Какой уровень образования в россии является обязательным для всех граждан

Обновлено: 30.06.2024

Обязательное образование — форма организации системы народного образования, при которой получение образования (начального, а в настоящее время в большинстве государств — среднего) закреплена в законах государств в качестве одной из гражданских обязанностей. Со второй половины XX века обеспечение обязательного образования как одно из требований к современным цивилизованным государствам по обеспечению ими прав человека закреплено в международном праве, в частности, в документах ООН [1] [2] .

В отличие от воинской повинности, по общему правилу исполнение этой обязанности гражданами осуществляется по месту жительства и косвенно возлагает на граждан дополнительные материальные затраты сверх тех, что берёт на себя государство для организации и поддержания образовательной инфраструктуры; т.е. обязательное образование может обременять граждан, становясь для них платным.

В целях обеспечения принципа всеобщности образования со второй трети XIX века наиболее развитые государства спорадически практикуют частичное субсидирование частных расходов на начальное образование, не отменяя принцип платности обучения как таковой.

В начале второй трети XX века государства, обеспечившие материально-техническую и кадровую базу образовательной инфраструктуры, а также располагающие возможностью бесперебойного бюджетного финансирования образовательных программ и проводящие активную социальную политику, направленную на повышение уровня и качества жизни, дополняют законы об обязательном образовании конституционными нормами, в соответствии с которым получение бесплатного образования становится безусловным правом граждан.

Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…

СССР подписал этот пакт 18 марта 1968 года (ратифицирован 18 сентября 1973 года); после распада СССР бывшие союзные республики подписали пакт повторно. США в этом пакте не участвуют: подписав его 5 октября 1977 года, ратифицировать его впоследствии отказались. На настоящее время (июнь 2011 года) пакт подписан 160 странами, но фактически действует только для 69 из них [4] .

Содержание

История

Талмуд (трактат Бава Батра, лист 21) зафиксировал, что в I веке до н. э. Иошуа (Иисус) бен Гамла, не будучи сам учителем, ходил по городам и открывал школы, агитируя за обязательность обучения детей начиная с 5-летнего возраста [6] . В данном примере понятие обязательности и всеобщности ограничено лишь рамками отдельной нации, причём исторические источники, дававшие бы сведения о полноте охвата территорий и населения такими учебными заведениями, отсутствуют. Так или иначе, законов светской власти тех или иных государств, которые вводили бы понятие обязательного образования как правовую норму для всего населения, а не отдельных классовых или национальных групп, для античной эпохи нет.

Средние века

Новое время

Ещё ранее в Шотландии первая система обязательного образования была создана уже на национально-государственном уровне. Здесь Закон об образовании 1496 года обязывал детей дворян и фригольдеров посещать школу. В 1616 году Закон об учреждении школ [12] потребовал, чтобы при каждом приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви [13] . Принятый впоследствии парламентом Шотландии Закон об образовании 1633 года уточнил порядок сбора средств для финансирования этих школ, для чего был введён новый местный налог на землевладельцев [14] . Однако в ряде приходов недобросовестные землевладельцы нашли лазейку, позволявшую им уклоняться от уплаты налога на содержание школ. Новый Закон об образовании 1646 года, в котором шотландские законодатели эту лазейку ликвидировали, был в 1661 году опротестован, и порядок финансирования на некоторое время был возвращён к условиям Закона 1633 года. Однако в 1696 году новый Закон об учреждении школ англ. Act for settling of schools восстановил обязательность финансирования школ для каждого прихода, а для обеспечения исполнения этой нормы подкрепил её системой штрафов, секвестров и других форм прямого воздействия государства на нарушителей и их принуждения к поддержанию системы обязательного народного образования.

В системе народного образования Австрии требование об обязательном начальном образовании обрело статус нормы закона в правление императрицы Марии Терезии в 1774 году [15] .

В это же время обязательное образование вводит ещё одна абсолютная монархия Европы, Пруссия. Здесь закон об обязательном образовании был впервые принят указом Фридриха Великого (1763 год). Поначалу введение этого закона наталкивалось на сопротивление со стороны церковных приходов, оплачивавших работу учителя и покупку учебников, а также беднейших прихожан, на которых была возложена часть налогового бремени на содержание школ [15] . В XIX веке прусское законодательство об обязательном образовании было расширено. Некоторые страны взяли его за образец при разработке собственных законов, в частности — Япония во времена социальных преобразований в ходе реформ Мэйдзи (после 1868 года).

В Северной Америке прецедент введения обязательного образования в норму закона был создан за 130 лет до образования США, в эпоху британского колониального господства. В 1636 году в Плимутской колонии (ныне штат Массачусетс) был открыт Гарвардский университет, и уже через 9 лет, в 1647 году [16] верховный суд этой колонии принял первый закон об обязательном образовании. По этому закону каждый город был обязан открыть, по английскому образцу, грамматическую школу, а родителям, удерживавшим своих детей от посещения школы, грозил штраф. В соответствии с господствовавшими там в то время нормами пуритан, если суд устанавливал, что родители не могут обеспечить образование своим детям, то власти имели право изъять их от своих родителей и передать в другую семью [17] . Впоследствии Массачусетс стал первым из американских штатов, который ввёл в 1852 году закон об обязательном образовании в его современной форме.

Последними из европейских стран (не считая Российской империи, где закон об обязательном образовании до 1917 года так и не был принят), [18] [19] в которых принцип обязательности образования получил статус законодательного акта, были Англия и Уэльс. Здесь только в 1870 году, благодаря созданию системы школ-интернатов, управляемых школьными советами, был принят первый закон об обязательном начальном образовании [20] . Ранее дети в возрасте от 5 до 10 лет были обязаны посещать школу (в некоторых сельскохозяйственных районах по усмотрению местных властей допускался более ранний уход [21] .

Современность

Состояние дел с обязательным образованием по странам

Австралия

Образование является обязательным для детей в возрасте от 5 до 17 лет, во всех штатах и территориях страны. В настоящее время продолжается интеграция системы школьного образования с сетью колледжей и других учреждений технического и последующего образования TAFE (англ. Technical and further education ) [22] .

Великобритания

Германия

В Германии, в отличие от других стран, родителям запрещено отказываться от отдачи ребёнка на обучение в государственную систему школьного образования, заменяя это домашним обучением [25] .

В 1959 году в ГДР было введено общее обязательное десятилетнее обучение. Средняя школа ГДР осуществляла принципы единства обучения и воспитания и носила политехнический характер. [26]

Индия

В августе 2009 года Парламент Индии принял Закон о праве детей на бесплатное обязательное образование и статью 21A конституции страны, в соответствии с чем получение бесплатного образования является обязательным дла детей в возрасте от 6 до 14 лет [27] . Тем самым Индия стала 135-й страной мира, в которой детям гарантировано право на бесплатное образование. Закон вступил в силу 1 апреля 2010 года [28] .

Канада

Первые школы в Новой Франции основывались в XVII веке при церквях. Систему школ, финансируемых государством, власти колонии принялись создавать в начале XIX века. Религиозные проблемы (в Верхней Канаде католическое, а в Нижней Канаде — протестантское меньшинства возражали против подхода к изучению Библии со стороны представителей другой веры) были решены тем, что в некоторых районах фактически были созданы две конфессиональные подсистемы народного образования. При создании в 1867 году Канадской конфедерации это положение было узаконено в конституции доминиона — Акте о Британской Северной Америке. В канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор в системе школ присутствовала и третья конфессиональная ветвь — пятидесятники.

В конце XIX века обострился языковый вопрос в Манитобе. В оригинальной терминологии истории страны этот политический кризис фигурирует именно как школьный вопрос (англ. Manitoba Schools Question ), связанный с наличием в системе народного образования раздельных школ для учеников с английским и французским языком.

Образование в Канаде регулируется на уровне провинций, каждая из которых принимает свои законы (англ. School Attendance Act ). Оно является обязательным в возрасте от 6 до 16 лет везде, кроме Онтарио и Нью-Брансуика, где верхний возрастной предел составляет 18 лет. В некоторых провинциях при особых обстоятельствах разрешение на прекращение обязательного образования может предоставляться начиная с 14-летнего возраста [29] .

Китай

Вплоть до 1978 года конституции КНР, декларируя право граждан на образование, оговаривали (1978 г. — ст. 51), что государство будет прилагать все силы для того, чтобы обеспечить это право необходимым количеством школ [30] . Только в 1982 году Конституция Китайской Народной Республики в статье 19 гарантировала, что государство обеспечивает обязательного и всеобщее начальное образование [31] .

В 1985 году был опубликован проект образовательной реформы, и в апреле 1986 года был принят Закон об обязательном девятилетнем образовании. К этому времени в стране работало 832.300 школ, в которых обучалось 96% детей в возрасте от 6 до 12 лет. После этого в стране регулярно принимались и осуществлялись проекты, включая строительство школ в отдалённых районах. На крупнейшую из этих программ, начатую в 1995 году, было израсходовано 11,6 млрд.юаней (1,434 млрд.долл.)

К 1999 году обязательным образованием было охвачено 200 миллионов детей и подростков. [32]

Мексика

Хотя конституция, принятая в Мексике 5 февраля 1917 года, считается первой в мире, в которой были формально декларированы широкие социальные права рабочих и крестьян, вплоть до настоящего времени сохраняется разрыв между политическим и социальным уровнем развития [33] . В связи с этим на протяжении более 90 лет принцип обязательности и бесплатности действует только в отношении начального образования, обеспечиваемого государством. Мексиканская система образования также строится на принципах секуляризма [34]

Россия

Словения

В настоящее время возрастные рамки, охватываемые обязательным образованием, составляют 5–14 лет. По окончании всего девятилетнего курса школы, учащиеся обычно завершают среднее образование в школе (гимназии), профессионально-техническом училище или техникуме. В целом система образования в Словении, включая обязательное, выглядит следующим образом:

Тип программы среднего образования Низшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование 4-летнее профессиональное образование Всеобщее среднее образование
Условия приёма: успешное окончание: —начальной школы или, по крайней мере, 6 классов восьмилетки (7 классов девятилетки), или полного начального образования в школах для учащихся с особыми потребностями —начальной школы или низшей ступени профобразования —начальной школы или низшей ступени профобразования —начальной школы
Срок обучения 2,5 года 3 года 4 года 4 года
Удостоверение о завершении Итоговый экзамен Итоговый экзамен Профессиональный (квалификационный) экзамен Выпускной экзамен
Возможности дальнейшего образования: программы —среднего, профессионального и профессионально-технического образования —профессионально-технического образования (после наработки стажа можно сдавать доп. экзамен, и получать высшее профессиональное образование) —высшего и высшего профессионального образования, по сдаче доп. тестов по предметам выдаётся аттестат гимназии —обучение в высшей школе

Впервые обязательное образование возвёл здесь в норму закона в 1647 году верховный суд Плимутской колонии (ныне штат Массачусетс) [16] . Этот же закон положил начало системе общественных школ: каждый населённый пункт от 50 домов и выше должен был иметь школу для обучения детей чтению и письму, а более крупные населённые пункты — грамматические школы (в английском понимании этого типа учебного заведения). Через 130 лет, после образования США Т. Пейн [44] и Т. Джефферсон выдвинули требование всеобщего бесплатного и обязательного обучения [45] .

Первым в США закон об обязательном начальном обучении принял в 1852 году штат Массачусетс [44] . В 1870 году такой закон был уже в 3 штатах, в 1880 — в 17, в 1900 — в 34, в 1910 — в 42 [46] , и лишь к 1918 году закон об обязательном образовании имел каждый штат. Уже в 1860-х гг. школьным обучением в Североамериканских штатах было охвачено около 60% детей в возрасте 6—13 лет, а к концу века — 72%. При этом США первыми среди капиталистических стран встали на путь массового среднего образования. В 1910 году в 9—12 классах средней школы здесь обучалось 15,4%, в 1920 году — 32,3%, а в 1930 году — 51,4 молодёжи возраста 14—17 лет [45] .

Тайвань

Финляндия

В Финляндии развита система дошкольного обучения, которое производится в течение года, предшествующего принятию детей в школу. По закону муниципалитеты обязаны обеспечить всем детям 6-летнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Оно может осуществляться как в детских садах, так и на базе школ. Дошкольное обучение обязательным не является, однако большинство детей его проходят.

Всеобщее обязательное образование введено в 1921 году, т. е. только после выхода страны из состава Российской империи. В настоящее время действует закон, вступивший в силу в 1998 году, по которому обязательное обучение можно получить не только в общеобразовательной школе, но и приобретая соответствующий объём знаний иными способами. По общему правилу ребёнок идёт в общеобразовательную школу в том году, когда ему исполняется 7 лет (по мотивированной просьбе родителей ± 1 год). В школе обучение длится 9 лет и заканчивается в 15-16-летнем возрасте, или через 10 лет [48] .

Франция

В конституционном праве выделяют два вида обязанностей: одни носят императивный, повелительный характер (прямой запрет) другие - косвенный характер. Л.Д. Воеводин отмечает, что так же, как и конституционные права, конституционные обязанности имеют прямое действие, но механизм их реализации и привлечения к ответственности в случае неисполнения, должен быть закреплен в текущем законодательстве.

Традиционное понимание конституционной обязанности как установленной государством меры общественно необходимого поведения обязанного лица и конституционно закрепленных и охраняемых правовой ответственностью требований применительно к обязанности получить общее образование имеет ряд особенностей:

1. Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители). Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению. Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

3. Ограниченный срок реализации: требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет.

В настоящее время обязательный уровень образования установлен в рамках основного общего образования (9 классов). Ряд субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Алтай и др.) на уровне регионального законодательства приняли решение повысить уровень обязательного образования на территории данного субъекта федерации до полного (среднего) общего образования. В связи с подобным решением возникает вопрос: не происходит ли нарушение конституционных норм в части возложения дополнительных обязанностей на родителей обучающихся (или лиц их заменяющих) в отдельно взятом регионе, что создает неравенство прав граждан на территории России.

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности введения субъектом Российской Федерации вышеуказанной нормы и пришел к выводу, что подобные положения не противоречат Конституции РФ только в том случае, если возлагаемой на родителей ответственности за реализацию права детей на получение среднего (полного) общего образования корреспондируют принятые на себя субъектом РФ обязанности по обеспечению таких условий. Свое решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Устанавливая, что родители обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, норма Конституции Республики Алтай, в соответствии с целями социального государства, дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые бы хотели продолжить свое обучение. Республика Алтай принимает на себя обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних содействие в его реализации и защите. Такое регулирование не нарушает установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан, а также общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

За невыполнение указанной конституционной обязанности предусмотрен ряд мер юридической ответственности. Субъектами данной ответственности также выступают родители (законные представители) детей, препятствующие детям в получении общего образования, и/или не обеспечивающих получение ими данного вида образования.

Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также по защите их прав и интересов в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. За неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего установлена уголовная ответственность в ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Однако гораздо более действенным негативным последствием для человека, не получившего обязательный уровень образования является, на наш взгляд, невозможность продолжить образование в высшем учебном заведении.

Тем временем, следует отметить, что объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности несоизмерим с масштабами и степенью проработки механизма привлечение к ответственности за нарушение иных конституционных обязанностей: обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), а также обязанности гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ). Вышесказанное позволяет сделать вывод о неоправданном занижении значения данного вида конституционной ответственности для развития системы образования, для повышения образовательного уровня граждан страны, для укрепления национальной безопасности и целостности России.

начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования;

обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования;

требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Согласно ч. 4 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ об образовании в РФ устанавливаются следующие уровни общего обязательного образования:

начальное общее образование – первые 3 или 4 класса;

основное общее образование – 9 классов;

среднее общее образование – 10 или 11 классов.

Срок на освоение каждого уровня общего обязательного образования определяется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС):

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) и

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС CОО).

Также срок общего обязательного образования зависит от формы обучения:

  • очная,
  • заочная,
  • самостоятельная или другая форма

и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Обязательное общее образование получают в образовательных организациях общего образования (общеобразовательных организациях):

  • школах,
  • лицеях или
  • гимназиях.

Начальное общее образование — первые три или четыре класса

Запись в первый класс детей, проживающих на закрепленной за общеобразовательной организацией территории:

  • начинается с 1-го февраля и завершается 30-го июня текущего года.

Запись детей, не проживающих на закрепленной территории:

  • проходит с 1-го июля до 5-го сентября текущего года.

Прием заявлений прекращается раньше, если закончатся свободные места в образовательной организации.

В приеме в общеобразовательную организацию могут отказать:

только если в ней нет свободных мест;

В этом случае придется выбрать другую образовательную организацию общего образования для поступления.

Заявление на прием ребенка в общеобразовательную организацию:

подают родители или законные представители ребенка;

можно подать бумажное заявление, посетив образовательную организацию, или электронное заявление, через официальный сайт образовательной организации.

Основное общее образование — 9 классов

После завершения начального общего образования обучающиеся переходят к программе основного общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО).

Ученики 9-х классов проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА 9) и сдают основной государственный экзамен (ОГЭ) по предметам программы основного общего образования. Для отдельных категорий учащихся итоговая аттестация в 9-х классах проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

К таким категориям обучающихся относятся:

учащиеся специальных учебно-воспитательных учреждений;

учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

образовательных организаций, находящихся за границей РФ;

с ограниченными возможностями здоровья.

Если итоговая аттестация (ГИА 9 или ГВЭ) пройдена успешно, ученик получает аттестат об основном общем образовании.

Дальнейшее образование он может продолжить:

в образовательных организациях среднего общего образования по программам среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования (ФГОС CОО) или

в образовательных организациях среднего профессионального образования по программам среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС CПО).

Учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты ГВЭ более чем по двум учебным предметам, пересдают экзамены по этим предметам с 1-го сентября текущего года.

Среднее общее образование — 10 или 11 классов

К программе среднего общего образования допускаются ученики, которые успешно прошли итоговую аттестацию по программе основного общего образования — 9 классов (ГИА 9).

Обучение в образовательных организациях среднего общего образования осуществляется по программам среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования (ФГОС СОО).

Дальнейшее образование выпускники 11 класса могут получить:

в образовательных организациях среднего профессионального образования или

в высших образовательных заведениях (ВУЗах).

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

Полезные ресурсы по получению обязательного общего образования в РФ:

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России):

Министерство реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор):

Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;

на портале размещается расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;

информация для участников и организаторов государственной итоговой аттестации (ГИА).

Законодательная база по порядку получения обязательного общего образования в РФ:

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование - процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования - знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа "Образование"*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае - 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на "хорошо", получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз - 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. - переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр".

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого - подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы "второго поколения", которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в "старшей школе" - в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов - соответствующие органы местного самоуправления, частных - физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование - 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент - дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Читайте также: