Икономия и акривия как принципы церковного права

Обновлено: 04.07.2024

  • Икономи́я (от греч. οἰκονομία — устроение дома, дел) — в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Противоположностью икономии является акривия.

В частном случае, икономия — это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех. Избежание таких последствий и является целью отмены пастырем епитимии за проступок. Икономия даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.

Связанные понятия

Преще́ние — традиционный в Русской церкви общий термин для обозначения того или иного церковного дисциплинарного наказания, предусмотренного церковным правом Православной Церкви.

Константинопольский собор 1484 года — большой поместный собор Православной церкви, созванный для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. На соборе присутствовали все четыре греческих патриарха (Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский).

Изверже́ние из свяще́нного чи́на (лишение сана) — лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства.

Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Интеркоммунион) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях.

Апо́стольское прее́мство — принцип церковного права в исторических церквях и в англиканстве, в соответствии с которым церковная иерархия прямо и преемственно восходит, чрез непрерывную череду рукоположений (хиротоний) епископов, к поставленным Иисусом Христом апостолам. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность и правильность совершения епископских хиротоний как одного из внешних выражений пространственно-временно́го единства Церкви.

Перекрещивание — в христианстве совершение таинства крещения лица, ранее крещёного. Существует несколько причин, по которым может возникнуть в этом необходимость. В ранней церкви перекрещивали еретиков для возвращения их к ортодоксальной вере. Перекрещивание совершается некоторыми деноминациями, не признающими предыдущее крещение. В случае значительных богословских разногласий перекрещивание может быть условием перехода из одной деноминации в другую. Некоторые церкви, признающие только сознательное.

Запрещение в служении (также запрещение в священнослужении) — прещение (наказание) для клириков, состоящее в запрещении им совершать священнодействия.

Га́нгрский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Γάγγρᾳ τῶν Παφλαγόνων) — поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV века в городе Гангры (Пафлагония). В отношении даты проведения собора высказываются различные мнения: около 340 года — епископ Никодим (Милаш), 343 год — архиепископ Петр (Л’Юилье) или между 362—370 годами — профессор А. С. Павлов. Участие в работе собора приняло 13 епископов, председательствовал Евсевий Никомидийский. В соборе приняли участие следующие епископы: Евсевий, Элиан.

Владимирский собор 1274 года — архиерейский собор Русской Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире. Ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше.

Младоста́рчество — порочное и осуждаемое явление в церковной жизни, связанное со злоупотреблением некоторыми священнослужителями пастырской властью, по уставу возложенной на них Церковью. Характеризуется стремлением полностью подчинить себе волю или сознание своих прихожан, присвоением себе полномочий, которые не предусмотрены церковными правилами и уставом. Может выражаться, например, в наложении чрезмерно строгих епитимий, в том числе за действия, которые в нормальной пастырской практике Церкви.

Отпускная грамота (в Западнорусской митрополии — Отпускной лист) — документ, выдаваемый архиереем духовным лицам при переходе их в другую епархию.

Лати́нство (лати́няне) — общепринятый термин в средневековой русской литературе для обозначения католицизма. В более позднее время часто имеет негативную коннотацию. Происхождение связано с использованием латинского языка в качестве богослужебного.

Чино́вник архиере́йского священнослуже́ния; Чино́вник (греч. Άρχηιερατικόν) — принятое в Русской православной церкви (РПЦ) название богослужебной книги, содержащей чинопоследования византийского обряда при служении архиерея. Помимо текстов, содержащихся в Служебнике, Чиновник содержит также тексты и указания, относящиеся к архиерейскому богослужению: чины посвящения (хиротесии в степени свещеносца, чтеца, рукоположения в иподиакона, диакона, священника и епископа, освящения антиминсов и храмов, варения.

Ру́сская исти́нно-правосла́вная це́рковь (сокращённо РИПЦ) — малочисленная неканоническая православная юрисдикция русской традиции, возникшая в 2001 году в результате ухода из Русской православной церкви заграницей ряда клириков, служивших на территории стран бывшего СССР, во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко). Ныне возглавляется Синодом под председательством архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника).

Патриархат — термин производный от патриарх; обозначает ту или иную поместную Церковь, первый епископ которой имеет означенный титул. В более узком смысле означает институт патриаршества или церковно-каноническую юрисдикцию того или иного патриарха.

Термин глава́ це́ркви употребляется не во всех конфессиях христианства, преимущественно в протестантизме.

И́стинно-правосла́вная це́рковь Румы́нии — малочисленная неканоническая православная юрисдикция в Румынии, не состоящая в евхаристическом общении с официальной Румынской православной церковью и использующая в богослужении юлианский календарь.

Нике́о-Царегра́дский Си́мвол ве́ры, Константинопо́льский Си́мвол ве́ры (др.-греч. Σύμβολον τῆς Κωνσταντινουπόλεως, лат. Symbolum Constantinopolitanum), Нике́о-Константинопо́льский Си́мвол ве́ры — строгая догматическая формула вероисповедания, введённая на Втором Вселенском соборе в 381 году, утверждённая на IV Вселенском соборе в 451 году как полное раскрытие учения о Троице, в основу которого легли терминология и труды Великих каппадокийцев и Никейский Символ веры; используется в богослужении большинства.

Экклезиоло́гия; также экклисиоло́гия (от греч. ἐκκλησία — церковь и λόγος — знание) — отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви: как раздел догматического богословия и как элемент богословия тех или иных отцов Церкви.

Хорепи́скоп (сельский епископ, греч. χωρεπίσκοπος от греч. χωρα — округа, сельский округ и греч. ἐπίσκοπος-епископ,лат. corepiscopus, chorepiscopus, vicarius, vicorum episcopus) — лицо, посвящённое в епископскую степень священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции епископа города (области, епархии).Хорепископ — первоначально епископ сельской округи, зачастую не признававший главенство епископа города. В дальнейшем проводник епископской власти в сельских и деревенских церквах.

Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.

Теори́я ветве́й (англ. Branch theory) — богословская концепция, разработанная в Англиканстве, согласно которой Римско-католическая церковь, восточноправославные церкви и Англиканское сообщество суть три ветви Единой, Святой, Кафолической (Соборной) и Апостольской церкви.

Канони́ческая террито́рия — Термин, встречающийся впервые в русскоязычной литературе в 1930-е годы, если не ранее. Понятие, введённое в обиход богословами Русской православной церкви в 1990-е годы, закрепляющее определённую территорию за определенной православной поместной церковью, где всякая религиозная деятельность иных церквей (как православных, так и, в контексте экуменического диалога, инославных) воспринимается как недружественный прозелитизм, его обоснование православие привязывает к словам.

Неканоническая православная юрисдикция, неканоническая церковь (также неканоническое православие) — термин, которым церкви мирового православия называют юрисдикции, не отличающиеся от них по основным вероучительным положениям, но не признанные ими в качестве легитимных. Иногда используется как технический термин (распространённое обиходное обозначение) в светском религиоведении, которое, однако, не оперирует внутрицерковным критерием каноничности.Разные оценки численности последователей данных организаций.

Лати́нская це́рковь (лат. Ecclesia Latina, также Западная церковь) — крупнейшая из автономных поместных церквей Sui Iuris Католической церкви, применяющая латинский литургический обряд. Совокупность 24 церквей Sui Iuris, к числу которых принадлежат также 23 восточнокатолические церкви, составляет Католическую церковь. Они отличаются друг от друга литургическими обрядами (обряды, облачения, песнопения, язык), молитвенными традициями, богословием, каноническим правом, и пасторством, но все они имеют.

Церко́вный су́д — система органов, находящихся в юрисдикции той или иной Церкви, осуществляющая функции судебной власти на основании церковного законодательства (церковного права).

Автономная церковь (от греч. αὐτονομία — самозаконие) в православии — поместная церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом кириархальной церкви. Традиционно автономные церкви имеют небольшое число епископов.

Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.

Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей.

Двоепе́рстие, или Двупе́рстие — принятое в средневековом православии (Церкви на востоке) и доныне среди старообрядцев сложение пальцев (перстов) правой руки для совершения крестного знамения. Двоеперстие стало общеупотребительным на греческом Востоке в VIII веке (вместо наиболее распространённой в древности и известной по святоотеческим свидетельствам формы перстосложения — единоперстия). Вытеснено троеперстием — в XIII веке у греков и в 1650-х годах в Московском патриархате в Русском государстве.


17 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви решил разорвать евхаристическое общение с представителями Элладской Православной Церкви, которые будут сослужить раскольникам из ПЦУ либо поминать имя главы этой организации Епифания Думенко во время богослужений.

Однако сам Думенко и его организация никаких заявлений о признании от Элладской Православной Церкви не делали. Более того, глава ПЦУ сообщил на своей странице в Facebook, что надеется в скором времени посетить Афины с официальным визитом. А позже, во время пребывания в США, высказал надежду, что ЭПЦ завершит процесс признания ПЦУ.

В этом контексте среди православных – как со стороны духовенства, так и со стороны мирян – все чаще звучат заявления, что решения Синода РПЦ слишком мягкие, половинчатые и в конечном итоге ведут к закреплению существующей ситуации. По их мнению, с ЭПЦ нужно было прекращать евхаристическое общение сразу после того, как появился документ, подтверждающий право Константинопольского патриархата предоставлять автокефалию. Назовем эту позицию акривией.

С другой стороны, существует огромная масса православных, которые уверены, что Синод принял единственно правильное решение и разрывать евхаристическое общение со всей ЭПЦ пока рано. Эту позицию можно условно назвать икономией.

В этой статье мы попытаемся понять решение Синода РПЦ с точки зрения икономии.

Икономия значит польза

В переводе с греческого икономия (οἰκονομία) означает действия, помогающие наилучшим образом устроить домашние дела.

Икономия не значит согласие с грехом

С другой стороны, икономия не должна касаться области внутренних убеждений. Человека, поступающего по икономии, нельзя принуждать и думать точно так же. Другими словами, если священник снисходит к грешнику, то не потому, что оправдывает грех или считает его чем-то нормальным, а только потому, что желает принести пользу грешнику, дать ему возможность одуматься, остановиться и изменить свою жизнь.

С этой точки зрения мы и рассмотрим аргументы, которые могли использовать для оправдания недостаточной строгости решений РПЦ.

1. В ЭПЦ есть архиереи, которые не признают ПЦУ и не станут этого делать

Полный разрыв евхаристического общения с ЭПЦ означает разрыв и с этими достойными пастырями Церкви Христовой, а также с миллионами простых верующих, которые не согласны с главой Фанара. Разорвать с ними – значит, отойти от своих братьев и потерять поддержку внутри Элладской Церкви.

2. В ЭПЦ есть те, кто не определился по поводу ПЦУ

В Греции есть довольно большое количество верующих, которые до сих пор не определились, что такое ПЦУ. Эти люди смотрят на разразившийся церковный кризис через призму борьбы за влияние в православном мире между Константинопольским патриархатом и РПЦ, то есть так, как эту проблему пытается представить Фанар.

Для них весь вопрос ПЦУ – в худшем случае вопрос нарушения юрисдикционных границ между Церквями. Они не желают разбираться в канонических тонкостях в вопросе предоставления автокефалии либо принятия апелляции, им совершенно чуждо набирающее мощь учение о первенстве Константинопольского патриарха, они не желают разбираться в действительности раскольнических хиротоний и сохранении ими апостольского преемства. Более того, Украина для них – далеко, а Фанар – близко. И стоит ли портить отношения с тем, кто близко и свой, ради того, кто далеко и чужой?

Именно поэтому полный разрыв с ЭПЦ означает полную утрату этих людей для Церкви Христовой. Ведь разрывая с ними отношения, мы не оставляем им иного выбора, кроме как быть с Фанаром и раскольниками.

3. В ЭПЦ очень силен этнофилетизм

Когда мы наблюдали за пресс-конференцией трех иерархов ЭПЦ по итогам Архиерейского Собора, все время не покидала мысль – как среди сторонников Фанара оказался митрополит Иерофей (Влахос)? Известный богослов, любимый многими православными духовный писатель, автор прекрасных книг об афонских подвижниках и Иисусовой молитве, вдруг оказался в числе самых ярких сторонников Фанара. Как, почему?

Все дело в том, что среди православных греков (да и среди греков вообще) до сих пор жива мечта о возрождении Византийской империи, Великой Эллады. Для таких людей, как митрополит Иерофей (Влахос), это не просто мечта, а цель жизни. И для них патриарх Константинопольский – видимый символ грядущего величия эллинизма. Они действительно уверены, что Стамбул станет греческим Константинополем, а патриарх – главой Православной Церкви.

Полный разрыв с ЭПЦ только утвердит этих людей во мнении, что Фанар прав, и рассуждать на эту тему не имеет смысла, т.к. речь идет о выживании греко-эллинского мира перед лицом славяно-русской экспансии.

Среди греков до сих пор жива мечта о возрождении Византийской империи, Великой Эллады. Для них это даже не просто мечта, а цель жизни.

Во время нашумевшего Архиерейского Собора ЭПЦ, который признал право патриарха Варфоломея предоставлять автокефалию, не соблюли процедуру голосования. Решение Собора принимали не все митрополиты, а незначительный круг лиц, которые отстаивают интересы Фанара внутри ЭПЦ.

Именно поэтому разрыв евхаристического общения со всей ЭПЦ только послужит на пользу Фанару и нескольким митрополитам, которые представляют его взгляды. Тем более, уже после Собора целый ряд иерархов ЭПЦ заявили, что они не согласны с обнародованным итоговым документом.

5. Решение о разрыве отношений надо принимать с учетом современных обстоятельств и экклезиологической ситуации

По словам митрополита Луки, это означает, что «полнота Церкви присутствует в общине, которая состоит из епископа как преемника апостолов, коллегии пресвитеров и дьяконов и верующего народа, объединенного в евхаристическом собрании. Эта полнота является самодостаточной и предлагает своим членам все необходимое для усвоения данного нам от Бога искупления. Эту истину нам важно понять для того, чтобы сохранить чистоту Православия в новых условиях человеческого общежития.

Исходя из экклесиологии священномученика Игнатия Богоносца и древней церковной традиции, евхаристическое общение должно сохраняться в межцерковном единстве с теми евхаристическими общинами, которые не пошли по пути предательства своей веры.

Таковы аргументы в пользу икономии, то есть, тех решений, которые были приняты архиереями РПЦ в отношении позиции Элладской Церкви по ПЦУ. Есть ли аргументы в пользу акривии, то есть полного разрыва с Церковью, фактически поддержавшей раскольников? Есть, и о них мы расскажем во второй части статьи.


Предстоятели Элладской и Русской Церквей. Фото: СПЖ

Правильно ли поступил Священный Синод Русской Православной Церкви, не разорвав евхаристическое общение со всей Элладской Церковью.

17 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви решил разорвать евхаристическое общение с представителями Элладской Православной Церкви, которые будут сослужить раскольникам из ПЦУ либо поминать имя главы этой организации Епифания Думенко во время богослужений.

Однако сам Думенко и его организация никаких заявлений о признании от Элладской Православной Церкви не делали. Более того, глава ПЦУ сообщил на своей странице в Facebook, что надеется в скором времени посетить Афины с официальным визитом. А позже, во время пребывания в США, высказал надежду, что ЭПЦ завершит процесс признания ПЦУ.

В этом контексте среди православных – как со стороны духовенства, так и со стороны мирян – все чаще звучат заявления, что решения Синода РПЦ слишком мягкие, половинчатые и в конечном итоге ведут к закреплению существующей ситуации. По их мнению, с ЭПЦ нужно было прекращать евхаристическое общение сразу после того, как появился документ, подтверждающий право Константинопольского патриархата предоставлять автокефалию. Назовем эту позицию акривией.

С другой стороны, существует огромная масса православных, которые уверены, что Синод принял единственно правильное решение и разрывать евхаристическое общение со всей ЭПЦ пока рано. Эту позицию можно условно назвать икономией.

В этой статье мы попытаемся понять решение Синода РПЦ с точки зрения икономии.

Икономия значит польза

В переводе с греческого икономия (οἰκονομία) означает действия, помогающие наилучшим образом устроить домашние дела.

Икономия не значит согласие с грехом

С другой стороны, икономия не должна касаться области внутренних убеждений. Человека, поступающего по икономии, нельзя принуждать и думать точно так же. Другими словами, если священник снисходит к грешнику, то не потому, что оправдывает грех или считает его чем-то нормальным, а только потому, что желает принести пользу грешнику, дать ему возможность одуматься, остановиться и изменить свою жизнь.

С этой точки зрения мы и рассмотрим аргументы, которые могли использовать для оправдания недостаточной строгости решений РПЦ.

1. В ЭПЦ есть архиереи, которые не признают ПЦУ и не станут этого делать

Полный разрыв евхаристического общения с ЭПЦ означает разрыв и с этими достойными пастырями Церкви Христовой, а также с миллионами простых верующих, которые не согласны с главой Фанара. Разорвать с ними – значит, отойти от своих братьев и потерять поддержку внутри Элладской Церкви.

2. В ЭПЦ есть те, кто не определился по поводу ПЦУ

В Греции есть довольно большое количество верующих, которые до сих пор не определились, что такое ПЦУ. Эти люди смотрят на разразившийся церковный кризис через призму борьбы за влияние в православном мире между Константинопольским патриархатом и РПЦ, то есть так, как эту проблему пытается представить Фанар.

Для них весь вопрос ПЦУ – в худшем случае вопрос нарушения юрисдикционных границ между Церквями. Они не желают разбираться в канонических тонкостях в вопросе предоставления автокефалии либо принятия апелляции, им совершенно чуждо набирающее мощь учение о первенстве Константинопольского патриарха, они не желают разбираться в действительности раскольнических хиротоний и сохранении ими апостольского преемства. Более того, Украина для них – далеко, а Фанар – близко. И стоит ли портить отношения с тем, кто близко и свой, ради того, кто далеко и чужой?

Именно поэтому полный разрыв с ЭПЦ означает полную утрату этих людей для Церкви Христовой. Ведь разрывая с ними отношения, мы не оставляем им иного выбора, кроме как быть с Фанаром и раскольниками.

3. В ЭПЦ очень силен этнофилетизм

Когда мы наблюдали за пресс-конференцией трех иерархов ЭПЦ по итогам Архиерейского Собора, все время не покидала мысль – как среди сторонников Фанара оказался митрополит Иерофей (Влахос)? Известный богослов, любимый многими православными духовный писатель, автор прекрасных книг об афонских подвижниках и Иисусовой молитве, вдруг оказался в числе самых ярких сторонников Фанара. Как, почему?

Все дело в том, что среди православных греков (да и среди греков вообще) до сих пор жива мечта о возрождении Византийской империи, Великой Эллады. Для таких людей, как митрополит Иерофей (Влахос), это не просто мечта, а цель жизни. И для них патриарх Константинопольский – видимый символ грядущего величия эллинизма. Они действительно уверены, что Стамбул станет греческим Константинополем, а патриарх – главой Православной Церкви.

Полный разрыв с ЭПЦ только утвердит этих людей во мнении, что Фанар прав, и рассуждать на эту тему не имеет смысла, т.к. речь идет о выживании греко-эллинского мира перед лицом славяно-русской экспансии.

Среди греков до сих пор жива мечта о возрождении Византийской империи, Великой Эллады. Для них это даже не просто мечта, а цель жизни.

Во время нашумевшего Архиерейского Собора ЭПЦ, который признал право патриарха Варфоломея предоставлять автокефалию, не соблюли процедуру голосования. Решение Собора принимали не все митрополиты, а незначительный круг лиц, которые отстаивают интересы Фанара внутри ЭПЦ.

Именно поэтому разрыв евхаристического общения со всей ЭПЦ только послужит на пользу Фанару и нескольким митрополитам, которые представляют его взгляды. Тем более, уже после Собора целый ряд иерархов ЭПЦ заявили, что они не согласны с обнародованным итоговым документом.

5. Решение о разрыве отношений надо принимать с учетом современных обстоятельств и экклезиологической ситуации

По словам митрополита Луки, это означает, что «полнота Церкви присутствует в общине, которая состоит из епископа как преемника апостолов, коллегии пресвитеров и дьяконов и верующего народа, объединенного в евхаристическом собрании. Эта полнота является самодостаточной и предлагает своим членам все необходимое для усвоения данного нам от Бога искупления. Эту истину нам важно понять для того, чтобы сохранить чистоту Православия в новых условиях человеческого общежития.

Исходя из экклесиологии священномученика Игнатия Богоносца и древней церковной традиции, евхаристическое общение должно сохраняться в межцерковном единстве с теми евхаристическими общинами, которые не пошли по пути предательства своей веры.

Таковы аргументы в пользу икономии, то есть, тех решений, которые были приняты архиереями РПЦ в отношении позиции Элладской Церкви по ПЦУ. Есть ли аргументы в пользу акривии, то есть полного разрыва с Церковью, фактически поддержавшей раскольников? Есть, и о них мы расскажем во второй части статьи.

Иными словами, автор противопоставляет каноническое право и икономию, понимая последнюю как нечто альтернативное каноническому праву, или как нечто его упраздняющее.

С благодарностью историку А. Журавскому прочитав статью его, мы предприняли попытку исследовать, – по мере наших возможностей, – затронутые в ней вопросы. Верно ли считать принцип икономии альтернативой каноническому праву? Что вообще такое – икономия; как первоначально применялось это понятие в Церкви? Как понималась икономия, в частности, возглавителем РПЦЗ в обсуждаемый нами период, митр. Анастасием? Мы хотели сравнить позицию в данном вопросе митр. Анастасия, которой чаще всего определялась позиция зарубежного Архиерейского Собора в это время, с позицией в том же вопросе древней Церкви.

I. Понятие “икономия” и применение его в древней Церкви

по Своему устроению (икономиан)

102-ое Трулльское правило излагает еще один, тесно связанный с понятием “икономии”, принцип о силе обычая в Церкви: оно замечает, что из соображений мудрой икономии надо следовать в известных случаях не акривии (точности или строгости в соблюдении буквы правил), а обычаю: «Подобает нам и то и другое знать, и требуемое

строгостью
обычаем
управлявший
распоряжения
имеют в своем ведении
благоразумием
oikonomia
назидания
с точностью

Мы надеемся, что и сейчас мысли митр. Анастасия могут послужить на пользу Русской Церкви, над домостроительством которой он не один десяток лет протрудился – как в России, так и зарубежом.

II. Отношение митр. Анастасия к другим зарубежным юрисдикциям

На Архиерейском Соборе 1953 г. видное место занимает вопрос о взаимоотношениях Зарубежной Церкви и Американской Митрополии. Архиерейский Синод, перебравшись окончательно, – в лице митр. Анастасия, – к концу 1950 г. в Америку, сразу столкнулся с местной церковной смутой, вызванной событиями, последовавшими за Кливлендским Собором 1946 г. Разрыв с Митрополией, как известно, был окончательным, но в 1953 г. еще казалось возможным примирение и объединение на началах Временного Положения не только с Митрополией, но и с Парижским Экзархатом.

Его цель спасать человека, а не отталкивать.

Никакой закон и правила не могут обнять все многочисленные случаи церковной практики. Потому и установлен

принцип церковной икономии, т.е. церковной пользы.

III. Вопрос о принятии клириков МП и митрополит Анастасий

«Имели СУЖДЕНИЕ о сослужении с духовенством находящимся в юрисдикции Митрополита Сергия и его Синода.

Особенно яркий пример широты взглядов митр. Анастасия находим среди протоколов Арх. Собора 1953 г. На этом Соборе был вторично (после 1938 г.) поднят вопрос о способе принятия клириков МП. После продолжительного обмена мнений, среди которых высказывались и предположения о безблагодатности таинств МП, о неправильности принятия Зарубежной Церковью ее клириков в прошлом и т.п., митр. Анастасий просит прочитать 1-ое правило Василия Великого, т.е. то самое, которое мы подробно выше рассматривали. Напомним, что в этом правиле св. Василий из соображений икономии соглашается принять в сущем сане и епископов из енкратитов, потому только, что так уже заведено другими епископами. По той же причине соглашается св. Василий принимать и крещение иных раскольников, хотя сам считает, что следовало бы их перекрещивать. Приводим полностью итоговое слово митр. Анастасия: «Председатель предлагает сделать определенные выводы из всего, что говорилось. Признаем ли мы в принципе действительность рукоположений теперешнего Патриарха и его архиереев? Но можем ли мы ставить их под вопрос? Тогда мы должны объявить всю Церковь без таинств. Хватит ли у нас дерзновения объявить ее всю безблагодатной? До сих пор мы не ставили этот вопрос так радикально. Когда Митрополита Филарета спросили о католиках то он сказал: “как я буду судить Церковь, которую не судил Вселенский Собор?” Какую же норму нам принять? Председатель говорит, что он не напрасно просил прочесть I правило Св. Василия Великого. Св. Отец говорит в нем, что надо проявлять большую широту. Он очень хорошо говорит о крещении. Рукоположение менее имело бы значения, чем крещение. Митрополит Антоний руководствовался этим правилом Св. Василия Великого, когда говорил, что готов был бы принять по третьему чину и католиков и англикан. У него была точка зрения, что как только прорываются органические связи с ересью и принимается Православие, получается благодать, что как бы пустой сосуд наполняется благодатью. У нас существует принцип, согласно которому, по третьему чину можно принимать в тех случаях, когда не порвана нить преемства. Даже армяне, исповедающие определенную ересь, принимаются в сущем сане. Относительно англикан, вопрос возник потому, что сами они не уверены в том, что имеют преемство.

Если мы принимаем так чужих, порвавших с ересью, то как же не принимать своих?

Говорят, что Патриарх Алексий больше погрешил, чем его предшественник. Больше ли он погрешил или меньше, но мы его рукоположение не отрицаем. Много говорилось об их апостасии. Но надо быть осторожными. Прямое обвинение в апостасии едва ли можно сделать. Они нигде не утверждают безбожие. В печатаемых проповедях они стараются держаться православной линии. Они принимали и принимают очень строгие меры по отношению к обновленцам, а с Патриархом Тихоном связи не рвали. Лживая политика принадлежит церковной власти и ответственность за нее падает на руководителей. Только ересь, принятая всею Церковью, порочит всю Церковь. В данном случае народ не отвечает за линию поведения руководителей и вся Церковь, как таковая, остается неопороченной. Никто не дерзнет сказать, что вся Церковь безблагодатна, но посколько священники имели соприкосновение с лукавнующей иерархией, сами кривили душей, покаяние необходимо. Относительно чекистов в рясе и речи быть не может. Эти хуже чем Симон Волхв.

Сказанное митр. Анастасием о Московской Патриархии не совсем верно было бы назвать просто широтой. Идея икономии, т.е. церковно-созидательного мышления, как мы выше видели, связана не с какой-то просто широтой, а именно с любовью, – которой прежде всего отличается слово митр. Анастасия. Говоря о Патриархии, он в первую очередь выделяет все ее положительное. Более того, в клириках МП он чувствует своих. «Если мы принимаем так чужих, спрашивает митр. Анастасий, …то как же не принимать

своих

IV. Митр. Анастасий и вопрос о греческих старостильниках

заслуживает ли такое нарушение церковного разобщения или только вразумления.

Вы, Батюшка, на один шаг от впадения в прелесть. Да оградит Вас Матерь Божия от дальнейшего шага. Пишу Вам как доброжелательный друг да не погубите своего 40 летнего подвига решением о Церкви на почве

Вашего условного формализма;

V. Заключение

Читайте также: