Имеет ли право преподаватель не давать вопросы к экзамену

Обновлено: 16.06.2024

Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Кого могут взять на работу в школу?

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

  • Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
  • Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
  • Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

  • итоговые оценки по итогам ОГЭ;
  • итоговые оценки за 11 класс.

Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.

Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:

  • Первый шаг — разговор с учителем. Необходимо выслушать и другую сторону, чтобы понять, по какой причине выставляются те или иные отметки.
  • Если разговор не возымел результата или объяснениями вы недовольны — идите в администрацию школы. Перед этим ознакомьтесь с локальными актами, чтобы знать, по каким объективным критериям выставляются отметки. Если вам по-прежнему кажется, что учитель несправедлив, напишите жалобу на имя директора (в двух экземплярах, один отдадите, второй останется у вас с датой принятия к рассмотрению и подписью). Вам должны дать письменные разъяснения, почему оценка именно такова.
  • Параллельно вы можете обратиться в комиссию о урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ее должна создать школа).
  • Если директор не дал удовлетворяющих вас объяснений, можете обращаться в УНО или РОНО, другие органы управления образованием. Если ситуация не разрешается, можете обращаться в суд.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников

Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?

Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.

Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.

Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!


Преподаватели тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. Кто-то из студентов нравится им больше, другой не нравится совсем. Конечно, это нисколько не оправдывает педагога, который не скрывает презрения к вам. Такое положение вещей может сказаться не только на вашей успеваемости, но и на здоровье нервной системы.

Посмотрим, как выйти из такой непростой ситуации с наименьшими потерями.

Почему преподаватель вас не любит

Почему преподаватель вас не любит

Действительно ли это так, и почему вы вдруг пришли к такому выводу? Чтобы это установить, нужно честно ответить на ряд вопросов:

  1. Педагог так ведет себя со всеми или только со мной?
  2. Неприятная ситуация возникла пару раз или происходит постоянно?
  3. Почему он поставил мне низкий балл за экзамен, не допустил до защиты или сделал еще что-то, что мне не понравилось?
  4. Насколько я соблюдаю правила, установленные вузом и самим педагогом на его занятиях? Нет ли у меня зашкаливающего количества пропусков, постоянных опозданий, а также систематического невыполнения работ?

Ответы на эти вопросы немного охладят чувство несправедливости и, возможно, станет слышен тихий голос разума: ты пропускаешь занятия, не делаешь задания, регулярно опаздываешь, грубишь преподавателю. Если такое положения вещей станет очевидным, значит отношение педагога вполне оправдано, обиды тут неуместны.

Преподаватели достаточно ревностно относятся к своим предметам. Им по-человечески обидно, когда кто-то из подопечных даже не пытается проявить хоть маломальский интерес. Отсюда может быть реакция неодобрения, продиктованная обидой. Но стоит вам хоть чуть-чуть повернуться лицом к учебному предмету, как педагог тут же проявит к вам симпатию.

Если же ответы на вышеперечисленные вопросы только подтвердили факт буллинга со стороны преподавателя, вам стоит прибегнуть к ответным мерам.

Причины буллинга от преподавателя

Стоит понимать, что психически здоровая личность с адекватной самооценкой, полностью отдающая отчет в своих действиях, никогда не станет заниматься травлей. Причина буллинга всегда спрятана внутри того, кто его устраивает.

Если речь идет о буллинге со стороны одногруппников, тут действуют немного другие принципы. Кто-то один, кого считают лидером, начинает этот процесс, а остальные по законам стаи его подхватывают, таким образом доказывая единство с группой. Как правило, жертвами буллинга становятся новенькие или те, кто чем-то отличается: слишком маленький, высокий, худой, толстый, умный, глупый или странный по мнению лидера группы.

Если травлей вдруг занялся взрослый и состоявшийся человек, это, конечно, не делает ему чести. В этом случае дело не в законах стаи, а в личной неприязни. Она может возникнуть по разным причинам, но суть одна: что-то в вас цепляет эго преподавателя, ставит под сомнение его значимость, ущемляет чувство собственной важности. Может быть вы чем-то похожи на человека, который сильно обидел его 10 лет назад, и теперь у него появилась возможность отыграться.

Копаться в причинах бессмысленно. Залезть в голову к другому человеку может только опытный психолог, и то не каждый. Но важно осознавать, что причина травли не в том, что вы недостаточно хороший. И вообще проблема не у вас, а у преподавателя.

Посмотрим, как с этим быть.

Причины буллинга от преподавателя

Как остановить травлю

Не торопитесь бежать к ректору или звонить на горячую линию с пылкой жалобой.

Даже если травля вызвана тем, что имели место попытки домогательства со стороны преподавателя, которые вы решительно отвергли, стоит вести себя крайне осторожно. Если у вас нет никаких доказательств произошедшего, очень сложно будет убедить кого-то в правдивости ваших слов. Велика вероятность, что недобропорядочным человеком в итоге выставят именно вас.

Буллинг является очень мощным испытанием на прочность. Если сумеете пройти через этот тернистый лес достойно, можете считать себя героем. Но, к сожалению, не у каждого хватит сил вытерпеть испытание, продемонстрировать силу обидчику, чтобы он сам почувствовал себя трусливым зайцем.

Не показывайте слабость

Самое простое, что можно сделать в случае буллинга — лечь и поплакать. Можете уделить этому занятию денек-другой, но не более. Ни в коем случае нельзя показывать свою слабость травящему преподавателю. Если у него действительно непорядок с головой, вы лишь потешите его самолюбие, отчего он почувствует полную власть над вами и продолжит издевательства.

Выясните причину заниженной оценки

Учитесь отвечать

Например, вам говорят:

Ответ может звучать так:

В конце фразы обязательно должен быть вопрос, адресованный преподавателю и вынуждающий его объяснить поведение. Поверьте, этой фразой вы поставите обидчика в полный тупик. Он ведь отлично понимает, что студентов оскорблять нельзя. А если вы такой продуманный, того и гляди на диктофон запишете факт оскорбления, и тогда ему придется несладко.

Учитесь управлять вниманием других людей

Учитесь управлять вниманием других людей

Если преподаватель взял моду оскорблять вас прилюдно, выставляя на посмешище всей группе, сделать нужно примерно то же самое, только в более изящной форме.

Например, такая ситуация:

Когда вся группа от души посмеется веселой шутке, улыбнитесь и скажите:

Скорее всего любитель искрометного юмора сильно смутится и больше не станет пытаться вас уколоть. Дело в том, что люди, склонные травить и высмеивать других, довольно трусливы по натуре. Вся эта колкость является их защитной реакцией на мир. Находясь в положении силы, они отыгрываются на тех, кто по их мнению более слаб. Достаточно показать свою силу, и травля тут же прекратится.

Чтобы научиться грамотно реагировать на действия и фразы преподавателя, решившего устроить вам травлю, может понадобиться помощь. Работа с психологом во многом ускоряет процесс освоения навыков самозащиты. Но для начала можно потренироваться самостоятельно, представив или даже описав на листке бумаги различные ситуации, когда кто-то имел наглость поставить вас в неловкое положение. Подумайте, как лучше ответить на ту или иную грубость, насмешку, неадекватное поведение.

Тренируйте эту способность ежедневно, до тех пор, пока не почувствуете, что процесс дошел до автоматизма.

Совершенно не обязательно становиться жалобщиком со стажем, чтобы решить проблему буллинга: лучше освоить полезный жизненный навык. Учиться отвечать обидчиком вам придется самостоятельно, а вот с выполнением учебных работ в любое время года поможет ФениксХелп.

Юрист в области образования Михаил Давидович Джикия продолжает отвечать на вопросы подписчиков страницы Педсовета в социальных сетях. Сегодня речь пойдет о том, обязана ли школа готовить к ЕГЭ, как должна оплачиваться работа педагогу и почему родители не могут войти в школу.


Обязана ли школа проводить подготовку к ЕГЭ?

А сейчас в школе к ЕГЭ не готовят? Вчера было собрание для родителей (сын в 10 классе), директор сказал, что отдельных занятий по подготовке к ЕГЭ не будет. Кому надо - ищите репетиторов или курсы. А как узнать, надо или нет? То, что сын - хорошист, как-то демонстрирует, что он сдаст ЕГЭ без репетиторов? Хотелось бы, конечно, чтобы он через 2 года поступил на бюджет (денег на платную вышку у нас нет), а для этого ведь приличные баллы нужны, да? Так вот, извините за многословие, - школа и вправду не обязана готовить к экзаменам? К ОГЭ подготовка была - дополнительные занятия раз в неделю, почему с ЕГЭ не так же? Татьяна Ляшкова

Остальные формы дополнительных занятий вне рамок программы – это добрая воля педагогов и администрации школы. Статья 101. Закона об образовании дает образовательным учреждениям право осуществлять дополнительную образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц (в том числе курсы по подготовке к ЕГЭ).

Как мне должны оплачивать работу?

Добрый день! Веду в младшей школе для детей с ОВЗ часы из учебного плана "Альтернативные коммуникации" сама работаю учителем логопедом. Хочу узнать как должны правильно оплачиваться мне эти уроки: как логопеду или как учителю. Вопрос возник потому что бухгалтерия оплачивает эти часы как логопеду. Наталия

При определенных условиях бухгалтерия имеет возможность платить Вам как логопеду и при этом не нарушать закон. Однако, чтоб дать однозначный ответ нужно знать содержание коллективного договора в части оплаты труда, а также локальных актов образовательного учреждения посвященных тарификации.

Кого и почему можно и нельзя пускать в школьное здание?

В прошлом году правила допуска родителей в школу были такие: заранее договариваешься с учителем (по телефону или в вотцапе), он отправляет на охрану подтверждение, что ты придешь, ты приходишь с паспортом, охранник вписывает куда-то паспортные данные и пропускает.

В этом году правила ужесточили: родители внутрь школьного здания пускаются на родсобрания и праздники (по спискам и паспортам), для встречи с учителем выбирайте другие места или общайтесь по скайпу. Думаю, в следующем году по школьному забору натянут колючую проволоку и пустят ток. Но я отвлеклась.

Сегодня дочь (8 класс) рассказала мне, что вместо физики у них была лекция в актовом зале для пяти классов. Какая-то незнакомая женщина в течение урока рассказывала детям про вред венерических заболеваний, показывая слайды с фотографиями, от которых мою дочь тошнило.

И вот я думаю - родитель в школу пройти не может никак, при этом какие-то левые тетки со слайдами - легко и просто. Это что за двойные стандарты? И имеют ли право читать подобные лекции детям, ни слова не сообщая родителям? Я бы не хотела, чтобы мой ребенок и в будущем оставался без обеда из-за тошноты, вызванной страшными фотографиями.

Что посоветуете в этой ситуации? Ольга Кружковая

В последние годы вопросы доступа родителей в образовательные учреждения становятся причиной регулярных конфликтов с администрациями школ по всей стране.

Теперь о формально-юридической стороне вопроса:

Организация безопасности в образовательном учреждении основана на Законах об образовании, О противодействии терроризму и Постановлении Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235.

Так вот, в федеральном законодательстве нормы, в соответствии с которой родителю т.е. законному представителю обучающегося нельзя заходить в школу, не существует!


Столкнуться с пересдачей может практически каждый студент или студентка. Важно не растеряться и заранее изучить процедуру ее прохождения. DOXA разобралась, через какие этапы придется пройти после незачета, и по каким причинам можно быть отчисленным.

То есть меня могут отчислить из-за несданного экзамена?

Из-за одного несданного экзамена точно не могут отчислить, но иногда могут перевести на платную учебу или лишить скидки на обучение — так, например, делают в ВШЭ. Согласно закону, студент может отчислиться по собственному желанию, по обстоятельствам, не зависящим от воли студента и университета, и по инициативе университета.

Если с отчислением по собственному желанию все понятно, то с обстоятельствами, не зависящими от воли студента и университета, все несколько сложнее. Вузы могут самостоятельно решать, что подразумевается под такими обстоятельствами, поэтому для более точной информации мы советуем обращаться к локальным актам своего университета. И все же наиболее распространенными причинами такого отчисления могут быть:

  • ликвидация университета;
  • наличие медицинских показаний, при которых студент не может продолжать обучение;
  • депортация иностранного студента;
  • смерть студента
  • признание судом студента пропавшим или умершим;
  • заключение студента под стражу или отбывание им срока в колонии (этот пункт отдельно выделен в Правилах Высшей школы экономики).

  • нарушение им правил приема в вуз (например, если при поступлении он списывал, предоставил поддельные документы или медицинские справки);
  • невыход из академического отпуска — если студент забыл оформить выход из отпуска, когда тот закончился;
  • неоплату или просрочку оплаты за обучение;
  • третье дисциплинарное взыскание;
  • академическую неуспеваемость.

Я провалил_а экзамен, что дальше?

Если на экзамене студент или студентка получает неудовлетворительную оценку, то придется идти на пересдачу, которая представляет собой вторую попытку сдачи экзамена. Обычно она проходит в том же формате, что и первый экзамен, с тем же преподавателем.

Окей, я провалил_а пересдачу, теперь меня отчислят?

Нет. Если не получилось сдать экзамен со второго раза, можно попробовать еще раз, но только при специально созданной комиссии. Обычно комиссия — это трое преподавателей, которые могут как зачесть письменную работу (если ее предусматривает экзамен), так и задать дополнительные вопросы устно. Обычно при сдаче с комиссией можно попробовать защитить свою точку зрения. Решение по вашей оценке принимают большинством голосов. Если возникнет спорная ситуация, решающий голос будет у председателя комиссии.

Я провалил_а комиссию, теперь точно вылетаю? Могу ли я не пройти комиссию, но остаться в вузе?

Если в течение полугода студент или студентка имеет академическую задолженность по одному предмету, то есть не сданы все три стадии экзамена, то университет может предложить повторное прохождение дисциплины на платной основе. Однако если студенты отказываются, университет может их отчислить.

Также попасть в список отчисленных студентов можно, если в течение полугода получить 3 академических задолженности по 3 предметам сразу.

Получу ли я задолженность, если пропущу экзамен по уважительной причине?

Нет. Обычно уважительной причиной считается болезнь студента или внезапные обстоятельства — например, смерть родителя. В этих случаях вам следует сразу уведомить свой учебный офис и предоставить справку. Если вы пропустили экзамен по болезни, нужно обратиться за справкой в поликлинику, а после выздоровления отнести ее в учебный офис. Если вы потеряли близкого родственника — предоставить справку о его смерти.

Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, сдают его в период пересдач, притом для них это будет первой попыткой. И все же формально это будет считаться академической задолженностью, но она не подразумевает никаких санкций: студента не могут лишить скидки на обучение или стипендии, поскольку он пропустил экзамен по уважительной причине. Еще такие студенты имеют право выбора дня пересдачи, тогда как студенты, провалившие экзамен, такой опции лишены. Если не получится сдать такой перенесенный экзамен, не переживайте, вам дадут право на две пересдачи — обычную и с комиссией.

Могу ли я пойти на пересдачу, чтобы повысить оценку?

Не всегда. Пересдача экзамена для повышения положительного результата возможна только для студентов, претендующих на красный диплом, и только в случае, если надо повысить оценку, которая идет в него (кроме оценок за курсовые работы и практики). По каждой дисциплине возможна только 1 пересдача на повышение оценки.

Но такая опция есть не во всех университетах, поэтому мы советуем проверить ее наличие в локальных документах вашего учебного заведения.

Меня отчислили после двух этапов пересдач, что делать?

Бывает, что студенты сталкиваются с незаконными отчислениями. Например, в апреле 2020 года DOXA писала о ситуации в РГСУ, где университет с нарушениями правил проведения пересдач отчислил более 200 учащихся.

Конечно, это незаконно. По закону студенты имеют право на 2 попытки (пересдача и комиссия) закрытия академической задолженности. Если вас отчислили до проведения комиссии, вы можете опротестовать это решение. Для начала вам нужно подробно изложить свою жалобу на имя ректора вашего учебного заведения. Если никакого ответа не последовало, то нужно обратиться в прокуратуру. Как это сделать мы рассказывали раньше.

Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Статья 61 Прекращение образовательных отношений

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе. Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности. Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

  • написания объяснительной;
  • официального выговора;
  • штрафа.

2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

  • мирными разговорами;
  • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

  • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
  • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
  • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

Учитель - первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

Подведем итоги

Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

Видео – Имеет ли учитель право отобрать телефон

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Чем отличается осмотр от досмотра?

Чем отличается осмотр от досмотра?

Читайте также: