Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества

Обновлено: 30.06.2024

Важнейшей специфической чертой современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны.

Основными причинами информатизации всех сфер деятельности человека, в том числе и образования, являются:

• возрастание роли интеллектуального труда, ориентированного на использование информации в глобальных масштабах;

• быстрое старение знаний, необходимость их постоянного обновления; впервые в истории нашей цивилизации поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей.

Процесс информатизации включает три взаимосвязанных компонента:

• компьютеризацию (процесс совершенствования средств поиска и обработки информации);

• медиатизацию (процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации);

• интеллектуализацию (процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации).

Необходимым начальным звеном информатизации общества является информатизация образования — внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, а также в систему управления учреждениями образования. Суть информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Информатизация образования должна опережать информатизацию других направлений общественного производства, иначе сфера образования неизбежно начнет отставать от темпов развития общества. К сожалению, пока процесс информатизации образования уступает по скорости процессу информатизации общества.

Что дает обществу информатизация образования?

1. Развивается открытая система непрерывного образования, обеспечивающая каждому человеку собственную траекторию учения, возможность получения нескольких высших (средних, специальных) образований разного профиля независимо от возраста. На смену заочному образованию приходит дистанционное.

2. Изменяется процесс познания: происходит смещение от накопления знаний к деятельности в специально организованной обучающей среде. В результате повышается эффективность познавательной деятельности учащихся, усиливается мотивация достижений. Интерактивная деятельность ведет к развитию новых типов мышления: альтернативного, эвристического, системного. Формируются навыки принятия самостоятельных решений.

3. Реальностью становится дифференциация и индивидуализация обучения.

4. Доступ учащихся к разнообразным источникам информации (электронные учебники, Интернет, виртуальные библиотеки и многое др.) снижает авторитарность знаний, развивает критичность, самостоятельность мышления, творческий подход к своему образованию. В результате происходит смена авторитарного стиля обучения на демократический. Возникает единое образовательное информационное пространство в масштабах планеты.

5. Гарантируется доступность образования независимо от социальных условий жизни людей.

Важнейшей задачей информатизации общества является формирование у специалистов всех уровней информационной компетентности (ИК). Информационная компетентность — способность человека решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных технологий.

М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова выделяют ряд компонентов ИКТ-компетентности педагога, в том числе умения :

• осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием интернет-ресурсов;

• представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

• участвовать в работе сетевых объединений преподавателей, интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;

• разрабатывать компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

• создавать интернет-ресурсы учебного назначения;

• применять готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

• изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы;

• управлять учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационных технологий (ИТ).

В педагогической практике информационными технологиями обучения (ИТО) называют все педагогические технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств (ЭВМ, аудио, кино, видео и др.). Так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации, то с позиций информационного подхода любая педтехнология может быть названа информационной.

Телекоммуникация — это передача информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, радио, телеграфа, телевидения, спутниковой связи, компьютерных сетей). В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще всего имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами, т.е. компьютерные телекоммуникации (КТК).

Компьютерные телекоммуникации — не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций, так как они имеют ряд преимуществ перед традиционными.

1. Их использование обходится пользователям дешевле.

2. Информация может передаваться в любой форме: в виде текста, звука, изображения и т.п., в то время как все традиционные средства коммуникации допускают передачу информации в какой-то одной, строго определенной форме.

4. КТК позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию. С появлением и развитием сетевых офисов совместное редактирование материалов стало еще доступнее и удобнее.


В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.

Для современного общества получение новых знаний, освоение новых технологий, методов управления общественными и научными процессами приобретает важное значение. Любой вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, нахождением оптимальных вариантов решения данных задач, формированием подходов к осуществлению задуманных целей.

Одна из главных позиций в информатизации общества отводится информатизации в сфере образования. Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования включает в себя систему мероприятий [1]:

  • оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
  • подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне.
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей
  • создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини семинары, постоянно-действующие семинары, конференции.) [3].

Процесс информатизации образования подразумевает не только применение в школах, университетах и других учебных заведениях новейших информационных технологий, но и совершенствование системы организации учебной деятельности путем трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности. Несомненно, в первую очередь необходимым является создание информационно-технологической среды с использованием новейших проекторов, экранов, компьютеров и другой техники, позволяющий раскрыть информацию через презентации, конференции, семинары.

Но настоящий момент времени ситуация сложилась таким образом, что молодое поколение все больше интересует использование информационных технологий в качестве развлечений, а не в целях обучения и получения новых знаний. Для того чтобы развить у обучающихся интерес использовать информационные технологии в научных целях должен быть компетентный учитель, преподаватель, который способен обучить данное поколение жить в век и информационных технологий и дать основу владения этими технологиями. То есть процесс информатизации образования невозможен без участия грамотного и квалифицированного специалиста, глубоко знающего процессы, происходящие в образовании, умеющего использовать ИТ в своей профессиональной деятельности, обладающего грамотностью, эрудицией и т. д.

Вместе с этим информатизация в образовании имеет ряд противоречий.

 Большинство преподавателей на своих дисциплинах сталкиваются с некачественным программным обеспечением, с техническими сложностями организации процесса обучения и из-за этого они отказываются от применения компьютерных технологий на занятиях.

 Многие из информационных технологий в стенах учебных заведений в полной мере не обеспечены нужным для обучения пакетом программ;

 Поскольку одним из основных направлений информатизации является построение информационного образовательного пространства, то в данном контексте возникают такие проблемы как: отсутствие единого стандарта программного обеспечения, недостаток технического персонала по обслуживанию технических устройств.

 Отсутствие единой информационной культуры

 Большинство сельских школ, региональных вузов слабо оснащены, либо вообще не оснащены технически, что в значительной мере затрудняет учебные процессы. Но это в большей степени проблема государства, которое выделяет недостаточное количество денежных средств на приобретение необходимого оборудования.

Актуальными проблемами являются:

— проблемы, связанные с консервативностью изданий на CD и использовании при их проектировании устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения, где следствием является: быстрое устаревание учебного курса, отсутствие возможности изменения или дополнения существующего издания новыми модулями;

— проблемы, связанные с вопросами создания спецификаций для разрабатываемых объектов и дальнейшей стандартизации технологий информатизации образования. Без решения данных вопросов не обеспечить такие важные требования к ресурсам современных ЭУК как управляемость, доступность;

— проблемы, связанные с практическим внедрением ЭУК в процесс обучения. К ним имеют отношение как вопросы подготовки педагогических кадров и повышения их компетентности в области использования средств ИКТ, так и проработанность самих электронных курсов в сфере методической поддержки [2].

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1 освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

2 выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

3 выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

4 развитие способностей к определенным видам деятельности;

5 проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

6 восстановление знаний, умений и навыков.

Несомненно, сегодня электронные учебные ресурсы становятся определяющим элементом развития образования. Но как любая образовательная технология, включение в учебный процесс электронных ресурсов должно отвечать законам педагогики, новым условиям обучения, требованиям образовательной организации, а самое главное требованиям Закона об образовании федеральным государственным образовательным стандартам. Электронное обучение имеет свои преимущества по сравнению с традиционным, но наибольший эффект, по мнению исследователей, дает смешанная технология обучения. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом проводя часть практических мероприятий в электронном виде. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге [4].

Изучая опыт применения смешанного обучения в Орловском государственном аграрном университете можно отметить, что реализации этих образовательных технологий осуществляется в несколько этапов [5]:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т. п.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.

3. Операционный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на электронный средства обучения, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом.

При организации занятий необходимо учитывать уровень подготовки студентов, методическую цель занятия, тип занятия (лекция, практика или лабораторная работа), готовность обучающихся к восприятию информации с помощью новых технологий.В целом применение электронных технологий обучения в образовании полезно, если та или иная образовательная электронная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Электронное обучение позволяет повысить восприятие информации и качество обучения путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм, что является в настоящее время и обязательным требованием высшей школы. Большинство из методик применения таких форм обучения могут и должны сопровождаться применением вычислительной и коммуникационной техники. Для обеспечения применения электронного обучения необходимы ресурсы: технические кадровые, учебно-методические. Все это требует значительных финансовых и временных затрат. Но усилия, затраченные на разработку данных видов занятий с применением ИКТ, компенсируются, если применение ИКТ методически оправдано, продуктивно.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, образование, процесс, получение новых знаний, ресурс, учебный процесс, вид деятельности, восприятие информации, проблема, программное обеспечение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В отличие от индустриального общества, в котором главным было производство материальных благ, в нынешнем, постиндустриальном, обществе основным видом деятельности становится производство информации (под информацией будем понимать знание как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы их представления, которое может быть записано на материальном носителе), и этот процесс называют информатизацией (отсюда и термин — информационное общество).

Таким образом, понятие "информатизация общества" можно определить как глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, передача и использование информации, осуществляемые на основе средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация представляет собой систему следующих взаимосвязанных процессов:

информационного - обособления и представления всей социально-значимой информации в форме доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общественных институтов;

материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Информатизация общества влечет за собой следующие социальные последствия:

увеличение числа занятых в информационной сфере (производители, обработчики, распространители информации);

интеллектуализация многих видов труда и как следствие, повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов и профессиональной подготовке;

появление совершенно новых профессий;

отмирание существующих профессий (особенно, в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта).

Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий (через выпускаемые высококвалифицированные кадры). Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека.

Под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИК-технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Изменение механизмов функционирования и реализации системы образования в условиях информатизации общества

Под влиянием информатизации общества происходят существенные изменения в механизме функционирования и реализации системы образования, как среднего, так и высшего. Так, информатизация инициирует следующие процессы:

-совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей;

-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;

-создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды совместной деятельности по обработке информации.

Этапы информатизации образования

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Учащиеся как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - "заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.

Основные понятия и определения предметной области "информатизация образования"

Информатизация образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который, в основном, можно считать устоявшимся. Поскольку в процессе информатизации основным продуктом потребления становится информация, знания, то технологии, направленные на обработку, передачу и преобразование информации, стали называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Под средствами ИКТ понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств транслирования информации и информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, хранению, накоплению, обработке, продуцированию, передаче и использованию информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Поскольку информатизация (в том числе и образования) на практике невозможна без применения названных программно-аппаратных и технических средств и устройств, то их относят и к средствам информатизации образования (или средствам новых информатизационных технологий).

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Документированная информация - информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках и других информационных системах).

Пользователь - субъект, обращающийся за получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий.

Информационная система - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.

Автоматизация обучения - прием технологии обучения, в котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и коммуникационных технологий.

Автоматизированная обучающая система - компьютерная система, предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Банк данных - совокупность всех массивов информации длительного хранения, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование.

В условиях перехода от постиндустриального к информационному, важной задачей общества становится информатизация образования. Решение этой задачи тесно связано с внедрением достижений новых информационных технологий в процесс обучения. В статье излагается характеристика информатизации образования, роль новых информационных технологий в информатизации общества. Авторы подчеркивают роль компьютерных технологий в совершенствовании деятельности человека. Для сравнения приводятся ориентиры по информатизации образования Республики Казахстан. Кратко охарактеризуются задачи по реализации направлений информатизации в Кыргызской Республике.


2. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. – Бишкек, 2012. – 119 с.

3. Обзор состояния сектора ИКТ в Кыргызстане 2005 [Текст] / общественный информационный центр при управлении делами Президента КР. Под общей редакцией Р.Н. Джаркеева. Бишкек, 2006. – 99 с.

5. Бримкулов У.Н. Компютер и Интернет [Текст] / У.Н. Бримкулов, А. м ралиев, В.Ф. Бабак // Бишкек, 2004. – 263 с.

6. Бейшеналиева У.У. Педагогические условия развития информационной компетентности студентов на основе технологии мультимедиа [Текст] / У.У. Бейшеналиева / Дисс. . канд.пед.наук: 13.00.01. – Бишкек, 2014. – 181 с.

7. Ибраев А.Д. Дидактические основы совершенствования самостоятельной работы студентов в условиях применения новых информационных технологий (на примере предмета информатики) [Текст] / А.Д. Ибраев. / Дисс. . канд.пед.наук: 13.00.01. – Бишкек, 2012. – 184 с.

10. Анализ стратегических направлений развития ИКТ в Кыргызстане. [Текст] / Отчет об исследовании. – Бишкек, 2008. – 63 с.

Современный образовательный процесс характеризуется активным использованием новых образовательных технологий и в нем все более активно используются компьютерные технологии. О месте и роли компьютерной технологии в системе образования написано множество трудов, в то же время с каждым годом появляются новые проблемы, актуальные не только для обучения, но и для всей системы образования. Это объясняется тем, что новые модели компьютерной технологии требуют определенный круг знаний по отношению к ним. С другой стороны, новые модели предполагают либо дополнения к существующим образовательным технологиям, либо разработки новых образовательных технологий и активного их внедрения в учебный процесс. Следовательно, современные информационные технологии, дополняя структуру образовательных технологий, открывают новые перспективы для повышения качества образовательного процесса.

Принятые в Кыргызской Республике нормативные документы требуют разработки дидактических основ использования компьютерной технологии в учебном процессе [1; 2]. А изучение возможностей использования компьютерной технологии в обучении стало предметом исследований большинства ученых-педагогов республики.

Компьютеризация обучения, т.е. использование достижений новых информационных технологий в образовательном процессе является частью масштабного, стратегического направления – информатизации общества. Как известно, происходящий глобализационный процесс повлечет за собой изменение во всех структурах общества и вместе с этим и существенное изменение деятельности организаций и отраслей. И существенным признаком глобализации является информатизация общества. Процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека в получении необходимой информации является информатизацией. Сегодня информатизация в сфере образования является главной задачей и в ней важным фактором стал техническое и программное обеспечение этой сферы.

Огромна роль информатизации образования для развития человечества. Новые информационные технологии автоматизируют многие виды деятельностей человека. Люди, например, с помощью информационных технологий производят оплату за покупки, через них предварительно бронируют билеты и т.д. Следовательно, люди должны обладать знаниями по информационной технологии и уметь применять их на практике. Кроме этого, нужны специалисты, полноценно обладающие этими технологиями [3]. Это означает, что в учебных заведениях следует целенаправленно готовить таких специалистов. Эти направления образуют круг проблем по информатизации образования.

В эти годы наметились следующие направления информатизации образования:

  • обеспечение компьютерной грамотности учащихся;
  • обучение навыкам использования компьютерной технологии на профессиональном уровне;
  • использование компьютера на досуге;
  • совершенствование содержание и методов обучения на основе информационных технологий;
  • использование компьютера как средство труда;
  • применение компьютера в управлении образованием.

В 90-е годы доминировалась концепция, отражающая общее понятие информатизации образования. В этих условиях информатизация нацелена на реализации следующих целей:

1) массовое овладение новыми информационными технологиями;

2) проведение исследований по внедрению их в педагогический процесс.

Резкий рост информационных массивов, их отбор, производство и результативное их использование – все это позволило формировать и развивать содержание предмета информатики. Ученые считают, что задачу информатизации образования можно решить настолько, насколько в образовательном процессе используются новые информационные, в том числе и мультимедийные технологии [5; 6; 7; 8]. Следует отметить, что в информатизации системы образования ведущую роль играет профессионализм учителя. Учитель достигает результативности своей работы, если он применяет в своей деятельности достижение информационных технологий, разрабатывает и использует электронные учебные комплексы.

Сегодня человек, управляя компьютерной технологией, умея обрабатывать информацию, может повышать свою интеллектуальный уровень в этой области, принимать оптимальные решения, оказывать помощь в разработке новых дополнений в экономике, культуре, технике и в научном исследовании. На сегоднящний день информационные технологии составляют основу информационного обеспечения организаций и составляют фактор, обеспечивающий профессиональную деятельность специаиста. Эта ситуация показывает, что высока роль информации в профессиональной деятельности специалиста. В то же время, организации нуждаются в специалистах, которые умеют полноценно обрабатывать и эффективно использовать информацию. Поэтому сегодня становится особо актуальным подготовка будущих специалистов, способных эффективно действовать в информационной среде, применять новые достижения науки и техники в своей профессиональной деятельности. В этом вопросе многие государства разрабатывают стратегии образовательной политики в области информатизации образования. Например, в Казахстане такими ориентирами являются [9]:

  • совершенствование нормативно-правового обеспечения;
  • интенсификация подготовки педагогических и управленческих кадров;
  • создание отечественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
  • компьютеризация системы образования и обновление компьютерного парка;
  • модернизация аппаратно-программного обеспечения;
  • интернетизация;
  • технологическая и техническая поддержка развивающейся инфраструктуры системы образования;
  • внедрение единой информационной система управления образованием (ЕИСУО).

В анализе стратегических направлений развития ИКТ в Кыргызстане намечены следующие направления развития информатизации в сфере образования [10]:

  • организация надлежащего обучения и профессиональной подготовки на всех уровнях, от начальной школы до взрослого населения, что позволит создать возможности для наибольшего числа людей для тех, кто нахолится в неблагоприятном положении;
  • совершенствование базового образования и повышения квалификации в области научно-технических дисциплин. Это позволит обеспечить необходимую чисенность высококвалифицированных и опытных специалистов и экспертов в области ИКТ, что далее будет служить базой для развития ИКТ в регионе.

По нашему мнению, в реализации направлений информатизации образования необходимо решать следующие задачи:

1. Внесение изменения содержания образования с включением новых стандартов по информационной технологии. Информатизация образования предполагает формирование соответствующих знаний у будущего поколения. Это – знание о структуре и возможностях компьютерной технологии, знание о способах работы с Интернетом и т.д. Кроме этого, будущие специалисты должны обладать умениями и навыками использования компьютерных технологий в практической деятельности, решать учебные и познавательные задачи. Информатизация образования предполагает не столько применения знанаий в жизни, сколько применения творчески, с целью получения новых решений, новых продуктов, овладеь информационной компетенцией.

2. Формирование единого образовательного пространства посредством создания информационного общества. В информационном обществе доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, причем эти действия осуществляется на основе современной компьютерной технологии. Такому обществу характерен информационный обмен. Для этого нужно создание единого информационного образовательного пространства, где преимущественно используются достижения новых информационных технологий.

3. Сделать упор на качество образования посредством широкого использования мультимедиа технологии. Данная задача предполагает обеспечение образовательных учреждений современными средствами мультимедиа технологии и целенаправленное проектирование и внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов. Качество достигается соответствием полученных продуктов образования к заявленным целям образования, следовательно, нужен мониторинг во всех стадиях образовательного процесса для принятия своевременного решения об улучшении качества.

4. Организация научных исследований с привлечениием специалистов информационных технологий и ученых из других сфер. В решении данной задачи необходимо совместное усилие ученых и специалистов для нахождения новых возможностей информационных технологий в обеспечении качества организации образовательного процесса, в создании новых технологий обучения различных учебных предметов..

Известно, что в Кыргызской Республике имеются определенные наработки по использованию инфрмационных технологий в школьном образовании. В республике выбраны 100 инновационных школ, которые обеспечены мультимедийными обучающими курсами, лабораториями, необходимыми наглядными пособиями. С каждым годом число таких школ будут расти. В школах используются интерактивные уроки, учащиеся выполняют проектные работы с использованием возможностей мультимедиа технологии, ресурсов интернет. Активное применение достижений информационной технологии в обучении школьных предметов показывает об появлении новых видов и форм занятий в системе школьного образования.

Читайте также: