Имеет ли право семья

Обновлено: 30.06.2024

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к ст. 1 СК РФ

1. В комментируемой статье изложены основные принципы семейного права, под которыми понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах семейного права. Они определяют сущность всей системы семейного права и отражают его наиболее важные свойства. Необходимо учитывать, что большинство этих принципов содержатся и в Конституции РФ.

Принципы правового регулирования семейных отношений лежат в основе всех семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех других норм, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства.

Значение их состоит также и в том, что согласно ст. 5 СК РФ (см. комментарий к ней) в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и отсутствуют нормы гражданского права, прямо регулирующие указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Следует отметить, что некоторые из принципов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, носят декларативный характер и рассчитаны, скорее, на идеальную семью. В любом случае они не подкреплены правовым механизмом, который мог бы обеспечить их принудительное осуществление. Создать подобный механизм вряд ли возможно. К числу этих принципов относятся такие принципы, как необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Что касается принципа взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, то в определенной степени этот принцип находит свое выражение в алиментных обязанностях членов семьи по отношению друг к другу.

Конституция РФ (ст. 23) закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Говоря в п. 1 комментируемой статьи о принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, следует подчеркнуть, что речь идет именно о произвольном вмешательстве, поскольку в ряде случаев закон не только разрешает, но и обязывает отдельные государственные органы и их должностных лиц вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр.

К числу органов, обладающих подобным правом, относятся прокуратура, суд, органы опеки и попечительства. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (см. комментарий к п. 3 ст. 56 СК РФ).

Под осуществлением права понимается реализация возможностей определенного поведения, составляющих то или иное субъективное право (возможность самому вести себя определенным образом, требовать от других субъектов права соответствующего поведения, а в необходимых случаях обращаться за защитой в соответствующие государственные органы). Принцип беспрепятственного осуществления субъективных семейных прав заключается в том, что участники семейных правоотношений по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, причем отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет по общему правилу прекращения этих прав. Для его достижения нормы семейного права предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав. В том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

Принцип судебной защиты семейных прав заключается в том, что судебная защита семейных прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов семейного права получила в современном семейном законодательстве повсеместное признание. Он применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых семейных прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. В таком порядке обжалуются, в частности, решения органов опеки и попечительства.

К числу важнейших принципов относится принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством, о котором говорится в комментируемой статье. Конституция РФ (ч. 1 ст. 38) содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

Термин "защита семьи, материнства, отцовства и детства" имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные законом общие меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов участников семейных правоотношений, с другой - может рассматриваться в узком смысле слова как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например в судебном или административном порядке.

В практическом плане указанный принцип реализуется путем создания родильных домов, детских садов, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям и т.д. В соответствии с этим принципом принимаются правовые акты, направленные на поддержку семьи. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон о материнском капитале).

2. Принцип признания только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, заключается в том, что религиозный брак законом по общему правилу не признается (исключение составляют браки, заключенные на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (пункт 7 статьи 169 СК РФ, см. комментарий к нему)).

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов, даже если лица сожительствуют в течение длительного времени. Применяемый на практике термин "гражданский брак" юридически некорректен, поскольку само понятие "гражданский брак" появилось в качестве альтернативного в те времена, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании указанного Закона.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

3. В пункте 3 комментируемой статьи с привязкой к предмету правового регулирования (семейным отношениям) воспроизводится конституционная норма. В соответствии с частью 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Вместе с тем на практике подобное правило не всегда соблюдается. Так, иногда отцам не предоставляют отпуск по уходу за ребенком, ребенок при расторжении брака остается, как правило, с матерью и т.д. Можно также привести ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, согласно которой забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Этот принцип находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса (ст. ст. 54, 55, 63, 121 - 123).

Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права детализируется в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье, в ст. ст. 54 - 60 СК РФ. Нормы этого института являются сравнительно новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. В Семейном кодексе Российской Федерации определены круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.

Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Особое место среди форм устройства детей в семью занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ).

Принцип приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи также отражен в целом ряде статей СК РФ (см. комментарий к ним). Так, родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК), и др.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Это положение также можно рассматривать в качестве принципа семейного права.

В качестве примера подобных ограничений можно привести ст. 17 "Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака", ст. 69 "Лишение родительских прав" (см. комментарий к ним).

дети

Соответствующий Указ был подписан Президентом, а Правительство утвердило новые правила получения этой выплаты.

Повышение выплаты

В 2021 году размер выплаты будет варьироваться в зависимости от доходов малообеспеченной семьи:

50 % (в среднем по стране 5 650 рублей) — базовый размер;

75 % (в среднем по стране 8 475 рублей) — если при выплате в размере 50 % среднедушевой доход семьи не достиг регионального прожиточного минимума;

100 % (в среднем по стране 11 300 рубля) — если при выплате пособия в сумме 75 % среднедушевой доход все еще не достигает регионального прожиточного минимума.

Семья подает документы один раз. Органы социальной защиты на основе сведений о доходах рассчитают пособие в нужном размере.

Пособие в новом размере будет рассчитываться с 1 января 2021 года. Это значит, что в конце апреля семьи могут получить не только повышенное пособие, но и доплату за прошедшие три месяца.

Чтобы понять, положена ли эта выплата, нужно сравнивать среднедушевой доход семьи с региональным прожиточным минимумом на дату обращения за выплатой.

Для расчета нуждаемости используются сведения о доходах, полученных семьей за год, предшествующий четырем месяцам до назначения выплаты, и об имуществе на день обращения.

Помощь большему числу семей

Теперь дети до 23 лет, которые не состоят в браке и учатся очно, будут учитываться в составе семьи (для расчета среднедушевых доходов). Можно получить пособие и на детей, которые находятся под опекой.

Важно: как доход не учитывается компенсационная выплата в размере 10 000 руб., которую получают родители, ухаживающие за детьми с инвалидностью, средства, предоставленные в рамках социального контракта, единовременная материальная помощь и страховые выплаты.

Критерии нуждаемости

При назначении пособия учитываются доходы и имущество заявителей. Выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие:

одной квартирой (или несколькими, если на члена семьи – менее 24 кв. м);

одним домом (или несколькими, если на человека приходится меньше 40 кв. м);

одним автомобилем, одним мотоциклом и одним гаражом/машиноместом (двумя, если семья многодетная или в ней есть человек с инвалидностью);

земельными участками не более 0,25 га (или не более 1 га в сельских поселениях);

одним нежилым помещением;

одним предметом сельхозтехники младше пяти лет;

одним маломерным судном младше пяти лет;

сбережениями, годовой доход от процентов по которым не превышает прожиточного минимума на душу населения.

Не учитываются квартира, дом или участок, которые получила многодетная семья в качестве соцподдержки, а также доли в домах от 1/3 и меньше.

Если квартира одна, то она может быть любой площади. Ограничения по квадратным метрам действуют только если квартир несколько.

Семьи с новыми (до пяти лет) мощными (свыше 250 л. с.) автомобилями не смогут получить пособие.

Это правило не распространяется на те семьи, где второй родитель умер, пропал без вести или не вписан в свидетельство о рождении.

Основанием для отсутствия дохода могут быть:

уход за ребенком, если речь идет о единственном родителе (второй родитель не указан, пропал без вести или умер);

уход за ребенком до трех лет;

уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком старше 80 лет;

обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет;

лечение длительностью от трех месяцев;

безработица при официальной регистрации в ЦЗН;

уход за детьми в многодетной семье (но другой родитель должен иметь доход);

срочная служба в армии и трехмесячный период после демобилизации;

отбывание наказания и трехмесячный период после освобождения из мест лишения свободы.

Как получить пособие в новом размере

Подать заявление можно онлайн на портале Госуслуг или лично в отделении соцзащиты или МФЦ. Если вы уже получаете выплату, для ее перерасчета это тоже необходимо.

Выплата устанавливается на 12 месяцев, но после того, как ребенку исполнится восемь лет, она прекращается.

Если семья обратилась в течение шести месяцев с момента достижения трехлетнего возраста, то пособие начисляется с трех лет. Если позже — с даты обращения.

Важно: если семья уже получает пособие, но теперь не подходит под критерии, она будет получать выплату в прежнем размере до конца периода, на который пособие было назначено.

Выплата полагается родителям на первого и второго ребенка

Оформление путинских пособий каждый год вызывает у родителей множество вопросов: кому полагается, какие документы подавать и почему могут отказать в выплате? Мы собрали ответы на самые главные вопросы, касающиеся ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка до трех лет. А еще посчитали выгодно ли получать пособие на второго ребенка (да, эти два пособия отличаются).

Сколько платят?

Сумма пособия не зависит от того первый ребенок или второй, но зависит от региона, в котором семья проживает. Выплата равна установленному в текущем году прожиточному минимуму ребенка — он отличается от прожиточного минимума взрослого. Для взрослого в среднем по России он составляет 12 130 рублей в месяц, для ребенка 11 004 рубля. То есть платить будут 11 004 рубля. Это средняя по стране сумма, она может варьироваться от региона к региону. Таблицу с актуальными данными о прожиточном минимуме в вашем регионе можно найти на сайте Пенсионного фонда.

Кто может получить?

Выплата полагается не всем семьям, а только тем, чей среднедушевой доход меньше двух прожиточных минимумов. Здесь в расчет берется прожиточный минимум взрослого человека. То есть доход на одного человека в семье должен составлять меньше 24 260 рублей в месяц. Соответственно, если семья состоит из мамы, папы и ребенка, то она будет иметь право на пособие, если доход меньше 72 780 рублей в месяц. Сумма может немного отличаться в зависимости от региона.

Оформить выплату может только мать?

Да, пока она жива и не лишена родительских прав. В случае смерти женщины или лишения ее родительских прав, подать заявление о назначении пособия может отец, опекун или усыновитель ребенка.

Как считать доход семьи?

Суммируем доходы всех членов семьи за год. Потом делим на 12 месяцев и на количество членов семьи. По закону в состав семьи входят не все люди, проживающие в одной квартире, а только заявитель, его законный супруг и несовершеннолетние дети. Лишенные родительских прав, солдаты-срочники и заключенные не учитываются.

Доход — это не только зарплата или пенсия, но и все пособия, стипендии, алименты. Хорошая новость: само путинское пособие, если вы получали его в прошлом году, больше не учитывают.

Обратите внимание, что сумму дохода будут брать до вычета подоходного налога. То есть к зарплате, которую вы получаете на руки, добавьте еще 13 процентов.

Могут ли отказать в пособии?

Да. На детей, рожденных до января 2018 года, выплата не распространяется. Кроме того откажут в выплате, если заявитель лишен родительских прав. Также для получения пособия и заявитель, и ребенок должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать в России. В выплате на второго ребенка откажут также, если вы потратили материнский капитал на другие нужды.

При чем тут материнский капитал?

Именно в наличии маткапитала заключается разница между выплатами на первого ребенка и на второго. Деньги на первенца перечисляют непосредственно из бюджета, хотя с 2020 года и на первого ребенка полагается материнский капитал. А вот на второго ребенка платят уже из средств маткапитала — то есть каждый месяц он будет уменьшаться, а когда кончится — пособие перестанут платить. Если второй ребенок родился в 2020 году, то сумма материнского капитала составит 616 617 рублей. Если считать, исходя из текущего прожиточного минимума, то за три года получения пособия он уменьшится до 220 473 рублей. Эти деньги вы сможете потратить на приобретение жилья или что-то еще из разрешенного списка.

Тратить материнский капитал по частям или разом — решать вам

Фото: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Какие нужны документы?

Заявление можно подать через МФЦ или напрямую в ведомство, которое будет назначать пособие. Если оформляете на первого ребенка, обращаться нужно в соцзащиту, на второго — в Пенсионный фонд по месту жительства.

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 СК РФ.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права представляют собой определенные руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 СК РФ. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равенство мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие .

См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

Примерно так же излагал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав .

См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность в заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга .

См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 16 — 20.

В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, законность только гражданского светского брака, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей .

См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) точкам зрения, высказанным в разные периоды истории российского государства, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным, более того — необходимым. Рассматривать основные начала (принципы) семейного права и семейное законодательство нельзя в отрыве от того, что было ранее. Наше современное законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

Среди основных начал семейного законодательства названы:

1) необходимость укрепления семьи;

2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;

6) признание только гражданского светского брака;

7) равенство прав супругов в семье;

8) приоритет семейного воспитания детей;

9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности .

К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопросов о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами и, соответственно, о количестве таких начал (см., например: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 310 — 315).

На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов ( п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 311.

Синайский В.И. Указ. соч. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре обязательства любить и уважать других членов семьи, как невозможно обеспечить данное обязательство санкциями или создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи ( ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения ( п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны ( п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью ( п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом ( ст. 69 , 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ( п. 3 ст. 56 СК).

Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части ст. 1 СК РФ по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации прав, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям прав, и т.д.

Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием ( ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом , — государственными органами или органами опеки и попечительства. Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины ( п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И неважно, от кого исходит давление и руководствуясь какими соображениями его осуществляют, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным ( ст. 27 СК).

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно исчезли права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) .

См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно и исходя из принципа равенства супругов ( п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) — равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса ( ст. 31 — 39 и др.).

По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей Семейного кодекса (см., в частности, ст. 54 , 55 , 63 , 121 — 123 ).

В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65) . Родители могут быть лишены родительских прав ( ст. 69 — 70 ). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71) и т.д. и т.п.

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85) . Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87) . Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89) , и т.д. и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно в семейном законодательстве запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности ( п. 4 ст. 1 СК).

Читайте также: