Как снять с социального обслуживания агрессивного гражданина

Обновлено: 25.06.2024

Социальное обслуживание на дому граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании на дому, осуществляется отделением социального обслуживания на дому посредством предоставления установленных стандартом различных видов социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.

Потребители государственной услуги:

Социальное обслуживание на дому предоставляется: гражданам, частично утратившим способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальных услугах на дому принимается на основании следующих документов, необходимых для получения социальных услуг на дому:
а) документы, предоставляемые гражданином (или его законным представителем):

  • заявление гражданина или его законного представителя;
  • документы, удостоверяющие личность получателя социальных услуг;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя гражданина);
  • документы о месте жительства или пребывания, фактического проживания гражданина;
  • документы о составе семьи (при ее наличии) гражданина, доходах гражданина и членов его семьи (при наличии), и принадлежащего ему (им) имущества на праве собственности(при наличии), необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, за частичную плату или полную оплату;
  • заключение из медицинской организации о наличии (об отсутствии) у гражданина заболеваний предоставляющих опасность для окружающих;
  • гражданам, имеющим инвалидность — справка, подтверждающая факт установления инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида;
  • гражданам, проживающим в семьях близких родственников (имеющим близких родственников) или в одном населенном пункте с близкими родственниками: документы, подтверждающие факт отсутствия у близких родственников возможности оказывать им помощь и уход — копия справки подтверждающей инвалидность, или копия пенсионного удостоверения, или справка с места работы, при отсутствии документов — заявление с указанием причин, препятствующих оказанию близкими родственниками помощи и ухода;
  • сведения о месте проживания лица (лиц), обязанного (обязанных) содержать гражданина по закону (при наличии);

б) документы, предоставляемые уполномоченным органом:

  • акт обследования социально-бытовых условий проживания гражданина, составленный уполномоченным органом;
  • документы, запрашиваемые через систему межведомственного взаимодействия.

При необходимости специалистами Комплексного центра социального обслуживания населения может быть оказана помощь в оформлении необходимых документов.

Виды социальных услуг, предоставляемые в форме социальном обслуживании на дому:

Социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов — социальные услуги, вошедшие в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области.

Условия предоставления услуг в форме социального обслуживания на дому:

Социальные услуги в объемах, определяемых установленными стандартами, предоставляются гражданам на дому бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Социальные услуги предоставляются:

Бесплатно:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода;
  • одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников Великой Отечественной войны, не имеющим родственников, которые могут осуществлять за ними уход, социальные услуги в объемах определяемых индивидуальной программой в рамках стандарта оказываются бесплатно.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода гражданина (или семьи) и предельной величины среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно.

Частичная оплата:

  • Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход гражданина, его семьи превышает полуторную величину прожиточного минимума установленного для основных социально-демографических групп населения в Оренбургской области, но стоимость договора больше 50 % разницы между размером пенсии и полуторной величиной прожиточного минимума.

Полная оплата (по утвержденным тарифам):

  • Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за полную плату, если на дату обращения среднедушевой доход гражданина, его семьи превышает полуторную величину прожиточного минимума

Результат предоставления государственной услуги:

Результатом деятельности поставщика услуг является улучшение условий жизнедеятельности и (или) расширение возможностей гражданина самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В России среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, 63 процента составляют люди, судимые во второй, третий, четвертый раз. Но не все преступники движимы злой волей и холодным расчетом. Нередко преступление становится следствием социальной дезадаптации человека, связанной с нехваткой образования и трудовых навыков, алкоголизмом или наркотической зависимостью, безработицей, бездомностью и общим социальным неблагополучием. Приговор и наказание не меняют положения этих людей, и, отбыв срок, они вновь совершают преступление. Способ решить проблему - социальная реабилитация осужденных. В чем она состоит и насколько эффективна?

Развитие ответственности и самостоятельности - это то, что необходимо освободившимся на воле. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Развитие ответственности и самостоятельности - это то, что необходимо освободившимся на воле. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Обсудим тему с младшим научным сотрудником Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Ксенией Руновой.

Фото: iStock

Заключенным после освобождения нужна социальная адаптация

Какова потребность среди освободившихся из мест лишения свободы в социальной адаптации и что включает в себя это понятие?

Ксения Рунова: Дело в том, что в России достаточно длительные сроки лишения свободы. Если в европейских странах средний срок пребывания в местах лишения свободы, по данным на 2014 год, составляет около 10 месяцев, то в России это 25,5 месяца, причем в нашей стране сроки могут быть значительно более продолжительными, а свыше 60 процентов осужденных осуждены не впервые. Кроме того, достаточно длительное время подозреваемые и обвиняемые находятся в следственных изоляторах еще до приговора суда. Я говорю о длительности пребывания в колониях и СИЗО в связи с тем, что за долгое время человек привыкает к условиям и правилам исправительных учреждений, которые сильно отличаются от тех правил, по которым мы живем на свободе. Люди, долгое время находящиеся в исправительных учреждениях, привыкают к тому, что они должны во всем следовать указаниям сотрудников, которые решают все их проблемы и принимают за них решения: где работать, где учиться, где лечиться. Между тем развитие ответственности и самостоятельности - это то, что необходимо освободившимся на воле. Некоторые реабилитационные программы, например, в Великобритании и США, предполагают создание искусственных условий самоуправления заключенных. Их, конечно, контролируют, но и дают возможность почувствовать ответственность за свою жизнь. Социальная адаптация нужна заключенным после освобождения в том числе, чтобы помочь им снова стать самостоятельными.

Следующий момент - вредные привычки. Находясь в местах лишения свободы, человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, получает вынужденную ремиссию. Это означает, что доступ к ним либо вовсе невозможен, либо крайне затруднен. Однако лечением наркомании и алкоголизма в колониях и СИЗО практически не занимаются. Всего около 3 процентов осужденных по наркотическим статьям приговариваются судом к принудительному лечению в дополнение к лишению свободы, хотя есть основания полагать, что среди совершивших наркопреступления, людей, страдающих зависимостью, больше. Сами зависимые осужденные могут написать заявление о том, что хотели бы полечиться, но делают это редко. Лечение от наркозависимости и алкоголизма в тюремной системе трудно назвать эффективным. Лишь в единичных учреждениях можно встретить групповую психотерапию для зависимых, так же нет и заместительной терапии, которая применяется более чем в 50 странах, в случае зависимости от опиатов. Все это приводит к тому, что наркозависимые и зависимые от алкоголя вынужденно держат себя в руках, находясь в колониях, но после освобождения для них снова открывается целый мир запрещенных веществ. И вот в этот момент тоже важна социальная адаптация, помощь родных, психологов и социальных служб.

Есть также более частные истории. Например, сироты, освобождающиеся из мест лишения свободы. Они нередко сталкиваются с проблемами получения жилья, особенно если они не успели получить жилье до осуждения или в силу низкой юридической грамотности не знали о том, что есть какой-то срок для обращения по поводу квартиры, после которого они больше не имеют права на жилье. Таким образом, тут тоже нужна помощь социальных служб, психологов и юристов.

В центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе

Что касается потребности в социальной помощи, то в каждом регионе она разная. Региональные власти ведут учет освобождающихся и передают данные соответствующим органам по месту жительства. Количественно потребность в социальной поддержке оценить сложно, в том числе из-за неравномерного распределения исправительных учреждений по стране, поэтому заключенных переводят в другие регионы. А после освобождения мы не знаем точно, сколько из них останется, а сколько уедет туда, где они жили до осуждения, или к родственникам. Каких-то обязательных форм поддержки, кроме выплаты после освобождения в размере 850 рублей и оплаты проезда до места жительства, не предусмотрено.

Бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие

Какие организационные формы приобретает поддержка бывших осужденных со стороны государства и негосударственных некоммерческих организаций?

Ксения Рунова: После освобождения бывших осужденных ставят на учет в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). Контроль за ними осуществляют также и участковые. УИИ в основном занимаются освобожденными условно-досрочно и теми, кому заменили наказание более мягким видом, не связанным с лишением свободы. Основных форм поддержки со стороны государства несколько. Первая - это работа центров занятости. Освободившись, бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие в соответствии со своим стажем работы. Далее центры занятости могут предложить им вакансии, профессиональное обучение и обучающие мероприятия по профориентации. Вторая форма поддержки - центры социальной адаптации (ЦСА). ЦСА предоставляют временное жилье бездомным, оказывают помощь в восстановлении документов, юридическую помощь, предоставляют горячее питание, предметы первой необходимости. В отдельных регионах есть льготы для предприятий, которые трудоустраивают бывших осужденных.

Фото: iStock

Из каких источников осуществляется финансирование учреждений, помогающих бывшим осужденным?

Ксения Рунова: Финансирование центров занятости и ЦСА осуществляется из средств региональных бюджетов. Некоторые НКО тоже получают финансовую поддержку из бюджета. Также они получают гранты, например, президентский грант. Еще одним источником финансирования являются пожертвования граждан, в том числе в натуральном виде: люди приносят продукты и одежду.

Объем социальной поддержки бывшим осужденным недостаточен

В какой степени предложение услуг по социальной адаптации отвечает спросу?

Ксения Рунова: В нашем распоряжении есть данные за 2017-2018 годы из 14 регионов с самым большим числом пенитенциарных учреждений в России. Судя по этим данным, объем социальной поддержки, которая оказывается бывшим осужденным, является недостаточным. Например, в центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе. Только треть из них получают работу. Для сравнения: при работе с обычными гражданами центры занятости трудоустраивают в два раза больше обратившихся. На профессиональное обучение направляется в среднем только 7 процентов обратившихся в центры занятости бывших осужденных, из них трудоустраиваются не более 35 процентов. Что касается центров социальной адаптации, то оценить соотношение спроса и предложения сложно, потому что, во-первых, эти центры чаще всего принимают к себе не только бывших осужденных, а вообще всех бездомных, а во-вторых, потому что у нас нет статистики по нуждаемости освобождающихся осужденных в жилье. Судя по тому, что рассказывают сотрудники ЦСА, число нуждающихся во временном жилье превышает количество мест. Если мы говорим о материальной поддержке, то ее объем очень маленький. Ее оказывают только в некоторых регионах. Суммы выплат обычно тоже скромные. Так, в Кемеровской области осужденным единовременно выдали по 1200 рублей, а в Иркутской области по 3500 рублей.

В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление

Насколько эффективна социальная адаптация с точки зрения повторной преступности?

Ксения Рунова: Важным показателем здесь является то, что более 60 процентов людей, находящихся в местах лишения свободы, осуждены не впервые. В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление. В некоторых регионах, например в Республике Коми и Кемеровской области, этот показатель превышает 30 процентов, а в Красноярском крае и Иркутской области - 10-12. В целом, это не так много. Однако, по моему мнению, необходимо продолжать вести статистику еще несколько лет после освобождения, как это делают в других странах, например, в США, Великобритании и Нидерландах. Возможно, эти данные существуют и в России, но нам они не доступны.

Фото: iStock

С какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации программ социальной адаптации бывших осужденных?

Ксения Рунова: Представители региональных властей называют несколько наиболее серьезных трудностей, с которыми они сталкиваются в работе с бывшими осужденными. Трудоустройство освободившихся из мест лишения свободы осложнено тем, что осужденные за время отбывания наказания часто теряют профессиональные навыки и мотивацию к труду. ТПредставители региональных властей также отмечают недостаток органов социальной поддержки, таких как центры социальной адаптации. По словам региональных властей, из-за пробелов в законодательстве им трудно системно заниматься социальной адаптацией бывших осужденных. В частности, они говорят о необходимости принятия рамочного федерального закона о ресоциализации бывших осужденных. Кроме того, необходимо внести в статью 24 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" в качестве категории людей, нуждающейся в социальной адаптации, категорию "лица, освободившиеся из мест лишения свободы". Законодательного регулирования требует и квотирование рабочих мест для бывших осужденных.

Объем материальной помощи бывшим заключенным ничтожно мал

Вчерашний зэк может получить безвозмездную материальную помощь от государства? И если да, то каковы гарантии, что он этой помощью распорядится рационально, а не пропьет, например?

Ксения Рунова: Бывшие осужденные действительно могут получить материальную помощь от социальных служб регионов, но на деле объем этой помощи ничтожно мал. Люди, претендующие на такую помощь, должны предоставить сведения о своих доходах, то есть доказать, что они находятся в трудной жизненной ситуации. Пропить эти деньги бывший заключенный, конечно, может. Поэтому так важна организация лечения от алкоголизма в период отбывания наказания.

Вышедшие из тюрьмы люди обязаны встать на учет в полиции. Зачем нужна система учета и что она собой представляет?

Ксения Рунова: Система учета нужна главным образом для того, чтобы не произошло рецидива. В частности, участковый должен с определенной периодичностью обходить людей, которые находятся на учете, смотреть, в каких условиях они живут, работают ли они. Те, кого освободили с ограничением свободы или условно-досрочно, должны отмечаться регулярно в уголовно-исполнительных инспекциях, соблюдать комендантский час, не попадать в неприятности. Это нужно для того, чтобы контролировать местонахождение осужденного, его образ жизни, дать ему шанс попробовать пожить свободной жизнью. В теории участковые и сотрудники УИИ могут помочь с трудоустройством, но на практике у них слишком большая нагрузка, чтобы заниматься еще и этими вопросами.

Фото: iStock

Чем может помочь бывшему заключенному некий государственный специализированный центр?

Ксения Рунова: Это сложный вопрос. Здесь можно пойти двумя путями: выделять больше субсидий НКО и создавать отдельные региональные учреждения, занимающиеся социальной адаптацией, или создать федеральный государственный орган, который мог бы сделать такую помощь более централизованной. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Первый лишен недостатка, связанного с излишней бюрократией, но он может быть более сложным для самих заключенных, которые не всегда знают, куда им обращаться. Грубо говоря, для того, чтобы восстановить документы, им надо идти в один орган, для того, чтобы получить одежду, - в другой, для трудоустройства - в третий. Только что освободившимся осужденным сложно ориентироваться во всем этом. Мне кажется хорошей идеей создать в регионах ЦСА конкретно для освободившихся из мест лишения свободы при тесном сотрудничестве с региональными управлениями ФСИН и центрами занятости, как это делается, например, в Красноярском крае, где с запросами именно этой категории граждан работают ЦСА.

Между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности

В какой медицинской помощи чаще всего нуждаются бывшие заключенные и как организована эта помощь?

Ксения Рунова: В России заключенные часто болеют социально опасными заболеваниями, такими как туберкулез, ВИЧ-инфекция, гепатиты B и С. Освободившись, бывшие осужденные могут обратиться в обычную больницу и встать там на учет. Исправительные учреждения должны сообщать в медицинскую организацию по месту жительства заключенного, если он состоял на диспансерном учете и проходил лечение в местах лишения свободы. Бывшие осужденные могут обратиться в любую другую медицинскую организацию. Основной сложностью в организации медицинской помощи бывшим заключенным не только по социально опасным заболеваниям, но и по всем остальным здесь является то, что между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности. То есть у бывших заключенных часто бывают проблемы с тем, чтобы получить свои медицинские документы из исправительного учреждения для того, чтобы продолжить лечение на свободе. Перерыв в лечении, вызванный несогласованной работой двух ведомств, может ухудшить состояние здоровья бывшего осужденного.


Ксения Рунова - младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Окончила в 2016 году факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета, с 2016 по 2017 год училась на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, защитила магистерскую диссертацию о профессиональной автономии тюремных врачей в России и получила магистерскую степень по специальности Russian Politics & Society в King`s College London в 2019 году.

С 2017 года работает в Институте проблем правоприменения, занимается исследованиями российской пенитенциарной системы, а также ресоциализации заключенных после освобождения из мест лишения свободы.

О предоставлении социальных услуг в надомной форме обслуживания

Особое место в системе социального обеспечения населения занимает социальное обслуживание. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме. Услуги могут предоставляться гражданам бесплатно за частичную или полную плату.

Согласно Закону социальная услуга – это действие в сфере социального обслуживания граждан по оказанию им разовой, периодической или постоянной помощи с целью улучшения их условий жизнедеятельности и расширения у них возможности обеспечивать свои основные жизненные потребности самостоятельно.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении.

- лица, которые не могут самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста;

- семьи, воспитывающие ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

Граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, могут получать следующие социальные услуги:

социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.

- сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;

- доставка воды, топка печи (при проживании гражданина в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);

Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, то в зависимости от состояния здоровья ему могут быть предоставлены следующие услуги:

- психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;

- помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями), и др. услуги. Социальные услуги в форме на дому предоставляются гражданам в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2014 № 417 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг на дому получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Хабаровском крае"

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

г) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

д) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- получателям социальных услуг, среднедушевой доход которых на дату обращения, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных

Граждане, у которых доход превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленную в крае, могут получать социальные услуги за плату.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, устанавливаемой законом Хабаровского края.

Например: сумма среднедушевого дохода одинокого пенсионера равна 17,0 тыс.руб. (учитывается только размер его дохода, т.к. нет других членов семьи, имеющих доход), прожиточный минимум, установленный в крае для пенсионеров составляет 10 744 руб. (на 05 сентября 2018 г.), полуторный размер будет составлять 10 744 * 1,5 = 16 116 руб.

Если доход гражданина меньше или равен 16 116 руб., то социальные услуги ему предоставляются бесплатно.

С вопросом о предоставлении социального обслуживания может обратиться как сам нуждающийся, так и другой человек или организация. Независимо от того, кто подал запрос, согласие самого гражданина обязательно. Если человек одинок и маломобилен, то после обращения, например, соседей, для оформления заявления специалист социальной службы (социальный работник) посетит его на дому.

- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- удостоверение или иной документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края;

- документы о составе семьи получателя социальных услуг (при ее наличии), доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при ее наличии) и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения размера платы за предоставление социальных услуг (данный документ может быть представлен по собственной инициативе гражданина или его законным представителем, либо запрашивается поставщиком социальных услуг в государственных органах и органах местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия).

Вам составят индивидуальную программу, в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг и прочее.

Индивидуальная программа получателя социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению.

Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе, в дневное время суток.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей граждан. Кроме этого, граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг, ими могут быть государственные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие, некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Договор о предоставлении социальных услуг на дому заключается в течение суток с даты представления получателем социальных услуг индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг на дому являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг.

- письменное заявление получателя социальных услуг или его представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;

- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и (или) индивидуальной программой;

- смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;

По вопросу признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании следует обращаться в комплексные центры социального обслуживания по месту жительства:


VIII. Социальный пакет долговременного ухода

38. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, бесплатно.

39. Социальный пакет долговременного ухода включает социальные услуги, обеспечивающие гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

40. К социальным услугам, обеспечивающим гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, относятся:

1) социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в постороннем уходе:

а) помощь в приеме и приготовлении пищи (в том числе осуществление кормления) гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять прием пищи;

б) обеспечение питанием граждан, нуждающихся в питании, в период их нахождения в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе в отделениях (центрах) дневного пребывания (далее - отделение дневного пребывания), в соответствии с утвержденными нормативами;

в) обеспечение отдыха (сна) гражданам, нуждающимся в отдыхе (сне), в период их нахождения в отделении дневного пребывания;

г) помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур (осуществление ухода) гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять уход за собой;

д) помощь в передвижении (перемещении) граждан, не способных по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) обеспечивать свою мобильность, в том числе в прогулке;

е) консультирование по социально-бытовым вопросам;

ж) обеспечение присмотра за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) ориентироваться или контролировать свое поведение (с целью обеспечения их безопасности);

2) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья граждан, нуждающихся в постороннем уходе:

а) обеспечение наблюдения за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья);

б) помощь в приеме лекарственных средств (контроль за их приемом), помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации;

в) помощь в выполнении медицинских рекомендаций (назначений) (контроль за их выполнением);

г) помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности;

д) консультирование по социально-медицинским вопросам;

3) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, нуждающихся в постороннем уходе, имеющих ограничения жизнедеятельности:

а) обучение навыкам пользования средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) обучение альтернативной и дополнительной коммуникации;

в) общение (выслушивание, подбадривание, мотивирование) в целях создания комфортной среды, предотвращения возможных неблагоприятных ситуаций, устранения раздражающих факторов;

г) проведение социально-реабилитационных мероприятий;

д) содействие общению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с их родными и близкими.

41. К социальному сопровождению в рамках социального пакета долговременного ухода относится деятельность по осуществлению содействия гражданам, нуждающимся в постороннем уходе:

1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:

а) специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;

б) проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;

в) диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

г) проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;

2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств гражданам, имеющим право на их бесплатное получение;

3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;

4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;

5) в получении реабилитации (абилитации) гражданами, имеющими право на ее получение.

42. Социальные услуги, не входящие в социальный пакет долговременного ухода, в том числе социальные услуги, сопутствующие предоставлению ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, во всех формах социального обслуживания предоставляются получателям социального пакета долговременного ухода в соответствии с их индивидуальной нуждаемостью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".

43. Объем предоставляемых гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с установленными параметрами и уровнем нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода исходя из индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе и времени, затрачиваемого работниками организаций социального обслуживания, осуществляющими уход, и измеряется в часах (в месяц, в неделю, в день).

44. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого в форме социального обслуживания на дому в рамках системы долговременного ухода, составляет от 7 до 28 часов в неделю.

45. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого (по выбору гражданина) в сочетании формы социального обслуживания на дому с полустационарной формой социального обслуживания, составляет не менее 28 часов в неделю.

46. При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 7 до 14 часов в неделю.

47. При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 14 до 21 часа в неделю.

48. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 21 до 28 часов в неделю.

49. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе, превышающего объем социального пакета долговременного ухода, уход за гражданином (по выбору гражданина) обеспечивается посредством предоставления ему социального пакета долговременного ухода и социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе с применением технологий социального обслуживания, включая стационарозамещающие, а также различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, либо в стационарной форме социального обслуживания на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

50. График предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход.

51. Предоставление социального пакета долговременного ухода осуществляется в соответствии с правилами, включающими наименование социальных услуг и стандарты их предоставления, определяемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

52. Субъекты Российской Федерации не могут предоставлять социальные услуги взамен социального пакета долговременного ухода. Объем социального пакета долговременного ухода не может быть меньше объема, предусмотренного пунктами 44, 45 настоящей модели.

53. При предоставлении социального пакета долговременного ухода, предусматривающего посещение отделений дневного пребывания, гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно посещать данные отделения, обеспечивается социально-бытовая услуга по подвозу (сопровождению) их от места жительства или места пребывания до отделения дневного пребывания и обратно на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

Читайте также: