Какую роль исполняет право в политической системе

Обновлено: 25.06.2024

Название работы: Место и роль государства и права в политической системе общества

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Место и роль государства и права в политической системе общества Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества так как оно: 1 выступает в качестве.

Дата добавления: 2013-09-04

Размер файла: 33.5 KB

Работу скачали: 7 чел.

24. Место и роль государства и права в политической системе общества

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруже н ные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочи я ми:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных д е лах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правон а рушения.

Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе пол и тических сил и т.д.;

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые Должны действовать в их рамках.

Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической Регламентации их деятел ь ности.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве с°временных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. (В России закон о партиях пока не принят.)

Название работы: Место и роль государства и права в политической системе общества

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Место и роль государства и права в политической системе общества Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества так как оно: 1 выступает в качестве.

Дата добавления: 2013-09-04

Размер файла: 33.5 KB

Работу скачали: 7 чел.

24. Место и роль государства и права в политической системе общества

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруже н ные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочи я ми:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных д е лах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правон а рушения.

Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе пол и тических сил и т.д.;

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые Должны действовать в их рамках.

Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической Регламентации их деятел ь ности.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве с°временных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. (В России закон о партиях пока не принят.)

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.

1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.

4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.

5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.

Варіант №20 Завдання№3

§ Понятие гражданского общества

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;


Политика — вещь тонкая и сложная, но она касается каждого гражданина. В этой статье мы разберемся, что такое политическая система общества, какие основные элементы входят в ее структуру и как она связана с государством.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Читайте также: