Институт земских начальников учредил кто

Обновлено: 30.06.2024

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.

Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.

Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.








***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи . ***

Должность, введенная Положением о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 года.

Функции Земских начальников соответствовали функциям административно-судебного органа, действовавшего на территории части уезда (участка).

Земской начальник подчинялись губернатору и губернскому присутствию.

На должность Земского начальника могли назначаться лица дворянского сословия, прослужившие в губернии не менее 3 лет в должности предводителя дворянства, мирового посредника, мирового судьи, непременного члена губернского или уездного присутствия по крестьянским делам и некоторых др. должностях, с высшим образованием, старше 25 лет, обладавшие определенным имущественным цензом (не менее ? ценза, необходимого для избрания гласным уездного земского собр.). В случае отсутствия в губернии кандидатов, отвечавших всем требованиям, делались исключения для лиц без высшего образования (при этом повышался имущественный ценз). Для лиц с высшим образованием мог быть понижен возрастной и имущественный ценз.

Должность Земского начальника не могли замещать лица, состоявшие под опекой, под следствием и судом, несостоятельные должники, а также лица, исключенные из службы или из дворянских собраний.

Должность Земского начальника не могла совмещаться с занятием никакой другой административной или общественной деятельностью, за исключением почетных должностей в местных учебных и богоугодных заведениях и должности гласного в местном земском собрании.

Назначение на должность Земского начальника производил губернатор по совещанию с уездными и губернскими предводителями дворянства по списку кандидатов, которые ежегодно составлялись в каждом уезде.

По представлению губернатора министр (см. Министр. 2) внутренних дел утверждал Земского начальника в должности. При отсутствии кандидатов в губерниях министр внутренних дел назначал Земского начальника от министерства.

Положение 1889 года не распространялось на Астраханскую, Вятскую, Олонецкую и Пермскую губернии, а также на Вельский и Тотемский уезд Вологодской губернии, где все Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора.

Знак Земского начальника.

Конец XIX века.

Увольнение от должности Земского начальника могло производиться по инициативе губернского присутствия, которое через губернатора входило в Министерство внутренних дел. После обсуждения на Совете министра он утверждал решение об увольнении Земского начальника. Таким же образом рассматривались и жалобы на противоправную деятельность Земского начальника.

Ведению Земского начальника в административной сфере подлежали дела, находившиеся в ведении мировых посредников, т.е. надзор за всеми органами крестьянского самоуправления; утверждение в должности и временное отстранение от должности волостных старшин, волостных судей и волостных писарей. Земский начальник мог входить в уездный съезд с предложениями об отстранении их от должности; рассматривать и утверждать решения волостных сходов, а также предлагать съезду отменять их; мог налагать адм. взыскания на сельских и волостных должностных лиц без формального судопроизводства, налагать на них штрафы и подвергать аресту (до 7 дней).

Серией указов и постановлений в обязанности Земскому начальнику вменялись: надзор за сбором податей, состоянием мирских капиталов, за опекой над малолетними; участие в землеустроительных комиссиях, и пр. Судебные функции Земских начальников регламентировались Правилами о производстве судебных дел, подведомственных Земскому начальнику и городским судьям от 29 декабря 1899 года и включали надзор за деятельностью волостных судов и другие дела, подлежавшие прежде ведению мировых судей. Земские начальники были подведомственны гражданские иски на сумму, не превышавшую 300 руб., а по земским (надельным) делам - до 500 руб. Меры наказания, дозволявшиеся Земскому начальнику, - штраф до 300 руб., арест до 3 месяцев, тюремное заключение до 1 года.

На судебные решения Земского начальника можно было подать апелляцию в уездный съезд. Кассационной инстанцией для Земских начальников были губернские присутствия. Т.о. широкие полномочия Земских начальников серьезно ограничивали гражданские права крестьянства и вызывали серьезное недовольство в обществе и в Министерстве внутренних дел. По закону от 15 июня 1912 года Земские начальники были освобождены от судебных функций, права надзора за волостными судами, права налагать административные взыскания на волостных судей. Однако этот закон вводился постепенно: с 1 января 1914 года - в 10 южных губерниях, где к тому же 43 должности Земских начальников были вообще упразднены. Окончательное вступление этого закона в силу намечалось на 1917 год.

Институт Земских начальников был упразднен Временным правительством в апреле 1917 года. (Циркулярная телеграмма министра-председателя губернским комиссарам, без места и числа 1917 года.)

Синоним: Земский участковый начальник


Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению к земским начальникам выступали уездный съезд и губернское присутствие. (Википедия)

Значение слова «институт»

ИНСТИТУ́Т , -а, м. 1. Название некоторых высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Технологический институт. Педагогический институт. Институт русской литературы. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «земский»

ЗЕ́МСКИЙ , -ая, -ое. 1. Ист. Общегосударственный. Земский собор. Земское ополчение. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «начальник»

НАЧА́ЛЬНИК , -а, м. Должностное лицо, руководящее, заведующее чем-л. Начальник цеха. Начальник заставы. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: говорливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «институт»

Ассоциации к слову «начальник»

Синонимы к словосочетанию «институт земских начальников»

Предложения со словосочетанием «институт земских начальников»

  • Дополнительный административно-политический контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен был обеспечить институт земских начальников из дворянства, учреждённый в 1889 г.

Сочетаемость слова «институт»

Сочетаемость слова «земский»

Сочетаемость слова «начальник»

Афоризмы русских писателей со словом «институт»

  • Согласно моему принципу, что корень всех социальных зол лежит в институте заработной платы, — все, что я произвожу, я раздаю безвозмездно.

Дополнительно

Значение словосочетания «земский начальник»

Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению к земским начальникам выступали уездный съезд и губернское присутствие.

Значение слова «институт»

ИНСТИТУ́Т , -а, м. 1. Название некоторых высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Технологический институт. Педагогический институт. Институт русской литературы.

Значение слова «земский»

ЗЕ́МСКИЙ , -ая, -ое. 1. Ист. Общегосударственный. Земский собор. Земское ополчение.

Значение слова «начальник»

НАЧА́ЛЬНИК , -а, м. Должностное лицо, руководящее, заведующее чем-л. Начальник цеха. Начальник заставы.

Предложения со словосочетанием «институт земских начальников»

Дополнительный административно-политический контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен был обеспечить институт земских начальников из дворянства, учреждённый в 1889 г.

Введением института земских начальников царь лишил земства независимости и сделал их органами государственной власти.

Царь восстановил предварительную цензуру, ввёл сословные принципы в школах и вузах, отменил автономию университетов и ввёл институт земских начальников.

Читайте также: