Какие преобразования осуществляло правительство сформированное земледельческим союзом

Обновлено: 28.06.2024

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольство сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавыми. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Причины аграрной реформы Столыпина

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост Председателя Правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель Правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому была ускорена аграрная реформа Столыпина, проект которой стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель Правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом, все то, что в дальнейшем реализовала Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал, было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно высказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы Столыпина

Карта аграрной реформы

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы Столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Переселение крестьян в Сибирь

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой ссуды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

Крестьянская изба

Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Результаты столыпинских реформ

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Особенности в осуществлении аграрных преобразований обусловливались главным образом двумя факторами.

Во-первых, между районами страны существовали значительные различия в аграрных отношениях, классовой структуре деревни. В сельском хозяйстве Прибалтики, Украины и ряда других районов господствовали капиталистические отношения, опутанные феодально-крепостническими пережитками. В Средней Азии и Казахстане, национальных районах Северного Кавказа и Сибири буржуазные отношения находились в зачаточном состоянии, аграрный строй там имел феодально-патриархальный характер. Ко времени Октябрьской революции крестьянские массы этих наиболее отсталых районов находились в экономической, политической и духовной кабале у феодалов, патриархально-родовой знати. Для осуществления ленинского декрета о земле здесь понадобилось более десятилетия.

Особенности дореволюционного развития сельского хозяйства, иностранная интервенция и гражданская война, нарушившие процесс послеоктябрьского переустройства деревни, и некоторые другие факторы сказались на сроках и формах проведения аграрных преобразований, на соотношении демократического и социалистического этапов. В национальных республиках и экономических районах, расположенных на окраинах страны, проведение ленинского декрета о земле, как правило, затянулось. Демократические преобразования здесь нередко переплетались с социалистическими и не составляли, как в Центральной России, двух самостоятельных этапов аграрной революции.

На большей части территории Прибалтики Советская власть установилась в конце 1917 — начале 1918 г., и с этого времени здесь начались аграрные преобразования. Аграрные законы Советских правительств прибалтийских республик в соответствии с ленинским декретом о земле объявляли национализацию всей земли и конфискацию земель нетрудового пользования. За крестьянством, обрабатывающим землю своим трудом, земельные наделы сохранялись. Однако советские и партийные органы прибалтийских республик, ссылаясь на более высокий уровень развития аграрного капитализма по сравнению с Центром страны, взял курс на организацию совхозов, коммун, артелей, не предусматривая распределения конфискованных помещичьих земель среди безземельного и малоземельного крестьянства. Хотя в сельском хозяйстве республик Прибалтики капитализм был более развит по сравнению с другими районам страны, но и там имелось много безземельных и малоземельных крестьян, заинтересованных в разделе помещичьих земель.

Аграрные преобразования были приостановлены после того, как контрреволюционные силы, активизировавшиеся в 1919—1920 гг. при поддержке империалистических держав, сумели добиться реставрации в Прибалтике буржуазно-помещичьего строя. Когда в 1940 г. в этих республиках восстановилась Советская власть и они вновь приступили к решению аграрного вопроса, интересы безземельного и малоземельного крестьянства были полностью учтены 192 .

Много сходного имели аграрные преобразования на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Они начались сразу же после победы Октябрьской социалистической революции, неоднократно прерывались интервентами и белогвардейцами, были завершены уже после окончания гражданской войны, и то лишь в восточных областях. В западных областях, отторгнутых от страны, аграрный вопрос был решен после воссоединения этих областей с советскими республиками в 1939—1940 гг. Вместе с тем проведение в жизнь Декрета о земле в каждой из республик отличалось своей спецификой.

Украина приступила к аграрным преобразованиям в декабре 1917 г. Уже в январе-феврале 1918 г. развернулась массовая конфискация помещичьих имений. Часть их была использована для организации совхозов, коммун и сельскохозяйственных артелей. Большинство имений ликвидировалось. Их земли уравнительно распределялись среди крестьянства; инвентарь, скот, хлеб, фураж передавались крестьянам чаще всего за плату, что объяснялось наличием сравнительно многочисленной середняцкой прослойки в дореволюционной деревне. Засилие кулачества, острота классовых противоречий внутри крестьянства обусловили уже в это время резкую антикулацкую направленность аграрных мероприятий: у кулаков изымались излишки земли, скота, инвентаря в пользу беднейшего крестьянства.

Более широкие по сравнению с рядом губерний земледельческого Центра масштабы ограничения кулачества, преобладание платного распределения помещичьего и кулацкого инвентаря, скота, хлеба среди нуждающегося крестьянства (продажа по заранее назначенным ценам или с торгов) — отличительные черты аграрных преобразований на Украине в начале 1918 г. 193

Раздел помещичьих земель и отчуждение кулацких земельных излишков на Украине были прерваны австро-германской оккупацией и возобновлены после освобождения республики в марте 1919 г. При проведении аграрных преобразований 1919 г. основной упор делался на организацию совхозов, коммун и артелей, причем крестьяне подчас принуждались к объединению в колхозы. К июлю 1919 г. на Украине насчитывалось 1256 совхозов с земельной площадью 1,2 млн. дес. Среди крестьян было распределено меньше половины земли нетрудового пользования 194 . Потребности в земле основной массы крестьянства не были удовлетворены, что явилось нарушением принципов Декрета о земле.

К началу 1921 г. помещичье землевладение на Украине было в основном ликвидировано, конфискованная земля распределена между крестьянами по уравнительному принципу. Была, хотя и в меньшей мере, чем в РСФСР, осуществлена частичная экспроприация кулачества. Изъятие излишков кулацких земель и передача их беднякам и середнякам продолжались вплоть до 1923 г.

В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство Украины получило при ликвидации помещичьих имений около 15 млн. десятин земли, 600 тыс. лошадей и 800 тыс. голов крупного рогатого скота. У кулачества было изъято и передано беднейшему крестьянству около 8 млн. десятин земли и 2 млн. голов крупного рогатого скота и лошадей. Землю получили 2,6 млн. безземельных и малоземельных крестьян 197 .

В Белоруссии, где преобладало помещичье землевладение, его ликвидация и раздел земли между крестьянами были осуществлены к концу 1918 г. в уездах, не подвергшихся оккупации, а на остальной территории — после изгнания оккупантов в конце 1920 — начале 1921 г. Аграрные мероприятия имели в основном антипомещичью направленность, но затронули и кулачество. При создании в феврале 1919 г. единой Литовско-Белорусской ССР руководящие органы республики взяли ошибочный курс на превращение помещичьих имений в совхозы, что вредно отразилось на развитии аграрной революции. С середины 1920 г. ошибки начали исправляться. Их последствия были окончательно устранены в 1921—1922 гг., когда в ряде мест перераспределялась помещичья земля, отрезались излишки земли у кулаков.

Благодаря аграрной революции площадь земель, находившихся в пользовании у белорусских крестьян, увеличилась более чем на 2,2 млн. га. Они получили большое количество рабочего и продуктивного скота, сельскохозяйственного инвентаря. Была аннулирована задолженность крестьян помещикам за земли в сумме 78 млн. золотых руб. и арендная плата, составлявшая 50 млн. руб. в год 198 .

В решении аграрного вопроса важную роль сыграли комитеты бедноты, организованные осенью 1920 г. С их созданием ускорились ликвидация помещичьего землевладения и распределение земель среди беднейшего крестьянства, подверглись ограничению хозяйства кулацкого типа. К началу 1921 г. наиболее крупное помещичье землевладение было ликвидировано. Окончательная ликвидация помещичьего землевладения и урезка земель кулачества были осуществлены в годы восстановительного периода. В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство получило около 1,4 млн. десятин земли, ранее принадлежавшей бекам, ханам, кулакам и т.д. Крестьяне Азербайджана освобождались также от ежегодной уплаты казне за пользование надельными землями 6 млн. руб. золотом. Советская власть избавила крестьян от платы натурой за пользование помещичьими землями, составлявшей ежегодно около 1 млн. пудов зерна 200 .

В Армении Советская власть установилась в ноябре 1920 г. В декабре 1920 г. были изданы декреты о национализации земли и вод, в январе 1921 г. — лесов, недр земли и помещичьих садов. Однако отсутствие крупного помещичьего землевладения при наличии острого безземелья и малоземелья крестьянства затрудняло решение аграрного вопроса в республике. Эти трудности усугублялись большим наплывом репатриантов из турецкой Армении. В республике продолжалась ожесточенная борьба против дашнакских контрреволюционных сил, ушедших в подполье и поднимавших мятежи. Поэтому лишь в сентябре 1921 г. были приняты временные правила по разделу земли. Аграрные преобразования в Армении проводились в годы восстановительного периода.

Много общего с Арменией в решении аграрного вопроса имела Грузия. Советская власть в республике установилась в феврале 1921 г., декрет о национализации земли был принят в апреле 1921 г., а практическое осуществление его продолжалось в период восстановления народного хозяйства. В Армении и Грузии в процессе землеустройства, начавшегося с 1922 г., отбирались или ограничивались до трудовой нормы земли дворян и других нетрудовых элементов, урезалось кулачество. Изъятые земли, за исключением садов и виноградников, распределялись среди крестьянства. В Армении наделялись землей репатрианты из Турции. Вследствие малоземелья в этих республиках в руки крестьянства перешло сравнительно мало помещичьей и кулацкой земли. Например, в Грузии в 1922—1924 гг. была изъята всего 141 801 десятина пахотной земли 201 . В целях обеспечения крестьянства землей уменьшались площади совхозов, велись мелиоративные работы.

Большим своеобразием отличались аграрные преобразования в Средней Азии и Казахстане. До Октябрьской революции в этих районах многие лучшие земли были захвачены местной феодально-родовой верхушкой (ханами, эмирами, баями и т.д.). Значительную часть земель отторгло царское правительство в пользу чиновников, офицеров и русских переселенцев. Такое распределение земель было основой господства в сельском хозяйстве Туркестана феодально-патриархальных отношений. Капитализм здесь не вышел за рамки экономического уклада, ибо колониальное положение края сдерживало развитие буржуазных отношений. Основная масса местного населения — дехкане — была сведена до положения мелких издольных арендаторов (чайрикеров) или мелких зависимых скотоводов и батраков. Эксплуатация дехкан в процессе производства усиливалась эксплуатацией их торгово-ростовщическим капиталом, представленным теми же крупными землевладельцами и скотоводами.

Для ликвидации этих отношений прежде всего необходимо было преодолеть наследие политики царизма в земельном вопросе, вернуть коренному населению отторгнутые земли, а также экспроприировать феодально-патриархальные эксплуататорские верхи, наделить землей безземельных и малоземельных дехкан.

Совнарком Туркестанской республики 202 в декабре 1917 г. принял декрет о запрещении купли-продажи земли, о взятии на учет всех земель, не обрабатываемых трудом самих землевладельцев. Были созданы земельно-водные комитеты, с февраля 1918 г. началась конфискация земель бывшей царской фамилии, чиновников и офицеров. Конфискации подвергались земли торгово-промышленных фирм, а также крупнейших местных феодалов и предпринимателей. В национализированных имениях организовывались совхозы и колхозы, часть земли распределялась среди крестьянства. Было ликвидировано Переселенческое управление, а земли, отмежеванные им в колонизационной фонд, оставлены в пользовании коренного населения. Эти аграрные преобразования положили начало национализации земли. Гражданская война, отсталый феодально-патриархальный строй, низкий уровень классового сознания крестьянства не позволили завершить в 1917—1920 гг. аграрные мероприятия.

Значительными особенностями характеризовалось проведение земельных преобразований в крупных экономических районах РСФСР — на Северном Кавказе (на Дону и Кубани) и в Сибири. На Северном Кавказе важной отличительной чертой аграрных отношений являлась резко выраженная социальная неравноправность крестьянства. Ее следствие — неравенство в распределении земли между различными категориями сельского населения: казаками, коренными и пришлыми (иногородними) крестьянами. Крестьяне — коренные и иногородние — составляли более половины сельского населения, но среди них только 4% имели посевы на собственных землях, остальные арендовали землю у казаков или батрачили на них. Казачество составляло немногим более 42% населения, а владело на Дону 80% и на Кубани 78% земли 203 . Это было замкнутое военно-земельное сословие, пользовавшееся при царизме различными земельными привилегиями (например, если крестьянин платил земельный налог в размере 3 руб. 41 коп. с десятины, то казак — только 61 коп.) 204 . Однако различия в обеспеченности землей имелись и внутри каждой из названных категорий сельского населения: наряду с широкой кулацкой прослойкой среди казачества были малоземельные и безземельные.

Проведение аграрных мероприятий на Северном Кавказе началось весной 1918 г., однако оно было прервано гражданской войной и возобновлено в 1920 г., после восстановления Советской власти. В 1921—1922 гг. было ликвидировано крупное землевладение нетрудового казачества, а также землевладение казаков, поддерживавших связь с белогвардейцами или бежавших за границу. Конфискованные земли распределялись среди безземельных и малоземельных крестьян. На Дону в трудовое пользование казачества и крестьянства перешло 1546,3 тыс. десятин бывших войсковых земель, в Кубано-Черноморской области — 249,6 тыс. десятин 207 . Но перераспределения земли внутри станиц не произошло, сохранилось неравенство в обеспечении землей казачества и крестьянства, а также различных социальных групп казачества.

Аграрные преобразования в этих районах завершились в процессе землеустройства в 1922—1928 гг. Именно в ходе землеустроительных работ была полностью ликвидирована сословная, неравноправность в земельных отношениях: фактически уравнены земельные наделы трудящихся крестьян и казаков. Также устранено неравенство в землепользовании между различными социальными группами казачества: отрезана земля у кулацких хозяйств и отдана бедняцким хозяйствам.

Аграрные преобразования 1919—1921 гг. в отличие от преобразований 1917—1918 гг. приняли большую антикулацкую направленность. Подверглись конфискации хозяйства кулаков, участвовавших в колчаковском движении или противодействовавших Советской власти, прежде всего в проведении продовольственной политики. Почти вдвое уменьшились площади земель в пользовании казачества, главным образом за счет изъятия земель у его верхов. Был положен конец захватному землепользованию кулачества. При распределении земли среди крестьянства особое внимание уделялось устройству переселенцев, приток которых возрос в связи с голодом в центральной части страны 210 .

Осуществление аграрных преобразований в Сибири, как и в других районах страны, послужило толчком для создания социалистических хозяйств. К концу 1921 г. в Сибири насчитывалось 1067 различных коллективных хозяйств и 45 совхозов 212 .

Как показывает опыт аграрных преобразований в Советской стране, ленинский декрет о земле был проведен в жизнь во всех национальных республиках и экономических районах, которые существенно отличались друг от друга характером аграрных отношений и социально-классовой структурой деревни. Тем самым впервые на практике была подтверждена великая жизненная сила аграрной программы социалистической революции, доказана полная осуществимость ее основных принципов в различных конкретно-исторических условиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Программа начальных революционно-экономических преобразований

1. Программа начальных революционно-экономических преобразований После победы Великой Октябрьской социалистической революции в России утвердилась диктатура пролетариата — Советская власть. Великая Октябрьская революция — первый победоносный акт мировой

3. Значение аграрных преобразований

3. Значение аграрных преобразований Аграрные преобразования, осуществленные в Советской стране в соответствии с Декретом о земле, В. И. Ленин называл великими земельными преобразованиями. И действительно, они сыграли огромную роль в политической, военной и экономической

1. Народное хозяйство национальных республик и экономических районов страны при переходе к нэпу

1. Народное хозяйство национальных республик и экономических районов страны при переходе к нэпу В. И. Ленин указывал, что задачи социалистического строительства в России могут быть успешно решены только в том случае, если в различных районах страны будут найдены для

2. Осуществление нэпа в национальных республиках и экономических районах страны

3. Особенности восстановления отдельных отраслей промышленности в республиках

3. Особенности восстановления отдельных отраслей промышленности в республиках Осуществление новой экономической политики оказало влияние на структурные изменения в промышленности. Задачи накопления требовали ускоренного восстановления тех отраслей, которые могли бы

6. Особенности подготовки сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в национальных республиках и областях

6. Особенности подготовки сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в национальных республиках и областях В 1927—1929 гг. в национальных республиках и областях, как и в стране в целом, осуществлялась разработанная XV съездом партии система мероприятий по подготовке

2. Особенности коллективизации сельского хозяйства в национальных республиках и областях

2. Особенности коллективизации сельского хозяйства в национальных республиках и областях Массовая коллективизация крестьянства имела решающее значение в социалистическом переустройстве сельского хозяйства всех республик и районов страны. Только в ходе ее были

Анна Гриненко У истоков экономических преобразований

§ 2. Начало социально-экономических преобразований

§ 2. Начало социально-экономических преобразований По мере углубления контактов Кореи с Японией корейцы увидели, что заимствование западной техники сделало Японию сильной державой. Поэтому в 1870-е годы среди не только радикально настроенной корейской интеллигенции, но и

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию

Начало политических и экономических преобразований в Риме

Начало политических и экономических преобразований в Риме У нас не должно возникать никаких заблуждений относительно подоплеки этого голосования. За выборщиками из Аниена совершенно явно стоял сенат, точнее, преобладавшая тогда в сенате партия

2. Восстановление промышленности в республиках и районах, освобожденных от фашистской оккупации

2. Восстановление промышленности в республиках и районах, освобожденных от фашистской оккупации Одна из характерных особенностей советской экономики периода Великой Отечественной войны, свидетельствующая о внутренней силе социалистической системы хозяйства, —

3. Операции в национальных районах

3. Операции в национальных районах Сталинская тирания не знала национальных границ. Ее условия и формы выражения по всей стране были практически одного порядка. Но для народов, представлявших национальные меньшинства, она означала еще и грубый способ решения

Читайте также: