Как поставить штамп о прописке в паспорте в 14 лет через госуслуги

Обновлено: 16.05.2024

Получить паспорт в 14 лет должен каждый гражданин России. При достижении этого возраста, человек должен обратиться в соответствующую инстанцию, чтобы начать процесс оформления.

Что такое паспорт Российской Федерации

В удостоверение личности вносят такую информацию, как:

  • Фамилия Имя Отчество человека,
  • Дату и место рождения,
  • Адрес регистрации,
  • Отношение к воинской обязанности,
  • О регистрации и расторжении брака,
  • О детях, не достигших возраста 14 лет,
  • Ранее выданных паспортах.
  • Дополнительно можно внести информацию об ИНН, группе крови и резус-факторе.

Паспорт изготавливается на основе заранее утвержденного бланка, имеет четырехзначную серию и шестизначный номер документа. Все реквизиты указываются на русском языке.

Человек должен бережно хранить и обращаться с документом. За исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством РФ, паспорт запрещается изымать. В случае потери документа, необходимо сразу заявить об этом в соответствующий территориальный орган МВД. До того момента, как будет изготовлен новый паспорт, вы будете пользоваться временным удостоверением личности установленного образца.

Лица, которые вышли из гражданства Российской Федерации, сдают свой документ в органы внутренних дел по месту регистрации, либо же по месту жительства. У лиц, взятых под стражу паспорт временно изымается. В случае смерти человека, удостоверение личности сдаётся в органы ЗАГС по месту регистрации смерти.

Найденный документ рекомендуется передать в органы МВД.

получение паспорта в 14 лет через МФЦ

Какие права получает подросток в 14 лет

Человек в возрасте 14 лет является несовершеннолетним, а значит имеет ограниченное количество прав и обязанностей, по сравнению со взрослыми людьми. Наличие на руках удостоверения личности позволяет подростку:

  • Работать неполный рабочий день,
  • Можно оформить прописку и поселиться отдельно от родителей,
  • Заключать сделки от своего лица с согласия родителей,
  • Открыть счёт в банке,
  • Передвигаться по территории России на междугородних автобусах, поездах и самолетах без сопровождения взрослых.

Полностью снимать деньги со своих депозитных счетов в банке подросток сможет только с 18 лет. До этого момента, для совершения этой операции, ему будет требоваться согласие родителей.

Как оформить свой первый паспорт

Первое, что проверяют при оформлении первого паспорта, это гражданство. Поэтому при обращении за получением удостоверения личности, требуется предоставить свидетельство о рождении, в котором указано гражданство, либо вкладыш свидетельства о рождении с информацией о наличии гражданства. Кроме этого могут понадобиться паспорта родителей, либо же законных опекунов.

Если по каким-то причинам подростком не было получено гражданство, следует обратиться в ГУВМ МВД России по месту жительства с заявлением. И только после оформления гражданства, подавать документы на получение паспорта.

Свидетельство о рождении действует в качестве документа, удостоверяющего личность лишь первые 30 дней с момента наступления возраста 14 лет. Далее таким документом может быть только паспорт. Отказ от его оформления может принести множество неприятностей и неудобных моментов в жизни.

Если вы не получали паспорт по достижению 14 лет, а просрочили этот момент на месяцы и годы, то процедура оформления удостоверения личности будет отличаться лишь одной графой в заявлении на получение. В бланке заявления необходимо будет указать, что паспорт получается впервые, а не по достижении 14-летнего возраста. Все остальные процедуры будут полностью совпадать.

Основаниями для замены паспорта в любом возрасте могут быть:

  • Повреждение документа,
  • Кража или утеря,
  • Изменение личных данных (например, смена фамилии),
  • Обнаруженные ошибки или неточности.

Что такое электронный паспорт

Электронный паспорт – новое удостоверение личности, которое объединяет внутри себя сразу несколько документов:

  • Классический паспорт,
  • УЭК (универсальную электронную карту),
  • СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета),
  • ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика).

Когда-то первые электронные паспорта планировалось запустить в 2015 году, в реальности же полноценное внедрение планируется в 2025 году и предполагается, что бумажные удостоверения личности утратят свою силу в 2030 году.

В реальности, же новые пластиковые карты будут похожи на банковские, где часть информации будет нанесено на саму карту, а оставшаяся часть будет храниться в электронном чипе. Фотография владельца будет наноситься по специальной технологии, полностью исключая возможные подделки документов.

Данное новшество призвано снизить количество мошенничеств с паспортами, а также способствовать уменьшению количества документов, которые периодически приходят в негодность, либо теряются. Будет требоваться специальное считывающее устройство, с помощью которого можно будет получить доступ к личным данным электронной карты. Кроме того, упроститься получение государственных услуг и проведение платежей в пользу государства, либо же наоборот от государства к человеку.

Процедура получения электронного паспорта будет совпадать с процедурой получения бумажного документа.

Куда обращаться для оформления

Непосредственно оформлением паспортов занимаются территориальные подразделения ГУВМ МВД России. Но, чтобы подать заявление на выдачу паспорта не обязательно обращаться к ним напрямую. Сегодня это можно сделать онлайн или через многофункциональные центры.

Если вы хотите подать заявление напрямую в ГУВМ МВД, обратитесь в любое подразделение, где у вас есть:

  • Постоянная прописка,
  • Временная регистрация,
  • Место пребывания.

Кроме того, если человек не может лично сходить в службу по делам миграции, то ее представителя можно вызвать на дом. Для этого необходимо подать соответствующую заявку. Рассмотрим подробнее все варианты, куда можно обратиться за получением документа.

Отделение МВД

Главное от чего зависит, куда можно подать свое заявление на получение паспорта, это место регистрации (прописка). Если есть постоянная прописка, то заявление подают по месту жительства. Если прописки нет или она временная, то лучше обратиться по месту проживания.

Если у подростка имеется прописка в другом районе, ему не вправе отказать.

Графики приема граждан в ГУВМ МВД, как правило, одинаковые по всей стране. В любом случае, их можно уточнить, зайдя на официальный сайт соответствующего подразделения, либо позвонить к ним напрямую.

День недели Часы работы
Понедельник 9:00–15:00 (или выходной, если суббота была рабочей)
Вторник 15:00–20:00
Среда 9:00–13:00
Четверг 15:00–20:00
Пятница 9:00–15:00
Суббота 8:00–13:00 (первая и третья суббота месяца, кроме праздников)
Воскресенье Выходной

График построен таким образом, чтобы человек смог посетить отделение в любое удобное для него время, утром или вечером, а также в выходные дни. Внутри, вам придется отстоять очередь и заполнить заявление. При себе необходимо иметь квитанцию об оплате госпошлины и все требуемые процедурой документы. К слову, это самый быстрый способ оформления паспорта. Остальные способы более удобны, но займут чуть больше времени.

МФЦ (Многофункциональный центр)

Обращение в МФЦ более удобно, чем обращаться в отделы ГУВМ МВД. Во-первых, МФЦ имеют более удобный график работы, там отсутствуют длинные очереди, а также дружелюбные сотрудники всегда готовы помочь и проконсультировать, как лучше заполнить документы и подать их.

Вам предстоит сделать три простых шага:

  1. Собрать и подготовить необходимые документы.
  2. Прийти в МФЦ, получить талончик, и сдать документы.
  3. Подождать требуемый срок и прийти за готовым удостоверением личности.

Процедура получения паспорта в МФЦ займет на 6 рабочих дней больше, чем при обращении напрямую в ГУВМ МВД.

Оформление через ГосУслуги

Гражданин может подать заявление на получение паспорта через портал ГосУслуг. Эта возможность доступна не во всех регионах страны. Этот момент стоит проверить и уточнить заранее.

Необходимо зарегистрироваться на интернет-портале ГосУслуги, и далее начать процедуру по шагам по следующей инструкции:

После этого вы получите на электронную почту приглашение явиться в отдел ГУВМ МВД. Вы должны будете представить оригиналы документов, так как полное оформление паспорта через интернет законами не предусмотрено.

При отсутствии у вас спешки, мы рекомендуем вам воспользоваться услугами МФЦ.

Пакет документов

Для оформления паспорта РФ вам понадобятся следующие документы:

  1. Свидетельство о рождении,
  2. Подтверждение российского гражданства (указано в самом свидетельстве о рождении, либо во вкладыше к нему),
  3. Анкета-заявление,
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины,
  5. Фотографии 3,5 х 4,5 сантиметра,
  6. Информация о прописке.

Заполнять анкету необходимо печатными заглавными буквами. Исправления и пропуски строк недопустимы. Подпись должна быть поставлено лично подростком.

Главная причина по которой могут отказать в оформлении паспорта – это ошибки в заполнении анкеты, либо предоставление неполного набора документов. В случае отказа, придется начать процедуру получения удостоверения личности заново.

Сроки процедуры и стоимость

На получение паспорта отводится 30 дней, со дня достижения подростком возраста 14 лет. Но если вы не уложитесь в эти сроки, ничего страшного с вами не произойдет. Просто стоит помнить, что свидетельство о рождении перестанет быть удостоверением личности, и вы не сможете без паспорта обратиться за получением тех или услуг от государства, либо частных компаний.

На сроки получения паспорта влияет то, куда вы сдали пакет документов. В случае, прямого обращения в ГУВМ МВД, это займет 10 дней. При обращении через МФЦ, срок увеличиться до 15-20 дней. Если вы прописаны в другом городе, а обращаетесь за документом по месту временного проживания, срок получения паспорта составит около 2 месяцев.

Государственная пошлина составляет 300 рублей.

Срок действия паспорта

Паспорт, выдаваемый в 14 лет, не бессрочный. Срок его действия составляет 6 лет, до достижения вами возраста 20 лет. Затем его придется снова поменять в 45 лет.

Если вы потеряли или испортили документ, либо у вас произошли какие-либо изменения в паспортных данных, например, смена фамилии, вам нужно подать заявление о выдаче паспорта, не дожидаясь его плановой замены по достижению соответствующего возраста.

Что делать при обнаружении ошибки в паспорте

Получая паспорт в миграционной службе или МФЦ вы должны проверить на месте корректность всех данных в документе. Если вы найдете ошибки или неточности, документ придется заменить.

Порядок замены зависит от того, какого плана оказались допущены ошибки. К примеру, если речь идет о техническом браке, то процедура замены паспорта будет проще. Все неточности и ошибки указываются в новом заявлении. Заявление нужно подать в 30-дневный срок с момента получения документа. Вам не нужно будет оплачивать пошлину повторно, но придется предоставить новые фотографии.

Как получить документ не по прописке

Иногда при подаче документов не по месту регистрации отказывают. Помните, что такие действия противоречат законодательству Российской Федерации. Кроме того, следует помнить, что в этом случае паспорт будет изготавливаться в срок до 2 месяцев.

Есть и другие особенности:

  1. Если человек прописан по одному адресу, а документы сданы не по месту прописки, то получать готовое удостоверение личности, предположительно, придется в ГУВМ МВД по месту прописки.
  2. При наличии временной прописки в любом другом регионе проблем обычно не возникает. Заявление на выпуск документа подается по месту временного нахождения.
  3. При отсутствии постоянного места регистрации (прописки) заявление можно подать в любое отделение ГУВМ МВД.

Штрафы

Через месяц после наступления 14 лет, свидетельство о регистрации перестает быть документом, удостоверяющим личность. Начиная с этого момента, на родителей подростка может быть наложен штраф размером от 2000 до 5000 рублей. По закону, подростки, не достигшие возраста 16 лет, к административному наказанию не привлекаются.

Причины для отказа

Есть ряд причин, по которым могут отказать в выдаче паспорта. К ним относятся:

  • Заявитель не достиг возраста 14 лет,
  • Приложенные фотографии не соответствуют требованиям,
  • У подростка отсутствует гражданство РФ,
  • Личность заявителя не была установлена,
  • У подростка уже есть паспорт, который был выдан раньше,
  • Неуплата госпошлины, либо отсутствие сведений о ее оплате в информационной системе ГИС ГМП,
  • В заявлении не полностью указаны требуемые сведения,
  • В заявлении обнаружены недостоверные сведения.

В случае отказа вы получите соответствующее уведомление, которое можно обжаловать.

Каждый человек, имеющий гражданство РФ, должен меть паспорт. Это основной документ, подтверждающий личность. В СССР его получали в 16 лет, в России предусмотрено получение паспорта в 14 лет. Куда нужно обращаться, и какие документы нужно подготовить?

Обязательно ли получать паспорт в 14 лет?

Российское законодательство обязывает подростков обращаться за оформлением основного документа в 14 лет. Сделать это можно на следующий день после дня рождения. Срок обращения – 30 дней с момента достижения 14-летнего возраста.

В СССР родителей подростка, который пропустил срок обращения за паспортом, наказывали деньгами. Российское законодательство не предусматривает штрафных санкций.

Обратите внимание! После достижения 14-летнего возраста, свидетельство о рождении теряет свою актуальность в качестве документа, подтверждающего личность. Теперь документом является только паспорт, поэтому нужно обязательно получить паспорт в 14 лет.

Обязательно ли получать паспорт в 14 лет

Куда обращаться для оформления паспорта?

Ответственным органом за выдачу основного документа гражданина РФ является ОВМ МВД РФ по месту прописки подростка. Но этот государственный орган уже несколько лет не работает с гражданами напрямую. Поэтому обращаться нужно:

  • в ближайший многофункциональный центр;
  • через портал Госуслуг. Для этого нужно иметь подтверждённую учётную запись.

Получение паспорта в 14 лет через МФЦ происходит при личном посещении подростка с родителями. Получение паспорта в 14 лет через Госуслуги происходит в электронном виде. Для этого нужно получить подтверждённую учёную запись. Происходит это так:

  • нужно перейти на официальный портал;
  • пройти процедуру регистрации, заполнив форму, введя свои данные. Проверка сведений происходит в течение нескольких часов;
  • получить на электронную почту подтверждающее письмо;
  • прийти в ближайший МФЦ, сообщить работнику свой логин и пароль. Он подтвердить учётку. Теперь заявителю доступны все электронные услуги.

Обратите внимание! Заявление подаёт сам подросток, но его родитель или иной законный представитель подписывает документы, разрешая обрабатывать личные данные своего ребёнка.

Пошаговая инструкция получения паспорта в 14 лет

Что нужно, чтобы получить паспорт в 14 лет? Процедура регламентирована. Делается это так:

  • собирается комплект нужных документов;
  • обращение в уполномоченный орган любым доступным законным способом;
  • оплата пошлины за паспорт в 14 лет;
  • обработка информации ОВМ МВД РФ;
  • получение паспорта.

Документ будет готов в течение 10 дней после регистрации, при условии, что предоставлен полный комплект документов, и в заявлении указаны верные данные.

инструкция получения паспорта в 14 лет

Через Госуслуги

Обращение для получения основного документа гражданина РФ через портал Госуслуги происходит так:

  • авторизация на портале через ЕСИА с помощью логина и пароля;
  • выбор электронной услуги;
  • подготовка документов в электронном формате PDF;
  • заполнение заявление в электронном виде;
  • прикрепление нужно документации;
  • отправление пачки документов в ведомство.

После того как ведомство примет документы к рассмотрению, на электронную почту придёт письмо – подтверждение. Теперь нужно подойти в ближайший многофункциональный центр с оригиналами. Работник ФЦ проведёт сверку.

Получение паспорта в 14 лет через госуслуги

Через МФЦ

Подача документов через МФЦ осуществляется подростком в присутствии родителя или иного законного представителя. Прийти в многофункциональный центр можно в любое время или по предварительной записи. Осуществить её можно по телефону или через портал Госуслуги, официальный сайт МФЦ.

Подача документов происходит так:

Обратите внимание! Ребёнок самостоятельно подписывает заявление на выдачу паспорта. Но родитель или иной законный представитель также должен поставить свою личную подпись.

Пакет документов для оформления паспорта

Пакет документов для оформления паспорта в 14 лет

Пакет документов для оформления паспорта в 14 лет

Чтобы получить паспорт, подросток вместе с родителем должен подготовить комплект документов, сдать его на обработку. Перечень установлен на законодательном уровне. Список:

  • заявление по установленной форме. Его можно заполнить при личном посещении в МФЦ или скачать на официальном сайте ОВМ МВД РФ;
  • свидетельство о рождении заявителя;
  • выписка из домовой книги о месте постоянной прописки;
  • две фотографии размером 35*45. Можно принести цветные или черно-белые, не играет роли. Но существует множество прочих требований, которые необходимо соблюсти. Поэтому рекомендуется обратиться в профессиональное ателье;
  • документ об оплате государственной пошлины.

Документ об оплате пошлины не является обязательным, но предъявить его нужно. Оплату можно произвести через терминал в МФЦ, через отделение любого банка (рекомендуется через Сбербанк), в режиме онлайн при подаче документов через портал Госуслуги. Чек нужно сохранить.

Дело в том, что документы начнут обрабатываться только после подтверждения оплаты. В компьютере ОВМ МВД РФ она может быть видна только через несколько дней, и может затеряться. Поэтому оформление может затянуться с нарушением сроков. Реквизиты для оплаты выдаст работник МФЦ.

Размер пошлины к оплате составляет 300 рублей. При оплате через портал Госуслуги действует скидка в рамках 30% от установленной законом суммы.

Сроки оформления документа

Законодательно установлены сроки изготовления основного документа гражданина РФ – 10 дней с момента подачи комплекта документов. При увеличении сроков по вине уполномоченного органа, ответственных лиц можно привлечь к ответственности.

При обращении через портал Госуслуги в электронном виде, обработка информации происходит несколько быстрее. Поэтому сроки могут сократиться до 7 дней. Отслеживать статус можно в личном кабинете заявителя.

Обратите внимание! Подросток должен обратиться за оформлением паспорта в течение календарного месяца со дня исполнения ему 14 лет.

получение паспорта в 14 лет

Ответственность за несвоевременное оформление паспорта

Законодательно прописан срок для получения паспорта – 30 дней после достижения ребёнком 14-летнего возраста. Но никакой ответственности за нарушение сроков в этом возрасте не предусмотрено.

Согласно КоАП РФ привлечь к ответственности за несвоевременное получение основного документа гражданина РФ можно только с 16 лет. Поэтому ребёнок может 2 года ходить без паспорта, и никто его не заставит его получить.

Если он обратиться за получением документа в 16 лет, ему сразу же выпишут квитанцию на оплату штрафа. Пока он не будет погашен, паспорт не получить. Сумма довольно внушительная – от 2 до 3 тысяч рублей, а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя ещё выше – от 3 до 5 тысяч рублей.

В советское время к ответственности привлекали родителей, штраф за своего ребёнка платили они. В России родителей можно привлечь по ст. 5.35 КоАП РФ, доказав, что неполучение паспорта ребёнком является результатом халатного отношения со стороны взрослых. То есть, родители не исполняют свои обязанности по отношению к несовершеннолетним, не следят за ним, поэтому он просрочил момент для подачи документов.

Но привлечь к ответственности по этой статье можно только при наличии совокупности факторов. Если семьёй заинтересовались органы опеки и попечительства, ПДН и прочие структуры, то родителей могут лишить прав по отношению к их детям. За упущение сроков для получения паспорта такие случаи довольно редки.

Причины отказа в приеме документов и выдаче паспорта

У уполномоченного органа есть законные причины для отказа в выдаче паспорта несовершеннолетнего. Это:

  • в заявлении были представлены заведомо ложные сведения;
  • в заявлении представлена не вся необходимая информация;
  • подросток не принёс в МФЦ неполный комплект документов;
  • не оплачена государственная пошлина или отсутствуют подтверждённые сведения о её оплате;
  • заявитель принёс фотографии, но не соответствующие установленным требованиям;
  • некоторые бумаги или весь комплект представлены на языке, отличном от русского без должного нотариально заверенного перевода.

Но существуют такие причины, при наличии которых основной документ гражданина РФ не будет выдан. Это:

  • заявитель не является гражданином РФ или был лишён гражданства нашей страны;
  • заявитель специально указал ложные сведения, не обратил на это внимания работников МФЦ, и подлог был выявлен уже после обработки информации;
  • заявитель предоставляет квитанцию об оплате пошлины, но в системе нет таких данных. Подростка или его родителей могут обвинить в подлоге информации.

Письменный отказ можно получить через МФЦ. Он должен быть оформлен в письменном виде, содержать в себе ссылки на действующее законодательство и причины его выдачи. Если заявитель считает, что паспорт ему не выдали незаконно, он может оспорить отказ.

Для этого нужно написать жалобу на имя руководителя ОВМ МВД РФ, который выдал отказ. В жалобе нужно указать причину отказа, указанную в письменном отрицательном документе, и приложить сам отказ. Если и руководитель отдела не удовлетворит просьбу заявителя, можно жаловаться руководителю по региону.

Рекомендуется также обратиться в суд по месту жительства. Для этого нужно составить исковое заявление. Рекомендуется обратиться к юристу за помощью. Правильно составленный иск – половина успеха дела!

Если суд удовлетворит требование, подросток вместе с родителями должен снова посетить МФЦ и принести решение суда. На его основании будет выдан паспорт.

Заключение

Паспорт – основной документ, который подтверждает личность российского гражданина. Его могут проверить представители правоохранительных органов. Если у человека нет паспорта, его могут задержать до выяснения личности на определённое время.

Для законного проживания гражданина по определенному адресу нужны, например, такие основания:

  • жилье находится в собственности его и членов его семьи;
  • квартира или дом арендуется;
  • социальный наем и другие предусмотренные законом основания.

Обязательно ли регистрировать ребенка по месту жительства

Как зарегистрировать ребенка по месту жительства

Для несовершеннолетних граждан государства прописка также является обязательной.

Это требование отражено в следующих нормативных актах:

Эти документы регулируют все вопросы, связанные с пропиской (как постоянной, так и временной), в частности, предусмотрена регистрация детей по месту жительства одного из родителей. Местом проживания ребенка, согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ, считается место жительства родителей (или одного из них, если члены семьи прописаны в разных местах).

Некоторые родители задумываются над вопросом, а нужно ли вообще регистрировать ребенка, ведь дополнительный прописанный человек влияет на расчет норм по потреблению коммунальных услуг и прочие показатели? Законодательный ответ: да, нужно. Во-первых, за отсутствие прописки у ребенка предусмотрены штрафные санкции, во-вторых, без оформленной регистрации невозможно стать на учет в поликлинике, записаться в детский сад или школу, оформить пособия и положенные материальные выплаты и проч.

Так что, чем раньше родители озаботятся данным вопросом, тем меньше проблем, включая бюрократическую волокиту, у них возникнет.

Сроки для оформления регистрации ребенка

Взрослые граждане знают, что оформить постоянную прописку при переезде нужно в течение 7 дней. Для детей этот срок также актуален, но в случае временной регистрации ребенка его родителям отводится 3 месяца на решение проблемы.

Важно: отсчитывается недельный срок не с рождения, а со дня вселения на данную жилплощадь или получения свидетельства о рождении (для новорожденных). Ведь малыш с матерью некоторое время могут провести в родильном доме. На данный период именно это учреждение является для них местом фактического пребывания.

Прописка детей: варианты и жизненные ситуации

Правила, по которым выполняется регистрация новорожденного по месту жительства в 2022 году, предусматривают различные жизненные обстоятельства.

Мы рассмотрим основные ситуации, по которым законодательно утвержден порядок действий.

Ребенок в таком случае регистрируется вместе с ними (или одним из родителей, если прописан только один). Отцу или матери нужно обратиться в местный паспортный стол с соответствующим заявлением. Собственник ставит при этом свою подпись в бумагах. Однако это, скорее, оповещение, нежели разрешение: запретить прописку несовершеннолетнего арендодатель не имеет права.

Некоторые собственники жилья не хотят прописывать семью с ребенком в свою квартиру, опасаясь претензий на жилплощадь и прочих неприятностей. Особо опасливым любой юрист скажет, что по временному договору аренды никто отобрать его имущество не сможет, а вот штраф за проживание граждан без регистрации на своей площади ему за это грозит.

Кроме того, упорство собственника в этом вопросе делает проблематичной жизнь семьи с ребенком. Ведь ни в поликлинику обратиться, ни выплаты оформить они не смогут. Так что и здесь нужно взывать и к человечности.

Оба родителя прописаны постоянно по одному адресу

Как и в случае с временной регистрацией, от владельца квартиры не понадобится согласие на оформление маленького гражданина на его жилплощади. Об аргументах и порядке действий в случае отказа собственника ставить свою подпись на сопроводительных документах мы писали в предыдущем пункте.

Помимо личного присутствия и собственноручной подписи владелец квартиры может также заверить у нотариуса согласие на регистрацию. Документ имеет юридическую силу, и в паспортный стол собственнику лично можно не приходить.

Наибольшее количество спорных моментов возникает, если родители имеют прописку в разных местах. В таком случае вопрос регистрации маленького гражданина решается по взаимным договоренностям или в судебном порядке. Государственные органы принимают решение, исходя из интересов ребенка.

Постановка на регистрационный учет по месту прописки матери

Вероятно, не все знают, как прописать новорожденного по месту жительства, матери, например, необходимо заполнить заявление с просьбой зарегистрировать ребенка по своему адресу. Помимо этого, отцу нужно приложить свое письменное согласие и документы, которые доказывают, что малыш не прописан с ним. Это может быть выписка из домовой книги или справка с места жительства.

Постановка на регистрационный учет по месту прописки отца

Аналогичным образом по обоюдному согласию оформляется прописка ребенка по месту жительства отца, который пишет заявление с просьбой о прописке, а с матери берется справка, что ребенок не прописан по ее адресу. В данном случае матери также необходимо написать заявление-согласие на регистрацию малыша на жилплощади отца.

Однако ситуации бывают разные. Поскольку суды и общественность чаще всего становятся на сторону матери, а она не хочет подписывать согласие, то в случае спорных вопросов отцу потребуется доказать, что целесообразней прописывать ребенка с ним.

Если нет согласия отца, как зарегистрировать ребенка с мамой

Однако на самом деле уполномоченные органы отказывают в регистрации ребенка по месту жительства матери, если отец прописан отдельно и не дал письменного разрешения. Как быть в таком случае? По закону, данная ситуация не правомерна, поэтому отказ паспортного стола в постановке на учет можно обжаловать в суде, предоставив веские доказательства несправедливых действий бывшего супруга.

Также маме нужно знать, что не требуется дополнительного согласия от папы, если он:

  • лишен родительских прав;
  • умер;
  • признан пропавшим без вести или недееспособным.

Если родители в разводе, а у матери нет постоянной прописки (или она временная), логично было бы прописать ребенка у отца. Родственники, с которыми он (отец) проживает, могут быть против, так как, по их мнению, в такой ситуации возможна регистрация матери по месту жительства ребенка.

Справедливости ради следует отметить, что претендовать на их жилплощадь мать ребенка не может, ведь беспрепятственно происходит прописка малыша с родителем, но не наоборот. Так что опасения родственников необоснованны: мать малыша может вселиться на их жилплощадь только с их (собственников) согласия.

Кроме того, у матери нет законных оснований требовать прописать малыша по месту жительства отца. В нормативных актах нет таких положений, согласно которым можно обязать отца зарегистрировать ребенка по месту жительства родителей. Сделать это можно только по его личному заявлению.

Если ребенка хотят прописать у себя родственники

Если ребенка хотят прописать у себя родственники

Еще одна распространенная ситуация: молодая семья живет с родителями. В таком случае ребенок оформляется по этому месту жительства лишь при наличии регистрации у матери или отца.

Иногда благие цели родственников относительно прописки маленького члена семьи могут сочетаться с практическими намерениями:

В любом случае, родители при оформлении у таких родственников должны учитывать, прежде всего, интересы ребенка и потребности.

Если ребенок родился за границей

Отдельный случай, если у родителей-россиян ребенок рождается за пределами государства. При возвращении домой для оформления прописки по адресу отца или матери могут возникнуть проблемы. Связано это с тем, что при пересечении границы человек (даже родившийся несколько дней назад) обязан быть гражданином какой-либо страны. Как быть в таком случае?

Все просто: родителям необходимо взять в родильном доме справку со всей информацией о малыше и обратиться в российское консульство. Гражданство ребенку в таком случае будет предоставлено по праву рождения, так как родители – граждане РФ.

После приезда домой следует посетить отделение ГУВМ для оформления прописки.

Пока ребенок малолетний (по российским законам он считается таким до 14 лет), регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей происходит по волеизъявлению и решению отца или матери, которые заполняют за ребенка заявление. Основным документом – основанием для прописки является свидетельство о рождении малыша.

Если родителям не удается договориться относительно места прописки ребенка, решение принимает суд. Интересы малолетнего учитываются по объективным причинам, самого ребенка в данной ситуации не спрашивают.

В случае с частично дееспособными (дети с 14 до 18 лет) правила регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства подразумевают учет их мнения при решении спорных вопросов. Это значит, что при разводе родителей ребенок может сам выбрать, с кем остаться жить и где прописаться. Заявление заполняется собственноручно, а документом, подтверждающим личность, выступает уже не свидетельство о рождении, а паспорт.

С этого возраста он также может зарегистрироваться у других родственников, например, у бабушки или дедушки, хотя и отдельно от родителей, но и с их письменного согласия.

Пакет документов для постановки ребенка на регистрационный учет

Пакет документов

В обязательный перечень документов для регистрации новорожденного по месту жительства входят:

  • заявление;
  • удостоверения личности законных представителей малыша (оригиналы и ксерокопии), чаще всего – это паспорта родителей. Если ребенок воспитывается неродными отцом и матерью, прилагают паспорта усыновителей или опекунов;
  • свидетельство о рождении (с 14 летнего возраста – паспорт) ребенка.

Помимо этого, в зависимости от ситуации могут дополнительно потребоваться:

Чаще всего прописка оформляется с матерью, в противном случае предоставляется заявление отца с просьбой о регистрации ребенка по его месту жительства.

Куда подавать документы

Родители (усыновители, опекуны), выбирая, где зарегистрировать ребенка по месту жительства, могут воспользоваться одним из нескольких вариантов:

  • обратиться в паспортный стол (соответствующее отделение ГУВМ МВД РФ);
  • подать бумаги через многофункциональный центр;
  • оформить заявление на портале Госуслуги.

Если выбор пал на паспортный стол, необходимо направляться в тот, что расположен ближе к месту регистрации, именно в его ведении находится адрес прописки. Заявление (оно пишется на месте) и подготовленный пакет документов передается ведущему прием сотруднику.

Многофункциональный центр

Портал государственных услуг

Портал государственных услуг

Те, кто не хочет тратить время на походы в отделение ГУВМ или МФЦ, могут воспользоваться порталом Госуслуг, к этому современному и удобному способу онлайн-оформления в том числе и постоянной прописки, прибегает все большая часть населения.

  • регистрация на ресурсе;
  • заполнение заявления с указанием данных о себе и о ребенке, а также документа, на основании которого производится регистрация;
  • ожидание результатов проверки;
  • посещение ГУВМ с оригиналами документов в назначенные сроки. Сотрудник сверяет данные удостоверений и других бумаг и выдает свидетельство о регистрации.

Оформление прописки: цена и сроки

Законодательством не предусмотрено никаких государственных сборов за постановку на регистрационный учет взрослых или детей, вся процедура осуществляется абсолютно бесплатно.

Согласно Административному регламенту МВД, сроки регистрации новорожденного по месту жительства составляют 3 дня. Именно столько времени проходит между подачей документов и выдачей готового свидетельства.

Возможные проблемы при постановке на учет

Описанный на бумаге алгоритм оформления регистрации ребенка по месту жительства простой и быстрый, однако в зависимости от ситуации, могут возникать определенные трудности.

Так, одним из препятствий может быть отказ собственника помещения явиться в госорганы и засвидетельствовать факт регистрации. Хотя официально разрешения владельца для прописки ребенка не требуется, но на самом деле без его подписи свидетельство не выдадут. Что делать в таком случае, мы описывали ранее.

Временная регистрация ребенка

Временную прописку нужно также оформлять, если гражданин (как совершеннолетний, так и несовершеннолетний) проживает вне места постоянной регистрации больше 90 дней. В этом случае вопросом занимаются сами родители.

Свидетельство о регистрации как подтверждение прописки

Итогом оформленной постоянной прописки является:

  • свидетельство о регистрации по месту жительства формы № 8 – для детей до 14 лет;
  • штамп во внутреннем паспорте – для детей 14-18 лет.

Выше мы писали о том, где получить свидетельство о регистрации по месту жительства.

Бланк формы № 8 является своеобразным приложением к свидетельству о рождении и содержит такие сведения:

Для подтверждения временной регистрации выдается свидетельство по форме № 3. Чтобы засвидетельствовать факт прописки детей по определенному адресу, может также использоваться справка о регистрации по месту жительства ребенка по форме № 9. В нее внесены данные не только о малыше, но и обо всех жильцах, прописанных на определенный момент в помещении.

Санкции за отсутствие прописки у ребенка

Необходимость оформления постоянной регистрации ребенку определена законодательно. За ее отсутствие родители могут быть привлечены к административной ответственности (согласно ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ). Размер штрафа за подобное нарушение колеблется в пределах 2000-2500 рублей.

Напомним, если прописка не оформлена в недельный срок со дня вселения ребенка (или получения свидетельства для новорожденных), это считается правонарушением.

Итоги


В начале 1990-х годов в России была отменено наследие советского прошлого — прописка в паспорте, которая существовала в стране более 70 лет. Это было воспринято россиянами с энтузиазмом, как отказ от посягательства на свободу передвижения. Но практика показала, что общество пока не готово к такому радикальному обновлению, особенно в условиях привязки к прописке социальных выплат, медпомощи и других благ. На смену прописке пришла регистрация (хотя в народе ее продолжают упорно называть пропиской) с постепенным преобразованием ее разрешительного характера на уведомительный.

Получение прописки в паспорте РФ

Самый главный документ гражданина России – паспорт РФ

Российский паспорт – главный удостоверяющий личность документ в РФ. Правительство РФ своим постановлением от 08.07.1997 № 828 обязывает всех российских граждан в возрасте от 14 лет и более, которые проживают в стране, иметь паспорт РФ.

Документ представляет из себя небольшую книжечку из 20 страниц. На темно-красной обложке вытиснен герб РФ и надписи:

Документ содержит, помимо номера, серии, даты выдачи и названия органа, который его выдал, личные данные владельца: ФИО, пол, сведения о рождении и другие данные, в том числе о месте проживания, о воинском учете и др.

Для всех субъектов Федерации принят единый образец документа; республики правомочны дополнить его вкладышем, который согласован с МВД и Геральдическим Советом РФ и дублирует паспортные данные на национальном языке. Выдача документа происходит при достижении гражданами 14 лет , а его замена предусмотрена в 20 и 45 лет .

Рекомендуем более подробно узнать о порядке его получения и замены паспорта РФ .

Отсутствует прописка в паспорте: что говорит закон

Многие граждане, в том числе иностранцы, которые желают по какой-либо причине проживать в России, задаются вопросом, обязательна ли прописка в паспорте и если да, то как долго можно законно проживать без нее.

Прежде всего следует определить, что по этому поводу говорит российское законодательство. Главные нормативные акты, на которые нужно опираться или ориентироваться гражданам или лицам без гражданства в вопросах, связанных с пропиской и паспортным режимом, это:

  • указ Президента РФ № 232 от 13.03.1997;
  • постановление Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 (“Положение о паспорте РФ”);
  • Админрегламент по выдаче и замене паспортов (приложение к приказу ФМС РФ № 391 от 30.11.2012);
  • Админрегламент по регистрационному учету российских граждан (приложение к приказу ФМС № 288 от 11.09.2012);
  • закон РФ № 5242-I от 25.06.1993 о свободе передвижения, выборе места жительства в РФ;
  • Правила регистрации граждан РФ по месту жительства и пребывания (постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.1995);
  • КоАП РФ (ст. 19.15.1).

Очевидно, что граждане РФ в обязательном порядке должны становиться на регистрационный учет по месту жительства или пребывания , а пребывание физических лиц без регистрации карается админштрафом от 2 до 3 тысяч руб. (в Москве и Санкт-Петербурге — от 3 до 5 тысяч руб.).

Налицо некоторая двойственность: граждане обязаны иметь регистрацию, но с другой стороны ее может и не быть. Вопрос о том, действителен ли паспорт без прописки, волнует многих.

Жизненные реалии полны разнообразных коллизий, в которых следует хорошо ориентироваться: для регистрации разных категорий российских граждан отведены различные сроки, не говоря уже о лицах без гражданства или иностранцах, которые проживают в РФ. В каких же случаях прописка может отсутствовать?

Сколько времени можно жить без прописки по новому месту жительства

Продажа квартиры или собственного дома означает прекращение прав на пользование ими прежнего собственника и его семьи (ст. 292 ГК РФ). Это предполагает снятие их с регистрации . В какие сроки это должно происходить, законодательство не устанавливает, следовательно, процедура может растянуться надолго.

Поэтому сложилась практика, когда в договор о купле-продаже вносится пункт (с подписями обеих сторон) о сроках выписки из квартиры прежнего хозяина и членов его семьи. Если в семье есть несовершеннолетние дети, то с их выпиской ситуация иная: разрешение от органов опеки и попечения на продажу квартиры при наличии прописанных в ней детей без предоставления им нового места жительства с соблюдением всех норм (санитарных и других) — не получить. Поэтому вопрос с новой регистрацией детей решать нужно еще до продажи жилья.

На рассмотрение заявления о снятии с регистрации бывшего владельца квартиры установлен срок в три дня. После выписки необходимо прописаться на новом месте жительства в течение недели. До истечения 7-дневного срока никакие штрафные санкции наложены быть не могут.

В какие сроки после выписки нужно встать на учет на новом месте жительства.

Законодательство четко устанавливает сроки, в течение которых необходимо зарегистрироваться, — не более семи дней с момента прибытия на новое место жительства. Регистрационные органы должны рассмотреть поданные документы и поставить заявителя на учет в трехдневный срок.

В случае, когда населенный пункт не меняется, отсчет времени начинается с момента снятия с регистрационного учета. В иных случаях, чтобы доказать работникам миграционных органов, что отведенные сроки на регистрацию не превышены, нужно иметь при себе проездные документы, а также подтверждение прав на проживание (о праве собственности или аренды).

Переезд на новое место жительства в другой город

При смене места жительства и при переезде в другой город на постоянное проживание алгоритм действий аналогичен: регистрация на новом месте должна произойти в те же сроки, заявитель должен предоставить в регистрирующий орган те же документы (включая и билеты на проезд при необходимости подтвердить дату приезда).

Оптимальным решением для прописки в другом городе будет автоматическая выписка при регистрации на новом месте жительства.

Для этого требуется иметь договоренность с новым хозяином бывшей квартиры. Находясь в другом городе, следует:

  • явиться в территориальный орган регистрационного учета с паспортом и выпиской из ЕГРПН на право владения квартирой, договором купли-продажи или об аренде (найме). В последнем случае необходимо присутствие всех взрослых участников сделки;
  • подать заполненное заявление с просьбой прописать по указанному адресу, документы на недвижимость и отрывной талон о выписке с прежнего места жительства, согласие Департамента управления имуществом (при прописке в муниципальном жилье не у близких родственников);

После того как будет направлен запрос о выписке, пройдут процедуры его рассмотрения и вынесения решения, заявителю будет направлено письменное извещение о готовности выписки и прописки. После этого нужно пойти и обменять временное удостоверение на паспорт с пропиской.

Сроки прописки по месту пребывания

Российские граждане, которые проживают вне места своей постоянной прописки более 90 дней, должны встать на регистрационный учет по месту пребывания (не снимаясь с постоянного).

Иностранцам, которые по тем или иным причинам приезжают в РФ, также необходимо регистрироваться по адресу своего пребывания. В соответствии с законом РФ № 109-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 иностранцы, которые получили вид на жительство или открыли визу, должны в семидневный срок зарегистрировать свое проживание.

Гражданам СНГ (например, из Украины), которые имеют право на безвизовый въезд в Россию и получили на въезде миграционную карту, также желательно зарегистрироваться в течение 7 дней (хотя они могут находиться в РФ без регистрации 90 суток), подать заявление на получение РВП и после этого зарегистрироваться по месту проживания.

Ряд категорий — пропавшие без вести, умершие граждане, а также те, кто проходит срочную службу в Вооруженных силах, отбывает срок наказания или утратил право на проживание по данному адресу, также попадают в эту категорию.

Как долго можно жить без прописки в паспорте, не нарушая закон

Проживание без штампа о постоянной прописке в паспорте будет считаться законным, если не будет превышен семидневный срок для подачи заявления о регистрации и документов. После подачи заявления оно может находиться на рассмотрении от трех до восьми дней (без учета выходных и праздничных).

В случае же переезда в другой город этот срок может быть увеличен:

  • на время переезда из места прежнего жительства;
  • на время ожидания ответа на запрос регистрирующего органа с места прежнего проживания. Ожидание может длиться от нескольких дней до месяца, а заявитель будет пользоваться временным удостоверением.

Таким образом, заявитель может прожить без прописки по месту жительства, не нарушая при этом закон, от 8 до 30 дней и более, в зависимости от обстоятельств.

При наличии подтвержденной уважительной причины (приобретение жилья — договор купли-продажи, командировка — командировочное удостоверение, лечение в стационаре – справка) данный срок может быть продлен.

Что касается сроков регистрации по месту пребывания, то он составляет 90 дней. Возможна ситуация, когда гражданин может переехать на 89-й день в другое место и жить там еще 89 дней без регистрации и так далее.

Прописаться некуда: насколько возможна в этом случае полноценная жизнь

Чтобы понять, для чего нужна прописка в паспорте, достаточно будет лишь назвать несколько причин, по которым жизнь человека без регистрации может превратиться в сплошной ад, а решение простых повседневных задач — в злободневные и трудноразрешимые проблемы.

Ограничения в получении кредитов и займов

Для того чтобы иметь возможность получить заем или кредит в банке, наличие постоянной прописки обязательно. Многие банки могут дополнительно выдвигать требования к заемщикам иметь постоянную прописку в том регионе, где находится сам банк.

Прописка по месту пребывания (временная) позволит брать кредит при условии, что в паспорте имеется штамп о постоянной регистрации в другом регионе. Если такового не будет, то в лучшем случае кредит будет оформлен на срок, который не будет превышать продолжительность временной прописки.

В таком случае есть выход для клиентов Сбербанка-участников зарплатных проектов и пенсионеров, которые получают выплаты на карточки. Такие категории могут получить потребительский заем без ограничения по срокам.

Следует отметить, что ограничения в кредитах — это не самое страшное, чем грозит отсутствие даты регистрации в паспорте.

Отсутствие доступа к социальным программам, услугам и оформлению документов

Особо серьезные последствия при отсутствии прописки в паспорте будут ощущаться при необходимости оформить социальные выплаты или получить необходимый документ. Практика показывает, что без регистрации в паспорте будет невозможно:

  • обратиться за медуслугами (речь не идет о неотложной медпомощи), встать на медучет в местной поликлинике, получить полис медстраховки;
  • оформить СНИЛС ;
  • встать на учет в налоговой инспекции;
  • устроиться на высокооплачиваемую работу;
  • получить водительские права;
  • поставить на учет автомобиль;
  • оформить пенсию;
  • получить социальные выплаты;
  • оформить ребенка в детский сад или школу.

Условия получения прописки в РФ

Кроме того, не следует забывать, что встреча с работниками правоохранительных органов может закончиться штрафом за проживание без регистрации.

Что такое постоянная и временная регистрация

Под постоянной регистрацией (в обиходе жители России по привычке ее называют пропиской) понимают регистрацию по месту постоянного жительства человека. О наличии такой регистрации свидетельствует специальный штамп в гражданском паспорте.

Когда гражданин вынужден выехать за пределы своего региона в другой и собирается находиться там более трех месяцев, ему следует встать на регистрационный учет по месту своего нахождения.

Такая регистрация получила название прописки по месту пребывания или временной.

Отвечая на вопрос, ставится ли отметка в паспорте при временной регистрации, следует сказать, что в данном случае никакие штампы в паспорт не проставляют, а выдают бумажное временное приложение к паспорту. Штамп о постоянной прописке при этом сохраняется.

Какая существует процедура оформления постоянной и временной прописки

Процедура постановки на регистрационный учет и снятия с него, детально разработана в соответствующих регламентах и правилах. Алгоритм действий при необходимости поставить штамп в паспорте о регистрации по месту жительства следующий:

  • выписаться из места прежнего проживания. Для этого требуется обратиться в регистрирующий орган, в котором происходила предыдущая регистрация, с заявлением о намерении сменить место постоянного жительства и сдать паспорт со штампом старой прописки;
  • спустя три дня подойти снова в отделение, получить паспорт с отметкой о снятии с учета и лист убытия ;

Процедура получения временной прописки во многом схожа, но также имеет серьезные отличия:

  • не обязательно снятие с постоянной регистрации — штамп в паспорте не аннулируется;
  • не требуется лист убытия;
  • срок проверки поданных данных может увеличиться с трех до восьми дней;
  • в гостиницах, домах для приезжих, кемпингах, турбазах и подобных учреждениях регистрацию производит администрация сразу по прибытии приезжего;
  • срок регистрации устанавливается по соглашению с нанимателем (в госфонде и муниципальных домах) или собственником жилья;
  • штамп о временной регистрации в паспорт не проставляется. Заявитель получает бумажное свидетельство о временной прописке.

Как в первом, так и во втором случаях, эта услуга предоставляется бесплатно, госпошлина не платится.

Решать, что делать, если в паспорте нет прописки, вам лично. Особых сложностей процедура оформления прописки, как правило, не вызывает (при наличии необходимого пакета документов).

Какие документы могут понадобиться гражданину РФ при оформлении прописки

Перечень документов, которые необходимы для оформления прописки приводится в Админрегламенте.

Для регистрации по месту пребывания необходимо предоставить:

Для регистрации по месту жительства необходимы:

Гражданам, которым еще не исполнилось 14 лет, вместо паспорта потребуется свидетельство о рождении. При прописке новорожденного ребенка дополнительно требуется предоставить брачное свидетельство родителей, родительские паспорта.

Куда следует обратиться для оформления прописки

Для постановки на регистрационный учет следует совершить визит лично или через законного представителя:

  • в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ по месту проживания гражданина;
  • в многофункциональный центр.

Информацию об адресах, графике приема, выходных днях и другие сведения можно получить на сайтах МФЦ и ГУВМ МВД . Перед визитом целесообразно записаться онлайн на прием (это избавит от ожидания в очередях).

Оформление заявки на регистрацию онлайн

Подать заявление для постановки на регистрационный учет можно через интернет. Для этого необходимо:

После этих операций произойдет перенаправление на сайт Госуслуги. Войдя в личный кабинет, нужно будет заполнить заявление онлайн (с внесением паспортных данных, документов, которые доказывают право на проживание по указанному адресу), выбрать способ оповещения (СМС, электронная почта).

После проверки данных на указанный адрес придет оповещение о дате и времени визита в отделение ГУВМ МВД для постановки на учет.

Где проставляется в паспорте прописка

Предлагаем узнать более подробно о структуре российского паспорта, характере вносимой в него информации, а также о содержание паспорта РФ .

Прописка в паспорте

Какие сроки проставления прописки в паспорте

Законодательством установлен максимальный срок на проставление штампа о прописке в паспорте после того, как все необходимые документы поступили, — три рабочих дня. При подаче электронного заявления или отправке его по почте срок увеличивается до восьми суток.

При регистрации в паспорте была допущена ошибка: что делать в этом случае

Отсутствие в паспорте прописки: как поступить

Отсутствие штампа о регистрации в паспорте не является причиной для того, чтобы считать его недействительным (иногда бывает, что при обмене документов в новом паспорте не поставили прописку). Гражданин пользуется тем же объемом прав и свобод, что и другие. Админрегламент четко прописывает, что при получении паспорта необходимо предоставить сведения о постоянном или временном месте проживания. Поэтому отсутствие прописки можно считать нарушением данного регламента.

Вместе с тем при временной прописке штамп не проставляется в паспорте, а выдается бумажное удостоверение (это по поводу того, может ли быть паспорт без прописки).

Иная ситуация возникает, когда гражданин снялся с регистрационного учета и не оформил себе новую прописку. В этом случае он нарушает законодательство и может быть подвержен административной ответственности в виде штрафа, поэтому более правильным выходом будет как можно скорее узаконить свое проживание.

Читайте также: