Недостатки правовой социализации как криминогенный и профилактируемый фактор

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время психологическое знание продолжает оставаться наиболее востребованным в разных сферах жизнедеятельности человека, развиваются и дифференцируются отрасли этого знания, конкретизируются его задачи и возможности применения.

В условиях социальных потрясений, дестабилизации состояния мирового сообщества, переживания катаклизмов в экономической, политической и правовой системах сохраняет постоянную значимость нормативное регулирование поведения людей, актуализируется необходимость прогноза неблагоприятных последствий нарушений правовой социализации отдельно взятой личности и социальных групп.

В связи с этим возрастает прикладная ценность такой недостаточно исследованной области знания, как правовая психология.

Правовая психология определяется как изучающая психологические особенности отражения правозначимых феноменов в сознании общества, социальных групп и индивидов. Она исследует интернализацию личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты правотворчества, закономерности правовой социализации, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правоисполнительного поведения [1, с. 45].

Одной из ключевых категорий рассматриваемого раздела психологической науки выступает правовая социализация, под которой, по мнению М.С. Андрианова, понимается процесс, включающий человека в правовую культуру. Правовая социализация, с одной стороны – это усвоение индивидом правовых знаний, норм и ценностей общества, а с другой, – активное воспроизводство системы социальных связей на основе правового опыта и правомерного поведения индивида за счет его деятельности и активного включения в социальную среду [3].

Правовая социализация личности, как и ее развитие, происходит на протяжении всего жизненного периода под влиянием разных социальных институтов и подчиняется своим закономерностям.

Так, с первых дней жизненного пути человек оказывается в определенной системе традиций и связей социальной среды. Как правило, это микрогруппа в виде семьи, представители которой и выступают для ребенка основным источником социального опыта, оказываются своеобразными моделями его воссоздания, а значит образцами для подражания и идентификации. При этом взрослыми репродуцируется и отношение к нормам морали, являющейся базисом правовых положений, т. е., таким образом, косвенно с момента рождения формируются элементы знания правовых устоев и происходит переживание их смысла.

С точки зрения Г.Г. Шиханцова, далее наиболее активное становление основы индивидуального правосознания претерпевают в раннем детстве, когда родители являются олицетворением правовых норм и нравственных ценностей, а ребенок копирует стереотипы их поведения. Вместе с тем автор подчеркивает, что степень усвоения поведенческих стандартов взрослых во многом зависит от эмоционального фона в семье. Положительный эмоциональный фон взаимоотношений способствует усвоению примера взрослых, отрицательный – может привести к стремлению противопоставления себя системе нравственно-правовых ценностей, демонстрируемых родителями [17, с. 37–38].

В связи с этим, повторимся, сказав о логичности суждения, согласно которому основным транслятором содержания ролей и моральных, в том числе правовых, норм выступает ближайшее социальное окружение, определяющее во многом личностные новообразования ребенка и азы его правосознания.

В младшем школьном возрасте спектр институтов правовой социализации расширяется, несовершеннолетний познает мир, благодаря пребыванию в образовательных организациях, прежде всего, в школьном окружении.

В целом, в данном возрасте происходит дальнейшее формирование мотивационной сферы личности, ее интересов, ценностных ориентиров, убеждений, развивается самосознание, поведение становится более осмысленным и подчиненным самоконтролю.

Правовая социализация, продолжающаяся в подростковом возрасте, имеет свои нюансы. Отметим, что к основным психологическим характеристикам подростка принято относить живое стремление приобщиться к миру взрослых, а важнейшим психологическим новообразованием является чувство взрослости. С одной стороны, оно заключается в склонности к самостоятельности, а с другой, – в тенденции самоутверждения среди сверстников, получения признания от них, обретения социального статуса в группе принадлежности.

При отсутствии условий для проявления индивидуальности и позитивной реализации своих возможностей самоутверждение подростка может приводить к неблагоприятным последствиям, в частности, к развитию отклоняющегося поведения, когда поступки противоречат принятым в обществе правовым и нравственным постулатам [14, с. 79].

По мнению Г.Г. Шиханцова, можно выделить следующие причины нарушений правовой социализации подростков: причины, обусловленные определенными характеристиками семьи и семейных отношений; трудности, неудачи в школе; контакты, сближение со стихийными группами сверстников [17, с. 40–55].

Говоря о первой группе причин, Г.Г. Шиханцов указывает семьи, в которых родители откровенно демонстрируют асоциальные образцы поведения или следуют правовым нормам лишь словесно, совершая на деле противоречащие нравственным и моральным устоям поступки [17, с. 41].

Примечательными в контексте характеризуемых причин представляются результаты эмпирического исследования А.С. Калашниковой и А.Д. Шалуновой, согласно которым родители, хорошо ориентирующиеся в правовой сфере, в большей степени способствуют правовой социализации детей в области прав и обязанностей, часто затрагивая подобные темы при общении со своими детьми [8].

К семьям с наиболее глубокими дефектами правовой социализации, провоцирующим детей и подростков на совершение правонарушений и преступлений, Г.Г.Шиханцов относит неблагополучные семьи, в частности, криминогенные (совершают преступления), аморальные (например, в них взрослые страдают алкоголизмом), проблемные (характеризуются постоянной конфликтной атмосферой), псевдоблагополучные (отличаются жесткими или даже жестокими взаимоотношениями) [17, с. 40–47].

Тот же автор подчеркивает наличие прямой связи между школьным воспитанием и семейным. Он разъясняет, что, как правило, в случае недостаточного семейного воспитания ребенок с трудом осваивает и другую важную роль – обучающегося, а значит, не соответствует в необходимой мере имиджу ученика, нарушая правила и предписания в образовательной среде. Это, в свою очередь, может выступать своеобразной предпосылкой глубоких нарушений правовой социализации личности в будущем [17, с. 47–48].

О.О. Шемякина отмечает, что школьная дезадаптация является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно допущенные на ранних этапах обучения, могут породить психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, в случае их неразрешенности в младшем школьном возрасте, становятся основой для отклонений психосоциального развития несовершеннолетних в дальнейшем. Такая траектория личностного развития способна изменить поведение подростков в негативную сторону, вызывая агрессию, склонность к употреблению психоактивных веществ и уход в виртуальный мир (компьютерную и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения [16].

Стоит сказать, что с развитием социума расширяется перечень институтов социализации, а, кроме того, усиливается влияние факторов, способствующих ее стихийному и неблагоприятному характеру.

Так, Е.М. Лажинцева и А.А. Бочавер указывают на роль Интернета как почвы для проявления девиантного поведения у подростков, отмечая, что Интернет может оказаться средой, негативно воздействующей на их социализацию. Авторы раскрывают формы девиантного поведения в Интернете – интернет-преступность, хакерство, кибербуллинг, геймерство и интенет-зависимость. В качестве одной из наиболее актуальных задач возрастной и педагогической психологии ученые видят развитие методологии исследований освоения подростками пространства Интернета и разработку системы сопровождения этого процесса; повышение осознанности, целенаправленности и критичности у подростков [10].

Соглашаясь с мнением авторов, дополним, что целесообразно говорить о комплексном подходе к решению обозначенной ими задачи с участием разных специалистов, в том числе, в области педагогики, юриспруденции, юридической психологии.

Третьей группой причин нарушений правовой социализации у подростков, по мнению Г.Г. Шиханцова, является сближение со стихийными группами сверстников, сопровождающееся потерей эмоционально положительных связей с семьей и образовательными организациями. При неблагоприятных социальных условиях подростковые группы могут стать асоциальными (или антисоциальными), совершать правонарушения или преступления, т. е. претерпевать существенные сбои процесса правовой социализации [17, с. 52–55].

В период юности происходит последующее формирование интересов и мировоззрения, осуществляется поиск своего места в жизни, совершается самоопределение, и, одновременно, сохраняется восприимчивость к воздействию факторов, способных внести разрушительный эффект в ход правовой социализации.

На наш взгляд, данные опроса не только подтверждают суждения об отрицательном влиянии жизненной неустроенности, ощущения субъективного психологического неблагополучия и трудностей самореализации отдельных представителей молодежи. Они свидетельствуют и о существенной роли совокупности институтов правовой социализации, микро и макро социума в становлении личности и правосознания у молодого поколения.

Рассуждая о правовой социализации лиц юношеского возраста целесообразно сослаться и на мнение Л.В. Карнаушенко, подчеркивающего опасность стихийности данного процесса. Автор утверждает, что освоение информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий способствует приобщению студенческой молодежи к различным социальным и культурным феноменам, минуя агентов социализации. Тяготение молодежи к запретному объясняется ее социально-психологической природой, неприятием советов и мнений взрослых, стремлением к самореализации различными способами, в некоторых случаях – асоциальными и антисоциальными [9].

С точки зрения Л.В. Карнаушенко, увеличение блока некачественной информации является индикатором духовно-нравственного кризиса общества. При этом комментарии различных коммуникаторов в сети зачастую искажают ключевые представления о праве, подвергают сомнению и отрицательному воздействию основанные на нем мировоззренческие взгляды. Поэтому необходим творческий подход, опирающийся на широкомасштабные исследования молодежного сознания в целях адаптации транслируемого материала для аудитории [9].

Одно из решающих воздействий на процесс правовой социализации и формирование личности в зрелом возрасте оказывает трудовой коллектив и профессиональная сфера. В случае достижения желаемого уровня в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека, как правило, возрастает положительная мотивация к труду, происходит творческое развитие личности средствами профессии [13, с. 136].

Интересными в этой связи представляются исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников правоохранительных органов, осужденных за совершение преступлений, проведенные В.А. Лютых и И.Н. Коноплевой. Согласно полученным ими данным, в целом, по сравнению с правопослушными сотрудниками, сотрудники, совершившие преступления, субъективно ощущают себя менее счастливыми, а их самовосприятие отличается более низким уровнем удовлетворенности собой, своими поступками и личностными особенностями [12].

Вместе с тем, нарушения правовой социализации в зрелом возрасте могут происходить по самым разным сценариям в результате влияния совокупности отрицательных факторов – внутриличностных, профессиональных, семейных, социальных. Причем провоцирующее влияние социальных обстоятельств иногда оказывается наиболее опасным для личности взрослого человека-профессионала в случае, если у него не выработаны стереотипы (алгоритмы) конструктивных профессиональных действий. Достаточно ярко этот феномен проявляется во взаимоотношениях сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ДПС ГИБДД) с участниками дорожного движения (как правило, водителями).

Стоит вспомнить ситуации, в которых участники дорожного движения предпринимают попытки привлечь к себе внимание инспекторов ДПС ГИБДД не вполне адекватным поведением, демонстрируют издевательский тон диалога, пытаются задеть профессиональное достоинство сотрудников полиции и завести их вопросами и репликами в эмоциональный и интеллектуальный тупик. При этом инспекторы ДПС ГИБДД нередко оказываются неспособными грамотно противостоять подобным провокациям, проявляют эмоциональную неустойчивость или даже превышение служебных полномочий. Здесь можно сослаться на конкретный пример необоснованного применения инспектором ДПС ГИБДД физической силы в отношении блоггера-водителя, нанесения ему телесных повреждений, что в совокупности не только свидетельствует о профессиональной некомпетентности инспектора ДПС ГИБДД, но и квалифицируется впоследствии судом как уголовно-наказуемое деяние [4].

Таким образом, в приведенном случае мы сталкиваемся с одной из траекторий нарушения правовой социализации, сопровождающегося, по сути, драматичными потрясениями, способными кардинально и нежелательно для самой личности изменить ее жизненный путь. Преодоление ненормативных кризисов и нарушений правовой социализации, безусловно, зависит не только от внешних воздействий, но и от внутреннего потенциала, психологического ресурса личности, созидательного стремления человека соответствовать правовой действительности.

Правовая социализация личности реализуется и на послетрудовой стадии, например, в общественных организациях для пенсионеров. На данном этапе, чаще всего в пожилом возрасте, вероятность кардинальных изменений в правосознании и правоисполнительном поведении личности низка. Это обусловлено, по-видимому, возрастными психологическими особенностями человека, его меньшей социальной активностью, устоявшимися взглядами и мировоззрением, снизившимся уровнем гибкости поведения. Поэтому целесообразно предположить, что при условии благоприятного протекания правой социализации в ходе предыдущих жизненных периодов ее нарушения в пожилом и старческом возрасте маловероятны.

Завершая статью, хотелось бы подчеркнуть, что динамика и закономерности правовой социализации личности, ее взаимосвязь с кризисами возрастного развития и соотношение с событиями в основных сферах жизнедеятельности конкретного человека или общества требуют своего фундаментального и научно обоснованного исследования. Не менее важным представляется установление причинно-следственных связей между правовой социализацией и другими феноменами (девиантным поведением, социально-психологической адаптацией индивида, характеристиками норм права и иными явлениями).

В сфере психологической практики предстоящие научные изыскания позволят осуществить грамотную профилактику нарушений правовой социализации личности и социальных групп, а на уровне методологии и теории обусловят дальнейшую разработку и совершенствование категориального аппарата правовой психологии.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Файлы: 1 файл

социализация.doc

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на тему: Деформации правовой социализации несовершеннолетних

Выполнил: студент 6 курса 2 группы

1. Понятие социализации в юридической психологии.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Важным элементом этого процесса выступает правовая социализация, которая позволяет индивиду включиться в систему правоотношений данного общества в ходе усвоения существующей правовой культуры. Основу правовой социализации составляют:

  • усвоение правовых норм и формирование определенной позиции по отношению к этим нормам;
  • оценка непосредственной реализации норм в правовом поле, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
  • усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.

Самой очевидной целью правовой социализации является обеспечение правомерного поведения личности, что предполагает формирование у каждого индивида такого интегрального правового образования, как правовое сознание.

Подростковый период является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В это время подросток активно социализируется, входит в социум, в мир широких общественных отношений. Именно этот период жизненного пути считается наиболее важным с точки зрения формирования правосознания и правопослушного поведения. Вот почему дефекты правовой социализации в подростковом возрасте во многом предопределяют картину жизни личности в дальнейшем, что может выразиться как в незначительных социально-негативных отклонениях, так и в серьезных правонарушениях.

Анализ научных разработок по изучению делинквентного поведения несовершеннолетних позволяет выделить его детерминанты:

  • негативное влияние микросоциума на подростка (дефекты в воспитательном процессе, отсутствие контроля со стороны родителей, аморальное и противоправное поведение близких родственников, жестокость);
  • психические расстройства, психопатии, повышенная возбудимость, десублимация агрессии;
  • правовая безграмотность, незнание элементарных правовых норм;
  • отсутствие адекватной помощи родителям в воспитании подростков со стороны педагогов, представителей правоохранительных органов, социальных служб и общественности;
  • существенные недостатки в организации досуга несовершеннолетних, идеологический вакуум и, как следствие, наркотизация, алкоголизация, ситуативная, а позднее, и сознательная делинквентность.

На наш взгляд, этот сжатый перечень факторов позволяет сделать вывод о том, что проблема дефектов правовой социализации в подростковый период может быть решена только на государственном уровне с привлечением всех заинтересованных сторон (родителей, педагогов, социальных служб, правоохранительных органов). Главным направлением этой работы остается профилактика делинквентности, с помощью которой своевременно выявляются несовершеннолетние с противоправной направленностью. При проведении воспитательно-профилактических мероприятий с данной категорией лиц необходимыми являются как меры принудительного характера, так и другие формы психолого-педагогического воздействия. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Его жизнь в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Процессом правовой социализации называется усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. Процесс правовой социализации включает в себя:

- усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;

- изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;

- обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Подчеркнем, что человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.

Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.

Правовая социализация личности и ее результаты — процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний. Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше, социальна. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере.

2. Дефекты правовой социализации несовершеннолетних.

Формирование у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения, безусловно, является наиболее желательной целью. Однако в процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения - от совершения незначительных правонарушений до преступлений.

В литературе отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).

Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих антисоциальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимодействие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников - естественная среда для всех детей, подростков. Они являются важнейшими социализирующими факторами личности несовершеннолетних. Причем семье принадлежит особая роль В формировании молодого человека, поскольку ее воздействие на личность многогранно, всесторонне.

2.1. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.

Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит семье. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях:

  • родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
  • родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
  • родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
  • родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

  • криминогенная семья;
  • аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
  • проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
  • неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
  • псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления.

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4 - 5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

В воспитательной колонии для девушек было проведено анкетирование осужде нных за грабеж, разбой, хулиганство. Среди вопросов был и такой: "Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?" Получены были следующие ответы: "Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой"; "Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь".

Читайте также: