Имеет ли право родитель ругать ребенка за оценки

Обновлено: 30.06.2024

В материале к родительскому собранию разъясняется родителям как правильно поступить с ребенком, если он получает плохие оценки. Можно ли его за это наказывать.

ВложениеРазмер
detey_nelzya_rugat_za_plohie_otsenki.docx 21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Детей нельзя ругать за плохие оценки

Почему очень многие дети ходят в школу, как на каторгу? Почему каждый день узнаешь в новостях о том, что какой-то ребенок совершил самоубийство из-за плохих оценок в школе, а главным образом из-за того, что родители слишком требовательно относятся к его успехам.

Самая лучшая тактика в деле мотивирования ребенка на учебу – поощрение результатов . Не стоит заострять внимание на неудачах ребенка: если ругать школьника за плохие оценки, у него постепенно развивается боязнь сделать ошибку – атихифобия. Этот страх может привести к тому, что ребенок будет настолько в себе неуверен, что забросит любые начинания, перестанет заниматься чем-либо, ведь, по его мнению, он все равно ничего не сможет сделать правильно, и, как следствие, ничего не добьется. Мотивация успеха у такого ребенка будет отсутствовать, что не сможет не сказаться на дальнейшей учебе.

Если же не акцентировать внимание на неудачах и почаще хвалить ребенка, то это положительно скажется на его самооценке и на дальнейших успехах. Ведь чем больше ребенок уверен в своих силах, тем большее удовольствие ему будет приносить решение разных задач. Поэтому похвала и поощрение – лучший метод воспитать успешного, уверенного в своих силах ребенка, который с удовольствием будет учиться и не отступит перед трудностями.
Причины плохой успеваемости в школе
Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:
Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
Плохие отметки могут стать следствием демонстративного поведения ребенка.
Ребенок находится в хроническом стрессе. Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
Родители придают завышенное значение отметкам.

Несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 .Успокойтесь. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомните самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от вас и другие проблемы. Если двойки появляются в дневнике ващего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же вы видите явное ухудшение на учебном фронте, попробуйте разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, ваш ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайтесь контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяйте его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясните малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожайте, а спокойно скажите, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойтесь выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать

Психологи в очередной раз предупреждают родителей, что детей нельзя ругать за плохие оценки. Многочисленные тесты и опросы показали, что родительская ругань не помогает детям лучше учиться, а лишь вселяет неуверенность в себе и отвращение к учебе.
Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

Нередко дети, руководствуясь не злым умыслом, а психологической защитой, винят в своей неуспеваемости учителя.


- Как поступить, если у ребенка действительно конфликт с учителем, и он считает, что ему специально занижают оценки?

- Учителя жалуются, что они вынуждены заполнять столько бумажек, что им не до детей…

- Заполнение документов – неотъемлемая часть жизни педагога. Это позволяет структурировать цели, задачи и содержание урока, что важно, особенно для молодых учителей. Учителю необходимо определить приоритеты, сделать урок интересным, личностно ориентированным. Но любые инструменты работают только в руках мастера, человека, которому интересно, который вдохновлен. И вдохновение не зависит напрямую от объема документации или, скажем, заработной платы. Если учитель действительно хочет учить, должен выполнять формальные требования, которые позволяют ему это делать.

Родителю важно понять, что больше всего интересует его ребенка, и постараться говорить на эту тему больше, чем о школе.

ЕГЭ без нервов

- Если у ребенка нет способностей к определенному предмету. И учитель хороший, и репетитора наняли, но математика никак не идет…

- Для того чтобы ребенок успевал по всем предметам - совершенно не нужно иметь уникальные способности. Школьные программы рассчитаны не на вундеркиндов, а на среднестатистических детей. И зачастую проблема кроется в отсутствии не способностей, а налаженного процесса учебы: последовательного усвоения знаний, которые дает школа и закрепления их во время домашней работы.

Конечно, ребенку бывает трудно справляться с определенной дисциплиной, и необходимы дополнительные занятия с педагогом. Но часто, ссылаясь на отсутствие способностей, родители пускают этот вопрос на самотек. Другой вопрос, в случае, когда мы точно видим, что у ребенка большая тяга, например, к литературе, а способности в математике невелики - не стоит от него требовать пятерок, участия в математических олимпиадах и 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету.

- Скоро дети как раз будут сдавать ЕГЭ, многие очень нервничают, боятся не набрать нужное количество баллов. Иногда это приводит к страшным трагедиям. Как правильно подготовится к экзаменам?

- Нужно поддержать ребенка, создать ощущение безопасности, дать понять - его любят вне зависимости от результатов ЕГЭ. Когда школьник знает, что его всегда поддержат и поймут – предэкзаменационное напряжение снижается. Сегодняшняя система подготовки к экзаменам, при условии хорошего задела и достойного отношения к учебе, вполне позволяет получить высокие баллы. На фоне душевного благополучия. Совсем избавить детей от переживаний невозможно, так как экзамен – это всегда стресс, а ЕГЭ


двойной, причем для всей школы. Ведь от его результатов во многом зависит будущее ребенка. Поэтому, с одной стороны, создайте условия, чтобы он обладал системными знаниями для сдачи экзамена, с другой, объясните, что оценка – не самоцель, недобор баллов – не трагедия всей его жизни. Всегда есть перспектива и множество вариантов самореализции: можно подать документы в несколько вузов, выбрать среднее профессиональное образование… Не стоит манипулировать чувством любви ребенка к родителям и создавать впечатление, что чем больше пятерок он принесет, тем больше любви получит.

Ну и в другую крайность – полную свободу и безразличие к результатам учебы школьника – бросаться тоже не надо.

- Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание, если да, то в какой степени? Ведь многие родители и задачи решают, и поделки мастерят до утра…

- Помогать - не значит делать за него. Есть предметы, которые ребенок может не сразу освоить. Здесь помощь родителей в первую очередь в психологической поддержке: быть рядом, помочь решить сложную задачу. Что греха таить, сегодня содержание многих учебных дисциплин подавляющему большинству взрослых просто недоступно. Не каждый вспомнит всю когда-то пройденную школьную программу. И не каждый эрудит в содержании всех школьных предметов. Однако это не значит, что нужно махнуть рукой. Например, если родитель не знает иностранного языка, он диалог вряд ли поддержит. Но ведь может взять учебник, диктовать на русском, а ребенок будет переводить, или задавать вопросы на русском и получать ответы на английском. Можно просто послушать, как школьник воспроизводит усвоенную информацию, обсудить ее, поискать вместе примеры из жизни, собственного опыта.

- Как вы считаете, проще ли найти хорошую работу и свое место под солнцем обладателям красных дипломов и золотых медалей? Говорят, наоборот - двоечники более ушлые и хорошо устраиваются…

- В поисках ответа на этот вопрос, проводилось немало исследований. И, как показали их результаты, красный диплом – не гарантия светлого будущего. Сейчас успех определяется не столько оценками, сколько способностью организовывать свою собственную жизнь, реализовывать на практике приобретенные знания, усваивать новое и гибко реагировать на изменяющиеся условия. Без этого медаль станет лишь украшением на полке. Поэтому сегодня старшеклассникам важно уметь самостоятельно учиться, определять цели и задачи в образовании и в жизни, стараться самим добывать информацию, связывать разные ее блоки воедино. Это гораздо важнее, чем просто честно отсидеть все уроки в школе.

Окончание учебного года – важный рубеж не только для школьников, но и для их родителей: у учеников начинаются долгожданные летние каникулы, а родители могут порадоваться тому, что их ребенок успешно перешел в следующий класс. Но всеобщую радость могут серьезно омрачить годовые оценки, если они окажутся не такими хорошими, как хотелось бы родителям. Что делать? Нужно ли ругать и наказывать ребенка за плохие отметки? На эти и другие вопросы обеспокоенных родителей отвечает наш эксперт.



– Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс­но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития – например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

– Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

– Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

– Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

– А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

– Если ребенок экономит свои силы, это не лень – это своеоб­разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений – например на компьютерные игры.

– Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий – например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

– Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

– Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

– Ирина Евгеньевна, что еще Вы можете посоветовать родителям, которые столкнулись с проблемой плохих годовых оценок?

– Оценки не должны быть самоцелью, потому что они не всегда отражают реальный уровень знаний. Плохие отметки – это не грех и не проступок, это симптом, который показывает, что на данном этапе ребенку трудно учиться. Плохие отметки не означают, что у ребенка нет способностей к учебе, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности. А если ругать его за отметки, то желание учиться и достигать успехов пропадет у него окончательно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить объём зннаний родителей о формах и методах решения проблем с детьми.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным .

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).

Вопрос к учителям:

- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Исходя из выше сказанного следует:

Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

Составьте план изучения предметов.

Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Читайте также: