Имеет ли право президент сша распустить парламент

Обновлено: 04.07.2024

Первая конституция Штатов получила название "Статей конфедерации" (1787 г.)[1][1]. Она создавала не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял "суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право", имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию.

Статус президента США по Конституции 1787 года, - был первым опытом строения исполнительной власти Соединенных Штатов Америки, страны – являющей в настоящее время лидером на мировой арене. Поэтому интересно и важно рассмотрение статуса исполнительной власти, ее строения и генезиса.

Статус президента по конституции США 1787 года

Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.

Министерства возникали постепенно. При Д. Вашингтоне их было всего три: внутренних дел и внешних сношений: военное, финансовое[2][2].

В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты).

Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый законопроект).

Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат. Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь[3][3].

В то же время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате.

Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения.

Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс обладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишен возможности давления на конгресс.

Назначение на все важные посты президент производит с согласия сената, на менее важные - палаты представителей. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.

Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со сроками выборов.

Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков.

В ходе подготовки и принятия Конституции США 1787 года, многие депутаты предлагали сделать президентуру пожизненной, чтобы в максимальной степени приблизить ее к положению конституционного короля (по типу английского).

Многие члены учредительного конгресса ("конституанты") предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надежнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на историческом опыте. Ссылались, в частности, на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. С другой стороны, имелся опыт избрания губернаторов штатов путем "народного голосования" (например, в Нью-Йорке), оказалось, что на такие выборы можно влиять.

После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно опущено право переизбрания президента на новый срок.

Д. Вашингтон рассуждал так: президент, которого заботят будущие выборы, руководится не столько интересами страны, сколько желанием быть популярным[4][4].

Однако, первый президент США Дж. Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру во второй раз, но не более, создав тем самым прецедент, продержавшийся более 130 лет и ныне закрепленный в законе: два срока президентства являются максимальными.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А, Крашенниковой. Ч. 1, 2. – М., 1999.

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.Е. Чиркина. – М., 1997.

Правовая хрестоматия. Вып. 2. Государство, право и полиция дореволюционной России: Учебное пособие / Кофман Б.И., Миронов С.Н., - Казань, 1998.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – М.: Юристъ, 2000.

[1][1] Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.Е. Чиркина. – М., 1997. - С.322.

[2][2] История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А, Крашенниковой. Ч. 1, 2. – М., 1999.- С.211.

[3][3] История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А, Крашенниковой. Ч. 1, 2. – М., 1999. – С.213.

[4][4] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – М.: Юристъ, 2000. – С.172.

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 8271
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Из-за пандемии коронавируса в самоизоляции оказались и американские конгрессмены. Но в отличие от своих зарубежных коллег они не придумали, как продолжать голосовать по важным законопроектам и должностям удалённо. В результате возник вакуум законодательной власти: более дюжины кандидатов на ключевые государственные посты не могут приступить к своим обязанностям без одобрения конгрессом. Президент Дональд Трамп пригрозил распустить законодательный орган, если в ближайшее время на Капитолийском холме не решат эту проблему.

После того как конгресс проголосовал за пакет помощи американской экономике стоимостью $2 трлн в конце марта, законодатели разъехались по домам. На днях стало известно, что их самоизоляция продлится как минимум до 4 мая. Это разозлило Трампа, который пригрозил воспользоваться своим правом распустить обе палаты конгресса, если тот не приступит к своим обязанностям.

Дело в том, что все назначенцы лидера на ключевые посты должны получить одобрение сената. Если он по каким-то причинам не может собраться, то президент получает право утверждать кандидатуры чиновников без него. Но сенат занял промежуточную позицию: не рассматривая вопросы по существу, он всё же продолжает проводить онлайн-заседания для проформы. И так как обе палаты конгресса формально не прерывают работу, глава государства не может воспользоваться исключительными полномочиями.

Сенат должен либо исполнять свои обязанности и проголосовать за моих номинантов, либо я распущу его, чтобы самому утвердить назначения, — заявил Трамп. — У нас огромное количество людей, ждущих возможности присоединиться к правительству. Сегодня больше, чем когда-либо, из-за вируса и связанных с ним проблем.

В лист ожидания входят примерно 15 человек. Незаполненными остаются вакансии директора национальной разведки, двух членов управления Федерального резерва, заместителя министра сельского хозяйства и несколько должностей в Департаменте внутренней безопасности, отвечающем за борьбу с пандемией коронавируса.

В США назрел конституционный кризис

Stefani Reynolds/CNP/AdMedia/Global Look Press

Дональд Трамп часто приписывает себе несуществующие полномочия, но на этот раз он не ошибся: президент США действительно имеет право распустить обе палаты конгресса. Согласно второй статье третьей части конституции страны, глава государства в исключительных случаях может созвать обе палаты конгресса или одну из них, а также временно распустить их, если между ними возникает несогласие. Таким образом, если сенат подчинится призыву лидера к самороспуску, а палата представителей — нет, это можно будет трактовать как несогласие и распустить обе. Впрочем, это президентское право ещё никогда не применялось, и юристы сомневаются, что у главы Белого дома найдутся основания на этот раз.

Парламенты некоторых стран уже проводят голосования удалённо, и закон не запрещает американским законодателям последовать их примеру. Напротив, в конституции сказано, что конгресс сам устанавливает регламент своей работы, главное, чтобы собрался кворум.

Республиканцы в сенате обсуждают возможность утверждать кандидатов через переписку и телефонные звонки. Согласно этой процедуре, кандидат получит по почте вопросы, которые обычно задают в ходе живых слушаний, ответит на них в письменном виде, а затем переписка будет обнародована. Если у конгрессменов возникнут дополнительные вопросы, они могут провести серию телефонных звонков. Приоритет будет отдаваться тем кандидатам, назначение которых, скорее всего, не вызовет споров, например карьерным дипломатам, претендующим на должности послов.

Но демократы отказались следовать этой процедуре. Одним из них был влиятельный член сенатского комитета по международным отношениям Боб Менендес. Его официальный представитель пояснил, что многие из трамповских назначенцев — слишком спорные фигуры, чтобы одобрять их без настоящих слушаний.

В то время как сенатор Менендес стремится заполнить вакансии, необходимые для адекватного ответа COVID-19, он не согласен на автоматическое одобрение кандидатов без должной проверки, — уточнил пресс-секретарь Менендеса.

Опасения конгрессменов вполне оправданны. Более 50 из них либо заразились коронавирусом, либо оказались на карантине, так как контактировали с заболевшими. Большинство из них уже вне подозрений, но двое членов палаты представителей всё ещё не могут выходить из дома: у одного — положительный тест на COVID-19. Любая попытка собраться в полном составе может привести к новой волне заболеваний и карантину, снова парализовав работу органа.


Соединенные Штаты Америки - президентская республика. При такой форме правления роль главы государства очень велика. Он наделен большими правами и возможностями, хотя его власть, как в любой демократической стране, ограничена законодательными и судебными органами. В статье мы рассмотрим, каковы полномочия президента США, как проходит его избрание и каким требованиям должны соответствовать кандидаты на этот высший государственный пост. Также сравним объем прав российского и американского президентов.

Правовой статус полномочий президента США

Белый дом - резиденция президента

Президент США является руководителем государства и возглавляет исполнительную власть в стране. Правительства как такового в Америке не существует, равно как и должности премьер-министра. Вместо этого есть кабинет министров, члены которого назначаются президентом сразу после выборов и обладают лишь совещательной функцией. Фактически они являются только советниками главы государства: могут высказывать свои пожелания и мнения по тому или иному вопросу, однако окончательное решение все равно остается за первым лицом страны.

Кто может избираться на пост президента США

Претендовать на должность президента, согласно Конституции, может только гражданин США, который родился в этой стране и прожил в ней не менее 14 лет подряд. На момент избрания он также должен жить на территории американского государства. Конституцией определена нижняя возрастная планка кандидата. Она составляет 35 лет. Верхней границы предельно допустимого возраста на законодательном уровне не существует.

Срок полномочий президента США - 4 года. Этот пост один и тот же человек может занимать не более двух раз, причем, неважно, подряд или с перерывом.

Неформальные требования

Помимо требований, предусмотренных Конституцией, которым в обязательном порядке должен соответствовать претендент на главную должность страны в США, можно выделить также неофициальные.

Президент должен быть представителем одной из двух ведущих американских партий (демократической или республиканской) и должен быть предварительно избран ее членами. Человек, не принадлежащий ни к какой политической структуре, почти не имеет возможности занять должность главы государства, хотя законом это не запрещено и такие прецеденты в истории Америки случались.

Очень важен моральный облик потенциального руководителя страны. Так, наличие крепкой семьи и нескольких детей существенно повышает шансы на победу в предвыборной гонке.

Будущему президенту желательно иметь привлекательный внешний вид, хорошую физическую форму, крепкое здоровье, быть бодрым и энергичным. Он должен производить на избирателей впечатление сильного, уверенного и обаятельного человека, которым американский народ мог бы гордиться, ведь президент представляет страну на международной арене.

Он не должен быть публично уличен во лжи. Если выяснится, что кандидат на пост президента сказал неправду, то это сведет его шансы быть избранным практически к нулю.

Далее рассмотрим полномочия и порядок избрания президента США.

Права и обязанности президента США

Как уже было сказано, глава американского государства обладает большим спектром прав. Основные полномочия президента США обозначены в Конституции. Однако в реальности они гораздо шире. Помимо юридически закрепленных, существуют также права, которые не обозначены в главном документе страны, но негласно предусмотрены, например, в силу отсутствия соответствующих законодательных норм. Также есть полномочия, переданные главе исполнительной власти законодательным органом.

  1. Президент (с согласия Конгресса) назначает чиновников на высшие гос. посты. Это, как правило, представители той же партии, к которой принадлежит и он сам. В промежуток между сессиями Парламента президент единолично может поставить человека на определенный пост, который тот будет занимать до завершения следующего заседания Конгресса. Процедура увольнения законодательно не прописана, поэтому право лишить человека занимаемой должности также принадлежит главе государства, однако его решение должно быть обосновано. Контрольные полномочия президента США проявляются в том, что он может потребовать письменный отчет от должностного лица любого уровня о его деятельности.
  2. Президент отвечает за безопасность в стране. Он является главнокомандующим армии: под его началом находятся сухопутные войска и флот. Кроме того, все сотрудники полиции в случае их призыва на военную службу также переходят в подчинение президенту. Не обладая правом объявления войны (это прерогатива Конгресса США), тем не менее глава государства может ввести войска в любую страну на срок до трех месяцев, а по истечении данного времени попросить разрешение у парламента на продолжение боевых действий. Также именно президенту принадлежит право вводить в стране в случае необходимости чрезвычайное положение, равно как и отменять его.
  3. Обширными полномочиями президент США обладает в сфере внешней политики. Он представляет страну на мировой арене, проводит переговоры с главами государств и заключает международные соглашения, которые, правда, должны быть одобрены 2/3 Конгресса. Также именно президент назначает тех, кто будет отстаивать интересы США в других странах (консулов, послов и т. д.) и будет заседать в международных организациях.
  4. Конгресс, представляя законодательную власть в стране, не подчиняется главе государства, однако последний имеет право созывать внеочередные заседания парламента в случае экстренных внутри или внешнеполитических ситуаций. Причем приоритет выбора даты и времени такого заседания принадлежит президенту. Также глава исполнительной власти обладает правом вето по отношению к любым законопроектам (биллям), который принимает Конгресс. Он их может не подписать и вернуть на доработку или отклонить окончательно. Президент обращается с регулярными посланиями к парламенту. В них он озвучивает свой политический курс - то направление, в котором страна должна двигаться.
  5. Полномочия президента США по Конституции имеются и в области судебной системы. Он назначает федеральных судей, хотя ему при этом необходимо получить одобрение Конгресса. Также президент обладает правом помилования, амнистии и отсрочки приговора в отношении лиц, совершивших государственные преступления. Исключение составляют лишь дела, касающиеся импичмента, когда обвинение выдвинуто или самому лидеру страны, или кому-то из должностных лиц любого уровня.
  6. Бюджетные полномочия президента США заключаются в том, что он предоставляет Парламенту проект гос. бюджета на следующий год.

Заседание Конгресса США

Процесс избрания

Можно выделить несколько стадий этого процесса. Вначале человек, который будет претендовать на пост президента, избирается внутри той политической партии, к которой принадлежит. Это называется праймериз. Поскольку в Америке 2 основные политические партии (демократическая и республиканская), то и кандидатов в президенты, как правило, тоже бывает 2. Каждый из них выдвигает своего представителя на должность вице-президента, которого должен одобрить съезд. Претенденты на 1-й и 2-й посты страны идут вместе на протяжении всего предвыборного процесса.

Далее начинается самое интересное. Кандидаты ездят по стране, общаются с народом, агитируют людей, привлекая известных деятелей спорта и шоу-бизнеса, а также устраивают между собой дебаты.

В США выборы двухступенчатые и не прямые, а косвенные, то есть за того или иного кандидата отдают свои голоса не непосредственно граждане страны, а так называемая коллегия выборщиков, которая создается во всех административных округах. Членов этого органа определяет Законодательное собрание или выбирают жители каждого штата из числа местных наиболее заметных общественных деятелей. При этом число выборщиков должно соответствовать количеству представителей конкретного штата в Конгрессе.

Сами выборы проходят в первой половине декабря. Отдельно голосуют за президента и за вице-президента. Победителем в предвыборной гонке становится кандидат, набравший абсолютное большинство, то есть свыше половины голосов всех выборщиков. Если этого не произошло и ни один претендент на президентское кресло не набирает нужного числа голосов, тогда глава государства избирается Конгрессом.

Вступление в должность

инаугурация президента Дональда Трампа

Президент официально вступает в должность 20 января, через месяц после своей победы на выборах. Такой временной отрезок дается вновь избранному главе государства для того, чтобы он успел определиться с кандидатурами чиновников, которых по Конституции должен назначить.

На торжественной церемонии - инаугурации - президент произносит клятву, в которой обещает уважать и защищать Конституцию страны, а также добросовестно исполнять свои обязанности.

Причины досрочного прекращения полномочий американского президента. Импичмент

Прекращение полномочий президента в США по Конституции возникает не только после естественного завершения 4-летнего срока, на который он был избран, но и по другим причинам.

  1. Физическая смерть (в истории США были 4 президента, которые умерли естественной смертью - это Ф. Рузвельт, Тейлор, Гаррисон и Гардинг, и столько же было убито - Кеннеди, Линкольн, Гарфилд и Мак-Кинли).
  2. Отставка (предполагает добровольный уход с президентского поста). Таким способом воспользовался пока только единственный президент - Никсон, однако его вынудили принять это решение под угрозой импичмента.
  3. Отстранение от должности Сенатом посредством процедуры импичмента. Такие попытки в отношении нескольких президентов предпринимались (Билл Клинтон - самый известный и сравнительно недавний пример), однако ни одна из них не была доведена до конца. Основными причинами отстранения являются тяжелые уголовные преступления, взяточничество и государственная измена. Процедура импичмента следующая. Палата представителей выдвигает обвинение и собирает доказательства, а затем передает дело в Сенат, который превращается в судебный орган и принимает окончательное решение (путем голосования его членов) о прекращении или возобновлении полномочий президента США.

президент Билл Клинтон

Заработная плата президента

Размер зарплаты главы государства США четко установлен и неизменен на протяжении всего президентского срока конкретного лидера страны. С 2009 года и по сегодняшний день он составляет 400 тыс. долларов в год (без учета налогового вычета). Причем в эту сумму не входят командировочные и денежные средства на другие необходимые расходы.

Нынешний американский президент, Дональд Трамп, являясь крупным бизнесменом, отказался от получения положенного ему по закону жалования.

Когда возникла должность президента (историческая справка)

Джордж Вашингтон - первый президент США

17 сентября 1787 года в США приняли Конституцию, которая действует с небольшими изменениями и по сей день. В ней была зафиксирована должность президента - главы исполнительной власти, и прописан круг его полномочий. Первым лидером страны стал Джордж Вашингтон в 1789 году. До этого понятие президент использовалось применительно к председателю Континентального Конгресса, на котором собрались представители американских колоний, чтобы принять Декларацию Независимости.

Вице-президент США

Должность вице-президента в Америке не является особо значимой. Несмотря на то что формально он - второе лицо в государстве, но в реальности полномочия вице-президента США невелики. Об этом свидетельствует и тот факт, что мало кто знает, как зовут человека, находящегося на данном посту сейчас (Майкл Пенс), также не были популярны имена тех, кто занимал эту должность ранее.

вице-президент США Майкл Пенс

Основной функцией вице-президента является замещение первого лица страны в случае различных форсмажорных ситуаций: смерти или болезни президента, невозможности им исполнять свои обязанности, его добровольной отставки или в результате отстранения президента от должности Конгрессом.

Требования к вице-президенту такие же, как и к президенту. Он обязательно должен быть старше 35 лет, являться гражданином США и проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в отличие от лидера страны, время пребывания на должности у вице-президента не ограничено двумя четырехлетними сроками - оно может быть и больше.

Первое и второе лица страны обязательно должны выдвигаться от одной политической партии, однако, что существенно, представлять ее интересы в разных штатах. Кандидатуру вице-президента предлагает кандидат в президенты, а голосует за нее также коллегия выборщиков.

Церемонию инаугурации вице-президент проходит вместе с президентом, в 12 часов дня 20 января. Здесь можно отметить следующий интересный момент. Присягу вице-президент приносит первым. В связи с этим некоторые считают, что до произнесения клятвы самим президентом, его зам становится формально руководителем страны. Однако это не так, поскольку тексты первого и второго лиц государства отличаются друг от друга.

Чем же занимается вице-президент, если у него нет необходимости выполнять президентские функции? Он возглавляет Сенат - верхнюю палату Конгресса, имеет право решающего голоса, которым пользуется в случае, когда голоса сенаторов по какому-либо вопросу разделились 50 на 50. Также вице-президент, подчиняясь непосредственно главе государства, выполняет его поручения, председательствуя, как правило, вместо него в различных организациях.

Интересные факты

Всего в Соединенных Штатах Америки было 45 президентов, начиная с Джорджа Вашингтона и заканчивая Дональдом Трампом, сегодняшним лидером страны.

До недавнего времени самым пожилым президентом являлся Рональд Рейган: на момент избрания ему было 69 лет. Однако нынешний глава Америки - Дональд Трамп - побил этот рекорд, заступив на высшую государственную должность в 70-летнем возрасте.

Джон Кеннеди

Самым молодым президентом многие считают Джона Кеннеди, который возглавил страну в 43 года. Но один из его предшественников - Теодор Рузвельт - был еще моложе (42-летним). Однако он пришел к власти не в результате выборов, а после убийства Мак-Кинли, при котором Рузвельт занимал пост вице-президента.

Также в истории США было 3 лидера государства, которые являлись потомками людей, ранее избиравшихся на эту же должность. Так, шестой президент Америки Джон К. Адамс был сыном второго президента Джона Адамса. Бенджамин Гаррисон приходился внуком Уильяму Г. Гаррисону. И, наконец, самый известный пример родства, Джордж Буш-старший и Джордж Буш-младший, отец и сын, оба правили Америкой, разделенные только одним президентом. Кроме того, дальним родственником - шестиюродным внуком - приходился Теодору Рузвельту Франклин Д. Рузвельд, 32-й президент США.

Сравнение полномочий президентов РФ и США

Россия, как и США, является президентской республикой. Однако, согласно Конституции, прав у главы нашего государства больше, чем у американского.

Можно выделить следующие основные различия в полномочиях президента РФ и президента США:

Мы выделили базовые, на наш взгляд, различия полномочий президента РФ и президента США. Они показывают роль главы государства в политической системе двух держав. Можно сделать вывод, что в России он более значимая фигура, чем в Америке. Однако статус и полномочия президента США тоже очень высокий и позволяют человеку, находящемуся на этом посту, вносить существенные изменения во все сферы жизни своей страны.


Выборы президента Соединенных Штатов проходят раз в четыре года и осуществляются на трех уровнях: федеральном, на уровне отдельных штатов и на местах.

В США независимое существование двух ветвей власти совершенно не означает, что избранный президент будет иметь большинство в законодательном органе власти. Поэтому второй особенностью является то, что может возникать ситуация, которая в Америке называется разделенным правлением. Президент представляет определенную партию, но при этом может не обладать большинством в одной палате либо в обеих палатах Конгресса.

Двухступенчатая система выборов

vybory8

С самого появления американского государства в 1789 году и до сегодняшнего дня выборы президента непрямые, двухступенчатые: на первом этапе граждане Соединенных Штатов, выбирая президента, фактически голосуют за выборщиков, а на втором уже выборщики отдельным голосованием избирают нового президента.

Подобная система напрямую связана с историей возникновения государства США. После обретения независимости в ходе войны с Великобританией в конце XVIII века перед отцами-основателями встал вопрос об осуществлении централизованного руководства государством. Создатели американского государства были категорически против монархической системы правления, но и к системе прямой демократии относились скептически, видя ее недостатки в неравномерном распределении населения по штатам.

Политическая элита того времени боялась охлократии, или власти толпы, нередко проявлявшей себя в том числе в Америке. И поскольку США формировались как объединение нескольких государств-штатов, в каждом из которых существует собственное законодательство, было решено, что население должно избирать наиболее авторитетных людей, которые затем будут голосовать за кандидатуру президента.

Структура выборов

vybory3

В Соединенных Штатах не существует единого и унифицированного порядка проведения президентских выборов. Эта процедура формировалась на протяжении длительного времени. В настоящее время процесс избрания первого лица государства носит многоступенчатый характер и состоит из нескольких этапов.

На первом этапе, проходящем традиционно с 1 февраля по конец июня, во всех штатах проходят первичные выборы кандидатов в президенты, или праймериз. Такая практика впервые появилась в начале XX века, но только с 1970-х годов стала обязательной. В ходе них американцы выбирают кандидатов от Республиканской и Демократической партий, которые впоследствии и поборются за президентское кресло.

В отличие от большинства стран Европы, в Соединенных Штатах кандидатуры на пост президента выбираются самими избирателями, а не назначаются партийным руководством. То, что в США простые избиратели могут выбирать кандидата от партии, лично общаться с ним по волнующим вопросам, — это исключительно американский феномен.

Два конкурента

vybory4

После голосования избирателей кандидатов в президенты США официально утверждает руководство партий на национальных съездах демократов и республиканцев. После этого определяется два конкурента на пост главы государства.

На третьем, главном этапе граждане США избирают президента и представителей своего штата, выборщиков, которые позже будут голосовать непосредственно за одного из кандидатов предвыборной гонки.

На четвертом этапе коллегия выборщиков традиционно голосует в конце декабря в своих штатах, за несколько дней до Рождества. У каждого из 50 штатов есть определенное количество голосов выборщиков, пропорциональное количеству избирателей. Самые густонаселенные штаты имеют большее количество электоральных голосов — у Калифорнии, к примеру, их 55. Всего голосов по стране насчитывается 538, и для победы на выборах кандидату достаточно набрать 270. Результаты выборов утверждаются обеими палатами Конгресса в январе следующего года.

Роль партий в организации выборов

vybory5

Система праймериз, как уже отмечалось выше, сформировалась относительно недавно. До начала XX века выборы президента полностью находились в руках партийных боссов. В конституции сказано: провести выборы президента. А как их провести? Кто будет выдвигать кандидатов, мобилизовать избирателей, организовывать избирательные участки, подсчитывать голоса? Все это взяли на себя политические партии. И они оказались абсолютно незаменимыми. Никто, кроме политических партий, хорошо организовать этот процесс не смог, поэтому их роль постоянно росла.

Конгресс

vybory2

Избиратели

vybory1

К началу XX века оформились два разнородных процесса, которые привели к неизбежному столкновению. С одной стороны, шел рост числа голосующих людей, отмена различных цензов, рост избирательного права — практически все белое мужское население стало обладать избирательным правом. С другой стороны, происходил рост бюрократизации и коррупции в партиях. Политика становилась все более массовой, а партии при этом узурпировали этот процесс.

Само собой, это привело к росту недовольства среди избирателей. Не последнюю роль в этом сыграла, как ни странно, бульварная пресса. Скандалы в политической сфере стали попадать на ее страницы и приводили к колоссальному росту тиражей. В итоге желтые СМИ стали соревноваться между собой, публикуя результаты разоблачений и журналистских расследований по поводу коррупции различных бизнесменов, политиков, кто и куда там заплатил за какую должность.

Избиратели потребовали увеличения числа политиков, которые избираются общенародным голосованием. Начинается реформа избирательной системы. С одной стороны, вводится большее число выборных постов. В частности, всех сенаторов стали выбирать общенародным голосованием по штатам. Вводятся выборы губернаторов, других местных органов власти, избиратели потребовали для себя больших прав и при определении кандидатов в президенты в ходе предварительных выборов (праймериз). Но только к концу XX века процесс проведения выборов окончательно был выведен из-под доминирующего влияния партийного руководства.

Праймериз и кокусы

vybory9

Первичные выборы проходят в соответствии с расписанием, которое составляется заранее, и единообразия в проведении этой процедуры нет. По законодательству у каждого из штатов есть право самостоятельно назначать время и способ проведения праймериз — в одном это может быть март, в другом — конец мая, но в последнее время установилась негласная традиция начинать их в самых маленьких по численности населения штатах — Айове и Нью-Гемпшире.

Праймериз

vybory7

Существует два типа процедуры первичных выборов. В одних штатах проводятся закрытые выборы, когда к участию в выборах кандидата в президенты допускаются только сторонники партии: за кандидата от Демократической партии голосуют только демократы, а от Республиканской — республиканцы. В остальных же происходят открытые выборы, на которых голосовать могут все избиратели вне зависимости от партийной принадлежности. Этот тип становится все более популярным, поскольку число американцев, не поддерживающих ни одну из двух партий, с каждым годом растет и уже составляет более 1/3 от всех избирателей в стране.

Штаты также сами определяют, в какой форме будут проходить первичные выборы. Они могут осуществляться путем тайного голосования, которое проводится и финансируется властями штата по избирательным округам. Тогда эта процедура ничем не отличается от выборов в Конгресс. Подобным образом голосуют около 2/3 от общего количества штатов, включая такие, как Коннектикут, Флорида или Нью-Йорк.

Кокус


Суперделегаты


После процедуры подсчета голосов партия выдвигает делегатов от штата, которые на национальном партийном съезде отдадут свои голоса в пользу того кандидата в президенты, которого избрало большинство избирателей. К примеру, если делегатов двадцать, а голоса разделились пополам между демократами Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом, то 10 делегатов будут голосовать на съезде за Клинтон, а другие 10 — за Сандерса.

На съезде также присутствуют так называемые суперделегаты, которые не выбираются по штатам, а назначаются партийным руководством из числа партийной элиты, наиболее высокопоставленных представителей партии, таких как конгрессмены или судьи. Их голоса могут влиять на окончательное решение съезда. Например, в случае если ни один из кандидатов от партии на съезде не набирает абсолютного большинства голосов рядовых избирателей, большое значение имеет выбор группы суперделегатов.

Общенациональное голосование и коллегия выборщиков


Когда американский гражданин на выборах 2016 года придет к избирательным урнам, он на самом деле будет избирать не президента — он будет избирать представителя своего штата, который затем, после завершения всеобщего голосования, будет принимать участие в определении президента.

Флорида


Так, в 2000 году все решал исход голосования в штате Флорида. Если голоса выборщиков этого штата отходили Джорджу Бушу, то он становился президентом. Но при этом большинство избирателей США проголосовало за Альберта Гора. И когда победителем объявили Буша, демократы подали протест в местный суд, начался пересчет голосов в этом штате. С подачи местного губернатора Джеба Буша пересчет голосов стал затягиваться, начали выявляться многочисленные нарушения. В итоге Верховный суд уже по иску Республиканской партии постановил прекратить пересчет и объявил победителем Джорджа Буша. В США до сих пор шутят, что именно Верховный суд выбрал Буша президентом, так как у него стало больше голосов выборщиков, хотя большинство избирателей выбрало президентом Альберта Гора.

Мажоритарная система и самовыдвиженцы


Возможно ли в США наличие самовыдвиженцев и беспартийных кандидатов? Здесь нужно помнить, что в Штатах действует двухпартийная система. Да, был Теодор Рузвельт, но он организовал прогрессивную партию и в 1912 году отнял голоса у Республиканской партии в пользу демократов. Была Социалистическая партия, чей лидер Юджин Дебс в начале XX века собирал порядка 5 миллионов голосов. В настоящее время в США действуют несколько значимых политических партий, которые получают голоса на местных выборах в отдельных штатах.

Если за того или иного кандидата проголосовало хотя бы на одного человека больше, он получает все голоса выборщиков данного штата. Так что наличие двухпартийной системы вместе с мажоритарной системой выборов и институтом выборщиков практически ставит крест на любом третьем кандидате. И в этом нет никакого заговора. Ему просто никогда в жизни не удастся привлечь на свою сторону необходимое число выборщиков.

Выборщики

vybory17

Кроме того, выборщики — это все-таки представители политической элиты, доверенные лица, имеющие, как правило, определенный вес в своем штате. Это могут быть представители финансовой сферы, церкви, каких-то общественных движений. Они известны местному населению и в каком-то смысле являются подстраховкой конечного результата.

В 1992 году Биллу Клинтону и Бушу-старшему составил конкуренцию Росс Перо. Это был техасский бизнесмен, который, в отличие от Дональда Трампа, создал свою партию, сформировал собственную и довольно четкую программу. Он набрал почти 20% голосов, но выборщиков получить не смог, так что эти 20% голосов оказались потерянными. Фактически он отобрал голоса у сторонников Республиканской партии и способствовал избранию Билла Клинтона.

Мажоритарная система подталкивает к тому, чтобы было максимум два кандидата. Ведь если их будет трое, то может вообще никто не выиграть, и тогда в дело вступит Конгресс. По конституции палата представителей и сенат рассматривают итоги выборов президента и голосуют. В XIX веке были такие случаи, когда кандидаты не получали нужного числа выборщиков и президента выбирали в Конгрессе США.

Самовыдвиженец

vybory16

С другой стороны, американские партии отличаются от привычных европейских. Они, по сути, представляют собой широкие избирательные коалиции без обязательного индивидуального членства. Да, есть структура, но этим занимаются партийные функционеры, которые получают зарплату. Все остальные — это выборные политики, получившие посты по партийным спискам, добровольные партийные активисты и рядовые избиратели, которые сами считают себя сторонниками той или иной партии. И благодаря этой системе, например, Дональд Трамп, который никакого отношения никогда к партии не имел, фактически самовыдвиженец, сейчас ведет избирательную кампанию по списку республиканцев.

Споры вокруг института выборщиков


Сейчас вопрос о выборщиках — один из самых спорных и обсуждаемых в США. Критики отмечают, что существующая система может давать сбои, выборы президента из-за нее являются не прямыми, а косвенными. В разное время предлагались реформы по унификации процесса выборов, переходу к прямому демократическому голосованию, но вопрос пока остается открытым.

С одной стороны, реформа потребовала бы новых поправок в конституции, что не так просто осуществить. С другой стороны, возникает противоречие между теми, кто выступает за реформу, и сторонниками прав штатов, которые считают, что штаты с небольшим населением должны иметь какой-то свой голос, а выборщики дают им реальную возможность повлиять на исход выборов. Другими словами, многие считают, что система формирования группы выборщиков дает больше прав штатам.

Президент

В свою очередь, сторонники реформ как раз обращают внимание на то, что президентство — это общенациональный институт, поэтому президент должен избираться всем населением, а не штатами. Таким образом, система выборов президента в США сложна и не совсем прозрачна, поскольку процесс голосования не является единым, что осложняет подсчет голосов на разных этапах. Если подойти к этому вопросу скрупулезно, то на всех этапах можно выявить большое количество ошибок, сознательных или ненамеренных фальсификаций при голосовании и подсчете голосов. Но сегодняшние выборы в США гораздо более открытые, чем в том же XIX веке.

Если взять американскую избирательную статистику этого времени, то там будет указано, что многие данные статистики нельзя рассматривать как окончательные. По факту они являются подтасованными и не отражают реального итога народного волеизъявления. Потому можно заключить, что исторически система выборов в США постепенно совершенствовалась, расширялись права и возможности рядовых избирателей, ограничивался произвол партийной элиты. Однако происходило это медленно и постепенно. Очень многие проблемы сохраняют свое негативное влияние, и их еще только предстоит решить.

Читайте также: