Имеются ли основания для постановки семенова на учет в целях предоставления ему социального жилья

Обновлено: 04.07.2024

на основании какого закона необходимо поставить инвалида 1 группы не имеющего в собственности жилья, на учет в качестве нуждающегося в жилой площади - как правильно подготовить распоряжение администрации сельского поселения

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда
Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 996 г. N 901 утверждены ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — ИНВАЛИДОВ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ:

2. Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

  • обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации;
  • проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
  • проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых
    хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических
    учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
  • проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
  • проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
  • проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, осуществляется:

по месту жительства — специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы — на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

4. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей — инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:

  • выписка из домовой книги;
  • копия финансового лицевого счета;
  • копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и
    копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро
    технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

5. Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

6. Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты
предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

7. При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

8. Инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Тяжелая форма хронического заболевания учитывается в двух
случаях:

  • при предоставлении инвалиду или семье, имеющей инвалида, жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не
    более чем в два раза) (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ);
  • при проживании в квартирах, занятых несколькими семьями, как основание постановки на учет (подп. 4 п. 1 ст. 51 ГК РФ).

О возможности (не обязанности) предоставления жилья более нормы речи пока нет. Если же проживаете двумя семьями в одном помещении и если Вы страдаете тяжелой формой хронического заболевания, то Вас должны поставить на жилищный учет.

Таким образом, признать Вашу семью нуждающейся в жилье по договору соцнайма можно по одному из двух оснований:

  • по основанию обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже уровня,
    устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • по основанию проживания двумя семьями в одной квартире, если Вы страдаете тяжелой формой хронического заболевания.

Для постановки на учет обратитесь в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением и указанными выше документами. И Вас должны включить в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

В 2012 году мужу по наследству досталась доля 12кв, в квартире родителей. Наша семья из четырёх человек проживает в своём доме 36 кв. дом в нашей собственности. В 2016 году мы встали в программу устойчивое развитие сельских территорий 2014-2020 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В 2018 году муж продал свою долю в квартире 12 кв. брату. Посчитают ли этот факт намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий, снимут ли нас с программы? Ведь статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не содержит пункта- снятие с учёта в связи намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий. В свою очередь данные действия подходят под статью 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях пункт 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.) При этом данные статьи 54. И статьи 53 могут лишь препятствовать первичной или вторичной постановке на жилищный учет. Ухудшение жилищных условий, это два, в совокупности, фактора, которые должны выполняться одновременно: Ранее вы не имели права состоять на учете (и не состояли) нуждающихся в улучшении жилья; Вы совершили такие действия, которые дают право для постановки на учет. На мой взгляд оснований для снятия нет . Помогите разобраться.

Правомерно ли отказали в постановке на учет как нуждающихся в предоставлении жилья? Семья из трех человек:Супруги и ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Муж имеет в собственности 38,5 кв.м., проживаем в этом доме. В нем нет даже кухни. Есть спальня, зал, прихожая и ванная комната. Кухня находится в отдельном отапливаемом помещении, не признанным жилым. Может ли это являться основанием постановки на учет согласно ст.51 ЖК РФ п.3) " проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;" пункта "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ"

Джо отказывает военослуж. в постановке на учет нуждающихся в служебном жилье, мотивируя тем, что его отцу выдана была служ. квартира и на него тоже, отец с семьей до сих ппоор таам проживает. Военослуж. там не прописан с 2015 года. Является ли его добрровольное снятие с регистрац. учета с кварттииры отца ухудшением жилищных условий и влияет ли это нна поостановку на учет в качестве нуждающегося в СЛУЖЕБНОМ ЖИЛЬЕ

Как получить жилье от государства?

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

Кто имеет право получить жилье от государства?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

  • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
  • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
  • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • заявители признаны малоимущими.

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Как встать на жилищный учет для получения жилья?

Как определяется состав семьи заявителя?

Как понять, признают ли семью малоимущей?

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .

Когда собственник жилого помещения вправе претендовать на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма

Я являюсь собственником квартиры. Семья, проживающая в квартире, состоит из 6 человек. Исходя из совокупного дохода членов семьи, я не являюсь малоимущей, но по учётным нормам я не считаю себя обеспеченной жильём. Могу ли я встать на очередь на жильё, имея в собственности квартиру, при указанных обстоятельствах?

Предположим, что автор вопроса обращалась в орган местного самоуправления по поводу признания её малоимущей, коль скоро в обоснование вопроса приводит сведения о том, что малоимущей не является, указывая лишь на то обстоятельство, что имеющаяся в её владении и пользовании квартира не удовлетворяет требованиям обеспеченности членов семьи жильём.

Давая ответ на поставленный вопрос, обратимся к нормам Жилищного кодекса РФ и попробуем разобраться, каким категориям граждан предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по ДСН, и когда собственник жилого помещения вправе претендовать на постановку на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по ДСН.

Когда собственник жилого помещения вправе претендовать на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма

Когда собственник жилого помещения вправе претендовать на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма

Анализ вышеуказанных требований статей 49, 52 ЖК РФ даёт основания сделать вывод о том, что жилые помещения по ДСН предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным в статье 51 основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, критериями постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по ДСН, являются
а) малоимущность гражданина;
б) нуждаемость гражданина в жилом помещении.

То есть, одной нуждаемости гражданина в жилом помещении, как у автора вопроса, ссылающегося на необеспеченность жильём, недостаточно для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по ДСН.

Чтобы все звёзды сошлись, гражданину необходимо представить в орган местного самоуправления документы - доказательства, что он является малоимущим.

ВАЖНО! Малоимущими гражданами в целях признания нуждающимися в жилье по ДСН являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в установленном жилищным законодательством РФ порядке.

Теперь разберёмся с вопросом о том, может ли быть поставлен на учёт гражданин, имеющий в собственности жилое помещение

Когда собственник жилого помещения вправе претендовать на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма

Таким образом, анализ вышеуказанных требований статьи 51 ЖК РФ даёт основание придти к выводу о том, что

собственник жилого помещения или члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН, и поставлены на учёт. Критерием нуждаемости в данном случае является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, установленной в регионе проживания.

Все желающие могут оставить в комментариях вопросы по теме договора социального найма жилого помещения, что может стать предметом обсуждения в следующей публикации

Читайте также: