Имеет ли право библиотекарь не выдавать учебники в школе

Обновлено: 27.04.2024

1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с Положением о школьной библиотеке, Правилами пользования школьной библиотекой и Положением о порядке учета библиотечного фонда учебников общеобразовательного учреждения.

1.2. Настоящие правила определяют права и обязанности обучающихся, родителей, сотрудников школы и школьной библиотеки, регламентируют порядок пользования учебниками из фонда школьной библиотеки.

2.1. Обучающиеся и сотрудники школы имеют право: получать во временное пользование из фонда учебной литературы библиотеки учебники и учебные пособия.

2.2. Получать необходимую информацию об учебниках и учебных пособиях, имеющихся в фонде библиотеки.

2.3. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

3.1 Ответственный за библиотечный фонд выдает комплекты учебников классным руководителям 1-11 классов на учебный год. Учебники, по которым обучение ведется несколько лет, могут быть выданы на несколько лет.

3.2. При получении библиотечного учебника необходимо внимательно его осмотреть, убедиться в отсутствии дефектов, (ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несёт последний пользователь), а при обнаружении проинформировать об этом классного руководителя, ответственного за библиотечный фонд, по возможности устранить недочеты. Если учебник не подлежит ремонту – обратиться в библиотеку для замены учебника или отметки о недочетах, или пройти процедуру отказа родителей от предлагаемых учебников из имеющихся фондов, оформленную по заявлению родителей.

3.3. В случае перехода обучающихся в течение учебного года в другое образовательное учреждение, учебники сдаются в библиотеку.

3.4. Учащиеся выпускных классов (9 и 11) по окончании обучения берут справку в библиотеке об отсутствии у них задолженностей и сдают ее классному руководителю.

3.5. Увольняющиеся работники отмечают в школьной библиотеке обходной лист.

3.6. Учащиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают).

3.7. В случае порчи или утери учебников учащиеся должны возместить их новыми (тот же автор, то же наименование), используя собственные средства. В особых случаях, при невозможности найти такой же учебник, допускается замена утраченного (или испорченного) учебника другим учебником (с учетом мнения ответственного за библиотечный фонд) или часто востребованной программной художественной книгой (год издания – не позднее 5 лет).

3.5. Учащимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности.

4 Обязанности библиотеки.

Ответственный за библиотечный фонд обязан:

4.1.Обеспечить полную своевременную выдачу учебников обучающимся.

4.2. Информировать обучающихся, учителей и родителей о перечне и количестве необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы на предстоящий учебный год;

4.3. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных учебников и учебной литературы.

4.4. Обеспечивать сохранность и рациональное использование фонда учебной литературы.

4.5.Ежегодно своевременно оформлять заказ на учебники, согласно утвержденному директором школы УМК.

4.6. Проводить ежегодную инвентаризацию учебного фонда, готовит отчеты об обеспеченности учащихся учебниками на текущий учебный год.

  1. Обязанности классных руководителей:

В начале учебного года классный руководитель обязан:

5.1. Получить комплекты учебников в библиотеке, подтвердить получение подписью в журнале выдачи учебников по классам.

5.2. Провести беседу-инструктаж учащихся своего класса о правилах пользования школьными учебниками.

5.3. Выдать учебники классу по ведомости, в которой учащиеся расписываются за полученный комплект.

5.4. В конце учебного года классный руководитель должен обеспечить своевременную сдачу учебников своего класса в школьную библиотеку в соответствии с графиком. В случае необходимости обеспечить ремонт учебников.

5.5. Классный руководитель несет ответственность за комплекты учебников, полученные в школьной библиотеке, в течение всего учебного года, осуществляет контроль за их состоянием.

5.6. В случае утери учебника классный руководитель обязан проконтролировать своевременное его возмещение (покупка нового за счет личных средств ученика).

6.1. Соблюдать правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки

6.2. Бережно относиться к учебникам и учебным пособиям, полученным из фонда библиотеки (не делать в них записей, пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д). Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.

6.3. В течение срока пользования учебник должен иметь съемную, прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений, запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой во избежание повреждения обложки и форзаца.

1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с Положением о школьной библиотеке, Правилами пользования школьной библиотекой и Положением о порядке учета библиотечного фонда учебников общеобразовательного учреждения.

1.2. Настоящие правила определяют права и обязанности обучающихся, родителей, сотрудников школы и школьной библиотеки, регламентируют порядок пользования учебниками из фонда школьной библиотеки.

2.1. Обучающиеся и сотрудники школы имеют право: получать во временное пользование из фонда учебной литературы библиотеки учебники и учебные пособия.

2.2. Получать необходимую информацию об учебниках и учебных пособиях, имеющихся в фонде библиотеки.

2.3. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

3.1 Ответственный за библиотечный фонд выдает комплекты учебников классным руководителям 1-11 классов на учебный год. Учебники, по которым обучение ведется несколько лет, могут быть выданы на несколько лет.

3.2. При получении библиотечного учебника необходимо внимательно его осмотреть, убедиться в отсутствии дефектов, (ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несёт последний пользователь), а при обнаружении проинформировать об этом классного руководителя, ответственного за библиотечный фонд, по возможности устранить недочеты. Если учебник не подлежит ремонту – обратиться в библиотеку для замены учебника или отметки о недочетах, или пройти процедуру отказа родителей от предлагаемых учебников из имеющихся фондов, оформленную по заявлению родителей.

3.3. В случае перехода обучающихся в течение учебного года в другое образовательное учреждение, учебники сдаются в библиотеку.

3.4. Учащиеся выпускных классов (9 и 11) по окончании обучения берут справку в библиотеке об отсутствии у них задолженностей и сдают ее классному руководителю.

3.5. Увольняющиеся работники отмечают в школьной библиотеке обходной лист.

3.6. Учащиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают).

3.7. В случае порчи или утери учебников учащиеся должны возместить их новыми (тот же автор, то же наименование), используя собственные средства. В особых случаях, при невозможности найти такой же учебник, допускается замена утраченного (или испорченного) учебника другим учебником (с учетом мнения ответственного за библиотечный фонд) или часто востребованной программной художественной книгой (год издания – не позднее 5 лет).

3.5. Учащимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности.

4 Обязанности библиотеки.

Ответственный за библиотечный фонд обязан:

4.1.Обеспечить полную своевременную выдачу учебников обучающимся.

4.2. Информировать обучающихся, учителей и родителей о перечне и количестве необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы на предстоящий учебный год;

4.3. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных учебников и учебной литературы.

4.4. Обеспечивать сохранность и рациональное использование фонда учебной литературы.

4.5.Ежегодно своевременно оформлять заказ на учебники, согласно утвержденному директором школы УМК.

4.6. Проводить ежегодную инвентаризацию учебного фонда, готовит отчеты об обеспеченности учащихся учебниками на текущий учебный год.

  1. Обязанности классных руководителей:

В начале учебного года классный руководитель обязан:

5.1. Получить комплекты учебников в библиотеке, подтвердить получение подписью в журнале выдачи учебников по классам.

5.2. Провести беседу-инструктаж учащихся своего класса о правилах пользования школьными учебниками.

5.3. Выдать учебники классу по ведомости, в которой учащиеся расписываются за полученный комплект.

5.4. В конце учебного года классный руководитель должен обеспечить своевременную сдачу учебников своего класса в школьную библиотеку в соответствии с графиком. В случае необходимости обеспечить ремонт учебников.

5.5. Классный руководитель несет ответственность за комплекты учебников, полученные в школьной библиотеке, в течение всего учебного года, осуществляет контроль за их состоянием.

5.6. В случае утери учебника классный руководитель обязан проконтролировать своевременное его возмещение (покупка нового за счет личных средств ученика).

6.1. Соблюдать правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки

6.2. Бережно относиться к учебникам и учебным пособиям, полученным из фонда библиотеки (не делать в них записей, пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д). Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.

6.3. В течение срока пользования учебник должен иметь съемную, прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений, запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой во избежание повреждения обложки и форзаца.

ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАННОСТЬ УЧЕБНИКОВ ВАШИХ ДЕТЕЙ! ПОСМОТРЕТЬ В КАКОМ СОСТОЯНИИ ВАШИ ДЕТИ ВОЗВРАЩАЮТ ИХ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ. ЧЕМ ДОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВАМ ПРИДЕТСЯ ТРАТИТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ, ПОКУПАЯ УЧЕБНИКИ ВЗАМЕН ИСПОРЧЕННЫХ!

Во избежание потерь и порчи учебников, каждый учебник должен быть аккуратно подписан ручкой! На каждом учебнике должна быть обложка!

Меры по сохранности фонда учебников:

1. Ответственность за комплектование, учет, сохранность и обмен несет школьный библиотекарь.

2. Учет и сохранность в каждом классе проводит классный руководитель совместно с библиотекарем.

3. Ответственность за сохранность учебников каждого ученика несут сами учащиеся, а также их родители.

4. В течение срока пользования учебник должен иметь прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений.

5. Запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой во избежание повреждения обложки и форзаца.

6. Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой и т.д.

7. Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: авторучки, линейки, тетради, вырывать и загибать страницы.

8. Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.

9. При получении учебника в библиотеке необходимо внимательно его осмотреть, по возможности устранить недочеты. Если учебник не подлежит ремонту- обратиться в библиотеку для замены учебника, или отметке о недостатках. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, и вина возлагается на учащегося.

10. Ремонт производить только клеем ПВА, ПФ, клеем-карандашом. Бумага должна быть белой, тонкой. Учебник, отремонтированный некачественно, возвращается для повторного ремонта.

11. Родители и учащиеся должны сохранить в течение года все учебники целыми, без разрушения сшивки книги, с наличием всех страниц без записей и пометок.

12. В случае порчи учебника, родители обязаны заменить непригодный для пользования учебник- новым, равнозначным.

Государство тратит большие средства для обеспечения учащихся учебниками. Каждому хочется держать в руках чистую и опрятную книгу, а для этого её нужно беречь.

Поинтересуйтесь, пожалуйста, в каком состоянии учебники у вашего ребенка.

Родители, вместе с детьми попробуйте для себя ответит на вопросы:

1) Знаете ли вы, сколько стоит новый учебник?

2) Сколько учебников вам приходится ежегодно покупать?

3) Огорчаетесь ли, если получаете учебники в плохом состоянии?

4) Стремитесь ли сохранить учебники в хорошем состоянии?

5) Ремонтируете ли вы учебники?

Помни! Учебник твой друг- без него как без рук!

Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством, на всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник.

Заканчивается учебный год.

С 29 мая учащиеся начнут сдавать учебники в школьную библиотеку. Просьба подготовить учебники к сдаче.

Требования к сдаче учебников:

1. Прием учебников производится в конце учебного года по графику.

2. Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.

3. Требования к использованию и обеспеченности учебников:

Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допуская их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающихся удобочитаемости, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета).

При использовании учебника один год, он должен быть сдан в школьную библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета от блока.

При использовании учебника два года, он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым.

При использовании учебника три года, он должен быть сдан в библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего использования: чистым.

4. Учебники из фонда школьной библиотеки, подлежащие ремонту, должны быть отремонтированы учащимися и сданы в школьную библиотеку.

5. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой, либо широким малярным скотчем.

6. Если учебник утерян или испорчен обучающийся обязан заменить его на такой же или другой, необходимый школе.

7. Учащимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый год учебники не выдаются до момента погашения задолженности.

8. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется библиотекарем в виде заявления на имя директора школы под личную подпись родителей.

9. Выдача любых документов (личных дел) по окончании учебного года производится, только после подтверждения сдачи всей учебной и художественной литературы в фонды школьной библиотеки.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НАУЧАТ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО СДАТЬ УЧЕБНИКИ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ

Перед сдачей своего комплекта необходимо:

1) Убедиться в целостности комплекта. Если учебник или книга утеряны, необходимо сделать соответствующую замену.

2) Снять обложки! Они пригодятся тебе для новых учебников.

3) Если распался переплет- подклей его, а также просмотри наличие всех страниц в учебнике. При отсутствии каких-либо страниц, постарайся восстановить их с помощью ксерокопирования.

4) Стереть все пометки со страниц учебника.

5) Убрать закладки, листочки со своими записями из книги, а также ненужные предметы- линейки, ручки и т.д.

6) Кроме учебников, на лето, необходимо сдать все книги школьной библиотеки!

7) Учащиеся 9 и 11 класса, при возврате книг и учебников в библиотеку, получают справку от библиотекаря, о том, что у них нет задолженности. Эта справка необходима для получения аттестата.

Не забывайте следить за сохранностью
школьных учебников и бережном отношении к ним.

Обязательно оберните учебник в обложку,
подпишите свой комплект и старайтесь сохранить чистоту и опрятность страниц вашего учебника.
Сохраним учебник вместе!

Первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк.

- В прошлом году Федеральный перечень учебников, по которому школы закупали книги, существенно сократился. А что делать с учебниками, которые мы закупали два-три года назад? Выбрасывать на помойку? И еще скажите, в этом году перечень станет еще меньше?

Аделина Павлова, школьный библиотекарь.

- Школа может использовать только учебники, которые есть в Федеральном перечне, утвержденном Минобрнауки. Другую литературу разрешено использоватья лишь как дополнительное пособие.

Обратите внимание - учебник и образовательная программа - вещи связанные, но не заменяющие друг друга. Образовательная программа - первична. Не учебник определяет то, чему учат ребенка, а программа. Задача школы - подобрать учебник, отвечающий программе и уровню детей.

Как попадает учебник в Федеральный перечень? Его формирует министерство на основании четырех экспертиз: научной, педагогической, общественной и региональной. Научная определяет соответствие научной картине мира. Педагогическая проверяет, насколько материал учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, примерной программе, возрастным особенностям ребенка. Нет ли там информации, которая разжигает межнациональную рознь, пропагандирует насилие и другие схожие моменты.

На сегодня научную и педагогическую экспертизы имеют право проводить Российская Академия образования, Российская Академия наук, МГУ, СПбГУ, Академия народного хозяйства и госслужбы, и Высшая школа экономики.

Закон не требует от школ обновить сразу всю библиотеку. По учебникам, прошедшим экспертизу в прежние годы, можно учиться до полного их износа. Срок службы учебника обычно около 5 лет, то есть полностью фонды школьных библиотек обновятся только через это время. Старые учебники учителя могут адаптировать под требования новых программ. Так что пока нет никакой необходимости школам срочно для всех классов закупать новые книги.

- У нас в школы пришло распоряжение, что с 1 сентября мы переходим на электронные учебники. Бумажные сдает в библиотеку. Но если бумажные детям выдавали бесплатно, то электронные нужно покупать. Что это такое!

Анна, Поволжье

- Да, с 1 января этого года каждый бумажный учебник должен иметь электронную версию и сейчас идут экспертизы таких версий для всех учебников. Некоторые уже решили, что школа переходит на электронные учебник. Но это не так. Школа обязана предоставить возможность ученику пользоваться бумажным и (или) электронной формой учебника на его выбор. Никто не может заставить родителя и ребенка использовать только электронную версию.

Мы исходим из того, что в любом случае учебник единый. Невозможен бумажный учебник без электронного и наоборот. Электронная форма - не просто скан бумажной, это новый продукт, совпадающий по структуре, набору иллюстраций, содержанию, форме расположения материалов, художественному оформлению. Кроме этого, она должна содержать набор мультимедийных и интерактивных элементов, инструменты самопроверки знаний ученика. Такой учебник должен открываться на разных устройствах и в любых операционных системах, он должен работать и на интерактивных досках. Электронная версия должна работать, даже если нет подключения к интернету.

Есть много научных исследований, которые говорят, что бумажный и электронного тексты по-разному воспринимаются нашими ребятами и их можно использовать для разных целей. Например, бумажный текст помогает запоминать материал. А вот электронная версия удобна для быстрого поиска, анализа, поиска логических связей.

Использовать электронную форму учебника - это право, но не обязанность ученика или учителя. Думаю, в будущем электронные формы учебников станут активно использоваться, и активность эта пойдет в большей степени от учеников, уже привыкших к новым технологиям. Тем не менее, никакого отказа от бумажного учебника не будет.

Сейчас как раз проходит педагогическая и общественная экспертиза электронных форм учебников, которые уже находятся в федеральном перечне. На экспертизу уже поступило около 1100 учебников. До 17 апреля издательства должны предоставить на них экспертное заключение. Думаю, с нового учебного года дети смогут успешно учиться не только по бумажным учебникам, но и по электронным.

- Наталья Владимировна, в нашей школе сказали, что с нового учебного года нам придется платить за учебники, хотя раньше нам их выдавали в библиотеке. Насколько это законно?

Нина, Нижегородская область.

- По закону, школа обязана предоставить учебники всем ученикам. Заставить родителей покупать книги никто не имеет права, учитель может лишь рекомендовать дополнительные пособия. Кроме того, можно докупать учебники для удобства ребенка, как это делают некоторые родители. Один комплект может быть в школе, а другой - дома, чтобы дети не таскали лишнего веса в рюкзаке.

- Недавно в Госдуме был круглый стол, на котором говорили, что экспертизы учебников оплачивают сами издательства. Не получается ли так, что в перечень попадают книги, за которые больше заплатили?

Зинаида Павловна, бабушка

- Да, это правда. Экспертизу оплачивают издательства. Почему? Мы рассматривали возможность проведения экспертизы за счет государственных средств. Оказалось, невозможно спрогнозировать, какое количество учебников пойдет на экспертизу, а, значит - нельзя просчитать расходы бюджета. И еще: совершенствование качества учебников разумно перекладывать на того, кто зарабатывает на них деньги, то есть на издателей.

При этом фамилии экспертов теперь открыты (раньше были засекречены). Открыт и договор с организацией, которая проводит экспертизу. Кроме того, сейчас заключение эксперта размещается в открытом доступе. Если выясняется, что автор экспертизы - член авторского коллектива учебника, такая экспертиза аннулируется.

В результате таких обновлений процедуры в прошлом году большая доля учебников экспертизу в РАО н в РАН не прошла. Из 2985 учебников Перечня 2013/2014 года осталось 1365 учебников.

Мы не ставим цель сократить перечень до минимума. Наша задача - оставить только качественные учебники. У каждого учителя или родителя есть право оспорить включение учебника в Федеральный перечень. Достаточно прислать аргументированное письмо в наше министерство, и книга поступит на повторную проверку.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: