Кому в германии принадлежит право роспуска бундестага а канцлеру в партиям с президенту в министрам

Обновлено: 25.04.2024

1. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
победа Германии во Франко-прусской войне:
а) 1871 г. +
б) 1889 г.
в) 1897 г.

2. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
отставка О. фон Бисмарка:
а) 1871 г.
б) 1889 г. +
в) 1882 г.

3. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
правление канцлера Бюлова:
а) 1901-1903 гг.
б) 1889 г.
в) 1900-1909 гг. +

4. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
аренда полуострова Шаньдун:
а) 1897 г. +
б) 1878 г.
в) 1871 г.

5. Что не относится к законам Бисмарка о социальном страховании рабочих:
а) пособие по старости
б) страхование по болезни
в) пособие по уходу за детьми +

6. Руководитель Социал-демократической партии Германии:
а) Маркс
б) Бебель +
в) Бисмарк

7. Для сельского хозяйства Германии 1890-х гг. не характерно:
а) уход крестьян в города на заработки
б) имущественное расслоение крестьян
в) расширение феодальных повинностей +

8. Что не относится к причинам быстрого экономического роста Германии:
а) внедрение иностранных технологий +
б) ограбление Франции
в) объединение страны

9. Члены нижней палаты парламента Германии:
а) избирались всенародно
б) назначались кайзером
в) избирались только мужчинами с 25-летнего возраста +

10. Кто являлся единственным общегерманским министром:
а) бундестаг
б) канцлер +
в) император

11. По конституции Германии ее императором мог стать только:
а) прусский король +
б) избранный ежегодно рейхстагом
в) австрийский император

12. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
создание Тройственного союза:
а) 1897 г.
б) 1882 г. +
в) 1883 г.

13. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
оккупация Шаньдунского полуострова:
а) 1897 г. +
б) 1882 г.
в) 1900 г.

14. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
подавление народного восстания в Китае:
а) 1883 г.
б) 1897 г.
в) 1900 г. +

15. Необходимо установить соответствие между событиями и датами истории Германии:
протекторат Германии над Юго-Западной Африкой:
а) 1883 г. +
б) 1882 г.
в) 1900 г.

16. Что не относится к законам Бисмарка о социальном страховании рабочих:
а) страхование по болезни
б) страхование по случаю увольнения за участие в забастовках +
в) страхование на случай увечья

17. Руководитель Социал-демократической партии Германии:
а) Бисмарк
б) Люксембург
в) Либкнехт +

18. Фирма Круппа не занималась производством этим:
а) оружия
б) электротехники +
в) железнодорожных рельсов

19. Что не относится к признакам единой Германии, созданной в 1871-1878 гг.:
а) единая почтовая система
б) единый свод уголовного законодательства
в) единый налог +

20. Члены верхней палаты парламента-рейхстага:
а) назначались кайзером
б) назначались правительствами монархий +
в) избирались всенародно

21. Конституция Германии была принята в:
а) 1871 г. +
б) 1870 г.
в) 1878 г.

22. Это не относится к полномочиям германского императора:
а) император утверждает все законопроекты
б) император не имеет права роспуска парламента +
в) император назначает рейхсканцлера

23. Социальное законодательство 80-х гг. XIX в. в Германии включало законы о страховании на случай:
Продолжите список:
а) болезни
б) старости и неспособности к труду
в) увечья +

25. Необходимо установить соответствие между терминами, названиями и их определениями:
канцлер:
а) борьба против Католической церкви
б) учение о мировом господстве германских народов
в) глава правительства в Германской империи +

26. Необходимо установить соответствие между терминами, названиями и их определениями:
пангерманизм:
а) глава правительства в Германской империи
б) учение о мировом господстве германских народов +
в) борьба против Католической церкви

27. Необходимо указать лишнее:
Быстрому развитию немецкой экономики в последней трети XIX в. способствовали:
а) отказ от затрат на производство вооружений +
б) использование новейших технических достижений
в) отторжение от Франции богатых железной рудой Эльзаса и части Лотарингии

28. По Конституции 1871 г. правительство было ответственно только перед:
а) союзным советом
б) рейхстагом
в) императором +

29. Высшая законодательная власть в Германской империи по Конституции 1871 г. принадлежала:
а) императору +
б) союзному совету
в) рейхстагу

30. Необходимо указать лишнее:
Быстрому развитию немецкой экономики в последней трети XIX в. способствовали:
а) объединение страны, формирование единого внутреннего экономического пространства
б) отказ от активной внешней политики, сосредоточение всех сил на внутригерманских проблемах +
в) контрибуции, уплаченные Германии Францией

Власть Германии: Канцлер, Правительство, Президент

Власть Германии: Канцлер, Правительство, Президент

Исполнительная власть Германии представлена Канцлером, Правительством и Президентом. В федеральный состав Правительства ФРГ входит Федеральный Канцлер и министры. Роль каждого из представителей того или иного уровня власти четко ограничена Конституционными нормами страны.

Избирательный процесс заключается в формировании Бундестага (Парламента) путём свободного голосования граждан страны. Система выборов смешанная. Каждый избиратель имеет два бюллетеня: с перечнем кандидатов их округа и с партийным списком. Для партий установлен 5% барьер. Места в Бундестаге распределяются между партиями пропорционально полученным результатам по партийным спискам. В депутаты Бундестага попадают выигравшие в своих округах представители партий, оставшиеся места заполняют депутаты списочного состава.

Депутаты Бундестага уполномочены избирать Канцлера. Процесс выборов на пост Федерального Канцлера проходит в три тура. Выдвигаемая Президентом и одобренная Бундестагом кандидатура возглавляет Правительство, утверждает списки кандидатов в министры и предоставляет их на рассмотрение Президенту. Канцлер осуществляет контроль за деятельностью министров, также в список его прямых обязанностей входит ведение векторной внешней и внутренней политики Республики. Фактически, в системе органов исполнительной власти данная должность наделена главенствующим статусом.

Исполнительная власть Германии функционирует согласно трехступенчатой системе. Представлена она министерствами (осуществление политических задач); ведомствами среднего звена (надзирательный орган); ведомствами низшего звена (исполнительные функции). Состав министров вправе осуществлять вверенные ему задачи по своему усмотрению (в рамках закона) и нести за принятые решения и последовавшие за этим последствия полную ответственность перед Федеральным Канцлером. В случае несоответствия кандидатов занимаемой должности их кандидатуры будут пересмотрены в личном порядке и заменены.

Правительство ФРГ напрямую зависит от Бундестага, который вправе вынести вотум недоверия Канцлеру (как прямому представителю Правительства), что может являться причиной отставки как Правительства, так и Канцлера. В обратном порядке, в случае возникновения спорных вопросов, угрожающих интересам благополучия страны, Канцлер имеет возможность выразить недоверие Бундестагу и требовать его роспуска посредством вынесения соответствующего решения Президентом.

Конституционно закреплёнными функциями Правительства ФРГ являются:

  • Осуществление контроля по воплощению в жизнь законопроектов, после их принятия Парламентом, путём рассмотрений и голосования;
  • Планирование векторов движения развития страны в политическом ракурсе;
  • Воплощение в жизнь процессов руководства государственно- важными делами и иными вопросами подобного уровня важности;
  • Осуществление контроля над деятельностью управленческих органов на местах;
  • Издание постановлений: общего характера, об исполнении законов, имеющих силу, равную законам.

Представители Правительства избираются на срок до 4 лет. Данный термин может быть сокращен в связи с несколькими факторами, а именно:

  • Уход в отставку, либо смерть Федерального Канцлера страны;
  • Утверждение нового состава Бундестага;
  • Выдвижение вотума недоверия, адресованного Федеральному Канцлеру;
  • В случае отклонения Бундестагом, выдвинутого Канцлером, вопроса о роспуске Бундестага Президентом.

Президент в Германии избирается путём выборов, проводимых Федеральным Собранием, на срок до 5 лет (допускается сохранение должности за одним человеком до двух сроков подряд). Обычно основной кандидатурой на пост главы государства является представитель победившей на гражданских выборах партии. Им вправе стать лицо, которое достигло сорокалетнего возраста и на протяжении, не менее чем десяти лет является гражданином страны, не имеющим судимости. Выборы главы государства проходят в три тура. Мероприятие проходит следующим образом:

В полдень в Берлине. в здании Бундестага начинается заседание Федерального собрания, которое открывает его президент. Федеральное собрание состоит из 1200-1250 человек. Это примерно 620 членов Бундестага и столько же представителей федеральных земель. Первый тур голосования начинается с поименного вызова каждого из них. Они покидают зал и получают избирательные бюллетени и конверты. После этого в специально установленных кабинах они отмечают в бюллетене фамилию кандидата в президенты, которого они решили поддержать. Голосующий кладет бюллетень в конверт и возвращается в зал заседаний, где стоят избирательные урны. Выборщик сдает избирательное удостоверение и опускает конверт в одну из урн. Первый тур длится примерно два с половиной часа. Президентом становится тот кандидат, который наберет в первом или втором туре голосования — абсолютное большинство голосов. Третий тур проводится, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, тогда результатом выборов становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Выбранный глава государства не имеет права находиться в составе Правительства, Парламента и Ландтага земель, а также занимать иную оплачиваемую должность. Функциональные обязанности Президента ФРГ включает в себя:

  • Назначение судей и министров;
  • Выдвижение кандидатуры Федерального Канцлера;
  • Подписание законов федерального характера.

Отстранение Президента от занимаемой должности возможно в случае наличия выдвинутых Бундестагом обвинений и принятия соответствующего решения Конституционным судом страны. Президент Германии с 23 марта 2012 года - Йоахим Гаук.

Бундесрат осуществляет представительство регионов на федеральном уровне, участвуя в законодательной и исполнительной деятельности. Правительство каждой из земель направляет в Бундесрат своих представителей, кроме того, в бундесрат входит 10 постоянных членов — представителей различных районов. Количество представителей земли зависит от количества населения на ней проживающем. Зачастую бундесрат выступает оппозиционно к Бундестагу, не пропуская законопроекты, ущемляющие права земель. Интересы земли при этом стоят у депутатов выше в приоритетах, чем партийные обязательства. Председатель бундесрата становится и.о. Президента, в случае если последний не может осуществлять свои обязанности.

В Германии законодательную инициативу проявляет Правительство, члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты Правительства отправляются в Бундесрат, который дает заключения, а затем в Бундестаг. Если законопроект инициирован Бундесратом, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

Эта статья о нынешнем парламенте Германии. Информацию о руководящем органе Германской Конфедерации с 1815 по 1866 год см. В Bundesversammlung (Германская Конфедерация) . Для других исторических парламентов Германии см Рейхстаг (значения) .

Оппозиция (311)

  • Федеральный конституционный суд
  • Права человека
  • Президент Германии
  • Франк-Вальтер Штайнмайер (ранее СДПГ )
  • Канцлер Германии ( список )
  • Ангела Меркель ( ХДС )
  • Вице-канцлер Германии
  • Олаф Шольц ( СПД )
  • Кабинет Меркель IV
  • Федеральные агентства
  • Бундестаг округа
  • Бундесрат
  • Vermittlungsausschuss
  • Gemeinsamer Ausschuss
  • Федеральное собрание ( Bundesversammlung )
  • Федеральный конституционный суд
  • Федеральные суды
  • Обычный
  • Административный
  • Фискальный
  • Труд
  • Социальное
  • Объединенный сенат
  • Другие суды
  • Государство ( Земля )
  • Министр-президент
  • Государственный парламент ( ландтаг ) сочинение
  • Regierungsbezirk
  • Район ( Крайс ) список
  • Коллективный муниципалитет ( Amt )
  • Муниципалитет ( Gemeinde ) список
  • Избирательная система
  • Политические партии
  • Референдумы
  • Выборы президента
  • Веймарская республика (1919–1933)
  • 1949 г.
  • 1954 г.
  • 1959 г.
  • 1964 г.
  • 1969 г.
  • 1974 г.
  • 1979 г.
  • 1984 г.
  • 1989 г.
  • 1994 г.
  • 1999 г.
  • 2004 г.
  • 2009 г.
  • 2010 г.
  • 2012 г.
  • 2017 г.
  • 2022 г.
  • 1867 (фев)
  • 1867 (август)
  • 1868 г.
  • 1871 г.
  • 1874 г.
  • 1877 г.
  • 1878 г.
  • 1881 г.
  • 1884 г.
  • 1887 г.
  • 1890 г.
  • 1893 г.
  • 1898 г.
  • 1903 г.
  • 1907 г.
  • 1912 г.
  • 1919 г.
  • 1920 г.
  • 1924 (май)
  • 1924 (декабрь)
  • 1928 г.
  • 1930 г.
  • 1932 (июль)
  • 1932 (ноя)
  • 1933 (март)
  • 1933 (ноя)
  • 1936 г.
  • 1938 г.
  • 1949 г.
  • 1953 г.
  • 1957 г.
  • 1961 г.
  • 1965 г.
  • 1969 г.
  • 1972 г.
  • 1976 г.
  • 1980 г.
  • 1983 г.
  • 1987 г.
  • 1990 г.
  • 1994 г.
  • 1998 г.
  • 2002 г.
  • 2005 г.
  • 2009 г.
  • 2013
  • 2017 г.
  • 2021 г.
  • Баден-Вюртемберг
  • Бавария
  • Берлин
  • Бранденбург
  • Бремен
  • Гамбург
  • Гессе
  • Нижняя Саксония
  • Мекленбург-Передняя Померания
  • Северный Рейн-Вестфалия
  • Рейнланд-Пфальц
  • Саар
  • Саксония
  • Саксония-Анхальт
  • Шлезвиг-Гольштейн
  • Тюрингия
  • Международные отношения по странам
  • Франция
  • Италия
  • Великобритания
  • Соединенные Штаты Америки
  • Россия
  • Международные отношения
  • Политика Европейского Союза
  • Виза
  • Заграничный пасспорт
  • Коммунизм
  • Консерватизм ( аграрный консерватизм )
  • Далеко справа
  • Либерализм
  • Социализм

Члены Бундестага являются представителями немецкого народа в целом и не связаны никакими приказами или инструкциями и несут ответственность только перед своим избирателем. [c] Минимальное законное количество членов Бундестага ( нем . Mitglieder des Bundestages ) - 598; [d] однако из-за системы нависания и уравнивания мест нынешний 19-й Бундестаг насчитывает в общей сложности 709 членов, что делает его самым большим Бундестагом на сегодняшний день.

Бундестаг избирается каждые четыре года гражданами Германии [e] старше 18 лет. [F] На выборах используется смешанная система пропорционального представительства , которая сочетает в себе выборные места по первым кандидатам с пропорциональным партийным списком . Досрочные выборы возможны только в случаях, указанных в статьях 63 и 68 Grundgesetz .

Бундестаг выполняет несколько функций. Вместе с Бундесратом Бундестаг составляет законодательную ветвь федерального правительства. Отдельные штаты ( Bundesländer ) Германии участвуют через Бундесрат в законодательном процессе, подобно верхней палате в двухпалатном парламенте, однако Grundgesetz [3] считает, что Бундестаг и Бундесрат отделены друг от друга. Тем не менее Бундестаг и Бундесрат вместе работают в законодательной сфере на федеральном уровне. Бундестаг также избирает исполнительную власть и несет ответственность за исполнительный надзор . Бундестаг также устанавливает федеральный бюджет .

С 1999 года он собирается в Рейхстаге в Берлине . [4] Бундестаг также действует в нескольких новых правительственных зданиях в Берлине и имеет собственную полицию ( Bundestagspolizei ). Действующим президентом Бундестага с 2017 года является Вольфганг Шойбле из ХДС . В 19-м Бундестаге пять вице-президентов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 задачи
  • 3 Срок избрания
  • 4 Выборы
  • 5 Результат выборов
  • 6 Список Бундестага по сессиям
  • 7 президентов с 1949 г.
  • 8 Членство
  • 9 Организация
    • 9.1 Парламентские группы
    • 9.2 Исполнительные органы
    • 9.3 Комитеты

    После роспуска Германской Конфедерации в 1866 году и основания Германской империи ( Deutsches Reich ) в 1871 году Рейхстаг был учрежден как немецкий парламент в Берлине, который был столицей тогдашнего Прусского королевства (крупнейшего и наиболее влиятельного государство как в Конфедерации, так и в империи). Спустя два десятилетия было возведено нынешнее здание парламента. Делегаты Рейхстага избирались прямым и равным голосованием мужчин (а не трехклассовой избирательной системой, существовавшей в Пруссии до 1918 года). Рейхстаг не участвовал в назначении канцлера до парламентских реформ октября 1918 года. После ноябрьской революции 1918 года.и принятие Веймарской конституции, женщинам было предоставлено право голосовать (и работать в нем) в Рейхстаге, а парламент мог использовать вотум недоверия, чтобы заставить канцлера или любого члена кабинета уйти в отставку. В марте 1933 года, через месяц после пожара Рейхстага , тогдашний президент Веймарской республики Пауль фон Гинденбург , герой войны в отставке, предоставил Адольфу Гитлеру высшую власть через Декрет о защите народа и государства и Закон о разрешении 1933 года. хотя Гитлер остался на посту канцлера федерального правительства (хотя и называл себя фюрером). После этого Рейхстаг собирался редко, обычно в Кроллопере.(Оперный театр Кролла), чтобы единогласно утвердить решения правительства. Последний раз он проводился 26 апреля 1942 года.

    С новой Конституцией 1949 года Бундестаг был учрежден как новый парламент Западной Германии. Поскольку Западный Берлин официально не находился под юрисдикцией Конституции, что является наследием холодной войны , Бундестаг собрался в Бонне в нескольких разных зданиях, включая (временно) бывшее водопроводное сооружение. Кроме того, из-за правового статуса города граждане Западного Берлина не могли голосовать на выборах в Бундестаг, а вместо этого были представлены 22 делегатами без права голоса [6], выбранными Палатой представителей , законодательным органом города. [7]

    В бывшем здании Рейхстага размещалась историческая выставка ( Fragen an die deutsche Geschichte ) и иногда использовалась как конференц-центр. Здание Рейхстага также иногда использовалось как место для заседаний Бундестага и его комитетов, а также Bundesversammlung (Федерального собрания), органа, избирающего Федерального президента Германии. Однако Советы резко протестовали против использования здания Рейхстага учреждениями Федеративной Республики Германии и пытались помешать заседанию летающими сверхзвуковыми самолетами рядом со зданием. [ необходима цитата ]

    С 19 апреля 1999 года парламент Германии снова собрался в Берлине в своем первоначальном здании Рейхстага , которое было построено в 1888 году по проекту немецкого архитектора Пауля Валлота и подверглось значительной реконструкции под руководством британского архитектора лорда Нормана Фостера . Парламентские комитеты и подкомитеты, общественные слушания и собрания парламентских групп проходят в трех вспомогательных зданиях, окружающих здание Рейхстага: Jakob-Kaiser-Haus , Paul-Löbe-Haus и Marie-Elisabeth-Lüders-Haus . [ необходима цитата ]

    Флаг Германского единства является национальным памятником объединения Германии , который был поднят на 3 октября 1990 года; он машет перед зданием Рейхстага в Берлине, резиденцией Бундестага

    Вместе с Бундесрат , Бундестаг является законодательной властью в немецкой политической системе .

    Хотя большая часть законодательства инициируется исполнительной властью, Бундестаг считает законодательную функцию своей самой важной обязанностью, концентрируя большую часть своей энергии на оценке и внесении поправок в законодательную программу правительства. Комитеты (см. Ниже) играют заметную роль в этом процессе. Пленарные заседания предоставляют членам возможность участвовать в публичных дебатах по стоящим перед ними законодательным вопросам, но обычно они посещаются только тогда, когда рассматривается важный закон.

    Если партия, выиграв одномандатные округа в одном штате, получает больше мест, чем она могла бы получить в соответствии со своей второй долей голосов в этом штате (так называемые выступающие места ), другие партии получают компенсационные места. Благодаря этому положению Бундестаг обычно насчитывает более 598 членов. В 19-м и нынешнем Бундестаге, например, 709 мест: 598 обычных и 111 нависающих и компенсационных мест. Выступающие места рассчитываются на уровне штата, поэтому добавляется гораздо больше мест, чтобы сбалансировать это между различными штатами, добавляя больше мест, чем было бы необходимо для компенсации нависания на национальном уровне, чтобы избежать отрицательного веса голосов . [12]

    Чтобы претендовать на места на основе доли голосов в партийном списке, партия должна либо выиграть три одномандатных округа посредством первых голосов, либо превысить порог в 5% вторых голосов по всей стране. Если партия выигрывает только один или два одномандатных округа и не набирает как минимум 5% вторых голосов, она сохраняет одномандатное место (а), но другие партии, которые выполняют хотя бы одно из двух пороговых условий, получают компенсационные сиденья. [12] В самом последнем примере этого, во время выборов 2002 года , то PDS выиграл лишь 4,0% вторых голосов по всей стране, но выиграл два избирательных округов в штате Берлин . [13] То же самое применимо, если независимый кандидат побеждает в одномандатном округе [12], чего не происходило после выборов 1949 года . [13]

    Если избиратель отдал первый голос за успешного независимого кандидата или за успешного кандидата, партия которого не смогла претендовать на пропорциональное представительство, его второй голос не засчитывается в счет пропорционального представительства. Однако это действительно влияет на то, превышает ли избранная партия 5-процентный порог. [12]

    Партии, представляющие признанные национальные меньшинства (в настоящее время датчане , фризы , сорбы и ромы ), освобождены от 5-процентного порога, но обычно участвуют только в выборах штата. [12]

    Бюллетень Бундестага на выборах 2005 года в округе Вюрцбург . Столбец для голосования по округу (с именем, профессией и адресом каждого кандидата) находится слева черным шрифтом; столбец для голосования по партийному списку (показывающий пять лучших кандидатов в списке в штате) находится справа синим шрифтом.

    Последние федеральные выборы прошли в воскресенье, 24 сентября 2017 года, для избрания депутатов 19-го Бундестага.


    ТАСС-ДОСЬЕ. 14 марта в Берлине состоится заседание Бундестага (парламент), на котором, как ожидается, канцлер Ангела Меркель будет переизбрана на четвертый срок. Голосование проводится в соответствии с законодательством после парламентских выборов, которые состоялись 24 сентября 2017 года.

    По их итогам первое и второе места заняли правящие партии - блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) и Социал-демократическая партия Германии. При этом они получили соответственно 33% голосов (самый низкий результат за 12 лет правления) и 20,5% (наихудший результат за всю историю партии).

    В связи с этим СДПГ решила уйти в оппозицию, а блок ХДС/ХСС вел консультации по формированию нового кабинета с другими политическими силами. Однако они зашли в тупик, и консенсуса христианским демократам удалось достичь все же с СДПГ лишь в феврале 2018 года.

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о процедуре голосования по кандидатуре на пост канцлера.

    Полномочия канцлера

    Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета - единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту - четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году - 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.

    Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).

    С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она - восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, пятый от ХДС и первая женщина, возглавившая правительство страны.

    Процедура выборов

    Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции - по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.

    Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, "за" должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.

    Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером ("канцлер меньшинства"), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.

    После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

    Срок выборов канцлера

    Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера - 23 дня - был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода - 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

    Итоги голосования прошлых лет

    До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них - с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр (ХДС) на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт (СДПГ) в 1969 году - на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт (СДПГ) в 1976 году и Гельмут Коль (ХДС) в 1994 году - на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер (СДПГ) в 2002 году - на три голоса больше (305).

    Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году - 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

    Читайте также: