Кто осуществляет охрану природного заповедника какими правами он наделен

Обновлено: 02.07.2024

1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7 - 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5 - 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12 - 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25 - 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39, статьей 8.45.1 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения) настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;

2) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;

3) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

5) руководители государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения, их заместители;

6) руководители государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения, их заместители.

Комментарии к ст. 23.25 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А.

Комментируемая ст. 23.25 КоАП РФ посвящена органам, осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Порядок осуществления такого надзора установлен Положением о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 N 1391.

На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

На особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Задайте вопрос юристу:

Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях. Справка

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Согласно этому закону, различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
2. Национальные парки
3. Природные парки
4. Государственные природные заказники
5. Памятники природы
6. Дендрологические парки и ботанические сады
7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заповедники являются учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки являются учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Природные парки являются учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

На природные парки возлагаются следующие задачи:
1. Сохранение природных ландшафтов
2. Создание условий для отдыха (в том числе массового)
3. Сохранение рекреационных ресурсов

Заповедники и парки и их имущество относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Они являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Заповедники и национальные и природные парки распоряжаются следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. То же относится и к дендрологическим паркам и ботаническим садам.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета.

На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы (а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями) соответствующими органами государственной власти. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников.

Дендрологические парки и ботанические сады являются учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории парков и садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе парков и садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

К лечебно-оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (или ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.

Думаю, даже люди, далекие от Байкала и заповедной системы, слышали имя Сергея Красикова и вкратце знакомы с его историей . А история, на самом деле, не уникальна. Такое случается в наших особо охраняемых природных территориях довольно часто и повсеместно, особенно в богатых промысловых регионах, но именно этот случай получил широкий общественный резонанс, дошёл до Москвы, что привело к повышенному вниманию к делу со стороны властей и в итоге обернулось полным оправданием госинспектора.

Но давайте разберем все по порядку.

Дело Сергея Красикова

Спустя время одного из работавших в ту ночь госинспекторов – Сергея Красикова , пострадавшего от наезда автомобиля браконьеров и получившего перелом руки и сотрясение, задержанные обвинили в превышении полномочий и применении насилия. На Красикова завели уголовное дело на основании этих показаний.

На ситуацию, которую предали огласке все неравнодушные, отреагировал Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО, министр природы Александр Козлов, подключились депутаты, природоохранные организации, СМИ. Было написано обращение к Бастрыкину . И вот, накануне майских праздников пришла долгожданная новость о том, что в действиях Красикова не нашли состава преступления, и дело на него было закрыто. Чем закончится история самих браконьеров, пока не ясно, свежих сведений об их уголовном деле пока не поступало.

В связи с этой историей у многих возник вопрос – а что все-таки вправе делать государственные инспекторы в области окружающей среды ? Какие у них полномочия? По своему опыту (полгода довелось поработать госинспектором на кордоне ) знаю, что люди часто недооценивают права и возможности госинспекторов – даже те, кто напрямую связан с туризмом и работает в этой сфере.

Что вправе делать госинспектор

На федеральных и региональных ООПТ, которыми управляют государственные учреждения, надзор осуществляется должностными лицами этих учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды .

О том, кто такой госинспектор в заповеднике и чем он занимается, кроме борьбы с браконьерством, я уже писала отдельную статью >> читать

Так, раздел IX полностью посвящен организации охраны ООПТ , а в статье 34 прописаны права должностных лиц. Во-первых, они имеют право: запрашивать документы как у граждан, так и у юридических лиц, беспрепятственно передвигаться по территории и объектам ООПТ, проводить обследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, выдавать предписания об устранении нарушений и предотвращении вреда, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере ООПТ, рассматривать дела об этих правонарушениях, принимать меры их по предотвращению, направлять в органы соответствующие материалы, предъявлять иски.

Во-вторых, отдельный пункт прописывает дополнительные права именно госинспекторов. Они могут:

1. запрашивать у граждан разрешение на посещение ООПТ, а у юридических лиц и ИП – право на осуществление какой-либо деятельности в прилегающих охранных зонах;

2. задерживать нарушителей режима охраны и доставлять их в правоохранительные органы, осуществлять досмотр транспортных средств и личных вещей (досмотр вещей производится в присутствии двух понятых или с использованием видеозаписи);

3. изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

4. применять спецсредства (при исполнении): наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

5. хранить, носить и применять огнестрельное оружие (служебное, разрешенное в качестве служебного гражданское или охотничье). Также инспекторы обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, при исполнении служебных обязанностей инспекторы пользуются теми же правами, что и лесной надзор, охотничий надзор и надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вот, например, некоторые права лесной охраны , закрепленные в Лесном кодексе: должностные лица могут осуществлять досмотр транспортных средств, задерживать в лесах нарушителей лесного законодательства и доставлять в органы, изымать орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

Применение огнестрельного оружия

Стоит отменить, что хранение, ношение и применение служебного оружия - это право, а не обязанность, и не все госинспекторы его имеют. Цели, в которых госинспекторы могут использовать оружие, закреплены Постановлением Правительства от 13.12.2019, а именно:

1. для отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью (своих, членов семьи и граждан, оказывающих помощь), а также для пресечения попытки завладеть этим оружием;

2. для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо отказывающихся выполнить законные требования должностного лица о сдаче оружия;

3. для отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, транспортные средства должностных лиц, когда по-другому отразить нападение невозможно;

4. для остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется неоднократным требованиям остановиться;

5. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем выстрела вверх.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении и предупредительный выстрел, кроме случаев, когда промедление создает опасность для жизни или может привести к другим тяжким последствиям.

При применении оружия госинспекторы обязаны стремиться к тому, чтобы вред был минимальным, должны обеспечить первую помощь и предоставить медицинскую помощь пострадавшим в возможно короткий срок. О каждом случае применения оружия необходимо сообщать в соответствующие органы.

Аннотация. В статье исследуются вопросы правового регулирования заповедников и национальных парков, их значение для экологии. Автор приводит понятие вышеуказанных охраняемых природных территорий, а также затрагивает правовые и другие проблемы в данной сфере, актуальные на сегодняшний день.

Ключевые слова: заповедник, национальный парк, особо охраняемая природная территория, биосферный заповедник.

Вопросы охраны природы на сегодня являются наиболее острыми и не утрачивают своей актуальности. Так, большое значение для экологии страны имеют особо охраняемые природные территории – особенно те, для которых установлен особый режим правовой охраны. Это заповедники и национальные парки. Согласно действующему законодательству РФ, данные виды территорий являются особо охраняемыми, так как имеют неоценимое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Именно благодаря развитию и сохранению особо охраняемых природных территорий на территории государства, можно обеспечить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Поскольку предметом рассмотрения настоящей статьи являются не все особо охраняемые природные территории, а именно национальные парки и заповедники, то перед тем, как перейти к рассмотрению особенностей их правового положения, целесообразно привести определения данных понятий.

Так, национальный парк представляет собой такую территорию, которая имеет естественный природный рельеф и находится под охраной в целях ограничения деятельности человека, которая способна причинить вред [4]. Обратим внимание, что под данное понятие подпадает не только территория, но также и акватория (любой участок планеты, где проводятся действия по сохранению его природы в первозданном виде.

Для национальных парков характерны такие особенности, как возможность проведения научных исследований, а также осуществления некоторых видов хозяйствования [5]. Сред общих признаков, которыми обладают все национальные парки, можно отметить:

- довольно обширная площадь, которая весьма привлекательна для научной и туристической деятельности.

Относительно правового регулирования национальных парков, важно отметить, что те ресурсы, которые располагаются на их территории (земля, недра, водные ресурсы, флора и фауна), могут предоставляться в пользование национальным паркам на тех правах, которые предусмотрены в федеральных законах[6]. Если речь идет не о природных, а об исторических или культурных объектах, то они могут быть переданы в пользование национальному парку только по предварительному согласованию с государственным органом, в чьей компетенции находится охрана памятников истории и культуры. Но в некоторых случаях допускается размещение земельных участков в границах национального парка, принадлежащих иным собственникам или пользователям.

Функционирование отдельно взятого национального парка осуществляется в соответствии с положением, утвержденным государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Территория национального парка может быть разделена на различные по функциональному предназначению зоны. Перечислим их:

- зона, в пределах которой запрещаются любые виды хозяйственной деятельности, а также использование территории в рекреационных целях. Это – заповедная зона;

- зона, в пределах которой допустимо посещение, но оно находится под строгим контролем и регулированием; на территории такой зоны создаются и поддерживаются условия сохранения природных комплексов и объектов. Такая зона является особо охраняемой;

- зона отдыха или рекреационная;

- зона охраны исторических и культурных объектов;

- зона, предназначенная для размещения посетителей (ночлега, обустройства палаточных лагерей, объектов туристического сервиса и пр.), т.е. зона по обслуживанию посетителей;

- зона, в границах которой ведется хозяйственная деятельность, направленная на поддержание национального парка[7].

Выше нами было рассмотрено понятие национального парка. Также считаем необходимым раскрыть понятие заповедника. Различия между данными природными территориями очевидны. Так, заповедником признается такая особо охраняемая природная территория, на которой полностью отсутствует какая-либо хозяйственная деятельность человека, т.е. это – жестко ограниченный в доступе для человека участок экосистемы (в отличие от национального парка). Такие ограничения устанавливаются с тем, чтобы защитить редкие виды животных и растений, которые находятся на территории заповедника. Таким образом, основное отличие заповедника от национального парка в степени ограничения человеческой деятельности: если в национальном парке она разрешена частично (некоторые ее виды, например, научные исследования и туристические экскурсии), то вход в заповедник допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого органами природоохраны; естественно, что деятельность человека на заповедных территориях будет находиться под запретом.

Говоря о правовом регулировании вопроса об особо охраняемых природных территориях, в частности, заповедниках и национальных парках, следует обратить внимание и на существующие проблемы в данной области. Так, прежде всего, это непродуманные действия со стороны органов власти по реальной оценке количественных возможностей создания национальных парков в определенный промежуток времени, а также в отсутствии определенных критериев, согласно которым надлежит выбирать территорию под национальный парк.

Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос о создании и функционировании биосферных заповедников. На наш взгляд, стоит уделить внимание решению самых острых проблем в данной сфере. Рассмотрим их далее подробно.

Если сравнивать другие особо охраняемые природные территории и биосферные заповедники, то функции, выполняемые последними, значительно шире и важнее. Являясь по своей сути образцом окружающей среды, данный вид заповедников представлен в качестве своеобразных международных стандартов. Основная проблема заключается в том, что какие-либо принципы, согласно которым происходит выбор территории под размещение на ней биосферного заповедника, отсутствуют. Также наблюдается отсутствие необходимых оснований для того, чтобы моделировать на территории заповедника биосферные процессы[4].

Другой, не менее острой, на наш взгляд, является проблема зонирования территории, на которой располагается биосферный заповедник. Это обусловлено наличием множества противоречий между функциями биосферных заповедников. Приведем пример: для того, чтобы сохранить существующее разнообразие экологических систем, необходимо соблюдение строгого режима охраны такой территории, т.е. деятельность человека на ней должна быть крайне минимальна. Однако, здесь есть и обратная сторона: как же проводить научные исследования, если нет возможности проведения экспериментов, которые, в свою очередь, неизбежно нарушают естественное течение всех природных процессов. Еще одно существенное противоречие кроется в том, что установления строгого охранного режима невозможно там, где присутствует огромное количество людей, а территория биосферного заповедника как раз предполагает такое массовое присутствие[3].

Еще одной острой проблемой для заповедников в целом является стремительный рост хозяйствования на их территориях. Это ощутимо потому, что до сих пор законодательство об охране окружающей среды не закрепило положения о неприкосновенности заповедных территорий, что порождает условия для нарушений. Появляются существенные противоречия между охраной и местным населением, и чтобы их сгладить, необходимо, чтобы результаты, полученные в научных исследованиях, были полностью использованы в хозяйственной деятельности конкретного региона. Важно также постоянно повышать уровень экологического образования граждан, вовлекая их в решение проблем охраны местной окружающей среды.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция).

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

4. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. - 336 c.

5. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 119 с.

6. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.-168 с.

7. Шемишученко Г.А. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. 2004. № 10.

Думаю, даже люди, далекие от Байкала и заповедной системы, слышали имя Сергея Красикова и вкратце знакомы с его историей . А история, на самом деле, не уникальна. Такое случается в наших особо охраняемых природных территориях довольно часто и повсеместно, особенно в богатых промысловых регионах, но именно этот случай получил широкий общественный резонанс, дошёл до Москвы, что привело к повышенному вниманию к делу со стороны властей и в итоге обернулось полным оправданием госинспектора.

Но давайте разберем все по порядку.

Дело Сергея Красикова

Спустя время одного из работавших в ту ночь госинспекторов – Сергея Красикова , пострадавшего от наезда автомобиля браконьеров и получившего перелом руки и сотрясение, задержанные обвинили в превышении полномочий и применении насилия. На Красикова завели уголовное дело на основании этих показаний.

На ситуацию, которую предали огласке все неравнодушные, отреагировал Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО, министр природы Александр Козлов, подключились депутаты, природоохранные организации, СМИ. Было написано обращение к Бастрыкину . И вот, накануне майских праздников пришла долгожданная новость о том, что в действиях Красикова не нашли состава преступления, и дело на него было закрыто. Чем закончится история самих браконьеров, пока не ясно, свежих сведений об их уголовном деле пока не поступало.

В связи с этой историей у многих возник вопрос – а что все-таки вправе делать государственные инспекторы в области окружающей среды ? Какие у них полномочия? По своему опыту (полгода довелось поработать госинспектором на кордоне ) знаю, что люди часто недооценивают права и возможности госинспекторов – даже те, кто напрямую связан с туризмом и работает в этой сфере.

Что вправе делать госинспектор

На федеральных и региональных ООПТ, которыми управляют государственные учреждения, надзор осуществляется должностными лицами этих учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды .

О том, кто такой госинспектор в заповеднике и чем он занимается, кроме борьбы с браконьерством, я уже писала отдельную статью >> читать

Так, раздел IX полностью посвящен организации охраны ООПТ , а в статье 34 прописаны права должностных лиц. Во-первых, они имеют право: запрашивать документы как у граждан, так и у юридических лиц, беспрепятственно передвигаться по территории и объектам ООПТ, проводить обследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, выдавать предписания об устранении нарушений и предотвращении вреда, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере ООПТ, рассматривать дела об этих правонарушениях, принимать меры их по предотвращению, направлять в органы соответствующие материалы, предъявлять иски.

Во-вторых, отдельный пункт прописывает дополнительные права именно госинспекторов. Они могут:

1. запрашивать у граждан разрешение на посещение ООПТ, а у юридических лиц и ИП – право на осуществление какой-либо деятельности в прилегающих охранных зонах;

2. задерживать нарушителей режима охраны и доставлять их в правоохранительные органы, осуществлять досмотр транспортных средств и личных вещей (досмотр вещей производится в присутствии двух понятых или с использованием видеозаписи);

3. изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

4. применять спецсредства (при исполнении): наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

5. хранить, носить и применять огнестрельное оружие (служебное, разрешенное в качестве служебного гражданское или охотничье). Также инспекторы обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, при исполнении служебных обязанностей инспекторы пользуются теми же правами, что и лесной надзор, охотничий надзор и надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вот, например, некоторые права лесной охраны , закрепленные в Лесном кодексе: должностные лица могут осуществлять досмотр транспортных средств, задерживать в лесах нарушителей лесного законодательства и доставлять в органы, изымать орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

Применение огнестрельного оружия

Стоит отменить, что хранение, ношение и применение служебного оружия - это право, а не обязанность, и не все госинспекторы его имеют. Цели, в которых госинспекторы могут использовать оружие, закреплены Постановлением Правительства от 13.12.2019, а именно:

1. для отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью (своих, членов семьи и граждан, оказывающих помощь), а также для пресечения попытки завладеть этим оружием;

2. для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо отказывающихся выполнить законные требования должностного лица о сдаче оружия;

3. для отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, транспортные средства должностных лиц, когда по-другому отразить нападение невозможно;

4. для остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется неоднократным требованиям остановиться;

5. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем выстрела вверх.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении и предупредительный выстрел, кроме случаев, когда промедление создает опасность для жизни или может привести к другим тяжким последствиям.

При применении оружия госинспекторы обязаны стремиться к тому, чтобы вред был минимальным, должны обеспечить первую помощь и предоставить медицинскую помощь пострадавшим в возможно короткий срок. О каждом случае применения оружия необходимо сообщать в соответствующие органы.

Читайте также: