Изменится ли правовой статус смерда после кражи или он будет подвергнут наказанию

Обновлено: 30.06.2024

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

Юридические привилегии распространялись на субъекты, поименованные в РП как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь о их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды – общинники.

Городские население делилось на ряд социальных групп - Боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие).

1. Церковные (белое (приходские люди) и черное духовенство (монашество))

2. Княжьи мужья (бояре и гридь)

1. Холопы ( закупы и обельные холопы)

Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых русская правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна. На ряду со свободными были и зависимые(крепостные) смерды, находившиеся в кабале и услужении феодалов. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников имущество принадлежало общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником

(наше определение: свободный общинник, за его убийство 5 гривен(26 ст), в случаи его смерти все наследство переходит его сыновьям, если их нет, то приданное дочерям, если они не замужем, а остальное князю (90 ст))

Более сложной юридической фигурой является закуп. В краткой редакции русской правды они не упоминаются, зато в пространной редакции РП помещен специальный Устав о закупах.

Впервые юридические отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Установились предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупов, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т. Е превращен в холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись, закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (по нужде).

В русской правде ролейный (пахотный) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от неролейного. От наемных работников они отличались тем, что получали плату за работу впрок, а не после выполнения работы.

(наше определение): За бегство становился обельным холопом (56ст), орудием, которым работает закуп, принадлежит господину (57ст). Он отвечает за имущество господина. Господин не имеет право нарушать условия договора с закупом, иначе обязан вернуть закупу положенное и выплатить штраф в 60 кун (59ст). Если господин распорядится с ним как с холопом, то закуп получает свободу (61 ст). За кражу закуп переходит в холопы (64 ст). Закуп может быть свидетелем только в крайних случаях и то о небольшим делам.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, которые заключал холоп, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп, также ложились и на господина. Личность холопа фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину отдавался другой холоп.

Самого холопа, свершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин.

Закон регламентировал источники холопства. Русская Правда предусматривала следящие случаи:

1. Самопродажа в кабалу

2. Женитьба на рабе

3. Поступление в услужение господину

4. Совершенные преступления

5. Бегство закупа от господина

6. Злостное банкротство

(наше определение: не имеют ни собственности, ни свободы, за его убийство штраф 5 гривен. За него отвечает господин, который и платит за его косяки 12 гривен(17 ст))

Бояре – 40 гривен за его убийство (1ст). Имущество при его смерти переходит сыновьям или дочерям.

Духовенство - освобождались от уплаты налогов, дани и их правовое положение регулировалось церковными правами (номоканонами и Кормчими книгами).7. Плен

5. Уголовное право и система наказаний по Русской Правде.
Удельный вес уголовно-правового раздела различен в разных редакциях:

Краткая редакция – 37 уголовных статей.

Пространная редакция – 60 уголовных статей.

Высокая степень казуистичности. (минимальное обобщение, трактовка отдельных казусов)

Разновидности преступлений по Р.П:

1. Преступление против личности

2. Преступление против собственности.

В краткой правде: убийство 11статей, оскорбления, увечья – 12 статей, преступления против собственности – 15 статей.

38 статья о задержании вора: «38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

В Русской Правде присутствует правопривиллегия – наказание тем выше, чем ниже социальное положение потерпевшего и наоборот. (ст. 22-27)

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего кошнюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.,

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

Начиная с XVв стало вводиться всесословное наказание за круг особо тяжких преступлений (убийство, разбой, кража с поличным, гос.преступления. )

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

Пространная правда:

· Убийство в 17 статьях.

Ст. 88. Казус убийства женщины. Уравнительный характер ответственности, НО! Не определен круг вины для смягчения штрафа – вольная трактовка. ( кто убил жену, судить как и за убийство мужа, если виноват – штраф пол виры – 20 гривен)

Ст.68 ответственность за выбитый зуб. (высокий 12гривенный штраф)

Титул 17 – наказание за преступление.

Смертная казнь в эклоге делится на простую и квалифицированную (сопряженная с жестокостью исполнения). В Русской Правде смертной казни нет. В Эклоге, в 10 статье, в двух случаях квалифицированная казнь. (распятие за разбой и сожжение за поджог города)

Телесные наказания.

Две группы: членовредительские (кастрация, ослепление, отрезание языка, отрезание носа, отсечение руки) и болезненные (наказание плетьми)

В русской правде телесные наказания не имеются.

К болезненным наказаниям в Эклоге относят наказания плетьми (кражи, угон скота, мелкие нарушения) В Русской Правде они не предусматриваются.

Лишение или ограничение свободы.

Самая древня форма – изгнание.

В Эклоге изгнание (в виде ссылки) фигурирует в восьми статьях только во взаимодействии с другими санкциями. (самостоятельно не выступает)

В Русской Правде – поток и разграбление. (лишение прав и имущества)

В Эклоге: конфискация, штраф.

В Эклоге 12 статей: конфискация полная и частичная, штраф фиксированный или кратный ущербу)

По РП имущественные взыскания – основной вид взыскания.

Различие по преступности деяния и по адресату.

Вира-штраф за убийство в пользу государства

Дикая вира – со всей общины.

Головничество – за убийство, в пользу родственников потерпевшешего.

Продажа – за все виды, кроме убийства, в пользу государства

Урок – за все виды кроме убийства, в пользу потерпевшего.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

Юридические привилегии распространялись на субъекты, поименованные в РП как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь о их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды – общинники.

Городские население делилось на ряд социальных групп - Боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие).

1. Церковные (белое (приходские люди) и черное духовенство (монашество))

2. Княжьи мужья (бояре и гридь)

1. Холопы ( закупы и обельные холопы)

Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых русская правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна. На ряду со свободными были и зависимые(крепостные) смерды, находившиеся в кабале и услужении феодалов. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников имущество принадлежало общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником

(наше определение: свободный общинник, за его убийство 5 гривен(26 ст), в случаи его смерти все наследство переходит его сыновьям, если их нет, то приданное дочерям, если они не замужем, а остальное князю (90 ст))

Более сложной юридической фигурой является закуп. В краткой редакции русской правды они не упоминаются, зато в пространной редакции РП помещен специальный Устав о закупах.

Впервые юридические отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Установились предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупов, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т. Е превращен в холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись, закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (по нужде).

В русской правде ролейный (пахотный) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от неролейного. От наемных работников они отличались тем, что получали плату за работу впрок, а не после выполнения работы.

(наше определение): За бегство становился обельным холопом (56ст), орудием, которым работает закуп, принадлежит господину (57ст). Он отвечает за имущество господина. Господин не имеет право нарушать условия договора с закупом, иначе обязан вернуть закупу положенное и выплатить штраф в 60 кун (59ст). Если господин распорядится с ним как с холопом, то закуп получает свободу (61 ст). За кражу закуп переходит в холопы (64 ст). Закуп может быть свидетелем только в крайних случаях и то о небольшим делам.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, которые заключал холоп, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп, также ложились и на господина. Личность холопа фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину отдавался другой холоп.

Самого холопа, свершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин.

Закон регламентировал источники холопства. Русская Правда предусматривала следящие случаи:

1. Самопродажа в кабалу

2. Женитьба на рабе

3. Поступление в услужение господину

4. Совершенные преступления

5. Бегство закупа от господина

6. Злостное банкротство

(наше определение: не имеют ни собственности, ни свободы, за его убийство штраф 5 гривен. За него отвечает господин, который и платит за его косяки 12 гривен(17 ст))

Бояре – 40 гривен за его убийство (1ст). Имущество при его смерти переходит сыновьям или дочерям.

Духовенство - освобождались от уплаты налогов, дани и их правовое положение регулировалось церковными правами (номоканонами и Кормчими книгами).7. Плен

5. Уголовное право и система наказаний по Русской Правде.
Удельный вес уголовно-правового раздела различен в разных редакциях:

Краткая редакция – 37 уголовных статей.

Пространная редакция – 60 уголовных статей.

Высокая степень казуистичности. (минимальное обобщение, трактовка отдельных казусов)

Разновидности преступлений по Р.П:

1. Преступление против личности

2. Преступление против собственности.

В краткой правде: убийство 11статей, оскорбления, увечья – 12 статей, преступления против собственности – 15 статей.

38 статья о задержании вора: «38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

В Русской Правде присутствует правопривиллегия – наказание тем выше, чем ниже социальное положение потерпевшего и наоборот. (ст. 22-27)

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего кошнюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.,

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

Начиная с XVв стало вводиться всесословное наказание за круг особо тяжких преступлений (убийство, разбой, кража с поличным, гос.преступления. )

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

Пространная правда:

· Убийство в 17 статьях.

Ст. 88. Казус убийства женщины. Уравнительный характер ответственности, НО! Не определен круг вины для смягчения штрафа – вольная трактовка. ( кто убил жену, судить как и за убийство мужа, если виноват – штраф пол виры – 20 гривен)

Ст.68 ответственность за выбитый зуб. (высокий 12гривенный штраф)

Титул 17 – наказание за преступление.

Смертная казнь в эклоге делится на простую и квалифицированную (сопряженная с жестокостью исполнения). В Русской Правде смертной казни нет. В Эклоге, в 10 статье, в двух случаях квалифицированная казнь. (распятие за разбой и сожжение за поджог города)

Телесные наказания.

Две группы: членовредительские (кастрация, ослепление, отрезание языка, отрезание носа, отсечение руки) и болезненные (наказание плетьми)

В русской правде телесные наказания не имеются.

К болезненным наказаниям в Эклоге относят наказания плетьми (кражи, угон скота, мелкие нарушения) В Русской Правде они не предусматриваются.

Лишение или ограничение свободы.

Самая древня форма – изгнание.

В Эклоге изгнание (в виде ссылки) фигурирует в восьми статьях только во взаимодействии с другими санкциями. (самостоятельно не выступает)

В Русской Правде – поток и разграбление. (лишение прав и имущества)

В Эклоге: конфискация, штраф.

В Эклоге 12 статей: конфискация полная и частичная, штраф фиксированный или кратный ущербу)

По РП имущественные взыскания – основной вид взыскания.

Различие по преступности деяния и по адресату.

Вира-штраф за убийство в пользу государства

Дикая вира – со всей общины.

Головничество – за убийство, в пользу родственников потерпевшешего.

Продажа – за все виды, кроме убийства, в пользу государства

Урок – за все виды кроме убийства, в пользу потерпевшего.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

О холопах Русская Правда говорит так:

«Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи поставить, а ногату дасть перед самемъ холопомъ.

А второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить.

А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без раду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить.

Вот почему смерд, простолюдин, работающий на земле, который имеет хоть какое-то имущество, ценится больше, чем раб, не имеющий ничего, – все, чем он обладает и чем пользуется, автоматически считается имуществом его господина, включая его самого.

Правда, и этот средневековый арендатор, смерд, на собственное имущество имел весьма относительные права. К тому же и права детей смерда на наследство, или задницу, как называлось оно в Древней Руси, были эфемерными: хозяин мог забрать это имущество после смерти смерда, чем и пользовался:

То есть, если смерд умрет, то его имущество отходит князю, только незамужним дочерям он должен выделить приданое.

Горожанин находился на ступеньке выше – он мог завещать имущество своим детям. Простолюдин, особенно городской, имел и право голоса на своем вече, у раба такого права не имелось. Зато и за все его прегрешения сполна расплачивался владелец – он платил за холопа, если тот что-то украл на стороне или испортил, не было и никакого спросу с хозяина, если он забил своего холопа до смерти, – с рабом он мог делать все, что ему заблагорассудится. Но любой свободный человек был куда как выше любого холопа. Если холоп имел несчастье ударить свободного человека, то мало того, что хозяин платил обиженному за оскорбление, так еще и этот обиженный имел полное право, встретив этого холопа, убить его. Закупы, стоявшие на промежуточной ступени между свободой и рабством, имуществом тоже не располагали, орудиями труда наделял их хозяин. С переходом в состояние закупа человек терял некоторые права свободного человека: теперь его могли подвергать телесным наказаниям, он больше не мог быть полноценным свидетелем на суде, если его в этом качестве привлекали, то лишь для решения по незначительным делам и только когда не было свидетелей свободных, он, как и холоп, не имел права отвечать за свои проступки: в случае кражи за него платил тот, кто его нанял. Закупы поддерживались в некотором искусственном состоянии, надеясь заплатить выкуп за свою свободу, но чаще вопрос решался в сторону несвободы.

С рабством по княжескому закону церковь всячески боролась, и ей тут удалось достичь некоторых побед. Благодаря церковным понятиям в княжеском праве появилось освобождение рабов по завещанию после смерти господина. Считалось, что при таком стечении обстоятельств требуется освободить часть челяди, чтобы она молилась по душе усопшего. Благодаря церковному вмешательству постепенно стали отпускать после смерти господина его жен-рабынь, приживших детей.

В античном праве —

В церковном праве упор делался на соблюдение чистоты семейных нравов. Русское общество начальной истории было совершенно варварским и по церковному разумению аморальным: женатый господин не гнушался предаваться плотским радостям со своими холопками. Чистотой семьи тут и не пахло. Поэтому-то церкви и удалось если не истребить полностью это безобразие, то хотя бы немного смягчить, навязав княжескому праву освобождение холопки с ее детьми после смерти фактического мужа, освобождение из рабства холопки, над которой насильничал свободный мужчина, освобождение из рабства холопов любого пола, если господин нанес им тяжелые увечья.

Впрочем, у княжеского права, помимо вопросов о месте рабства в раннесредневековом обществе, было множество гораздо более животрепещущих тем для размышлений. Установление порядка населению было не самым актуальным. Куда как более важным было установление порядка между самими князьями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Холопы и крестьяне

Холопы и крестьяне В глубине сельского, как и городского, общества в Новгородской земле видим холопов. Этот класс был там очень многочислен. Развитию его способствовало особенно боярское и житье землевладение. Крупные вотчины заселялись и эксплуатировались

7. Рабы (холопы)

7. Рабы (холопы) Рабство, которое существовало на Руси в киевский период, хранилось и в Великом княжестве Литовском и в Московии. Рабов было немного, но их труд широко использовался, особенно на больших земельных угодьях. Обычно рабы выполняли в домашнем хозяйстве

Народные массы. "Смерды" и "ремественники"

Народные массы. "Смерды" и "ремественники" Творцом истории всегда является народ, своим непрестанным трудом создающий ценности, позволяющие обществу двигаться вперед. В моменты крупных потрясений, внутренних или внешних, именно народ решает свою судьбу, проявляя

Княжие мужи, люди и холопы

Княжие мужи, люди и холопы Исследуя текст Русской Правды, Ключевский выделил три большие группы подвластного князьям населения, на которые разделяется общество, или три класса: княжьи мужи, люди и холопы. Их положение замечательно видно из взимания платы в случае их

Народные массы. Смерды и ремесленники

Народные массы. Смерды и ремесленники Творцом истории всегда является народ, своим непрестанным трудом создающий ценности, позволяющие обществу двигаться вперед. В моменты крупных потрясений, внутренних или внешних, именно народ решает свою судьбу, проявляя

Глава 4 Боевые холопы

Глава 4 Боевые холопы Своеобразие классовой структуры в конце XVI — начале XVII в. заключалось в том, что процесс формирования феодального сословия носил незавершенный характер. Превращение сословных барьеров в непроницаемую скорлупу было еще делом будущего, а пока же

34. Царь Иван Грозный и евразийские инновации. Государев двор, опричнина и холопы

Холопы и сельские жители

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси:

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

2. 2. Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней, орудия производства и др.

В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Внешняя форма памятника (от лица князя нигде не говорится, и князья упоминаются в третьем лице), переработка отдельных статей в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.

Не обойтись нам без Русской Правды и в свете затронутой нами темы – правового положения различных категорий населения в Киевской Руси . Именно в ней содержались основы взаимодействия различных слоев населения, хотя следует отметить, что данная информация рассредоточена в различных главах Русской Правды и, отчасти это можно объяснить её происхождением.

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в на­уке спорен. Некоторые авторы относят его даже к 7 в. Однако, большинство современных исследователей связывают Древнейшую Прав­ду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авто­ры допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Основное содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления. При сравнении отдельных ее частей ясно виден рост княжеской власти и расширение княжеского суда.

До наших дней дошло более ста списков Русской правды, но первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине 11 в. существен­но дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой ре­дакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более круп­ную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Рус­ской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно при­сваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет правды. За ней установилось название Правды Ярослава.

По заглавию над первой статьёй памятника в древнейших списках, можно узнать, что это – суд или устав Ярослава. В самой Правде не раз встречается замечание, что так судил или установил Ярослав. Первое заключение, к которому приводят эти указания, то, что Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей десятого века. В древней письменности сохранилась память о Ярославе как об установителе правды закона, ему давалось иногда прозвание ''Правосуда''. Однако, всматриваясь и анализируя текст памятника это первое впечатление разрушается. Скорее всего, она была частью церковного свода и составлена не только Ярославом

В образовании законов Русской Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 – 1125), которому принадлежит закон, направленный против ростовщичества и занесённый в Правду.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

Таким образом, Русская Правда жила и действовала в церковно-юридическом обществе.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и непол­ной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником зем­ли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киев­ской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от ве­ликого князя за службу, в основном военную или государствен­ную.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярос­лава, Владимира Мономаха).

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственнос­ти за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

2. 2. Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус.

В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием), с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его иму­щественное положение особое: все, чем он обладал, явля­лось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот:

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Неравноправие различных слоев населения является одним из столпов, на котором зиждется Русская Правда. В ней урегулированы основные аспекты отношений между всеми слоями населения. Нельзя представить себе древнерусское общество без разграничения на феодалов и холопов, угнетателей и угнетаемых, на свободных и зависимых.

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

2. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

3. Кузнецов И. Н. История государства и права России. Минск. 1999г

4. Ключевский П.О. Курс русской истории. 1том. Москва. 1987г

5. История отечественного государства и права 1часть. Под редакцией ЧистяковаО. И.М.1992г

6. История России с древнейших времен до конца 17 века. Под редакцией Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

7. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие. М. ВЮЗИ. 1984.

8. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

9. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по 10-12 векам. М. Наука. 1993.

Читайте также: