Право как ограничитель политики и власти

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска “Гимназия №5”

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарно-эстетического развития

учитель: Кудряшова Наталья Николаевна

учебный год: 2020-2021

Количество часов по учебному плану в неделю: 1

Всего за учебный год: 34 часа

Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа составлена на основе:

2. Конституции Российской Федерации;

3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Авторской программы элективного курса:

6. Учебным планом МБОУ Гимназия №5 на 2021-2022 учебный год;

Формы и средства контроля

Тестирование, проведение самостоятельных работ, устных и письменных зачетов, выполнение контрольных тестовых заданий.

Общая характеристика учебного предмета

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа настоящего курса ставит своей целью дать обучающимся знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее.

Цель изучения предмета: углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного курса является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Цель данного курса - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели. Курс предлагается в трёх различных вариантах, различающихся между собой по уровню сложности.

Задачи изучения предмета:

1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний. Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.

2. Овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.

3. Формирование научного мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

4. Развитие памяти, внимания, мышления учащихся. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

5. Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений жизнедеятельности.

6. Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, доклады.

Форма занятий - самая разнообразная: деловые игры, ролевые игры, дискуссии, дебаты, семинары, экскурсии, встречи с людьми, работающими в госучреждениях и занимающимися политикой и т.д.

Рабочая программа по курсу рассчитана на 34 часа.

Основы политической культуры 8 класс (34 ч)

Наименование раздела

Количество часов

Политика как искусство управления обществом.

Государство – главный инструмент политики.

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ (14 Ч)

Понятие политики и её виды. Что такое политика? Каковы границы политики в обществе?

Что изучает политология? Политика и право. Зачем нужно изучать политику и право?

Политические конфликты. Понятие политических конфликтов. Причины политических конфликтов. Политический конфликт: это хорошо или плохо. Виды политических конфликтов. Правовые механизмы разрешения политических конфликтов.

Власть: её виды и критерии эффективности. Причины появления власти в обществе. Понятие и определение власти. Назначение власти. Виды власти. Особенности государственной власти. Методы осуществления власти. Критерии эффективности государственной власти.

Политическое развитие и его способы: эволюция, революция, реформы. Политическое развитие. Эволюционный способ. Революционный способ. Реформистский способ. Перевороты (путчи, заговоры).

Политическая система общества. Понятие политической системы. Структура политической системы. Государство в политической системе общества.

Политические партии. Понятие политической партии. Зачем нужны политические партии? Какие существуют виды политических партий? Какие существуют партийные системы? Правовое регулирование политических партий в Российской Федерации.

Профсоюзы. Для чего нужны профсоюзы? Понятие профсоюзов. Права профсоюзов.

Современные тенденции в российском профсоюзном движении.

Религиозные организации. Понятие и функции религиозных организаций. Политические аспекты основных мировых религий. Способы участия религиозных организаций в политической жизни.

Средства массовой информации. Что такое средства массовой информации? Функции СМИ. СМИ, государство и общество. Правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации.

Политическое лидерство. Понятие политического лидерства. Кто становится политическим лидером? Типы политического лидерства. Правое регулирование политического лидерства.

Политическая элита. Понятие политической элиты. Задачи политической элиты. Причины существования политической элиты. Правовое регулирование деятельности политической элиты. Политическая культура. Понятие политической культуры. Структура политической культуры. Функции политической культуры. Типы политической культуры. Российская

политическая культура. Проблема правового регулирования политической культуры.

Политическая ответственность. Социальная ответственность и её виды. Политические нормы и их особенности. Понятие политической ответственности. Виды политических санкций.

Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. Политические субъекты. Право как ограничитель государственной власти. Право как ограничитель деятельности политических партий. Политика и мораль.

Раздел II. ГОСУДАРСТВО – ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ. (18 Ч)

Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Государственный аппарат. Понятие государственного аппарата. Особенности государственного аппарата. Виды государственных органов. Характеристика законодательных органов. Характеристика исполнительных органов. Правоохранительные органы.

Классификация государств. Исторический (временной) критерий. Экономический критерий. Государственное устройство. Территориальное устройство.

Социальное назначение государства. Задачи государства или его значение в обществе.

Политический режим и его виды. Понятие политических режимов. Виды политических режимов.

Демократия: её признаки и виды. Демократия – политический режим будущего. Признаки демократии. Зачем нужна демократия, или плюсы демократии. Виды демократии. Условия создания демократического общества.

Конституция – манифест политики. Понятие и значение конституции. Структура конституции. История конституции в России. Особенности конституции Российской Федерации. Политические основы Российского государства.

Права и свободы как показатель гуманизма политики. Правовой статус и правовое положение личности. Понятие прав человека. Особенности прав человека. Этапы освоение прав человека. Классификация прав и свобод.

Политические права и свободы. Понятие политических прав и свобод. Свобода мысли, слова, печати. Свобода объединений. Свобода собраний, митингов, демонстраций. Участие в референдуме. Право избирать и быть избранным. Право на доступ к государственной службе. Право участвовать в отправлении правосудия. Право на обращение в государственныё органы или петиции.

Плебисцит, референдум, всенародный опрос. Исторические корни плебисцита, референдума. Понятие и цель референдума. Вопросы, выносимые на референдум. Виды референдума. Порядок проведения референдума. Практика проведения референдумов в России.

Выборы. Представительная демократия в прошлом. Достоинства и недостатки выборной системы управления государством. Понятие избирательного права. Нормативная основа выборов. Принципы избирательного права. Права избирателя. Виды избирательных систем.

Избирательный процесс и ответственность за его нарушение. Избирательные органы. Избирательный процесс и его стадии. Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Парламентаризм как форма выражения политики. Эволюция парламентаризма. Парламенты и их типы. Понятие законотворчества. Требования к законотворчеству. Законотворческий процесс.

Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики. Понятие и виды нигилизма. Понятие правового нигилизма. Правовой нигилизм – хроническая болезнь российского общества. Причины и формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма.

Правовое государство. Кто придумал правовое государство? Признаки правового государства. Судьба правового государства в России.

Социальное государство. Условия возникновения социального государства. Признаки социального государства.

Государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества. Личность в гражданском обществе. Признаки гражданского общества. Структура гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

Требования к подготовке учащихся по предмету:

- сформированность структурированного и актуализированного знания, лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

- сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;

- умение представить свой взгляд на определенные события в политико-правовой сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической работы;

- внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;

- умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико-правовой сфере в России и мире;

- сформированность поведения учащегося, проявляющаяся в потребности продолжать деятельность по получению новых знаний, формированию активной гражданской позиции.

В результате изучения политологии ученик должен:

перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества;

сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества;

характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру;

выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека;

приводить примеры политической культуры;

давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

Литература и средства обучения

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Кашанина Т.В. Политология. 10-11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений/ Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Дрофа, 2007

2. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Пер. с англ. - М., 2002

3. Бенетон Ф. Введение в политическую науку: Пер. с фр. - М., 2002

4. Гоморов И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002

5. Демидов А.И. , Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. – М., 1998

6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 2004

Избирательный процесс и ответственность за его нарушение .

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ 209

Глава VI. НАЛОГИ — ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА

Бюджетная система Российской Федерации .

Налоговая система Российской Федерации.

Глава VII. СЕМЬЯ .

Брак и семья по семейному праву .

Брак и условия его заключения.

Права и обязанности супругов .

Права и обязанности родителей и детей .

Глава VIII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ .

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВ

Государство — нечто иное, как намордник для усмирения животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера.

1. Происхождение государства

Первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V— IV тысячелетии до н. э. на территории Северо -Восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по Средиземноморскому бассейну и далее.

Как мы уже знаем, от собирательства, занятия охо той и рыболовством, т. е. от присваивающего хозяйства, люди постепенно перешли к хозяйству производящему — скотоводству и плужному земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10—12 тысяч лет назад и продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреб лять сначала мягкие металлы (медь, олово, бронзу, золото, серебро), а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства прошли все народы и племена, вставшие на путь государственноправовой жизни.

Однако остается дискуссионным вопрос, почему люди перешли к производящей экономике. Одни уче ные связывают это

с увеличением народонаселения по мере развития человеческого общества и сокращением продукта для потребления, даваемого природой. Другие обращают внимание на то, что на Земле в тот далекий период произошла экологическая катастрофа. Наступи

ло похолодание, и продукт для потребления в необхо димом объеме люди уже не могли получать от природы с прежней легкостью. Чтобы не умереть с голоду, его надо было производить. Как бы то ни было, начавшийся процесс производства продуктов способствовал быстрому прогрессу хозяйства: помимо необходимого для существования продукта появился излишек. Это привело к еще большему росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности.

Экономический прогресс не только неимоверно усложнил общество, но и позволил освободить от участия в материальном производстве людей, которые занимались исключительно управлением. Происходит еще одно разделение труда: наряду с появлением земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в качестве особой выделяется управленческая деятельность. Ее суть заключается в организации жизни людей, в разрешении каких-то проблем, общих для всех проживающих на данной тер - ритории людей. Таким образом появляется государство.

Вопрос о происхождении государства давно интересует человечество. Немало выдающихся умов создали на этот счет множество теорий, предлагая свое понимание процесса

происхождения государства. Мы укажем лишь на некоторые из них 1 .

В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному.

В Древнем Египте, где на берегах Нила вначале жили кочевые племена, люди постепенно перешли к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились справляться с ежегодными наводнениями, распределять поды Нила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные не только организовывать выполнение необходимых работ и устранение

Всего же существует 15 теорий происхождения государства. См. подробнее: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. — М., 1999. — Гл. 2.

возможных препятствий, но и контролировать весь ход ирригационного строительства. Считают, что именно эти организаторы впоследствии начали брать на себя разре шение и других общих для всех людей вопросов и стали государственными служащими. В этом регионе земного шара в создании государства главным оказался ирригационный фактор.

Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух боль ших рек

— Тигра и Евфрата — лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев на ней стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, требовались огромные усилия, чтобы превратить болота, образованные разливами, и высыхающие после разливов степи в цветущие сады и нивы. Кроме того, ирригационные сооружения необходимо всегда держать в порядке, а это было под силу лишь специал ьно поставленным людям.

Становление государства в Древней Италии несколько отличалось от древнегреческого. Основную часть ее тер ритории занимали горы и леса. Земли, пригодной для занятия земледелием, было мало. Климат ее более сырой и холодный, да и море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное,

Фактор насилия был главным при образовании государства у германских племен. Надо отметить, что природа края, где проживали вестготы, вандалы, франки и другие германские племена, отличалась суровостью: холод, бесконечные дремучие леса, многочисленные болота, глинистая почва, непригодная для земледелия, делали производительный труд крайне неэффективным. Материальный продукт был очень скудным. Вот почему эти племена непрестанно воевали между собой, и воин - ственность германцев передавалась из поколения в поколение. Наиболее опытные, удачливые и богатые воины собирали дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги, в основном в южном направлении. Среди этих воинов выделялся вождь, который был прообразом короля. Варвары н конце концов разрушили Римскую империю, на обломках которой они создали собственные государства.

К X в. государственность возникла почти на всей территории Европы. Перешли к государственности и славяне. Но и здесь процесс отличался своими особенностями. Ыго можно назвать диффузионным, когда опыт государстненной жизни проникал от более развитых народов к менее развитым. Славяне жили в еще более неблагоприятных природных условиях, нежели германские племемн. Резко континентальный климат, более низкая сред - негодовая температура и очень короткий период для земледелия и заготовки кормов, бесконечные просторы, изолировавшие славян от других народов, не способство - мпли быстрому развитию славянских племен. Однако общение с другими народами, хоть и очень слабое, пока

зывало: с помощью государства жизнь людей может быть организована лучше. Вот почему в частности, русские князья пригласили на царствование Рюриковичей, которые принесли с собой уже государственный опыт управления жизнью людей.

Надо отметить, что с упрочением государственности в Европе она все более и более распространяется среди других народов, еще не перешедших к государственной жизни. Колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток), сопровождалась передачей опыта государственно -правовой жизни этим народам.

2. Признаки государства

Государство — это довольно сложное социальное образование. Помимо него в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Попытаемся отличить государство от других общественных объединений, выделив его существенные признаки (рис. 1.1).

Население Публичная власть (органы управления)

Право Правоохранительные органы Армия Налоги Суверенитет

Рис. 1.1. Признаки государства

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России. Государ ство будет стабильным и станет развиваться поступательно, если отношения между нациями будут добрососедскими, а не конфликтными. Чтобы все нации в государстве жили в мире и согласии, оно должно относиться ко всем нациям одинаково, не ущемляя ни одну и не давая преимуществ ни одной из них. Каждая же нация, помня о своих национальных интересах, не должна их ныпячивать и стремиться решить свои национальные проблемы за счет других наций.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей.

Власть — это способность влиять на людей в нужном направлении, или, иначе, способность подчинять своей воле.

Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управля ет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специально этим занимающиеся люди: чиновники (бюрократы, управленцы, политическая элита). Деятельность по управлению делами общества очень сложна. Достаточно сказать, что в процессе' управления чиновникам приходится иметь дело со

многими и многими людьми, каждый из которых на первый план выдвигает свои и только свои интересы. И все эти интересы нужно пытаться совместить. Вот почему, помимо выдающихся интеллектуальных качеств, управленцам надо иметь широкие и глубокие знания об обществе.

Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а государственные органы остаются (за исключением случаев уничтожения государства в результате его захвата или грал«данской войны).

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечиваемых силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства , т. е. специальными государственными органами. Это первое их отличие.

Второе же состоит в том, что если иные социальные нормы вырабатываются самим обществом (обычаи, традиции, обряды,

ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами. Для этой цели в современных государствах образуются законодательные органы.

Так, согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, т. е. он может решать, какую ему приобрести профессию и специальность, где это лучше сделать, за чей счет (государства ли, предприятия, на котором он предполагает работать, или родителей). Но он не вправе бросить учиться, не закончив даже 9 классов (основную школу), поскольку необразованные граждане создают проблемы не только для себя, но и для всего общества (не могут полноценно участвовать в общественном производстве, а следовательно, получать доход и поэтому склонны к совершению преступлений). Таким образом, государство стремится

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят суды, прокуратура, милиция,

органы безопасности, уголовно-исполни- телъные учреждения,

нотариат и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный (обязательный) характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью праиоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права. К примеру, граждане, не уплатившие установленные налоги со своих доходов, подвергаются штрафу, а если это носит неоднократный характер, то привлекаются к уголовной от - нетственности.

Помимо применения санкций, правоохранительные органы используются и для предупреждения негативных явлений в обществе. Так, если подросток замечен в упот реблении наркотиков или совершении кражи, пусть даже п мелкой, то его поставят на учет в отделении милиции и будут осуществлят ь за ним контроль, одновременно подсказывая ему, как лучше построить свое поведение и что может быть в противном случае. Или если гражданин, выезжая из России, берет с собой предметы, запрещенные для вывоза, то ему придется не только расстаться с ними, но и заплатить штраф.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение де лает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему иооруженные силы пока остаются необходимым признаком любого государства.

Армия должна быть способной отразить любую агрессию, но ее содержание и поддержание боеготовности требует значительных материальных затрат. Замечено,

Читайте также: