Имеют ли право не пускать на пляж

Обновлено: 30.06.2024


Пляжей в России немного, и все чаще за вход на них требуют плату. Корреспонденты "РГ" выяснили, насколько законны шлагбаумы, преграждающие вход на пляж, сбор денег за отдых у воды и в каком состоянии сегодня прибрежные зоны в регионах.

Платить или нет

Юристы заявляют: брать плату за вход на пляж у реки или моря противозаконно. "Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, - общедоступны, указано в Водном кодексе. Это означает, что любой желающий имеет право на доступ к ним", - объясняет "РГ" адвокат Дмитрий Железнов. Общедоступной является береговая полоса шириной в 20 метров. Заборы и шлагбаумы, мешающие проходу на пляж, вне закона. Кстати, реки, озера и моря частными в России быть не могут.

При этом понятие "частный пляж" в российском законодательстве все же есть. Но относится оно только к зонам отдыха у искусственных водоемов - прудов или бассейнов. К примеру, в Омске в центре города есть пляж у бассейна. Час пребывания на огороженной территории обойдется в 300 рублей. Несколько пляжей с бассейном есть и в Москве. И только на них можно брать плату за вход.

Закон разрешает брать пляж в аренду. Но тут эксперты призывают обратить внимание на детали: что предусматривает такой договор аренды? "В аренду сдается не сам пляж, а заключается договор на размещение нестационарных торговых объектов (НТО). То есть арендатору разрешается разместить на территории пляжа определенное количество НТО по продаже мороженого или аренде зонтиков и шезлонгов", - говорит руководитель всероссийского экологического движения "Открытый берег" Сергей Менжерицкий.

Однако арендаторы часто идут на хитрость. Плату они устанавливают за услуги, но отказаться от них нельзя. К примеру, в Волгограде за вход на пляж берут 25-30 рублей с человека, но лежак посетитель получает бесплатно. Фактически он платит за аренду лежака, но отказаться от него не может.

Схожая ситуация в Хабаровске, пляж туристического комплекса " Заимка Плюснина" платный. Стоимость входного билета - 200 рублей. Но пользование шезлонгами, душевой и раздевалкой, бассейном, площадкой для пляжного волейбола и пляжного тенниса уже входит в стоимость.

Та же схема работает во Владивостоке. При входе на пляж "Ривьера-Лагуна" надо заплатить 50 рублей. В стоимость включен бесплатный туалет, детские площадки, душ, деревянный шезлонг.

В некоторых регионах арендаторы умудряются получать прибыль по двойному тарифу. Устанавливают и плату за вход, и дополнительно берут деньги еще за услуги. В Ростове и его окрестностях уже несколько лет действует с полдесятка популярных пляжей, на которые без денег приезжать не стоит. Некоторые позиционируют себя как пляжи-клубы, на которых летом проходят концерты и фестивали.

Плата за вход колеблется от 50-60 рублей до 300 рублей. И это без учета платы за услуги. К примеру, от 100 до 300 рублей стоит въезд на машине. А поскольку до некоторых платных пляжей добраться общественным транспортом затруднительно, выбора платить или не платить за автомобильную стоянку не остается.

Непросто обстоит дело и на морских курортах. Например, официально в Крыму нет платных пляжей. Но не по факту. Особенно много их на Южном берегу Крыма - в окрестностях Ялты. И цены кусаются - доходит до 1,5 тыс. рублей за вход. Рекорд по стоимости поставил санаторно-курортный комплекс "Мрия" в Оползневом, где за проход на обустроенный пляж нужно заплатить 4 тыс. рублей.

Сергей Менжерицкий поясняет, что пляжи санаториев также не могут быть платными. Действуют все те же правила, участок под санаторий выдается только до прибрежной полосы в 20 метров. Арендаторы пляжей идут на хитрость: заставляют их шезлонгами так плотно, что хочешь не хочешь, а заплатить за аренду все равно придется. Но, к счастью отдыхающих, так не везде. В поселке Черноморское на западном побережье, например, и в Феодосии на восточном берегу тоже нет платных пляжей - только бесплатные.

Жителям многих регионов все-таки удается отстоять бесплатный вход на пляж. В 2015 году вне закона объявлен огороженный забором пляж Липецка и платный пляж у развлекательного комплекса "Ривьера" в Казани.

Сейчас активная борьба с захватчиками береговой линии ведется в Дагестане. Подъезды практически ко всем пляжам Каспийского моря, особенно в близости Махачкалы, перекрыты шлагбаумами, и доступ для "дикого" туриста строго воспрещен. Прокуратура Махачкалы обратилась к жителям и гостям республики с просьбой сообщать обо всех фактах незаконной установки шлагбаумов, ограждений и взимания платы за проход и проезд к берегу.

А в Свердловской области жители поселка Санаторный вышли с инициативой против платного пляжа. Они написали коллективную жалобу на взимание платы за доступ к озеру Балтым. Сейчас по этому факту ведется проверка.

Достаточно вспомнить и недавний скандал в подмосковных Химках. В благоустройство одного из пляжей из бюджета было вложено 10 млн. рублей. А после завершения работ доступ на пляж стал платным - 700 рублей. Борьба за него продолжается.

Кто и как контролирует работу пляжей

Куда и кому жаловаться на платный пляж, организованный незаконно?

Галина Дехтярь, профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС: В Роспотребнадзор. Это то ведомство, куда обращается любой потребитель, если его права нарушены. И если мы не можем подойти к берегу реки, озера, моря, то тоже можем обратиться в Роспотребнадзор за разъяснением: на каком основании эта территория огорожена? При этом также Роспотребнадзор должен следить за состоянием пляжей. Санитарные службы проверяют возможность купания и выдают разрешительные документы. Также они должны проверять песок, брать пробы. Но эти службы контролируют только санитарную безопасность использования пляжей. И не больше. Правовыми вопросами они не занимаются.

Проблема - в отсутствии органа, который бы выявлял, кому принадлежит территория, и устанавливал правомерность ее использования с предоставлением конкретного вида услуг. Сейчас получается так, что пользователи земель декларируют свое право на их использование, но никто не проверяет законность этих заявлений. Единой службы, которая контролирует использование той или иной территории, как таковой нет. Именно поэтому идет самозахват территорий. И не только около воды, такая же ситуация с участками около леса, в лесу.

Касательно санаториев, имеющих выход к воде: если на берег можно выйти только через территорию пансионата, то ограждение носит элемент безопасности. На огороженных пляжах взимание платы тоже часто оправдывают мерами безопасности или комфортом. Человек зашел на пляж и бесплатно воспользовался лежаком, хотя должен был заплатить. Поэтому плату берут сразу на входе. На самом деле это плата не за вход, а за лежак. Но отдыхающему, понятно, от этого не легче. Ведь он мог бы и не брать лежак и шезлонг, а обойтись своим пляжным пледом и зонтиком. А здесь получается навязанная услуга.

В России введена классификация средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. Пляжи отмечаются флагом определенного цвета, в зависимости от категории. Синий флаг - для пляжа первой категории, зеленый - для второй, желтый - для третьей. Первая категория высшая. В любом случае на пляже должна быть питьевая вода в кулерах или в питьевом фонтанчике, организовано оказание медпомощи, дежурить спасатели.

СМИ: Авиакомпании смогут аннулировать билеты невакцинированных пассажиров

СМИ: Авиакомпании смогут аннулировать билеты невакцинированных пассажиров

То есть у любого из нас есть право прийти на любимую речку и купаться в ней, независимо от того, кто и какие сооружения пытается выстроить на её берегу.


Чаще всего можно столкнуться со следующими видами нарушений:

— нарушение режима водоохраной зоны (рубки леса, загрязнение, незаконная застройка);

— самовольная застройка прибрежной полосы общего пользования берега, возведение заборов, бетонных стен и пр., препятствующих свободному доступу к водоему и проходу вдоль уреза воды;


— организация платного доступа к водоему или взимание платы за проход по прибрежной полосе общего пользования (пребывание на пляже).

Органы, ответственные за контроль и надзор за соблюдением водного законодательства на территории Тулы и области:

— Тульская природоохранная прокуратура;


— городские и районные прокуратуры, на чьей подведомственной территории имеют место нарушения;

— Росприроднадзор (морские побережья, водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов федерации);

— министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (малые реки, озера и прочие водные объекты, находящиеся в ведении администрации региона).

Органы, где можно получить необходимую информацию о собственниках (пользователях) земельных участков и о самом водном объекте:

— администрация города (района);

Итак, давайте разберемся в механизме борьбы с высокими заборами.

1. Нужно сделать подробную фото- и видеосъемку забора (стройки).


Бывает, что берег перегораживают не просто так, а с конкретной коммерческой целью — взимать плату за посещение или даже просто за проход по нему. Эти требования незаконны, поэтому попытайтесь выяснить более подробную информацию об арендаторе (название фирмы, фамилию директора, юридический адрес организации, телефон) — все эти сведения понадобятся для написания писем в соответствующие органы.

2. Отметьте, по возможности, координаты незаконного сооружения (или забора по периметру стройки) с помощью навигатора.


3. Постарайтесь получить максимально подробную информацию об объекте (стройке): найдите таблички, поговорите с местными, поищите статьи в Интернете. Возможно, что этой темой уже кто-то занимался или занимается. И вам намного легче будет бороться вместе, а не поодиночке.


Можно самостоятельно установить собственника (арендатора) земельного участка, на котором происходит нарушение. Сделать это можно двумя способами:

— заказать кадастровый паспорт земельного участка в Росреестре — сделать это можно в любом МФЦ (правда, это платная услуга).

Специалисты также советуют переводить нарушение из природоохранной плоскости в плоскость земельного правонарушения.


Даже если природоохранная прокуратура региона в ходе проверки на местности подтвердит перегораживание береговой полосы, то в лучшем случае дело закончится предписанием о сносе забора и небольшим штрафом. Если же по результатам проверки будет выявлен факт самовольного захвата земельного участка (для таких проверок прокуратура обычно привлекает специалистов Росреестра), то в этом случае прокуратура скорее всего подаст в суд исковое заявление об освобождении береговой полосы и выиграет его.


Приватизация участков в пределах береговых полос после 2006 года была запрещена после принятия новой редакции Водного кодекса РФ (и запрещена до сих пор).

На участках береговых полос, которые были оформлены в собственность до 2006 года, уже действует публичный сервитут.

Сервитут — когда собственник земельного участка не может препятствовать проходу или проезду иных лиц через его объект частной собственности.

Несмотря на то, что сервитуты должны действовать на всех участках береговых полос, которые были оформлены в собственность до 2006 года, явление это не частое. Их нужно устанавливать.


В зависимости от статуса реки сервитут может устанавливаться как на уровне федерального правительства, так и путем принятия акта органа местного самоуправления.

Однако без вашей личной инициативы это вряд ли произойдёт, потребуется обращение (желательно коллективное) от лиц, желающих использовать сервитут, после чего будут проведены публичные слушания по данному вопросу, на котором будет принято окончательное решение. Ну, а в случае отказа администрации установить сервитут или вообще рассмотреть ваше обращение всегда остаётся возможность обжаловать такие действия в судебном порядке.

Всё то же самое! Установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования (пляжи к ним относятся) является недопустимым.

Установленный на пляже шлагбаум может служить для них лишь обозначением границ. Но никак не перегораживать доступ к воде!

Кстати, подъезжать на машине к водному объекту вплотную нельзя, а вот пешком на берег — пожалуйста!


Правда, есть и другая сторона медали. Иногда, после того, как предприниматели после многочисленных жалоб жителей снимают заграждение и освобождают пляж, он быстро замусоривается. А уборка данных территорий — обязанность администрации, которая не справляется с поставленной задачей в срок.



Бывает, год ждешь отпуска, покупаешь тур, а в аэропорту сообщают, что за границу нельзя из-за долгов.

Разобраться с такой проблемой на месте и все же сесть в самолет практически невозможно. Скорее всего, билеты пропадут и придется разбираться с долгом. В статье расскажу, как устроена эта система, как часто случаются ошибки и что делать, если закрыли выезд.

Как проверяют пассажиров на вылете

Выезд из России контролирует пограничная служба ФСБ — пограничники. Это сотрудники, которые проверяют паспорта и ставят в них штампы о прохождении паспортного контроля.

При проверке документов пограничники проверяют всех людей по закрытым базам данных. Одна из таких баз содержит информацию о должниках, которым выезд не разрешен.

Согласно отчету службы судебных приставов, в 2020 году приставы вынесли 9 миллионов постановлений об ограничении выезда за рубеж.

Само по себе наличие долга еще не означает, что за рубеж точно не вылететь. Долг должен быть признан судом, а судебные приставы обязаны наложить ограничение на выезд и передать информацию в ФСБ — об этом я расскажу чуть позже.

Как победить выгорание

Временный запрет на выезд за границу

Государство определило категории людей, которым ограничен выезд за границу. Кроме должников, это еще сотрудники спецслужб, военные, осужденные и ряд других.

Срок ограничения на выезд для таких людей составляет до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Этот срок может быть продлен до 10 лет по решению межведомственной комиссии по защите гостайны.

Призванные на военную или альтернативную гражданскую службу. Ограничение накладывается до окончания срока военной или альтернативной гражданской службы. Солдат-срочник в увольнении выехать за рубеж точно не сможет.

Подозреваемые и обвиняемые. МВД имеет право ограничить выезд за границу в рамках расследования уголовного дела. Для этого следователь должен подать ходатайство в суд. Ограничение будет действовать, пока не вступит в силу приговор суда — не важно, обвинительный или оправдательный.

Осужденные. Если суд избирает для преступника наказание без лишения свободы, например условный срок, осужденный не имеет права покидать страну до конца срока.

Должники. Ограничение выезда применяют только по долгам, которые признаны судом. То есть если задолжали 500 Р за электричество, то квитанция из управляющей компании с извещением об этом не означает, что теперь не выехать за рубеж. Управляющая компания должна подать в суд, и суд должен признать обоснованность требования.

После этого приставы должны оценить размер долга и решить, стоит ли вводить ограничение на выезд. Ключевые факторы — это соразмерность долга возможным последствиям, а также финансовое положение должника.

Например, если у приставов есть информация, что неплательщик ведет бизнес и ездит на дорогих машинах, такому должнику скорее закроют выезд за рубеж, чем рабочему, который едва сводит концы с концами, потому что во втором случае от запрета, вероятно, не будет никакого эффекта. При этом из-за крупного долга запрет также введут скорее, нежели из-за небольшого.

Если приставы решили наложить ограничение на выезд, они должны обратиться в суд с ходатайством об этом.

Но есть исключения, когда судебный пристав может сам, без подачи ходатайства в суд, ограничить выезд:

  1. Если есть долг по алиментам, в счет компенсации вреда здоровью или морального вреда свыше 10 000 Р .
  2. Если есть любой другой долг свыше 30 000 Р .
  3. Если есть требование неимущественного характера: например, должник уклоняется от передачи ребенка после развода, сноса незаконно построенного здания или решения суда о выселении.

Пристав направляет в электронном виде в управление пограничного контроля ФСБ списки невыездных должников. Обычно приставы делают это еженедельно по понедельникам. В течение пяти дней после этого информация дойдет до всех пунктов пропуска через государственную границу.

Те, кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при оформлении документов для выезда из России. При оформлении загранпаспорта полиция проверяет место жительства, фамилию, наличие детей, статус воинской обязанности.

Если указать даже случайно ложные сведения, могут ограничить выезд. Запрет будет касаться в том числе вылета в страны, где загранпаспорт не нужен: например, в Казахстан или Киргизию.

Срок действия такого ограничения — не более месяца.

Сотрудники ФСБ. Штатные сотрудники ФСБ невыездные. Кроме того, выезд запрещен и всем, кто работает в ФСБ на гражданских должностях по трудовому договору, даже уборщикам и поварам.

Сотрудников ФСБ могут выпустить за рубеж с согласия руководства в исключительных случаях: это посещение родственников или могилы родных, лечение, если в России ему нет альтернативы, отчуждение права собственности и рабочая командировка.

Ограничение на выезд действует до окончания контракта плюс пять лет со дня увольнения.

Банкроты. Суды признают человека банкротом, если его совокупный долг — от 500 000 Р и должник не платит его более трех месяцев.

Банкротство не наступает само по себе. Для этого нужно подать заявление в арбитражный суд.

Выезд за границу для банкротов тоже не закрывают автоматически. Нужно, чтобы кредиторы обратились в суд с ходатайством. Например, ходатайство может написать банк, при этом он должен объяснить, почему суд должен ввести ограничение. Банк может указать, что у должника есть собственность за границей и он планирует вывезти свое имущество или деньги.

  1. Должник снова может платить по долгам.
  2. Заключено мировое соглашение между кредитором и должником.
  3. Требования кредиторов признаны необоснованными.
  4. Все кредиторы отказались от заявленных требований.
  5. Все требования кредиторов удовлетворены.

Завершается процедура банкротства реализацией имущества должника на аукционе и окончанием расчетов с кредиторами. После этого ограничение на выезд автоматически снимается. Но из-за проволочек в суде лучше дополнительно подать ходатайство о снятии ограничения на выезд.

Однако суд может отменить ограничение на выезд и в других ситуациях, например для лечения или учебы. Чтобы суд вынес определение о снятии запрета, банкрот должен написать ходатайство. Суд учтет мнение банкрота, а также выслушает кредиторов.

Несовершеннолетние дети. Любой родитель вправе ограничить выезд за рубеж для своего ребенка без какой-либо причины, указав в заявлении определенные сроки и государства. Такое же право есть у других законных представителей ребенка: опекунов, попечителей, усыновителей.

Например, один из родителей — иностранный гражданин, а у второго есть основания полагать, что первый вывезет ребенка навсегда. Если ребенок пропал без вести, ограничивают выезд, чтобы исключить насильный вывоз ребенка преступниками. Но чаще всего ограничение на выезд ребенка накладывает один из родителей после развода. Часто это банальная месть: расчет на то, что, если не выпустят ребенка, не поедет и бывший супруг или супруга.

Для наложения такого ограничения достаточно написать заявление в подразделение МВД по вопросам миграции по месту жительства.

Сейчас родители могут накладывать выборочные ограничения на выезд детей. То есть можно указать срок ограничения и страну или несколько стран, куда запрещен выезд. При этом, если, например, мать запретила ребенку выезжать с отцом, сама она может ехать с ним в любую страну.

Ограничение действует до совершеннолетия ребенка и снимается автоматически. Второй вариант снятия — по заявлению в МВД родителя, который ограничил выезд. Но пограничники все равно остановят и будут выяснять, с кем едет ребенок и кто наложил запрет.

Еще второй родитель может доказать необоснованность запрета в суде, и тогда ограничение снимут по решению суда. Причем суд может отменить ограничение как полностью, так и только на определенные даты. Например, разрешит свозить ребенка на лечение или в детский оздоровительный лагерь в другой стране. Заверенную копию решения суда нужно взять с собой в поездку и показывать пограничникам, чтобы они пропустили.

Причины запрета на выезд иностранцев

Кроме граждан России, за пределы РФ могут не выпустить иностранных граждан и людей без гражданства.

Выезд может ограничить суд по запросу МВД, таможни, приставов или налоговой в случаях, если иностранцы:

Как узнать, могут ли не выпустить за границу

Существуют бесплатные и платные онлайн-сервисы для проверки ограничений на выезд.

База судебных приставов. На сайте судебных приставов можно бесплатно проверить себя и любого человека. Но информации о запретах здесь нет, узнать получится только об исполнительных производствах и суммах долга.

Можно пользоваться правилом: если долг по исполнительному производству превышает 10 000 Р для алиментщиков и тех, кто обязан возместить моральный вред и вред здоровью, а также 30 000 Р для всех остальных, значит, и выезд за рубеж, скорее всего, ограничен. Запрета на самом деле может и не быть — из-за нерасторопности пристава, медленного обновления баз данных или ошибки, — но лучше считать, что он есть, и разобраться с долгом. Тогда на границе не будет неожиданностей.

Если нашли себя среди должников, нужно погасить долг или связаться для уточнения деталей с судебным приставом, который ведет дело. Телефон и адрес будут здесь же , на сайте.

Сайт госуслуг. При входе в личный кабинет на сайте госуслуг будут видны долги. Проверка происходит автоматически по данным документов, сохраненных в личном кабинете, — это паспорт, ИНН, СНИЛС, свидетельство о регистрации машины. Данные будут о судебной и налоговой задолженностям, по автомобильным штрафам.

Наличие задолженности в личном кабинете госуслуг опять же ничего не говорит о запрете на выезд, это просто информация о долгах.

Сайт налоговой службы. На сайте ФНС в личном кабинете на главной странице сразу появится информация о налоговой задолженности. Если она есть, будет указана сумма, если нет, то будет написано об этом.

Если есть налоговая задолженность, это не значит, что она признана судом и приставы наложили запрет на выезд. В то же время неверно считать, что если заплатил налоги, то выезд точно не закроют, а на другие долги не обратят внимания.

Чтобы не пропустить уплату налога, можно пополнить кошелек в личном кабинете, и при появлении долга сумма автоматически спишется

Официальные письменные запросы. Заявление можно подать в налоговую и службу судебных приставов — попросить ответить об отсутствии долгов. В отделе миграции МВД можно запросить информацию об ограничении выезда как для взрослого, так и для ребенка. В МВД обращаются, если, например, человек был привлечен в качестве обвиняемого или у родителя есть подозрение, что другой родитель мог ограничить ребенку выезд.

В течение 30 дней после подачи заявления ведомства должны дать официальный ответ. Но даже при наличии письменного ответа, что долгов нет, пограничники не пропустят, если человек окажется в базе невыездных.

Сервисы по проверке возможности выезда. Существует много сайтов, которые предлагают проверить долги и ограничения на выезд, а некоторые ресурсы даже оценивают вероятность вылета в процентах.

Все такие ресурсы тоже проверяют долги по открытым источникам. База данных погранслужбы закрытая, а у судебных приставов вовсе нет централизованной базы невыездных должников, поэтому сильно доверять результатам платной проверки не стоит.

Прежде чем пользоваться такими сервисами, прочитайте описание их работы. Часто в описаниях есть грамматические ошибки, и даже названия госорганов написаны неправильно. Таким сайтам лучше не доверять.

Проблема работы с такими ресурсами в том, что пользователь вынужден передать им свои данные: ИНН, паспортные данные, фамилию

Что делать, если из-за долгов не пускают на рейс

Ограничение на выезд действует до погашения долга. Но заплатить прямо в аэропорту и тут же улететь не получится. Пограничники не имеют права принимать деньги и не занимаются долгами.

Если уплатили долг без участия приставов, например банковским переводом, ускорить снятие запрета можно, если предоставить приставу квитанцию об уплате. Сканы квитанций приставы принимают по электронной почте.

А вот правила, как действовать прямо в аэропорту, если не пускают на рейс, и сразу после этого:

Создается новая база отдыха вместо ветхой старой, в аренде ЗУ на 49 лет на берегу озера, в ЗУ не входит территория береговой линии и дикари по старинке пытаются проходить к пляжу через территорию "под воротами". Руководство нервничает за "проходной двор", по ряду причин: имущество организации, беспокойство клиентов, условия пограничной зоны и ответственность организации за это перед службами ФСБ. А на берег иначе можно пройти "по тропинке через кусты" , и вообще вокруг озера еще есть другие береговые линии с подходами. Для регулирования ситуации запланированы к установке вывески с текстом типа (вариант 1) "Частная территория, проход\проезд запрещен". Предполагается что у дикарей будет возмущение к установлению такого нового порядка. Вопрос: не будут ли такие ограничительные меры нарушать какие либо статьи ГК? Или Вариант Два текста вывески будет более правильным? : "Арендованная территория, проход\проезд без разрешения собственника запрещен и ссылка на ст. ГК (подскажите пожалуйста ссылку)".

Ответы на вопрос:

Ну в общем то некорректный и первый и второй вариант.

Второй более мягкий.

Можно сделать ссылки на ст. 209 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ.

Лучше идти по второму варианту. Будет меньше потенциальных недоваольных.

Ответственности за наличие таких вывесок нет.

Сергей! Второй вариант лучше, т.к. Вы не собственник. В силу ст.608 ГК РФ собственник решил таким образом распорядиться земельным участком и в силу ст.606 ГК РФ заключил договор аренды, согласно которому по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Кроме того, согласно ст.41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (там про сервитут).

Таким образом у арендатора есть все права для ограничения незаконного прохода лиц, у которых есть возможность воспользоваться другими путями прохода. Закона при этом Вы не нарушите. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!

Лучше идти по второму варианту.

В вывеске можно указать:"Арендованная территория, проход\проезд без разрешения запрещен, ст.22, 40,41 ЗК РФ, ст.209 ГК РФ"

Вывеску лучше согласовать с собственником, так как земельный участок в аренде.

В данном случае во избежания прохода чужих по вашей территории вам лучше всего проложить тропинку в обход вашей территории. А на Вашей территории повесить объявление, что проход запрещен без разрешения владельца.

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

уважаемый Сергей! Давайте по порядку!

Второй вариант подходит лучше с точки зрения закона!

Ссылку делайте на ст. 209 ГК РФ

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

И на статью 40 ЗК РФ - Права собственников земельных участков на использование земельных участков

И на статью 41 ЗК РФ - Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

Удачи Вам в разрешении вопроса!

Низкий поклон! Привет из Казани!

Повесьте обьявление"Проход ТОЛЬКО по пропускам, Частная территория". Оборудайте проход и и табличку с указателем на обход Вашего обьекта.

ЗК РФ Статья 22. Аренда земельных участков

5.1. Передача арендатором, являющимся лицом, с которым заключен договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного ему для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"), допускается только в случае передачи указанным лицом прав и обязанностей по указанным договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Передача арендатором, являющимся некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного данной некоммерческой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"), не допускается.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Никакими вывесками не будет узаконен запрет на проход, пока не решите вопрос с администрацией.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

Поскольку в соответствии со статьей 6 Водного кодекса РФ

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров,

Увы. Это будет незаконно. За ИСКЛЮЧЕНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ. Т.к В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ береговые полосы (в том числе и пляжи) предназначаются для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов составляет 20 метров. Также указано, что каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов для различных правомерных целей. При этом не допускается нахождение и использование автомобилей на прибрежной полосе.

П. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ гласит, что земельные участки, занятые пляжами, не подлежат приватизации и, таким образом, могут находиться только в государственной и муниципальной собственности. Физические и юридические лица не могут быть собственниками пляжей.

Далее:"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2020)

ВК РФ Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь ДОСТУП к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Т.е Вы вправе установить табличку " ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЁН" т.е не допускать въезда автомобилей.

ЕСЛИ БЕРЕГОВАЯ полоса НЕ входит в СОСТАВ ЗУ, ТОГДА устанавливайте СЕРВИТУТ с разрешения СОБСТВЕННИКА и БЕРИТЕ ПЛАТУ ЗА ПРОЕЗД или ПРОХОД.

Для сведения: "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020)

ЗК РФ Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Лечебные пляжи Крыма и правомерность ограничения доступа на их посещение

Помощник Сакского межрайонного прокурора З.Б. Мараджапов в документе отметил:

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Кроме того, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, исключение из общего правила составляют случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Помимо этого, статьей 49 Водного Кодекса предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии с действующим законодательством санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебнопрофилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.

Санаторно-курортные организации, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, имеют право на ограничение граждан в доступе на лечебные пляжи в случае, если количество отдыхающих превышает минимально допустимые нормы или существует угроза для безопасности жизни и здоровья людей.

За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе ст. 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом суды исходили из следующего:

    • действительно, ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в госсобственности, являются водными объектами общего пользования, и полоса земли вдоль береговой линии таких водных объектов также предназначается для общего пользования, при этом каждый гражданин вправе иметь бесплатный доступ и к водным объектам общего пользования, и к их береговой полосе;
      • вместе с тем ст. 49 Водного кодекса РФ предусматривает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
        • согласно СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации", лечебный пляж – участок побережья с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала. Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом;
          • если субъект является санаторно-курортной организацией и пляж является лечебным, в соответствии с действующим законодательством такой пляж должен быть огорожен;
            • если пляж оборудован КПП или же раздвижными воротами, то это является обязательным условием соблюдения заявителем законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и, в частности, инструкции по организации защиты санаторно-курортных объектов края, утвержденной краевыми УФСБ и ГУВД. Антитеррористическая защищенность санатория согласована и подтверждена ФСБ РФ и Нацгвардией РФ, что подтверждается паспортом безопасности санатория;
              • Лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
                • Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.