Правовой статус космических объектов какой тезис верен

Обновлено: 15.05.2024

А - целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям;
B - международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений;
C - совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами;

2. Объектом международно-правого регулирования являются:

А - правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;
B - публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;

3. Субъекты в международном праве - это:

А - индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
B - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования, индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
C - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования.

4. Виды норм международного права:

А - нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;
B - Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы;


C - административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

5. Основные принципы международного права:

А - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств;
B - принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;
C - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6. Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права, - это:

А - Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г.;


B - Статут Международного суда ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990 г.;
C - Статут Международного суда ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990г., Венская декларация и Программа действий 1993 г.

7. Принцип территориальной целостности государств - это:

А - отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;
B - запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;


C - признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент или в будущем.

8. Принцип нерушимости государственных границ:

А - признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;


B - государственные границы, определенные государствами исторически однажды, не подлежат какому-либо изменению;
C - государство самостоятельно определяет свои границы, правила их пересечения и пограничный режим.

9. Принцип неприменения силы или угрозы силой:

А - все государства - члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
B - государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом;


C - прежде чем прибегнуть к оружию, государства должны обращаться, насколько это позволяют обстоятельства, к мирным средствам решения международных столкновений.

10. Международно-правовой обычай - это:

А - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;


B - норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер;
C - неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках.

- транспортные космические системы, размещенные на Луне и других небесных телах или в их недрах.

Составные части космического объекта, средство его доставки и его части считаются отдельными космическими объектами.

Всякая космическая система состоит из:

- собственно космического сегмента,

- наземного сегмента (аппаратура управления космическим сегментом, слежения за ним и передачи или приема информации).

Правовой статус наземного сегмента определяется национальным законодательством государства, под юрисдикцией которого он нахо­дится. Исключение могут составить морские платформы для косми­ческих запусков из акваторий открытого моря.

Правовой статус объектов, относящихся к космическому сегмен­ту, установлен в следующих базовых правовых источниках:

1) Договоре по космосу,

2) Соглашении о Луне,

3) Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года (Соглашение о спасании),

4) Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года (Кон­венция о регистрации).

Правовой статус космических объектов может дополняться положениями, содержащимися в согла­шениях, учреждающих международные организации, которые осуще­ствляют космическую деятельность, и в соглашениях о создании международных космических станций.

К закрепленным нормами международного права основам правового статуса космических объектов относятся:

· запускающим государством (организацией) считается государ­ство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осу­ществляется запуск.

Таким образом, может оказаться, что в отноше­нии одного космического объекта имеется два или более запускающих государств (одно организует запуск, другому принадлежит установка, а третье предоставляет для этого свою территорию; особенно это относится к международным организациям, которые не имеют терри­тории). В этих случаях запускающие субъекты должны заключить соглашение о регистрации данного космического объекта, чтобы исключить двойную или множественную регистрацию. Значение это­го будет видно из дальнейшего изложения правового статуса косми­ческих объектов.

· Юрисдикция и контроль над космическим объектом сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе;

· права собственности на космические объекты сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе или по возвращении на Землю.

Космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регист­рации, должны быть возвращены этому государству. Расходы по обна­ружению и возвращению космического объекта несет запускающее государство.

· Космические объекты на Луне и других небесных телах должны быть открыты для представителей других государств на основе взаим­ности.

О посещении должно быть сделано заблаговременное сообще­ние в интересах безопасности и продолжения нормального функцио­нирования объекта.

· Космические объекты могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности небесных тел или в их недрах;

· размещение космического объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает права собственности на связанные с объек­том участки;

· на борту космических объектов могут использоваться ядерные реакторы на определенных условиях (Принципы, касающиеся ис­пользования ядерных источников энергии в космическом простран­стве; приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.).

В доктринальном плане активно обсуждается вопрос об особом правовом статусе аэрокосмических транспортных систем, находя­щихся во время полета как в воздушном, так и в космическом про­странстве.

2. Правовой статус космонавтов в своей основе включает:

· согласно Договору ООН по космосу, космонавты рассматривают­ся как посланцы человечества в космос;

· они имеют право на помощь государств — участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море;




· при вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации;

· космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах;

· государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе;

· космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхнос­ти Луны и других небесных тел.

3. Международные космические организации.

Проблемы космоса тесно переплетены с интересами государств в военной, политической и других областях и поэтому стали предметом обсуждения в рамках ООН.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специ­альный вспомогательный орган — Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет по космосу); первоначально в составе 18 членов и с дальнейшим увеличением.

В 1962 году Комитет учредил два вспомогательных органа:

1) Юриди­ческий подкомитет,

2) Научно-технический подкомитет.

Комитет ООН по кос­мосу на основании джентльменского соглашения между его членами принимает решения на основе консенсуса.

Комитет является основным кодификационным органом в облас­ти международного космического права: за период с 1959 по 1996 год он разработал проекты пяти договоров и пяти деклараций принци­пов, которые затем были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.

Ежегодные сессии Комитета представляют доклады Генеральной Ассамблее ООН. Отдел Секретариата ООН, обслуживающий дея­тельность Комитета, находится в Вене.

В Вене состоялись и три Всемирные конференции ООН по космо­су (в 1968, 1982 и 1999 гг.).

В настоящее время в повестке дня Комитета ООН по космосу стоят вопросы:

- о разграничении воздушного и космического прост­ранств,

- о правовом режиме геостационарной орбиты,

- о космическом мусоре,

- о действии пяти основных договоров по кос­мосу.

Определенные на­правления космической деятельности входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН: МСЭ, ФАО, ВМО. ЮНЕСКО и др.

В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем слияния ранее существовавших:

- Европейской органи­зации космических исследований (ЭСРО),

- Европейской организа­ции по созданию ракет-носителей (ЭЛДЭ).

Согласие его учредительному акту, задача ЕКА — налаживании и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения косми­ческой науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квар­тира ЕКА находится в Париже.

В 1971 году была создана Международная организация космичес­кой связи (Интерспутник). Ее целью является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира Интерспутника на­ходится в Москве. В 1997 году были приняты пересмотренные соглашения об Интерспутнике.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами являются белее 60 государств. Целями этой Организации являются:

- обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море,

- повышение эффективности работы судов и управления ими,

- совершенствование служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения.

Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне.

Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставят в повестку дня вопрос о создании Всемирной космической организа­ции (ВКО), которая бы соединяла и координировала усилия по ис­следованию и использованию космического пространства.

Вопрос №4.

1. Основные права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности отражены в следующих договорах:

1) Дого­воре о принципах деятельности государств по исследованию и ис­пользованию космического пространства, включая Луну и другие не­бесные тела (вступил в силу 10 октября 1967 г.);

2) Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.);

3) Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.);

4) Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (вступила в силу 15 сентября 1976 г.);

5) Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (вступило в силу 11 июня 1984 г.).

· За государствами признаются следующие права:

- осуществлять исследование и использование космического прост­ранства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

- свободно осуществлять в космическом пространстве и на небес­ных телах научные исследования;

- использовать любое оборудование или средства и военный пер­сонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;

- сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космичес­кими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местона­хождения;

- запрашивать проведения консультаций с государством, планирую­щим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельнос­ти других государств по мирному исследованию и использованию космоса, а также при планируемом международном непосредствен­ном телевизионном вещании, при планируемом дистанционном зон­дировании Земли из космоса и при планируемом запуске объекта с ядерным источником энергии;

- обращаться с просьбами о предоставлении возможности для на­блюдения за полетом своих космических объектов (с целью заклю­чения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

- собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их, а также использовать такие вещества для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций;

- осуществлять непосредственное телевизионное вещание с помощью спутников и санкционировать его осуществление лицами и органи­зациями, находящимися под юрисдикцией данного государства;

- осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса:

- использовать ядерные источники энергии на борту космических объектов.

· В ходе космической деятельности обязанности государства состо­ят в следующем:

- осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопаснос­ти и развития международного сотрудничества и взаимопонимания:

- оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедст­вия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускаю­щего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;

- незамедлительно информировать другие государства или Гене­рального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов, а также о сведениях об аварии или вынужденной по­садке экипажа космического корабля;

- нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридичес­ких лиц;

- внести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;

- возвращать запустившему государству космические объекты, об­наруженные где-либо за пределами запускающего государства;

- учитывать соответствующие интересы других государств при ис­следовании космоса;

- принимать соответствующие меры для избежания вредного за­грязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;

- проводить международные консультации перед проведением экс­перимента, чреватого вредными последствиями;

- в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаре ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и ре­зультатах своей космической деятельности;

- открывать на основе взаимности для представителей других государств все станции и установки на небесных телах;

- регистрировать все запускаемые космические объекты и направ­лять Генеральному секретарю ООН информацию о каждом таном объекте для занесения в Международный реестр;

- положительно отвечать на запросы о консультациях при планировании потенциально вредных экспериментов в космосе;

- оказывать потерпевшим государствам помощь в случае аварии космического объекта с ядерным источником энергии;

- в ходе сотрудничества особо учитывать потребности развивающихся стран.

2. Международно-правовая ответственность в космическом праве.

Международное космическое право предусматривает оба вида от­ветственности

1) политическую (за соответствие положениям Дого­вора по космосу),

2) материальную (за ущерб, причиненный запускае­мыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, другому государству — участнику Договора по космосу, его физическим или юридическим лицам).

Ответственность в настоящей сфере имеет свои особенности:

во-первых, в международном космическом праве материальная ответственность государства (а не опе­ратора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором — Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;

во-вторых, государство несет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительственных органов, но и неправительственных юридических лиц;

в третьих, предусматривая абсо­лютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственно­сти не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права;

в четвертых, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опас­ным или вредным по своему характеру, запускающее государство обя­зано незамедлительно принять меры для устранения возможной опас­ности причинения вреда, а в других отраслях такая обязанность лежит на пострадавшей стороне;

в пятых, особое правило вводит положение ст. 14 Соглашения о Луне о том, что государства признают, что в результате активизации деятель­ности на Луне и других небесных телах может возникнуть необхо­димость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, при­чиненный на Луне (другие отрасли права таких условий не содержат);

в шестых, применяется своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной (согласно Конвенции об ответственности за космичес­кий ущерб) и политической ответственностью.

Шестую особенность рассмотрим подробнее в развитии ее урегулирования:

- если претензия не урегулирована в течение года с даты ее предъявления, по требованию любой из сторон в этом деле созда­ется Комиссия по рассмотрению претензий;

-состав Комиссии - три члена, назначенных запускающим государством, государством-ист­цом и выбранный ими председатель;

- если стороны не достигли со­гласия о председателе, его назначает Генеральный секретарь ООН;

- Комиссия устанавливает обоснованность претензии и определяет сумму компенсации;

- решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность сторон;

- в ином случае Комиссия выносит окончательное определе­ние рекомендательного характера.

Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности:

- если государство считает, что другое государство не выполняет обязательств по Соглашению или нарушает его права по Соглаше­нию, оно может запросить проведение двусторонних консультаций;

- участие в таких консультациях обязательно;

- если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору;

- если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генераль­ному секретарю ООН.

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

Содержание
Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Правовой статус космонавтов и космических объектов

Реферат по дисциплине

Международное публичное право

ОЦЕНКА ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ__________

Студент 3 курса ЮР-09-2 группы

Крайнова Татьяна Сергеевна

к.ю.н., доцент кафедры ГПД

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства. На сегодня в космосе побывало более 500 космонавтов (по данным на 18.10.2011 г. – 520 чел., в т.ч. из России – 110. По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. Уже 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Глава I. Правовой статус космонавтов

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос.

Вообще, космонавтом — членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом. Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

Согласно договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств - участников Договора. Государства - участники Договора незамедлительно информируют другие государства - участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст.5) 2 . Также этот договор устанавливает, что все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств - участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:

а) информирует власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство — участник Соглашения не может опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;

б) информирует Генерального секретаря ООН, который должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи. 3

В параметрах международно-правовых обязательств, обозначенных Соглашением 1968 г., предусматриваются следующие процедуры.

  • Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.
  • При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск. 4

В свете перспектив, связанных с развитием космического туризма, возникает проблема правового статуса лиц, совершающих космические путешествия. Этот статус в полной мере не совпадает со статусом профессиональных космонавтов. На сегодня международный режим космического туризма надлежащим образом не урегулирован. Но Соглашение о спасении космонавтов a priori распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

В целом, правовой статус космонавтов достаточно полно урегулирован вышеперечисленными актами, установлен субъектный состав данных отношений, их права и обязанности, полномочия государств, отправляющих этих космонавтов, и условия взаимопомощи.

Глава II .Правовой статус космических объектов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации. 5

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения. 6

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства следующий порядок :

1) внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генерального секретаря ООН;

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств. Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение

на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. 7 Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям. 8

Понятие, источники международного космического права. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2016
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правовой статус космонавтов и космических объектов

1. Понятие, источники международного космического права

2. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов

3. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

Список использованной литературы

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества.

Актуальность темы исследования заключается в развитии космической отрасли на современном этапе развития России. Совершенствование отрасли требует и совершенствования правового регулирования. Изучение эволюции правоотношений позволяет выявить проблемы права, что подтверждает актуальность.

Степень изученности данной проблему не высока, стоит отметить работы таких авторов как Бекяшев, Ануфриев, и многих других. Отметим, что правовое регулирование осуществляется множеством договоров и соглашений России с другими странами и организациями (в частности ООН).

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды российских авторов в области международного права.

Целью исследования являлось изучение правового статуса космонавтов в международном праве.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучить понятие и характеристику международного права; рассмотреть формирование и развитие космического права в России; исследовать правовой статус космонавта.

Объектом исследования являются космические объекты и субъекты Российской Федерации.

Предметом исследования является правовой статус космонавтов в международном праве.

1. Понятие, источники международного космического права

В современном международном праве сформировалась новая отрасль - международное космическое право. Ее объектом являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деятельность.

Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу) , Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др.

Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности.

Так, например, по Конвенции об ответственности 1972 г., для того чтобы международная организация пользовалась правами и несла обязанности, вытекающие из Конвенции, необходимо соблюдение дополнительных условий:

- организация должна официально заявить о принятии ею обязательств по данной Конвенции;

- большинство членов организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 г.;

- организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами).

Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется "с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства", которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел.

2. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием "космический объект" или "аэрокосмический объект". Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты - установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

- внесения его в национальный регистр и далее - в Реестр Генерального секретаря ООН; международный космический право ответственность

Например, при аварии американской космической станции "Скайлэб" в 1976 г. шлейф металлических осколков составил около 100 км, а при аварии "Колумбии" в 2003 г. площадь рассеяния обломков составила уже 72 тыс. кв.км. С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту - "Шаттл" способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т - площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам.

Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство (ст.5, 6 Соглашения о МКС).

Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции "Мир" побывал 61 иностранец.

Космонавтом - членом космического экипажа считается:

- гражданин одного из участвующих в запуске государств;

- выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт - член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст.5 Соглашения 1998 г. государство - участник Соглашения". сохраняет юрисдикцию и контроль. над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами". Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.

В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно воз вращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.

3. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса.

В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство.

Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь - признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.

1. Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.

2. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственность наравне с ней несут государства - члены организации.

3. Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.

4. Государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).

5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г. обеспечивает интересы истца.

Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность.

Список использованной литературы

1. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

2. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 784 с.

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 года).

4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 года).

5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).

6. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).

7. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - С.216

8. И.М. Хужокова. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.

9. Б.Л. Зимненко. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство:, Статут, 2010 г., 544 стр

10. Международное право. Издательство: Закон и право, 2010 г., 456 стр.

Подобные документы

Правовая характеристика международного публичного права, правовой статус объектов и субъектов. Формирование и развитие космического права в России. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

курсовая работа [72,1 K], добавлен 03.02.2011

Отношения по поводу космического пространства и небесных тел. Правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем. Источники космического права. Правовой статус космического пространства и небесных тел.

контрольная работа [16,7 K], добавлен 28.06.2011

Понятие, сущность, основные особенности международного космического права и его источники. Субъекты и объект. Правовой режим космического пространства. Правовой статус космонавтов и космических объектов. Международно-правовые формы сотрудничества.

курсовая работа [59,1 K], добавлен 08.04.2003

Понятие космического пространства и его правовое регулирование. Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты. Понятие космических объектов. Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

курсовая работа [70,3 K], добавлен 13.12.2009

Понятие, объекты и субъекты международного космического права. Резолюция о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства, ее важнейшие принципы. Правовой статус космических объектов и космонавтов.

Читайте также: