Имеет ли право спортивная школа осуществлять предпринимательскую деятельность

Обновлено: 02.07.2024

Лицензии не имеем, поскольку данная деятельность является спортивно-оздоровительной и лицензированию не подлежит.

Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими - и теперь надо эту деятельность лицензировать.

Есть ли какие обходные пути?

Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими — и теперь надо эту деятельность лицензировать. Так ли это?

Андрей

Да именно, так и дело тут не только в ОКВЭДах.

Данная деятельность подпадает под ОКВЭД

85.41.1Образование в области спорта и отдыха
Эта группировка включает:
— занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах
Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официальноЭта группировка включает:
— спортивное обучение
(баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.);
— обучение в спортивных лагерях;
— обучение гимнастики;
— обучение в школах верховой езды;
— обучение плаванию;
— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;
— обучение боевым искусствам;
— обучение йоге
Эта группировка не включает:
— занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах;
— образование в области культуры

А поскольку речь идет об образовательной деятельности, то указанный вид деятельности подлежит лицензированию в силу закона

1.Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В принципе есть.

Не могли бы уточнить что из себя представляет процесс обучения, раз речь идет о школе и какой документ выдается по его окончанию?

В ней указано, что

Если ваш основной вид деятельности относится к образовательной деятельности, то необходимо получать лицензию. Чтобы этого избежать, нужно сменить основной вид на деятельность в области спорта.

Если напишите реквизиты Вашей организации (хотя бы ИНН), смогу сказать относится ли Ваш основной вид деятельности к образовательной, и если да, то на какой его нужно сменить. Также необходимо знать, выдает ли школа по окончании какие-либо документы выпускникам.

Лицензии не имеем, поскольку данная деятельность является спортивно-оздоровительной и лицензированию не подлежит. Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими — и теперь надо эту деятельность лицензировать. Так ли это?

Андрей

дело не в кодах оквэд — а в самой деятельности

если вы именно обучаете чему либо — в том числе по образовательным программам — то лицензия нужна.

если же просто занятия спортом- то это не подлежит лицензированию

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, футбольная школа является организацией, осуществляющей дополнительную образовательную деятельность.

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

В связи с этим необходимо обратиться в Департамент образования для получения лицензии.

Многие спортивные организации не попадают в реестры Минэка, потому что вообще не могут получать поддержку как СО НКО. Где им искать помощи в кризис?


Физкультурно-спортивные организации во время пандемии оказались самой уязвимой категорией СО НКО. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь государства из-за трудности определения социальной составляющей их деятельности.

Обычно организации, развивающие массовый спорт и пропагандирующие здоровый образ жизни, вырастали из команд или формировались вокруг отдельных активистов, просто любящих свое дело. В отличие от организаций социального обслуживания или защиты прав человека, спортивные НКО не воспринимаются как организации системной помощи на институциональном уровне.


Роман Ольховский. Фото из личного архива

СО НКО в спорте

Существует четкое разделение среди спортивных СО НКО, часто по одному названию можно понять, насколько крупная и состоятельная это структура.

Самые маленькие — физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные организации на местах. Это могут быть небольшие клубы, созданные для привлечения людей в спорт. Их достаточно много в России, но поддержка им практически не оказывается.

Частные академии, например академия футбола или гимнастики, чаще всего имеют форму АНО. Такая форма удобна тем, что можно выбирать вид деятельности: либо в области дополнительного образования детей, либо физкультурно-спортивную работу с населением. В качестве АНО выступают и предпринимательские проекты, но на социальной основе. Они регистрируются так, чтобы получать гранты и привлекать средства от спонсоров.

Более крупные — спортивные федерации — уполномочены законом на развитие разных видов спорта. Их основная деятельность — подготовка к соревнованиям разного уровня: чемпионатам области, России, Европы, мира. Федерация — совокупность людей, которые работают в спортивных или общеобразовательных школах, хотя в составе федераций могут быть и представители частных школ, которые отдельно развивают определенное направление в спорте. Федерации интересует именно область спорта высших достижений. Однако по закону они должны привлекать к занятиям и массовое население.

Есть и исключения среди федераций. Например Федерация спортивного туризма работает от обратного: прежде всего люди ходят в походы и их интересуют занятия туризмом. А уже в меньшей степени последствия — чемпионские звания и медали.

И еще одна категория — объединяющие организации, напрямую не занимающиеся работой с населением: фонды поддержки и развития спорта, ассоциации, союзы. Обычно они организуют соревнования, финансируют события, помогают инвентарем, дают другие ресурсы.

Никуда не попали

Небольшие клубы, которые не получают субсидии, не оказывают услуги по перечню социальных услуг (потому что в нем нет социальных услуг в сфере спорта), не являются благотворительными организациями, никак не могли попасть в реестры Минэка. А вот профессиональные спортклубы, учрежденные администрациями и имеющие постоянные источники финансирования, — попали и теперь получают еще и господдержку по поручениям Путина.

Также на антикризисные меры смогут рассчитывать спортивные ИОПУ и победители конкурса президентских грантов. Но и тех, и других — единицы.

Общественный совет при Минспорте предлагал ввести такой критерий для формирования реестров, как использование организацией УСН. Это помогло бы пройти в списки небольшим СО НКО в сфере физкультуры и массового спорта, исключив дополнительные преференции для профессиональных спортивных НКО. Но пока эта инициатива не прошла.

Еще один реестр

После объявления президента о социальной ориентированности национальных целей, здоровье граждан и приоритете повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) решено было сформировать реестр физкультурно-спортивных НКО. Минспорт должен создать такой реестр в третьем квартале 2020 года. Ведомство еще только прорабатывает критерии отбора НКО в свой список.

Техника самопомощи

Пока централизованной поддержки нет, организации пытаются выкрутиться в кризис сами и ищут помощи на местах.

Воронежская Академия футбола в дни самоизоляции провела онлайн-марафон: пригласила тренеров и педагогов на тематические беседы, начала онлайн-тренировки.

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Лицензии не имеем, поскольку данная деятельность является спортивно-оздоровительной и лицензированию не подлежит.

Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими - и теперь надо эту деятельность лицензировать.

Есть ли какие обходные пути?

Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими — и теперь надо эту деятельность лицензировать. Так ли это?

Андрей

Да именно, так и дело тут не только в ОКВЭДах.

Данная деятельность подпадает под ОКВЭД

85.41.1Образование в области спорта и отдыха
Эта группировка включает:
— занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах
Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официальноЭта группировка включает:
— спортивное обучение
(баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.);
— обучение в спортивных лагерях;
— обучение гимнастики;
— обучение в школах верховой езды;
— обучение плаванию;
— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;
— обучение боевым искусствам;
— обучение йоге
Эта группировка не включает:
— занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах;
— образование в области культуры

А поскольку речь идет об образовательной деятельности, то указанный вид деятельности подлежит лицензированию в силу закона

1.Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В принципе есть.

Не могли бы уточнить что из себя представляет процесс обучения, раз речь идет о школе и какой документ выдается по его окончанию?

В ней указано, что

Если ваш основной вид деятельности относится к образовательной деятельности, то необходимо получать лицензию. Чтобы этого избежать, нужно сменить основной вид на деятельность в области спорта.

Если напишите реквизиты Вашей организации (хотя бы ИНН), смогу сказать относится ли Ваш основной вид деятельности к образовательной, и если да, то на какой его нужно сменить. Также необходимо знать, выдает ли школа по окончании какие-либо документы выпускникам.

Лицензии не имеем, поскольку данная деятельность является спортивно-оздоровительной и лицензированию не подлежит. Но дошла информация, что убрали некоторые ОКВЭДы и заменили их другими — и теперь надо эту деятельность лицензировать. Так ли это?

Андрей

дело не в кодах оквэд — а в самой деятельности

если вы именно обучаете чему либо — в том числе по образовательным программам — то лицензия нужна.

если же просто занятия спортом- то это не подлежит лицензированию

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, футбольная школа является организацией, осуществляющей дополнительную образовательную деятельность.

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

В связи с этим необходимо обратиться в Департамент образования для получения лицензии.

Читайте также: