Имеют ли право дпс стрелять по колесам

Обновлено: 30.06.2024

Предисловие. Дать однозначный ответ сложно.

В последнее время МВД распространило несколько сделанных видеорегистраторами роликов, в которых зафиксировано преследование сотрудниками милиции нарушителей. Как правило, после непродолжительной погони при разных обстоятельствах происходит задержание водителя. Хотя далеко не всегда преследование длится без последствий и завершается успешно.

— Нужно ли применять оружие, какие средства следует иметь в служебном автомобиле, стоит ли вообще проводить преследование? — перечисляет наиболее актуальные вопросы Юрий Краснов. — На это существуют две точки зрения, и обе они имеют право на жизнь.

Противники погонь считают: преследование может спровоцировать водителя на опасные действия. В результате он может погибнуть сам или причинить вред окружающим.

Подобные происшествия не раз фиксировались в Минске, причем во время погони травмы получали также сотрудники правоохранительных органов. Правда, в последнее время в столице таких случаев удается избегать.


Но сейчас правоприменительная практика такова, что нарушителя надо задержать сразу и никак иначе.

Оппоненты считают, что тех, кто не подчинился требованиям об остановке, необходимо наказывать жестко. Один из их аргументов: нарушители, узнав о новой стратегии, вовсе перестанут останавливаться.

— Дать однозначный ответ сложно, — говорит Юрий Краснов. — Насколько я знаю, часто решение приходится принимать тому инспектору, который столкнулся с реальной ситуацией, и хорошо, если он выберет оптимальный вариант.

Акт первый. Начало

Десятки видео, сделанных из автомобилей ГАИ, дают представление о том, как начинается типичное преследование. Водитель вместо того, чтобы остановиться, прибавляет скорость. Или же экипаж Департамента охраны замечает странное виляние и включает спецсигналы. А бывает, автомобилист останавливается, пытаясь усыпить бдительность правоохранителей, но потом резко стартует.

— Гродненский случай, о котором недавно сообщило МВД, очень типичный, — считает ведущий рубрики. — Сотрудник ГАИ пытается остановить легковой автомобиль, который проносится мимо. Довольно оперативно инспектор садится в служебную машину, которая начинает движение.

Акт второй. Погоня

При этом, по словам ведущего рубрики, крайне важно, чтобы служебная машина позволяла вести преследование:

— Помню, дежурил на трассе М2 (Минск — Национальный аэропорт Минск). Один из водителей не подчинился требованиям, и пришлось начать погоню. У меня был служебный ВАЗ-2108, и я смог нагнать беглеца только через 10—15 километров. А в другой раз работали на Ford Taurus. Начав преследование, не успели даже отдышаться, как настигли водителя.

Основная сложность преследования заключается в том, что управление автомобилем сопряжено с выполнением нескольких задач и отступлением от требований знаков, разметки, сигналов светофоров.

Да, инспекторам нужно следить за попутными и встречными автомобилями, а еще за пешеходами, и в такой ситуации упустить преследуемую машину ничего не стоит.


Что можно предпринять для остановки автомобиля, водитель которого, не взирая ни на что, продолжает движение?

— На самом деле возможности ограничены, — говорит Юрий Краснов. — Можно догнать и даже опередить преследуемую машину. Но что это дает? У меня многие спрашивают, почему инспекторы не таранят автомобили. Этому есть несколько объяснений. Одно из них — они пытаются сохранить служебный транспорт.

Ведущий рубрики обращает внимание на ролик с задержанием угонщика Volkswagen в Бресте. Заметно, что сотрудники ГАИ стараются избегать даже малейшего столкновения, а водитель микроавтобуса словно готов пойти на таран.

С табельным оружием тоже все непросто. Мало предупредить водителя, что будешь стрелять, необходимо еще согласовать действия, а также выбрать момент.

— Был случай в Червене, — вспоминает Юрий Краснов, который за время службы ни разу не стрелял в человека. — Мой напарник остановил Ford. А когда подошел, водитель начал движение и сбил его. Перекатываясь, мой коллега выхватил пистолет и произвел выстрел по колесам. Но одна пуля попала в багажник, отрикошетила от ящика с инструментами и угодила в пассажира. В машине, как потом оказалось, находились 13 человек. Один из них был ранен.

Акт третий. Задержание

Может сложиться впечатление, что обычно погоня длится несколько часов. Но судить по исключительным случаям, которые получают большой резонанс, не совсем верно. На самом деле преследование, как правило, занимает пару минут.

— Преследование в Бобруйске, о котором я вспоминал выше, заняло не более двух минут. Водитель заехал в тупик и сам себе перекрыл путь к отступлению, — говорит ведущий рубрики.

Есть, конечно, особенные происшествия, когда, например, отказывается останавливаться дальнобойщик на большой фуре. Водителя не смущают даже простреленные колеса, и автопоезд продолжает движение. Поди останови такую махину.

— Видел на YouTube ролики с тренировок американской полиции, — приводит пример Юрий Краснов. — Мне понравился один прием. Служебная машина при приближении выстреливает сеткой или канатом, которые блокируют колеса преследуемого транспортного средства. После этого задержание становится делом техники.

Акт четвертый. Финал

Перед непосредственным задержанием все же приходится побегать. Это последний шанс для водителя. Как показывает практика, скрыться в таком случае удается очень редко.

Штраф за не остановку инспектора ДПС

Обязанность любого законопослушного водителя – остановиться по сигналу автоинспектора. Однако, на дорогах бывает всякое. Порой водители просто не видят, что сотрудник ГИБДД сигнализирует им об остановке. Или опасаются за свою жизнь, если ситуация возникает в безлюдном месте на неосвещенном участке трассы. За не остановку по требованию госавтоинспектора грозит штраф, а при попытке скрыться от погони ДПС – арест или обязательные работы. Однако, санкций можно избежать. И в статье мы расскажем, в каких случаях это возможно, а в каких нет, а также как общаться с догнавшими вас полицейскими. Статья будет полезна как начинающим, так и опытным водителям.

Что грозит в 2022 году, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД?

Невыполнение законного требования госавтоинспектора влечёт за собой одно из наказаний в рамках КоАП РФ. Каким оно будет? Это зависит от характерных особенностей нарушения, а также поведения самого водителя.

Если вы не остановились после взмаха жезлом инспектора ДПС, то в 2022 году вам грозит:

  • Штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП, но здесь есть вероятность отделаться устным предупреждением от полицейского.
  • Штраф в сумме от 2 000 до 4 000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы сроком до 120 часов – в данном случае уже по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ.

Вместе с тем водитель сильно рискует получить и дополнительное наказание. Например, за езду в пьяном виде, за отсутствие полиса ОСАГО или за управление автомобилем будучи лишенным прав. Но это скорее частности.

О том, от чего зависит то или иное наказание, если вы проигнорировали требование ДПС остановиться – мы подробно расскажем ниже.

Если не заметил случайно?

Первая ситуация, в которой может оказаться даже самый опытный водитель – банально не заметил жеста инспектора ГИБДД. Причин этому может быть несколько. Например, вы отвлеклись на помеху справа или не заметили инспектора ДПС в потоке грузовых машин.

При этом, пункт 6.11 ПДД предписывает полицейским останавливать автомобили с помощью жезла, диска с красным световозвращателем, через громкоговоритель, наконец – рукой. То есть, если вам махали жезлом в кромешной тьме, то вы вряд ли заметили бы инспектора ДПС, а значит сделали это ненамеренно, не по злому умыслу.

В пользу водителя есть замечательная статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности – суть её в том, что любые неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя. А сомнения – это то, что вы якобы намеренно проигнорировали требование сотрудника ДПС остановиться. Доказать данный факт попросту нереально. Поэтому на практике возможно следующее:

  1. Вы случайно не заметили, что автоинспектор указал вам остановиться.
  2. Экипаж ДПС начал преследование.
  3. Вы заметили погоню и сразу остановились (по крайней мере обязаны).
  4. На вопрос инспектора о причине неповиновения законному требованию вы честно указываете причину, что не заметили сигналов в вашу сторону об остановке или не увидели самого сотрудника ГИБДД на дороге.

Скорее всего, вас накажут по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф 500-800 рублей. Но есть шанс избежать ответственности и отделаться предупреждением. Что для этого нужно?

На практике сильно помогает запись видеорегистратора. Предложите сотруднику ГИБДД вместе с вами её посмотреть. Конечно, в том случае, если вы действительно не заметили экипаж ДПС, а не просто проехали мимо в надежде, что за вами никто не погонится. Например, если не увидели автоинспектора из-за припаркованных на дороге автомобилей (что будет видно в записи). Или указать, что на улице ночь, на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, а в его руках отсутствовал светящийся жезл. Наконец, предложите инспектору посмотреть весь ваш путь от дома/работы до места, где вас пытались остановить, а вы проехали.

Всё это смягчающие обстоятельства в пользу водителя. И если у инспекторов будет хорошее настроение, а вы всем видом покажете, что действительно не заметили требований об остановке случайно – то есть шанс вообще избежать штрафа по 12.25.2 Кодекса, а отделаться предупреждением. Но нет гарантий, что снисхождение будет на практике, в отдельно взятом случае.

Ответственность, если уехал от ДПС

Если я проехал, а полицейские не начали погоню

Вторая ситуация, когда вас пытались остановить, но вы не подчинились. При этом сзади вы не слышите воя сирены и не видите сигналов проблесковых маячков – погони за вами нет.

Означает ли это, что вам повезло и сотрудникам ГИБДД попросту не до вас? Вовсе нет! Пытавшийся остановить вас инспектор мог вполне передать ориентировку вашего автомобиля в дежурную часть. Или связаться по рации с другим экипажем ДПС. В таком случае вас могут начать разыскивать, а при удобном случае задержать. И тогда выпишут штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП.

Еще одна ситуация, когда погони может и не быть – когда вас пытались остановить где-нибудь на трассе отнюдь не полицейские. А, например, грабители или мошенники. Их целью является вымогание денег у доверчивых водителей, или, что еще хуже – но здесь даже не будем развивать тему.

Если идёт погоня, а водитель не останавливается

На практике экипаж ДПС обычно пускается в погоню. Поскольку за рулём автомобиля может оказаться угонщик, злостный должник или водитель, которого ранее лишили водительских прав. И законная обязанность инспекторов ГИБДД – вычислять таких нарушителей и ловить их на дороге.

За мотоциклами обычно в погоню не едут, поскольку шансов догнать скоростной байк на полицейской машине не так уж много. Зато рисков спровоцировать ДТП с участием мотоцикла – хоть отбавляй.

Если за вами началась погоня, а вы и не думаете остановиться – это уже квалифицируется как неповиновение законному требованию сотрудников полиции (в нашем случае – ДПС).

За уход от погони, если вас поймают, грозит ответственность по ч. 2 ст. 19.3 КоАП:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы от 40 до 120 часов.

Обращаем ваше внимание, что в феврале 2021 года в статью 19.3 Кодекса были внесены изменения. Раньше штраф составлял от 500 до 1 000 рублей, а в 2022 году он гораздо выше.

Более того, сотрудники ДПС имеют право стрелять по колёсам, блокировать проезд грузовым автотранспортом и применять к нарушителям физическую силу. То есть возникает риск нанесения ущерба автомобилю. При этом, компенсировать его водителю никто не будет. Ведь нарушителем по сути является он сам, а задержание ТС – это вынужденная мера со стороны полицейских.

Погоня ДПС

Если удалось скрыться от инспекторов ДПС

Обольщаться не стоит.

Таким образом, гарантии, что вас всё же не привлекут к ответственности за неподчинение требованиям сотрудников ДПС выполнить остановку – отсутствуют.

Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?

Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:

Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.

Убежал от сотрудников ДПС

Какие действия полицейских незаконны?

В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.

Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:

  1. Задержание и доставка в изолятор – данное действие абсолютно незаконно. Даже если вам и грозит ответственность по ст. 19.3 КоАП, то решение об аресте праве вынести только судья. Даже начальники ГИБДД такими полномочиями не обладают.
  2. Осмотр автомобиля – законное действие, при условии, что у сотрудников ГИБДД есть основания предполагать, что вы, к примеру – перевозите не тот груз, поступила ориентировка о незаконном использовании автомобиля или нужно проверить тонировку. И всё это на фоне того, что вы пытались скрыться.
  3. Досмотр – тоже законное действие, но при условии, что у госавтоинспектора имеются веские основания обследовать вашу машину. Например, что в ходе досмотра в автомобиле будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения (та же тонировка или шторки на окнах). Если инспектор хочет досмотреть автомобиль, но отсутствуют двое понятых и не ведётся видеозапись – это тоже незаконно.
  4. Освидетельствование на опьянение – в принципе законно, если сотрудник ГИБДД обнаружит хотя бы один клинический признак опьянения (тот же запах алкоголя). Если настаивают сдать экспресс-тест на дороге – это незаконно и можно смело отказываться. При этом вас всё равно могут отвезти в клинику для сдачи анализов на алкогольное или наркотическое опьянение.
  5. Избиениеводителя – абсолютно незаконные действия полицейских, содержащие признаки уголовной ответственности. Но, к примеру, вас могут силой вытащить из машины, если вы долго уезжали от ДПС и не подчиняетесь их требованиям выйти. На особо буйных водителей надевают наручники.

Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.

Что грозит от ГИБДД

В какие сроки могут привлечь к ответственности?

Срок возбуждения дел об административных правонарушениях различаются. Но это тот период, в течение которого ГИБДД или суд должны вынести постановление с одним из видов наказания.

Итак, если вы скрылись от ДПС, конкретные сроки привлечения к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ будут следующими:

  • 2 месяца – если вы уехали, но после погони вам выписали протокол со штрафом 500-800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 Кодекса. Собственно, с момента вручения вам копии постановления начинается срок оплаты штрафа. Единственная возможность избежать наказания – обжаловать постановление высшему начальству ГИБДД или в суд.
  • 3 месяца – если вам вменяют неподчинение требованиям сотрудников ГИБДД по ст. 19.3.2 КоАП, где предусмотрены штраф, арест или обязательные работы. Решение выносит мировой или районный суд. И если в указанные 3 месяца вы не получили постановление суда об административном правонарушении – дело в отношении вас попросту прекратят. После этого никакие наказания за неподчинение полиции вам грозить не будут.

Читайте также: