наделенных государственно-правовыми функциями по публичному регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства), характерно наличие особого публично-правового статуса. Основная часть субъектов данного уровня является органами исполнительной власти, возглавляющими определенные сферы государственного управления. Должностные лица данных органов обладают статусом государственных служащих, служащих органов власти и (или) специальным статусом особых субъектов государственного регулирования. Деятельность субъектов данного уровня регламентируется целой системой императивных указаний, закрепленных в нормативных актах публично-правового характера. Регулятивные функции данных субъектов носят активный публично-правовой характер и призваны реализовывать государственную политику в сфере несостоятельности (банкротства). Правовая природа функций и полномочий указанных субъектов имеет ярко выраженный государственно-властный характер и выражается в реальном государственном воздействии на сферу несостоятельности (банкротства).

Третий уровень — субъекты делегированного государственно-правового регулирования.

Практически для всех субъектов данного уровня характерна определенная комбинация и сочетание частноправового статуса и элементов публично-правового статуса ее участников. Несмотря на то что все субъекты данного уровня обладают обширной гражданской правосубъектностью и активно участвуют в хозяйственной деятельности, им передана часть публичных функций в сфере государственного регулирования процессами несостоятельности (банкротства). Делегирование указанным субъектам государством части публичных функций осуществляется в рамках механизма делегированного управления, определяемого ст. ст. 78, 132 Конституции Российской Федерации и допускаемого Конституционным Судом РФ. При этом делегированные публично-правовые функции охватывают не отдельные участки или этапы процесса несостоятельности (банкротства), а правовой алгоритм всех процедур банкротства в российском законодательстве. Именно вследствие указанной формы децентрализации государственно-правовое регулирование от имени указанных органов носит общий и системный характер. На примере функций данных органов проявляется комплексный характер публично-правового регулирования государством всех процессов в сфере несостоятельности (банкротства).

В своей совокупности все три вышеназванных уровня субъектов государственного регулирования отношений сферы несостоятельности (банкротства) образуют систему субъектов государственного регулирования в сфере банкротства, так как они осуществляют функции субъектов публично-правового воздействия и нормативно наделены государством властными компетенциями в сфере несостоятельности (банкротства).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: