Имеет ли право директор школы забрать часы у учителя без его согласия

Обновлено: 18.05.2024

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Может ли заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, совмещать наряду с основной должностью работу учителя с нагрузкой 16 часов?

Если нет, то какова может быть максимальная нагрузка?

Заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, вправе совмещать наряду с основной должностью работу учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст. ст. 60.1, 282-288) позволяет педагогическим и иным работникам выполнять работы на условиях трудового договора по совместительству.

Совместительство педагогических работников имеет некоторые особенности, которые определяются помимо Трудового кодекса Российской Федерации рядом документов, в том числе

- "Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы" (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017) (вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, но которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях"). Устанавливает пунктом 4.1.5, что «работники образовательных организаций, включая руководителей и заместителей образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, наряду с работой, определенной трудовым договором, могут замещать в той же образовательной организации на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности (далее - учебная нагрузка) в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная нагрузка, ее содержание и объем, а также размер оплаты.

- Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". Устанавливает:

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Определяет норму часов педагогической работы в неделю на ставку заработной платы.

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 N 3737-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 N 256", раздел 3 «Работнику (в том числе работающему по совместительству), выполняющему у того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Основываясь на выше приведенных правовых актах, работодатель вправе поручить заместителю директора школы, работающему на 1 ставку, совмещение наряду с основной должностью работы учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов, если выполнены все требования указанных актов.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действующее законодательство не даёт определение методического дня, не предусматривает обязательное его предоставление педагогическим работникам и никак не регламентирует порядок установления таких дней. Наличие свободных дней (одного или более) в неделю у педагогического работника зависит от того, как составлено расписание занятий. Администрации образовательного учреждения рекомендуется при составлении расписания занятий экономить время педагога. Учитель не обязан присутствовать в школе в своей свободный от занятий день, если в этот день не предусмотрено никаких общешкольных мероприятий, в которых он участвует, и не должен представлять каких-либо отчётов администрации школы о том, чем он занимался в этот день.

(Ответ председателя Профсоюза работников образования и науки РФ Г.И. Меркуловой. Журнал Народное образование 2006 №4)

Нужно ли писать поурочные планы и как долго они должны храниться?

В действующих нормативно-правовых актах не установлено, каких либо требований, предъявляемых к поурочным учебным планам, не установлены и сроки их хранения. Эти вопросы могут быть предметом регулирования локальных актов, действующих в учреждении образования.

Перечислите требования, которые администрация школы может предъявить при проверке поурочных планов учителя?

Проверка поурочных планов относится к процедурам внутришкольного контроля и регламентируется Положением о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении.

- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;

- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту предложенному руководителем образовательного учреждения;

- подготовки аттестации образовательного учреждения;

- подготовке к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

- по обращению родителей обучающихся.

Нет, такие требования руководителя нельзя назвать правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени или норма часов за ставку заработной платы конкретного педагогического работника зависит от должности и (или) специальности и определяется Правительством РФ с учётом особенностей его труда.

Правительство РФ своим постановлением от 03. 04. 2003г. № 191

- для одних педагогических работников – конкретную продолжительность рабочего времени, которая составляет 30 или 36 часов педагогической работы в неделю (п. 1 приложения к указанному постановлению);

- для других педагогических работников – не продолжительность рабочего времени, а различные нормы часов преподавательской или педагогической работы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год – для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования. За указанное количество часов педагогической работы в неделю (год) выплачивается одна ставка заработной платы (п. 2, 3 приложения к указанному постановлению).

Для четырёх должностей педагогических работников (учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования и тренер-преподаватель) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы определена только как нормируемая часть их педагогической работы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством у учителя централизованно нормируется только преподавательская часть работы (обязанностей), а остальная часть педагогической работы не имеет конкретной продолжительности рабочего времени, поскольку по своему характеру она может выполняться не ежедневно и даже не еженедельно. Кроме того, для её выполнения в зависимости от обстоятельств может использоваться разное количество времени.

К другой педагогической работе, входящей, например, в обязанности учителей, согласно ТКХ, относится работа, связанная с реализацией образовательной программы образовательного учреждения (участие в проведении различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятий, консультационной работы, в деятельности методических объединений и других формах методической работы; работа с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Указанная работа предусматривается планами, графиками на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, но установление каких-либо норм времени для её выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, законодательством не предусмотрено.

Любая работа педагогического работника должна быть оплачена. Требования выполнения работы без оплаты является принудительным трудом (статья 4 Трудового кодекса РФ) и поэтому грубейшим нарушением трудового законодательства.

В каникулы и актированные дни, а также в дни карантина администрация требует, чтобы мы отрабатывали 36 часов в неделю: по 6 часов 6 дней, независимо от учебной нагрузки. Правильно ли это?

Согласно Отраслевому соглашению по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 гг. в каникулярный период педагоги выполняют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ.

Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

В период отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекают к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

(На вопросы отвечала юрист Елена Болотова. Журнал Народное образование 2006 №9)

Нет, не входит. Речь идёт не о составлении акта обследования жилищных условий учащихся, а об участии классного руководителя в составлении такого акта уполномоченными на такие действия лицами. Акты могут составлять работники органов внутренних дел, социальные работники, представители органов опеки и попечительства. Акт составляют в случаях передачи ребёнка на воспитание другому

родителю или при возврате детей родителям и в других случаях предусмотренных законом.

(На вопросы отвечает юрист Елена Болотова.Журнал Народное образование 2007 №1

Как должны использоваться средства от надбавки за заведование кабинетом? В частности, директор требует тратить эти деньги на приобретение занавесок, мела, моющих средств и т.п. Насколько это правомерно?

Рекомендуем Вам по всем вопросам нарушения трудового законодательства обращаться в орган управления образованием или государственную инспекцию труда Вашего города.

Как оформляется и оплачивается работа заведующего кабинетом физики? Дело в том, что администрация школы отказывается оплачивать мою работу как зав. Кабинетом, но продолжает исправно требовать выполнения этих обязанностей.

Работа заведующим кабинетом физики не относится к прямым должностным обязанностям учителя физики. Если данный вид работы не зафиксирован в Вашей должностной инструкции, то администрация образовательного учреждения должна с Вашего письменного согласия издать приказ о назначении Вас заведующим кабинетом физики с установлением дополнительной оплаты труда за этот вид деятельности. Размер оплаты труда за заведование кабинетом определяется образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляется в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Какими инструкциями, письмами или приказами пользоваться при работе с ученическими дневниками?

Руководитель имеет право знакомиться с документацией, дневниками и тетрадями учащихся. Проверка работы учителей с дневниками может строиться по следующим направлениям:

-количество учащихся по списку;

-количество дневников на момент проверки.

2. Работа классного руководителя с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление четверных оценок;

-контроль за ведением дневника;

-заполнение данных об учителях- предметниках;

-наличие расписания занятий на четверть (полугодие);

-наличие расписания по неделям.

3. Работа учителей- предметников с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление оценок за контрольные работы.

4. Контроль дневников детей родителями:

-подпись родителей за текущие оценки;

-подпись родителей за четвертные оценки.

(На вопросы отвечала юрист Любовь. Погребняк. Журнал « Народное

Сколько полагается дней отпуска учителям, работающим в школе по совместительству?

Существуют ли нормативные документы, определяющие режим работы и рабочее время классного руководителя общеобразовательной школы?

Режим рабочего времени, в том числе и классного руководителя, регулируется разделом 4 Трудового кодекса РФ (статьи 91-105),с учетом особенностей установленных статьей 333 ТК РФ. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 утверждено положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. В соответствии с трудовым законодательством, режим работы классного руководителя определяется локальными актами образовательного учреждения, в котором Вы работаете (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор).

Имеет ли право директор образовательного учреждения привлечь к работе в выходные и неработающие праздничные дни?

Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ запрещаются работы в выходные и неработающие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена выделением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Может ли работодатель самостоятельно, применять статью 74 ТК РФ, изменять и дополнять должностную инструкцию, расширять обязанности работников?

Права и обязанности работника в соответствии со статьёй 56 ТК РФ являются существенными условиями трудового договора и могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора и в письменной форме. Изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьёй 74 ТК РФ возможно, но указанная статья связывает возможность их изменения работодателем со строго определёнными причинами: изменение организационных или технологических условий труда. Никакие другие основания не дают право работодателю по своему усмотрению изменять условия трудового договора с работником.

В образовательных учреждениях изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя может быть связано с изменением количества классов, групп, численности учащихся, количества часов по учебному плану, программам, с введением новой должности, обязанности по которой ранее выполнялись работниками за доплату.

Во втором полугодии в нашей школе проходит предварительное распределение нагрузки на следующий учебный год, составляется черновая тарификационная ведомость, в которой администрация просит расписаться, даже если нагрузка меньше 18 часов. Является ли данный документ письменным согласием на то количество часов, которое указано, или письменное согласие – это заявление работника на имя администрации? Имею ли я право не расписываться в этом документе, чтобы администрация не смогла сослаться на этот документ как на мое письменное согласие?

В данном случае Вас информируют о предстоящем изменении условий труда. Это обязательное требование трудового законодательства (см. ст. 74 ТК РФ). Но это не значит, что предлагаемые Вам условия Вас устраивают, поэтому вы можете в письменной форме указать, с чем Вы согласны, а с чем нет.

Подскажите выход из ситуации: вне урока учащийся (10-й класс) при свидетелях назвал учителя информатики нецензурным словом. Что необходимо предпринять?

Неоднократные грубые нарушения устава школы, зафиксированные в официальном порядке, могут послужить основанием для инициирования процедуры исключения учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из данного образовательного учреждения.


Учитель обязан дополнительно заниматься с отстающим учеником, если родители совсем не уделяют ребенку внимания?

Учитель обязан выполнять только ту работу, которая закреплена в его трудовом договоре и должностной инструкции. Если в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему у Вас имеется нагрузка в форме дополнительных занятий с конкретным ребенком, то Вы обязаны ее выполнять. В противном случае – нет.

Нужно ли директору школы, ведущему уроки, разрешение администрации района на их ведение и на получение стимулирующей выплаты?

Это зависит от того, оформлена ли такая нагрузка в качестве совмещения. Если да, то директор должен получать за нее оплату в том же объеме, что и все остальные учителя школы, включая стимулирующие. Если же он выполняет эту работу неформально, на волонтерских началах, то и начислять заработную плату, а также стимулирующие будет незаконно.

C ейчас очень часто родители пишут жалобы на преподавателей, что мы занижаем оценки их детям и пугают руководителя прокурором. Соответственно меры принимают к преподавателю, рекомендуют ставить ту оценку, которую требуют родители. А знаний на данную оценку реально нет. Как можно себя защитить?

Если родитель в присутствии своего ребёнка оскорбил учителя, как поступать в этом случае учителю?

Насколько правомерен график работы учителя, общий для всех учителей? Вот формулировка "2.1. Учитель с отработкой рабочего времени 36 часов в неделю на ставку" 8.00 начало в 15.50 – окончание.

Такой график не является соответствующим законодательству. П. 2.4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

Из совокупного толкования данных пунктов следует, что учитель должен присутствовать в школе только во время проведения учебных занятий или иных обязанностей, требующих присутствия в организации (напр., педсовет, родительское собрание). В иное время он не обязан в ней находиться, следовательно, установление подобного режима недопустимо.

Кому положен методический день? Я работаю учителем начальных классов, какой день может быть методическим?

Работодатель не обязан предоставлять работнику методический день. П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

Подобная формулировка требует лишь отсутствия окон между занятиями, но не предполагает наличие обязательного свободного от учебной нагрузки дня недели.

Вместе с тем Вы можете требовать обязательного установления такого методического дня в рамках коллективного трудового спора с работодателем либо через профсоюз. В некоторых образовательных организациях такие дни закреплены.

Для учителей начальных классов установление методического дня также возможно, так как один из дней недели может быть наполнен учебными занятиями, которые проводят другие педагогические работники (физкультура, ИЗО, музыка и т.д.).

Может ли администрация без согласования со мной или хотя бы предупреждения поставить мне в расписание объединенные уроки на ближайшие 3 недели (не было 2-го учителя по предмету). Имею ли я право отказаться? И как эти уроки должны оплачиваться?

Пунктом 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 определены виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством. К их числу, в частности, относятся:

- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- выполняемая учителями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, преподавателями-организаторами (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководителями физического воспитания, мастерами производственного обучения, воспитателями и другими педагогическими работниками учреждений начального или среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений другая регулярная педагогическая работа в том же учреждении;

- выполнение педагогическими работниками в том же учреждении без занятия штатной должности обязанностей по заведованию кабинетами, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой обучающихся, проверка письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию, классное руководство и др.;

- работа за дополнительную оплату в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в том числе часы замены педагогических работников, отсутствующих по болезни и другим причинам.

Эти виды работ могут выполняться с согласия работодателя в основное рабочее время.

Выполнение указанных видов работ не является совместительством, а, следовательно, не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41). Педагогический работник, как и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Организация и оплата замен должна быть прописана в школьных Правилах внутреннего трудового распорядка. Педагоги могут через свою профсоюзную организацию участвовать в разработке этого локального акта.

Я учитель биологии. Появился новый учебный план для коррекционных учреждений. Количество часов сократили в 2 раза. Нагрузки нет. Переподготовку тоже не предлагают. Что можно сделать?

К сожалению, сокращение учебного плана является законным основанием для уменьшение учебной нагрузки преподавателя в одностороннем порядке. Вы можете просить догрузить Вас иной работой, например, организационной.

Должна ли я ждать по полтора часа совещание, которое назначено на 13.00, а у меня уроки заканчиваются в 12.00. Причем такая практика в нашей школе постоянна. Совещаний очень много и, самое главное, бессмысленных.

П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

« При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписания занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Исходя из данного положения, строго формально Вы можете требовать только отсутствия перерывов от 2 часов и более. Т.е. Вы можете требовать назначить совещание не позднее 13:59, если Ваши уроки заканчиваются в 12:00.

Однако в рамках коллективных переговоров Вы можете закрепить улучшающие Ваше положение нормы в коллективном договоре.

М огут ли заставить работать меньше ставки, т.е. 16 часов, а не 18? А разве не обязана школа обеспечить ставкой?

В соответствии с п. 2.8.1 Продолжительности рабочего времени педагогических работников нормой учебной нагрузки для учителей является 18 учебных часов. Согласно с п. 4 Примечания части 1 Продолжительности рабочего времени педагогических работников выполнение педработникком учебной работы сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы осуществляется только с его письменного согласия . Т.о., из этого следует, что администрация обязана обеспечить нагрузку объёме ставки (18 ч.), а остальное только — с его письменного согласия.

И меет ли право директор распоряжаться стимулирующим фондом, а комиссию проводить только по документам, поощряя при этом своих приближённых и скрывая кому сколько?

Порядок распределения стимулирующих выплат зависит от содержания Вашего школьного Положения об оплате труда. В нем должна быть предусмотрена процедура распределения стимулирующих выплат. Если такого локального акта нет, или в нем не установлен порядок распределения стимулирующих выплат, то работодатель вправе самостоятельно распоряжаться ими. Раскрывать такую информацию он должен только профсоюзной организации.

Если же Положениям об оплате труда комиссия предусмотрена, то нужно либо членам этой комиссии требовать реальной работы, либо переизбрать членов этой комиссии.

Д олжны ли оплачиваться ЕГЭ и ОГЭ? Или можно взять дополнительный отгул?

Читайте также: