Институт гражданства характеризует такой признак государства как

Обновлено: 30.06.2024

Взаимоотношения человека и государства юридически оформляются как гражданство.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности.

Гражданство можно рассматривать как особого рода правоотношения, субъектами которых выступают гражданин и государство.

Личность, имеющая гражданство, вправе требовать от других граждан, органов государства, лиц, находящихся на государственных должностях, соблюдения своих прав и свобод, их охраны и защиты.

Главным документом государства является Конституция РФ, которая определяет основные принципы гражданства Российской Федерации:

  • единство;
  • равенство;
  • обладание всеми правами, свободами и обязанностями на территории РФ;
  • невозможность лишения или изменения гражданства;
  • защита граждан России за рубежом;
  • невозможность высылки или выдачи другому государству.

Конституция дает право иметь гражданство другого государства, данная возможность реализуется гражданином на основании ФЗ и международного договора РФ.

В Конституции закреплен еще один важный принцип, в соответствии с которым граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пользуются правами и несут обязанности, как и граждане, кроме случаев, учтенных в законодательстве и международном договоре.

Большинство прав принадлежит гражданам РФ. Статья 33 Конституции гласит о том, что граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в гос. органы и органы местного самоуправления.

Если совершено правонарушение или преступление гражданин несет ответственность по законам своего государства. Для иностранных граждан существуют другие правила.

Человек и государство признаются равноправными субъектами, которые имеют взаимную ответственность.

Права человека и гражданина

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют стержень статуса личности с точки зрения права.

Это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он является человеком, членом сообщества людей. Права человека возникли с появлением необходимости обеспечения общих условий существования людей. Они являются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности человека и общества в целом. Данные права принадлежат каждому независимо от гражданства, они естественны и имеют неотчуждаемый характер.

Если права человека осуществляются свободно, гражданское общество имеет высокое развитие.

Права человека официально закреплены во внегосударственных документах: декларациях, международных пактах. Основные права и свободы находятся за пределами внутренней компетенции государств. Человек может использовать национальные механизмы, защищая свои права, направлять обращения в международные органы, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства.

В России существует институт права, который контролирует соблюдение прав и свобод – Уполномоченный по правам человека. Все правовые нормы этого института определены ФЗ.

Уполномоченный по правам человека – правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами на местах и должностными лицами.

Изменения в обществе по-новому наполняют понятие свободы личности, влияют на ценностные ориентиры человека. В 1991 году была принята Декларация, которая стала базовым документом для всего законодательства, касающегося личности, и органичной частью Конституции РФ.

Права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются государством в соответствии с принципами, которые признаны во всем мире, международными нормами и Конституцией РФ. Все основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

В Конституции перечисляются права и обязанности граждан России, а также формы и средства их защиты. Все другие права основаны на конституционных правах и свободах. Права условно разделены на три основных группы.

Следует отметить, что все классификации прав носят условный характер, так как одно и то же право может быть отнесено к разным группам, например, личное право может быть еще и политическим, и относится к свободе художественного творчества.

Личные права

Права и свободы личного характера не привязаны к гражданству. Они являются фундаментом свободы, защищают личное пространство человека от вмешательства извне. Статьи 20-29 Конституции определяют их. К личным правам относятся:

Все личные права тесно связаны с естественным правом человека и выражают гуманистические основы жизни общества.

Особенностью личных прав является то, что они являются общими для всех людей независимо от государственной принадлежности, они не отчуждаются и принадлежат человеку от рождения, обеспечивают жизнедеятельность человека, его свободу и достоинство.

Статьи Конституции, касающиеся личных прав, отличаются декларативностью, носят общезакрепительный, программный характер, а механизм реализации этих прав обеспечивают федеральные законы.

Политические права

Данные права напрямую связаны с гражданством государства. Это зафиксировано в Конституции. Личные права касаются каждого человека, а политические адресованы гражданам государства. При помощи политических прав личность включается в государственную жизнь, в управление делами страны. Политические права призваны укрепить связь человека с государством, способствовать тому, чтобы человек был активен в политической сфере. В статьях 31-33 Конституции определены политические права и свободы. К ним относятся:

  • свобода слова, право на объединение в общественных организациях, право на митинги, демонстрации, шествия;
  • право право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на участие в отправлении правосудия;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Участвовать в управлении государственными делами человек может в различных формах, лично или через представителей. Граждане могут участвовать в референдумах, всенародных голосованиях, в выборах и пр.

Особенностью политических прав является, то, что они могут быть реализованы как коллективно, так и индивидуально и признаются государством наравне с личными правами.

Экономические, социальные и культурные права

Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:

  • право на предпринимательскую деятельность;
  • право частной собственности;
  • право распоряжаться своими способностями к труду;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и мед. помощь;
  • право на образование;
  • право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
  • право на благоприятную окружающую среду.

Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.

Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.

Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.

Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и законов страны;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • забота о детях и престарелых родителях;
  • забота об исторических и культурных памятниках;
  • охрана окружающей среды;
  • получение основного образования.

Взаимная ответственность государства и личности

Между государством и личностью существуют правоотношения. Государство в лице его органов является гарантом осуществления прав, свобод и интересов граждан. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями органов гос. власти или должностных лиц в результате издания правового акта, не соответствующего законодательству, в результате незаконного осуждения или наложения административного взыскания. Такой вред возмещается из казны РФ или из казны субъекта РФ, МО в полном объеме.

Если гражданин совершил противоправное деяние, к нему применяются меры уголовной или административной ответственности.

Гражданин и государство являются носителями взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, на этой основе строится юридическая ответственность сторон.


К.Л. БЕРДНИКОВА, кандидат юридических наук Статья посвящена вопросам определения понятия гражданства как государственного института, его признакам и содержанию, а также месту в системе прав и свобод человека и гражданина.

К.Л. БЕРДНИКОВА,

кандидат юридических наук

Статья посвящена вопросам определения понятия гражданства как государственного института, его признакам и содержанию, а также месту в системе прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: гражданство, суверенитет, осуществление лицом своих прав и свобод, субъективные права человека, гражданство как политико-правовое явление

Citizenship in a system of rights and freedoms of individuals and institutions of public power

Keywords: citizenship, sovereignty, the implementation of his or her rights and freedoms, of subjective human rights, citizenship as a political and legal phenomenon.

Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом [ 2 ] . Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. Обладая гражданством, лицо вправе рассчитывать на защиту государством этих прав как на его территории, так и за его пределами. Однако из этого не следует, что осуществление лицом своих прав и свобод, равно как и исполнение обязанностей, устанавливается наличием у него гражданства. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами и свободами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства. Но существует так называемое правило национального режима[3], в соответствии с которым комплекс прав, свобод и обязанностей граждан России и лиц, не имеющих ее гражданства, аналогичен (за исключением ряда политических и некоторых других прав и обязанностей) и не может не соблюдаться в демократическом государстве, в котором права и свободы человека независимо от его гражданства или подданства выдвигаются на первое место, а их защита является приоритетной задачей самого государства.

В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из центральных институтов правового положения личности, определяющих основы правового статуса гражданина[4]. Нельзя недооценивать и роль гражданства в формировании личности граждан государства: являясь политико-юридическим выражением идей равноправия и национального единства, гражданство связано с воспитанием глубоких чувств гражданственности, верности Родине, патриотизма[5].

1) политико-правовое явление, определяющее особый характер взаимоотношений человека и политико-социального образования — государства[6];

2) одно из основных субъективных прав человека (каждый человек имеет право на гражданство)[7] , т. е. предусмотренная законом возможность лица находиться в обозначенных выше взаимоотношениях с государством или прекратить их;

3) конституционно-правовой институт.

Существует также определение гражданства как членства лица в государстве; это определение логично увязывается с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, политически организованной общности людей.

Определяя гражданство как правовую связь, необходимо отметить основные свойства этого явления. Гражданство устойчиво, так как права и обязанности, входящие в его содержание, сохраняются в пространстве и во времени. Его устойчивость объясняется тем, что гражданство не замыкается пространственными пределами государства. Оно сохраняется независимо от того, находится гражданин на территории государства или за его пределами. Гражданство возникает с момента рождения человека либо с момента приобретения его в установленном законом порядке и сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни человека, если не возникает вопрос об утрате гражданства.

Государство устанавливает определенные отношения со всеми лицами, находящимися на его территории: гражданами государства, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. В то же время отношения, устанавливаемые с иностранцами и апатридами, уже не обладают таким свойством, как устойчивость. Они существуют до тех пор, пока указанные категории лиц находятся в пределах территории государства, и прекращаются с момента их выезда за его пределы. Правовая же связь между гражданином Российской Федерации и государством носит универсальный характер и сохраняется независимо от того, находится он в ее пространственных пределах или нет. Это различие коренится не только в свойствах гражданства, но и в совокупности тех прав, обязанностей и свобод, которые возникают между государством и гражданином.

В.С. Нерсесянц отмечает, что на различных этапах исторического пути к современной концепции прав человека мы имеем дело с тем или иным вариантом привилегированного человека. Последним типом такого привилегированного человека в историческом ряду является гражданин, а последней формой прав привилегированного человека — права гражданина в их соотношении с правами человека[13].

Рассматривая гражданство как определенное правоотношение, следует отметить, что содержание такого правоотношения составляют взаимные субъективные права и юридические обязанности гражданина и государства: право граждан требовать от государства защиты своих прав и законных интересов, в том числе за пределами государства, и, соответственно, обязанность государства оказывать такую защиту; право государства требовать у гражданина подчинения правопорядку и, соответственно, обязанность гражданина исполнять законы[14].

Гражданство как правоотношение характеризуется тем, что оно является правовым состоянием. Лицо, произвольно или непроизвольно вступающее в отношения гражданства, характеризуется определенным состоянием, которое по существу своему безусловно, т. е. имеет силу и требует признания не только лицом и государством, состоящим в этом отношении, но и всеми другими лицами и организациями. При этом такое состояние, однажды установившись, не может прекратиться только по воле пребывающих в нем лиц.

Отказ от политического компонента в законодательном определении, по мнению ряда ученых, имеет положительную сторону. Политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, а решение вопросов гражданства ставится в зависимость от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство[15].

Вместе с тем во взглядах ученых нет единого мнения о существовании у лица субъективных прав по поводу гражданства. Сторонники одной научной позиции (И.Е. Фарбер, О.О. Миронов, Н.В. Витрук) выступают за признание гражданства субъективным правом[19]. Другие ученые полагают, что гражданство не может иметь качества субъективного права, поскольку оно является двусторонней связью между личностью и государством и носит объективный характер, и только государство обладает суверенным правом решать вопрос об установлении или прекращении этой связи[20]. Действительно, гражданство носит прежде всего объективный характер и возникает независимо от субъективного волеизъявления лица, примером чего является приобретение гражданства по рождению. Но существуют и другие основания приобретения гражданства, не учитываемые представителями первого направления и обязательно требующие волеизъявления лица. В частности, это требование распространяется на приобретение гражданства в порядке регистрации, приема, восстановления в гражданстве, оптации. Субъективное право по поводу гражданства возникает и в случаях прекращения гражданства.

Особенность гражданства как субъективного права состоит в том, что оно является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными Конституцией РФ. Вместе с тем при рассмотрении гражданства как субъективного права и гражданства как правоотношения возникает вопрос: может ли субъективное право по поводу гражданства существовать вне правоотношения? Н.Г. Александров допускал возможность существования определенных прав вне правоотношений, рассматривая эти права в качестве элементов общей правоспособности. Действительным же оно становится только тогда, когда его обладатели вступают в конкретные правоотношения[21].

Институт гражданства имеет сложную структуру. Нормы института гражданства объединяются в обособленные группы, образуя субинституты по отношению к институту гражданства в целом. Такими субинститутами можно считать, например, порядок приобретения и прекращения гражданства, гражданство детей и гражданство родителей, гражданство субъектов федерации, двойное гражданство.

Гражданство по своей природе непосредственно связано и с государственным суверенитетом, и с территориальным устройством государства, и с правовым положением личности, так как служит необходимой предпосылкой для обладания правами и обязанностями граждан. Последнее дало основания для отнесения института гражданства в качестве субинститута к более широкому правовому институту — институту основ правового статуса граждан[22]. В качестве субинститутов в него, кроме института гражданства, входят институт прав, свобод и обязанностей граждан; институт правосубъектности и т. д. Таким образом, институт гражданства представляет собой самостоятельный межотраслевой комплексный институт права, ядро которого составляют нормы конституционного (государственного) права.

Содержание института гражданства — это совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу связи лица с государством, служащих основой правового состояния большей части населения государства.

В институте гражданства представлены нормы национального и международного права. Сердцевину его составляют нормы Конституции РФ и Закона о гражданстве 2002 года, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения гражданства. Доктринальный аспект института гражданства охватывает вопросы, связанные с изучением основополагающих международно-правовых документов о правах и свободах человека и гражданина, с декларацией о государственном суверенитете (актов независимости), а также с анализом господствующих в конкретном государстве доктрин, теоретических постулатов, взглядов и воззрений относительно гражданства.

Давая характеристику гражданства как правовой связи между субъектами права, необходимо отметить основные свойства этого явления. Гражданство — это не только правовая связь между гражданином и государством. Правовая связь существует и между иностранцами и государством пребывания. Специфика правовой связи гражданина со своей страной заключается в ее устойчивости, которая проявляется во времени и в пространстве[23]. В первом случае речь идет о непрерывности гражданства, во втором — о подчинении гражданина власти своего государства независимо от фактических связей между ними. В отношении собственных граждан государство обладает высшей властью независимо от их местонахождения. Исключения составляют случаи двойного гражданства, предоставления политического убежища и статуса беженца.

Устойчивость во времени и в пространстве — один из признаков гражданства, характеризующий его как феномен, существующий постоянно и не подвергающийся воздействию внешних факторов. Постоянство не означает, что гражданство нерасторжимо. Международным и внутригосударственным правом закреплено наряду с правом человека на гражданство право на отказ от него. Устойчивость правовой связи — это признак отношений гражданства, не присущий отношениям с участием иностранцев, даже если последние постоянно проживают на территории иностранного государства. Это отличает граждан от иностранцев, которые даже при выезде с территории иностранного государства могут иметь с ним определенные правовые отношения, например, по уплате налога на недвижимое имущество, но теряют при этом саму правовую связь с государством. Не обладая устойчивостью, правовая связь государства и иностранца основана на фактическом отношении между ними. Это положение свойственно и гражданству, но не имеет для него обязательного значения. Речь идет о фактической (действительной) связи между иностранцем и государством, выражающейся в постоянном месте жительства на его территории. Применительно к гражданству этот признак именуется эффективностью гражданства и имеет первостепенное значение как в национальном, так и в международном праве.

Гражданство обладает таким свойством, как непрерывность. Свойству непрерывности сопутствует устойчивость гражданства, которая означает, что содержание гражданства сохраняется с момента его приобретения в соответствии с условиями, установленными законодательством данного государства, пожизненно либо до момента его прекращения. Вместе с тем устойчивость гражданства, а также прав и обязанностей, составляющих его содержание, является формально юридической. Она не предполагает обязательной фактической устойчивости гражданства и образующих его содержание прав и обязанностей. На нее не влияют ни объем прав той или иной категории граждан, ни их обеспеченность, ни фактическое неравенство граждан в том или ином государстве. Устойчивость гражданства выступает основным правовым критерием, отличающим его от правовой связи, существующей между государством и проживающими в нем временно или постоянно иностранцами или лицами без гражданства.

Наряду с правовой устойчивостью гражданство обладает свойством фактической связи лица с государством, так как существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Гражданство есть юридическое оформление состава населения государства[24].

Следует согласиться с мнением Б.В. Щетинина, который полагал, что правовой статус гражданина можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих отношения между гражданином и государством по поводу приобретения, утраты и охраны прав гражданства, предоставления гражданам гарантированных по закону прав и свобод, а также выполнения возложенных на граждан по закону обязанностей[25].

Таким образом, гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека: объем его прав, свобод и обязанностей и гарантированность государственной защиты этих прав и свобод.

Гражданство — это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину.

Гражданство является комплексным правовым институтом, отношения в котором регулируются нормами различных отраслей права. Основу его составляют нормы конституционного права, регламентирующие гражданство как устойчивую политико-правовую связь физического лица с конкретным государством. Нормы административного права определяют содержание механизма решения вопросов гражданства (приобретения, изменения и утраты гражданства), а также взаимной ответственности сторон — участниц правоотношений гражданства. Этой же цели служат нормы уголовного и гражданского права. Нормы международного права направлены на устранение коллизий, возникающих между национальным законодательством различных, особенно сопредельных, государств. Приоритет международных норм перед правовыми нормами национального законодательства также создает основу для демократического развития института гражданства.

1 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., 1996. С. 100.

2 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. — Саратов, 1974. С. 50—51.

3 См.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. — М., 1994. С. 11.

4 См.: Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. — М., 1996. С. 35.

5 См.: Фарбер И.Е. Указ. раб. С. 47.

6 См.: Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Моногр. — М., 2011. С. 32.

7 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. — М., 1989.

8 Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. — М., 1969. С. 19.

9 Головко А.А. Человек, личность, гражданин. — Мн., 1982. С. 19.

10 Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. — М., 1968. С. 6.

11 См.: Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. — М., 1960. С. 245.

12 Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе / Отв. ред. В.А. Патюлин. — М., 1979. С. 37—38.

13 См.: Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 года) // Права человека в истории человечества и в современном мире. — М., 1989. С. 23.

14 См.: Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения. — Свердловск, 1969. С. 22—23.

15 Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. — Екатеринбург, 1995. С. 116.

16 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950. С. 8—21.

17 См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. — М., 1961. С. 229; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М., 1958. С. 57; Явич Л.С. Общая теория права. — Л., 1976. С. 172—173; Лазарев В.В. Общая теория права и государства. — М., 1994. С. 32—33.

18 Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1960. С. 8—21.

20 См.: Полянский В.В. Советское гражданство: (Политико-правовые проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1979. С. 9; Он же. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. С. 124.

21 См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развитого строительства коммунизма. — М., 1961. С. 230.

22 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 1995. С. 151—153.

23 См.: Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. — М., 1986. С. 160.

24 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 26—38.

25 См.: Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 4.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.


Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших в Советский Союз.

Содержание

Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

Восстановление гражданства

  • Реинтеграция — восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
  • Репатриация (от латинского слова repatriate) — возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

Прекращение гражданства

Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из)гражданства:

Апатриды и бипатриды

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства вовсе:

    (лицо без гражданства) — лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона. — лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.

Значение гражданства

При том что фундаментальные права и свободы человека являются незыблемыми по отношению ко всем людям, страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как: избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), участвовать в референдуме, занимать государственные должности, проходить службу в рядах вооружённых сил.

Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

Документы, подтверждающие гражданство

См. также

Литература

Ссылки

    (англ.) (фр.) (англ.) . Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации
  • Миграционное право
  • Конституционное право
  • Международное право
  • Народы
  • Государство и личность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гражданство" в других словарях:

Гражданство — (citizenship) Статус гражданина, обычно определяемый законом. В соответствии с республиканскими традициями, требования, предъявляемые для получения гражданства, связаны с конкретными правами и обязанностями граждан. При этом обязательство… … Политология. Словарь.

ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство, в ходе оптации и по другим… … Современная энциклопедия

Гражданство — ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство, в ходе оптации и по другим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГРАЖДАНСТВО — – термин, фиксирующий связь того или иного лица с государством, которое гарантирует ему совокупность прав и налагает на него определенные обязанности (военной службы, участия в финансировании социально значимых проектов, выполнения определенных… … Философская энциклопедия

гражданство — слово получило права гражданства.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гражданство индигенат, подданство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, политич. и правовая принадлежность лица к конкретному гос ву, определяющая взаимоотношения между ними. В СССР с момента его образования установлено единое союзное гражданство. Советское гражданство предполагает наделение гражданина… … Демографический энциклопедический словарь

Гражданство — (лат. civitas; англ. citizenship) устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.… … Энциклопедия права

ГРАЖДАНСТВО — устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их… … Юридическая энциклопедия

ГРАЖДАНСТВО РФ — устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Как один из институтов государственного права, Г. РФ представляет собой совокупность… … Юридический словарь

ГРАЖДАНСТВО — политическая и правовая принадлежность лица к конкретно му государству. Проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей … Финансовый словарь

ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая взаимные права и обязанности; статус, связанный с принадлежностью к определённому государству, предполагающий юри­дическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объёме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве страны.

Данное понятие употребляется и в более широком значении - как правовое положение, связанное с принадлежностью лица к сообществу или союзу го­су­дарств, объединённых общей историей, культурой и традициями (гражданство Европейского союза).

Исторически гражданство - порождение бур­жу­аз­ных революций XVIII-XIX века. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху аб­со­лю­тиз­ма, в ходе революций были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, пользующегося гражданскими и политическими правами, и народа как политической общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица.

Приобретение гражданства. В соответствии с международными стандартами каждый человек имеет право на гражданство (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 1). Во всех странах законодательство закрепляет предоставление гражданства по рождению, в основе которого лежат два принципа:

1) по праву крови (jus sanguinis) ребёнок приобретает гражданство родителей независимо от места его рождения;

2) в силу права почвы (jus soli) ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился.

Предпочтение общности в силу происхождения отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) гражданство рассматривается как своеобразная территориальная общность. В большинстве государств закрепляются смешанные подходы в отношении предоставления гражданства по рождению. В России ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения, если оба его родителя (или единственный родитель) являются гражданами Российской Федерации (принцип права крови); гражданином Российской Федерации становится и тот ребёнок, который находится на территории нашей страны, если его родители неизвестны и не объявились в течение 6 месяцев после его обнаружения (принцип права почвы).

Закрепление возможности натурализации, т. е. приёма в гражданство определённого государства, связано с признанием права на изменение гражданства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 2). В законодательстве государств устанавливаются критерии, которым должны соответствовать претенденты на приём в гражданство. Эти критерии показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова его миграционная политика. Возможность натурализации невелика, если человек не связан с государством происхождением, проживанием или рождением на его территории, усыновлением, родственными связями или брачными узами с гражданами страны. В одних странах (США, Канада, Франция) натурализация поощряется государством, получить гражданство могут все обратившиеся, если отвечают установленным требованиям. В других (Германия, Япония, Швейцария) возможность натурализации рассматривается как привилегия, предоставляемая в результате реализации государством дискреционных полномочий. Приём в гражданство обычно осуществляют высшие органы государственной власти - президент (Италия), правительство (Франция), монарх и парламент (Бельгия), суд (США). Характер приобретения гражданства может влиять на возможность занятия определённых государственных должностей. В США президентом может стать только гражданин по рождению. В Российской Федерации способ приобретения гражданства не оказывает воздействия на статус лица. С заявлениями о приёме в гражданство могут обращаться дееспособные иностранцы или лица без гражданства, достигшие 18 лет. Эти лица должны: проживать на территории Российской Федерации непрерывно в течение 5 лет после получения вида на жительство или подачи заявления о приёме в гражданство; владеть русским языком; иметь законный источник существования; обратиться в компетентный орган иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства; дать обязательство соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Заявление о приёме в гражданство Российской Федерации подаётся в дипломатическое или консульское учреждение, если человек находится за границей, или в органы внутренних дел, если он проживает на территории страны. Решение о приёме в гражданство принимает Президент Российской Федерации.

Во многих странах предусматривается упрощённый порядок предоставления гражданства, допускающий отступление от общих требований. Как правило, он распространяется на этнически близких иностранцев (Германия, Испания), репатриантов (Израиль), лиц, заключивших брак с гражданами страны (Япония, Швейцария). В Российской Федерации упрощённый порядок приобретения гражданства распространяется на тех, кто имеет супругов, родителей и детей, являющихся гражданами Российской Федерации; бывших граждан СССР; граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих воинскую службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации; получивших на территории Российской Федерации политическое убежище или статус беженца; лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры либо профессию или квалификацию, представляющую интерес для Российской Федерации.

Утрата гражданства возможна как по инициативе заинтересованного лица (выход из гражданства), так и по решению государственных органов. Во многих странах утрата гражданства происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иностранного гражданства, поступлением на гражданскую или воинскую службу другого государства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства или права изменить его. Выход из гражданства осуществляется добровольно на основании заявления заинтересованного лица. Основаниями для отказа в выходе из гражданства являются: невыполнение обязательств перед страной, предусмотренных федеральным законом; привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу или вступление в силу приговора суда, подлежащего исполнению; отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Утрата гражданства без волеизъявления заинтересованного лица допускается в случае отмены решения о приёме в гражданство в связи с предоставлением подложных документов или заведомо ложных сведений.

Двойное (множественное) гражданство - особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в гражданстве нескольких государств, возникающий в связи с противоречиями в законодательстве разных стран. Наиболее типичные ситуации, способствующие возникновению двойного гражданства:

1) приём в новое гражданство без утраты предшествующего;

2) автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки). В современных условиях принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом вытесняет принцип единства гражданства семьи, автоматическое предоставление гражданства мужа рассматривается как дискриминация по признаку пола;

3) предоставление гражданства ребёнку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребёнка определялось по отцу, однако сегодня законы большинства государств допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии;

4) рождение ребёнка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы (США, страны Латинской Америки). Исключения обычно касаются детей иностранцев, находящихся в стране в качестве государственных служащих своих государств или сотрудников международных организаций. Двойное гражданство порождает проблемы в связи с прохождением воинской службы, уплатой налогов, обращением за дипломатической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В международных судах применяется принцип эффективного гражданства: лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи (постоянное проживание или место жительства, нахождение на государственной службе, прохождение воинской службы и так далее).

В разных странах существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. Одни страны допускают возможность наличия наряду с собственным иного гражданства (Италия), другие (Япония) требуют выбрать одно из них в течение установленного срока. Приобретение иного гражданства не влечёт прекращения гражданства Российской Федерации, но государственные органы России рассматривают данное лицо только как гражданина Российской Федерации.

Гражданство ЕС предусматривается в Маастрихтском договоре (ст. 8) и распространяется на всех лиц, имеющих гражданство государств-членов. Этот статус предполагает свободу передвижения и постоянного проживания в рамках Союза, право участвовать в муниципальных выборах и выборах в Европарламент в случае проживания в другом государстве - члене ЕС, право на консульскую и дипломатическую защиту в посольских и консульских учреждениях других государств-членов в третьих странах, где нет соответствующих учреждений государства происхождения.

Безгражданство. Статус лица без гражданства возникает в случае утраты гражданства страны происхождения без приобретения иного гражданства. В стране пребывания лицам без гражданства предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев. Российское законодательство сориентировано на сокращение случаев безгражданства. Гражданство Российской Федерации приобретает ребёнок, родившийся на территории страны у лиц без гражданства либо в смешанном браке, заключённом между гражданином Российской Федерации и лицом без гражданства, независимо от места рождения. Поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на её территории.

Читайте также: