Неверно что к органам обеспечения безопасности относится

Обновлено: 25.06.2024

Как показывает практика, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Вместе с тем, к участникам уголовного судопроизводства нередко применяются различные приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Как результат этого - отказ либо уклонение указанных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.

Как закреплено в ст. 1 данного законодательного акта, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

Система мер государственной защиты, основания и порядок их применения определяется органами, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства.

- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

- эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном производстве педагог и психолог;

- гражданский истец, гражданский ответчик;

- законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите подлежат и установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеназванных лиц.

- органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

- органы, осуществляющие меры безопасности;

- органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

- переселение на другое место жительства;

- изменение места работы (службы) или учебы;

- временное помещение в безопасное место;

- применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Кроме того, постановлениями Правительства РФ также утверждены:

В 2008 году в системе МВД РФ было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

На сегодняшний день специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, действуют в каждом регионе. К их компетенции относятся вопросы осуществления мер безопасности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Загорская Н.В.

Одними из самых важных законов VII созыва ГД в сфере безопасности стали принятые в развитие поправок к Конституции нормы о защите суверенитета и территориальной целостности страны. Но был и ряд других инициатив, рассказываем о них подробнее

Безопасность и оборона

Защита суверенитета

Во исполнение принятых поправок в Конституцию депутатами ГД были приняты законы, которыми предусматривается ответственность за действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, и за призывы к таким действиям. Поправки внесены в Уголовный кодекс РФ, КоАП и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Запрет на вмешательство во внутренние дела государства

Еще один важный механизм защиты от иновмешательства — запрет для лиц, занимающих государственные должности РФ, иметь гражданство и вид на жительство другого государства, а также счета и ценности в иностранных банках за пределами России. Он также был закреплен поправками в Конституцию и отраслевое законодательство.

Изменения в законодательство об иноагентах

Был принят целый комплекс поправок в законодательство об иноагентах. В частности, один из законов предусматривает возможность признания иностранными агентами физических лиц, определяет их статус и ответственность. По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, устанавливается уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без госрегистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Разъясняющий материал вы найдете по ссылке.

Кроме того, была введена уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, поправки в КоАП и целый ряд других законов.

Совершенствование антинаркотического законодательства

В соответствии с законом статью 230 УК РФ предлагается дополнить новым квалифицирующим признаком — использование при совершении преступления интернета. Одновременно законом предлагается усилить и ответственность за склонение к наркопотреблению, если оно по неосторожности повлекло смерть двух и более лиц. Лишение свободы в этом случае может составить от 12 до 15 лет.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.

Борьба с лидерами преступного мира

Законом введена уголовная ответственность за лидерство в преступных сообществах, а также ужесточается наказание за участие в организации преступного сообщества, руководство и участие в нем. Сам факт лидерства в преступной иерархии будет караться лишением свободы от восьми до 15 лет с возможным максимальным штрафом до 5 млн рублей. О том, какие еще наказания ждут лидеров и представителей преступного мира, читайте подробнее в нашем материале.

Также была ужесточена уголовная ответственность за вербовку террористов, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Усиление контроля за оборотом оружия

Введен запрет на приобретение, хранение, ношение и использование оружия лицами, не прошедшими медосвидетельствование на наличие медицинских противопоказаний. Перечень таких противопоказаний, а также методику тестирования устанавливает Правительство.

Освидетельствование, которое смогут проводить только государственные и муниципальные медорганизации, должно будет включать психологическое тестирование и анализы на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.

Также была повышена ответственность за незаконное изготовление, восстановление боевых свойств и продажу в интернете оружия, боеприпасов и взрывных устройств.

Блокировка телефонов мошенников

Поправки в законодательство позволяют оперативно блокировать использование мобильной связи в местах лишения свободы. Операторы мобильной связи обязаны прекращать оказание услуг по тем абонентским номерам, с которых осужденные, находящиеся в исправительных учреждениях, или лица, содержащиеся в следственных изоляторах, осуществляют противоправную деятельность. Это позволяет пресечь случаи телефонного мошенничества.

Конфиденциальность данных оперативников

Новые правила использования беспилотников

ФСИН, МВД, Росгвардия, ФСБ, Служба внешней разведки и ФСО смогут пресекать нелегальные полеты дронов в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий. В свою очередь полиция также сможет пресекать полеты беспилотников над местом проведения публичного, массового мероприятия и прилегающей к нему территории. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. О том, какие правила действуют для использования беспилотников в нашей стране – читайте здесь.

Усиление безопасности Рунета

Ограничение выезда за рубеж для экс-сотрудников ФСБ

Ограничение на выезд за границу может быть введено сроком до пяти лет со дня увольнения с военной службы в органах Федеральной службы безопасности. Ограничения на выезд за рубеж не будут распространены на всех сотрудников органов безопасности, а коснутся преимущественно тех, кто был осведомлен в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях. Подробнее читайте в нашем разъясняющем материале.

Читайте также: