Конституционное право на сецессию имеют имели субъекты федерации в таком государстве как сша

Обновлено: 25.06.2024

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: "Об организации государства".

Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимодействия между различными рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации),существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти. Выделяют федеративное государство и унитарное государство.

Унитарное государство (от латинского слова "унус" - один) - государства, ни одна из частей которых не имеет статуса государственных образований.

Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на регионы, уезды, а последние - на общины, коммуны.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

-характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

-объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

-государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

-государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

-государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Признаки унитарных государств:

Единая конституция , нормы которой применяются на всей территории страны без каких -либо изъятий или ограничений.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.

Единое государство. Население имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, применяемые центральными органами государственной власти.

Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно -территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органом государственной власти и центральной администрации.

Федерация (от латинского слова "федераре", что означает "объединять", "укреплять союзом") сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные, Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные, смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на: договорные, конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации: централизованные (Аргентина, Индия); децентрализованные (Швейцария, США)

Территория в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации, не обладающих правом одностороннего выхода из союза.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.

Субъекты федерации наделяются в пределах установленных для них компетенции право издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.

Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.

Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств.

Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалось двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм), которая применяется в настоящее время во всех федерациях.

Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость. Во время Гражданской войны в США сецессию осуществили Конфедеративные Штаты Америки.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно дает приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено.

другие понятия сецессии: 1Сецессия (лат. secessio, от secedo — ухожу) — в Древнем Риме демонстративный уход плебеев за черту города (на Священную гору или Авентинский холм).

2Сецессия — результат сепаратизма, выход из состава государства какой-либо его части, отделение территории от метрополии

3Сецессия — архитектурный стиль начала XX века в Австрии, вариант модерна. См. также Гуцульская сецессия.

23.конфедеративные образования. Сообщества и содружества государств.

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.

В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815-1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и классический пример - Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — федерация, её субъекты не имеют права сецессии.

При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.

Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели создания.

Содружество государств– это весьма редкое, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество, как объединение государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других барьеров.


Конституционное право на сецессию имеют имели субъекты федерации в таком государстве как

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Еврейская автономная область;

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Сецессия –что это такое?

secessiya 1200x350 23a

В большом разнообразии форм устройства государств право на сецессию дает только федерация –возможность свободно покинуть состав страны.

Исторически данный вопрос начал возникать еще в Древнем Риме, когда жители имели право покинуть общину и поселиться за ее пределами. Данный термин начал свою деятельность во время войны США за независимость. Когда этот вопрос был весьма актуален.

С течением времени такое понятие как сецессия было внесено в терминологию международного права и закрепилось, по сегодняшний день.

Регулирование

На законодательном уровне, данная проблема может регулироваться по-разному.

Конституция РФ не дает возможности для выхода, но в тоже время нет и основного закона страны, который каким-либо образом ограничивает право на сецессию. В этом вопросе можно попробовать обратиться к суду РСФСР, решение которого не было ни отменено, ни пересмотрено. Согласно документам, субъекты РФ не имеют права на сецессию, так как данный процесс нарушает принципы страны.

Официально такая возможность имеется в Канаде и Великобритании. Законодательство данных стран рассматривает право на выход. Но данную возможность совсем не просто привести в действие. Неоднократные попытки Шотландии по вопросу отделения от Великобритании все еще не обвенчались успехом.

regulirovanie secessii

Регулирование сецессии

Разрешение

Мировой опыт показывает, что сецессия- это последствие действий, направленных на получение независимости, либо установление своего режима, либо передача территории одной страны под юрисдикцию другой.

Обычно этот процесс провоцирует вооруженные конфликты. Возможно, единственным примером более мирного урегулирования ситуации, можно признать выход республик из СССР. Данный процесс прошел довольно быстро и без особых разногласий и конфликтов.

Ранее было отмечено, что мировая практика показывает нежелательный исход данных мероприятий. Эта возможность влечет за собой ряд последствий и вооруженных конфликтов. В свою очередь конфликт может быть не только между отделившейся территорией и государством, но и внутри нее.

Всем и так понятно, что сецессия угрожает целостности стран и способствует необратимым последствиям во всех сферах деятельности.

На сегодняшний день в РФ сецессия является сложным и трудноосуществимым процессом с юридической стороны.

За индивидуальной консультацией вы можете обратиться к юристам.

Бесплатная юридическая консультация по телефону!

Специалисты Юридического бюро окажут бесплатную юридическую консультацию и необходимые юридические услуги для разрешения Ваших проблем.

Что такое сецессия. Сецессия в РФ

Сецессия – это право определенной территории страны выйти из нее по решению жителей или органов местного самоуправления. Субъект может выйти из состава государства только при федеративном строе.

История

Впервые сецессия упоминается еще в писаниях Древнего Рима. В то время плебеи могли свободно покинуть Рим и поселиться где-нибудь за его пределами. Современный вид данное понятие обрело в восемнадцатом веке во время войны за независимость США. Тогда вопрос о выходе определенных территорий из состава государства стоял особенно остро. Со временем понятие сецессии было введено в международное право и используется до сих пор.

istoriya

История

Сецессия на законодательном уровне

В законодательстве конкретных стран этот термин определяется по-разному. Например, конституции СССР закрепляли за каждой союзной республикой право покинуть государство. Сегодня в главном законе России не указано, что субъекты федерации могут ее покинуть. Однако, там не указано и то, что территории не имеют права отсоединиться от государства. В последний раз вопрос о сецессии решался в конституционном суде в то время, когда Россия еще входила в состав СССР. Согласно решению суда, субъекты Российской Федерации не имеют права покидать ее, так как это нарушает целостность государства и противоречит принципам его единой общности.

На сегодняшний день право на выход из страны имеют территории Канады и Британии. По законам этих государств, все субъекты, а также колонии и другие зависимые области имеют право на проведение референдума, который позволит им выйти из метрополии. В этом случае все решается большинством голосов. Такие референдумы уже не раз проводились в Шотландии. Но она все еще находится в составе Великобритании, поэтому можно сказать, что они малоэффективны.

Сецессия в мире

Как говорит мировая политология, в наше время попытки сецессии устраивают различные сепаратистские организации, которые либо хотят отделить свою территорию от государства, либо просто установить собственный политический строй. Также возможно и такое, что сепаратисты стремятся передать часть территории одного государства другому.

Попытка сецессии редко проходит мирно с использованием лишь юридических инструментов. Чаще этот процесс сопряжен с серьезным вооруженным конфликтом, который не регулируется ни законом, ни даже международным правом. В современной истории есть лишь один пример относительно мирного выхода субъектов из государства – распад СССР. По большей части он прошел без конфликтов и в максимально сжатые сроки. Наиболее остро на это отреагировала Чеченская республика, которая пыталась стать отдельным государством без референдума, согласия жителей и центральных органов власти.

fef

Сецессия в мире

Помимо того, что все союзные республики покинули состав СССР, они также лишились некоторых своих территорий в результате сецессий. Сегодня существуют несколько государств, образованных из субъектов бывших союзных республик. Например, Приднестровье или Абхазия.

На международной арене не всегда признают новообразованные в результате сецессий государства. Некоторые из них остаются непризнанными и по сей день. Хоть международное право и сохраняет за субъектом право на выход из федерации, в республиканских формах правления делать этого нельзя. Отдельные области республики не могут обладать достаточной самостоятельностью для того, чтобы существовать в качестве независимого государства.

Проблемы сецессии

Еще одна немаловажная проблема, которую влечет за собой сецессия, – нарушение целостности государства. Для самой федерации это также станет большой потерей и приведет к негативным последствиям в каждой сфере общества: начнутся социальные и политические волнения, нарушится экономика. Все это Российская Федерация уже пережила в начале девяностых, когда несколько субъектов пытались выйти из состава государства, и некоторым это даже удалось. В конечном итоге обстановку удалось стабилизировать и удержать страну от полного распада. Сегодня сецессия в РФ не является невозможной – она просто никак не регулируется законодательством. Конституция не говорит о том, может субъект покинуть федерацию или нет. Поэтому такой процесс может стать трудноосуществимым с юридической точки зрения. Более того, на данный момент в РФ нет серьезных сепаратистских движений, которые требовали бы выхода определенных территорий из состава федерации. Поэтому ничто не указывает на то, что какие-либо территории всерьез рассматривают такую возможность.

Сецессия

Сеце́ссия (лат. secessio ) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено(но и не запрещено). [1]

В последние десятилетия много народов и сепаратистских движений боролись за независимость, но, помимо возникновения новых стран при распадах СССР, Чехословакии, Югославии, при прекращении ассоцииации с США ряда тихооканских островов и при деколонизации Намибии и Восточного Тимора, успешная сецессия произошла только в случае Бангладеш, Сингапура, Эритреи, Южного Судана.

Термин также означает исход плебеев из Древнего Рима.

Что такое сецессия. Сецессия в РФ

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 700-99-56 доб. 257

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Среди многообразия форм устройства государства только федерация предусматривает право субъектов на сецессию – их свободный выход из состава страны.

История вопроса

Право сецессии возникло еще в Древнем Риме, когда за плебеями было закреплено право покинуть общину и поселиться за пределами Рима. В современном понимании данный термин стал применяться во время войны за независимость США, когда вопрос самоопределения населения и выход из-под контроля метрополии был достаточно актуален.

Постепенно термин был введен в терминологию международного права, где он закреплен сейчас в составе принципа самостоятельности колоний. Кроме того, он активно используется в политологии при оценке социально-политической обстановки в многосубъектных государствах.

Законодательное регулирование сецессии

На уровне национального законодательства данный вопрос регулируется по-разному. Так, Конституции СССР предусматривали право союзных республик на выход. Современная Конституция РФ не содержит права субъектов на выход из федерации, в то же время основной закон страны не содержит и прямого запрета на сецессию субъектов РФ. По данному вопросу есть решение Конституционного суда РСФСР, которое не было отменено или пересмотрено. Согласно данного документа, субъекты РФ право на сецессию не имеют и не могут его установить в одностороннем порядке, т.к. это нарушает принцип единства и целостности страны.

Официально право на сецессию закреплено в Канаде и Великобритании. Законодательство этих стран предусматривает, что исторически сложившиеся районы, а также колонии и зависимые территории могут провести референдум по отделению от метрополии и при получении на нем большинства голосов за отделение, осуществить выход из состава страны. Однако, практика показывает, что такой сценарий малоосуществим – неоднократные попытки проведения референдумов в Великобритании по отделению Шотландии пока не дали положительного результата.

Мировой опыт сецессии

В политологии чаще всего определяется, что сецессия — это результат деятельности сепаратистских движений, стремящихся либо получить независимость от метрополии, либо установить свой политических режим, либо перевести часть территории страны под юрисдикцию другого государства.

Чаще всего такой выход сопровождается вооруженными конфликтами, т.е. вне рамок норм национального и международного права. Единственным относительно мирным примером сецессии может быть признан выход союзных республик из состава СССР. Этот процесс в большинстве случаев прошел без военного противостояния и достаточно быстро. В дальнейшей в истории России попытки выхода из состава страны привели к длительным боевым действия – Чеченская республика пыталась стать самостоятельной, не имея на то ни воли большинства населения республики, ни согласия федерального центра.

На территории постсоветского пространства действует ряд государств, которые после распада Советского Союза вышли из состава бывших республик, ставших независимыми государствами: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье – они заявили о своей независимости и фактически осуществили акт сецессии. Однако, на международном уровне данные действия не всегда признаны и многие государства мира не признают независимость самопровозглашенных республик.

С юридической точки зрения также не всегда правомерно признавать отделение некоторых территорий от юрисдикции какого-либо государства, т.к. международное право предусматривает право сецессии субъекта федерации. В отношении государств с республиканской формой устройства право на отделение не предусмотрено, т.к. данная форма не предполагает большой самостоятельности отдельных районов страны.

Риски сецессии

Как было отмечено выше, мировая практика показывает, что в большинстве случаев отделение какой-либо территории страны часто влечет за собой вооруженный конфликт. Причем конфликт может проходить как между отделившейся территорией и остальным государством, так и внутри заявившей независимость территории. Конфликты на расовой и национальной почве часто сопровождают процесс становления новых государств.

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 700-99-56 доб. 257

Связанные понятия

Статьи Конфедерации и вечного союза (англ. Articles of Confederation and Perpetual Union) — первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий.

Канзас-Небраска билль (англ. Kansas-Nebraska Act) — закон, принятый Конгрессом США 30 мая 1854 года. Он образовывал новые Территории Канзас и Небраска, открывал их для заселения, и предоставлял населению новообразованных территорий самостоятельно решить вопрос с узакониванием или запретом рабовладения. Этот закон отменил принятый Конгрессом в 1820 году Миссурийский компромисс, согласно которому на территориях западнее реки Миссисипи и севернее 36°30’ С. Ш., отошедших к США после покупки Луизианы.

Миссурийский компромисс — достигнутое в 1820 году соглашение между членами конгресса США, в соответствии с которым штат Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а штат Мэн как свободный.

Филадельфийский конвент, проходивший с 25 мая по 17 сентября 1787 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, был созван для пересмотра Статей Конфедерации. Несмотря на то, что изначально Конвент был задуман только для исправления и уточнения существующих законов, в ходе дискуссий участники Конвента перешли к созданию нового документа — Конституции США, которая в итоге и была подписана в качестве основного закона нового государства.

Реконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1865 по 1877 годы, в который происходила реинтеграция проигравших в войне южных штатов Конфедерации в состав США и отмена рабовладельческой системы на всей территории страны.

Упоминания в литературе

Субъекты федерации обычно не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии ) из союза; лишь Конституция Эфиопии 1994 г. признает право выхода из федерации. Однако, вопреки широко распространенному мнению, вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии (например, попытка сецессии южных штатов США в ходе Гражданской войны 1861–1865 гг). Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

Противники государственного характера конфедерации указывают на наличие в ней права нуллификации актов центральной власти. На самом деле применение этого средства ограничено. Передавая органам конфедерации право принимать те или иные решения, государство-субъект тем самым признает их обязательность для себя, отказываясь от нуллификации (в установленных пределах). Нуллификация в этих пределах будет просто неправовым актом, означающим неповиновение закону (а не рекомендации), и узаконить ее возможно только одним способом – сецессией . Принуждение в той или иной форме со стороны центральной власти в подобной ситуации вполне возможно и закономерно. Альтернатива – распад союза. Именно это и показывает исторический опыт. Гражданская война в Швейцарии в 1847 г., применение (пусть даже ограниченное) права союзной экзекуции в Германском союзе (1815–1867 гг.) обеспечили сохранение и последующую трансформацию этих государственных союзов. Не может часть быть больше целого, и приоритет частных интересов над общими приведет к неизбежному разрушению любого межгосударственного объединения.

Связанные понятия (продолжение)

Первый Континентальный конгресс (5 сентября — 26 октября 1774 года) — съезд депутатов от 12 американских колоний Великобритании (из 13 колоний). Причиной созыва послужили Невыносимые законы — законы, принятые британским парламентом и направленные на остановку растущего сопротивления американских колоний. Конгресс заседал в Филадельфии, в Карпентерс Холле. В его работе принимали участие 56 представителей от всех американских колоний Великобритании, за исключением Джорджии, Канады, Бермудских, Багамских.

Декларация независимости (декларация о независимости, декларация о государственном суверенитете) — юридический и политический декларативный документ, которым население зависимой территории (например, колония) объявляют свою независимость. Как правило, подобные декларации затем становятся ядром конституции новообразованного самостоятельного государства.

Второй Континентальный конгресс (10 мая 1775 — 1 марта 1781 года) — съезд депутатов от 13 американских колоний Великобритании, состоявшийся в Филадельфии, штат Пенсильвания. Решение о созыве второго Континентального конгресса было принято в ходе первого Континентального Конгресса в 1774 году. В работе второго Континентального Конгресса принимали участие 65 депутатов от всех американских колоний, хотя представители от Джорджии присоединились к Конгрессу только 20 июля. Фактически второй Континентальный.

Континентальный конгресс (англ. Continental Congress) — съезды делегатов 13 колоний, которые стали руководящим органом Соединённых Штатов на период Американской революции.

Невыносимые законы (англ. Intolerable Acts), или Принудительные Акты (англ. Coercive Acts) — название, которое часть жителей тринадцати американских колоний Великобритании дали пяти законам, принятым британским парламентом в 1774 году. Законы в основном были направлены на усиление роли Великобритании в управлении американскими колониями. Четыре из пяти законов были ответом на Бостонское чаепитие. С помощью этих законов король и парламент намеревались остановить растущее движение сопротивления в колониях.

Тринадцать колоний (англ. Thirteen Colonies) — группа британских колоний на восточном побережье Северной Америки, основанные в XVII и XVIII веках, которые в 1776 году подписали Декларацию независимости и официально объявили о непризнании власти Великобритании. Результатом этих шагов явилось создание Соединённых Штатов Америки и Война за независимость США.

Аболиционизм в Соединённых Штатах Америки — движение за освобождение негров-рабов в США перед Гражданской войной.

Антифедерализм — политическое движение в США, выступавшее за конфедеративное устройство страны и против Конституции 1787 года. Предыдущий конституционный документ, известный как Статьи Конфедерации, предоставлял штатам больше автономии. Антифедералисты считали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость.

Закон о переселении индейцев (англ. Indian Removal Act) — принятый конгрессом США и подписанный президентом Эндрю Джексоном закон о переселении индейцев из юго-восточных штатов на необжитые земли западнее реки Миссисипи. Закон вступил в силу 28 мая 1830 года.

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками.

Девятнадцатая (XIX) поправка к Конституции США (англ. Nineteenth Amendment (Amendment XIX) to the United States Constitution) была принята Конгрессом 18 августа 1920 года.

Конфедера́ция (позднелатинское confoederatio — союз, объединение) — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Континентальная армия (англ. Continental Army) — ополчение американских колонистов, принимавших активное участие в Войне за независимость США.

Пять цивилизованных племён (англ. Five Civilized Tribes) — термин, обозначающий пять индейских народов США — чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы — которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

Между 1849 и 1865 годами США, резко расширившие свои границы, переживали период обострения отношений между регионами страны, что в конце концов привело к мятежу южных штатов и кровопролитной гражданской войне. В эту эпоху в Соединенных Штатах происходила индустриализация и революция на транспорте, изменившие экономику Севера и Запада. Массовая иммиграция, также направленная преимущественно на Север, тоже была причиной серьёзных изменений в культуре Америки. Начало Калифорнийской золотой лихорадки.

Законы Джима Кроу (англ. Jim Crow laws) — широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890—1964 годов.

Таммани-холл — политическое общество Демократической партии США в Нью-Йорке, действовавшее с 1790-х по 1960-е годы и контролировавшее выдвижение кандидатов и патронаж в Манхэттене с 1854 по 1934 гг.

Ютская война (англ. Utah War) — конфликт 1857—1858 годов между федеральным правительством США и мормонами в Территории Юта.

Явное предначертание (англ. Manifest Destiny) — крылатое выражение, которое используется для оправдания американского экспансионизма.

Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного.

Конгрессмен, или член Конгресса, — это человек, который был назначен или избран в официальный орган, называемый Конгрессом. Как правило, он представляет в этом законодательном органе определённый избирательный округ.

Се́веро-за́падная инде́йская война́ (1785—1795), известная также как Война́ Ма́ленькой Черепа́хи или Война в Огайо — война между США и конфедерацией индейских племён за контроль над территориями к северо-западу от реки Огайо. Ей предшествовали века других войн, сначала между индейцами, затем между европейскими державами и их индейскими союзниками, и наконец между США и Великобританией в ходе Войны за независимость США.

Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — этническая чистка и насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США. Первым было переселено племя чокто в 1831 году. По дороге индейцы страдали от отсутствия крыши над головой, болезней и голода, многие умерли: только для племени чероки оценка числа погибших по дороге составляет от 4 до 15 тысяч. Вместе с индейцами.

В период между 1776 и 1789 гг. США оформились как независимое государство с собственной конституцией и федеральным правительством. Защищая свои традиционные ценности, американские патриоты взяли на себя политическое руководство английскими колониями и начали войну за независимость. Америка объявила о своей независимости 4 июля 1776 г. Генерал Вашингтон возглавил революционную армию. Заключив военный союз с европейскими державами, американцы разбили две британские армии и по мирному договору с Великобританией.

Ко́кус (англ. caucus) — собрание сторонников или членов политической партии или политического движения. Наибольшее распространение кокусы получили в США и странах Британского содружества.

Штат Дезерет (англ. State of Deseret) — не признанный федеральным правительством США штат, на территорию которого претендовали с 1849 г. по 1851 г. мормонские поселенцы в Солт-Лейк-Сити во главе с Бригамом Янгом.

Семино́льские во́йны, также известные под названием Флори́дские во́йны, — три вооружённых конфликта на территории современного американского штата Флорида между семинолами и армией Соединённых Штатов Америки. Названием семинолы обозначались группы различных индейских народов, а также сражавшихся на их стороне беглых чернокожих рабов, которые поселились во Флориде в начале XVIII века. Первая Семинольская война шла с 1814 по 1819 годы (хотя в различных источниках приводится различная её периодизация.

Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических и философских убеждений, отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма.

Индейские войны — серия вооружённых конфликтов между коренным населением Северной Америки и Соединёнными Штатами Америки и Канадой. Также этим термином обозначают войны белых поселенцев с индейцами, предшествовавшие образованию США и Канады.

Консервативные демократы — так в американской политике называют членов Демократической партии, придерживавшихся консервативных или относительно консервативных политических взглядов. Среди американских демократов консерватизм наиболее популярен в южных штатах и в меньшей степени в сельских регионах ряда штатов, чаще на Западе США.

Право граждан на хранение и ношение оружия (часто упоминается как право носить оружие или иметь оружие) — это право народа иметь оружие для собственной защиты, которое описано в философских и политических трудах Аристотеля, Цицерона, Джона Локка, Никколо Макиавелли, английских вигов и других.

Движение чаепития (англ. Tea Party movement) — консервативно-либертарианское политическое движение в США, возникшее в 2009 году как серия протестов, скоординированных на местном и национальном уровне, вызванных, в том числе, актом 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации и рядом реформ в области медицинского страхования.

Упоминания в литературе (продолжение)

Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ России. Формами национального самоопределения в Российской Федерации, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава РФ) не допускается.

Авторы включили в определение, во-первых, территориальный элемент (федеративное государство имеет территорию и население); во-вторых, организационный элемент (федеративное государство-это организация); в-третьих, особый состав организации (государства и государственные образования); в-четвертых, элемент согласия (если его нет, может быть осуществлена сецессия даже вопреки федеральной конституции); в-пятых, особый вертикальный характер разделения власти; в-шестых, момент доминирования федеральной власти.[17]

в-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство – субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии , право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества. В этом смысле и следует понимать А. Эсмена, называющего конфедерацию формой, промежуточной между унитарным и федеративным государствами[191].

10. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Для конфедерации характерны институты цессии и сецессии , которые гарантируют обоюдовыгодный характер конфедерации. Цессия – процедура вхождения государства в состав конфедерации. Сецессия – процедура его выхода. Цессия участников конфедерации осуществляется в добровольном порядке, сецессия – в добровольном и недобровольном.

Анненкова В.Г., директор филиала Саратовской государственной академии права в г. Балаково, доцент, кандидат юридических наук.

Важной проблемой обеспечения единства Российского государства является концептуальное решение вопроса о непредоставлении субъектам Российской Федерации права на сецессию. Действующая Конституция РФ такого права не признает. Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. В этой связи представляется неправомерным расширительное толкование ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, данное М.Б. Смоленским. По его мнению, право народов на самоопределение подразумевает, что "каждый народ имеет право сам определить, оставаться ему в Российской Федерации или отделиться" . Невозможно согласиться и с позицией Л.М. Карапетяна в том, что "нельзя противостоять объективно закономерному и обоснованно цивилизованному самоопределению народов, вплоть до их выхода и отделения в соответствии с принципами и нормами международного права" .

Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.М. Прусакова. Ростов-на-Дону, 2001. С. 19.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001. С. 271.

На наш взгляд, прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности в любой форме ее проявления. Совершенно прав В.Е. Чиркин, который в этой связи полагает, что само осуществление права этноса на самоопределение должно происходить в определенных, заранее установленных формах, дающих гарантии того, что это действительно выражает его волю и не будет нанесен ущерб другим этническим группам, ранее создавшим с ним общее государство, правам человека .

См.: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: Учебное пособие. М., 1997. С. 42.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии демократично, но при определенных условиях. Оно возможно, если речь идет о договорном образовании федерации на основе союза независимых государств, особенно если федерация построена по национально-территориальному признаку и речь идет о праве наций на самоопределение. Но это право не может быть абсолютным и беспредельным.

Представляется, что решение возникших между Федерацией и ее субъектами проблем, прежде всего следует искать не на путях сецессии, а посредством диалога, компромисса, консенсуса. К сецессии можно прибегать только на конституционных основаниях и только в том случае, если все другие способы решения возникших противоречий исчерпаны. История ранее созданных федераций полна спорами об отделениях и сецессиях. Зарубежный опыт позволяет сделать вывод о том, что в действующих в настоящее время конституциях (кроме Эфиопской 1994 г.) право сецессии не признается. Попытка нескольких кантонов Швейцарии в середине XIX в. выйти из состава федерации (они образовали новое объединение - Зондербунд, "особый союз") была пресечена военной силой. Потерпела поражение и попытка одиннадцати южных штатов выйти из состава США и образовать свою конфедерацию (Гражданская война в США в 1861 - 1865 гг.). Уже тогда Верховный Суд США постановил, что союз США нерушим. Позже была пресечена попытка штата Техас выйти из США и присоединиться к Мексике. В 1938 г. остановлена попытка сецессии одного из штатов в самой Мексике, судебным решением предотвращена сецессия одного из штатов Австралии. В 1970-х гг. вылилась в вооруженный конфликт попытка сецессии нескольких штатов Нигерии, провозгласивших новое государство - Биафру .

См.: Федерализм в зарубежных странах. М., 1993. С. 114.

Однако в политической истории государств даже при отсутствии в конституции федеративного государства положения о праве выхода из состава федерации ее субъектов имеются примеры сецессии, проведенной и мирным, и вооруженным путем. Так, в начале 30-х гг. XIX в. из состава федерации Великая Колумбия в Латинской Америке вышла Венесуэла, ставшая независимым государством, в 1965 г. Сингапур отделился от Малайзии и образовал самостоятельное город-государство (эта акция совершилась мирно, ибо Малайзия не предпринимала насильственных действий с целью воспрепятствовать сецессии). В 1970-х гг. началась вооруженная борьба за выход Восточной Бенгалии из Пакистана, в результате чего было образовано государство Бангладеш. Этот факт был признан Конституцией Пакистана 1973 г., закрепившей новое федеративное устройство страны .

См.: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: Учебное пособие. М., 1997. С. 46.

Случаи сецессии наблюдались не только в федеративных государствах. Например, в 1993 г. Эритрея, по Конституции 1987 г. являвшаяся лишь автономией в Эфиопии, мирным путем, после предшествовавших многих лет войны, вышла из ее состава и стала самостоятельным государством .

Там же. С. 47.

В 1991 г. была осуществлена мирная сецессия трех Прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из состава СССР. Избранные в этих странах в условиях перестройки новые верховные советы приняли решения о выходе из состава СССР. Государственный совет СССР, созданный в условиях чрезвычайных событий, принял 6 сентября 1991 г. решения удостоверяющие выход этих трех республик из состава СССР. Примечательно, что при этом не были выполнены положения ранее действовавшего Закона СССР о праве выхода союзных республик из его состава, который предусматривал, во-первых, проведение референдума в таких республиках, во-вторых, переходный период сроком до пяти лет для проведения, в частности, финансовых расчетов. Имеются и другие примеры попыток осуществления сецессии с разным успехом, что определялось отношением центральной власти к ним .

Итак, право сецессии - демократическое право. Оно соответствует праву этносов на самоопределение, на самостоятельное устройство своей государственной жизни в федерациях, созданных на основе союза. Право сецессии присутствует в федерациях договорного типа. Оно имеет историческую основу и может быть оговорено при создании федерации, что и было сделано, например, при заключении Договора 1922 г. о создании Союза ССР, а затем подтверждено в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. Что же касается федерации, основанной на автономии ее частей, то здесь нет договорной и исторической основы для сецессии. Тем не менее право на самоопределение признается международными нормативно-правовыми актами за каждым этносом, поскольку оно соответствует общечеловеческим ценностям.

См.: Отечественное законодательство IX - XX веков / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999. Ч. 2. С. 234 - 255, 299 - 338.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: