Имеет ли право ученик записывать на диктофон учителя на уроке без его согласия

Обновлено: 28.06.2024

В этом разделе собраны некоторые вопросы родителей, детей, учителей и юридические ответы на них по теме "Образование".

Вопросы:

1. Почему учеников не выпускают из школы во время перемены?

2. Какое наказание может понести ученик от учителя, за опоздание на урок?

3. Если ученик пришёл в школу без сменки то, школа имеет право не впустить ученика?

4. Учитель выгнал ученика из спортзала, потому что он был без формы. Правомерны ли действия учителя? Существует ли юридическая ответственность за данное деяние?

5. Обязательно ли посещать классный час после уроков, если у меня занятия в спортивной школе?

6. Существует ли юридическая ответственность родителей за пропуски ребёнком школы и неудовлетворительные оценки?

7. Вопрос от учителя - имеет ли права ученик снимать на видео или записывать на диктофон учителя во время урока?

8. Какие существуют ограничения на проведение уроков физкультуры на улице?

9. Моего ребёнка не выпускают со школы раньше окончания уроков. Что надо сделать что-бы его выпустили?

1. Почему учеников не выпускают из школы во время перемены?

2. Какое наказание может понести ученик от учителя, за опоздание на урок?

Не в одном законодательном акте не сказано о каких-либо наказаниях, которые могут понести ученики от учителя. В наше время к сожалению это очень частый случай, когда ученики приходят на урок лишь после длительного времени после звонка на урок, но порой опоздание может являться и по уважительной причине. В любом случае учитель не имеет право предпринимать никаких-либо противоправных действий в адрес ученика (заставить его стоя проводить урок, поставить в угол, не впустить на урок, заставить сказать настоящую причину опоздания в подробной информации, угрожать ему какими-либо действиями, например – неудовлетворительными оценками и т.п.). В данном случае учитель имеет право забрать ученика дневник, и сделать в нём соответствующую запись о происшествии, а затем доложить об этом зам. директора учебного учреждения по учебно-воспитательной работе или классному руководителю ученика.

Законодательные акты, учитель обязан:

- уважать личность ребёнка, его человеческое достоинство (Конвенция о правах ребёнка, ст.2, 12-17, 19)

3. Если ученик пришёл в школу без сменки то, школа имеет право не впустить ученика?

Ни в одном нормативном документе не сказано, что школа имеет право не впускать ученика для получения знаний по каким-либо причинам (в том числе, даже если он пришел в школу без сменной обуви) . Ученик имеет право на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

(Конвенция о правах ребёнка, ст.28; Конституция РФ, ст.43; Закон РФ "Об образовании", ст. 5, п. 3; ст. 50,п. 7).

В каждой возникшей ситуации всегда можно найти выход из положения. Например в данной ситуации, ученик просто может тщательно вытереть обувь на специальном коврике, который расположен как и со стороны улицы перед входом в школу, так и внутри здания, или если есть возможность, выдать этому ученику бахилы, которые могут лежать на посту охраны (на подобные случаи). В школе обязана соблюдаться чистота. Но всегда нужно помнить, что:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630 – 10 (от 18 мая 2010 г. № 58)

13.6 При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.

4. Учитель выгнал ученика из спортзала, потому что он был без формы. Правомерны ли действия учителя? Существует ли юридическая ответственность за данное деяние?

Действия учителя неправомерны! По "правилам школьной жизни", у ченики обязаны добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами. Все ученики (за исключением освобожденных по уважительным причинам и имеющих индивидуальные задание) обязаны приходить на урок в форме, чтобы выполнять свою обязанность.

Согласно ст. 51 Закона "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, а также безопасность обучающихся, воспитанников. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебных занятий. Поэтому, выгоняя ученика из класса, спортзала во время урока, учитель не выполняет свою обязанность гарантирования безопасности, также нарушает гарантированное ст. 43 Конституции РФ право на образование. Следовательно, неготовность ученика к уроку, не дает учителю права выгнать его из класса или спортзала.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (если на то действительно были конкретные основания, или были после определенного случая какие-либо последствия, и только по приказу директора учебного учреж дения).

5. Обязательно ли посещать классный час после уроков, если у меня занятия в спортивной школе?

6. Существует ли юридическая ответственность родителей за пропуски ребёнком школы и неудовлетворительные оценки?

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы.

В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

За пропуски учащимся занятий по неуважительным причинами и неудовлетворительные оценки, школа, согласно установленному Уставу, вправе принимать определенные меры по отношению к данным обучающимся.

Согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Влечет предупреждение или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

7. Вопрос от учителя - имеет ли права ученик снимать на видео или записывать на диктофон учителя во время урока?

Много споров с педагогами в реальной жизни и на просторах интернета на тему: могут ли ученики записывать нас на диктофоны?
Да, во время урока могут.

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: "Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста".
На следующий день в газете:
" Великий учёный признался: "Все мои суждения бессмысленны".
Надеюсь смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:
- Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
- Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
- Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
- Нельзя каким – либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

8. Какие существуют ограничения на проведение уроков физкультуры на улице?

Ограничение существуют только в сфере погодных условий на улице.

В приложении к СанПиН 2.4.2.2821-10 есть соответствующие рекомендации по проведению уроков физкультуры на открытом воздухе. Всё зависит от возраста детей, температуры и силы ветра улице.

Для средней полосы эти нормы такие:

До 12 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -9С,
скорость ветра 5м/c -6C,
скорость ветра 6-10м/c -3C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

12 - 13 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -12С,
скорость ветра 5м/c -8C,
скорость ветра 6-10м/c -5C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

14 - 15 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -15С,
скорость ветра 5м/c -12C,
скорость ветра 6-10м/c -8C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

16 - 17 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -16С,
скорость ветра 5м/c -15C,
скорость ветра 6-10м/c -10C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

9. Моего ребёнка не выпускают со школы раньше окончания уроков. Что надо сделать что-бы его выпустили?

Это вообще законно?

Начнем с того, что явного запрета на получение изображения гражданина в нашей стране не существует. Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) запрещает обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи) без его согласия. Но согласие не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

На первый взгляд придраться не к чему: школа — общественное место, на территории которого проводятся публичные мероприятия, а учитель выполняет свои должностные обязанности. На фото или в видеоролике учитель объясняет, к примеру, новую тему. И что здесь такого? Объясняем: момент истины наступает, когда ученик выкладывает фотографию или видео с изображением учителя в соцсети.

Фото- и видеоматериалы с участием педагога, сделанные в публичных местах, не должны стать причиной споров, если в целом контент отображает информацию о публичном мероприятии: торжественной линейке, лекции и других общешкольных событиях. Для публикации таких материалов согласие учителя не нужно.

И наоборот, если учитель — основной объект съемки, то фото или видео не отображает информацию о публичном мероприятии. И тогда у нас в кармане — изображение самого учителя, его действия. В этом случае без согласия педагога опубликовать контент не получится.

Что делать, если ученик все-таки опубликовал видео с вашим участием без разрешения?

За примером можно не ходить далеко: ученик вел съемку учителя, согласие на размещение в сети не спрашивал, и, опубликовав фото или видео, нарушил право учителя.

Разбирая обстоятельства для урегулирования вопроса в досудебном порядке, юристы рекомендуют обратить внимание школы, учителя и родителя на норму части 3 статьи 152.1 ГК РФ. Она устанавливает право гражданина требовать удаления изображения, а также пресечения или запрета дальнейшего его распространения, если его изображение, полученное без его согласия, опубликовано в интернете.

Сначала обратитесь к нарушителю и его родителям, владельцу сайта или соцсети, где размещена фотография или видеоролик с вашим участием. Потребуйте удалить контент.

Если ваши требования не выполнили добровольно, подайте исковое заявление в суд общей юрисдикции с требованием обязать нарушителя и администратора интернет-ресурса удалить контент и запретить его распространение.

В этой ситуации, кстати, у вас есть право потребовать компенсацию морального вреда, причиненного использованием ваших изображений в публичном доступе без согласия.

Изображение гражданина закон относит к его персональным данным. Учитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, или в Роскомнадзор с заявлением о принятии предусмотренных законом мер по восстановлению нарушенных прав субъекта персональных данных и обеспечении удаления интернет-страницы, на которой размещены персональные данные учителя без его разрешения.

Какую ответственность понесут ребенок и его родители?

Ученик в возрасте от 14 до 16 лет по иску учителя может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет, согласно гражданскому законодательству, обладают деликтоспособностью, то есть самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещается полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если нарушителю меньше 14 лет, то согласно статье 1073 ГК РФ он не отвечает самостоятельно за причиненный вред и не привлекается к мерам гражданско-правовой ответственности. Отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред будут родители.

Если учитель обратится в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, а ученику исполнилось 16 лет, то он может быть привлечен к административной ответственности согласно части 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — штрафу в размере от 6 до 10 тысяч рублей.

Незаконную публикацию контента с вашим участием можно предотвратить, регламентируя общественную жизнь школьников. Можно, например, включить отдельный пункт в правила внутреннего распорядка — запрет на использование гаджетов и телефонов во время урока и разрешение фото- и видеосъемки на территории школы на общественных мероприятиях.

Можно ли записывать учителя на диктофон? правовые рекомендации

Так, предложение вручить каждому учащемуся школы диктофон не все восприняли с энтузиазмом. Сторонники классических методов обучения заявили, что электронное чудо техники лишь расслабит учеников, давая им хорошую возможность списывать и использовать его на экзаменах и контрольных в качестве шпаргалки. Другие считают предложение чиновников вполне приемлемым для современной школы, а также для родителей, которые будут в курсе, чему и, главное, как обучают их детей.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права?

Появились сведения, что это смонтированная запись, склеенная из разных записей разных дней. Но голос учителя признан администрацией школы. Сейчас идет проверка обстоятельств этой истории.

Директор школы совместно с администрацией несколько лет подряд организовывали обязательные платные дополнительные уроки — репетиторства по четырем предметам.

Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация. Все почему-то делают упор на положения ст.ст.

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Законно ли записывать учителя на диктофон, без его согласия?

Hq адвокат

Права педагогов ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Что нового в учебном процессе, сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2018 году, программы для учителей Единственная ситуация, когда педагог вправе поднять вопрос о недопустимости аудио- или видеофиксации урока, — это когда указанные действия мешают образовательному процессу. В такой ситуации уже учащийся нарушает свои обязанности, указанные в ст.

За последние дни публикации в сетях записей, тайком сделанных детьми с уроков в своей школе, взорвали интернет. «Не думала, что столкнусь с таким ужасом.

По поводу этики и правомерности использования диктофонов в школе, в частности, во время уроков также ведутся споры. Современные школьники стали гораздо требовательнее к учителям, чем ученики прошлых лет, для которых авторитет педагога был непререкаем.
Сегодня в общеобразовательных школах никого не удивишь использованием современных технических помощников в виде компьютеров, интерактивных досок и многого другого.

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Пришлось написать заявление на имя директора с указанием, что оставляю за собой право обратиться в РОНО и со всеми скопированными тетрадями-работами и пр ( оно, РОНО, по другому сейчас называется, но не суть).

А теперь правовое обоснование Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Управление образования Алматы официально запретило на ее территории видео- или аудиозапись без разрешения, ссылаясь на положения Гражданского кодекса РК. Громкий скандал в школе-гимназии №68 разразился в самом начале учебного года.

Две недели второклассник одной из столичных школ во время уроков записывал на диктофон свою учительницу по просьбе родителей. Мужчина, который рассказал об этом журналистам TUT.BY, — Максим, гражданский муж матери второклассника.

Конечно же, далеко не каждая школа может похвастаться интерактивной доской, зато компьютеры имеются практически везде. Модернизация в образовательной сфере иногда вызывает горячие споры между педагогами, чиновниками и родителями школьников о том или ином нововведении.

Родители обвиняют педагога в грубости и жестокости по отношению к школьникам и требуют лишить ее права преподавания в общеобразовательных учреждениях. Однако ученики школ, похоже, не особо нуждаются в диктофонах, имея встроенные записывающие устройства в мобильных телефонах. При этом многие учителя допускают использование мобильников на своих уроках для фотографирования чертежей или формул, а также записи лекций и домашнего задания. Единственным требованием педагогов является выключенный звук телефона.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Имеет ли право родитель записать на диктофон разговор с учителем

Юрист утверждает, что никакие законы такой записью не были нарушены. Школа – это общественное место, а не личная квартира педагога. В ответ учитель вправе сделать замечание, провести профилактическую беседу, вызвать родителей и т.д. Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет. Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками.


Скажите, пожалуйста, имеет и право ученик на моем уроке делать аудио или видео съемку моего урока без моего согласия?


Прол_1


пудренница


Child


BoPoHa


Paganel


Стасёнышь.


desp


MrParker


desp


MrParker



пудренница



ШЕРШЕНЬ






belka_2006


пудренница



Auguest


belka_2006


Auguest


HiIs


ШЕРШЕНЬ


allexR


ШЕРШЕНЬ



ШЕРШЕНЬ









allexR


Auguest


Вы даже не обратили внимание, что, как рассказала автор, ученик нецензурно оскорблял её в присутствии всего класса. Я бы на месте учителя довела бы дело до административной ответственности родителей такого ученика, да и к самому хаму должны быть применены соответствующие меры воздействия.

Учитель вообще профессия нервная. Не всегда удается находить общий язык с трудными учениками. Бывает с опытом приходит, а если нет желания преодолевать трудности и недопонимания, нефик портить нервы себе и детям – вон из профессии. А то и дети грубые и родители свoлoчи и зарплата мизерная. Из этого топа узнали все издержки учительской профессии.




allexR


Чья_То_ПреЛеСТь


Смурной











злая_мокрая_кошка





Veterok



Auguest


крокордил


Veterok


ДинаЕва


Неприятность



Pvn


NePodarok


Неприятность





и еще как можно говорить о религии? так как это дело семьи. у меня в классах много иностранцев (родители гастарбайтеры), так же много детей, чьи семьи верят во всякую нечесть, лжеучения и т.д. Но учитель в этом не должен участвовать. Если я буду говорить о отвлеченном на уроке, а как тогда урок? Религия-это тема вообще другого раздела форума, но тем не менее учителя никак не касается на уроке, а тем более что-там навязывать. Знаю одну училку-коллегу, та босиком ходит на уроке. Представляете? она теперь у нас йог, ну или типа того. НО она никого не навязывает и об этом не говорит. Дети конечно хохочут, снимают ее на видео, выкладывают в сети, но ее предупредил директор, чтобы обувалась в школе. Хотя очень толковый учитель в своем предмете.

Можно ли снимать педагога на видео во время занятий и выкладывать в сеть?

Ответ



Социальные сети, модные гаджеты, желание снимать всегда и везде, а потом делиться этим в сети все больше и больше захватывает людей в наше время. Школа не становится исключением - ученики снимают не только себя и своих друзей, но и учителей, именно из-за этого разгорелся спор в нашем сегодняшнем выпуске. Приятного чтения!

В понедельник в учительской разгорелся спор по поводу публикации в сетях видеозаписей, сделанных детьми с уроков в своей школе.- Снимать на видео учителя в классе, когда он ведет урок, не запрещено законом! Закон также не запрещает ученику размещать фото- и видеосъемку в интернете без разрешения учителя! - утверждала учитель химии Маргарита Николаевна.

- Но, согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина, - доказывала обратное Мария Протопоповна.
- Ладно, чтобы не поругаться, давайте найдем того, кто нас рассудит, - не успокаивалась Маргарита Николаевна. - Вот кто первый зайдет в учительскую, у того и спросим.

На том и порешили. Тут в учительскую вошла учительница математики, дама серьезная и невозмутимая.
- Анна Ивановна, - чуть запинаясь, начала Мария Протопоповна, - мы тут хотели спросить у Вас…

- Я вам, коллеги, скажу так, - не дождавшись окончания вопроса начала Анна Ивановна, - Если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

- Я думаю, что без помощи профессионального юриста нам не обойтись, - заявила Мария Протопоповна. - Позвоню-ка я личному юристу в Профконсалтинг… Что же ей ответил юрист?

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1).

При этом каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (статья 29, части 4 и 5).
Следует отметить, что реализация конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом возможна только в порядке, установленном законом, а федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.

В частности, приведенные выше конституционные положения конкретизированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривающем, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (статья 152.1 часть 1).

Из приведенной нормы права следует, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В свою очередь, согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия. Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Таким образом, если съемка была произведена во время образовательного процесса, согласия учителя на ее размещение в сети не требуется. При этом, изображение педагога на видеозаписи, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом такая запись отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. Однако, если изображение гражданина является основным объектом использования, видеозапись может быть признана размещенной неправомерно, следовательно, педагог вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Иначе говоря, если изображение учителя было сделано в публичном месте, но он являлся основным объектом съемки, изображение (видеозапись), в таком случае, не будет отображать какой-либо информации о каком-либо публичном мероприятии, на котором оно было сделано, а, следовательно, в данной ситуации, необходимо получить согласие педагога на публикацию видеозаписи с его изображением в сети Интернет.

Указанная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в соответствии с которой изображение гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) в той или иной обстановке является частью частной жизни, распространение которой в той или иной форме сведений гражданин вправе запретить; он имеет право давать или не давать согласие на продолжение публикаций фотографий с его изображением.

В этой связи, видеозапись урока не может относиться к личной и семейной тайне учителя, к какой-либо конфиденциальной информации о его частной жизни, поэтому нет оснований полагать, что такая запись нарушает право педагога на частную жизнь.

Читайте также: