К числу правовых институтов как социальных явлений не относится

Обновлено: 04.07.2024

Правовой институт – это главная инструментальная категория, первостепенная единица системы после нормы.

Это явление является научным, содержащим два блока, классификационный и содержательный. Первое положение при выявлении важности юридических институтов говорит о том, что правовые нормы зависят друг от друга.

Положения формируются во взаимодействии норм, объединенных одной общей целью.

Таким образом, комплекс юридических правил, объединяющий одноплановые взаимоотношения общественных идей и аналогичных целей, гарантирующее запланированное направление юридического управления и целостное включения в юридическую структуру, можно назвать правовым институтом. Выделяют два вида институтов:

Принципы правового института

Эксперты концепции права выделяют следующие положения юридического института:

  • правовая целостность юридических норм, обозначающая предметную сферу взаимоотношений;
  • способность реализовать полноценное управление комплексных однотипных взаимоотношений;
  • способность выделить нормы, создающие институт в единичном акте или в объединенных между собой нескольких актах.

Н. А. Власенко выделяет правовой институт как маленький, уверенный комплекс юридических норм, считающихся отраслью права и регулирующих конкретный вид социальных взаимоотношений.

Специалист нрава Жан-Луи Бержель из Франции считает правовой институт совокупностью юридических правил, который объединяет цепочку отношений социального плана, следующих к одной цели.

Данный признак – ориентация института на регулирование общественными взаимоотношениями в отдельной области – очень значителен и требует особого отношения в ходе законотворчества, а также в ходе создания области права как цельного компонента юридической структуры. Институт абсолютно не схож с правовыми правила и едиными положениями.С этим невозможно не согласиться. Институты в праве создают подгруппы, связывающие нормы по признаку целостности предмета управления и субъектов, исполняющих конкретный интерес или долг в этой юридической подсистеме.

Свойства правовых институтов

Для института права характерны:

  • стабильность;
  • регулярность;
  • продолжительность;
  • приспособляемость.

Еще одно важное свойство правовых институтов – это консолидирующая, развивающая функция взаимосвязи основных групп институтов. Для всей структуры права эту же роль играют общие институты права.

Бержель Ж.Л. заявляет, что за внешним разграничением права на отделы можно разглядеть важные направления положительного права.

Оно показывает связь юридических институтов со структурами общественных интересов и областей деятельности.

Идеологи, изучающие права в России часто прибегают к таким понятиям, как правовое положение и порядок, и реже – к другим разновидностям институтов. Но как раз через правовой институт и реализуется польза данного субъекта, а также регулируется последовательность конкретных предметов, сфер социальных взаимоотношений.

Понятие общих правовых институтов

К общим институтам права относятся:

  • институт прав и свобод гражданина;
  • институты правового равенства, правительственного устройства, суверенитета, законности, ответственности и др.

Название большинства общих институтов и принципов похожи между собой.

Разница между данными группами в том, что положения определяют требования, а институт включает множество юридических норм, обеспечивающих воплощение этих положений.

Общие правовые институты входят в различные области права и создают отраслевые институты, показывающие направление области структуры, в которой существуют и такие институты, которые идеологически и генетически переплетаются с общими положениями и институтами. Отраслевые институты обычно скреплены с предметной областью конкретных взаимоотношений разных субъектов права.

Социальная природа права. Право и правоотношения выступают важнейшей сферой общественной жизни наряду с такими сферами как политика, экономика, культура, социальная сфера. Представляя собой широкий социальный феномен, право имеет разноплановые толкования с точки зрения его сущности и содержания:

Основными социальными функциями права выступают:

1. Интегративная функция (обеспечение стабильности и социального согласия в обществе через правовое разрешение возникающих противоречий, конфликтов);

2. Функция правовой социализации (формирование в обществе правосознания, правовой культуры, правовых норм в соответствии с главными целями социально-экономического и политического развития);

3. Охранительная функция (установление запретов и санкций, направленных на обеспечение безопасного функционирования общественных структур и защиты граждан от преступных посягательств);

4. Функция социального контроля (поддержание общественной системы в равновесном состоянии).

Институциональные признаки права. Право выступает базовым социальным институтом общества. Институт – установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям общества, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.

Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности для удовлетворения общественно важных потребностей. Посредством социальных институтов обеспечиваются предсказуемость, надежность, регулярность человеческой жизнедеятельности.

Примеры социальных институтов общества: бизнес, частная собственность, торговля, парламентаризм, полиция, судебная система, образование, наука, семья, религия и др.

- придают регулярность, предсказуемость, надежность социальным взаимодействиям за счет особого способа их регламентации;

- обеспечивают распределение функций участников социальных взаимодействий посредством социальных статусов и ролей;

- накладывают обезличенные требования на субъектов социальных взаимодействий за счет обезличенности членства в социальных институтах.

Главные признаки социальных институтов общества: 1) установки и образцы поведения, 2) символические культурные признаки, 3) утилитарные культурные черты, 4) устные и письменные кодексы, 5) идеология[10].

Процесс возникновения и развития в обществе социальных институтов называется институционализацией. Среди социальных институтов различают:

- экономические институты (производство, бизнес, торговля, собственность, банкротство, банки и т. д.);

- политические институты (государство, армия, президентство, оппозиция и т. д.);

- институты культуры и социализации (семья, образование, наука, музеи, библиотечное дело, религия и т. д.);

- правовые институты (законотворчество, полиция, правосудие, пенитенциарная система, присяжные заседатели, судебно-исполнительная система и др.).

Функции социальных институтов общества:

А. Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

Б. Регулирование общественной жизни, деятельности людей.

В. Реализация процессов сплочения и взаимозависимости людей.

Г. Передача социального опыта, обеспечение преемственности поколений.

Д. Распространение информации в определенной сфере общественной жизни.

Общие характеристики юридической организации. Юридическая организация – это учреждение, реализующее юридические функции (управление внутренних дел, прокуратура, суд, адвокатская контора, юридическая консультация и др.).

В широком смысле важнейшими целями юридической организации является установление правовых фактов и разрешение правовых конфликтов (споров). В зависимости от специфики деятельности конкретной организации ее цели могут конкретизироваться. Например, в сфере правоохранительной деятельности перед юридическими организациями ставятся цели: восстановление общественных отношений, нарушенных противоправными действиями; наказание правонарушителя и предотвращение с его стороны новых неправомерных действий; профилактическое воздействие на членов общества и др.

Организации, которые имеют не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, называются сложными. Их общими характеристиками выступают:

1. Наличие ресурсов (людей, финансовых средств, материалов или техники, информации и др.).

2. Зависимость от внешней среды (социально-экономических и политических условий, законодательной и нормативно-правовой базы, ценностной системы общества, общественного мнения и др.).

3. Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты).

4. Наличие структурных подразделений (создание организаций меньшего размера внутри сложной организации).

5. Вертикальное разделение труда (разделение работы по координации действий других людей и подразделений).

Деятельность по координации работы других людей выступает важнейшей функцией управления. Другими словами функционирование юридической организации невозможно без управления ею.

Социальная структура юридической организации – ее центральный элемент. Структура организации включает нормативную структуру (социальные ценности, нормы, ролевые ожидания) и поведенческую структуру (систему отношений внутри организации в рамках нормативной структуры, но одновременно отклоняющуюся от нее в определенных пределах).

Таким образом, социальная структура юридической организации включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.

Исследуя природу власти в организации, М. Вебер выделял такую отличительную черту современной ему эпохи как бюрократическую координацию деятельности. К основным чертам бюрократии он относил:

- наличие административного аппарата, функционирующего на рациональных принципах;

- иерархический порядок исполнительной деятельности;

- обезличенность (объективность) административных функций;

- строгое разграничение области юрисдикции должностных лиц;

- необходимость наличия определенной профессиональной квалификации для занятия должности и др.

В целом бюрократия в системе правовых отношений общества имеет как позитивное, так и негативное значение. К первому относится возможность широкомасштабного планирования на уровне государства и отдельных отраслей, мобилизации и концентрации ресурсов, четкость форм государственного устройства, измеримость общих результатов деятельности. Ко второму – неповоротливость, неспособность эффективно решать нестандартные задачи.

Читайте также: