Исполняющему обязанности директора как правильно

Обновлено: 28.06.2024

Елена Желенкова

Может ли на корабле быть два капитана? Это вряд ли, а вот два руководителя в организации — вполне возможно. Обычно это — генеральный и исполнительный директор. Каждый из них участвует в управлении компанией в рамках своих полномочий. Рассмотрим, как определяются обязанности и ответственность исполнительного директора.

Зачем компании нужно несколько директоров

Возможность разделения полномочий руководителя компании между несколькими лицами появилась у российских бизнесменов в 2014 году. Это позволяют сделать изменения, внесенные в п. 1 ст. 53 ГК РФ.

Важно отметить, что речь идет не о коллегиальном органе (например, правлении) или наличии у генерального директора заместителей. В данном случае имеется в виду, что компанией управляют два независимых руководителя, а иногда — и больше. Все эти директора равноправны и подчиняются только собственникам бизнеса.

Необходимость разделения управленческой функции может быть вызвана несколькими причинами:

Как разделяются полномочия между директорами

Конкретный регламент взаимодействия директоров в ГК РФ подробно не прописан. Упомянуто только о том, что они могут действовать совместно или по отдельности.

Здесь возможны следующие варианты:

Но при любом из перечисленных вариантов каждый из руководителей в отдельности несет ответственность за свои нарушения, как должностное лицо, имеющее полномочия выступать от имени компании. Чем конкретно занимается и за что отвечает исполнительный директор — рассмотрим далее.

Что входит в обязанности исполнительного директора

Порядок разделения полномочий между руководителями должен быть прописан в уставе общества и должностных обязанностях директоров. Важно подробно отразить все нюансы во внутренних документах общества, чтобы свести к минимуму возможные разногласия.

Каждая организация распределяет обязанности индивидуально, но обычно к полномочиям исполнительного директора относят:

  • оперативное планирование работы компании;
  • текущее управление деятельностью;
  • организацию документооборота;
  • контроль за финансовыми потоками (совместно с финансовым директором или главным бухгалтером);
  • оперативный анализ деятельности компании и контроль исполнения текущих планов;
  • контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • подбор персонала. Если речь идет о ведущих позициях — то совместно с генеральным директором.

Ответственность перед организацией

Исполнительный директор, как и любой другой руководитель, является сотрудником компании. Поэтому он отвечает перед организацией по ТК РФ.

Эта ответственность делится на две категории:

Важно!

К директору могут быть предъявлены материальные претензии и после увольнения. Трудовое законодательство в этом случае на него уже не распространяется, поэтому организация здесь руководствуется требованиями ст. 53.1 ГК РФ.

В рамках гражданско-правовых отношений, в отличие от трудовых, с руководителя может быть взыскан не только прямой ущерб, но и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ)

Ответственность перед кредиторами

В ряде случаев исполнительный директор несет ответственность перед кредиторами компании.

Важно!

Если будет доказано, что его недобросовестными действиями интересам кредиторов нанесен ущерб, то директору придется гасить долги организации за счет личных средств.

Имущество руководителя может оказаться под угрозой в следующих случаях:

Ответственность перед государством

Если в обязанности исполнительного директора входит подписание первичных, документов, договоров и отчетности, то он несет ответственность по КоАП РФ и УК РФ, как исполнительный орган общества.

  • налогообложение;
  • банкротство;
  • правила торговли;
  • антимонопольное законодательство;
  • трудовое право;
  • противодействие коррупции.

Сами санкции могут изменяться от незначительного штрафа в несколько сотен рублей по КоАП РФ до многомиллионных взысканий и лишения свободы на срок до 10 лет при уголовном преследовании.

Как избежать нарушений в организации документооборота

Одним из важных составляющих системы управления является документооборот. Он обычно относится к компетенции исполнительного директора.

От работы с документами во многом зависят результаты всего бизнеса. Из-за утери важной информации, ошибок или просрочек можно не только потерять возможность заключения крупного контракта, но и подвергнуться штрафным санкциям.

Часто ошибки в документообороте связаны с влиянием человеческого фактора. Во многих компаниях работа с документами строится без определенного плана. Новые формы и порядок их применения создаются в рабочем порядке, т.е. по мере необходимости, часто — без учета уже существующих регламентов.

Вывод

Действующее законодательство разделяет управление в организации между несколькими равноправными лицами.

Наиболее целесообразно в данном случае выделить каждому руководителю свою сферу ответственности, отразив это в учредительных документах компании.

Исполнительный директор обычно отвечает, в том числе, и за документооборот. Но до этой важной области у руководителя нередко не доходят руки.

Чтобы настроить работу с документами, учитывая текущую ситуацию и особенности конкретного бизнеса, имеет смысл обратиться в аутсорсинговую компанию.

Читайте также: