Интерактивное наглядное пособие что это
Обновлено: 16.05.2024
В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.
Объект исследования: анализ применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядных пособий.
2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.
3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.
4. Изучить современные требования к наглядным пособиям по русскому языку.
5. На практических примерах рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.
Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
Виды наглядных пособий
Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.
Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).
Основные группы наглядности, применяемые в школе:
Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
1. Предметы окружающей среды.
С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.
Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.
Рис.1.1 Виды наглядных пособий
2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.
К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.
3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.
По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы "Положение предметов", "Времена года", "Цвета", которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.
Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.
5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.
Дидактический материал можно подразделить на:
- предметный дидактический материал;
- дидактический материал в виде карточек с заданиями.
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
Автор: Ваганова Анна Викторовна
Организация: МБДОУ детский сад № 33
Населенный пункт: Удмуртская республика, г. Сарапул
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
При организации образовательной деятельности чаще всего педагоги использовали разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии и прочее. Поэтому, как мне кажется, интерес к миру природы, к природным явлениям у детей был не стойкий, внимание рассеянное, представления детей о природном окружении были разрозненны, поверхностны, запоминались сложно.
Возьмём к примеру муравейник, что может педагог, показать муравейник на картине, показать фильм, сводить в лес на экскурсию. Но как педагог может показать, что внутри муравейника, показать ту жизнь, которая там кипит.
Как педагог может показать пруд с его обитателями зимой, медведя в берлоге и бобра в хатке и т.д
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
При оборудовании центра и её отдельных областей ориентиром послужили актуальные интересы детей, выявленные педагогами в результате приводящихся наблюдений. В зависимости от тем, привлекающих особое внимание детей, оснащение центра постоянно меняется и дополняется, чтобы дети имели возможность исследовать занимающую их проблему.
Все пособия в центре находятся в свободном доступе и располагаются на уровне глаз детей. Чтобы каждый ребёнок мог получить опыт использования разнообразных материалов, они все находятся в доступном для детей месте.
В нашем центре разработаны и созданы разные интерактивные пособия, первым таким пособием является-муравейник.
Модель предназначена для изучения развития муравьев и устройства муравейника.
Пособие включает в себя макет муравейника, карточки на которых изображено устройство муравейника и стадии развития муравья. Так же книга о жизни муравейника.
Не одна картинка или презентация так не раскроет жизнь и циклы развития муравья и муравейника.
Медвежья берлога
Пособие включает в себя макет берлоги, карточки на которых изображено чем питается медведь в разное время года. Книга о жизни медведя.
Как задорого наблюдать за детками, когда они, затаив дыхание слушают про мишку, который спит в берлоге. Как они шёпотом задают вопросы чтоб не разбудить этого мишку. И вот ты открываешь эту берлогу, и видишь, как они удивляются, как им интересно. Ещё раз повторюсь, что не одна картинка не сможет заинтересовать так ребёнка.
Хатка бобра
Пособие включает в себя макет хатки бобра с изображением бобра и его детёныша. Рядом с хаткой расположены брёвна как будто обработанные бобром. Так же есть книга о жизни бобра.
Умное дерево
Пособие включает в себя макет дерева, со сменой листвы, птиц и насекомых в соответствии с временем года.
Живой пруд
Пособие включает в себя макет пруда, с животными, растениями данной экосистемы.
Дети проявляют себя в качестве исследователей, которые познают новый для них мир. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Для того, чтобы игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть интерактивный бокс.
Интерактивный бокс – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).
Простые боксы, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие бокса, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает бокс.
В жизни дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Мы считаем, что такие боксы очень эффективны с точки зрения формирования экологических представлений у дошкольников, так как их можно использовать в игровой деятельности, что может быть интереснее и значимее игры для ребёнка!
Интерактивный бокс должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологичным.
Так же разработано большое количество интерактивных игр и пособий, с которыми дети и педагоги могут работать как в центре, так и группе и на природе.
Чемодан можно выносить на прогулки, брать в походы в лес и на пруд.
Его можно брать как весь, так и частями.
С помощью него дети могут изучать жизнь насекомых, птиц, животных и мир растений. Например, могут самостоятельно вырастить бабочку из куколки, рассмотреть каплю росы, узнать возраст дерева и совершить ещё массу новых и интересных открытий.
Ещё с помощью такого чемодана очень удобно проводить наблюдения.
Вообще наш огород — это клад для воспитателя. Здесь можно совершить массу новых открытий.
Например, малыши приходят посмотреть, как растёт колючий огурец, красная помидорка, большая гладкая тыква. Воспитатель, правильно спланировав экскурсию, наблюдение в огород, может закрепить и цвет, и форму, и подарить море сенсорных ощущений.
Более старшие ребята могут самостоятельно вырастить растение и продолжать наблюдать за их развитием.
А как здорово самим собирать урожай.
Для многих было открытие что при выкапывании картофеля, плоды появлялись как по волшебству из-под земли.
А ещё очень здорово собирать семена, находить вредителей в огороде, узнавать, что чем и как пахнет, замерять тыкву насколько она выросла и отмечать это в своем блокноте.
Так же не мало важно научить ухаживать за огородом.
С младшего возраста дети учатся поливать, рыхлить, полоть.
И им это очень нравиться.
Все наши занятия, прогулки, беседы, работы в огороде спланированы так, что мы не разу не слышали от детей что им скучно, не интересно.
И как показала практика, такие занятия проходят особенно успешно, если использовать различные формы наглядных интерактивных пособий.
И хотелось бы ещё раз отметить,что, интерактивные пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или вообще невозможно.
Мы можем видеть, что наши воспитанники стали более любознательными, инициативными, чуткими к миру природы. Им стало легче устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения и выводы. Дети стали обращать внимание на красоту природы и отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Необходимые в современной начальной интерактивные пособия разработаны для различных образовательных целей и используются на всех этапах изучения учебной информации. Комплекты электронных методических, дидактических, наглядных материалов охватывают различные предметы, изучаемые в курсе 1-4 классов:
- математика
- русский язык
- английский язык
- окружающий мир
- литературное чтение
С помощью данных разработок можно проводить интересные содержательные уроки, иллюстрировать правила и примеры, обобщать знания по теме и всему курсу, проводить контрольно-проверочные работы и тесты.
Оборудование для пособий и их образовательные функции
Взаимодействие с изображениями, красочное оформление иллюстраций и современные инструменты для обучения привлекают внимание школьников, вызывают интерес к предмету и учебному процессу. Использование в интерактивных пособиях графических образов, иллюстрирование примеров и явлений, сжатое табличное представление информации помогают активизировать зрительное восприятие и память, что благоприятно влияет на уровень запоминаемости и усвоения учебного материала учениками начальной школы.
Учебно-наглядные пособия электронного формата предназначены для совместного использования с соответствующим оборудованием, в зависимости от необходимости:
- ПК
- проектор
- интерактивная доска
- другие устройства
Программные модули и продукты требуют различных системных возможностей. Это нужно учитывать при выборе комплекта.
Из-за большого количества и разнообразия интерактивных материалов удобнее разделить их на семейства и ознакомиться с общими описательными характеристиками.
Интерактивные таблицы
Таблицы на CD-дисках представляют набор электронных таблиц, содержащих темы курса с 1-го по 4-ый класс по предметам:
- математика
- русский язык
- природоведение
- окружающий мир
- литературное чтение
Оформлением графического содержимого пособий занимались профессиональные художники, а в разработке структуры и тематического содержания принимали участие педагоги, профессоры, доценты. В издании легко ориентироваться благодаря наличию оглавления. Использование наборов этого семейства требует оборудования для прочтения диска и демонстрации данных (проектор, интерактивная доска и тому подобные устройства).
Особенности программно-методических комплексов
Программно-методические комплексы, или ПМК, для начальных классов – это сложные по своему составу, но простые в использовании и управлении программные продукты. Медиапространство ПМК представлено большим перечнем объектов:
Содержание каждого DVD-box меняется в зависимости от дисциплины. В нашем каталоге представлены издания по следующим школьным предметам:
- музыка
- математика
- естествознание
- литературное чтение
- изобразительное искусство
Помимо предметных изданий, предлагаем тематические, развивающие, психолого-диагностические пособия и посвященные проектной деятельности. Подробно о каждом из них и о системных требованиях к оборудованию можно узнать на отдельной странице каждого выпуска.
Медиапособия с сетевыми версиями и тестами
Разнообразные интерактивные пособия с сетевой версией и тестами представляют обширный по содержанию материал для 1-4 классов по предметам:
- ОБЖ
- технология
- математика
- русский язык
- окружающий мир
- литературное чтение
Эти издания примечательны тем, что педагог сможет менять структуру медиапространства, дополняя его объектами (анимации, таблицы и пр.).
В зависимости от предметной направленности комплекта его медиапространство может быть представлено такими объектами:
- игры
- загадки
- анимации
- кроссворды
- аудиозаписи
- система заданий
- интерактивные схемы
- тесты по изученным темам
- демонстрационные материалы
- раздаточные материалы для распечатки
- многое другое
В каждом комплекте содержатся инструменты для объяснения теоретического материала, упражнения на закрепление и отработку навыков и задания для контроля по каждой теме.
Сетевые версии объединяют в себе сразу несколько учебных предметов: русский язык, окружающий мир, математика, литературное чтение. Структуру и содержание этих версий педагог также может менять, составлять индивидуальные задания и вести в программе журнал. Эти интерактивные пособия предъявляют более высокие требования к системным возможностям оборудования.
Сетевые пособия с тестами предназначены для проведения контрольно-проверочных занятий. Одно издание посвящено одному учебному предмету и одному году обучения. Здесь учащимся начальных классов можно предложить для выполнения контрольные задания, практические тренинги на тренировку умений и навыков. Результаты тестирования сохраняются.
Чтобы уточнить актуальность наличия, позвоните нам или напишите на электронную почту. Менеджеры прояснят все вопросы по цене и доставке, сделают расчеты и проконтролируют процесс от начала и до конца.
Методическая программа от опытных педагогов-психологов представляет собой диагностическое интерактивное лото. Работа, нацеленная на развитие ребенка дошкольного возраста в социально-личностном плане, проводится в рамках игрового пространства. ПМК предназначен для использования вместе с интерактивной доской. Инновационный продукт создан для психологов детских садов, работников коррекционных учреждений, специалистов школ развития, реабилитационных центров и направлен на диагностику дезадаптации малыша в социуму, возникающих при общении со сверстниками и взрослыми проблем. В ходе занятия малышу предлагается оценить те или иные сюжеты из жизни, изображенные и озвученные на представленных карточках. Методический материал поделен на два раздела.
Занятия для интерактивных досок и столов "Математика". С помощью этого блока математика становится интересной, веселой и доступной для ребенка. Возрастная группа: 5-7 лет. Комплектация: Диск с ПО "Математика", лицензионный ключ на 10 ПК; Методическое пособие для педагогов.
Этот программно методический комплекс отличается лаконичностью, четкостью и доступностью подачи материала (минимально достаточное количество элементов, цветов, эффектов, клавиш), многоплановостью и вариативностью содержания, что делает его уникальным многофункциональным продуктом для развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, креативных способностей ребенка. Волшебный конструктор включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательных учреждений, куда включены подробные рекомендации по использованию программы при работе с интерактивной доской, в сетевом компьютерном классе, примеры уроков и занятий, также описаны критерии оценки эффективности использования программы, предложены таблицы соответствия содержания программы образовательным программам дошкольного, младшего школьного и дополнительного образования. Этот новый информационный продукт, направленный на соединение современных технологий с классическими формами развития и обучения детей, формирование целостного восприятия мира.
Дополнительное занятие для подвижных занятий "Играй и Развивайся: Тематические недели". С помощью этого блока математика становится интересной, веселой и доступной для ребенка: 6 тем, 12 занятий, для работы с детьми 5-7 лет. Занятия можно использовать как самостоятельный продукт, для этого необходимо добавить в комплект датчик Kinect. Комплектация: Диск с ПО "Математика", лицензионный ключ на 1 ПК; Методическое пособие для педагогов; Инструкция по установке и работе.
Занятия для интерактивных досок и столов "Развитие речи" способствует формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Возрастная группа: 5-7 лет. Комплектация: Диск с ПО "Развитие речи", лицензионный ключ на 10 ПК; Методическое пособие для педагогов.
ПМК - это программно-методический комплекс, разработанный для применения с интерактивной доской. Целостный ПМК от отечественных методистов предназначен для применения в учебных заведениях, оборудованных интерактивными досками. Продукт мультимедиа рассчитан на разновозрастную аудиторию детей дошкольного возраста и может быть применен на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Методический набор включает в свой состав полный перечень материалов, которые могут понадобиться для организации полноценного урока: Целостное занятие в формате мультимедиа на тему олимпийских игрх и зимних видов спорта. В комплект входят наглядные элементы, а также интерактивные задачи. Беседовать с малышами помогает забавный герой – инопланетный гость Фантик. Раздаточные материалы. Педагог может предложить воспитанникам составить тематические картинки из пазлов. Детализированный сценарий, отражающий все стадии работы и типы деятельности плюс содержащий примеры игр, загадок, танцев, физкультминутки и т.д. Методика учебно-игровой деятельности. Видеозапись подобного урока Програмно-методический комплекс "О, спорт, ты - мир!" можно применять на теоретических занятия, демонстрируя его на экран при помощи проектора
Читайте также:
- Из приведенных ниже ответов определите кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу
- Как правильно называется должность сиделки
- Как соотносятся правотворческий и законодательный процесс
- Можно ли считать легальный лоббизм легализованной формой взятки
- Как решать задачи по истории государства и права зарубежных стран