Имела ли женщина равное с мужчиной право на развод хаммурапи

Обновлено: 04.07.2024

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своей актуальности. Судебники, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, о обычаях какого-нибудь государства того времени. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама). Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630г.г. до н.э.) в Ниневии.

История Вавилона того времени

Первые правители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари, причём точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских царей смогла значительно расширить свои владения, но Вавилон ещё не достиг уровня союзников.

Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном с 1792 по 1750г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию собственных войск, но используя продуманную систему политических союзов, он мог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился с царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы его владения не распались на отдельные области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские мастерские, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному упадку страны – люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданых, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".

История нахождения "Кодекса Хаммурапи"

В 1901 – 1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, на протяжении многих веков являвшегося столицей государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не испортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб, высотой в 2м. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами, в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке, он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчительной позе.

Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевёл на французский язык выдающийся учёный В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т. д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы права различных областей страны расходились между собой.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если" после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов он был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по "предмету" регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - п.5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и "изменение" судебного решения судьей. Следующие статьи (п. 6 - п. 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26 - п. 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за "дезертирство", как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т.е. за "кражу"). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42 – п. 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

п.127 - 195 - семейное право.

п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".

Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг".

Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) "Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг".

Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Список использованной литературы:

1. Дьяконова И.М. "История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия", М., 1983г.,

2. Жидков О. А. и Крашенинникова Н. А. "История государства и права зарубежных стран", М., 1999г.,

Типические черты института семьи в Вавилоне. Отношения в семье были патриархальными. Статус женщин был ненамного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так. Мужу не запрещалось иметь наложниц. В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими (170). Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену. Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148). Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

Условия расторжения брака. Брак может быть расторгнут по воле одной из сторон. Обстоятельства, которые являются основанием для расторжения брака, у мужа и жены были различными.

Строгое наказание предусматривалось за измену женой. Муж мог утопить неверную жену (129). Жена признавалась невиновной, если ее изнасиловали (130). Изнасилование определялось как преступление, за совершение которого преступника убивали.

Семья для жителя Вавилона имела большое значение. Семья давала возможность мужчине оставить после себя наследников, продолжателей рода. Положению детей в семье, их имущественным правам уделялось особое внимание в вавилонских законах.

Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167). Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

Законы Хаммурапи предусматривали такую форму принятия в семью детей как усыновление. Было два вида усыновления. Первый вид, когда усыновление осуществлялось семьей, которая не могла иметь детей, в этом случае целью усыновления было продолжение рода. Второй случай, когда усыновление осуществлялось человеком для приобретения рабочих рук, тогда за усыновляемым сохранялось право на получение обязательной доли в наследстве от того человека, который его усыновил. Обязательная доля составляла одну треть от движимого имущества усыновителя (191).

Закон устанавливает случаи, когда за ребенком сохранялось право вернуться в родную семью (185 - 190).

Особый порядок наследования был установлен для сыновей, рожденных рабыней. Если отец признавал этих детей своими и относил их к сыновьям супруги, то они наследовали имущество на общих основаниях, также как и сыновья, рожденные от супруги (170). Если отец не признавал сыновей, рожденных от рабыни своими, тогда они не наследовали имущества после смерти отца, но тем не менее рабыне и ее сыновьям предоставлялась свобода.

В Законах Хаммурапи есть определенная связь между дарением и наследованием имущества. Муж / отец мог подарить свое имущество жене / сыну / дочери, такое имущество не входило в состав наследства. Для того чтобы договор дарения был признан действительным его необходимо заключать в письменной форме. Если муж не дарил имущества жене, то она имела право на имущество, оставшееся после смерти мужа, наравне со своими сыновьями (172).

Супруги совместно отвечали по имущественным обязательствам, возникшим после заключения брака (152). Муж имел право отдать за долги свою жену / детей в рабство сроком на три года (117). Супруга еще до заключения брака могла получить от будущего мужа документ, содержащий правило о том, что ни один из супругов не отвечает по имущественным обязательствам друг друга, возникшим до заключения брака (151). Следует отметить, что Законы Хаммурапи не указывают конкретный момент, после которого брак считается заключенным.

Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. Об этом свидетельствует наличие у жены определенных прав и гарантий, которые обеспечивали данные жене права. Законы Хаммурапи установили более высокий правовой статус для жены и детей. В целом, несмотря на то, что семья того времени оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или "расточает его имущество", разрешается "отвергнуть" или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены.

Для жены установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равном основании с "законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими и только движимое имущество. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за "тяжелый грех" и по разрешению судей, которые исследуют дело.

10. Преступление и наказание по Законам Царя Хаммурапи.

Важливе місце в Законах Хаммурапі відведено злочинам і по­каранням. Стосовно загальних понять кримінального права, то вони майже не розкриті. Лише подекуди взято до уваги намір особи, що вчинила злочин, обставини, які виключають, пом'якшують або по­силюють відповідальність. Усі злочини, що згадуються в збірнику, можна поділити на декілька груп:

злочини проти особи (вбивство, заподіяння тілесних ушкоджень, образа, наклеп);

злочини проти власності (пошкодження чи знищення майна, крадіжка, грабіж, розбій

злочини проти сім'ї (подружня зрада, розпуста, статеві зносини з близькими родичами);

посадові злочини (зловживання службовим становищем);

5) злочини проти правосуддя (неправдиві свідчення, підкуп свідків). Закони Хаммурапі зовсім не згадують про державні та релігійні

злочини. Ідеться лише про приховування осіб, які посягають на держав­ний лад. Законодавець, очевидно, замовчує ці тяжкі злочини тільки тому, що смертна кара за них вважалася справою очевидною.

Мета покарання - це, передусім, залякування, тому покарання були надзвичайно жорстокими. Правопорушника, зазвичай, намагалися не перевиховати, а помститися йому, та, по можливості, відшкодувати збитки потерпілому.

Найвищою мірою покарання була страта, що в Законах царя Хаммурапі згадується понад ЗО разів, її видами було: спалення, втеплення, посадження на палю, повішання, розрізання на частини. Часто згадуються члєноушкоджувальні покарання (відрубування ноги, руки; відрізування носа, вуха, язика тощо). Практикувалося таврування злочинців.

Покаранням також було: обернення в рабство, конфіскація майна, заслання, грошові штрафи, відшкодування збитків.

Багато статей Законів Хаммурапі про покарання базувалися на принципі таліону - "око за око, зуб за зуб". Таліон міг бути звичай­ним (ст. 200), дзеркальним (ст. 230) і символічним (ст. 195). Його застосування відбувалося, коли злочинець і потерпший були рівними. Якщо ж, наприклад, авілум виколов око мушкену, то він сплачував лише грошове відшкодування, а якщо рабу — половину його вартості хазяїну. Загалом покарання (його вид, міра) залежали від кастової належності людини.

Уголовное право по законам Хаммурапи основывал свои требования на 2 принципах: карается, что нарушает установленный традицией порядок и то что нанесло вред человеку. Уголовном взысканию мог подвергнуться любой. С особой жестокостью наказывалась кража во время пожара. Существовал самосуд. В законах Хаммурапи около 30 преступлений карались смертной казнью. Смертная казнь предусматривалась в форме сожжения утопления, посадкой на кол. Эти наказания имели место рядом с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины, штрафом, принудительным трудом. Были установлены преступления против личности. среди которых это: Убийство, Неудачная операция врача, Телесные повреждения, оскорбление словом, действием, лжесвидетельством, клевета. Другую группу составляли преступления против собственности. К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба знака рабства. Третья группа-это преступления против семейных укладов: кровосмешение, неверность жены.

Царь Вавилона Хаммурапи правил 43 года. Согласитесь, срок немалый. За это время многое можно сделать. И Хаммурапи постарался. Царь Вавилона провел серию победоносных войн, сумев прибрать к рукам практически всё Двуречье - территорию в низовьях великих ближневосточных рек Тигра и Евфрата. Он построил в окрестностях Вавилона мощную оросительную систему, которая позволила его подданным не страдать от голода, а собирать богатые урожаи. Он укрепил границы — так, что диким племенам путь в Вавилонию был заказан.

Но самое главное достижение Хаммурапи в другом.

В начале прошлого века французским археологам, проводившим раскопки в древнем персидском городе Сузы, сильно повезло — они наткнулись на массивный столб из черного базальта, испещренный клинописью. Расшифровка записей дала феноменальный результат: человечество узнало об одном из древнейших законодательных сводов - кодексе вавилонского царя Хаммурапи.

“Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление”, — так заканчивается эта четкая, логически выстроенная работа.

Конечно, в этом древнем своде законов (ему, только представьте, около четырех тысяч лет!) всё очень просто, зачастую примитивно, порой крайне жестоко. Современный человек пришел бы в ужас от тех наказаний, которым подвергались преступники в Двуречье эпохи Хаммурапи. Да и вообще от того факта, что самым популярным наказанием у Хаммурапи была смертная казнь. И никаких тебе мораториев.

Однако для своего времени наказания были вполне адекватными и справедливыми. Тут ведь нужно понимать, что вегетарианцы в Вавилоне не жили. Уровень толерантности был на довольно низком уровне. Жизнь свободного человека стоила недорого, жизнь раба вообще ничего не стоила. Поэтому не хочешь умереть жестокой смертью - не нарушай закон. Всё просто. Так завещал Хаммурапи.

Впрочем, судите сами. Ниже — подборка наиболее ярких положений законодательного кодекса могущественного царя Вавилона.

О мужьях, женах и их любовниках
“Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена.” - всё правильно, никакого секса без штампа в паспорте!

“Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.”

“Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.” - четкая защита прав девственниц.

“Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.”

“Если на жену человека был простерт палец но поводу другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку.” - не понятно, то ли просто полежать в воде, то ли всё гораздо хуже.

“Если жена человека позволила убить своего мужа ради другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.” - Иван Грозный не мог быть знаком с кодексом Хаммурапи, но чувствовал его сквозь века.

Сексуальные преступления
“Если человек познал свою дочь, то его должны изгнать из его общины.” - какое-то слишком мягкое наказание, не верю! Такого папашу надо львам кидать без раздумий.

“Если человек выбрал своему сыну невесту, и его сын познал ее, а затем он сам возлежал на ее лоне, и его схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду.”

“Если человек возлежал на лоне своей матери после смерти отца, то их обоих должно сжечь.”

“Если человек после смерти своего отца был схвачен на лоне своей мачехи, родившей детей, то этот человек должен быть изгнан из дома отца.”

С воришками разговор короткий
“Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.”“Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.”“Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.” - вот это немного странное положение - а если человек сделал пролом во время пожара и хотел спасти другого человека?

“Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.” - то есть во время пожара по сторонам лучше не глазеть.

Зуб за зуб, глаз за глаз
“Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.” - сегодня прочитаю этот пункт своим детям, пусть знают, как поступали с сильно дерзкими юношами.

“Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.”“Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.”

“Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод. Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь.” - а вот это жестко даже для древнего Вавилона, дочь-то причем?

Лжесвидетелей ждет кара
“Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.” - как говорили сицилийские мафиози, иногда лучше помолчать.

“Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.”

Что делать с нерадивым подрядчиком?
“Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.” - а вот это прямо из нашей российской действительности, только наказания у нас другие.

Читайте также: