Интерактивное наглядное пособие что это

Обновлено: 16.05.2024

В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.

На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.

Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.

Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.

Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.

Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.

Объект исследования: анализ применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть виды наглядных пособий.

2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.

3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.

4. Изучить современные требования к наглядным пособиям по русскому языку.

5. На практических примерах рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

Виды наглядных пособий

Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).

Основные группы наглядности, применяемые в школе:

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

1. Предметы окружающей среды.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.

Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.


Рис.1.1 Виды наглядных пособий

2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.

К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.




3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.

По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы "Положение предметов", "Времена года", "Цвета", которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.

Дидактический материал можно подразделить на:

- предметный дидактический материал;

- дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Автор: Ваганова Анна Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад № 33

Населенный пункт: Удмуртская республика, г. Сарапул

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

При организации образовательной деятельности чаще всего педагоги использовали разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии и прочее. Поэтому, как мне кажется, интерес к миру природы, к природным явлениям у детей был не стойкий, внимание рассеянное, представления детей о природном окружении были разрозненны, поверхностны, запоминались сложно.

Возьмём к примеру муравейник, что может педагог, показать муравейник на картине, показать фильм, сводить в лес на экскурсию. Но как педагог может показать, что внутри муравейника, показать ту жизнь, которая там кипит.

Как педагог может показать пруд с его обитателями зимой, медведя в берлоге и бобра в хатке и т.д

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

При оборудовании центра и её отдельных областей ориентиром послужили актуальные интересы детей, выявленные педагогами в результате приводящихся наблюдений. В зависимости от тем, привлекающих особое внимание детей, оснащение центра постоянно меняется и дополняется, чтобы дети имели возможность исследовать занимающую их проблему.

Все пособия в центре находятся в свободном доступе и располагаются на уровне глаз детей. Чтобы каждый ребёнок мог получить опыт использования разнообразных материалов, они все находятся в доступном для детей месте.

В нашем центре разработаны и созданы разные интерактивные пособия, первым таким пособием является-муравейник.

Модель предназначена для изучения развития муравьев и устройства муравейника.

Пособие включает в себя макет муравейника, карточки на которых изображено устройство муравейника и стадии развития муравья. Так же книга о жизни муравейника.

Не одна картинка или презентация так не раскроет жизнь и циклы развития муравья и муравейника.

Медвежья берлога

Пособие включает в себя макет берлоги, карточки на которых изображено чем питается медведь в разное время года. Книга о жизни медведя.

Как задорого наблюдать за детками, когда они, затаив дыхание слушают про мишку, который спит в берлоге. Как они шёпотом задают вопросы чтоб не разбудить этого мишку. И вот ты открываешь эту берлогу, и видишь, как они удивляются, как им интересно. Ещё раз повторюсь, что не одна картинка не сможет заинтересовать так ребёнка.

Хатка бобра

Пособие включает в себя макет хатки бобра с изображением бобра и его детёныша. Рядом с хаткой расположены брёвна как будто обработанные бобром. Так же есть книга о жизни бобра.

Умное дерево

Пособие включает в себя макет дерева, со сменой листвы, птиц и насекомых в соответствии с временем года.

Живой пруд

Пособие включает в себя макет пруда, с животными, растениями данной экосистемы.

Дети проявляют себя в качестве исследователей, которые познают новый для них мир. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Для того, чтобы игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть интерактивный бокс.

Интерактивный бокс – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

Простые боксы, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие бокса, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает бокс.

В жизни дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Мы считаем, что такие боксы очень эффективны с точки зрения формирования экологических представлений у дошкольников, так как их можно использовать в игровой деятельности, что может быть интереснее и значимее игры для ребёнка!

Интерактивный бокс должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологичным.

Так же разработано большое количество интерактивных игр и пособий, с которыми дети и педагоги могут работать как в центре, так и группе и на природе.

Чемодан можно выносить на прогулки, брать в походы в лес и на пруд.

Его можно брать как весь, так и частями.

С помощью него дети могут изучать жизнь насекомых, птиц, животных и мир растений. Например, могут самостоятельно вырастить бабочку из куколки, рассмотреть каплю росы, узнать возраст дерева и совершить ещё массу новых и интересных открытий.

Ещё с помощью такого чемодана очень удобно проводить наблюдения.

Вообще наш огород — это клад для воспитателя. Здесь можно совершить массу новых открытий.

Например, малыши приходят посмотреть, как растёт колючий огурец, красная помидорка, большая гладкая тыква. Воспитатель, правильно спланировав экскурсию, наблюдение в огород, может закрепить и цвет, и форму, и подарить море сенсорных ощущений.

Более старшие ребята могут самостоятельно вырастить растение и продолжать наблюдать за их развитием.

А как здорово самим собирать урожай.

Для многих было открытие что при выкапывании картофеля, плоды появлялись как по волшебству из-под земли.

А ещё очень здорово собирать семена, находить вредителей в огороде, узнавать, что чем и как пахнет, замерять тыкву насколько она выросла и отмечать это в своем блокноте.

Так же не мало важно научить ухаживать за огородом.

С младшего возраста дети учатся поливать, рыхлить, полоть.

И им это очень нравиться.

Все наши занятия, прогулки, беседы, работы в огороде спланированы так, что мы не разу не слышали от детей что им скучно, не интересно.

И как показала практика, такие занятия проходят особенно успешно, если использовать различные формы наглядных интерактивных пособий.

И хотелось бы ещё раз отметить,что, интерактивные пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или вообще невозможно.

Мы можем видеть, что наши воспитанники стали более любознательными, инициативными, чуткими к миру природы. Им стало легче устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения и выводы. Дети стали обращать внимание на красоту природы и отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.


Необходимые в современной начальной интерактивные пособия разработаны для различных образовательных целей и используются на всех этапах изучения учебной информации. Комплекты электронных методических, дидактических, наглядных материалов охватывают различные предметы, изучаемые в курсе 1-4 классов:

  • математика
  • русский язык
  • английский язык
  • окружающий мир
  • литературное чтение

С помощью данных разработок можно проводить интересные содержательные уроки, иллюстрировать правила и примеры, обобщать знания по теме и всему курсу, проводить контрольно-проверочные работы и тесты.

Оборудование для пособий и их образовательные функции

Взаимодействие с изображениями, красочное оформление иллюстраций и современные инструменты для обучения привлекают внимание школьников, вызывают интерес к предмету и учебному процессу. Использование в интерактивных пособиях графических образов, иллюстрирование примеров и явлений, сжатое табличное представление информации помогают активизировать зрительное восприятие и память, что благоприятно влияет на уровень запоминаемости и усвоения учебного материала учениками начальной школы.

Учебно-наглядные пособия электронного формата предназначены для совместного использования с соответствующим оборудованием, в зависимости от необходимости:

  • ПК
  • проектор
  • интерактивная доска
  • другие устройства

Программные модули и продукты требуют различных системных возможностей. Это нужно учитывать при выборе комплекта.

Из-за большого количества и разнообразия интерактивных материалов удобнее разделить их на семейства и ознакомиться с общими описательными характеристиками.

Интерактивные таблицы

Таблицы на CD-дисках представляют набор электронных таблиц, содержащих темы курса с 1-го по 4-ый класс по предметам:

  • математика
  • русский язык
  • природоведение
  • окружающий мир
  • литературное чтение

Оформлением графического содержимого пособий занимались профессиональные художники, а в разработке структуры и тематического содержания принимали участие педагоги, профессоры, доценты. В издании легко ориентироваться благодаря наличию оглавления. Использование наборов этого семейства требует оборудования для прочтения диска и демонстрации данных (проектор, интерактивная доска и тому подобные устройства).

Особенности программно-методических комплексов

Программно-методические комплексы, или ПМК, для начальных классов – это сложные по своему составу, но простые в использовании и управлении программные продукты. Медиапространство ПМК представлено большим перечнем объектов:

Содержание каждого DVD-box меняется в зависимости от дисциплины. В нашем каталоге представлены издания по следующим школьным предметам:

  • музыка
  • математика
  • естествознание
  • литературное чтение
  • изобразительное искусство

Помимо предметных изданий, предлагаем тематические, развивающие, психолого-диагностические пособия и посвященные проектной деятельности. Подробно о каждом из них и о системных требованиях к оборудованию можно узнать на отдельной странице каждого выпуска.

Медиапособия с сетевыми версиями и тестами

Разнообразные интерактивные пособия с сетевой версией и тестами представляют обширный по содержанию материал для 1-4 классов по предметам:

  • ОБЖ
  • технология
  • математика
  • русский язык
  • окружающий мир
  • литературное чтение

Эти издания примечательны тем, что педагог сможет менять структуру медиапространства, дополняя его объектами (анимации, таблицы и пр.).

В зависимости от предметной направленности комплекта его медиапространство может быть представлено такими объектами:

  • игры
  • загадки
  • анимации
  • кроссворды
  • аудиозаписи
  • система заданий
  • интерактивные схемы
  • тесты по изученным темам
  • демонстрационные материалы
  • раздаточные материалы для распечатки
  • многое другое

В каждом комплекте содержатся инструменты для объяснения теоретического материала, упражнения на закрепление и отработку навыков и задания для контроля по каждой теме.

Сетевые версии объединяют в себе сразу несколько учебных предметов: русский язык, окружающий мир, математика, литературное чтение. Структуру и содержание этих версий педагог также может менять, составлять индивидуальные задания и вести в программе журнал. Эти интерактивные пособия предъявляют более высокие требования к системным возможностям оборудования.

Сетевые пособия с тестами предназначены для проведения контрольно-проверочных занятий. Одно издание посвящено одному учебному предмету и одному году обучения. Здесь учащимся начальных классов можно предложить для выполнения контрольные задания, практические тренинги на тренировку умений и навыков. Результаты тестирования сохраняются.

Чтобы уточнить актуальность наличия, позвоните нам или напишите на электронную почту. Менеджеры прояснят все вопросы по цене и доставке, сделают расчеты и проконтролируют процесс от начала и до конца.


Методическая программа от опытных педагогов-психологов представляет собой диагностическое интерактивное лото. Работа, нацеленная на развитие ребенка дошкольного возраста в социально-личностном плане, проводится в рамках игрового пространства. ПМК предназначен для использования вместе с интерактивной доской. Инновационный продукт создан для психологов детских садов, работников коррекционных учреждений, специалистов школ развития, реабилитационных центров и направлен на диагностику дезадаптации малыша в социуму, возникающих при общении со сверстниками и взрослыми проблем. В ходе занятия малышу предлагается оценить те или иные сюжеты из жизни, изображенные и озвученные на представленных карточках. Методический материал поделен на два раздела.



Занятия для интерактивных досок и столов "Математика". С помощью этого блока математика становится интересной, веселой и доступной для ребенка. Возрастная группа: 5-7 лет. Комплектация: Диск с ПО "Математика", лицензионный ключ на 10 ПК; Методическое пособие для педагогов.


Этот программно методический комплекс отличается лаконичностью, четкостью и доступностью подачи материала (минимально достаточное количество элементов, цветов, эффектов, клавиш), многоплановостью и вариативностью содержания, что делает его уникальным многофункциональным продуктом для развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, креативных способностей ребенка. Волшебный конструктор включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательных учреждений, куда включены подробные рекомендации по использованию программы при работе с интерактивной доской, в сетевом компьютерном классе, примеры уроков и занятий, также описаны критерии оценки эффективности использования программы, предложены таблицы соответствия содержания программы образовательным программам дошкольного, младшего школьного и дополнительного образования. Этот новый информационный продукт, направленный на соединение современных технологий с классическими формами развития и обучения детей, формирование целостного восприятия мира.


Дополнительное занятие для подвижных занятий "Играй и Развивайся: Тематические недели". С помощью этого блока математика становится интересной, веселой и доступной для ребенка: 6 тем, 12 занятий, для работы с детьми 5-7 лет. Занятия можно использовать как самостоятельный продукт, для этого необходимо добавить в комплект датчик Kinect. Комплектация: Диск с ПО "Математика", лицензионный ключ на 1 ПК; Методическое пособие для педагогов; Инструкция по установке и работе.


Занятия для интерактивных досок и столов "Развитие речи" способствует формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Возрастная группа: 5-7 лет. Комплектация: Диск с ПО "Развитие речи", лицензионный ключ на 10 ПК; Методическое пособие для педагогов.


ПМК - это программно-методический комплекс, разработанный для применения с интерактивной доской. Целостный ПМК от отечественных методистов предназначен для применения в учебных заведениях, оборудованных интерактивными досками. Продукт мультимедиа рассчитан на разновозрастную аудиторию детей дошкольного возраста и может быть применен на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Методический набор включает в свой состав полный перечень материалов, которые могут понадобиться для организации полноценного урока: Целостное занятие в формате мультимедиа на тему олимпийских игрх и зимних видов спорта. В комплект входят наглядные элементы, а также интерактивные задачи. Беседовать с малышами помогает забавный герой – инопланетный гость Фантик. Раздаточные материалы. Педагог может предложить воспитанникам составить тематические картинки из пазлов. Детализированный сценарий, отражающий все стадии работы и типы деятельности плюс содержащий примеры игр, загадок, танцев, физкультминутки и т.д. Методика учебно-игровой деятельности. Видеозапись подобного урока Програмно-методический комплекс "О, спорт, ты - мир!" можно применять на теоретических занятия, демонстрируя его на экран при помощи проектора

Читайте также: