Имеют ли право в школе заставить проходить психолога
Обновлено: 28.06.2024
Поздно… Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить жизнь ребёнка к лучшему.
Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители не видят трудностей, не замечают того, что с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь ?
Конечно, большинство родителей прекрасно видят такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.
Причин этому может быть огромное множество:
· Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.
· Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).
· Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.
Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.
Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?
Во-первых , не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают. Поэтому, пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!
Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ребёнку). Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.
Да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается ребёнок, его возможностям и способностям. Конечно, очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.
Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте ответственность с родителями, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.
На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.
В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.
Муниципальный район "Абыйский улус (район)"
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
- подобные события вызывают у детей большой стресс;
- несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
- несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
- подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
- при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
- в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
- в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
- допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
- в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
- допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
- несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.
Читайте также: