Какие права имеет каждый учащийся изучающий начальную военную и технологическую подготовку

Обновлено: 30.06.2024

1.В каком году был принят приказ о введении в учебное заведение предмет НВП.

2.Что такое тактика?

а/ правила поведения

б/ составная часть военного искусства +

в/ военное шествие

г/ вид военного искусства

3.Кто из военноначальников и полководцев внесли в развитие тактики.

4.Что такое тактическая подготовка?

а/ обучение личного состава в подготовке и введении боя +

б/ нападение на врага

г/ все ответы верны

5.Когда появилась тактика?

в/ с появлением армии +

а/ стрельба из всех видов оружия

б/ уничтожение боевой техники

в/ уничтожение живой силы противника

г/ основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих

7.Что такое удар?

а/ стрельба из всех видов оружия

б/ составная часть боя заключающаяся в одновременном поражении группировок

в/ уничтожение живой силы противника

г/ основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон.

8.Что такое огонь?

а/ стрельба из всех видов оружия

б/ уничтожение боевой техники

в/ одно из основных средств уничтожения противника в бою на суше, на море и

г/ основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон.

9 .Что такое маневр?

а/ стрельба из всех видов оружия

б/ уничтожение боевой техники

в/ уничтожение живой силы противника

г/ организованное передвижение войск в ходе боя на новое направление

10.Обязанности солдата в бою.

а/ знать боевую задачу отделения и свою задачу +

б/ знать своего противника

в/ знать как уничтожить противника

г/ нет верного ответа

11.Что такое минновзрывные и инженерные заграждения?

а/ это минное поле +

б/ это заграждения солдат

в/ это заграждения противника

г/ это тактическое поле

12.Что такое невзрывные инженерные заграждения?

а/ это минное поле

б/ это заграждения солдат

в/ это заграждения противника

г/ это заграждения использованные подручным материалом (колючая проволка,

13.Какие мины вы знаете?

в/ противопехотные, противотанковые +

г/ все ответы верны

14.Кто такой дозорный?

а/ наводчик оператор

б/ механик водитель

15.Устав внутренней службы – это…

а/ устав определяет основные положения уклада в воинских частях +

б/ устав определяет предположения уклада в воинских частях

в/ устав определяет сущность воинской дисциплины

г/ устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом

16.Что такое дисциплинарный устав?

а/ устав определяет основные положения уклада в воинских частях

б/ устав определяет предположения уклада в воинских частях

в/ устав определяет сущность воинской дисциплины +

г/ устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом

17.Строевой устав – это…

а/ устав определяет строевые приемы и движения без оружия и с оружием +

б/ устав определяет предположения уклада в воинских частях

в/ устав определяет сущность воинской дисциплины

г/ устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом

18.Кто такой часовой?

а/ это командир в/ это солдат

г/ это вооруженный караул +

19.Сколько времени часовой стоит на посту?

а/ 5 часов в/ 3 часа

20. Из каких составных частей состоит военное искусство?

а/ оборона и наступление

б/ военная наука, теория и практика

в/ тактика, оперативное искусство, стратегия +

г/ изучение вопросов войны и мира

21. Назовите фамилию первого в мире изобретателя пистолета-пулемёта?

22. Какие действия военнослужащего, услышавшего свою фамилию:

а/ Выходит из строя

в/ Делает два шага вперёд

г/ Принимает строевую стойку

23. Сколько патронов вмещает магазин АК-74?

а/Строй – размещение военнослужащих, подразделений для их совместных действий в

пешем порядке и на машинах.

б/Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и

частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. +

в/Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих,

подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

г/Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих,

подразделений и частей для их совместных действий.

а/Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу, а

подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или командиром.

б/Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены на установленных

в/Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на

одной линии на установленных интервалах. +

г/Шеренга – построение, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу,

а подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или

26. Чтобы принять положение строевой стойки необходимо.

а/Стоять свободно, ослабив правую или левую ногу но не сходить с места, не

ослаблять внимания и не разговаривать.

б/Стоять прямо, без напряжения.

в/ Стоять прямо, без напряжения, носки выровнять по линии фронта, поставив

их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь

приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи

развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь,

были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову

держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой;

быть готовым к немедленному действию. +

г/Стоять прямо, без напряжения, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти,

обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и

касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка.

27. Положение “ВОЛЬНО”:

а/Стать свободно, но не сходить с места.

б/Стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с

места, не ослаблять внимания и не разговаривать. +

в/Ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать.

Подготовка гражданина к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обяза­тельную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• получение необходимых знаний в области обороны;

• медицинские обследования и освидетельство­вания, а при необходимости и с согласия гражда­нина — лечебно-оздоровительные мероприятия.

Медицинские обследования и освидетельст­вования, проведение лечебно-оздоровитель­ных мероприятий.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освиде­тельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларин­гологом, стоматологом и, при необходимости, пси­хиатром, врачами других специальностей.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям:

совершенствование физической подготовки,

выработка психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах,

определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы:

связи и наблюдения,

специального назначения и технологические.

Добровольная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;

• овладение военно-учетными специальностями;

• военную подготовку в образовательных учре­ждениях среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профес­сионального образования;

• обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образова­тельной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

• обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при вузах.

Обучение в общеобразовательных учреждени­ях среднего (полного) общего образования с до­полнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского по­ла — сирота или оставшийся без попёчения ро­дителей, зачисляется в кадетские корпуса без эк­заменов — по результатам обследования и меди­цинского освидетельствования. Гражданин, ус­пешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в воен­ное училище без экзаменов.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

• авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

• автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

• водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

• воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

• греблю на ялах (вид гребного спорта);

• дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

• мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

• мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

• подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);

Овладение военно-учетными специальностями.

Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специаль­ностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службу) в соответствии с по­лученной специальностью.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение по военной подготовке юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса ВС РФ.

Студенты – граждане РФ, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с МО РФ контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу, разработаны медицинскими специалистами Министерства обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, что обеспечивает объективный подход к оценке состояния здоровья призывников. Эти требования к состоянию здоровья граждан являются оптимальными и обеспечивают возможность выполнения военнослужащими задач как в мирной, так и в боевой обстановке.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела. (Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет приведено в табл. 1.)

При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии одной из категорий годности к военной службе:

Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет

Примечание: гипотрофия – одна из форм хронического расстройства питания, при которой снижается масса тела и постепенно развивается истощение.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме их медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке по военно-учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;

в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;

г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям и на обучение в военно-учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.


Начальная военная подготовка является основой крепкого государства и формирования национальной сознательности молодого поколения. Формирование основных понятий, обучение тактике и технологии, возможность обезопасить себя в случае необходимости являются основой программы. Синонимом этого термина является допризывная подготовка, что заключается в представлении современной молодежи о военном деле.

занятия в группе

Организация обучения

Раньше допризывная подготовка проводилась без отрыва от учебы, занятия были параллельными основному процессу обучения. Как предмет вводился с девятого класса. Обучение проходили как юноши, так и девушки допризывного и призывного возраста.

Преподаватели выбирались из офицеров или других военнослужащих, которые по выслуге лет вышли в запас. Официально за ними закреплялось звание военного руководителя, и они обучали класс или целые группы. В среднем в неделю проводились два занятия. В процессе использовалась учебное оружие, которое представлялось малокалиберными винтовками или муляжами ручных гранат, выдавались средства индивидуальной защиты в виде респираторных масок и противогазов, также средства радиационной и химической разведки и учебные плакаты с макетами, на которых можно было тренироваться.

Современная начальная военная подготовка в школе имеет своей основой стандартную концепцию обучения, но кроме основных занятий, могут быть сформированы факультативы и дополнительные кружки.

практическое занятие

Элементы программы

Процесс обучения можно поделить на несколько этапов. К начальной стадии относилось определение вооруженных сил и его задачи, изучение состава, структуры и разделение на разные типы войск. Также на занятиях подавалась структуризация системы воинских званий и различительные знаки, изучался порядок прохождения воинской службы.

В начально-военную подготовку входило изучение строевой подготовки и огневой тактики. Проводились занятия по теории ведения боя и действий военнослужащих в процессе боя, защита от оружия массового поражения и преподавалась медицинская подготовка. Благодаря поверхностному изучению оказания первой медицинской помощи можно было помогать получившим ранения и травмы, проводилось изучение уставов и давались элементы топографической подготовки.

Некоторые занятия включали в себя инженерную подготовку и изучение способов оборудования и маскировки позиций военнослужащих. Обязательно после окончания обучения по программе учеников или студентов вывозили на сборы в воинскую часть, где они могли на практике проверить свои знания и пройти полноценный курс.

Сочетание теоретического и практического элементов помогали полноценно воплотить программу начально-военной подготовки и получить качественный результат.

обучение группы

Дополнительные организации

В процессе обучения можно было получить дополнительную подготовку в добровольном обществе содействия армии авиации и флоту, представители которых были в каждом областном центре или районе. Сюда входили курсы по вождению грузовых автомобилей, гусеничной техники, радиотелеграфистов.

Также желающих обучали прыжкам с парашютом вождению мотоцикла и мотоциклетному спорту, спортивной радиопеленгации и моделизму. ДОСААФ занимался не только военно-патриотическим воспитанием молодежи, но и качественной подготовкой юношей, желающих поступать в военные высшие училища.

кадетская форма

Современное обучение

Начальная военная подготовка в школе сегодня основана больше на теоретическом изучении и структуризации полученных знаний. Знакомятся с общими задачами и целями, которые ставят перед собой вооруженные силы, изучают элементы состава и структуризации вооруженных сил, а также порядок, в котором проходит воинская служба. Что касается практических занятий, то они проводятся уже после ознакомления с теоретической частью в виде активных развивающих игр и спортивных соревнований.

Современная начальная военная подготовка в РФ ориентируется на развитие физической выносливости и увеличение силовых показателей. Поэтому в процессе прохождения подготовки включаются спортивные упражнения и физические нагрузки.

обучение в классе

Ситуация в странах

На сегодняшнее время некоторые страны исключили из обучающих программ начальную военную подготовку, но существует ряд государств, где дисциплина считается базовой и обязательной. К ним относятся Казахстан, Белоруссия, где используется формулировка допризывной подготовки. Это понятие является синонимом к основному.

В Украине и Киргизии подготовка началась с 2012 и 2014 годов. Также страны, где практикуется программа начальной военной подготовки, это Узбекистан, Армения, Азербайджан. Что касается России, то здесь преподавание НВП в школах было возобновлено только в некоторых средних учебных заведениях.

обучение военной подготовки

Актуальность обучения

Основы начальной военной подготовки позволяют сформировать в учениках не только патриотизм, национализм, но и четкое понимание своей роли для государства. Благодаря этой дисциплине формируется чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, чувство полезности и желание проявить себя на благо Отечества.

В процессе полноценного изучения предмета ученики получали знания не только из области военной науки, но и из топографии, медицины, строевой подготовки и физического развития. Учреждения начальной военной подготовки были этапом формирования дисциплинированного патриотически настроенного человека. После окончания училищ и военных школ можно продолжить военную карьеру.

Другие государства

Образцом в этом плане может быть Израиль, где допризывная подготовка начинается обязательно с 13 лет, там к ней призываются как мальчики, так и девочки. Обучение проводится молодежными батальонами, обязательными двухнедельными сборами в военных лагерях.

Программа построена таким образом, что большее внимание уделяется практическим занятиям и возможности учеников отрабатывать полученные знания. За процессом обучения следят эксперты, которые выдают на аттестации заключения об уровне подготовки и ставят оценки, на основе которых можно выбирать военно-учетные специальности.

Также в этих системах имеются авиационные и военно-морские секции, на которых ученики могут научиться не только планированию, технологиям вождения, управления, но и практиковаться на площадках. Что касается Великобритании, то здесь основы начально-военной подготовки не включаются в общую образовательную систему, а представлены добровольными организациями школ и колледжей, которые направлены на военизированный тип.

Имеются объединенные кадетские подразделения, корпус авиационной подготовки, морской кадетский корпус. Сюда принимаются девушки и юноши в возрасте от 11 до 18 лет, сначала их зачисляют на один год, а после истечения срока обучение можно продолжить.

Также управление подразделениями следит за развитием успехов. В процесс входит не только техническое обслуживание автомобилей, связь, преодоление естественных преград и верховая езда, но также и теоретическая часть, где предоставлена разная информация, что будет полезной для обучения.

Польза от дисциплины

Прохождение курса начально-военной подготовки помогает школьнику сформировать свое мировоззрение и стать более дисциплинированным. В большинстве случаев юноши выбирают продолжение военной карьеры и поступают в военные училища. Из курса военной подготовки остаются универсальные в плане полезности знания, базовые навыки по медицинской помощи и ориентировке на местности. Также благодаря практическим блокам развиваются физические данные и повышается выносливость школьников.

Image: Нужны ли школьникам уроки начальной военной подготовки?

В школах СССР существовали уроки "Начальной военной подготовки" (НВП). В 1992 году были внесены изменения в ст. 114 закона "Об образовании", запрещавшие вести этот предмет в средних учебных заведениях без согласия учащихся и родителей. Часть курса НВП, в частности военные сборы, вошли в программу "Основ безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). В 2003 году Государственная дума вновь приняла поправки к ряду законов, позволившие возродить начальную военную подготовку учеников. Однако это так и не было сделано. Начиная с 2008 года (после сокращения срока службы призывников до года) и по сей день, российские военные предлагают восстановить НВП, но постоянно находятся противники ее введения. Так нужен ли школьникам отдельный предмет "Начальная военная подготовка" или нет?

Доводы за введение обязательных уроков НВП

Закон "О воинской обязанности и военной службе" предписывает обучать учеников основам военной службы и защиты Родины

Согласно ст. 13 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", учащимся средних образовательных учреждений и ПТУ необходимо давать начальные знаниями основ военной службы, готовить их к обороне страны, формируя у юношей чувство любви к Родине и осознание своего воинского долга .

78 % жителей России уверены в необходимости патриотического воспитания и начальной военной подготовки в школах

Минобороны предлагает при поступлении в военные училища добавлять абитуриентам баллы за военную подготовку

Выпускникам средней школы, получившим баллы за военную подготовку, будет легче поступить в военные вузы. О начислении таких баллов готовится предложение Минобороны совместно с Минобразования

Уроки НВП прививали школьникам навыки правильного обращения с оружием. Детям объясняли, к чему могут привести игры с ружьем или пистолетом, какое наказание по закону ждет подростков за стрельбу. У них вырабатывалось понимание повышенной опасности оружия и ответственности за его применение.

В чрезвычайных ситуациях нельзя поддаваться панике. Этому учили школьников на уроках НВП. Сейчас дети даже не имеют навыков обращения с противогазом и не могут его быстро надеть.

Сейчас многие дети воспитываются в неполных семьях, а мальчишкам в подростковом возрасте просто необходима "мужская рука". Начальную военную подготовку вели обычно отставные офицеры, прививавшие ребятам качества настоящих защитников Отечества.

Петербуржские депутаты Законодательного собрания от "Единой России" обратились к главе Минобороны Сергею Шойгу и министру образования Ольге Васильевой с предложением о возвращении НВП в программу средней школы в качестве обязательного предмета, способствующего улучшению физической подготовки призывников. Курс, по мнению депутатов, должен включать следующие занятия:

  • кроссы;
  • военные сборы;
  • преодоление полосы препятствий;
  • частично рукопашный бой;
  • знакомство с видами оружия и боевых машин;
  • оказание первой медицинской помощи.

Доводы против введения обязательных уроков НВП

НВП как обязательный школьный предмет нарушает конституционные права граждан, позволяющие им выбрать вместо военной альтернативную службу.

Финансировать предмет "Начальная военная подготовка", требующий "армии военных преподавателей", наличия в школах оружия и помещений для его хранения, специально оборудованных площадок и тиров, Минобразования просто не по силам.

Половину учащихся, а в старших классах даже больше, составляют девочки. Им не требуется подготовка к армии. В результате на их обучение будут затрачены усилия преподавателей и средства, которые никогда не окупятся.

В средних учебных заведениях есть подростки, в семьях которых придерживаются религиозных убеждений, не позволяющих им брать в руки оружие. У них из-за уроков НВП могут быть конфликты со школой.

Глава Минобразования полагает, что возврат в школы начальной военной подготовки не нужен: "Мне кажется, что те навыки, которые были у нас на этом предмете, успешно есть на предмете ОБЖ."

Глава Минобороны Сергей Шойгу выступил против бесконечной милитаризации страны и предложил отказаться от обязательной военной подготовки в школах

Министр обороны Сергей Шойгу считает, что НВП "должна быть факультативной" Он заявил: "Мы не должны милитаризировать страну бесконечно. Мы должны заниматься патриотическим воспитанием". Являясь сторонником юнармейского движения, созданного в позапрошлом году в России по инициативе Минобороны, Шойгу предложил отказаться от НВП как обязательного предмета, сделав его в школах факультативным.

По мнению российского политика, философа, депутата О. Н. Смолина, военную подготовку, даже начальную, невозможно познать теоретически на уроках.

По мнению российского политика, философа, депутата О. Н. Смолина, военную подготовку, даже начальную, невозможно познать теоретически на уроках. Ни лекции военрука, ни маршировка, ни надевание противогаза никак не способствуют воспитанию патриотов и овладению азами профессии военного. А. Журавлев, автор законопроекта, понимая, что современные школьники и так перегружены, предлагает убрать из числа обязательных предметов ОБЖ, заменив военной подготовкой. Но программа ОБЖ дает гораздо большее представление о безопасной жизнедеятельности, и отдельные уроки по военной подготовке в ней тоже присутствуют. Сторонники НВП в школе утверждают, что данный предмет поможет подготовиться к службе в вооруженных силах РФ. Но власть объявила, что государство движется к профессиональной армии, а значит, большинству учащихся знания военного дела в жизни не пригодятся. Поэтому введение НВП как обязательного предмета неэффективно.

Читайте также: