Имеют ли право банки писать в соц сети

Обновлено: 02.07.2024

Социальные сети перестают быть просто хобби. Все больше людей использует их для ведения деловой переписки или размещения информации об услугах. А по мере развития технологий искусственного интеллекта банки и микрофинансовые организации все чаще оценивают кредитоспособность заемщиков на основании содержания их анкет.

Это стало возможным благодаря развитию технологий с элементами искусственного интеллекта. Автоматическая программа анализирует профиль в социальной сети и создает психологический и социальный портрет потенциального заемщика. А уже на основании этого портрета программа высчитывает вероятность возвращения или невозвращения займа, склонность к непорядочному поведению и даже вероятное поведение в конфликтной ситуации.

Таким образом, из невинного развлечения, социальные сети превратились в мощный инструмент социализации. Некоторые даже не успели заметить, как их приватная страница превратилась в визитную карточку, по которой окружающие оценивают их личностные и даже деловые качества. И напротив, отсутствие профиля в социальных сетях может быть расценено как свидетельство того, что человек параноик или социопат.

Свобода слова – превыше всего, но займ могут не выдать

Последний случай, конечно, больше относится к разряду городских легенд. Ведь МФО оценивают не только профили своих клиентов, но и кредитную историю, а в случае необходимости могут попросить предоставить справку о доходах или даже подтверждение оплаты коммунальных. Поэтому, ваш профиль в социальных сетях не будет иметь решающего значения, но вполне способен качнуть маятник в ту или иную сторону. Таким образом, планируя общение с представителями МФО через социальные сети, важно знать, на какие именно факторы они чаще всего обращают внимание.

Чего не нужно делать, чтобы взяли на работу или выдали займ?

Кроме того, обратите внимание на возраст вашего профиля. Если он был создан неделю назад, то работодатель или кредитная организация могут заподозрить, что вы создали этот профиль специально для них. Также будьте внимательно со списком друзей – это обычно касается оформления очень крупных сумм – если у вас в друзьях будут подозрительные личности или лица, уже занесенные в черный список кредитных организаций, вероятность удачного решения может снизиться. Могут быть проанализированы также музыка или фильмы, добавленные к вам на страницу. Не удивляйтесь, если страница, полная шансона снизит вероятность устройства на работу или получение кредита.

Семейные вызывают больше доверия

Точно так же, если вы извещаете банк или МФО о своем сложном материальном положении, а сами выкладываете фото с дорогих курортов или ресторанов, вас, скорее всего, заподозрят в мошенничестве. Так произошло, например, с Канье Уэстом, объявившим себя банкротом, а после выложившим в социальную сеть фотографии с пачками денег в руках. Учитесь на его ошибках. По словам сотрудников МФО, после запуска программы, анализирующей социальные сети заемщиков, отсеивается до 80% потенциальных неплательщиков.

Профиль идеального заемщика

Живите для себя, а не для кредиторов

После всего вышесказанного, появляется вопрос: насколько же профиль в социальных сетях отражает реального человека? Насколько репрезентативным будет психологический портрет, составленный на основе такого анализа? Ответ будет простым – достаточным, чтобы отсеять неподходящего для трудовых или финансовых отношений человека. В поведении людей много случайного, однако общую палитру личности человека практически всегда можно получить из анализа ее страницы в социальной сети.

Разумеется, не стоит чрезмерно усердствовать в стремлении понравиться работодателям или кредитным организациям. Вначале определимся: на что мы берем займы? Чтобы улучшить свою жизнь или изобразить иллюзию улучшения? Человек, изображающий высокий уровень жизни выглядит достаточно глупо и это всегда будет заметно. Поэтому находясь в социальных сетях, помните, что самое важное - это сохранять образ приличного человека, который, кстати, мало зависит от дохода или должности.

В последнее время участились скандалы из-за неосмотрительных постов, видеороликов и высказываний сотрудников компаний. Исследования показывают: все больше компаний интересуются, чем занимаются сотрудники в интернете, и пытаются проводить профилактику неосмотрительных поступков сотрудников, порочащих компанию.

Проверка профилей кандидатов в соцсетях – очень распространенная практика. Четыре года назад 76% компаний анализировали аккаунты соискателей, сейчас так поступают 84% работодателей, показало исследование портала HeadHunter. Публикации в сети все чаще становятся причиной отказа в найме – 72% респондентов сообщили, что не приняли кандидата на работу из-за его постов в соцсетях.

Что ищут

Недавно SearchInform подробно опросила 1024 работодателей, на какие особенности поведения сотрудников в сети они обращают внимание. Около четверти респондентов (23%) сказали, что выявляют негативные публикации работников о компании, 21% – нелояльное отношение, 16% – опасные зависимости подчиненных, 10% – симпатию работников к экстремистским и террористическим организациям, а 9% обращают внимание на девиантные интересы сотрудников. Работодатели боятся, что работник публично пожалуется на низкую зарплату, плохие условия труда, расскажет о предстоящих сокращениях, добавляет Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics (занимается мониторингом социальных медиа). Компании также следят, чтобы подчиненные не выкладывали в сеть фото и видео с корпоративов, продолжает он. Чаще всего работодатели рекомендуют подчиненным публично не оскорблять людей другой национальности, вероисповедания и проч., знает руководитель практики трудового права Brian Cave Leighton Paisner Надежда Илюшина. Либо сотрудников просят не упоминать название компании в публикациях о событиях из личной жизни, не связанных с работой, продолжает она.

У жителей новейших гигантских муравейников куда меньше резона обращать внимание на порядок и правила общежития, чем у обитателей хрущевок

Самый большой вред репутации компании могут нанести топ-менеджеры и ключевые руководители департаментов – они всегда на виду, любое неловкое высказывание директора может получить резонанс, продолжает Черный. Поэтому за соцсетями управленцев часто следят вручную кадровики или сотрудники службы безопасности, знает он. Соцсети линейного персонала часто остаются без внимания, хотя именно рядовые работники становятся причиной самых громких скандалов: они намного активнее ведут соцсети и не стесняются в выражениях, говорит Сергей Моженин, руководитель департамента FMCG, Retail, Agro кадрового агентства Antal Russia. Историй, когда обычные сотрудники наносят ощутимый ущерб репутации работодателя, много: начиная с видеоролика сотрудников омского сыроваренного завода, купающихся в чане с молоком, и заканчивая селфи врачей на фоне пациентов на хирургическом столе.

Как следят

Работодатели ищут компромат на страницах кандидатов в соцсетях

Чтобы вручную смотреть аккаунты работников, нужно иметь большой штат кадровиков, говорит Моженин. Но если в компании больше 100 работников, следить за их соцсетями вручную нереально, предупреждает он. Некоторые компании устанавливают софт для автоматического мониторинга социальных медиа по ключевым словам либо информационные системы для предотвращения утечек конфиденциальной информации (Data Loss Prevention, DLP), которые контролируют все рабочие компьютеры и корпоративные мобильные устройства. Программы мониторинга стоят от 25 000 до 300 000 руб. в месяц в зависимости от размера компании и функционала софта, по оценкам Черного. DLP-системы – от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов долларов, говорит Парфентьев. Если на рабочие компьютеры устанавливаются DLP-системы, компания обязана уведомить об этом сотрудника, добавляет Парфентьев.

Как реагируют

У компании нет оснований наказать работника за фривольный комментарий, фото с корпоратива или гневный отзыв, если нет внутренних правил, обязательных для исполнения. Но даже если регламенты есть, работнику можно сделать лишь замечание или выговор и попросить объяснительную, говорит Тимошенко. Уволить сотрудника можно только за повторное нарушение регламента, поясняет она. Часто компании просто снижают премии сотрудникам, которые нарушают регламент, например слишком много времени проводят в соцсетях, знает Парфентьев.

Травля в соцсетях

Современные технологии оставляют все меньше места для личного пространства. Вы не задумывались о том, что доступ должностных лиц к публичным средствам наблюдения за горожанами создает риск нарушения права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного Конституцией? У меня в практике был случай, когда два сотрудника полиции, имевшие доступ к архиву записей с городских камер видеонаблюдения, получили видеокомпромат на мою доверительницу. После этого они начали ее шантажировать и вымогать деньги. Полицейские были задержаны с поличным при попытке продать флешку с видео, а позже предстали перед судом и понесли наказание.

Кроме того, сегодня технологии дают возможность пользоваться специально созданными или чужими аккаунтами в соцсетях. А потому никто не застрахован от нежелательных действий анонимов. Бывает, доходит до травли, особенно в сообществах несовершеннолетних и молодежи. При этом травля нередко становится продолжением конкретной жизненной ситуации. Скажем, взял человек в долг деньги и не вернул – и вот уже поступают угрозы разглашения компрометирующей информации. Обострим ситуацию: предположим, есть неопровержимые доказательства его виновности. Что делать? Лучше путем переговоров урегулировать конфликт. Желательно привлечь грамотного переговорщика-юриста. Он составит документ о прекращении спора, который юридически защитит обе стороны конфликта.

Чем рискуют обидчики?

Но если речь идет о привлечении человека к уголовной ответственности за клевету, то нужно понимать, что одних ваших обвинений будет недостаточно. Однажды мне довелось защищать медийную личность. В отношении него было подано заявление о клевете в соцсетях и прессе. Тогда мы добились прекращения уголовного дела за отсутствием состава преступления. Нам удалось доказать, что опубликованные им сведения, во-первых, имели реальную основу, т.е. не были вымышленными, а во-вторых, распространялись в рамках проводимого научного исследования, т.е. без умысла на клевету. Следовательно, состав клеветы надо будет доказывать.

Что делать, если вас или вашего ребенка травят в соцсетях?

1. Не впадайте в панические настроения. Даже если источник опасности недосягаем, а клеветническая информация в публичном доступе набирает аудиторию, не стоит переоценивать важность распространяемых сведений для тех, кто не вовлечен в конфликт.

2. Не отвечайте на обиды и шантаж оскорблениями и угрозами. Они могут быть использованы как аргумент против вас. За публичные оскорбления могут назначить штраф до 10 тыс. руб. (ст. 5.61 КоАП РФ), а за угрозы – лишить свободы на два года (ст. 119 УК РФ). К тому же такие действия причинят вам репутационный вред и дадут обидчику возможность настаивать на самозащите.

3. Организуйте информационную контрактивность. Создавайте посты с комментариями и делитесь ими с теми, чье мнение для вас важно. В ответ на ложь можно распространять правду и факты из биографии, положительно вас характеризующие.

4. Соберите доказательства. Если ситуация позволяет, попытайтесь выстроить с человеком хладнокровный и аргументированный диалог. Вытяните из беседы максимум информации и сохраните ее (подойдут флешка, внешний диск, диктофон, видео, фото и т.д.). Позаботьтесь и о других доказательствах вины обидчика. Они вам пригодятся при обращении в полицию.

То есть одного поданного заявления в правоохранительные органы будет недостаточно для решения проблемы. Но вы можете содействовать следствию в сборе доказательств по фактам, изложенным в заявлении. Что можно предпринять?

Зафиксируйте переписку и публикации. Для этого подойдут разные способы:

Все это называется сбором электронных доказательств. Сюда же относятся диктофонные записи телефонных разговоров. Соберите также переписку, которую вы вели с другими людьми, – все, что доказывает ложность клеветнических утверждений и подтверждает вашу правоту.

5. Обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. Формула эффективного взаимодействия с сотрудниками полиции такова: подача заявления и активное содействие без попыток ввести в заблуждение или что-то не договаривать. Передайте сотрудникам собранные доказательства, настаивайте на проведении опросов, направлении запроса администратору сайта и т.д. Сложность заключается в том, что в уголовном законодательстве нет статьи о травле в интернете. К тому же преступное деяние считается оконченным при наступлении вредных последствий. Поэтому многое будет зависеть от вашей настойчивости.

Если давление оказывают на вашего ребенка, привлекайте администрацию школы и органы опеки и попечительства. Попросите их вмешаться, чтобы не пришлось доводить конфликт до принятия официальных мер реагирования, что останется жирным пятном в ученической биографии детей. Пусть организуют для вас встречу с родителями учеников, инициировавших травлю. И обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.

6. Будьте внимательны при выборе собеседников в соцсетях и участии в чатах. Избегайте неосторожных высказываний и необдуманного использования смайликов и эмоджи. Собеседник читает пост, не видя вас, а потому может сделать ошибочные выводы. Обида человека нередко становится причиной трудноразрешимого конфликта. Не забывайте: обычно проблему проще предотвратить, чем решить.

Можно ли защитить свои персональные данные и как противостоять напору взыскателей, разбирался Лайф.


Часто банки при приёме заявки на кредит просят потенциального заёмщика указать в анкете контакты его знакомых. Эти люди часто бывают не в курсе, что их данные есть в кредитных заявках. Они не должны возвращать долг банку, но хлебнуть горя тоже могут. Если заёмщик перестаёт платить, за граждан из заявки принимаются коллекторы.

Наталья развелась с мужем несколько лет назад. Страсти улеглись, но банк напомнил о былом.

— Здравствуйте! Могли бы помочь найти Бориса Ивановича? Он взял кредит в банке ВТБ, и теперь его не могут найти, — сказал мужчина, представившийся сотрудником по работе с просроченной задолженностью.

Фото © Shutterstock

Экс-супруга была удивлена. Сказала, что ничего не знает о местонахождении мужчины, и попросила её не беспокоить. Но звонки повторялись с нарастающей настойчивостью. Коллекторы говорили, что не прекратят делать это, пока не найдут заёмщика.

В другой похожей истории взыскатели от слов перешли к делу. Ольгу указала в заявке близкая подруга. Потом заёмщица перестала платить и сменила номер телефона. Тогда коллекторы принялись за новую жертву. Кульминацией их работы стало то, что друзьям Ольги в соцсетях разослали смонтированные фотоснимки, на которых девушка оказывала интимные услуги.

Руководитель проекта ОНФ "За права заёмщиков" Евгения Лазарева подтверждает, что такие случаи не редкость.

— К нам периодически обращаются граждане, которые стали такими контактными лицами поневоле. Например, недавно познакомились с родителями игромана. Молодой человек регулярно оформлял займы онлайн и указывал в качестве контактных лиц своих родителей. Свои обязательства он и не думал выполнять. В какой-то момент количество звонков от взыскателей стало для пенсионеров невыносимым и они были вынуждены отобрать у сына паспорт, чтобы пресечь появление новых долгов, — рассказывает Лазарева.

"Да что же за беспредел!" — подумала я и сама позвонила в несколько кредитных организаций. Сказала, что хочу взять у них кредит.

В ВТБ мне ответили, что при сумме от 300 тыс. рублей в анкете надо будет указать тех самых контактных лиц. В банке "Открытие" сказали, что это условие необязательное, но вероятность одобрения моей заявки сильно повышающее. "Сдавать" можно кого угодно: родственников, коллег, друзей. Перед тем как вписать в анкету имена и телефоны, нужно спросить у их владельцев разрешение на обработку персональных данных.

— А как оформить это согласие? — поинтересовалась я.

— Просто спросить, потом галочку поставите в заявке, что спрашивали, — ответил сотрудник кол-центра.

Закон что дышло

Фото © Олег Яковлев / RBC / TASS

Фото © Олег Яковлев / RBC / TASS

— Банк должен выполнять рекомендации ЦБ, одной из которых является необходимость получения информации о заёмщике и её проверка. Полная проверка часто не проводится, потому что это долго и дорого. Если всё делать по правилам, то никаких "моментальных кредитов" не будет. План выполнять надо, и банк вынужден имитировать принятие мер по исследованию благонадёжности заёмщика. Одна из таких мер — получение информации о контактных лицах, — считает юрист Сергей Шипов.

К тому же это даёт кредиторам какой-то шанс отыскать нечестного должника. Конечно, сотрудники банков должны созваниваться с такими лицами, чтобы выяснить, а не против ли они того, чтобы стать контактными. Но по факту кредитные организации чаще всего этого не делают. В итоге люди узнают о своей "высокой миссии" только после появления у заёмщиков просрочки, когда им начинают звонить коллекторы.

На первый взгляд кажется, что это нарушение закона о персональных данных, ведь никакого разрешения на использование информации о себе человек не давал. На второй — уже не кажется.

— Персональные данные — это то, что позволяет полностью идентифицировать человека. Но банк не проверяет достоверность этих сведений. Если дело дойдёт до суда, там будут исходить из того, что никаких сведений о реальном существовании контактного лица заёмщик не предоставлял, — комментирует Сергей Шипов.

Должник, который подставил своего знакомого, закон нарушает. Но что с того?

— Можно попробовать получить компенсацию морального вреда, подав иск о нарушении закона о персональных данных. Здесь придётся действительно доказать, что лицо пережило какие-то страдания. Сумма компенсации устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Не думаю, что можно отсудить больше 5 тысяч рублей, — делится наблюдениями юрист FMG Group Амина Апаева.

Замглавы комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты Тимур Аитов рассказывает, что в Евросоюзе действуют очень жёсткие наказания при компрометации персональных данных (доступе к ним без согласия человека). Там за это можно заплатить миллионы евро. У нас ничего подобного нет.

Банкам КоАП не писан

Фото © Shutterstock

Как человеку сделать так, чтобы его данные не оставляли в банках и где-то ещё? Никак, это невозможно.

Если, как в наших историях, начинают звонить коллекторы, помните, что им вы ничего не должны: ни говорить, ни помогать, ни даже выслушивать. Можно, если хотите выпустить пар, дать актуальные данные заёмщика, но не факт, что этот человек начнёт платить, а вас перестанут тревожить взыскатели.

Если коллекторы звонят слишком часто, то знайте, что по закону о коллекторской деятельности они не могут делать это чаще двух раз в неделю и одного раза в день, это означает, что пора писать жалобы в Федеральную службу судебных приставов и Центральный банк. Когда взыскатели угрожают — обращайтесь в полицию.

Но есть нюанс. Для жалоб надо собрать доказательства нарушений, что не всем под силу. Даже сам факт звонков бывает трудно подтвердить. Например, богатые коллекторские агентства могут купить оборудование, которое построит дозвон так, что отчёты мобильных операторов станут показывать, будто бы человек сам звонил по данному номеру, а не ему звонили.

— А ещё Верховный суд недавно постановил, что нормы КоАП за нарушение закона о коллекторской деятельности не распространяются на отделы взысканий банков. Они действуют только в отношении официальных коллекторских агентств из реестра ФССП, — спускает с небес на землю Сергей Шипов.

По закону человек имеет право от звонков коллекторов отказаться.

— Для этого нужно написать кредитору или взыскателю. Сделать это можно не раньше чем через 4 месяца после появления просрочки. Добиться, чтобы вас перестали беспокоить, реально, — сообщает директор НАПКА Борис Воронин.

Долг платежом не красен

Возвращать долги за заёмщика контактные лица не должны. Хотя были неприятные прецеденты.

— Брат мужа взял кредит в банке и был не слишком аккуратен в выплатах. Банк никогда не дремал, как только возникала просрочка, они начинали звонить родителям, причём преимущественно в 6 утра. Им устали объяснять, что мужчине уже больше 30 лет и мы за него не отвечаем. Ничего не помогало. Тогда старики не выдержали и сами погасили кредит, — рассказала моя знакомая.

Гендиректор консалтинговой группы Bulad&Co Булад Субанов говорит, что если контактные лица, которые не являлись поручителями, вернули деньги банку, то они могут подать иск к кредитной организации. Это является незаконным обогащением, и средства им обязаны вернуть.

Читайте также: