Имеет ли право учитель записывать ученика на олимпиаду без его согласия

Обновлено: 16.05.2024

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ - да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Нам понадобятся:

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: "Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста".
На следующий день в газете:
" Великий учёный признался: "Все мои суждения бессмысленны".
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

- Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
- Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
- Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
- Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

Алена Бондаренко


Алена Бондаренко

У нас в школе имеют право участвовать желающие.И я не всегда готовлю к олимпиадам отличников.У меня девочка была с 3 по укр.языку,но выиграла олимпиаду по окр.миру,потому что увлекается этим предметом.

Елена Ковалева

В ШКОЛЬНЫХ олимпиадах участвуют как правило все желающие. Отбор производят в случае, если олимпиада районного или городского уровня.

Антонина Лобова-Бейдина

Участвовать может каждый ученик,это не зависит от классного руководителя, она может только порекомендовать

Анна Пронина

DELETED

В началке обычно такой вот произвол. Отбирает учитель. С пятого класса спокойно будете участвовать в школьном этапе Всероса, следите за расписанием в школе, проводится в сентябре-октябре.

Ирина Карюк

DELETED

Вера Дыбина

DELETED

Александра Диашова

DELETED

😊

Александра, буду теперь знать!)) спасибо

Ольга Миронова

Светлана Птахина


Светлана Птахина

Я участвовала по биологии и химии всегда,хотя алгебра и геометрия были печальные оценки,ну не шли эти предметы и все.

Инга Бессонова

У нас сначала в классе для всех проходит отборочный тур, потом призёры класса выходят на школьную олимпиаду. Никаких обид!

Виолетта Осипова


Виолетта Осипова

Валентина Мартынова


Валентина Мартынова

Нам в школе, чтобы таких вопросов мне было, раздали задания по классам. Давали всем желающим. Потом с лучшими результатами уже отправляли на следующий этап школьный и т.д

Лариса Лебедева

Вероника Свешникова

Не могу представить себе ситуацию, в которой учительница отказала бы ребенку,желающему участвовать в школьной олимпиаде. Сколько не размышляла, ни причин, ни поводов не нахожу. Ну а на городской тур отправится победитель школьного.

Наталья Пластинина

Вероника Свешникова

Наталья, признаюсь честно, когда писала коммент, о физической культуре и не думала) Но даже если и так, что это меняет?

Анфиса Гараева

Вероника, у нас на собрании учительница сказала,что брать на олимпиады будет брать только тех,кто записался на ее платные занятия)

Людмила Октябрьская

Вероника, учителю нужеы высокие показатели. Отличники может и не 1 место займут, но и не последнее. У дочки в школе так обьяснили.

Любовь Богданова

Вероника, у нас учитель вывесил список из 11 человек тех, кто участвует в олимпиаде (1 класс). Вопрос даже не ставился: хочет ли кто-нибудь еще попробовать свои силы? Попросила учителя включить в список ребенка. Сын настроился, хочет участвовать.

Ольга Листова

Елена Кондакова

Анна Коркодинова

У нас на первом этапе решает весь класс, отбираются 3 ученика, набравшие больше всех баллов, на школьную олимпиаду.

Митя Магиланин

Ирина Горелова

У нас в школе пять четвёртых классов. А всего в начале 23 класса. Учимся в две смены, кабинетов не хватает, поэтому на школьную олимпиаду идут по 3 человека от класса. И из этих 15 отбираются 3 ч на районную илимпиаду.

Лариса Лебедева

Ирина, ущемляете права детей, не даете равных возможностей. Но это пока активные родители не найдутся и не напишут куда надо.

Екатерина Черникова


Екатерина Черникова ответила Ларисе

Лариса, наша школа переполнена настолько, что даже некоторым классам не могли найти кабинеты для учебных занятий. Никто не отказывает в участии в обычных, дистанционных, к примеру, олимпиадах. И во всяких других конкурсах. А вот к отбору в районные олимпиады подход очень серьёзный.
Сейчас набираю в гугле "может ли учитель отказать в участии в олимпиаде ребёнку". Все первые результаты - "может ли учитель заставить ребёнка участвовать", "как отказаться", "платные олимпиады и др. виды поборов". И правда: за годы моей работы я чаще видела желание откосить от конкурса или ещё какой-то внеурочной нагрузки. Но история не об этом. В этой ситуации логично, что учитель посылает на ответственное мероприятие детей, которые хорошо себя зарекомендовали.

Ирина Горелова

Лариса, а Вы хотите предложитьчтобы из 140 человек выбирали трех? Каждый учитель сам отбирает в классе. И не думаю, что ребёнок, который учится на 3, сможет занять 1 место в олимпиаде

Лариса Лебедева

Ирина, конечно не хочу. Я говорю о том, что школа обязана обеспечить участие всем желающим детям, а не следовать мнению учителя. Каждый ребенок может себя попробовать.

Лариса Лебедева

Екатерина, переполненность вашей школы никак не должно влиять на право ребенка поучаствовать в олимпиаде. Очень жаль, а в нашей школе очень много желающих, и им всегда идут навстречу и предоставляют возможность участвовать.

Девочку исключили из школы с аттестатом о неполном среднем образовании после девятого класса, так как она не прошла отбор в специализированные старшие классы. Параллели без углублённого обучения в школе не оказалось. Отец школьницы решил, что образовательное учреждение нарушило её права.

Дочь заявителя Игоря Пикулина не приняли в 10 класс школы, в которой она училась, и отчислили с аттестатом о получении основного общего образования. Причиной стало то, что для старших классов в образовательном учреждении предусмотрено профильное обучение с углублённым изучением отдельных предметов. Отбор туда проходит на основании рейтинга успеваемости и личных достижений. Дочь Пикулина его не прошла.

Омский областной суд подтвердил решение первой инстанции. В передаче жалобы в кассационную инстанцию Пикулину отказали.

Конституционный суд подчеркнул, что среднее общее образование является таким же обязательным, как и основное, и на него распространяются те же законные гарантии.

Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.

Отказать в приёме учащегося государственная или муниципальная образовательная организация может лишь в строго ограниченном числе случаев. К ним относится и индивидуальный отбор для профильного обучения или углублённого изучения отдельных предметов, указал КС. При этом как приём в образовательную организацию может быть оформлен и переход на ступень среднего общего образования после окончания основного общего образования в той же организации.

В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.

Конституционный суд отметил, что в разных субъектах страны вопросы отбора в учебные заведения регулируют по-разному. В одних регионах, в том числе в Омской области, такой порядок установлен в подзаконных актах, в других – в законах. Второй вариант предпочтительнее в силу важности этой проблемы, подчеркнул КС. Вопрос о возможности отчисления тоже решён в регионах по-разному: некоторые из них, например Воронежская область и Бурятия, установили, что отказ по итогам отбора в профильный класс не является основанием для отчисления, в других субъектах страны определён только порядок испытаний, но не их последствий для учащихся.

В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.

Конституционный суд отметил, что первостепенное значение в вопросах образования имеют интересы несовершеннолетних учащихся, а не персонала образовательных учреждений. Именно интересами детей должны руководствоваться законодатели на федеральном или региональном уровне. В том числе органы госвласти и муниципального самоуправления должны учитывать их, если образовательная организация создаёт профильные классы при отсутствии возможности дать среднее образование без углублённого изучения предметов. В таких случаях полномочные органы должны конкретизировать механизмы, которые гарантируют права учащихся, желающих получить образование по общему профилю. В том числе следует заранее информировать их и их родителей о запланированном отборе, чтобы они могли подготовиться к нему или учли, что должны будут перейти в другую школу, если не готовы к углублённому обучению.

При этом пересматривать дело Пикулина теперь нет смысла, поскольку его дочь уже продолжила обучение в другой образовательной организации, добавил КС.

Это вообще законно?

Начнем с того, что явного запрета на получение изображения гражданина в нашей стране не существует. Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) запрещает обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи) без его согласия. Но согласие не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

На первый взгляд придраться не к чему: школа — общественное место, на территории которого проводятся публичные мероприятия, а учитель выполняет свои должностные обязанности. На фото или в видеоролике учитель объясняет, к примеру, новую тему. И что здесь такого? Объясняем: момент истины наступает, когда ученик выкладывает фотографию или видео с изображением учителя в соцсети.

Фото- и видеоматериалы с участием педагога, сделанные в публичных местах, не должны стать причиной споров, если в целом контент отображает информацию о публичном мероприятии: торжественной линейке, лекции и других общешкольных событиях. Для публикации таких материалов согласие учителя не нужно.

И наоборот, если учитель — основной объект съемки, то фото или видео не отображает информацию о публичном мероприятии. И тогда у нас в кармане — изображение самого учителя, его действия. В этом случае без согласия педагога опубликовать контент не получится.

Что делать, если ученик все-таки опубликовал видео с вашим участием без разрешения?

За примером можно не ходить далеко: ученик вел съемку учителя, согласие на размещение в сети не спрашивал, и, опубликовав фото или видео, нарушил право учителя.

Разбирая обстоятельства для урегулирования вопроса в досудебном порядке, юристы рекомендуют обратить внимание школы, учителя и родителя на норму части 3 статьи 152.1 ГК РФ. Она устанавливает право гражданина требовать удаления изображения, а также пресечения или запрета дальнейшего его распространения, если его изображение, полученное без его согласия, опубликовано в интернете.

Сначала обратитесь к нарушителю и его родителям, владельцу сайта или соцсети, где размещена фотография или видеоролик с вашим участием. Потребуйте удалить контент.

Если ваши требования не выполнили добровольно, подайте исковое заявление в суд общей юрисдикции с требованием обязать нарушителя и администратора интернет-ресурса удалить контент и запретить его распространение.

В этой ситуации, кстати, у вас есть право потребовать компенсацию морального вреда, причиненного использованием ваших изображений в публичном доступе без согласия.

Изображение гражданина закон относит к его персональным данным. Учитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, или в Роскомнадзор с заявлением о принятии предусмотренных законом мер по восстановлению нарушенных прав субъекта персональных данных и обеспечении удаления интернет-страницы, на которой размещены персональные данные учителя без его разрешения.

Какую ответственность понесут ребенок и его родители?

Ученик в возрасте от 14 до 16 лет по иску учителя может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет, согласно гражданскому законодательству, обладают деликтоспособностью, то есть самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещается полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если нарушителю меньше 14 лет, то согласно статье 1073 ГК РФ он не отвечает самостоятельно за причиненный вред и не привлекается к мерам гражданско-правовой ответственности. Отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред будут родители.

Если учитель обратится в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, а ученику исполнилось 16 лет, то он может быть привлечен к административной ответственности согласно части 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — штрафу в размере от 6 до 10 тысяч рублей.

Незаконную публикацию контента с вашим участием можно предотвратить, регламентируя общественную жизнь школьников. Можно, например, включить отдельный пункт в правила внутреннего распорядка — запрет на использование гаджетов и телефонов во время урока и разрешение фото- и видеосъемки на территории школы на общественных мероприятиях.

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ - да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Нам понадобятся:

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: "Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста".
На следующий день в газете:
" Великий учёный признался: "Все мои суждения бессмысленны".
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

- Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
- Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
- Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
- Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Читайте также: