Имеет ли право ученик снимать в школе

Обновлено: 04.07.2024

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ - да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Нам понадобятся:

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: "Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста".
На следующий день в газете:
" Великий учёный признался: "Все мои суждения бессмысленны".
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

- Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
- Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
- Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
- Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Праздник осени, день Отца, день Матери, предновогодняя пора – волшебное время. У каждого из нас есть фотографии с детского утренника, где мы в костюмах зайчика, снежинки или лисички. По прошествии времени, очень приятно разглядывать эти фотографии. Но, оказывается, есть нюансы, способные омрачить даже столько теплые моменты.

Воспитатели и учителя обязаны предупреждать о фотографировании заранее.Родители в свою очередь принимают решение: нужно ли им такое фото, устраивает ли стоимость. Так же родителей волнует, что после съемок у фотографов остаются фотоматериалы, которые они могут использовать в каких-то своих целях (например: в рекламных проспектах). А немало тех, кто не хочет, чтобы на его ребенка смотрели чужие люди.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

А статья 152.1 Гражданского кодекса РФ гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Поскольку в соответствии частью 1 статьи 64 Семейного кодекса родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий, согласие на размещение фотографий детей на сайте образовательного учреждения его сотрудники должны получать у родителей. Во многих образовательных учреждениях существуют формы письменного согласия родителей на размещение фотографий или другой личной информации (фамилия, имя) их детей на официальном сайте учреждения.

В общем виде, формулировки закона сводятся к тому, что без разрешения публиковать фотографии нельзя, а значит, имея разрешение, — можно. Соответственно, все, что нужно сделать это взять письменное разрешение родителей или законных представителей о возможности использования фотографий детей.

Но разрешение родителей на публикацию фотографий не требуется, если фотографии были сделаны во время проведения публичных мероприятий.

Ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ говорит, что согласие не требуется в случаях,если:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Иными словами, если ребенок не фотомодель, то любое его фото, за исключением фото крупным планом, может быть свободно опубликовано на сайте образовательного учреждения, если оно сделано во время публичного праздника, утренника, школьной линейки, спортивной олимпиады, иного торжества или массового мероприятия. Руководствуясь Гражданским кодексом РФ, фотографии с публичных мероприятий можно публиковать без проблем и опасений, а фотографии, где ребенок сидит за партой и решает задачу, — нельзя.

В любом случае, оптимальным считается вариант, когда берется разрешение на публикацию фотографий и родители уведомляются о публикации тех или иных фотографий в сети.

За публикацию фотографий детей в интернете без согласия их родителей предусмотрена ответственность ст. 137 Уголовного кодекса РФ. В случае если суд признает вину, лицо, опубликовавшее фотографию, будет наказано штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного их дохода за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Родители вправе потребовать, чтобы фотография ребенка, сделанная без их разрешения (и все копии подобной фотографии, если таковые имеются, были уничтожены (удалены, стерты) с носителя, на который они были записаны, либо, чтобы был уничтожен носитель информации, если с него невозможно стереть подобную фотографию. А также вправе потребовать, чтобы подобная фотография нигде более не появилась и не была опубликована фотографом в его портфолио. Фотографирование без ведома родителей - это попытка навязать услуг.

Это правило можно внести в договор родителей с ДОО, которое должно подтверждать согласие родителей и заведующего ДОО на проведении фотосъемки. Но при несогласии хотя бы одного родителя с проведением такой фотосъемки его ребенка подобные фотографии нарушат права воспитанников ДОО.

Практический совет: предварительно следует согласовать проведение фотосъемки со всеми ее участниками.

Дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях Основная задача системы дополнительного образования - формирование духовно богатой физически здоровой, социально активной, творческой личности.

Интерактивные технологии в дошкольных организациях Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать образовательную.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной компетентности педагогов В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое.

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов образовательных орган № п\п Название документа Международного значения Конвенция о защите прав человека и свободы Конвенция о правах ребенка Федеральные документы.

Подростки любят транслировать свою жизнь в соцсетях — показывать еду, покупки, как проходит день. Когда наступает учебный год, большая часть таких видео записывается в школе. Это нравится не всем учителям, поскольку нередко именно они становятся главными героями съемок. Разбираемся, законно ли это вообще — снимать и выкладывать в интернет видео из школы — и что в таких случаях могут предпринять педагоги.

1 сентября в хабаровской школе № 76 педагог дополнительного образования на школьной линейке перед детьми и родителями исполнила восточный танец в довольно откровенном сценическом костюме. Кто-то из присутствующих заснял это на телефон и выложил в интернет. Видео быстро разлетелось по социальным сетям — случился большой скандал, пользователи, а затем и СМИ, стали возмущаться — это, мол, неэтично и вообще разврат.

На уроках я старалась всячески это пресекать: забирала телефон, делала замечания. Было неприятно и непонятно, зачем они это делают. В конце концов я не выдержала и попросила эту компанию остаться после занятий.


А в 2019 году группа подростков начала травить мальчика из-за того, что он увлекается музыкой и хотел пойти заниматься в ансамбль Ильи Резника. Ученики школы № 1536 устроили буллинг младшего ученика, окунули его головой в школьный унитаз и сняли все это на видео. После этого инцидента трудовые отношения были расторгнуты и с директором школы, и с классным руководителем.

«Мне нравится снимать и монтировать видео, распространять их в социальных сетях. В школе я часто снимаю просто истории в инстаграм. Например, как мы с друзьями проводим перемену: можем подурачиться, подойти к одноклассникам, позадавать им какие-нибудь глупые вопросы. Нам кажется это смешным. Учителей стараемся в кадр не брать, потому что они к этому относятся по большей части негативно.

Почему мы вообще снимаем всё на камеры

Нейробиолог Татьяна Смирнова считает, что в желании делать фотографии или видео нет ничего плохого: с древних времен люди пытаются тем или иным способом сохранить информацию. Другой вопрос, что смартфоны вывели эту практику на новый уровень.

Тем не менее попытка поймать и зафиксировать эмоцию, которую мы испытываем в тот или иной момент, — это одна из ведущих причин, по которым мы достаем телефон, как только видим что-то привлекающее внимание.

Законно ли пользоваться телефонами в школе и может ли учитель отобрать их

Адвокат Максим Крупский:

Согласно действующему законодательству, этот вопрос должен решаться самим образовательным учреждением. Правила пользования средствами мобильной связи, как и другие правила внутреннего распорядка, должны быть прописаны в уставе образовательного учреждения.


Кроме того, согласно той же статье, ученики обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования.

Если та или иная форма использования мобильного телефона или смартфона вступает в конфликт с этими требованиями, это нарушение. Например, в случае, когда ученик вместо того, чтобы заниматься делом на уроке, громко слушает музыку на своем смартфоне, мешая как учителю, так и одноклассникам.

Учитель не имеет права силой отбирать мобильный телефон у ученика

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ и ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом и каждый может обладать имуществом, пользоваться и распоряжаться им.

При этом необходимо понимать, что перечисленные права не являются абсолютными и их реализация не должна нарушать права других лиц. В ситуации, когда ученик злоупотребляет своими правами, учителю следует использовать имеющиеся в его распоряжении легальные механизмы урегулирования конфликта.

Например, поставить вопрос перед администрацией образовательного учреждения о применении к нарушителю мер дисциплинарного взыскания — замечания, выговора или отчисления из школы в установленном законом порядке.

Конечно, у учителей и так не хватает времени на то, чтобы дать материал в сжатые временные рамки урока, и тратить время на выяснение отношений с учениками никому не хочется, однако насильственные методы решения конфликтов в школе вряд ли можно считать эффективными средствами поддержания дисциплины и уважения между учителем и учениками, не говоря уже об их незаконности.

Еще более сложным представляется вопрос о допустимости осуществления видеосъемки учителя или учеников в стенах школы

С одной стороны, действующий закон гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются*.

Более того, ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Однако дьявол, как обычно, в деталях. Та же норма Гражданского кодекса РФ предусматривает, что такое согласие не требуется, в частности, в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Территория школы в целом подпадает под определение места, открытого для свободного посещения, поэтому осуществление видеосъемки в школе, в том числе во время урока, само по себе не противоречит закону. Тем более такая видеосъемка допустима в случаях, когда на ней запечатлено нарушение прав обучающихся или самих учителей: в интернете есть множество примеров, когда на видео попало избиение, оскорбление или иное унижение ученика или учителя.

Такое использование изображения гражданина, очевидно, осуществляется в общественных и иных публичных интересах, поскольку выступает в качестве доказательства противоправного деяния.

Для того чтобы защитить свои права, учителю необходимо либо обратиться к сервису, на котором размещено видео, с заявлением об удалении видео в связи с нарушением права на частную жизнь, либо обращаться в суд.

Можно ли снимать педагога на видео во время занятий и выкладывать в сеть?

Ответ



Социальные сети, модные гаджеты, желание снимать всегда и везде, а потом делиться этим в сети все больше и больше захватывает людей в наше время. Школа не становится исключением - ученики снимают не только себя и своих друзей, но и учителей, именно из-за этого разгорелся спор в нашем сегодняшнем выпуске. Приятного чтения!

В понедельник в учительской разгорелся спор по поводу публикации в сетях видеозаписей, сделанных детьми с уроков в своей школе.- Снимать на видео учителя в классе, когда он ведет урок, не запрещено законом! Закон также не запрещает ученику размещать фото- и видеосъемку в интернете без разрешения учителя! - утверждала учитель химии Маргарита Николаевна.

- Но, согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина, - доказывала обратное Мария Протопоповна.
- Ладно, чтобы не поругаться, давайте найдем того, кто нас рассудит, - не успокаивалась Маргарита Николаевна. - Вот кто первый зайдет в учительскую, у того и спросим.

На том и порешили. Тут в учительскую вошла учительница математики, дама серьезная и невозмутимая.
- Анна Ивановна, - чуть запинаясь, начала Мария Протопоповна, - мы тут хотели спросить у Вас…

- Я вам, коллеги, скажу так, - не дождавшись окончания вопроса начала Анна Ивановна, - Если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

- Я думаю, что без помощи профессионального юриста нам не обойтись, - заявила Мария Протопоповна. - Позвоню-ка я личному юристу в Профконсалтинг… Что же ей ответил юрист?

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1).

При этом каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (статья 29, части 4 и 5).
Следует отметить, что реализация конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом возможна только в порядке, установленном законом, а федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.

В частности, приведенные выше конституционные положения конкретизированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривающем, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (статья 152.1 часть 1).

Из приведенной нормы права следует, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В свою очередь, согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия. Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Таким образом, если съемка была произведена во время образовательного процесса, согласия учителя на ее размещение в сети не требуется. При этом, изображение педагога на видеозаписи, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом такая запись отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. Однако, если изображение гражданина является основным объектом использования, видеозапись может быть признана размещенной неправомерно, следовательно, педагог вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Иначе говоря, если изображение учителя было сделано в публичном месте, но он являлся основным объектом съемки, изображение (видеозапись), в таком случае, не будет отображать какой-либо информации о каком-либо публичном мероприятии, на котором оно было сделано, а, следовательно, в данной ситуации, необходимо получить согласие педагога на публикацию видеозаписи с его изображением в сети Интернет.

Указанная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в соответствии с которой изображение гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) в той или иной обстановке является частью частной жизни, распространение которой в той или иной форме сведений гражданин вправе запретить; он имеет право давать или не давать согласие на продолжение публикаций фотографий с его изображением.

В этой связи, видеозапись урока не может относиться к личной и семейной тайне учителя, к какой-либо конфиденциальной информации о его частной жизни, поэтому нет оснований полагать, что такая запись нарушает право педагога на частную жизнь.

Читайте также: