Имеет ли право командир воинской части возбудить уголовное дело

Обновлено: 30.06.2024

Кичигин Н.В., старший научный сотрудник Центра правовых исследований.

Голоднев Е.Н., научный сотрудник Центра правовых исследований.

В статье рассмотрены особенности производства дознания в воинских частях, процедура, алгоритм и последовательность действий командира воинской части и дознавателя при обнаружении признаков преступлений. В работе обозначен проблемный вопрос, связанный с отсутствием полномочий у дознавателя воинской части при вынесении одного из процессуальных решений в связи с отсутствием у него необходимых полномочий, определенных в УПК РФ.

The implementation by the inquiry officer of the military unit of authority in the detection of signs of crimes: theoretical and practical aspects

N.V. Kichigin, E.N. Golodnev

Kichigin N.V, Senior Researcher Center for Legal Studies.

Golodnev E.N., Research Fellow Center for Legal Studies.

The article deals with the features of the production of inquiry in military units, the procedure, the algorithm and the sequence of actions of the commander of the military unit and the investigator are examined in case of detection of signs of crimes. The paper identifies a problematic issue related to the lack of authority of an investigator of a military unit in the process of issuing one of the procedural decisions, due to the lack of the necessary powers specified in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Key words: commander of the military unit, inquiry, verification of the crime report, military inquirers.

Вопросы укрепления законности и правопорядка в воинских частях и органах военного управления имеют важное значение, что обусловлено необходимостью поддержания высокой боевой готовности. Укрепление законности и правопорядка, их соблюдение является уставной обязанностью командиров (начальников), всех военнослужащих .

Кичигин Н.В. К вопросу совершенствования дисциплинарной ответственности военнослужащих (в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 5) // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 4. С. 9.

Так, в ходе осуществления служебной деятельности в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации для обнаружения признаков преступлений и военнослужащих (сотрудников), их совершивших, а также для предупреждения, пресечения преступлений, принятия мер по установлению события преступления должны быть военнослужащие, обладающие необходимыми знаниями и наделенные соответствующими полномочиями. Учитывая отсутствие объективной возможности по назначению и неоправданному содержанию в каждой воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, законодатель разрешил данную проблему, возложив обязанности и полномочия дознавателя на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Рассмотрение темы настоящей статьи необходимо начать с вопроса правового регулирования процессуальной деятельности командиров воинских частей как органов дознания и полномочий дознавателя воинской части с учетом требований уголовно-процессуального законодательства.

Деятельность военнослужащего, осуществляющего функции дознавателя в воинской части, регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее - УПК РФ) и направлена на проведение предварительного расследования по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

На основании требований УПК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации в целях разъяснения основных вопросов организации, функций и процессуального порядка деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Инструкция).

Таким образом, можно говорить о создании необходимой правовой базы для полноценного функционирования таких органов дознания, как командиры воинских частей, соединений и органы военной полиции.

Хотелось бы отметить, что данной тематике посвящено сравнительно большое количество публикаций представителей военно-правовой науки в связи с тем, что указанная проблема затрагивает достаточно широкий круг субъектов, участвующих в осуществлении процессуальной деятельности органов дознания .

Зорин О.Л., Бакович М.Н. Некоторые проблемные вопросы в сфере правового регулирования производства дознания, проведения разбирательства и административного расследования в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 10. С. 2 - 9; Глухов Е.А. Предложения по снижению бюрократизма при доследственной проверке случаев травматизма военнослужащих // Там же. 2013. N 7. С. 108 - 112; Глухов Е.А., Кудашкин А.В. Многописание при оформлении мелких травм военнослужащих или бюрократизм при проведении дознания // Там же. 2017. N 3. С. 99 - 108; Сазонова И.Г. Реализация командиром воинской части наблюдения командования воинской части: проблемные вопросы // Там же. 2017. N 1. С. 87 - 91; и др.

В настоящей статье авторами раскрыт подробный алгоритм действий дознавателя в случае обнаружения признаков совершения преступления, составленный в соответствии с требованиями УПК РФ и Инструкцией.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

В соответствии со ст. 3 Инструкции командир воинской части, обладающий полномочиями начальника органа дознания (далее - орган дознания), в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц.

Для этого командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания (далее - дознаватель), обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на бригаду - 7 - 8 дознавателей;

б) на полк (корабль 1 ранга) - 5 - 6 дознавателей;

в) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3 - 4 дознавателя;

г) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1 - 2 дознавателя;

д) на орган военного управления от полка и выше, военное учреждение - 2 - 5 дознавателей.

Таким образом, основную работу органа дознания проводят дознаватели, назначаемые из числа офицеров, которым командиры воинских частей, начальники военных учреждений делегируют свои права и обязанности.

Получается, что дознавателю при принятии процессуального решения приходится учитывать интересы командира воинской части (начальника военного учреждения), надзирающего прокурора и уже в последнюю очередь интересы закона и остальных лиц .

Трофимов М.В. О процессуальной деятельности командиров воинских частей, начальников военных учреждений как органов дознания // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 4. С. 82.

Глухов Е.А., Кудашкин А.В. Указ. соч. С. 107.

В соответствии со ст. 4 Инструкции органы дознания и дознаватели реализуют следующие полномочия и обязанности:

При производстве по уголовному делу орган дознания вправе давать дознавателю указания. Письменные указания военного прокурора, а также органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя (бланк 23). При этом дознаватель вправе обжаловать указания органа дознания военному прокурору, а указания военного прокурора - вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

При отсутствии командира воинской части полномочия органа дознания осуществляют на основании соответствующих приказов должностные лица, его замещающие.

На время осуществления дознавателем полномочий, предусмотренных УПК РФ, орган дознания своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает транспортом, средствами связи и помещением для работы.

1. Обнаружение признаков преступления

Если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (должностное лицо гарнизона) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

Пункт 6 ст. 28.8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями); Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу воинской части для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов указанный выше срок вправе продлить до 30 суток военный прокурор по мотивированному ходатайству органа дознания или дознавателя (бланк 13).

а) направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ, бланки 6 и 7);

б) получение объяснений (бланк 5);

в) получение образцов для сравнительного исследования;

г) истребование материалов, документов и предметов и их изъятие (ч. ч. 1 и 2 ст. 144 УПК РФ);

д) назначение судебной экспертизы, если она может быть закончена в срок, не превышающий 10 - 30 суток (ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ);

е) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов;

з) производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 - 30 суток (ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).

Не могут быть истребованы: почтово-телеграфная корреспонденция; сведения о вкладах в банках; материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; материалы, находящиеся у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью.

Статьи 8, 52 Инструкции.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и соблюдении условий, указанных в п. 1 ст. 52 Инструкции, орган дознания или дознаватель с согласия органа дознания в пределах компетенции, установленной УПК РФ (ст. 20, ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 157), возбуждает уголовное дело публичного обвинения, о чем выносится постановление (бланки 18, 19 с образцами их заполнения).

Уголовные дела частно-публичного обвинения (о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 20 УПК РФ) возбуждаются органом дознания или дознавателем (при вынесении постановления дознавателем оно подлежит утверждению органом дознания) не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в порядке, предусмотренном ст. 4 Инструкции.

Орган дознания, дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания.

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры по предотвращению или пресечению преступления, а равно по закреплению следов преступления.

О принятом процессуальном решении сообщается заявителю (бланки 15, 17, 20, 27). При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

4.1. Отказ в возбуждении уголовного дела

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ; бланки 25, 26).

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания.

Уголовное дело не может быть возбуждено органом дознания или дознавателем при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, и в частности:

  1. за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1);
  2. за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1);
  3. за истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1);
  4. в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1);
  5. в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю, военному прокурору, а также другим заинтересованным лицам. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования (бланк 27).

Отказ органа дознания или дознавателя в возбуждении уголовного дела может быть обжалован военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ (ст. 148 УПК РФ).

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление органу дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения органу дознания и уведомляет об этом заявителя (ч. 7 ст. 148 УПК РФ).

5. Уведомление прокурора

Орган дознания обязан незамедлительно, т.е. в день вынесения постановлений об отказе (возбуждении) уголовного дела или о передаче по подследственности, уведомить военного прокурора, представив в этот срок ему либо заместителю военного прокурора копию указанного постановления, уведомить о принятом процессуальном решении заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ, бланки 21, 22), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

В случае если военный прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменяет постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.

Одновременно с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица орган дознания направляет телеграммы с запросами о его судимости, а в отношении военнослужащего, кроме того, телеграмму о представлении в соответствующий военный следственный орган личного дела и копии карты призывника.

Таким образом, дознаватель, обнаружив признаки преступления, в течение трех суток:

Как справедливо указывает М.В. Трофимов, данный порядок является весьма удобным для органов военной прокуратуры, которые таким образом хоть как-то решают проблему проведения дознания в воинских частях . Однако необходимо помнить, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, проводится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Вместе с тем командиры воинских частей, начальники военных учреждений и дознаватели, осуществляющие процессуальные полномочия органа дознания, в ст. 151 УПК РФ вообще не упоминаются. Таким образом, в случае вынесения дознавателем одного из процессуальных решений, определенных УПК РФ, его действия могут быть квалифицированы как превышение должностных полномочий.

Трофимов М.В. Указ. соч. С. 82.

Библиографический список

  1. Глухов Е.А. Предложения по снижению бюрократизма при доследственной проверке случаев травматизма военнослужащих // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2013. N 7. С. 108 - 112.
  2. Глухов Е.А., Кудашкин А.В. Многописание при оформлении мелких травм военнослужащих или бюрократизм при проведении дознания // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2017. N 3. С. 99 - 108.
  3. Кичигин Н.В. К вопросу совершенствования дисциплинарной ответственности военнослужащих (в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 5) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2017. N 4. С. 9 - 12.
  4. Сазонова И.Г. Реализация командиром воинской части наблюдения командования воинской части: проблемные вопросы // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2017. N 1. С. 87 - 91.
  5. Трофимов М.В. О процессуальной деятельности командиров воинских частей, начальников военных учреждений как органов дознания // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. N 4. С. 82 - 87.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Дознание – расследование преступлений, производимое по постановлению командира воинской части офицером-дознавателем с соблюдением требований уголовно - процессуального закона и Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований.

Дознание – это форма предварительного расследования уголовного дела, предшествующая досудебному следствию. После проведения дознания уголовное дело при отсутствии оснований для его закрытия передается следователю.

Проведение дознания – мероприятие, которое должно выполняться с точным соблюдением законов.

Здесь приведены Инструкция органам дознания РФ Открыть документ и скачать егоУтверждено Главным военным прокурором 5.06.2002 года и Открыть документ и скачать его Инструкция по проведению дознания в ВСУ. Открыть документ и скачать егоПриказ МО Украины 1993 года № 235

Органами дознания в Вооруженных Силах являются:

  • командиры воинских частей, соединений;
  • начальники военных учреждений.
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

При преступлениях

Командиры (начальники) как органы дознания обязаны возбуждать уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также гражданским персоналом в случае совершения преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, начальник гарнизона - в отношении военнослужащих, не проходящих военную службу в воинских частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона, командир корабля в дальнем плавании - в отношении всех находящихся на борту лиц.

За уклонение от возбуждения уголовного дела командир (начальник) несет персональную ответственность вплоть до уголовной в случаях, предусмотренных законодательством.

Для производства дознания и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа подготовленных для этого офицеров. Один из них, имеющий большой опыт и навыки в производстве дознания, назначается старшим дознавателем. Ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору, обслуживающему воинскую часть (учреждение).

При этом на полк (корабль 1 ранга) назначается 5 – 6 дознавателей; на отдельный батальон, дивизион (корабль II ранга) – 3 – 4 дознавателя; на отдельную роту (корабль III ранга, дивизион кораблей IV ранга) – 1 – 2 дознавателя; на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведение) – 2 – 5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей, а также поручить производство дознания любому иному офицеру. Там, где имеются штатные дознаватели, производство дознания поручается им.

Руководство дознанием осуществляет командир (начальник) воинской части, возбудивший уголовное дело. Он обязан давать дознавателю указания о том, какие именно обстоятельства подлежат установлению и в каком объеме, какие следственные действия необходимо произвести, и когда должно быть закончено дознание.

Для получения практических навыков по расследованию преступлений дознаватели по плану, согласованному органом дознания с военным прокурором, участвуют в учебных сборах дознавателей, а также в соответствии с графиком направляются в военную прокуратуру на срок до 10 дней для прохождения ежегодной стажировки.

Жалоба на командира

Действия командира (начальника) как органа дознания в связи с производством дознания могут быть обжалованы заинтересованными лицами военному прокурору.

Подача жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не найдут нужным сделать командир (начальник) или дознаватель.

Дознание производится всесторонне и объективно. Подлежат исследованию обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а равно все обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие его ответственность.

По уголовному делу должно быть установлено:

  • действительно ли совершено преступление и какое именно;
  • в каком месте совершено преступление;
  • когда совершено преступление (год, месяц, число, время);
  • при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;
  • кто совершил преступление, подробные сведения, характеризующие его личность;
  • виновность обвиняемого, с какой целью совершено преступление и его мотивы;
  • какие причины и условия способствовали совершению преступления;
  • последствия преступления, характер и размеры причиненного ущерба;
  • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в Уголовном кодексе, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела
  • событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  • виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
  • обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
  • характер и размер вреда, причиненного преступлением;
  • обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  • обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
  • обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Обязанности и права дознавателя изложены в статьях 19 и 20 Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации. Открыть документ и скачать егоУтверждено Главным военным прокурором 5.06.2002 года На время производства дознания дознаватель приказом командира (начальника) освобождается от исполнения служебных обязанностей и обеспечивается автотранспортом, средствами связи и помещением для работы.

Отвод дознавателя

Дознаватель не может принимать участия в расследовании дела и подлежит отводу, если является по своему служебному положению начальником или подчиненным лица, в отношении которого возбуждено и расследуется уголовное дело, или сам является свидетелем, потерпевшим или иным лицом, указанным в статье 59 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (утратил силу), а также если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично или косвенно заинтересован в этом деле.

При наличии оснований для отвода дознаватель обязан немедленно доложить об этом командиру воинской части (органу дознания) и сообщить военному прокурору, который должен разрешить этот вопрос.

Одним из основополагающих принципов, на основе которого строятся взаимоотношения в Вооруженных Силах Российской Федерации, является принцип единоначалия. Он закреплен в ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ и предполагает наделение командира или начальника всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности подчиненной ему воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Выражается этот принцип в праве командира или начальника, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Также единоначалие предполагает беспрекословное повиновение подчиненных военнослужащих их командирам и начальникам, т.е. точное, полное и своевременное выполнение приказов. За нарушение данного принципа действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

В Уголовном кодексе РФ глава 33 объединяет в себе преступления, посягающие на интересы военной службы. Особую группу составляют преступления против порядка подчиненности в Вооруженных Силах РФ. Общественная опасность данного рода преступлений состоит в том, что они подрывают воинскую дисциплину, принцип единоначалия, нарушают закрепленный в воинских уставах порядок управления войсками, затрудняя нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных задач. Своя специфика существует и в расследовании воинских преступлений.

Особое значение для выяснения таких вопросов, как мотив, цель и причины совершенного преступления, а также для правильной квалификации противоправных действий военнослужащего, приобретает знание следователем военного законодательства. Так, следователь должен быть знаком с общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые регламентируют порядок подчиненности, права и обязанности старших и младших по званию. Необходимо также разбираться в особенностях военно-служебных отношений военнослужащих и иметь представление о прохождении военной службы в целом.

Возбуждать уголовные дела о преступлениях, связанных с неисполнением приказа, в соответствии со ст. 145 УПК РФ может как следователь, так и орган дознания, к которому в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся также начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. На основании ч. 3 ст. 149 УПК РФ орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия и, в срок не позднее 10 суток, направляет уголовное дело в военный следственный отдел. В п. 19 ст. 5 УПК РФ закрепляется, что под неотложными следственными действиями следует понимать действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

При расследовании преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

В рамках дальнейшего расследования следователь для установления истины по делу проводит следующие следственные действия:

  1. Допрос военнослужащего, отдавшего приказ. В ходе допроса устанавливается характер его взаимоотношений с лицом, которому он отдал приказ, а также где, когда, при каких обстоятельствах, какой по содержанию и форме он отдал приказ. Следователю рекомендуется предложить военнослужащему повторить дословно отданный приказ и записать его в протоколе в форме прямой речи. Необходимо также выяснить форму отказа от выполнения приказа, убедился ли он, что приказ был правильно воспринят подчиненным, в какой обстановке ему дали отказ на выполнение приказа, как это повлияло на состояние воинской дисциплины в подразделении. В чем, по его мнению, причины неисполнения приказа.
  2. Допрос военнослужащего, не выполнившего приказ. Во время допроса необходимо установить, что предшествовало неисполнению приказа, когда, где, в какой обстановке и какой по содержанию он получил приказ, предпринимал ли он какие-либо действия для исполнения приказа, какими мотивами руководствовался и какую цель преследовал.
  3. Следственный осмотр. Если неисполнение приказа повлекло за собой какие-либо вредные последствия, имеющие материальные следы, проводится следственный осмотр. К примеру, следователь может осмотреть технику, которая была повреждена вследствие неисполнения приказа или с помощью которой нужно было выполнить приказ.

В рамках дальнейшего расследования следователь может произвести допрос свидетелей, которые могли присутствовать во время отдачи приказа и дачи отказа на его выполнение. При наличии существенных различий в показаниях свидетелей могут быть проведены очные ставки.

При расследовании преступлений, связанных с неисполнением приказа, могут проводиться различные судебные экспертизы. Судебная медицинская экспертиза может быть проведена, если военнослужащий ссылается на то, что не смог выполнить приказ по состоянию здоровья. Судебно-психологическая экспертиза назначается, если существует подозрения, что подчиненный не выполнил приказ ввиду состояния повышенной психической напряженности либо ввиду несоответствия психологического уровня военнослужащего поставленным перед ним задачам. Судебно-техническая экспертиза проводится для проверки версии о неисполнении приказа из-за неисправности каких-то технических средств, с помощью которых военнослужащий должен был получить или выполнить приказ. Если военнослужащий ставит под сомнение подпись на документе, содержащем для него приказ, может быть проведена судебно-почерковедческая экспертиза. В исключительных случаях может возникнуть потребность в военно-тактической (оперативной) экспертизе. С ее помощью можно установить, мог ли солдат в той или иной боевой обстановке выполнить отданный ему боевой приказ.

Военный полицейский на сборах управления военной полиции по Восточному военному округу на полигоне Горностай

Предыдущая редакция закона оставляла дознание исключительно на откуп командирам частей, соединений и гарнизонов.

Однако из-за сомнений в том, что командир части, где произошло преступное деяние, будет объективен, функциями расследования решили наделить и военных полицейских,

которые хотя и входят в структуру Минобороны, но не подчиняются напрямую командиру части.

Однако, по его словам, зачастую дознание все равно замыкается на командире части и после происшествия следователи и прокуроры нередко опираются на материалы, представленные командованием.

В связи с этим инцидентом был осужден ефрейтор Артем Резниченко, который получил год условно за неуставные отношения.

Решением реутовского гарнизонного суда Мурачев был приговорен к четырем годам лишения свободы, а сержант Храпов получил три с половиной года колонии.

Согласно официальным данным, штатная численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек. Другой источник в оборонном ведомстве отметил, что для эффективного ведения дознания в Министерстве обороны не подготовлено нужных приказов и других нормативных актов.

По его словам, против этого тогда выступили представители Главного военно-следственного управления, так как им было бы тогда просто нечего расследовать. И тогда после долгих споров было решено сделать нормативные документы в нынешней редакции, и военную полицию создали на базе военной комендатуры, у которой изначально были несколько иные функции.

В полиции нет юристов

«Чтобы нормально провести дознание в воинской части, человек должен, во-первых, хорошо представлять себе, чем она живет, знать огромное количество ее внутренних документов, быть знакомым с ее распорядком. С другой стороны, этот человек не должен зависеть от командира части. А у нас сегодня нет достаточного количества специалистов с хорошим юридическим образованием и опытом. Даже к работникам ГВСУ есть серьезные претензии насчет того, как они собирают доказательства и готовят обвинительные заключения.

в настоящее время число преступлений в частях значительно снижается, что говорит о неплохой работе по профилактике и пресечению правонарушений в воинских гарнизонах.

Однако с Мельниковой не согласен член совета по правам человека при президенте РФ, специализирующийся на защите прав военнослужащих, Сергей Кривенко.

«Именно тот факт, что командир по-прежнему является органом дознания, остается одной из самых больших проблем для расследования насильственных преступлений в армии.

По словам Кривенко, изначально военную полицию планировалось создать совершенно независимой структурой, которая бы не входила вовсе в Министерство обороны.

Он добавил, что также в армии следует создать отдельную структуру по работе с личным составом и уделять при подготовке офицеров больше внимание тому, как можно решать назревающие конфликтные ситуации.

Зарубежный опыт

Военная полиция существует почти во всех крупных армиях мира. Например, в США она выделена в отдельный корпус военной полиции, сотрудники которого осуществляют охрану воинских частей и соединений, поддерживают законность и общественный порядок на территории, занятой армией США (в том числе среди гражданского населения), а также отвечают за поддержание дисциплины в самих частях и расследуют преступления, совершенные в них.

При этом особо тяжкие преступные деяния, такие как убийство или изнасилование, если они произошли в части или гарнизоне, расследует другая служба — Командование уголовных расследований армии США (аналог ГВСУ РФ). Впрочем, первичные следственные действия по таким преступлениям все равно осуществляют военные полицейские, а затем передают их материалы военным следователям.

Создана военная полиция в армии США была в 1941 году — еще до того, как вооруженные силы Америки были переведены на контрактную основу.

В Польше существует Военная жандармерия, которая в 1990 году создана как отдельный род польских вооруженных сил. Ее сотрудники, помимо охраны общественного порядка в воинской части, занимаются предотвращением преступлений, а также расследуют уже совершенные правонарушения. Они имеют право возбуждать уголовные дела и собирать по ним доказательства.

В ФРГ сейчас существует специальная Фельдъегерская служба, основная задача которой — правовая помощь солдатам, поддержание правопорядка в воинских частях, организация дорожного движения на их территории и расследование преступлений в них. Она имеет свое отдельное командование и не подчиняется командиру тех частей, где ведет следственную работу. При этом согласно немецкому законодательству в военной сфере в эту службу может обратиться любой военнослужащий, который считает, что его законным интересам причинен ущерб.

Фельдъегерская служба имеет единый общенациональный экстренный номер телефона, по которому туда могут в любой момент обратиться военные за помощью.

Впрочем, глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова считает, что сейчас создать аналогичную структуру в Российской армии весьма проблематично.

Читайте также: